Вступление
Каюсь, люблю я японские мультфильмы (полнометражные, с философским уклоном) и фильмы с неторопливым течением сюжета производства страны Восходящего Солнца. Поэтому идея описать народную японскую игру, тем более пережившую уже третье воплощение на приставках, отторжения среди меня не вызвала. Итак, Onimusha (читается как Онимуся, с ударением на "у"), китайская версия, выпущена Азиатским подразделением ЕА. Разработчик - японская компания САРСОМ. Основной язык - китайский. Дабы по ходу прочтения ни у кого не возникало лишних вопросов, поясню сразу: пунктиром выделен альтернативный обзор, написанный исключительно на эмоциях по мере прохождения игры. Эти куски можно пропускать :).
Так вот, что касается игры. С официально объявленными системными требованиями имеются некоторые сложности в виду явного отсутствия их на приемлемом к переводу языке. Субъективно скажу, что на Р4 2.26 ГГц, 512 МВ RAM, GeForce4 Ti 4200 игра не тормозит вообще. Правда, пользователи Радеонов сильно жалуются на всеразличные баги. У меня ничего подобного замечено не было.
Уровней сложности в игре нет, и без них несладко. Разрешение одно - 640х480. Скажу сразу, что на 19-дюймовом мониторе отвратительно не смотрится. Напротив, очень даже живенько и симпатично :).
Почему так мало? Ничего удивительного - Onimusha была перенесена с приставки PlayStation, а там как-то не до выбора разрешений.
Приставочное прошлое игры оборками нижних юбок проглядывается на каждом шагу и в управлении - не с первого раза удается вписаться в двери - и в том, что для игры совершенно не нужна мышь. Но на самом деле управление (что с клавиатуры, что с геймпада) зачастую просто катастрофическое. Беру свои стоны (вы их увидите ниже) назад - с клавиатуры герои двигаются лучше. Пусть "ступеньками", угловато, но все-таки двигаются. Единственный плюс геймпада заключается в том, что с него можно совершать рубящий удар в развороте на полный круг. А только с клавиатуры - бить ногой. Поэтому, дорогие товарищи, Onimusha - игра коллективная: один давит на кнопки, второй мучает геймпад. Вдвоем одним японцем управиться проще :).
Музыка совершенно очаровательна. В сочетании с роликом заставки создается эффект художественного фильма. Захотелось посмотреть его до конца. Реплики героев экспрессивны. Слов не понять, но душевность чувствуется :).
И, конечно, просто безумно красивая местность (в человеческой части игры): горы, резные стены, настоящая бамбуковая роща, пруд с рыбками - могла бы поклясться, что они живые! - словом, все эти демоны-нелюди явно лишние на этом празднике жизни. Разрушают, знаете ли, гармонию мест.
И почему я родилась без свободного владения китайским языком? А то эпическая игра Onimusha для персонального компьютера вышла, на английский (про русский я вообще не говорю) ее не то, чтобы не перевели, просто запрятали в китайские настройки так глубоко, что найти более-менее знакомый язык можно только методом "научного тыка", который всегда срабатывает :); Лицензионного перевода на русский нет и не предвидится, видимо, а ждать очень не хочется... Придется жить с тем, что есть. Описывать, естественно, тоже... Так что можем вооружиться словарем китайско-русским и начать играть...
Не сумела найти сейв-лоад... Заставка не отключается, поэтому при каждом запуске игры смотрю одно и то же. Плюс один: скоро выучу наизусть все слова. Вот бы еще и перевод осилить :).
Однако, путем шаманских действий с настройками я смогла добиться английского озвучания и субтитров (для этого в первых двух строчках настроек - вторая снизу опция - выставите два одинаковых иероглифа).
А вспомнив нетленное творение под названием Enclave, нашла и места сохранения (Магические Зеркала) :).
Жизнь налаживается... Сюжет
В игре два предыстории: скрытая и явная. Явная частично показана в начальном ролике, а о скрытой можно прочитать в разноцветных книгах, разбросанных по комнатам. Также много информации дают книги Апокалипсиса.
