Златогорье 2: Холодные небеса

Автор: HF
Дата: 25.02.2004
Все фото статьи
Разработчик: Burut CT
Издатель: Руссобит-М
Официальный сайт игры: http://www.goldenland-rpg.com

Системные требования


Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-II 450 MHz
128 MB RAM
Видео карта, совместимая с DirectX 7
Монитор, поддерживающий разрешение не менее 1024х768
Звуковая карта, совместимая с DirectX 7
4x CD-ROM/DVD-ROM
650 MB свободного дискового пространства

Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 700 MHz
256 MB RAM
Видео карта, совместимая с DirectX 7
Монитор, поддерживающий разрешение не менее 1024х768
Звуковая карта, совместимая с DirectX 7
32x CD-ROM/DVD-ROM
650 MB свободного дискового пространства




Особенности


Странная ситуация сложилась с "Холодными Небесами". Создается впечатление, что они - "небеса" - несколько месяцев назад как будто были "отрезаны" от основной части менеджерами прямо перед релизом "Златогорья 2", второй части одной из самых интересных отечественных ролевых игр. Многие помнят эту загадочную ситуацию, когда таинственным образом потерялась четвертая из обещанных во второй части "Златогорья" стран - Альберия. Страна фигурировала и в пресс-релизах, и в описании игры на сайте... но на диске с игрой так и не обнаружилась. И вот теперь, приобретя носитель с "Холодными Небесами", мы можем исследовать и эту холодную северную страну мира "Златогорья". Следует сразу сказать, что "Холодные Небеса" - это не пакет расширения (expansion pack), а дополнение, так что в нем не будет почти никаких заметных нововведений, кроме, разве что, новых игровых областей. Да и вообще, ощущение от игры такое, что нам дали поиграть именно в кусок "Златогорья", без каких-либо изменений. Создаётся ощущение, что "Холодные небеса" были написаны одновременно с оригинальной игрой, а далее были от нее отрезаны (три страны - и так достаточно), пролежали на полке несколько месяцев и были выпущены на рынок. Но на самом деле это не так: "Холодные Небеса" - вещь абсолютно независимая, для её запуска вам даже не потребуется диск с оригинальной игрой...

Примерно таким было мое первое впечатление от "Холодных Земель". Впрочем, проект действительно вызвает интерес. Основные улучшения коснулись сюжетной части: сюжет стал более гибким, развернутым, многоплановым, теперь в игре целых четыре независимых окончания (в основной части было только два.). Кроме того, были немного подправлены механизмы вычисления некоторых параметров персонажа, а также повреждений в бою, наносимых оружием и заклинаниями. То, что в релизе называется "усовершенствованная социальная система", на деле оказывается тем, что нам теперь не позволяют безнаказанно разграблять дома в городах. Теперь этот процесс выглядит так "Сначала, мол, убейте хозяина дома, а потом милости просим, сундуки разграблять, иначе нельзя". Или же можно освоить навыки вора и попытаться вскрыть сундуки незаметно. Впрочем, если вас все же поймают, то от драки с хозяином никак не отделаться. На такие налеты на жилища честных горожан охрана в городах по-прежнему реагирует несколько странно. Если ранее она взирала на это дело вообще "сквозь пальцы", то теперь оно "до фонаря" примерно половине охранников (принимать участие в поимке вора всех охранников, бурутовцы видать, уговорить не смогли :), всё как в жизни). То есть половина стражников будет вас атаковать, после того, как вы покинете здание после ограбления, а другая половина не обратит на бесчинства никакого внимания. Впрочем, возможно это были проблемы конкретно моей системы.

Среди достоинств игры можно назвать великолепные диалоги и сюжет ("литературная" часть игры выше всяких похвал), а также, в общем-то, не самое худшее графическое оформление. Дизайнеры и художники однозначно заслуживают комплиментов - хотя графику в игре восхитительной не назовешь, бэкграунды просто великолепны.


Особенно меня поразил Подводный Город - масса ярких, отлично подобранных, сине-оранжевых цветов,


он буквально контрастирует с остальными серо-зелеными игровыми локациями. Все впечатление портит разве что однообразность палитры, недостаток самобытных в графическом плане локаций (как тот же Подводный Город), и фиксированное графическое разрешение в 1024х768 пикселей.


