Первая российская MMORPG: как погрузиться в "Сферу" и не сломать себе при этом шею.

Автор: Скиталец
Дата: 02.12.2003
Все фото статьи
Великий Отец уже определил время твоей смерти.
Если ты боишься, можешь спрятаться, но это ничего не изменит.

(C) Скандинавский эпос. (с) Фильм "Тринадцатый воин".


Общая информация об игре


Название игры: "Сфера"

Жанр: MMORPG (Massively Multiplayer Online Role-Playing Game, Массовая Многопользовательская Онлайн Ролевая Игра).

Разработчик: Никита

Издатель:

Техническое обеспечение (поддержка игровых серверов, система оплаты и др.): Yandex

Цена - $5 в месяц, к диску с игрой (цена определяется рынком и колеблется от 170 до 200 рублей) прилагается месяц игры.

Максимальная плотность населения в пиковое время (на сегодняшний день) - 500-600 игроков (физически поддерживается четырьмя серверами).

Краткий словарь Сферы


нуб - новичкок (от английского - newbee);
моб - монстр;
данж - подземелье, от англ. dungeon;
лут - добыча (содержимое мешочков, выпадающих из убитых мобов), от англ. loot.
чар, перс - Ваше "альтер-эго" в игре;
респавн (респаун) - возрождение Вашего чара после смерти или же - возрождение мобов в местах их обиталищ, от англ. respawn;
элайнмент - психологический портрет Вашего чара, от англ. alignment;
дамаг - урон, повреждения, от англ. damage;
экспа - опыт, от англ. experience;
буфы - "положительная" магия, улучшающая самые разнообразные характеристики Вашего чара;
прана - аналог маны в других РПГ играх;
ПК - плеер-килл (player kill), убийство игрока другим игроком;
порошки - расходующийся вид магии, продается в магазинах;
мантры - бесконечная магия с ограничением по частоте использования и вероятностью записи в книгу, в магазинах не продается;
клан - организованное сообщество чаров, связанных схожим отношением к способам достижения цели.

Пролог


Ночь. Пение цикад в редком лесу в предместьях Замка. Хорошо, что есть луна, охранники Замка хорошо видны при ее ярком свете. Воздух заряжен ожиданием. Ожиданием штурма, первого штурма в моей жизни в Сфере...

- Лучники - по местам!
- Первый готов, второй готов, третий готов, четвертый готов...
- Тяжелые рыцари готовы...
- Приготовились!
- ГО!


Начинаем!


Приблизительно так (опуская имена и некоторые подробности) начинается штурм любого Замка в этой первой российской Онлайн Мульти-плеер ролевой игре - ключевого и самого интересного ее аспекта, ради которого игроку придется пройти массу испытаний и лишений, чтобы потом, возможно, испытать волну эйфории от свершенного действа.



В предместьях замка

Замки, по замыслу разработчиков, да и по реальному положению вещей в игре тоже, являются оплотом любого клана и способны дать ему серьезное преимущество в борьбе за господство в этом непростом, но удивительно интересном мире. Они дают самые разнообразные бонусы многим членам клана (в виде магических вещей и бонусов к параметрам), служат дополнительным источником средств (за проход по территории любого игрока, не входящего в клан, снимается плата) и просто поднимают авторитет клана, так как только крупному и организованному сообществу людей (сиречь - клану) под силу взять Замки и удержать их под своим контролем.

В одиночку взять замок (даже самый слабый) практически нереально, да и существовать в этой игре без клана весьма и весьма проблематично. Это командная игра, не признающая волков - одиночек, но и не отвергающая, впрочем, их существования. Эта статья предназначена для тех, кто хочет погрузиться в этот наполненный опасностями и интересными событиями мир, но пока не представляет, как это можно сделать наиболее эффективно и безболезненно.

Я специально не стал нагружать эту статью большим количеством скриншотов. Во-первых, для того, чтобы сэкономить Ваше время для ее загрузки, во-вторых, все прелести этой игры можно почувствовать, только находясь в ней (создателям, на мой взгляд, удалось создать неповторимую атмосферу, которую не передашь никакими скриншотами, это, правда, не относится к музыке, которую я отключил через пару часов после прослушивания), в третьих, никаких скриншотов для данной статьи и не понадобится. По ходу дела я буду выносить в отдельные пункты советы игрока, который пробыл в Сфере достаточно долго, чтобы их давать. :)

Итак, игра начинается, разумеется, с выбора внешнего облика Вашего персонажа (в дальнейшем для краткости буду называть его "чаром", от англ. character), которого, при определенном стечении обстоятельств, Вы будете холить и лелеять долгие часы Вашего пребывания в игре. Тут весь выбор - на Ваш вкус, но при этом помните следующее:

На один аккаунт можно создать не более трех чаров. Удалить чара можно только в том случае, если он достиг уровня не ниже четвертого. Это сделано для того, чтобы различные "умельцы" не использовали передачу начальных вещей своему основному чару.

