Разработчик:
Pyro StudiosИздатель:
Eidos InteractiveЛокализация:
"Новый диск"Официальный российский сайт игры:
http://eidos.nd.ru/commandos3/Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 700 MHz
256 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
5x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 2GHz
512 MB RAM
128 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
1.5 GB свободного дискового пространства
Введение. Особенности
Сегодняшняя небольшая статья будет посвящена "Commandos 3: Destination Berlin". Это уже третья игра в рамках тактического проекта от "Pyro Studios" (также известных нам, скажем, по "Praetorians"), посвященного Второй Мировой войне. В нем вам предлагается испытать себя в роли командира интернационального спецподразделения, заброшенного в самые глубокие тылы врага. С одной стороны, жанр игры можно определить как "тактическая стратегия в реальном времени", с другой - перед нами некая тактическая "головоломка", которую мы должны разрешить при помощи нашего небольшого отряда "специалистов" с уникальными способностями. Этот самый жанр "тактической головоломки" удалось качественно реализовать испанской команде разработчиков, когда они выпустили свою первую игру "Commandos: Behind Enemy Lines". Стараниями Pyro Studios, "Commandos" удалось стать одной из самых качественных, необычных и интересных тактических стратегий на рынке. Очень своеобразный и, вместе с тем, захватывающий, геймплей, вызвал появление у игры массы поклонников. Когда-то, за "Commandos: Behind Enemy Lines" я провел немало часов, и с удовольствием вспоминаю дни, проведенные за планированием маршрутов и прочей тактической деятельностью. К сожалению, мне не удалось увидеть "Commandos 2: Men of Courage" (теперь, после выхода третьей, фанаты называют наиболее удачной именно вторую часть), и оттого переход от первых "Коммандос" к нашей сегодняшней игре получился для меня еще более болезненным.
Вы читали много положительных обзоров игры? А вы слышали, как ругаются фанаты серии в форумах? "Commandos 3", по сути, продолжает традиции предыдущих частей, но и конечно, привносит в традиционный геймплей серии новые элементы. Тактическая модель претерпела некоторые изменения. Появились давно обещанные "аркадные вставки", рассчитанные на реакцию и сообразительность, цель которых - разнообразить игровой процесс и позволить игроку отдохнуть от тонких расчетов. Кроме того, теперь, помимо построения плана действий до мельчайших подробностей и учета тайминга косвенных событий (пока враг отворачивается или находится в другом конце своего маршрута), обстановку подогревает еще и прямой временной отсчет (снайпер отстреливает по очереди пятнадцать дружественных солдат, если все они будут убиты - миссия будет считаться проваленной). Это - как шахматы на время. Сложно оценить такие нововведения - как, в прочем, и остальные моменты, которыми третья часть отличается от своих предшественников - слишком уж они субъективны. Обновленный игровой процесс заставляет наш мозг трудиться в еще более сумасшедшем ритме, и это притом, что у игры серьезные проблемы с управлением, и "заплатка", скорее всего, делу не поможет. Почти полное отсутствие "горячих" клавиш для часто используемых команд (частое ерзанье мышкой - вовсе не дело при игре на время - спросите у любого игрока в "StarCraft"), проблемы с камерой "внутри" зданий, сложный интерфейс с массой иконок и команд. Кроме того - просто откровенные ошибки. Скажем, в одной из миссий, гестаповцы обозначаются как обычные солдаты (Soldier), отчего я никак не мог понять, почему простой солдат моментально раскрывает моего шпиона. Ну, а уж про "магическую шапку" вора сказано-пересказано, и говорить не буду - просто чушь какая-то. Некоторые проблемы исправляются недавно появившейся "заплаткой", но по большому счету, она не содержит никаких толковых изменений - ни введения "горячих" клавиш, ни повышенного графического разрешения...
Стало быть, о графике... Графический движок, возможно, производил бы очень хорошее впечатление, если бы не низкое рабочее разрешение. Сцены разрушений (в реальном времени во время заставок) после авианалетов выглядят очень убедительно.