Часть явная, человеческая:
Средневековую Японию раздирало от междоусобных войн. Известный военачальник Ода Нобунага как раз находился на поле боя, когда стрела пронзила его горло. На этом, казалось бы, земная жизнь для полководца закончилась. Но не будем забегать вперед...
С возвышения за ходом битвы наблюдал некий юноша, которому предстояло стать противником намного более могущественных сил, чем те, что сражались сейчас внизу...
При мерцающем свете свечи девушка пишет письмо, изящно выводя каждый иероглиф. И для нее судьба уготовила свое место в этой истории, корни которой лежат в первозданном Хаосе... Когда юноша добрался до Крепости, он обнаружил пустую комнату в беспорядке и письмо, в котором девушка (принцесса местной провинции, Юки) просит юношу Саманосукэ разобраться со странными исчезновениями крестьян и придворных девушек-служанок. Юки предполагала, что виновниками этих происшествий могут быть демоны.
Так что первое задание уже есть. Автоматом к нему прибавилось и второе - найти и спасти Юки.
Саманосукэ и его помощница Каэдэ разделились и пошли каждый своей дорогой, чтобы добраться до места, откуда появляются демоны...
Часть скрытая, демоническая:
Во времена рождения земли из первозданного Хаоса появился Фортенбрас, ставший повелителем подземного царства. Фортенбрас был демоном высшего уровня и высокой организации. Демоны беспрекословно должны были подчиняться своему повелителю. Но демонов было, видимо, недостаточное количество. История умалчивает, самому ли Фортенбрасу или же его демоническому помощнику-ученому пришло в голову использовать людей не только в качестве пищи, но и ставить над ними эксперименты. В любом случае, доподлинно известно, что из мертвых людей можно сделать особый вид демонов путем замены крови на демоническую. Саманосукэ постоянно будет находить разноцветные книги, написанные этим ученым...
Так вот, обращенные демоны назывались животными и не могли обладать демонической силой в полной мере. Для ее обретения требовалось пройти через ритуал посвящения, для проведения которого нужна была в качестве жертвы невинная и кристально чистая душа. После долгих поисков выбор пал на Юки. А пройти обряд посвящения должен был Нобунага Ода...
Вот так вот круг истории начал замыкаться.
Часть вторая, божественная:
Боги, которые (разумеется) были в курсе всего происходящего и совершенно не испытывали никакой заинтересованности в том, чтобы у Фортинбраса удалась задумка, со своей стороны тоже начали искать избранного, способного противостоять демонам. Ответственным исполнителем этой миссии был назначен Саманосукэ.
Теперь круг истории замкнулся окончательно, роли расписаны, все персонажи заняли свои места... Время свершиться предначертанному пришло...
Герои
Нобунага Ода.
Историческая личность XVI века. Военачальник, стремившийся объединить острова. После гибели в битве воскрешен к "жизни" посредством переливания ему демонической крови. Стал верным слугой Фортенбраса (правителя подземного демонического царства), исправно поставляя человеческие жертвы (о которых Юки писала Саманосукэ) для демонических пиршеств и жертвоприношений. Враг клана принцессы Юки. В сражениях с его темным войском гибнет цвет самурайства Средневековья.
Должен пройти через Темную Церемонию и выпить кровь принцессы Юки из чаши, сделанной из ее же черепа (брррр, мерзость какая).
Саманосукэ Акэти.
Основной персонаж игры. Самурай, мастер меча, призванный принцессой Юки на помощь клану и призванный установить справедливость и покарать демонов. Неизвестно, какие отношения связывают его с Юки. Но на простую почтительность вассала к госпоже похоже мало :). К тому же, по утверждению самого Саманосукэ (в диалоге с Токитиро Киносита), он никому не служит.
Каэдэ.
Куноити (женщина-ниндзя) клана Ига.
Верная помощница Саманосукэ. Изначально она была послана убить самурая, но после того, как ее попытка провалилась, присоединилась к юноше. Между ними царит полное доверие и забота друг о друге. На протяжении всей игры постоянно возникает в ответственные моменты, когда больше всего нужна самураю. Подробнее про нее можно прочесть ниже.
