Разработчик:
Phenomic Games DevelopmentИздатель:
JoWooD ProductionsЛокализация:
Руссобит-МОфициальный сайт игры:
http://www.spellforce.com Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1 GHz
256 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0a
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.8 GHz
512 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0a
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Введение. Особенности
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с очень интересным и необычным проектом. Несмотря на то, что выход его состоялся, в общем-то, "без помпы", на него обязательно стоит обратить внимание как любителям стратегических, так и ролевых игр. Разработчики "SpellForce" замахнулись на реализацию большого числа очень смелых и амбициозных идей, с реализацией которых вполне могли не справиться (забегая вперед, скажу, что все задуманное им по большому счету удалось). Но то, что ими не была выбрана проторенная дорожка, лишний раз подчеркивает - от продукта можно ожидать любых приятных неожиданностей, и нас ждет очень интересная вещица - в игре разработчики запланировали смешать два жанра: ролевую игру и стратегию. Впрочем, сегодня таким сочетанием уже никого не удивишь, но здесь важно другое. В большинстве игр пропорции жанров обычно выглядели следующим образом: пять процентов - ролевая игра и девяносто пять - стратегия, что позволяло говорить только о присутствии "некоторых элементов", но никак не смешении жанров. Согласитесь, что дела в большинстве случаев обстоят именно так. Разработчикам из "Phenomic" такая ситуация не пришлась по вкусу, и в своей игре они решили создать "честное" смешение жанров, в пропорции тридцать и шестьдесят процентов соответственно (именно так указанно в пресс-релизе). Но я бы сказал, что уклон в ролевую игру оказался еще большим.
Кроме довольно глубокого, объемного (хотя и лишенного неожиданностей) сюжета, а также очень неплохо отстроенного приключенческого элемента, у игры имеется очень серьезная даже для РПГ ролевая система и обширный институт внесюжетных заданий. В начале игры мы создаем аватара, регулируем его начальные параметры, а также развитие по мере игры, осваивая новые навыки или улучшая выбранные в начале способности. Аватар может вызывать себе помощников ("героев"), обладающих столь же обширной ролевой статистикой, а кроме того - строить поселения и нанимать самые обычные войска, как в самой обычной стратегии реального времени. Фактически, игровой процесс отстроен так, что, в процессе приключений приходя на новую локацию и стараясь выполнять текущее задание, вы проводите рекогносцировку, решаете, где строить "базу", а попутно занимаетесь прокачкой аватара на манер, скажем, "Diablo" (без преуменьшений). Структура игровых миссий очень мало похожа на ту, что мы привыкли видеть в большинстве стратегий, но, по сути, все равно является таковой - наш персонаж перемещается по землям (то есть картам) и получает задания (то есть брифинги к текущей миссии). При этом в игре вам встретится довольно большое количество NPC, с которыми можно будет общаться, получая новые внесюжетные задания, покупая и продавая вещи, и прочее. Побочных заданий настолько много, что они сделают честь любой ролевой игре средней руки. Часто вам придется возвращаться на уже пройденные карты, так как выполнение некоторых заданий потребует серьезных усилий и долгих путешествий по миру "SpellForce". Жаль только, что игрок не вправе выбирать, во что он хочет играть - в ролевую игру или в стратегию. Чаще всего вам обязательно придется стоить поселение, так как аватар даже с помощниками-героями не сможет справиться со всеми врагами. Еще один очень приятный момент - большой объем игры. Если для ее прохождения выделять только вечера после работы, то вы вряд ли сможете ограничиться даже парой недель.
Кроме того, графический движок "Krass", известный многим по "AquaNox", обеспечивает игре великолепную картинку, с умопомрачительным освещением и тенями,
сменой времени суток в реальном времени, а также четырьмя режимами неплавного ступенчатого масштабирования - от вида сверху до режима от третьего лица. При ближайшем приближении можно управлять персонажем с клавиатуры в режиме камеры закрепленной "сверху-сзади".
При этом техническая сторона вопроса выглядит немного странной. Несмотря на использование библиотек DX 9.0a, на GeForce Ti 4200 с настройками "по максимуму"...
...игра работала с более-менее приличной скоростью. И дело здесь во многом зависит от драйверов - если на "Detonator" версии 45.23 и 41.09 скорость была вполне приличной, то на последнем "ForceWare" (53.03) наблюдалось очень серьезное падение производительности. Далее игра была запущена на "Radeon 9600XT" и при сходных настройках работала со сходной низкой производительностью. Но здесь надо сказать, что такая требовательность графического движка вполне оправдана - "SpellForce" можно назвать одной из самых красивых стратегий на сегодняшний день. Особенно это ощущается в те моменты, когда в перерывах между сражениями удается побегать в режиме от третьего лица по только что построенному городу...
