Жанр: аркадный экшн на тему авиации
Издатель: LucasArts
Разработчик: TotallyGames
Война не кончается, она отдыхает...
Secret Weapons over Normandy (SWON) - Секретное оружие над Нормандией. Пожалуй, едва прочитав название игры, потенциальный покупатель, должен сразу сообразить что это: во-первых, снова Вторая Мировая, во-вторых - авиасимулятор на тему уникальных разработок немцев, в-третьих - на тему высадки союзников на французском побережье, ну а в-четвертых - продолжение к известному Secret Weapons of Luftwaffe, выпущенному ранее тем же дуэтом.
Однако, если с первым утверждением мы однозначно попадем в точку (а что, есть еще варианты?), то во всем остальном гарантированно ошибемся. Выбранное для игры название всего лишь маркетинговый ход, призванный вызвать ассоциации сиквела к "Секретному оружию Люфтваффе" (1991 г.), на чем, кстати, многие и попались. SWON так же далек от симулятора, как небо от земли. Экземпляры авиатехники, действительно относившейся к "секретному оружию" (типа Ме-163 и Me-262 и т.д.) будут предлагаться вам также редко, как редко они были в реальной жизни и в подавляющем большинстве случаев - в качестве бонусов. Употребленное в названии географическое наименование Нормандии (французского побережья Ла-Манша) с равным успехом можно было бы заменить, и совершенно без потери смысла, играть, например, в "Секретное оружие в небе над Тихим", "Секретное оружие над Британией", Секретное оружие над Восточной Европой, Китаем и т.д. Нормандия - всего лишь одна из географических локаций, представленных в игре. Главный вдохновитель проекта - Лоуренс Холланд (основатель компании Totally Games) в связке со своим давним партнером - компанией LucasArts, давшие игровому миру такие хиты как TIE Fighter и Star Wars: X-Wing, решили вернуться к жанру поршневых самолетов и при этом убить "нескольких зайцев одновременно". По планам, игра должна была привлечь очень широкую аудиторию, максимально охватить всю географию, где мог бы отличиться бравый американский летчик, быть очень динамичной, легко портироваться для Xbox и PlayStation2 и для поддержания интереса обладать гибкой системой премирования играющего. SWON должен был окунуть игрока в динамическую, полную страстей и адреналина историю летчика специального подразделения ВВС США Джеймса Чейза, основанную на реальных событиях Второй Мировой Войны развернувшихся в самых кульминационных, по мнению американцев, сражениях. Что из этого вышло, мы сейчас и посмотрим.
Начнем с того, что запустив игру и вспомнив "широкую аудиторию", на которую рассчитывала LucasArts, нам сразу хочется сузить этот весьма размашистый по смыслу термин и привести его в соответствие с реалиями. Я целиком и полностью соглашусь с высказыванием одного из посетителей западного авиафорума, направленного в адрес игры: "...слоган на коробке -
Вам совсем не нужно быть пилотом, что бы насладиться игрой", следовало бы заменить на -
Если вы в душе пилот, вы не сможете насладиться игрой". Да уж, очень точно подмечено. Претендуя на историческую правдивость и качественные модели самолетов, игра, тем не менее, имеет очень смешную (даже по аркадным меркам) физику, что фактически выражается в наличии перемещающихся в безвоздушном пространстве и в отсутствии земного притяжения "летательных тел", очень похожих на самолеты Второй Мировой. Что это? Отголоски X-Wing или стремление привлечь публику путем упрощений? Мне кажется и то, и другое. Управление с джойстика доведено до абсурда, ибо крен в любую из сторон не приводит к естественной смене траектории, т.к. для этого нужно воспользоваться рулем направления (если он у вас есть). В игре совершенно отсутствует возможность полезного в бою обзора по сторонам. Всё, что мы имеем - это взгляд на фюзеляж от третьего лица со стороны хвоста при наличии "всевысотного" кругового радара, определяющего любого супостата, где бы он ни находился.
Единственно полезным можно признать режим Zoom и переключение камеры с видом "через себя на выделенного противника". Этот вспомогательный вид дает хоть какую то возможность правильно сориентироваться в пространстве и выбрать маневр для атаки, или защиты. Во время боя глазами не по экрану бегаешь, а за красной точкой внутри голубой окружности изображающей радар. Задача - вывести ее вперед себя. Интереса от такого экшена, в первый момент, хватает на две миссии... ну три, от силы... Противники - тупы и малоинтересны. Стрельба - что может быть проще. Жмем Tab, что бы ухватить радаром новую цель, разворачиваемся, чтобы она перед нами была, как только увидим ее - ставим цель посреди экрана. Точность практически не нужна. Плюс, минус корпус - все едино. Даже если не взорвался тот, по которому стреляешь, упадет тот, который рядом. Такое впечатление, что самолет не столько страдает от попавших в него самого снарядов, сколько от повреждения расположенного вокруг него, прозрачного и невидимого энергетического поля! Косишь "гансов" - будто косой на лугу водишь. Двадцать самолетов за вылет? Да влегкую! Масла в огонь подливает и сам главный герой Джеймс Чейз - американский пилот, за кого вы, собственно, и играете. Почитайте и послушайте дневники Джеймса перед вылетом - такое впечатление, что там первоклашка писал сочинение о том, как он провел лето. Этот микс исторически правдивых событий, и глупейших "дневников" Чейза о том, как надо управлять самолетом чтобы победить - настолько нелеп и неуместен, что невольно задумываешься, - для чего все это? Нет ответа...