Юки.
Принцесса замка Инабаяма. Похищена демонами Фортенбраса для принесения в жертву во время Церемонии. Сестра могущественного военачальника Йоситацу. Невинная и чистая душа. Избранная.
Юмэмару.
Мальчик-сирота, принятый принцессой в семью. Долгое время жил в замке как ее младший брат. После ее похищения был полон решимости найти Юки... Но сам был похищен демонами. Неизвестна, отведена ли ему особая роль в Церемонии или же он попал в эту историю относительно случайно.
Фортинбрас.
Главный демон, повелитель подземного царства и всех демонов. Древнее крепостных стен и мхов на камнях. Извергает огонь из пасти, обладает неимоверной мощью, силой своей магии создает энергетические шары. Может быть повержен - с превеликим трудом - только мечом Бисямона (духа солнца).
Токитиро Киносита.
Генерал Нобунаги Ода. Мерзкий и противный старикашка, похитивший мальчика и заманивший Саманосукэ в ловушку. Похож на крысу. Ради продвижения по службе готов добровольно служить демонам.
Усатый неопознанный японец.
Всю игру висит якобы без дела в углу комнаты с зеркалом на первом этаже Твердыни. На самом же деле является проводником Саманосукэ в Царство Тьмы. Принадлежность старичка к Силам определить трудно.
Классификация демонов
Вся нечисть, как мы узнаем из заметок ученого,
подразделяются на три уровня:
Демоны низшего уровня (скелеты/мумии) обладают посредственным интеллектом. Они нападают под покровом ночи и служат высшим демонам. Безмозглы и не обладают даже зачатками сознания.
Демоны среднего уровня (например, "минотавры", "псы" и демоны-ниндзя) обширнее классом, нежели демоны низшего уровня, к тому же обладают достаточным интеллектом для того, чтобы произносить какие-то звуки на своем языке. Дикие и жестокие, они обладают животными инстинктами.
Демоны высшего уровня (Фортинбрас и хозяин дневника) появляются на свет крайне редко: примерно один на сто тысяч. Вследствие этого считают себя избранными. Обладают чрезвычайно развитым интеллектом.
Саймё, помимо своих душевных переживаний, описал повадки и некоторые особенности этих существ, чтобы люди знали, с кем им придется столкнуться.
Абсолютно все демоны плотоядны. Пожирают свою жертву заживо, не обращая внимания на крики и стоны. Подлежат немедленному уничтожению.
К демонам смело можно отнести боссов уровней. Первого - укравшего принцессу Юки - придется убивать долго и мучительно, второго - Маркуса - еще дольше и мучительнее, так как у него будет меч Сипу, а у Саманосукэ - всего лишь Энрю. С Маркусом вы встретитесь на крыше комнаты Юки.
Демон-клон Саманосукэ одет в более крепкие доспехи (справа), но у него нет всех трех мечей, хотя кое-какой магией он обладает. Не забывайте ставить блок и не теряйте времени, когда он отходит, используйте Силу мечей.
Рогатый демон с толпой быков-переростков у ворот храма побеждаются двумя магическими ударами огненного меча и парой магических ударов меча Ветра. Проблем - никаких :). К тому моменту как Саманосукэ в очередной раз попадет в плен в домике на озере, Каэдэ добудет для него мушкет, и битва с демоницей-осой станет детской забавой и стрельбой по банкам. Предпоследним боссом станет лучшее творение демонического доктора - Маркус Второй.
Вот тут придется повозиться. Меняйте мечи, используйте Силу и все время вставайте в блок, когда Маркус атакует.
Про Фортенбраса промолчу - каждый может пройти через
это лично. По мне так лучше сразиться с двумя или тремя Маркусами Вторыми одновременно, нежели один раз встретиться с Фортенбрасом.
Недаром же он старее мхов на камнях...
Составляющие игры
Оружие и возможности.
Играть придется и за Саманосукэ и за Каэдэ. В этой последовательности и начнем обзор вооружения и возможностей.
Саманасукэ. Мечник, может пользоваться магией и стрелять из лука.