Рисованная изометрия с трехмерными персонажами "снаружи", и честное 3D с самой гадкой камерой на свете внутри зданий (как во второй части) - в общем, не так уж и плохо.
Снаружи, на карте, можно поворачивать камеру на четыре позиции, и соответственно наблюдать отрендеренные ландшафты аж с четырех позиций. Можно масштабировать. Но если открытые пространства еще вполне презентабельны, то внутренние локации - совсем никуда не годятся. Рабочее разрешение игры 800х600 и менять его нельзя, а стало быть, зернистость, особенно на больших мониторах, обеспечена.
Графических настроек всего две - "высокие" и "низкие". Впрочем, нельзя не отметить великолепные мелкие детали, которыми изобилует движок игры.
Красивейшие погодные эффекты - будь то дождь или снег - или старые газеты, подгоняемые ветром по опустевшим Сталинградским улицам...
По-прежнему, дизайнеры, рисовавшие великолепные "задники", заслуживают высочайших похвал - открытые пространства по качеству графики ничем не уступают прошлым играм серии. Анимация выполнена тоже неплохо - движения персонажей выглядят крайне естественными, и практически любое действие, будь то связывание врага, карабканье по стене или же стрельба - вызывают крайне приятные эмоции. Звук есть. Музыка? В порядке. Заглавный марш - даже не "настоящий" марш, а "стилизация", да к тому же еще в современной обработке.
Пятерым старым друзьям (сегодня с нами - "зеленый берет", сапер, снайпер, шпион и вор) опять придется проползти на пузе всю Европу из одного конца в другой. Представлено три кампании, которые можно проходить в произвольном порядке: Сталинград, Нормандия и Центральная Европа.
Двенадцать миссий (точнее, локаций), включая обучающие. Игра получилась сложной, но короткой - больше всего времени уходит на тридесятую переигровку одних и тех же моментов. Заявлено новое оружие, соответствующее реальным образцам времен Второй Мировой войны. Например, станковый пулемет, который может таскать с собой десантник, ну и как обычно - новые автоматы, пистолеты, гранаты и прочее. В остальном - это все тот же старый-добрый "Commandos" - зеленые треугольники поля обзора ("звуковые волны" из предыдущей части были упразднены) и балансировка на грани жизни и смерти за спиной у очередного курящего трубку немецкого офицера.
Вместе с тем, сегодня "Commandos" - это уже хорошо продаваемая торговая марка, а отсутствие достойных конкурентов, понятно, не лучшим образом отражается на качестве игры - известную марку купят в любом случае. И, наконец, совсем уже неприятные известия. Многие из разработчиков, принимавших участие в разработке предыдущих частей, покинули команду. "Pyro Studios" объявила, что третья часть "Commandos" будет последней. Делайте выводы...
Персонажи
Как известно, наилучшим способом разрешения любого крупного военного конфликта, (в данном случае - Вторая Мировая война), на самом деле, являются слаженные действия одной небольшой, но профессиональной группы специалистов (хотя чаще всего, достаточно одного крепкого американского парня). Сегодня в немецких тылах орудуют:
Десантник - "мускулы" всего отряда, всегда занимается самой грязной работой. Почему-то местный десантник не умеет кидать нож, зато превосходно режет им глотки, отлично справляется с тяжелым пулеметом и бьет пудовым кулачищем по лицу. С одного удара немец погружается в приятное забытье (дальше мы его вяжем и несем в укромное место), а с двух - отчаливает прямо в мир иной.
Снайпер - винтовка снайпера имеет самый большой радиус поражения (сравнимый с винтовками фрицев).
Сапер - сапер отлично управляется с любыми типами взрывчатки, например, с динамитом с таймером, а также с любыми видами тяжелого вооружения.
Шпион - шпион может переодеваться во вражеских солдат и офицеров разных рангов, если снимет форму с трупа или добудет иным путем.
После этого шпион может отвлекать врага, заставляя, например, смотреть в другую сторону. Может делать инъекции снотворного - трех доз достаточно для смерти врага. А что может быть лучше, чем тихая смерть во сне?