...или же наоборот, затесаться в самую гущу боя наравне с обычным мечниками. Правда, для игры в таком режиме вам понадобится очень мощная видеокарта.
Также, среди основных достоинств игры разработчики называют разработанную и запатентованную ими систему сражений ("Click’n’Fight"), в которой, правда, новаторства не имеется ни на грош. Нечто очень похожее можно увидеть, скажем, в "Star Wars: KOTOR". Во время сражения, выбрав объект для атаки, рядом с его портретом вы увидите несколько иконок, отображающих, что вы с ним можете в данный момент сотворить: просто ударить, применить специальный удар, магию, или еще что-нибудь. Если выбрать дружественного персонажа, то появится другой список доступных действий: вылечить, применить усиливающее или защитное заклинание и т.д.
Причем величина значков будет уменьшаться или увеличиваться пропорционально расстоянию до цели. По мнению разработчиков, эта система более удобна, чем стандартная "выбрать иконку на панели, а потом нажать на врага или друга". Тут все наоборот - сначала жмем на врага, а потом выбираем иконку. Единственный плюс - появляется возможность не отвлекаться на ненужные в данный момент команды и иконки - игра сами их "спрячет". При этом, можно оспаривать качество реализации и удобство этой системы в "SpellForce". Аватар не умеет атаковать самостоятельно, а в гуще сражения попасть курсором в нужного врага не всегда удается. Нажатие "Tab", "выделяет" самого сильного врага в сражении, но это не спасает положения, так как часто атаковать нужно более слабого и израненного, а в крупном сражении, с десятками участников, переключение происходит слишком долго.
И, наконец, что называется "языком цифр". Все в игре было реализовано аж шесть (!) полноценных рас, пусть и сильно похожих друг на друга, но все же. К вашим услугам: Люди (Humans), Гномы (Dwarves), Эльфы (Elves), Темные Эльфы (Dark Elves), Орки (Orcs) и Тролли (Trolls), причем играть, в силу особенностей механизмов игры, можно за все расы одновременно. У каждой расы имеется по восемь отрядов и порядка двух десятков зданий. Кроме того, вам встретится еще и около тридцати разновидностей "нейтральных", то есть не принадлежащих ни к одной из рас, врагов. Многие юниты имеют уникальные способности и могут в автоматическом режиме творить заклинания (на манер, например, "Warcraft III"). А для персонажей нам предлагается богатая система магии - четыре школы, по три специализации в каждой - белая, черная магия и прочее (недаром игра называется "SpellForce"). Сюжет же игры в том, что много лет назад тринадцать самых великих магов - магов круга (Circle Mages) в результате не прекращающихся войн случайно устроили локальный холокост, да такой, что вся земля попросту развалилась на отдельные кусочки-островки. Мир "SpellForce" - Эo - очень напоминает мир Аллодов - он представляет собой отдельные островки, соединенные порталами. По ним и проходит путешествие нашего героя, которое начинается через некоторое время после вышеописанного катаклизма, получившего название "Convocation", когда зло снова подняло голову, чтобы довершить то, что было когда-то начато...
Сюжет
Мир Эo, раздираемый магическими войнами, наконец-то узнал свои самые черные деньки. Тринадцать Магов, Магов Круга, которые правили в этом мире, постоянно зачерпывая магическую силу в невидимых глазу средоточиях силы, довели магические потоки до полного истощения. Элементальная первооснова дала трещину, само мирозданье пошатнулось, и четыре главных Элемента вырвались на свободу, от чего вся земля встала с ног на уши - огненные столбы, раздирая плоть земли, устремились к самым небесам, недра земли вырвались на поверхность, и затопили все вокруг, океан вскипел, а небо заволокла сплошная непроницаемая пелена. Пошатнулись даже сами основы бытия, и армии добра и зла, порядка и хаоса, сошлись в последней безысходной схватке. Всего один день и одну ночь продолжалось безумие, но весь мир был разрушен до самого основания. Таково было наказание божественного Аонира (Aonir) тем, кто посмел захватить могущества более, чем мог удержать. Многие из Магов Круга погибли тогда, а те, кто сумел выжить, хорошо усвоили урок. Мир превратился в отдельные островки. Этот период получил название "Convocation"... Но порядок и жизнь все же смогли одержать победу над хаосом и разрушением, шаткий баланс был восстановлен. Выжившие начали созидать этот мир заново, но уже по совсем другим законам, более рациональным и гуманным, строить жизнь таким образом, чтобы больше не повторилось то, что случилось когда-то, и вину за что они будут чувствовать всегда. Конечно же, не все шло гладко, случались кровопролитные войны, но оставшиеся маги следили за тем, чтобы они происходили "в рамках разумного".