Какое-то высшее существо (видимо, один из богов) снабдило юношу приспособлением для сбора душ убиенных монстров. Уровень "заряда" показан на панели индикатора в левом верхнем углу экрана.
Перчатка-душесос активируется нажатием на "А". Души делятся на три категории и различаются по цветам: желтые прибавляют Саманосукэ жизнь, голубые отправляются в кассету душесборника, красные восстанавливают магическую энергию мечей.
В игре вам дважды попадутся аналогичные перчатки (что свидетельствует о популярности и актуальности данного оружия). Из них можно забрать накопленные души.
Но чтобы забрать душу, надо для начала убить демона. Для этого можно пользоваться обычной катаной (оружие по умолчанию), мечом Райзан - он достается после обретения сферы Сиден (стихия Грозы),
мечом Энрю - он принадлежит сфере Коуэн (стихия Огня),
мечом Сипу - сфера Араси (Ветра).
Максимальный уровень "развития" оружия и шаров - третий. В самом конце игры Саманосукэ добудет меч Бисямон, который проходит сквозь демонов как сквозь растопленное масло.
Если демон сидит высоко, воспользуйтесь луком. Чтобы выстрелить из него, используйте комбинацию S (чтобы вскинуть лук) и F (чтобы спустить тетеву).
Каэдэ - женщина-ниндзя. Она помогает Саманосукэ в его поисках, действуя лишь тогда, когда сам отважный самурай попадает в затруднительное положение. А так как это обязательно случится, то часть игры вам придется пройти за Каэдэ. Также только она может использовать (отмычку) или находить некоторые предметы (ключи или жертвенный нож). При этом у нее нет никаких магических навыков (столько душ пропадает зря!) и она может полагаться только на силу оружия. Правда, убивает она вполне профессионально (длинный нож дается ей изначально, но позже она станет обладательницей священного ножа, и вот тут-то начнется праздник :)). И если вы не будете ей мешать, невпопад давя на клавиши, девушка прекрасно справится с нечистью :).
Прекрасно владеет кунаи (метать их можно клавишей "Е"). Только вот у меня почему-то они вечно летали куда угодно, только не туда, куда я бы хотела :).
Жизнь ее бесценна, поэтому берегите девочку. Старайтесь, чтобы уровень ее здоровья был не меньше половины, иначе с началом ее следующей миссии вы получите инвалида. До Магического Зеркала еще бежать, аптечки нет, травки нет, а монстров кругом полно.
Весь остальной, не уникальный, инвентарь у них с Саманосукэ один на двоих.
Еще немного о мечах Саманосукэ. Чем выше уровень меча, тем сильнее его магическая сила. Правда, расход ее тоже возрастает, но эту проблему можно решить увеличением емкости, использовав Magic Jewel.
Меч Грозы поражает одного соперника на близком расстоянии, ударяя его молниями с разных сторон.
Меч Огня действует на расстоянии: огненная дорога пролегает от кончика меча до врага и ударяет его вспышкой. Меч третьего уровня запросто сжигает дотла немаленьких размеров "минотавра".
Меч Ветра полезно применять, находясь во вражеском окружении - ураган, в центре которого будет стоять Саманосукэ, унесет самых слабых и достаточно ощутимо покалечит демонов более высокого уровня.
Карты и условные обозначения.
Желтые круги на карте - магические зеркала, голубые - места скопления Силы (восстанавливает магическую силу оружия до максимальной отметки).
Синие квадратики - сундуки с приятными неожиданностями.
Полосками выделены двери. Если полоска белая, то проблем никаких нет. Открывай и иди.
Желтым отмечены двери с секретными замками (количество печатей обозначает уровень развития сферы этого же цвета).
Некоторые двери, как можно видеть на картах, запечатаны чернилами разных цветов. Открыть их можно только специальными ключами разных цветов. С этой задачей справляется Каэдэ.
Сине-голубые прямоугольники обозначают лестницы, а зеленые стрелки - места, куда они ведут.
С целью облегчить вам жизнь выкладываю карты всех уровней. Сохраняйте и пользуйтесь на здоровье :)
Загадки и головоломки.