Однако LucasArts не была бы самой собой, если бы сумела завалить этот проект полностью. Игра построена так, что, несмотря на все свои минусы, она способна заинтриговать игрока и пробудить к ней неподдельный интерес. Музыкальное сопровождение, огромное количество фраз, возгласов, инструкций пилотов имитирующих радиообмен, динамичность и многоступенчатость миссий, спецэффекты, быстрая и приятная графика - это те козыри, которые буквально "вытягивают его за уши". На протяжении всей игры вас сопровождает великолепный оркестровый саундтрек изготовленный Michael Giacchino специально для нее. Вот уж действительно, наполнение простенькое, а обставлено все на высшем уровне. Ты никогда не знаешь, что тебя ждет в следующий момент. Возвращаясь с задания, в то мгновение, когда шасси самолета вот-вот коснутся земли, может запросто последовать команда на взлет для выполнения новой, неожиданной задачи. Наушники снова "рвутся" от внезапно ожившего радиообмена, камера отходит в сторону, и мы наблюдаем, как наша пара Харрикейнов, повторно уходит в набор высоты на встречу красному, садящемуся за горизонт солнцу. Конечно, в реальности, самолеты редко когда могли выполнить два вылета без посадки, топлива едва хватало на один воздушный бой, но здесь, в игре, элемент неожиданности придает ей дополнительный интерес, дает новый впрыск адреналина в кровь. Вы будете не только летать, но при случае, и заменять штатный расчет зенитного орудия на аэродроме, показывая нерасторопным артиллеристам как надо сбивать врага. Побываете и в блистере "Летающей крепости" Б-17 отстреливаясь от наседающих мессеров и фоккеров. Будете летать и на специальные ночные задания в тылы немцев на их собственном Юнкерсе - 88... Много чего вы все же увидите, если сможете пересилить себя, не бросив все после первых двух - трех миссий. В значительной мере способствует повышению игровой заинтересованности и система бонусов и премирований за успехи в боях. Миссии имеют главные, второстепенные и скрытые цели, и от их достижения зависит то, как скоро вы сможете получить доступ к секретным (скрытым ранее) видеороликам, самолетам и заданиям. Весь этот продуманный комплекс игровых и сюжетных решений, вкупе с великолепным звуковым и музыкальным оформлением, превращает рутинную по сути задачу по истреблению всех и вся в очень динамичный и насыщенный процесс, как бы ни кощунственно это звучало. LucasArts! Умеют же все обставить и преподнести! Постоянно ждешь чего-то нового, и после очередного завершения миссии чувству "бросить все" всегда противопоставлялось другое - "интересно, а что дальше будет?".
Однако, все когда-то заканчивается. Видимо, не суждено было игре приглянуться мне, как пилоту. Где-то к миссии 25-й, - набор "интересностей", подбрасывающих адреналин в кровь - иссякает, казавшееся очень насыщенным и разнообразным звуковое сопровождение - постепенно приедается, и те недостатки, о которых говорилось ранее, дают о себе знать с новой силой и окончательно убивают тягу к "Секретному оружию". Пожалуй, об этом знают и на LucasArts - ибо в игре как раз около трех десятков миссий и есть. Неужели тоже в нее играли? :)
Что касается графики, - то трехмерный Direct3D движок игры быстр, не "тормозит" даже при превосходной графике, и при этом оставляет вполне благоприятное впечатление от открывающейся взгляду земной и водной поверхности. Не скажу, что графика впечатляет, однако вполне заслуживает твердой четверки. Возможно, эту оценку я несколько занизил, но только потому, что при солидном фреймрейте видели мы картинки и получше.
Трехмерные модели самолетов и наземной техники достаточно точны для такого уровня "симуляции", какую мы видим в игре. По крайней мере, все самолеты легко узнаются, и за исключением некоторых нюансов неплохо копируют свои реальные прототипы. Динамическая модель нанесения повреждений реализована слабо. Явно выделяются три стадии получения повреждений самолетом: а) сыплются щепки и всякая "труха"- это значит, вы начали попадать рядом с самолетом; б) самолет дает "жирный" дым - это значит он на грани и почти сбит; в) самолет взорвался, превратившись в кучу обломков - это значит, вы его сбили и он больше вам мешать не будет... Зря смеетесь, дымящий супостат - еще страшнее здорового, за ним глаз да глаз нужен, ибо он никогда и никуда сматываться не будет, а обязательно, потихонечку, выползет к вам в тыл, пока вы за "здоровенькими" гоняетесь.
Вообще, во всей игре явно чувствуется ее консольная направленность, ее изначальная адаптированность к игровым приставкам и их куцым манипуляторам. Меню в виде списков со стрелками и элементов перебора, система управления во время игры, система команд - все максимально упрощено и доступно в пределах одной клавиши. Потому, вероятно, так бедна и система управления видами. Впрочем, и смехотворная физика самолетов, наверное, оттуда же. Хотя, даже для приставок сейчас существуют вполне серьезные и очень функциональные джойстики, специально предназначенные для авиасимуляторов. Так что, тем более непонятно, почему вернувшись к поршневым самолетам, Lucas Arts по-прежнему заставляют игрока летать в TIE Fighter...
Подводя итог, можно резюмировать: широко разрекламированный - Secret Weapons over Normandy - не для пилотов. Занимая ЧЕТЫРЕ компакт диска (результат консольности) игра вряд ли будет оправданным приобретением для людей, желающих увидеть себя в кокпите реального поршневика тех лет. Игра рассчитана на тех, кому нет особой разницы: летать или бегать; главное стрелять, и получать за это заслуженный почет и премиальные - тем более, что преподнесено все с шиком, и размахом, на который способны, пожалуй, только производители легендарных Star Wars...