Особенно важную роль в становление нового мира играл один из Магов Круга - белый маг Роэн (Rohen). Он-то и организовал "Order of Dawn" - союз во имя поддержания порядка в мире, союз блюстителей добра и справедливости, и построил порталы, соединяющие раздробленные земли-острова. С тех прошло много лет. Из тех, кому довелось пережить те древние времена, до сегодняшнего дня дожили немногие. И мир, в общем-то, смог дышать свободно, но так было до тех пор, пока не объявился один из Магов Круга, жаждущий все вернуть вспять - долгие годы, прошедшие со времен катаклизма, он копил силы. Тут люди заговорили о том, что далеко на севере зашевелились темные силы. Воин по имени Бранниган (Brannigan) собирает под свои знамена темные силы, попрятавшиеся во всех уголка земли. Роэн отправился на север, разведать, что происходит там на самом деле, перед своим отбытием создав Рунного Воителя, который должен будет придти на помощь людям в отсутствии волшебника. Роэн исчезает сквозь портал, а Рунный Воитель встречает еще одного Мага Круга, темного мага. Он узнает, что Бренниган всего лишь пешка, а безымянный Темный Маг собирается снова ввергнуть мир в пучину хаоса, путем захвата всех мест средоточия силы на островах, и готовит Роэну ловушку. Рунный Воитель отправляется вслед за Роэном - с тем, чтобы предупредить его об опасности. Тут-то и начинаются наши приключения. Скоро нам придется занять место Роэна, став единственной надеждой и защитником мира.
Итак, как вы уже поняли, ваше Альтер-Эго в игре - как раз тот самый Рунный Воитель (Rune Warrior). Это не живой человек, а мифическое существо, вызванное Роэном из руны, и также имеющее силы вызывать других рунных существ себе на помощь. Нельзя сказать, чтобы сюжет производил особенно сильное впечатление, но пара интересных моментов все же имеется. Разработчикам удалось создать довольно богатый игровой мир, со своей историей, пантеоном богов и прочими атрибутами, необходимыми каждому уважающему себя виртуальному миру, претендующему на убедительность и правдоподобность. В результате чего сюжет игры получил хорошую фактическую базу и изобилует массой деталей и локальных событий. Иногда сюжетная линия, по которой движется наш герой, делает весьма интересные изгибы, а убедительные декорации и грамотная, порционная, и не слишком навязчивая подача сюжетной информации не позволит нам скучать по пути к финалу. Даже несмотря на большой объем игры ощущения затянутости не возникает. Появление новых рас и героев в распоряжении у аватара тоже обставлено весьма органично, да и прочие сюжетные события не вызывают ощущения "казенщины" и не приедаются - нас почти на каждой локации балуют чем-то новым. То мы попадаем в осажденную крепость, то оказываемся на земле, захваченной разбойниками, то вмешиваемся в разборки эльфов и орков и прочее. Одним словом, с учетом поставленных глобальных задач, сценаристы справились со своей работой очень неплохо.
Расы и Титаны
Люди - Humans
Людей (тогда еще неотесанных варваров) нашли среди гор и приучили к цивилизации гномы. Традиционно, эта раса является самой сбалансированной. Целых два вида магов с сильными заклинаниями обеспечивают огневую поддержку Паладинам (с повышенной защитой от огня и огненным мечем), Клирикам (воины с задатками хилера, без которых не обходится ни одна кампания) и арбалетчикам. Также у каждой из рас есть так называемый "Титан" - отряд, который можно произвести в единственном количестве, но который обладает огромной силой и неплохой магией. В качестве титана людской расы выступает настоящий Гриффон (Griffon).
Светлая сторона
Эльфы - Elves. Раса с самой красивой, на мой взгляд, архитектурой. Физическая слабость, а следовательно, слабые отряды, умеющие вести ближний бой, компенсируются у них наличием очень сильных лучников нескольких видов, а также двух типов хилеров (лечащих юнитов). Самый сильный, специальный отряд у эльфов - Друид, который может лечить множество отрядов вокруг себя, что делает его почти обязательным участником любой боевой группировки. Титан эльфов - огромное ходячее дерево (Treeant).
Гномы - Dwarves. Эти низкорослые жители горных и каменистых массивов, традиционно являются лучшими воинами в ближнем бою, к тому же обладающими отличной броней из Лунного Серебра. Дети Бьярна (Bjarne) - бога воинов, что глубоко под землей выковывает души настоящих героев - настоящие воины и привыкли или побеждать, или умирать. Это, наверное, потому, что единственный лечащий юнит у этой расы - Боевой Клирик (Battle Cleric) - чрезвычайно плохо справляется со своими обязанностями. Титан у гномьей расы - каменный голем - "Каменный Кузнец" (Rocksmith) - вооружен молотом и наковальней.