Вор - вор карабкается по стенам, умеет отрывать замки отмычками, душить врагов струной от пианино. Как и десантник, он умеет "вырубать" врагов кулаком.
Будет также и водитель, который появится единожды, в третьей кампании. А куда делась обаятельная девушка из второй части и милый песик? Не известно. Меню способностей каждого из персонажей теперь глубоко прячется на главной панели до тех пор, пока на него не нажмешь. При этом у каждого из персонажей имеется собственный инвентарь "с клеточками", куда складируется все найденное оружие и предметы. Все "профессиональные" предметы (инъекции, взрывчатка и т.д.), которыми может воспользоваться данный персонаж, сразу попадают на главную панель для быстрого доступа к ним. Пистолет с неограниченным боезапасом (называется "Gun", остальное оружие использует боеприпасы) может использовать любой коммандос, любой из них может перетаскивать трупы. Известный трюк с пачкой сигарет теперь также может проворачивать любой персонаж вашей команды, но вот работает он только с простыми солдатами - офицеры на него не ведутся. Все коммандос, кроме вора, умеют кидать гранаты, которые встречаются как газовые, так и осколочные. Одним словом, всегда стоит четко помнить, что именно умеет каждый из ваших бойцов, а чего - не умеет. Смысл игры, в общем-то, в том, что каждый из ваших коммандос располагает определенными уникальными способностями (один умеет бесшумно убивать, другой отвлекать врага и прочее), а от вас зависит то, насколько эффективно и своевременно вы сможете их применить, выполняя задание. При этом, мне показалось, что в третьей части имеется тенденция в сторону "мультиклассовости" - раньше коммандос отличались друг от друга куда более разительно.
"В тылу врага"
Служба в тылу врага проистекает, по-прежнему, очень непросто. Сначала, в погоне за генералом-перебежчиком, нас кидают в заснеженные руины Сталинграда под бомбежкой, оттуда почему-то, сразу в канализационную артерию под самым сердцем Берлина. Оттуда действо перемещается в леса центральной Европы, где нам предлагается предотвратить вывоз предметов искусства и прочего антиквариата. А в последней операции коммандос - обеспечении знаменитой высадки союзников на Омаха Бич в Нормандии - нам придется саботировать немецкую оборону.
Сюжетного введения, или связок миссий, как таковых не имеется, есть только брифинги, зачитываемые героическим закадровым голосом.
Считается, что игрок и так приблизительно представляет себе ключевые события войны, пусть даже по фильмам или другим играм. Примечательно, что в русской локализации переведены только титры, а диалоги не озвучены. Озвучка должна быть завезена на "дисках с журналом" (каким?) или же в "подарочной" версии игры. Малое количество миссий (в первой кампании, например, всего две карты - Сталинград и Берлин) компенсируется тем, что все они чрезвычайно долгоиграющие. На тщательную отработку плана выполнения хотя бы одного задания можно убить целый день, хотя далеко не все миссии продолжаются много часов, на некоторые затрачивается не более тридцати минут. Сами карты стали немного больше размером. Постановка задачи в миссиях чаще всего весьма размытая, часто приходится экспериментировать, чтобы понять, что делать далее. Но это - скорее плюс. При этом игра испытывает острый недостаток оригинальности, это касается как контекста развития игрового процесса (все же третья часть), так и самих заданий (в рамках предыдущих серий "Коммандос" здешние миссии большей частью не интересны). Впрочем, иногда все же возникают свежие решения свежих головоломок (например, сражения двух снайперов, про которое считает своим долгом рассказать автор каждого обзора).
Да, действительно, имеется множество путей прохождения миссий, но на каждый из них, нам настойчиво навязывают в задании - значит так: можно проходить так, можно так, и можно вот так. По-другому - нельзя. То есть выполнять задания можно разными способами, но вот отойти от намеченных разработчиками планов, рекомендованных в начале мисси, придумать что-то свое, нельзя. Шаг в сторону - побег. С одной стороны, "Commandos" остались прежними - зеленые треугольники направления взгляда, перебежки "за спиной", кончающиеся тихой смертью немца, неторопливая отработка техничных комбинаций, и честно пройденное до конца задание, оставляющее отпечаток "честно выполненного долга" и хорошо проделанной работы.