При начале игры Вы попадете в подземелье со старцем, который даст Вам основные сведения об игре, с начальной, дохленькой сабелькой и одним полудохлым скелетом (который сможет Вас убить разве только в том случае, если Вы отойдете попить кофейку) и телепортом в основную часть игры. Думаю, что эту часть Вы пройдете без проблем, так все написано по-русски и довольно толково. Добавлю лишь несколько советов:

Не поленитесь распечатать великолепно сделанную документацию на игру, размещенную на компакт-диске в формате pdf. Большинство вопросов, которыми достает нуб (от англ. newbee - новичок) в игре остальных игроков, отпадут сами собой.

Не удивляйтесь отсутствию в начальном выборе класса Вашего чара - в игре применена оригинальная (но, впрочем, не уникальная) система, с помощью которого Вы определите его класс во время игры - Вы осмотритесь и уже потом решите, кем Вам стать - Варваром-воином с элайнментом Chaotic Neutral, огромным количеством хит-пойнтов и броней как у танка, Эльфом-Лучником с элайнментом True Neutral, огромным уроном (дамагом, от англ. damage), небольшой броней и сильной магией, мешающей его преследованию, Человеком-Паладином с элайнментом Lawful Good, хорошей броней и сильными заклинаниями лечения или Человеком-Магом с элайнментом Chaotic Evil, сильными заклинаниями, наносящими большой урон противникам и сильным сопротивлением к магии (это всего лишь четыре варианта, в игре их - практически неограниченное количество). Развиваться во всех направлениях сразу не получится, так что определиться Вам все равно придется. Но значительно позже, главное помнить об этом, оценивать текущую обстановку и не гнаться за всеми зайцами сразу.

Не спешите распределять очки умений, которые Вам даются при старте игры. Это можно сделать в любой момент, в какой именно, объясню позднее.

Порыскайте по начальному подземелью, обыскав все гробы и другие подозрительные места (правый клик). Практически всегда там найдется что-нибудь полезное или не очень, но это "что-то" всегда можно продать и получить деньги, которых очень не хватает любому нубу.

Как Зеница Око, берегите свою начальную сабельку и сотню порошков огня, которые Вам даны вначале. Без них Вы - уже ходячий труп, которому суждено ходить по городу и умирать в любом опасном месте.

После того, как Вы возьмете камень телепорта и войдете в портал, Вас перебросит в один из четырех городов на материке - Шипстоун (Север материка Гиперион), Бангвиль (центр), Санпул (запад) или Торвил (Юг). Отсюда и начнется история Вашего чара, которая вполне может стать определяющей для всего существования Сферы.
Важно! Всего в игре планируется шесть материков, которые будут вводится в строй по мере необходимости и готовности. Один из этих материков, Харон, является своеобразным Адом Сферы - туда попадают те, кто натворил в Сфере много злых дел. Пока в игре - только один материк - Гиперион, а Харон будет введен в игру скоро, как только в ней появится хотя бы один чар, способный в нем выжить. Игра находится в процессе постоянной доработки, в том числе - и добавления пожеланий игроков, так что вполне вероятно, скоро мы увидим в Сфере новые возможности.


Вы - в городе!


Все, Вы в городе, и больше никто в игре Вам не помощник, кроме этой статьи и Вашей собственной головы. :)



В городе

Сразу несколько советов, которые помогут Вам не потерять интерес к игре в первый час-два, попав на заметку к кому-нибудь из убийц или вызвав недовольство "Богов" (ведущие игры, клан GM - Game Masters) или просто высокоуровневых игроков.

Запомните сразу - использование любых читов/хаков в этой игре не просто строго запрещено, но и отслеживается со всей тщательностью. Поэтому даже если у Вас есть опыт игры в другие MMORPG, где подобное баловство проходило на "ура", оставьте эту идею в Сфере сразу. Вас найдут, чаров удалят и ни один клан Вас никогда не примет (а вычислят Вас обязательно).

Не дай Вам Бог :) не прислушаться к словам членов клана GM или чара SphereAdmin (администратор) - их указания в игре выполняются всеми и беспрекословно.