Пошаговые сражения также не претерпели никаких изменений. В сражении вашими подельниками, то есть "союзниками", по-прежнему управлять нельзя. Как уже говорилось выше, все изменения коснулись только лишь некоторых игровых механизмов: вычисления некоторых повреждений от заклинаний и оружия, и прочих мелких особенностей ролевой системы. Впрочем, ролевая система "Златогорья 2" и без всяких изменений может считаться одной из самых интересных среди отечественных ролевых игр. А дополняет все вышесказанное неплохая реализация возможности самостоятельного создания оружия и брони ("Кузнечная дело") или магических напитков ("Алхимия"), а также магическая система из шести школ. Еще одним приятным моментов для многих игроков может стать возможность передвижения по глобальной карте


...и пошаговые сражения на манер "Fallout", а также масса живого общения с персонажами, населяющими мир "Златогорья", и сильный уклон в сторону "социальных" заданий на манер игр от "BioWare".

К сожалению, как уже говорилось выше, помимо того, что "Холодные Небеса" кроме хороших черт, унаследовали от своего родителя недостатки, к ним добавились еще и собственные недочёты. Помимо известной проблемы с затянутыми боями, также нельзя не отметить большое количество самых обыкновенных ошибок. По-прежнему, игра не дружит с сочетанием клавиш "Alt-Tab", встречаются ошибки в квестах, в скриптах (у меня скажем, после убийства Велеса, Драх-Шу так и не появился), в руководстве по игре, которое можно было скачать с сайта - также ошибки (описание навыка "Кузнечное дело"). Руководство было выложено на сайте разработчиков в двух версиях: сначала 20 Мб, а потом уменьшенная версия размером 2 Мб. При этом первый вариант руководства (20 Мб) был непосредственно по "Холодным Небесам", а второй, якобы его уменьшенный вариант (2 Мб), почему-то оказался обычным руководством по "Златогорью 2". Несколько раз игра попросту "вылетала" в "Windows". Откуда такие ошибки? Недостаточное тестирование? Надеюсь, все же первое. Вообще, адд-он получился, на мой взгляд, довольно коротким (семь городов, полтора десятка новых локаций), что, впрочем, компенсируется обещанными четырьмя финалами, так что увидеть все локации при одном прохождении сложно (но можно). Но, несмотря на все вышесказанное, огромное количество положительных моментов, позволяет нам говорить о "Холодных Небесах", как о продолжении одной из самых интересных современных отечественных ролевых игр. Очень жаль, что у игры на сегодняшний день даже, в общем-то, нет серьезных конкурентов. Возможно, это стимулировало бы более внимательное и глубокое отношение разработчиков к некоторым аспектам игры, которые заслуживают доработки. В любом случае, у игры и ее создателей - огромный потенциал, который может быть реализован в третьей части игры.

Сюжет


Златогорье - это страна, откуда родом наш герой. В первой части, а потом и во второй, он ведет сражение с силами зла, сначала в лице Драх-Шу (темного мага), а потом и самого Чернобога - за свободу и счастье своей родины. Действие "Холодных Небес" будет происходить в Альберии, куда волею судеб попадает наш герой. Итак, Альберия. Герой попадает в эту северную страну, населенную амазонками, далеко не по своей воле. После того, как в основной части игры ему в неравной схватке удается одолеть Чернобога, он приходит в себя на маленьком острове, у подножья вулкана. Как он сюда попал, и что с ним было - он не помнит (потому, все навыки и умения, полученные ранее, пропали), зато он точно знает, что должен вернуться домой, в Златогорье. Собственно, поисками пути домой нам и придется заниматься на всем протяжении прохождения "Холодных Небес". Но пока перед нами лежит Альберия (страна под "холодными небесами", где царит матриархат вкупе с половым шовинизмом), населенная воинствующими амазонками. Все амазонки веруют в свою богиню Альву - одну из древнейших богинь войны, а мужчин убивают в младенчестве или используют в качестве слуг, и по всякому призирают. Размножаются альберийки должно думать, пользуясь услугами пришлых особей мужского пола, по крайней мере, именно такое предложение сделает нам одна из жительниц столицы альберского государства. Правда, прежде чем нам позволят предаться приятному процессу, воительница потребует от отца будущей девочки (а кого же еще?) доказать свою мужскую состоятельность, добыв когти хищника, Золотого Скарабея и совершив еще ряд подвигов. Все эти факты накладывают определенный отпечаток на устройство игрового мира, а также на общение с местными персонажами и специфику игровых заданий (очень многие из них будут связаны с оказанием посильной помощи населению мужского пола и решению их проблем с женщинами). Довольно необычно, скажу я вам...