Темная сторона
Орки - Orcs. Однажды Зарах Кровопийца (Zarach the Bloodthirsty), блудный сын, предавший своего отца Аонира (Aonir) - верховного бога в местном пантеоне, решил попрактиковаться в генезисе и попытался создать свою собственную расу воинов, не ведающих страха. Так появились орки. Но, как известно, у плохого мастера все получается из рук вон плохо - несмотря на присутствие мага огня, шамана и боевого барабанщика, титана-демона (Ragefire) - эти зеленокожие воины по силе проигрывают младшим братьям - троллям.
Тролли - Trolls. Эта раса - племя самых жестоких и сильных бойцов - вторая попытка Зараха создать идеальную расу жестоких воинов. Уродливая внешность, огромные клыкастые пасти и громадная физическая сила делают из троллей самых опасных противников. У этой расы нет магов и хилеров, зато есть самые сильные воины, умеющие вести как ближний, так и дистанционный бой. Титан этой расы - одноглазый Циклоп (Cyclops).
Темные Эльфы - The Dark Elves. Последняя из рас, созданных Зарахом. На основе "качественного материала" - расы эльфов - он сделал для своего брата Нора (Nor) - бога Ночи, расу темных магов и воинов. Именно маги - некроманты, чародеи, и боевые маги, а также все возможные темные рыцари составляют основу воинства Нора. Главный отряд у темных эльфов - королева пауков (The Spiderbrood), очень похожая на Ллот, королеву пауков мира Подземья.
Геймплей
Монументы
Для начала - немного теории. В "SpellForce", по сути, все отряды делятся на три типа: ваш аватар (avatar), герои (heroes) и обычные войска. Аватар - это как раз и есть Рунный Воитель, ваше олицетворение в игре, тот персонаж, которого вы создаете в ее начале. При генерации персонажа вы можете настраивать несколько параметров: пол, внешность, цвет волос, портрет, а также начальный набор умений и т.д. Расу выбирать нельзя.
На этом этапе все очень сильно напоминает ролевую игру - аватар обладает широким набором ролевых характеристик, имеет инвентарь, "куклу", книгу заклинаний и прочее. Получая очки опыта за сражение или выполнение заданий, он будет повышать уровни опыта, и вы сможете совершенствовать различные характеристики персонажа. Далее, по мере игры, вы сможете с помощью рун и монументов вызывать себе помощников - "героев". В целом они похожи на аватара - обладают таким же развернутым набором характеристик, в зависимости от уровня имеют набор заклинаний тех или иных школ, или умеют использовать специальные боевые приемы. Наличествует у них и "кукла", то есть, они тоже обладают специальными возможностями, могут носить броню и оружие. От аватара герой отличается только тем, что он не может накапливать опыт и повышать уровень. Зато герои могут различаться по уровню и специализации изначально. Соответственно, чем выше уровень героя, тем он сильнее. Специализация определяет набор характеристик и способностей героя - мечник, лучник, маг-элементалист, маг-хилер и прочее. Обладая массой полезных способностей и недюжей боевой мощью, герои обеспечивают очень серьезное подспорье вашему аватару. Следует помнить, что "одевать" нам придется не только аватара, но и героев, потому стоит приберегать побольше качественных вещей.
Третий вид бойцов - самые обычные войска, которые вы сможете создавать при помощи монумента расы, построив специальные здания. Здесь все, как в самой обычной стратегии - мечники и лучники, маги и хилеры, отличающиеся стоимостью и силой атаки или парой специальных атак и заклинаний. Понятно, что обычные войска существенно слабее аватара и героев, но в крупных сражениях без такого "пушечного мяса" не обойтись. Обычные отряды не могут накапливать опыт, не обладают никакими характеристиками, кроме количества здоровья и маны, но являются, по сути, основной ударной силой. Одним словом, всё - как в большинстве стратегических игр. Единственное, о чем здесь стоит сказать, так это о том, что победы обычных войск без участия аватара все равно будут приносить вам дивиденды в виде очков опыта, то есть фактически, ваш аватар может вообще не участвовать в боях - его опыт все равно будет расти. Печально тут то, что присутствие среди обычных войск аватара...
...никак не влияет на их поведение - ни тебе, аур, ни тебе морали, ничего. Неправильно это...
Строительство
Теперь давайте рассмотрим пример игровой ситуации. Оказавшись на новой локации, в первую очередь стоит побродить вокруг в поисках монументов. Монументы встречаются трех типов: первый тип монументов позволяет "телепортироваться" по локации, или даже в другие земли игрового мира - после активации монумента появляется соответствующий список других таких же монументов в других землях.