Войдя в игру, не стоит орать на весь сервер "Привет!!!! Я пришел!!! Помогите новичку!!!". 99 шансов из 100, что Вам никто не ответит, мало того, у некоторых игроков сразу появится на Вас отрицательная реакция. Вопли на сервере очень сильно мешают разговорам других людей, поэтому...

Сразу переключите громкость чата (кнопка в левом нижнем углу) на зеленый (разговор). Если вы что-то скажете, в пределах города Вас услышат все, но при этом отрицательной реакции, скорее всего, не будет. В городе многие чувствуют себя гораздо спокойнее, чем за городом, где в любой момент тебя может настигнуть Смерть, поэтому и общение тут протекает в гораздо более спокойных тонах.

И вообще - запомните, на первых порах лучше просто молчать, незачем обращать на себя дополнительное внимание, пока Вы слабы и ничем себя не зарекомендовали. С молчуна, как известно, и спрос меньше.

Параметры Вашего персонажа


Теперь переходим к главной части нашей статьи - описание параметров Вашего чара. От них в дальнейшем зависит то, что Вы сможете сделать в игре в качестве боевой единицы. Война в Сфере - 80 процентов игры, так что даже если Вы убежденный пацифист, Вам всем равно придется правильно прокачать своего чара, чтобы Вас никто не трогал и дал Вам заниматься своим делами. Даже пацифизм тут проповедуется с точки зрения силы. Крафтинговые умения (сиречь - производство, торговля и пр.), как в той же Ultima Online, здесь отсутствуют как класс. В принципе, после вступления в клан Вы сможете заниматься любыми делами - торговать, собирать ресурсы и изготавливать магические порошки, быть дипломатом или разведчиком, но пока Вы не в клане, даже продажей Вы сможете заниматься только в том случае, если набьете из мобов много лишнего лута (от англ. loot - добыча, трофеи), да и то, реально торговать можно только оружием, доспехами, кольцами и мантрами, которые выпадают обычно из довольно сильных мобов. Ничего не попишешь! :)
В принципе, в игре присутствует такое занятие как алхимия, с помощью которой можно по рецептам изготавливать различные порошки (для записи рецептов существует специальная книга), но на начальных уровнях она абсолютно бесполезна, так как сбор составляющих совсем непростое занятие, а самые главные из них находятся далеко от города (в специальных месторождениях) или выпадают из сильных мобов. К тому же, из мобов может выпасть совсем не то, что Вам нужно. Покупать же составляющие в магазине (в Санпуле такой есть и он единственный на весь материк) очень накладно. Так что этим можно заниматься только в клане и только при помощи остальных соклановцев, которые будут Вам носить ингридиенты. В перспективе алхимия может стать неплохим дополнением к игре, так как изготовленные вручную порошки сильнее по своему действию, чем те, что покупаются в магазине (даже в случае полной идентичности их названий).

Итак, переходим непосредственно к основным параметрам, коих у Вас всего два:

уровень титула (Ваши возможности в качестве воина, то есть способность наносить физический урон и количество хитпойнтов);

уровень степени (способности в использовании магии и количество маны, которая тут носит название праны).

Собственно, в игре, когда речь заходит о каком-то чаре, первый вопрос в 90% случаев - какой у него уровень? В Вашем случае ответ - 1/1, сиречь - "нуб, не нюхавший пороху". Эти два параметра и определяют практически все остальные, так как получение нового уровня титула сопровождается повышением хитпойнтов/здоровья и получением очков для увеличения умений воина, а степени - повышением маны/праны и получением очков для магических умений. Уровни, понятное дело, получаются путем получения очков опыта за убийство монстров (далее - мобов), выполнение квестов и (при желании) убийство других игроков. Причем, используя магию, Вы повышаете опыт в степени, а используя физический урон - опыт в титуле.
Важно! При убийстве смешанным типом повреждений (физический/магический) опыт начисляется в той области опыта, каких повреждений было больше. То есть, если Вы ударили моба 5 раз мечом и метнули в него 4 молнии, то получите опыт в титул, если наоборот, то в степень. От количества нанесенного урона ничего зависит! Вы можете бить мечом на 25 урона, а магией - на 1 и наоборот. Считается только количество ударов! Весьма оригинально и, на мой взгляд, очень правильно, так как на магию нужно очень много денег и при другом подходе ее качать было бы просто невозможно.