Позже, по мере игры и общения с этим самым населением, нам станет известно, что в результате уничтожения Чернобога мировой баланс пошатнулся, и попутно походу домой герою нужно вернуть все на место. На этом и будут стоиться игровые концовки, которых, как уже говорилось выше, в "Холодных Небесах" целых четыре, и все - независимые. Как написано в "аннотации" к игре, древние таинственные артефакты - "Флейта" и "Ноты" - помогут восстановить нарушенный уничтожением физической оболочки Чернобога вселенский Баланс, для чего вам предлагается передать найденные артефакты ряду лиц по вашему выбору, которые знают, как ими воспользоваться. Одним из таки лиц, будет, кстати, сам Драх-Шу. Я уже представляю себе ужасного некромансера, со всеми его щупальцами и громадной пастью, помогающего себе хвостом, занятого исполнением искрометной сюиты на флейте. Собственно, задача обретения вышеозначенных артефактов для последующей передачи любой из заинтересованных сторон на ваш выбор и является основной в продолжении "Златогорья 2". В обмен на артефакты, благодарные получатели вернут вас домой в Златогорье. С одной стороны, можно воспользоваться помощью "светлой стороны". Здесь нам предлагается два способа возвращения домой - через Подводный Город вантов (это такие разумные земноводные) или же через Воздушный Город демонов (добрых демонов).


Также можно обратиться к злобным прихвостням Драх-Шу, а в последствии сотрудничать с ним самим. Драх-Шу попросит вас убить самого Велеса (местный бог смерти) чтобы он смог править Навью, тогда он отправит вас домой, впрочем, можно "сдать" Драх-Шу Велесу, и вместе с ним уничтожить злобного змея. Последний, "секретный", финал, может случиться с вами задолго до конца, если вы будете внимательны к деталям.

Вообще, выбор окончания происходит практически независимо от игрока, и напрямую зависит от показателя "Славы", который в свою очередь зависит от вашей манеры игры. Если вы стараетесь помогать попавшим в беду обитателям игрового мира (а не отбирать у них последнюю монету), и ваш герой ведет глубоко положительный и достойный стать примером для каждого пионера образ жизни, то ваша слава будет повышаться. С такими чистоплюями злодеи просто не станут общаться, так что в этом случае вам придется воспользоваться расположением местных благородных обывателей. Если же вы, наоборот, много воруете (даже леденцы у младенцев), убиваете всех без разбору, обижаете обездоленных и снимаете последнюю рубаху с нищего, то темные личности не обойдут вас стороной, а как раз наоборот, признав собрата по ремеслу, предложат работать вместе. В конце концов, все эти махинации выльются в союз с Драх-Шу. Впрочем, я ступил на тяжкий путь зла, побуждаемый исключительно желанием творить добро. Когда я выпустил из амазонских застенков одного миловидного старичка-мага, я и подозревать не мог, что он-то и окажется одним из прислужников Драх-Шу. Какие шутки играет иногда злодейка-судьба...