Если вы покинете локацию через такой телепортатор (или через обычные порталы), то все ваши постройки исчезнут, герои будут "отозваны", а сохранится только "прогресс" - убитые монстры, выполненные задания, обкраденные сундуки и прочее. Два других типа монументов позволяют призывать героев или рабочих для строительства поселения. Монументы героев все одинаковые, а вот "строительные" различаются по расам - один монумент позволяет призывать рабочих-людей, другой - рабочих-эльфов и так далее. "Расовая принадлежность" монумента символизируется статуей, которая на нем установлена. Обычно на карте вам будет встречаться несколько "строительных" монументов и пара монументов для вызова героев.
Итак, подойдя к монументу, вы сможете вызывать героев или рабочих в соответствии с тем, какие руны вы поместили в слоты на панели рун. С героями - все более-менее просто. Вызванный герой появляется рядом с монументом, а его портрет - рядом с портретом аватра. Далее вы можете управлять им точно так же, как и аватаром. В случае смерти герой возвратится обратно в руну, и его снова придется вызывать его при помощи монумента. После вызова строителей (их максимальное количество определяется специальным зданием, которое вы сможете построить) все становится гораздо интереснее. Вы можете начинать возводить свое поселение, оборонять его от набегов врагов, которые, хоть чаще всего не имеют своей базы, с завидным постоянством и в огромных количествах будут материализоваться подле своих домиков, символизирующих эту самую базу. Вот как раз на этом этапе уместно было бы сделать детерминацию игры на РПГ и стратегию. Захватил игрок монумент - враги начали плодиться. Не захватил - враги не размножаются, так что можно играть в "нормальную" ролевую игру и проходить все локации одним аватаром или с помощью героев. Кому что больше нравится. Но такой вариант на большинстве карт разработчики почему-то не предусмотрели.
Далее начинается самая обычная, традиционная стратегия, только разве что иногда вам придется играть сразу за несколько рас, в зависимости от количества и разнообразия монументов на карте. Вы выбираете рабочих и начинаете собирать ресурсы и строить "базу". В игре шесть типов ресурсов: лес, камни, еда, железо, эрия (aria), лунное серебро (moonsilver) и ленья (lenya). Некоторые ресурсы могут собирать только определенные типы рас - для других он бесполезен. Так скажем "специальный ресурс" у людей - Эрия - магическая энергия, у эльфов два специальных ресурса - Ленья и ягоды (то есть еда), а камень им вообще ни к чему, только гномы и темные эльфы могут добывать специальный тип металла - лунное серебро и так далее. Отдельно стоит такой ресурс, как золото - его может зарабатывать только ваш аватар, выполняя задания или продавая предметы торговцам. Этот факт вызывает недоумение - почему строя целые города, аватар не может сам "печатать" золотые монеты? Впрочем, оставим этот момент также на совести разработчиков. Итак, собрав необходимое количество ресурсов, вы можете начинать с помощью все тех же рабочих строить здания. Набор зданий для фентезийной стратегии самый что ни на есть типический - "лесопилка", "каменоломня", "шахта", "оружейная", "бараки", "школа магов", "защитная башня" и прочее. По мере строительства зданий, появляется возможность создавать более мощные боевые отряды, только производятся они не в зданиях, а с помощью все того же "строительного" монумента, зато в некоторых зданиях можно делать для них апгрейды. Но суть от этого не меняется. В общем, ничего страшного - самая обычная RTS.
Бой
Ну и, наконец, пара слов о сражениях в "SpellForce". Армии следует укомплектовывать представителями различных рас, для того, чтобы они дополняли друг друга по специальным способностям. Для эффективной игры без потерь обязательно следует дополнять ударные единицы несколькими сильными хилерами, иначе провала не избежать. Компьютерный интеллект даже своих солдат (у противника - он вообще отсутствует), а точнее, скрипты поведения - оставляют желать лучшего. Слабые здоровьем маги и хилеры лезут в первые ряды - вместо того, чтобы прикрывать воинов. Герои не умеют применять заклинания и специальные приемы самостоятельно, а аватар вообще не желает принимать участие в бою - только под страхом смерти он станет отвечать на удары врага. То есть, фактически, в бою вам все время придется самостоятельно выбирать цели для аватара, пользуясь хваленой системой "Click’n’Fight". Занятие, я вам скажу, преутомительное, но без такого понукания он ничего делать не будет. Впрочем, на самом деле все не так страшно - это, пожалуй, единственный существенный недостаток игры, и в конечном счете все эти вещи не сильно портят удовольствие от ее прохождения. В остальных нюансах предлагаю разобраться вам самими, тем более, что в игре реализован очень объемный и толковый обучающий уровень, так или иначе, касающийся всех аспектов игрового процесса "SpellForce", так что проблем с ее освоением, при наличии известного количества терпения, у вас возникнуть не должно.