Однако, набрать много опыта, валя толпы мобов, недостаточно. Главное - правильно распределить очки умений, которые Вам при этом даются. От этого зависит, станете ли сильной боевой единицей или тормозной мишенью для киллера. :) Всего есть 8 умений - 4 принадлежат воинским, и столько же - магическим.
Важно! Сами по себе умения Вам ничего не дают, а лишь определяют, какими вещами Вы сможете пользоваться в игре! Поэтому, получив левел (уровень), не спешите распределять очки - распределяйте их только под конкретные вещи и только в рамках выбранной вами специализации. Разумеется, в начале Вам придется распределять очки как получится, тут уж "не до жиру, быть бы живым", но потом Вы поймете, что Вам подходит больше. Атака или защита, битва в гуще событий или атака с дистанции, и т.д. и т.п.

Воин:

  1. Сила нужна для Дубин/Молотов, меньше - для Топоров и еще меньше - для Мечей и Тяжелых арбалетов. Параллельно дается доступ к мантрам (о них - ниже) увеличения урона.
  2. Ловкость нужна для Сабель, Мечей и немного для обычных Арбалетов. Параллельно дается доступ к мантрам увеличения высоты прыжка и некоторым другим, не имеющих прямого отношения к бою, но дающие в нем некоторые преимущества.
  3. Меткость нужна практически только для арбалетов. Параллельно дается доступ к магии увеличения физического урона.
  4. Выносливость нужна для доспехов. Параллельно дается доступ к мантрам лечения.

Маг:

  1. Огонь - магия увеличения магического урона, дополнительно - ослепление.
  2. Вода - магия лечения и увеличения здоровья, дополнительно - не слишком сильный магический урон.
  3. Воздух - магия с самой большой дальностью действия, маленьким временем перезарядки и относительно небольшим уроном, дополнительно - увеличение физического урона.
  4. Земля - защита от физических и магических повреждений.

Отмечу, что все виды воинских и магических вооружений вполне неплохо сбалансированы, так что выбор зависит, в основном, от Ваших предпочтений. Дополнительные рекомендации Вы получите в клане, если Вы, конечно, туда попадете. :) Может быть, в данный момент им не хватает арбалетчика, может быть паладина, а может - варвара-танка.

Теперь перейдем к описанию основных особенностей вооружения, чтобы Вы смогли четче оценить их возможности и выбрать оружие себе по вкусу, не вчитываясь в их параметры в игре:

  1. Сабли - самое быстрое оружие ближнего боя, но с самым небольшим уроном.
  2. Мечи - бОльшие урон и время перезарядки, чем у Сабель.
  3. Топоры - бОльшие урон и время перезарядки, чем у Мечей.
  4. Молоты - самый большой урон для оружия ближнего боя, самое большое время перезарядки.
  5. Арбалеты - дистанционное оружие. Главный недостаток - очень высокая стоимость стрел, так что без помощи клана на это оружие можно не рассчитывать.
  6. Тяжелые арбалеты - большее время перезарядки, больший урон и большая дистанция выстрела, чем у простых Арбалетов. Главный недостаток тот же - высокая цена стрел.

Переходим к магии, которая в игре есть двух типов - порошки и мантры:

  1. Первый тип (порошки) покупается у продавцов в городе, но стоит при этом довольно дорого и имеет свойство заканчиваться в самый неподходящий момент.

  2. Второй же (мантры) - вещь уникальная, не виденная мной в других играх. Мантры не продаются в городе, но весьма активно вываливаются из мобов. Мантра может (и должна) быть записана в специальную книгу мантр, после чего Вы получаете неограниченную по количеству применения магию, но ограниченную по интервалу применения (то есть можно применять, например, не чаще раза в 2 часа). К сожалению, мантры записываются в книгу (книг может быть сколько угодно, главное, чтобы они помещались в инвентарь!) далеко не все - при ее записи (перетаскивании) в книгу мантра может запомниться, а может и нет. Вероятность этого события пока точно не изучена.

Вообще, в игре есть еще один параметр Вашего персонажа - сытость, который влияет на скорость восстановления жизни. При достижении нулевой отметки восстановление полностью прекращается. Сытость можно увеличить в таверне, купив еду. Однако, по сути, этот параметр является полезным только на самых начальных уронях - скорость восстановления жизни с уровнем не меняется, поэтому при тысяче с лишним очков жизни Вы будете ждать полного восстановления часа два. В любом случае гораздо проще, надежнее и дешевле восстанавливать жизнь с помощью порошков лечения, а позднее - и мантр лечения, да и таверны, как будет описано ниже, являются весьма опасным заведением. Так что при первой же возможности откажитесь от еды совсем. :)
Теперь перейдем к еще одному весьма важному параметру - карме!