Без сомнения, забавно забраться на колоколенку церквушки в Сталинграде со снайперской винтовкой, высунуться в окно и наслаждаться спокойной снайперской жизнью. С другой, традиционные "Commandos" - скажем, угон охраняемого самолета...
...начинаются в первой кампании только после задания на время и аркадной вставки, когда уже половина зрителей встала и покинула кинозал. Самое интересное начинается ближе к середине кампаний, и это не есть хорошо. Впрочем, нас сразу стараются заманивать нововведениями. Теперь миссии четко разделяются на аркадные и тактические. Они призваны дать игроку отдохнуть от бесчисленных загрузок игры, умственной деятельности и кропотливого планирования. Но все дело в том, что чаще всего, один грамотно поставленный десантник со станковым пулеметом наперевес, решает проблему прохождения почти любой аркадной миссии. Теперь станковые пулеметы, вместо того, что бы использовать "на месте", десантник таскает с собой, при его использовании он не может ни бегать, ни ползать, зато у пулемета - неограниченный боезапас. Идеальное (даже чересчур) средство для прохождения "аркад".
Среди других полезных вещей - введение "Cover Mode". Теперь ваши коммандос могут самостоятельно реагировать на стрельбу врага, что, впрочем, в свою очередь прибавило игре еще больше аркадности. Можно вспомнить миссию с "зеленым беретом", в одиночку противостоящим целому немецкому лагерю, и тикающие часы. Хорошо. Если вы вводите аркадные вставки, то хотя бы приспособьте к ним интерфейс. Все интерфейсные вещи потребуют привыкания даже бывалого игрока. Я долго мучился, привыкая к управлению, пришлось проходить обучение, но потом все равно еще долгое время нажимал не на те кнопки. Интерфейс просто неестественен. Поворот камеры "снаружи" отнимает несколько жизненно важных секунд даже на мощной машине, что может стать причиной смерти вашего коммандос и очередной загрузки. "Внутри" камера вращается вокруг своей оси с помощью колесика мыши, а приближение и смена "угла зрения" осуществляются с клавиатуры.
Вы можете свободно вертеть камеру, но управление ей сделано очень неудобно, так что отыскать хороший ракурс (особенно в маленьком домике) бывает очень трудно. Можно смотреть через скважину, но увидеть что-либо сложно. Притом, что игра идет в реальном времени - это добавляет еще множество загрузок. Выделение бойцов производится правой клавишей мыши, отдача приказов - левой. Мало горячих клавиш - кроме "F1..F5" и "Tab" (камера, обзор, "подсветка" врагов, быстрое сохранение и проч.), целых две - "Q" и "W". Они "прокручивают" оружие в инвентаре персонажа. А как же основные "специальные" команды?
Далее. Игровые механизмы порою вызывают странные ощущения - на некоторые события реакция у немцев чересчур ярко выраженная, на некоторые - чересчур индифферентная. При выстреле сбегается весь лагерь, но попробуйте взорвать технику или сделать инъекцию снотворного вражескому солдату - никто и внимания не обратит. Иногда игра может превращаться в поиск читов, то есть методов использования недалекого компьютерного интеллекта. По уровням разбросано огромное количество техники: джипы, мотоциклы с колясками, танки и грузовики, но ездить на ней в большинстве случаев нельзя - иначе всех фашистов можно просто передавить колесами. Не интересно. Зато где разрешают угнать техсредство (например, в миссии с поездом), там можно оттянуться на полную - тут уж начинается традиционное "мясо". А что делать? Для ознакомления со всеми тонкостями игры нам предлагаются неплохо отстроенные обучающие миссии, где нам показывают все основные способности вверенных нам бойцов. В обучении я толкнулся с проблемой - не мог найти команду "Distract" у шпиона - оказывается, она спрятана в подменю специальных способностей. Но оказалось, я не одинок - еще несколько авторов в западных обзорах указали ту же проблему. В любом случае, разобраться во всех тонкостях без предварительно обучения будет очень непросто. Ну, и еще про шпиона. Вражеская реакция на него зависит от того, в каком чине находится военный, которому он попался на глаза. Солдаты не видят в другом солдате шпиона, зато офицеры замечают сразу. Шпион, переодетый в офицера низкого ранга, легко распознается старшим по званию. Самые неприятные противники - гестаповцы, которые умеют вычислять вашего шпиона в любом обличие. Бегущий шпион также сразу вызывает подозрения, и его мигом разоблачают.