Ролевая система
Ролевую систему "Spellforce" можно назвать очень развернутой и объемной даже для ролевой игры, а если мы будем определять жанр игры как "стратегия", то и вовсе - беспрецедентной.
Всего у персонажа имеется семь основных атрибутов:
Сила (Strength)
Выносливость (Stamina)
Ловкость (Dexterity)
Быстрота (Agility)
Интеллект (Intelligence)
Мудрость (Wisdom)
Харизма (Charisma)
Каждый из них отвечает за развития тех или иных характеристик или способностей персонажа. Скажем, "Мудрость" - определяет количество маны у персонажа, а "Интеллект" - определяет то, насколько быстро она восстанавливается. Главное, правда, другое. Без достаточного развития атрибутов нельзя развивать соответствующие им школы и навыки - те же самые "Мудрость" и "Интеллект" определяют пределы развития магических способностей, "Ловкость" и "Быстрота" - использование легких видов брони и оружия, "Сила" и "Выносливость" - тяжелых, и так далее. При повышении уровня вы будете получать несколько очков на повышение атрибутов.
Далее следуют семь школ, которые можно поделить на две большие группы: боевые и магические.
Три боевые школы в свою очередь делятся на несколько специализаций:
"Легкие" Боевые Искусства (Light Combat Arts):
Проникающее Оружие (Piercing Weapons) - в основном кинжалы.
Легкое Режущее Оружие (Light Blade Weapons) - легкие мечи.
Легкое Тупое Оружие (Light Blunt Weapons) - легкие посохи и дубинки.
Легкая Броня (Light Armor) - кожаная броня и робы.
"Тяжелые" Боевые Искусства (Heavy Combat Arts):
Щиты (Shields) - любые большие и маленькие щиты.
Тяжелое Режущее Оружие (Heavy Blade Weapons) - длинные и двуручные мечи.
Тяжелое Режущее Оружие (Heavy Blunt Weapons) - тяжелые посохи и дубинки.
Тяжелая Броня (Heavy Armor) - железная и прочая броня.
Дистанционный бой (Ranged Combat):
Луки (Bows)
Арбалеты (Crossbows)
А для тех, кто предпочитает играть за мага, имеются четыре магические школы, причем внутри каждой из них также существуют три вида специализаций. А каждая из специализаций содержит порядка десяти заклинаний, так что всего их имеем порядка ста двадцати:
Школа Белой магии (White Magic) включает в себя специализации:
Life - магия жизни включает в себя огромное количество заклинаний лечения.
Nature - магия природы позволяет использовать ее силу для защиты персонажей.
Boons - магия призывает божественную благодать на помощь вашему аватару. Содержит в основном усиливающие заклятия.
Школа Черной магии (Black Magic), включает в себя специализации:
Death - магия прямого повреждения, содержит самые сильные атакующие заклинания.
Necromancy - эта специализация позволит вам вызывать на поле боя нежить, а также использовать небольшой арсенал атакующих заклятий.
Curses - "проклятия" позволяют ослабить вашего врага, чтобы потом легко убить.
Школа Элементальной Магии (Elemental Magic), включает в себя специализации:
Firemagic - как и магия Смерти, эта специализация содержит сильные атакующие заклинания, относящиеся к сфере Огня.
Icemagic - то же самое, только заклинания "ледяные", хороши против элементалов огня.
Earthmagic - эта специализация предлагает в основном защитные заклинания, относящиеся к сфере Земли.
Школа Маги Разума (Mind magic) включает в себя специализации:
Enchantment - позволяет вам манипулировать рассудком ваших врагов. Здесь встречаются и заклинания умолишения, и даже контроля над разумом врагов.
Offensive Mind Magic - здесь встречаются как заклинания прямого ущерба, так и временного "выведения из строя" ваших врагов.
Defensive Mind Magic - эта специализация, например, позволяет лишать врага запасов магической энергии, и за счет них пополнять свои.
Стоит помнить, что без освоения тех или иных специализаций вы не сможете использовать большинство относящихся к ним предметов. То есть, скажем, для того, чтобы использовать даже самый простой щит, вам сначала придется достичь определенного уровня в освоении навыка "Щиты" и так далее. То же самое касается и заклинаний - чтобы творить заклинания разных школ, вам сначала следует освоить соответствующую школу, а потом развить до нужного уровня ту специализацию, которую требует заклинание. Правда, некоторые предметы потребуют только наличия некоторого уровня опыта у персонажа. Выбрав школу, вы обязательно должны будете выбрать и одну из специализаций внутри нее. Развитие специализаций ограничивается развитием школы, к которой они относятся. То есть, каждый раз при повышении уровня вам сначала придется потратить одно (или больше) очков на повышение уровня школы, а потом столько же - на повышение уровня одной или нескольких специализаций внутри нее. Никаких ограничений в изучении школ и развитии персонажа не имеется - вы можете изучать любое количество магических или боевых школ и специализаций, и комбинировать их по своему вкусу - главное, чтобы хватило очков развития, и развитие атрибутов соответствовало требованию специализаций. Так как в любом случае - развиваться в одной стезе все равно не получится. Магу потребуется освоить хотя бы азы "легких" боевых искусств, иначе он не сможет одеть даже самою простую броню и использовать кинжалы, а воину никогда не помешает в критическую минуту сотворить спасительный файрбол, или же вылечить героя. Впрочем, отсутствие некоторых специализаций у аватара может быть компенсировано героями-специалистами.