Ваша карма


Это тоже весьма важный параметр Вашего персонажа, который:

отображается на чарах цветом их имен: красная - очень плохая, желтая - плохая, зеленая - нейтральная (сначала у Вас как раз такая!), синяя - хорошая, голубая - благая;

потихоньку улучшается при убийстве мобов и использовании "положительной" магии (так называемых "буфов") на других чарах;

резко снижается при убийстве других игроков;

влияет на удаленности места возрождения Вашего чара после его смерти - при голубой карме вы возрождаетесь в ближайшем городе, при красной - на Хароне (Ад, где выжить сможет только очень сильный игрок) или в месте с очень сильными мобами вокруг и очень далеко от города;

влияет на вероятность потери Ваших вещей и денег в инвентаре после смерти - чем карма хуже, тем больше вероятность, при благой карме теряется только небольшая часть денег;

влияет на отношение к Вам со стороны других игроков - Lawful Good будет смотреть на Вас косо, если Вы - желтенький, зато Neutral Evil может принять Вас за своего (впрочем, может и мочкануть для профилактики и из-за выпадающего из Вас лута :), правда последнее появится толко после 6-го уровня, до этого выпадать из Вас ничего не будет );

Все перечисленное выше - справочная информация, которую при желании можно и пропустить (впрочем, не советую! ;) ), теперь же я расскажу Вам о том, что вообще надо делать, если Вы только что пришли в игру и не знаете что делать.

Кланы


Ваша цель, если вы, конечно, не собираетесь стать волком-одиночкой (которым данная статья не потребуется, и которым легкой жизни в игре явно не предвидится) - это попасть в крупный клан, ибо только в этом случае Вы сможете получить максимальное удовольствие от игры и участвовать в событиях, так сказать, мирового масштаба.



Внутри взятого замка

На момент написания данной статьи в игре существует порядка двух десятков кланов, но только два из них представляют собой реальную силу, способную на масштабные организованные действия:

Клан Хранители. Элайнмент - Chaotic Good. Основа - безоговорочное подчинение эмоционально настроенному Совету и столь же безоговорочное соблюдение устава, включающего запрет (правда, нестрогий) на личную месть и убийства других игроков без одобрения Совета.

Клан Nugos. Элаймент - Neutral Evil со специализацией PvP (Player vs. Player, то есть война между игроками). Основа - лояльное отношение к любым желаниям других игроков, включая официальное разрешение на существование списков KoS (Kill on Sight, то бишь - "увижу - убью!" ;) ).

В принципе, оба клана приблизительно равны по силам, у каждого есть свои плюсы и свои минусы, и у одного и у другого клана есть шанс стать доминирующим в игре, вопрос только в средствах достижения этой цели. В первом случае это подчинение эмоционально настроенному добру, во втором - страх перед силой. Выбор - за Вами! В данный момент кланы находятся в состоянии вооруженного нейтралитета, но вечно продолжаться это не будет! ;)

Так же в игре недавно появился еще один любопытный клан с неплохими перспективами - Скитальцы. Он образовался после раскола внутри клана Хранители на эмоциональных (элайнмент - Chaotic Good, они остались в Хранителях) и нейтральных (True Neutral) чаров, которые и создали этот клан. Клан Скитальцы состоит из сильных чаров, присутствующих в игре еще с времен второй и третьей беты, понимающих друг друга с полуслова и не тратящих времени на выяснения отношений. В этот клан можно попасть только по рекомендации одного из членов клана (любопытно, что все входящие в него носят ранг Сеньора, то есть все соклановцы равны между собой в правах), но зато попадание в него обеспечит любому весьма комфортное существование. Мало того, ввиду своей по-настоящему нейтральной направленности, у них есть все шансы побороться с более крупными (но от этого - менее поворотливыми) кланами.

Как начать развиваться?


Итак, что нужно, чтобы попасть в любой из вышеозначенных кланов? Главное это набраться немного опыта самостоятельно, чтобы не задавать глупых вопросов, описанных в документации и/или в этой статье.



Закат в Сфере очень красив!

Для этого Вам придется поднять себе уровень минимум до 3/3 самостоятельно (чистый воин или чистый маг в этой игре практически не жилец, первый - из-за отсутствия праны, второй - очков жизни). Как это сделать?

Ни при каких условиях не продавайте начальную "зубочистку-сабельку" и сотню порошков. В противном случае Вам придется начать игру заново или клянчить кланы о помощи. И то и другое - не наш выбор!