В общем, приходится быть очень внимательным, ибо часто хочется броситься в бой, вместо того, чтобы подумать о способностях каждого из персонажей и о правильном их применении, результатом чего может стать мгновенная смерть коммандос. Также всегда имеется риск остаться без жизненно важных припасов. Часто приходится экономить патроны и специальное вооружение, отбирать его у немцев, буквально, охотится за ним и прочими полезными для любого коммандос вещами, прокрадываться к небольшим ящичкам, которые заменили шкафы из второй части. Немцы, конечно, стараются нам всячески мешать и противодействовать.
Во время аркадных набегов они передвигаются короткими перебежками по заскриптованым маршрутам, стараясь как можно скорее лечь на землю. Они так и не научились вычислять врага по крови или следам на снегу, зато имеют почти нечестное преимущество по дальности стрельбы - из тех же типов оружия они стреляют в два раза дальше. В игре отсутствует возможность выбора уровней сложности. То есть только один уровень сложности - сложный. И еще к разговору о сложности. Наши герои не имеют права на ошибку. Вообще. Чаще всего одна сирена будет означать конец всей миссии. Это все же чересчур. Это значит, что нас ждет бесконечная череда "save-load", которая начинает культивироваться еще в обучающих миссиях. Такого количества этих циклов не было не в одной игре. Так не честно. По моему мнению, среднестатистический игрок должен проходить игру, сохраняясь только при выходе из нее и загружаясь только при новом запуске. А тут вам игра с загрузками каждые десять секунд. В первой части такого не было, там дышалось гораздо свободнее. В Сталинграде на одном из зданий красуется надпись "Истерия".
Похоже, что она самая... В случае смерти хотя бы одного из коммандос игра, конечно, заканчивается. Особенно это касается и гестаповцев, вычисляющих вашего шпиона. Один мимолетный взгляд и шпион раскрыт и уничтожен. Load Game...
Резюме
Да, еще кое-что. Появился режим многопользовательской игры, поддерживающий до двенадцати участников.
В "Commandos 2" была возможность проходить однопользовательскую кампанию по сети. Здесь нам доступно только два сетевых режима - "deathmatch" и "collect-the-flags" (суть их, в общем, понятна), и потому многопользовательский режим себя не особенно оправдывает. Вообще, мультиплеер в такого рода играх (или так построенный) - не самый лучший вариант. Но не это главное. У меня сложилось впечатление, что последняя игра серии делалась второпях, просто для очистки совести перед фанатами и, конечно, ради лишних баксов. Самые сильные недостатки третьей части - проблемы с управлением, скромная графика, отсутствие принципиальных находок, (все эти экшены и прочее, по большому счету ничего нового не привносят) - на мой взгляд, почти что одолели чары зарекомендовавшей себя марки. "Commandos 3" ощущается почти как аддон. На мой взгляд, старые "Desperados" и новая "Korea" получились гораздо интереснее, а фанаты предпочитают вторую часть - она длиннее и интереснее. При всем при том, игра обязательно должна быть увидена всеми любителями тактических стратегий и неторопливых, вдумчивых игр - таких игр сейчас слишком мало. Жаль, что в последней игре серии "Commandos" "Pyro Studios" все же удалось поставить жирный могильный крест. Триумфального прощания не получилось. Настоящие коммандос уходят по-английски, не прощаясь...