Приятно, что за счет разных сюжетных веток существенно повышается replayability игры. Каждая из веток содержит несколько уникальных заданий, так что проходить игру во второй раз будет по-прежнему интересно. Впрочем, можно выполнить максимум заданий за один раз, если, зная очередность заданий во всех трех основных ветках, выработать схему их выполнения - сначала пройти почти до самого конца одну ветку, а потом не "ехать домой", а заняться следующей веткой и так далее. Если не доводить ветку до предела, то всегда можно вернуться к следующей - так, по крайней мере, проходил игру я. По пути домой вам придется посетить чуть более полутора десятков игровых локаций, разбросанных по территории Альберии, а также побывать в ее недрах или воздушных пространствах. Кстати, по прибытию домой, в Златогорье, нас ожидает небольшой сюрприз, а также завязка сюжета грядущей третьей части. Хотя сюжет и не несет в себе особенных неожиданностей и сюрпризов, работа сценаристов может быть оценена достаточно высоко, и, прежде всего, за счет нескольких независимых концовок. Неплохо проработанный сюжет и местами необычный игровой мир (матриархат, по моему мнению - очень неплохая авторская находка), наряду с великолепными диалогами и объемной системой заданий, являются самыми сильными сторонами как оригинальной игры, так и "Холодных Небес", которые полнее удерживают марку качества.

Геймплей


Путешествие по Альберии традиционно начинается с генерации персонажа. Здесь мы видим вместо старых заранее созданных классов (Воин, Маг, Следопыт) новые - "Златогорец", "Марвиец", "Темный Жрец", "Грабитель" и проч. То есть, можно распределять очки по атрибутам и навыкам самостоятельно, а можно выбрать один из предложенных заранее созданных классов, но вместе с классом вы получите и перк (об этом ниже).

Задания



Качество заданий можно назвать равным тому, что мы видели в основной части игры, и к тому материалу, что прилагался в статье по ней, добавить более нечего. Предлагаю некоторые иллюстрации. Маленькая девочка играла в парке и потеряла варежку, пуговицу и плюшевого медвежонка. Наш сердобольной протагонист, движимый нежной любовью к детишкам, вынужден носиться по городу в поисках утерянных предметов, которые злой рок рассовал по ящикам в самых разных концах города. Или еще. Мальчик стоит на берегу реки, уставившись в воду, и ждет, когда из водных пучин появится писаная красавица.


Надо помочь мальцу обрести душевное равновесие, отправив его домой покушать, пообещав покараулить красавицу. Впрочем, будут и гораздо более интересные задания, (например расследование пропажи книг в библиотеке), но у многих из них имеется один существенный недостаток. Часто мне казалось, что в постановке заданий отсутствует точность, записи в журнале чаще всего бывают пространными и мало информативными. В результате, если пропустить подробности разговора, то вообще не понимаешь, что надо делать дальше. И это не говоря уже просто о грубых ошибках в скриптах, когда записи в журнале вообще возникали или пропадали независимо от действий игрока. (Чтобы не быть голословным, скажу, что с такой проблемой я столкнулся, например, в задании про любовное приключение Калеба). Но вообще, заданий много, они довольно разнообразны, (хотя порою и несколько бестолковы и требуют массы беготни из одного конца города в другой), но в любом случае, просторы для творчества довольно обширны. В общем, все как у всех. Что здесь можно выделить - бесподобные диалоги. Определенно лучшие среди российских проектов. Масса юмора, "живость" языка, изобретательность, большое количество разных ответов. При таком объеме работ диалоги просто поражают своим качеством, которое будет заметно даже при самом поверхностном ознакомлении с игрой.

Экран персонажа


Для того, чтобы поближе изучить ролевую систему, предлагаю вам обратиться к статье по основной части игры, где все описано довольно подробно. Никаких существенных изменений, касающихся этого аспекта игрового процесса "Златогорья 2", не случилось (изменилось только вычисление некоторых параметров), посему здесь повторяться не имеет смысла, так что лишь вскользь расскажу про основные элементы ролевой системы, а также о магии и сражениях. Ролевая система "Златогорья 2" по праву может именоваться одной из самых богатых в истории отечественных РПГ: у персонажа целых восемь основных атрибутов, три группы навыков (по девять в каждой), условно делящих персонажей на классы (фактически, классов в игре не предусмотрено), и куча прочей статистической информации (защиты, сопротивления, иммунитеты и прочее). Как я уже подчеркивал ранее, навыки выбраны довольно логично, и их набор можно назвать вполне функциональным. Еще из интересного - "Кузнечное дело" и "Алхимия", то есть возможность самостоятельного создания предметов или напитков из подручных материалов, используя специальные рецепты. Плюс еще несколько еще интересных вещей, таких, как мирное улаживание почти что всех важных вопросов ("Красноречие"), определение здоровья и повреждений врага "на глазок" ("Естествознание") и прочее. В разделе "Биография" на экране персонажа можно даже увидеть систему "перков" (уникальные характеристики личности персонажа), которые выдаются нашему герою за некоторые особые заслуги.