Возьмите сначала квест в городе на "титул". Он дается NPC в доспехах и есть в любом городе. Берите вариант "рядом" (вариант "Гиперион" отправит Вас куда-нибудь за тридевять земель, но Вы туда все равно не дойдете, умерев в сотне метров от города). После того, как Вы его возьмете, на компасе в верхнем левом углу появится маленькая светлая рисочка, которая будет указывать на подземелье, которое Вам предстоит исследовать. Скорее всего Вам придется либо найти посылку, либо убить какого-нибудь именного моба, что в данном случае совсем неважно. Вы идете в данж (подземелье, от англ. dungeon) не за выполнением квеста, а... за деньгами! Мобы там довольно слабые (но расслабляться все равно не стоит, для этого обязательно купите несколько порошков лечения в городе или начальном подземелье со стариком!), опыта с них - копейки, но зато из них сыплется много разнообразного лута, который запросто можно не только продать, но и одеть на себя.

Продавать надо все, что Вы не сможете одеть на себя в ближайшие 3-4 уровня, а также разнообразную чепуху, включая цветочки, рецепты и манускрипты. Качаться надо по системе "один уровень степени, один - титула". На первые три уровня степени начальной сотни порошков должно хватить, так что тратьте вырученные деньги на приобретение "лечилок" (денег будет очень мало, но на порошки хватит!).

Не рекомендуется покупать вещи у продавцов. Во-первых, они стоят там очень дорого, во-вторых, на что-то серьезное у Вас все равно не хватит денег, в третьих, все это Вы, скорее всего, получите, когда вступите в клан (обычно там начальные вещи передаются по наследству от нуба к нубу). Единственное исключение - покупка оружия, если у Вас хватит на него денег. Оружие окупит себя с лихвой - меньше ударов, меньше затрат!

Помните о том, что уже сказано выше - не распределяйте очки умений до тех пор, пока у Вас не появится соответствующая вещь! Вообще, правильное распределение очков зачастую очень неплохая комбинаторная задача! :) Идеальный вариант - Вы придете в клан с большим арсеналом нераспределенных очков. Там Вам подберут вещи по Вашим возможностям, а при свободных очках это будет сделать куда легче!

Как только Вы почувствуете себя уверенным в городском данже и Вам покажется, что "экспы" (опыта) тут уже маловато, выходите за городские стены! Скорее всего, первый Ваш поход закончится плачевно - даже рядом с городом мобы гораздо сильнее тех, что находятся в городском данже, но печальный опыт - тоже опыт. Тем более, что вплоть до 6-го уровня Ваша смерть не будет отнимать у Вас ничего - ни опыта, ни денег, ни вещей.

Все что Вы можете сделать для себе плохого в это время - испортить себе карму, убив кого-нибудь из игроков! Даже если Вы в душе кровожадный убийца, оставьте истребление ненавистных чаров на потом - во-первых, на первых порах скорее Вы окажетесь трупом, нежели Ваш соперник, а во-вторых, Вы можете нарваться на кого-нибудь из крупного клана и тогда игра будет для Вашего чара закончена, а в-третьих, даже убив своего противника, Вы можете испортить себе карму и тем самым резко поднимете вероятность исчезновения вещей и денег после смерти Вашего чара. К тому же, в некоторые кланы не принимаются игроки с кармой хуже нейтральной.

После того, как Вы умрете несколько раз от мобов начального уровня вроде Трухлявых рыцарей и Хрюшек (aka Вепрей), к Вам придет опыт не только в виде очков, но и практических знаний об игре. Помните, что "чем дальше в лес, тем толще партизаны", а чем дальше от города, тем круче мобы (и тем больше опыт, конечно!). Продвигайтесь потихоньку дальше от города, по мере того, как Вы почувствуете свою силу. В общем случае силу моба можно определить по цвету полоски его жизни: если она голубая, моб значительно слабее Вас (но это совсем не значит, что он не сможет Вас убить, все зависит от Ваших параметров), если зеленая - немного слабее, желтая - приблизительно равной с Вами силы, ну а если красная, то скорее всего, он завалит Вас с одного-двух-трех ударов. Учитывайте это в своих дальних странствиях по материку!

Не продавайте без надобности любые хорошие вещи вроде магического оружия или доспехов с "суффиксами" (с дополнительными параметрами). Денег Вы выручите немного, а вот Вам они могут позже пригодиться. К тому же, к пришедшему в клан не с пустыми руками отношение куда более дружелюбное.

Если вдруг Вы выручите денег столько, что Вам хватит на десяток "земляных" порошков защиты, смело вкладывайте свободные очки в землю и покупайте их. Дополнительная броня поможет Вам значительно ускорить свою прокачку, так как Вы будете ходить гораздо дальше от города, не боясь умереть.

Вас убил другой игрок!


