Системные требования
Минимальные:
MS Windows 98/2000/ME/XP
Процессор Pentium-III с частотой 800MHz
64 MB RAM
Видеокарта с 4 MB RAM
700 MB свободного места на жестком диске
100% DirectX-совместимая звуковая карта
4x CD-ROM
Рекомендуемые:
MS Windows 98/2000/ME/XP
Процессор Pentium 4 с частотой 1.4 GHz
128 MB RAM
Видеокарта с 4 MB RAM
700 MB свободного места на жестком диске
100% DirectX-совместимая звуковая карта
16x CD-ROM
Все немецкие стратегии одновременно и похожи, и не похожи одна на другую. Как бы ни разнились между собой сюжеты и разработчики, пары минут в гуще событий хватит, чтобы определить "национальность" игры Heaven & Hell: To live and let to die.
Что может быть веселее игры в бога? Только самому стать богом! К счастью, только в игре, и только - на несколько миссий кампании. Сюжет прост до безобразия: есть Добро, и есть Зло (отвратительно традиционно, как мне кажется) - разработчики состряпали сюжет по мотивам некой широко известной среди верующих книги. Но на этот раз вы не просто заурядный игрок. Знакомьтесь, бог. Работенка грязная, пыльная, неблагодарная. Ибо у вас есть прямой конкурент, который также как и вы, бог. Да-да, не удивляйтесь. Случается и такое...
Оба вы, посредством своих почитателей или приспешников, боретесь за расположение всех жителей в одном мирке. Но так как каждый из вас представляет противоположный лагерь, то и способы воздействия у вас - разные. Сразу хочу предупредить, что в самом начале играть можно только на стороне сил Добра, а вот чтобы начать карать и пугать - требуется немного подрасти и набраться опыта. Положительная миссия начинается с обретения "десяти заповедей" и до "всемирного потопа", отрицательная - со времени после потопа и до одержания полной победы над противоположной стороной.
Если жители не успели переметнуться на сторону врага изначально, они сохраняют нейтралитет. С неопределившимся электоратом работать и проще, и приятнее. Население не перейдет на вашу сторону до тех пор, пока не уверует в ваше существование. Общаться с верующими вы будете через проповедника, вошедшего на гору и узревшего там священные письмена, которые он вызубрил назубок, чтобы потом нести их в массы. Доносить ваши слова до народа проповедник будет, используя Ману. Чем больше в вас верят, тем больше у вас этой самой маны. Какая-то пирамида получается :).
Так что, если подумать, чем больше у вас маны, тем быстрее и веселее идет процесс вербовки новых адептов в вашу чудесную веру. Как только клиент "дозревает", на него снизходит божественная благодать, и он совершенно преображается.
Жилище его тоже меняет свой вид, и теперь может быть использовано в качестве генератора либо для получения маны, либо для увеличения лояльности.
Для чего нужна мана - понятно, а вот с лояльностью надо кое-что прояснить. Лояльность к вере в вас выражается в моральной устойчивости к прозелитическим проискам проповедников оппонента.
Как и мана, лояльность имеет три уровня. Переход на каждый последующий уровень стоит определенное количество маны, зато психологическая устойчивость становится потрясающей и переходит в степень оголтелого фанатизма (у "доброго" человечка над головой появляется голубоватое свечение, у "злого" - красные рога).
Жители будут закидывать неприятеля камнями, защищаясь от нападок новой веры, невзирая на то, кто к ним пожаловал: проповедник, неудачливый шпион или вражеский военачальник. Лояльность второго уровня таких гарантий не дает, и вы можете потерять этих жителей. Поэтому сразу же укрепляйтесь - Зло никогда не дремлет.
Игра - короткая, в кампании за Добро - всего восемь миссий. Заканчивается все отплытием каждой твари по паре и группы избранных лиц на вами же построенном Ковчеге. Спасаетесь же вы - от вами же устроенного потопа.
Юниты
Юниты сил Зла в точности копируют юнитов сил Добра, отличаясь лишь окончанием -mael против -Bon. И, разумеется, средствами.
Так как играла я, в основном, на стороне праведников, с них и начнем:
Проповедник (baptisbon)
Основной "свидетель" вашего существования - он же ваш голос в земном мире - проповедник. Он смущает людей своими речами и убеждает их на словах в том, что нет на свете бога, кроме вас.
Итак, в арсенале "доброго" проповедника имеется:
проповедь (живописный рассказ о прелестях жизни и веры в вас, сопровождаемый активной жестикуляцией и приемами НЛП). Стоит подобный пиар - 25 единиц маны.