Кстати, в "Холодных Небесах" при генерации можно выбирать героя с изначальным набором перков по профилям (скажем, способностями к торговле ("Марвиец"), улучшенное владение мечом ("Златогорец"), пониженная слава и боевой опыт ("Грабитель") и прочее).


Не AD&D, конечно, но тоже очень неплохо. Жаль, что в дополнении мы никаких новых навыков и прочего не увидим...

Магия и сражения


Отдельно можно сказать несколько слов о магии. В "Златогорье 2" она разделена на шесть школ (теней, природы, богов, стихий, света и тьмы), каждая из которых содержит около тринадцати заклинаний, к тому же все они имеют детерминацию по уровням. Чем выше уровень заклинания, тем больше оно потребует интеллекта и мудрости. Для развития магических способностей героя следует развивать навыки Мага - таким образом, у него будут появляться новые заклинания конкретной школы, и станет увеличиваться общая сила магии. В бою вы творите заклинания, пьете бутылочки с маной, которая тратится на заклинания, стараетесь держать врагов на расстоянии, и все такое. В общем, ничего необычного. Замечательной альтернативой магии является широко представленное в игре оружие, причем как ближнего (мечи, топоры, копья, алебарды), так и дальнего боя (луки, арбалеты и даже ружья).


Теперь уместно рассказать о боях. Сражения в "Златогорье 2" - пошаговые.


Однозначно оценить этот факт не представляется возможным. С одной стороны, сражения сложны, отнимают много времени, и даже порою утомляют. Этим была грешна и основная часть, так что можно было бы ожидать улучшения баланса для ускорения боев (фактически - увеличения повреждений), но к сожалению, с выходом дополнения ситуация не изменилась. Впрочем, с другой стороны, point&click в духе Diablo смотрелся бы еще менее интересно. Так или иначе, ваш герой, а также его враги в сражении будут совершать ходы в порядке очереди, затрачивая на передвижения, атаки и заклинания так называемые очки действия. Количество очков действия определяется характеристиками персонажа. Еще один неприятный момент в бою - часто после нескольких точных попаданий по врагу, у него срабатывает "мораль" и он начинает убегать. При сходном количестве очков действия в начале игры догнать и убить его не всегда удается, и сражение превращается в игру "догонялки по локации". Вообще, сражения при высокой сложности мало выгодны для развития персонажа, так как по сравнению с заданиями за них дается мало опыта, поэтому, играя, я сразу старался развивать навык "Следопыт", чтобы избегать случайных встреч, и, следовательно, сражений. В прочем, важность сражений я не в коем случае не умаляю - кому что нравится.

Резюме


"Холодные небеса" унаследовали от оригинальной версии, которую по праву можно называть одной из самых интересных отечественных ролевых игр, массу положительных черт, а также добавили к ним немного своих собственных - прежде всего, имеется в виду нелинейный сюжет. Среди недостатков дополнения можно назвать некоторые программные ошибки, а также практически полное отсутствие нововведений, которые были бы очень к месту. Впрочем, со своей главной задачей - продлить удовольствие от мира "Златогорья 2" с помощью еще неизведанных игроком локаций и новых приключений - проект справляется, в общем-то, неплохо...



P.S. Хочу обратить внимание читателей, что пятого марта сего года на сайте компании "Бурут" появились заплатки для "Златогорья 2" (версия 1.3, 10 Мб) и «Златогоря 2: Холодные небеса» (версия 1.2, 10 Мб). Разработчики заявляют, что в них было исправлено большинство известных ошибок, связанных с некорректной работой сюжетных и диалоговых скриптов, а также отображением заданий в журнале. Кроме того, были минимизированы случаи с "вылетами" игры в систему. На следующий день было выпущено обновление для заплатки "Холодных Небес", которое исправляло еще несколько недочетов. Фактически, были решены многие из указанных в статье проблем...