Теперь самая щекотливая тема для разговора - Вас убил другой игрок! Это может запросто случиться на невысоких уровнях, так как в каждом городе основные игроки уже давно примелькались и каждый нуб вызывает у многих дополнительное любопытство. Что делать в этом случае и что делать для того, чтобы сократить вероятность наступления этого грустного и неприятного события?

  1. Во-первых, не стоит сразу после респавна (возрождение после убийства) орать на весь сервер "ТЫ, ^$#^$, ЗА ЧТО???". В этом случае у Вас есть все шансы попасть к киллеру на заметку и испортить себе все впечатление от игры. Просто спросите у него, за что он это сделал и сделал ли он это специально? Вполне вероятна ситуация, когда Вас убили просто случайно, например, Вы оказались на линии огня или в области поражения файрбола.

  2. Во-вторых, подумайте, а не сделали ли Вы чего-нибудь нехорошего сами? Может быть, это наказание? К примеру, подавляющим большинством игроков совсем не приветствуется Ваша помощь в убийстве моба, которого он начал убивать сам, и уж подавно не приветствуется лутинг убитого не Вами моба (то есть присваивание содержимого мешочков, выпавших из убитых не Вами мобов). Последнее многими приравнивается к воровству и карается довольно строго - могут, конечно, и предупредить, а могут и кильнуть сразу, "чтоб не повадно было!".

  3. В-третьих, очень много игроков в этой игре действует по одному принципу - кто сильнее, тот и прав (к этому располагают правила игры). Поэтому (как это ни жаль!), Вам придется мириться на первых порах с тем, что кто-то из более сильных игроков может запросто вальнуть вашего моба, может просто так, для забавы (в принципе, это не поощряется ни в одном клане, но защищать Вас в этом случае не будет никто, это факт!), а может, чтобы проверить Ваши нервы. Ваш ответ на эти действия - целиком на Ваше усмотрение. Можете оставить это без внимания, можете проявить свой талант переговорщика, можете наброситься на обидчика с оружием в руках (при любых возможных разборках этого инцидента правда, скорее всего, будет на Вашей стороне), можете скооперироваться с каким-нибудь другим игроком, можете попроситься в компанию к какому-нибудь хайлевелу (то бишь - высокоуровневому игроку), которых можно узнать по цвету кармы - обычно она у них Синяя или Голубая. А там, глядишь, он Вас и в свой клан рекомендует...

  4. В-четвертых, помните, что в любой онлайн-игре, помимо нормальных игроков (они могут как добрыми, так и злыми, это и есть смысл игры - борьба добра со злом), есть и отморозки aka беспредельщики, для которых удовольствие от игры заключается в том, чтобы испортить настроение другим игрокам. Поймите, что это неизбежно и смиритесь с этим! Тратить свои нервы на борьбу с подобными чарами - полная бессмыслица, которая не принесет Вам ничего, кроме расстройства, а беспредельщику будет при этом море удовольствия. Чаще всего такие игроки получают удовольствие не от самого убийства, а от "праведного гнева" убиенных им чаров, который следует за ним.
  5. Ну и в пятых, не стоит расслабляться в опасных местах. К безопасным относятся лишь города (первый же удар по чару с кармой не ниже зеленой карается мгновенной смертью нарушителя), да и то, исключая таверну. В ней Вас могут убить также, как и в "поле", поэтому заходить туда без особенной надобности не стоит. Да и вообще, стоит пять раз подумать, прежде чем убивать мобов рядом с каким-нибудь желтеньким чаром. У Вас есть все шансы вступить с ним в конфликт.

Надеюсь, что мои советы, рожденные моим опытом нахождения в Сфере, помогут Вам быстрее освоиться в игре, встать на ноги и выполнить свою первую главную цель - попасть в крупный клан. В принципе, как я уже сказал выше, в игре есть и другие кланы, которые не имеют цели завоевания господства в Сфере и не имеют жестких ограничений к приему новичков, однако звезд с неба они, что называется, не хватают (возможно - пока) и являются, скорее, клубами по интересам, чем реальной военной силой. Вы можете, конечно, вступить и в любой из таких кланов, но при этом прочувствовать полное погружение в атмосферу игры у Вас вряд ли получится, а переходы из клана в клан обычно не приветствуются.