Некоторые сундуки закрыты при помощи несложных головоломок-замков. Для их решения требуется выставить цифры в ряд так, чтобы единица была в левом верхнем углу. На разгадывание дается определенное число попыток.
Над задачкой с рычагами голову ломать не стоит. Единственное правило: Каэдэ должна дергать всегда за дальний рычаг, а Саманосукэ - за ближний. Средний рычаг трогать нельзя!
Одна головоломка будет на время, достаточно короткое, и думать придется быстро (если вдруг вы не догадаетесь до активации задания "проиграть" все ходы заранее), иначе Саманосукэ погибнет.
Огонь зажигается мечом Энрю прямо от двери.
Головоломка с крестиками и плюсиками не вызовет затруднений, если и Саманосукэ и Каэдэ будут оба наступать либо на плюсики, либо на крестики.
Головоломки с иероглифами таят в себе самые приятные подарки вроде драгоценных камней Силы или Жизни (увеличивают уровень). Не пропускайте их и обязательно используйте на Саманосукэ - ему это очень и очень понадобится в финальном сражении.
Ответы можно найти в многотомных книгах типа Бьякко.
Документы.
Из документов мы имеем письмо монаха, чья мумия долгое время охраняла черный ход из монастыря, не давая демонам выбраться на поверхность; дневник Саймё, ученика монаха, который он начал вести незадолго до смерти учителя; инструкции по использованию перчатки;
письмо Юки и три книги (по четыре части в каждой) с расшифровкой головоломок.
Другие книги (они различаются по цветам) рассказывают о процессе Темной Церемонии, во время которой принцесса Юки будет принесена в жертву, о ходе экспериментов и о сущности Нобунага Ода как демона.
Доступ к ним можно получить в любое время, нажав на Backspace.
Игровые хитрости.
Магические Зеркала позволяют не только сохраниться, но и добавить души своему оружию.
Помимо этого там же можно сделать из трав аптечку, из обычных стрел - огненные, а из обычных пуль - разрывные.
Если "поговорить" с душами погибших солдат (они становятся видны после обретения специального ожерелья),
можно узнать много интересного: что в замке последние месяцы происходило много исчезновений людей (в том числе пропала личная горничная принцессы), а каждую ночь по всему замку разносились сверхъестественные, потусторонние голоса. И почему никому не пришло в голову позвать толпу монахов, да побольше, чтобы они при помощи молитв и прочего арсенала экзорциста изничтожили всю эту нечисть?! Нет же, дождались, пока вся эта зараза распространилась подо всей Японией и выстроила замок прямо под крепостью Юки, а только потом зашевелились.
Товарищи! Не бойтесь проявлять любопытство (после того, как разделаетесь со всеми врагами в локации :)), бить старинный фарфор и засовывать нос в чужие сундуки! Все вкусное и полезное находится именно там. А пожалеете вазочку, глядишь, и пропустите дневничок какой-нибудь важный... Или, того хуже, карту местности. Когда я бегала вся из себя японская, то две последующие карты проскакивала по наитию, а уж про места сохранения у волшебных зеркал или магическое облагораживание оружия и речи не было. Зато выяснила, что backspace - единственная кнопка, которая может положить конец проигрыванию долгих многочисленных роликов. К "коротышкам" внутри игры у меня никаких претензий нет, но вот какой-нибудь основательный ролик может окончательно пошатнуть хрупкое состояние человеческой психики - пока там все друг друга поубивают или наговорятся, можно успеть забыть, что собирался поиграть. Да, первый и два последних ролика прервать нельзя никакими силами. Поэтому перед битвой с Фортенбрасом вам каждый раз придется смотреть заставку. То, что вы ее выучите наизусть, я вам гарантирую.
Двадцать уровней вниз. Хроника и еще немного советов
Уровни Царства Тьмы - вещь до крайности неприятная, если у вас нет в запасе хотя бы одной аптечки. У меня ее как раз нет... На каждом "этаже" вам будут встречаться демоны - чем ниже, тем сильнее.