Экран персонажа
Открыв экран персонажа, по его правому краю мы видим шесть закладок: статистика, инвентарь, книга с заклинаниями, руны, планы и квесты. Давайте подробнее остановимся на каждой из закладок.
Статистика
Первая из закладок содержит статистику и характеристики персонажа. На экране статистики, слева мы видим освоенные вашим персонажем (аватаром или героем) навыки, справа - атрибуты, а совсем справа - трехмерную модель персонажа и индикатор уровня опыта под ней. По правой кромке экрана располагаются несколько иконок, изображающих доступных вам героев. Нажатие на иконку открывает панель статистики соответствующего героя. Внизу экрана - еще несколько показателей. Это показатели защиты против различных видов магии и показатели скорости по трем параметрам: скорость передвижения, скорость нанесения ударов и скорость произнесения заклинаний. У ваших врагов могут быть разные уровни защиты от того или иного вида магии (с оружием все проще). Потому, если ваш аватар специализируется на одном из видов магии, следует дополнять свою команду героями-специалистами в других областях. Показатели защиты и скорости можно повышать только с помощью предметов, которые вы сможете одевать на вашего персонажа. А для этого нам потребуется открыть следующую закладку.
Инвентарь
Здесь мы видим куклу персонажа, его трехмерную модель с описанием статистики персонажа (для определения воздействий различных предметов или ограничений по ношению) и "клетчатое" поле инвентаря. Мир вещей, окружающий героя, крайне обширен, все предметы имеют расширенные характеристики, могут быть магическими или же уникальными, а главное - их действительно очень много, вы можете собирать их на продажу.
Кукла персонажа состоит из следующих позиций:
Шлем
Броня
Поножи
Два кольца
Левая рука
Правая рука
Поле инвентаря представляет собой девяносто девять "клетчатых" страниц, и, по сути, является бесконечным. Каждый предмет занимает в нем всего одну клетку, но при этом за пару миссий мне удавалось забивать инвентарь всяким хламом на продажу аж до шестнадцатой страницы. Для того, чтобы увидеть описание предмета, нужно навести на него курсор - в этом случае появится всплывающее окошко с описанием. Здесь же мы можем наблюдать текущее финансовое состояние нашего аватара. В мире "SpellForce" в ходу целых три типа монет - золотые, серебряные и бронзовые. Сто бронзовых монет равняются одной серебряной, а сто серебряных - одной золотой. Могу предположить, что введение такой "сложной" на первой взгляд системы было сделано для того, чтобы избежать операций с огромными суммами на поздних этапах игры (скажем, в начале "Dungeon Siege" игрок оперировал с суммами в десять монет, а в конце - с десятками миллионов). В остальном же все довольно традиционно. Единственное, о чем стоит упомянуть - класс брони персонажа (Armor class) отображается именно на этой панели (а не на панели статистики).
Книга с заклинаниями
Следующая закладка открывает книгу с заклинаниями. Слева, на "клетчатом" поле размещаются все купленные или найденные вами свитки с заклинаниями, справа - непосредственно книга с заклинаниями, а сверху - набор активных (то есть готовых к произнесению) заклинаний. Одновременно их может быть только десять, и только они могут быть использованы вашим аватаром в бою. На протяжении игры, вы будете встречать множество свитков, которые будут содержать заклинания разных школ и разных уровней (то есть силы). В книгу вы можете записать любое заклинание, но использовать его сможете только при достаточном уровне развития определенных параметров - скажем, заклинание может требовать третьего уровня развития специализации "Necromancy". Для того, чтобы начать использовать новое заклинание, сначала вы должны проделать следующие манипуляции. Из свитка с левой панели, вы должны переписать заклинание в книгу на правой панели, а оттуда перетащить его в панель активных заклинаний. Кстати, у воинов роль заклинаний выполняют специальные приемы, например "Berserk", на короткий период времени существенно повышающий силу атаки персонажа. Мана при этом не тратится, но прежде, чем прием снова станет доступным, должно пройти некоторое время. Приемы будут появляться в книге автоматически, при достижении персонажем очередного уровня опыта. После этого их также стоит переносить на "активную" панель. Вызывает неудобство только то, что ненужные заклинания низких уровней из книги убрать нельзя. Они до конца игры так и остаются соседствовать с более мощными, так что к концу игры у вас будет накапливаться до полутора десятков одинаковых заклинаний разных уровней. Из-за этого часто происходит путаница.