Советы для новобранцев клана


Ну и напоследок, несколько негласных правил, которые помогут Вам не вылететь из крупного клана через пару часов после вступления.:)

Слово - серебро, молчание - золото. Именно это должно стать Вашим главным правилом в первые дни нахождения в клане, кроме нескольких исключений. Не лезьте сразу со своими замечаниями и предложениями, даже если они просятся на язык. Осмотритесь, проявите себя на каком-нибудь поприще, буде это поле боя или сбор полезных трав в пользу голодающих, а потом уже высказываете свое мнение! В противном случае Вы рискуете потерять свое лицо в клане, а восстановить авторитет (которого, к тому же, пока еще нет!) куда сложнее, чем его потерять! ;)

Если у Вас есть хоть какая-нибудь возможность помочь существованию клана в реальной жизни (например, способности к дизайну, возможности по созданию страниц, скриптов и пр.), не стесняйтесь сказать об этом руководству клана. Такая помощь всегда приветствуется, а Ваш авторитет в глазах соклановцев вырастет куда быстрее, чем растет экспа в игре! ;)

Постарайтесь найти себе высокоуровнего наставника в клане, который покажет Вам "вкусные" места для прокачки и, возможно, поможет Вам буфами (магия, увеличивающая броню, урон и пр.) и/или деньгами. Дело это - сугубо добровольное, так что никто Вас не будет сидеть и ждать, пока Вы сами вежливо и ненавязчиво не попросите об этом.

Если Вы хотите заняться каким-нибудь мирным делом, обратитесь к руководству, возможно, Вы сможете стать дипломатом, казначеем, создателем порошков или еще кем-то (шпионом, например! ;) ). Для организованной жизни клана требуются не только воины!

Помните, что Вы теперь - часть единого организма, и Ваши желания не всегда могут соответствовать желанию клана. Действуйте строго по уставу и не стесняйтесь спросить совета у старших по званию (Вы сейчас - Неофит, в клане есть также звания Вассал, Сенешаль и Сеньор). Разумеется, имеются в виду советы в отношении вашего поведения в той или иной ситуации, а не в вопросе "где взять карту Бангвиля", на последний вопрос Вы уже должны отвечать самостоятельно. :)

Также не ждите, что Вас сразу примут в клане с распростертыми объятьями. Между кланами идет постоянное соперничество, они засылают друг другу разведчиков, поэтому не удивляйтесь самым разнообразным вопросам, которые могут показаться Вам странными. Отвечайте на них честно и вежливо. При первом же подозрении в шпионстве Ваш чар может стать мишенью для преследования всем кланом!

В любом крупном клане есть целая система поддержки Вашей прокачки, как боевой единицы. По сравнению с единоличным существованием (или существованием в небольшом клане) Ваша жизнь покажется Вам сущим раем - высокоуровневые игроки имеют много возможностей для зарабатывания денег (тогда как собственные потребности растут обычно медленнее), которые постепенно собираются в Казне клана. Однако не следует злоупотреблять помощью клана. Получив однажды помощь от клана, не следует через полчаса подбегать за добавкой. Вы ее, скорее всего, не получите, а уважение в глазах соклановцев сразу упадет. Наоборот, постарайтесь узнать, какие вещи сейчас в клане особенно необходимы, чтобы если Вы их найдете и они окажутся Вам не нужны, Вы могли их сдать в казну и заработать себе пару бонусов в глазах руководства и соклановцев.

Никогда не забывайте о помощи своим соклановцам! Тогда и они придут к Вам на помощь в трудную минуту, которая может случиться в любой момент ;).

Когда Вы окрепнете и встанете на ноги в клане, не забывайте также и о помощи новичкам! Помните, что когда-то и Вы были им!

Никогда не забывайте, что это всего лишь игра, но такая игра, где все человеческие наклонности проявляются особенно ярко! И совсем необязательно, что Ваш душка-сосед не окажется в игре кровожадным маньяком, сбивающим головы с очумевших от ужаса нубов! ;)

Отвага и трусость, верность и предательство, борьба добра и зла, эмоций и здравого смысла, все это - в первой российской MMORPG - "Сфера"! Встретимся в игре!

Эпилог


Адреналин! Кровь течет по жилам быстрее самой быстрой горной реки. Удар, еще удар, выстрел, второй, ... Боже, откуда взялись эти пауки?!? Жизни менее 10%! Лечение... Потеря драгоценных секунд... Проклятье! Ведь я же могу подвести весь клан! Но нет, удачный удар, и второй, "мой" защитник Замка падает с предсмертным хрипом на землю...


1-й лучник: чисто!
2-й лучник: чисто!
3-й лучник: чисто!
4-й лучник: чисто!
Тяжелый рыцарь: двор чист!
Группа захвата: холл чист!
Скрижаль! Все, замок наш! Да здравствует Клан! Трепещите, враги! Ура!




Встреча рассвета в только что взятом замке


P.S. Отрывок из переговоров штурмующих Замок стилизован и не может считаться руководством для начинающих! Все инструкции по этому поводу Вы получите в клане. ;)