радуга над городом (чудо, помогающее колеблющемся увериться в вашем существовании и определиться быстрее). Стоимость данного "перфоманса" - 50 единиц маны.
Божественный Ангел (чудо, поражающее сильнее, и, соответственно, быстрее привлекающее новобранцев в ваши крепнущие ряды). Стоит сие удовольствие целых 100 единиц маны.
Baptismael - "злобный" проповедник - насылает на город полчища саранчи, показывает огненного демона (что очень красиво выглядит в темноте) и вешает лапшу на уши :) горожанам.
Торговец (Camelbon)
Прокладывает дорогу между городами (если они расположены рядом) и отправляет из города в город караваны.
Camelmael занимается тем же самым.
Военачальник (Beat-up O`Bon)
Помогает проповеднику наставить аборигенов на путь истинный, уничтожает врагов и служит своему богу. Способен во время боя вдохновить своих солдат божественным (в прямом смысле) пением. Это - единственное отличие Beat-up O`Bon-а от коллеги с той стороны баррикад. Забривают в солдаты и указывают на цель нападения они совершенно одинаково. Как я уже писала выше, максимальное число солдат на одного военачальника - дюжина.
Хитрость: победите военачальника - победите всю его армию.
Инженер (Construct O`Bon)
Создает и ремонтирует чудесные постройки, призванные показать всему миру ваше божественное величие. Положительный персонаж получает стройматериалы с неба, отрицательный - заставляет землю расступиться и явить миру уже готовое сооружение.
Antibon/Antimael
Создает проблемы вражеским военачальникам, так как способен повергнуть солдата противника при помощи заклинания. Смерти в игре нет, поэтому побежденный соперник предстает перед нами в образе голого дедушки, прикрытого лишь бочкой :).
Clandibon/Clandimael
Шпион. Способен маскироваться под небольшой кустик, и в таком виде проникать незамеченным во вражеский лагерь. Ворует ману, производимую городом, или снижает лояльность жителей к выбранному богу - снимает на время нимб фанатизма.
Boss O`Bon
Обращает в нужную веру целый город, если в нем нет фанатиков, конечно. Получается что-то вроде пророка. Устраивает всемирный потоп. С его противоположной стороной я предпочла не знакомиться...
Города и их обитатели
Города бывают большими и маленькими, в зависимости от рода деятельности горожан. В каждом городе есть главное здание (пусть будет мэрия), над которым висит шкала лояльности жителей к той или иной стороне. Левая - вера подземная, правая - вера небесная. Под шкалой - количество жителей - приверженцев каждой веры.
Если планка лояльности зашкаливает на последней отметке, вне зависимости от веры, это говорит о том, что у вас живут фанатики - хорошие помощники для ваших военачальников.
Вы, в качестве бога, можете отметить того или иного аборигена, повысив его лояльность к себе. Небесное божество гладит по головке, усыпает землю цветами и насылает полчища лягушек, подземный властитель бьет наотмашь (но тоже по голове :)), засыпает землю камнями и всячески безобразничает к восторгу своих почитателей.
Так же вам подвластно ударить кого-нибудь молнией или же устроить землетрясение. Причем, вне зависимости от вашей "полярности".
Оргвыводы
При всей своей красоте и новизне сюжета, игра страдает некоторым однообразием, впрочем, как и все немецкие стратегии.
Разработчики проповедуют лозунг: "Добро должно быть с кулаками", поэтому вам полагается военачальник. Он производит агитационную работу среди обращенного в вашу веру местного населения и собирает небольшой отряд (максимум - дюжина бойцов). Это соединение защищает ваших жителей от неприятельских проповедников, воинов и прочей нечисти, однако солдаты этого же отряда накидываются на жителей, исповедующих иную веру или не исповедующих никакую, и оголтело избивают их. А неподалеку от побоища стоит ваш проповедник и с кротким видом рассказывает о всепрощении, жизни в любви, мире и согласии. К сожалению, очень жизненно...
Но и это еще не все. Очень уж методы привлечения сторонников напомнили мне предвыборную PR-кампанию: сначала много красивых слов, потом - пара-тройка благодеяний от кандидата, затем снова следует лекция на тему прекрасного и вечного. А если вдруг вы не согласны с докладчиком, то в качестве выбора можете посмотреть в сторону другого кандидата - волк в овечьей шкуре. "При всем богатстве выбора, другой альтернативы - нет" (с).
В финальном ролике кампании за силы Добра отдельно взятый грешник уходит под воду. И тонет.
Теперь вы можете начать кампанию на стороне злых сил и не допустить страшной смерти данного персонажа :). Только у меня почему-то не возникло подобного желания. Лично я - в такие игры не играю...