Руны
Как уже было сказано выше, руны используются аватаром для вызова героев и рабочих. Опять слева мы видим место для всех найденных рун, а справа - слоты для них. Одни руны можно легко менять на другие, скажем, на руны героев более высоких уровней или других специализаций. Пять больших прямоугольных рун посередине - это руны героев. В начале игры вы можете поместить только одну руну героя. Потом, по мере развития аватара, вы сможете использовать и большее количество рун, но одновременно у вас может быть не более пяти героев. Также, вы не можете вызывать героя, который по уровню превосходит вашего аватара. По углам панели расположены слоты для рун рабочих каждой из шести рас. Руны рабочих также детерминируются по уровням - чем выше уровень руны, тем более эффективно будут выполнять свои функции рабочие, вызванные с ее помощью.
Планы
Примечательно, что в игре нельзя начать строить здания или производить отряды, не имея соответствующих "планов" или "чертежей" (Plans). Если план постройки или чертеж здания еще как-то можно себе представить, то вот чертеж, скажем, волшебника-элементалиста, укладывается в голове с трудом. Впрочем, оставим этот момент на совести авторов. Итак, "планы" - это такие свитки (их можно находить или покупать у торговцев), которые позволят нам строить новые здания или производить новые отряды. Слева мы видим место для найденных чертежей, а справа - список готовых к постройке зданий (сверху) и отрядов (снизу). По правой кромке экрана располагаются иконки, которые переключают такие списки для каждой из шести рас. Найденный или купленный чертеж сначала располагается слева, а потом его нужно перетащить на пустое место в одной из граф, относящихся к соответствующей расе - после это здание или отряд можно будет производить. У каждой расы имеется по восемь отрядов и порядка двух десятков зданий.
Квесты
Последняя закладка на экране героя - это закладка с заданиями. Слева мы видим перечень квестовых предметов (к которым почему-то относятся и драгоценные камни, предназначенные только для продажи), посередине - непосредственно список заданий, а слева - разбиение их на подзадания и конкретизация. Все задания делятся на обязательные для выполнения - "сюжетные" (Main Quests) и необязательные - "побочные" (Side Quests). Сюжетные задания двигают вас вперед по сюжетной линии и обычно играют роль "целей миссии" на данной карте. Побочные задания вы можете проходить, скажем, для увеличения количества опыта героя или получения вознаграждения в виде золота, магического оружия или предметов. Сразу хочу подчеркнуть, что побочных заданий в игре много даже по меркам ролевой игры - я насчитал что-то около полусотни. Причем нельзя не отметить и их качество - часто, для выполнения заданий вам придется путешествовать с карты на карту (ведь игровой мир представляет собой не отдельные карты, а единое целое), много общаться с персонажами, населяющими различные города и земли игрового мира, собирать различные предметы. Задания достаточно разнообразны - то вам предлагается истребить вредного монстра, то отыскать некий предмет, а иногда даже уничтожить целый город или бандитское поселение. Все, как в настоящей ролевой игре.
Резюме
Как видно, количество и качество квестов, сюжет, богатая ролевая система позволяет говорить об игре скорее как об РПГ с существенными элементами стратегии. Мне кажется, даже если бы игра вышла без возможности постройки зданий, ролевая часть была бы высоко оценена игроками. Авторы не скупились и приложили массу трудов для создания высококачественного продукта, смогли реализовать массу интересных идей, и произвести вполне удачно смешение жанров. К сожалению, игра не прошла достаточного тестирования, от чего заплатки выходят одна за другой - на момент написания статьи последней была за номером "1.05", но в игре по-прежнему остается довольно много технических и логических, то есть скриптовых, ошибок, графический движок не достаточно оптимизирован. Можно предположить, что "SpellForce" вряд ли станет хитом уровня "Warcraft", так как она была разработана не для покорения рынка, а скорее как смелый эксперимент, к тому же, игровой процесс получился довольно сложным для освоения и слишком комплексным, что вряд ли придется по вкусу современному игроку. Но без сомнения, игра может претендовать на видное место в жанре(-ах), так как такого удобоваримого, и вместе с тем, полноценного, коктейля жанров, до немцев из "Phenomic" не удавалось замешивать никому. Эксперимент можно считать вполне удавшимся, а в грядущем (непременно!) дополнении, разработчики клянутся исправить все серьезные ошибки и устранить многие недоработки игрового процесса. Усилиями издательской компании "Russobit-M" игра должна будет скоро появиться и в России.