Заодно и иерархию их выучить можно. А Саманосукэ предстоит "топать" целых двадцать уровней вниз... Но иногда на площадке стоит приятный красный сундучок...
Меня уже почти убили (кажется, даже половину не прошла), но тут - боги есть, это факт! - я нашла аптечку!!! Это захудалое местечко вряд ли когда-либо видело такую радость как та, что охватила меня при этой немудреной находке :). Правда, следующий уровень из четырех или пяти быков-переростков (на анаболиках держали, не иначе) отнял половину, а в сундучке оказался камень... Но в моей чудесной перчатке уже две полных кассеты с душами и уже начала заполняться третья. Только бы вернуться наверх и успеть сохраниться... Срочно нужна аптечка. Две аптечки. Или три... Безголовые твари с щупальцами пройдены относительно легко, без применения магии. Удалось "подзарядить" мечи, но жизненной силы не досталось. Иду дальше. Интересно, какой это уровень?
Зато следующая площадка с безголовыми порадовала пергаментом с мантрой "Собиратель душ". Это значит, что теперь все высвобожденные души монстров автоматически будут доставаться мне, а не летающим шарам из скалящихся черепов. Хоть где-то облегчение... На целый один раз.
Очень полезно менять мечи по мере прохождения сквозь толпы врагов. Проверяйте чаще, какой меч имеет наибольший заряд и используйте его. Разумеется, бесполезно использовать Силу Грозы против быков-переростков, но по мере возможности производить перемены необходимо.
Воины-невидимки, умеющие метать шакрам, заставили поволноваться. К счастью, их было всего четверо или пятеро.
По мере снижения цвета площадок меняются. Из красного я перешла в зеленый мир. Надеюсь, это не цвет меча, которым надлежит пользоваться - его заряд только что приблизился к минус бесконечности (если какой-нибудь индикатор начинает истерично мигать, как испорченный повторитель поворота на наших ВАЗах, можете быть уверены в том, что вот этой-то энергии вам совершенно точно не хватит на следующий подвиг)... Есть здесь где-нибудь аварийный выход?!
Банзай!
После неприятной встречи с безголовыми и невидимками стала обладательницей Талисмана. Обещает автоматически восстановить мне жизнь до максимума, когда я буду уже совсем при смерти (а это вот-вот случится). Ладно, поверю на слово и приберегу недавно найденную травку... Еще на уровень вниз...
Черные ниндзя в ближнем бою - не соперники мастеру меча. Главное не давать им отойти на расстояние броска. Сундучок подарил травку. А жизнь-то налаживается, наверное...
Спустя два или три уровня вниз меня убили. Пришлось убедиться в честном исполнении Талисманом своего предназначения.
И вот я снова в гуще событий между черными ниндзя и невидимками. Кажется, мой сумасшедший турагент утаил какую-то жизненно важную информацию.
Травка в сундуке и девятая кассета с душами... Только бы добраться до Магического Зеркала
и сохраниться... Продолжаю убеждаться в том, что играть в Onimusha надо не на клавиатуре, а с использованием геймпада в качестве дополнительного устройства - кнопки клавиатуры расположены не совсем удобно, как мне кажется.
Минус две лечебные травы, плюс полторы кассеты душ, цвет стал синим. А Зеркала все нет...
Все, лечебных трав нет, уровень жизни болтается в районе одной пятой, зато я прошла! Милая комнатка Крепости с Магическим Зеркалом и источником Силы! Я вернулась из Ада... Чтобы снова спуститься туда. Но уже на своих условиях. Заключение
Будем говорить честно: минусы у Onimusha есть и их немало - одно управление способно отправить в психиатрическую не одного нервного игрока. Но все это перекрывается красивой музыкой, не менее красивыми (а местами просто потрясающими) видами, сюжетом, финальной заставкой и возможностью пройти игру заново по другому пути. Если кого-то интересует мой вердикт, то вот он: играть стоит. Неторопливо Онимуся проходится часов за 12-15. Это если не пользоваться прохождением :).
Теперь с нетерпением жду второй части, локализации на русский крупной компанией и художественного фильма, который должен быть выпущен в прокат уже в этом году.