JetFighter 5: Homeland Protection

Автор: AirLover
Дата: 11.03.2004
Все фото статьи
Издатель: Global Star Software
Разработчик: Interactive Vision Games
Жанр: упрощенный авиасимулятор


Ушедший 2003 год явился очень богатым по части выхода в свет игровых проектов заметно ожившего, и уже ставшего достаточно популярным жанра боевых авиасимуляторов. Какие-то из них были очень серьезными, другие - не совсем; одни были долго ожидаемыми, о других мы не знали практически ничего, и даже сам факт их появления, порой, оставался незамеченным. Такие игры появлялись на свет как бы "сами по себе" - что-то вроде: появились и ладно. Потому, о них долго и не помнят, обычно. Как правило, поддержка таких игр заканчивается почти сразу после того как они вышли - месяц, два от силы...

Пожалуй, JetFighter 5 относится именно к таким играм. Как бы сказать поточнее: "играм-однодневкам", что ли, - когда всю игру можно понять за один раз, когда все упрощено до предела и двух-трех миссий в ней достаточно для того, чтобы сообразить, что все интересное закончилось на этапе ознакомления с игрой и нового уже не предвидится... Поэтому я не буду сильно углубляться внутрь игры и анализировать, что и почему. Опишу ее так, как она мне виделась, и ничего более...


Итак, сюжетно, JetFighter 5 не представляет ничего нового, по сравнению с предыдущим проектом JetFighter 4: Fortress America. Все та же защита воздушного пространства Америки от вторжения внешних врагов. Правда, неясно кого: террористов... русских с корейцами... а, может, и "посланцев" Саддама Хусейна. Короче, это не важно - главное это "Защита Родины" (Homeland Protection), а точнее, всего лишь Калифорнии - восточного побережья США. Враг, как и положено, воюет исключительно на МиГах, и при этом, для того, чтобы "утюжить" безлюдные калифорнийские пляжи, умудрился доставить туда даже танки (наверное, путем подвески на пилонах тех же МиГов). Более того, непонятно, откуда вообще эти МиГи там могли появиться: неужто, океан перелетели? Собственно, это, видимо, тоже не важно. Главное - враг есть, на него можно показать пальцем и его мы будем "воевать" - вот и весь сюжет. Незамысловато, зато "патриотично", поэтому на кое-какие продажи за океаном можно рассчитывать.

Итак, проинсталлировав игру, первое, куда я обычно отправляюсь едва откроется главное меню - настройки. С удивлением обнаруживаю, что функция настроек клавиатуры и джойстика "под себя" отсутствует полностью. Это мне совсем не нравится, ничего себе симулятор, думаю я, и иду в каталог игры, в надежде найти там какой-нибудь user.cfg. Ага, есть, что-то подобное - config.dat называется. Я радуюсь, но не надолго. Это, оказывается, бинарник, а посему - без пива и SoftIce не разобраться. Так что оставляю эти попытки и возвращаюсь в игру - изучать клавиатуру в боевом режиме, т.е. методом научного тыка, ибо в jewel box - на диске не то, что описания, даже readme нету. К счастью, кое-что раскрылось в процессе тренировочных миссий, а конечный набор задействованных клавиш оказался предельно малым и я просто запрограммировал под них свой джойстик, в том числе и виды из кабины, которые по умолчанию были крайне неудобны.



Дожим с перегрузкой...


Идем дальше... По ходу чтения незамысловатых брифингов учебных миссий, как ни странно, успеваем дать высокую оценку карте района боевых действий. Она изготовлена на основе весьма качественных, цветных аэрофотоснимков, и детально представляет инфраструктуру и ландшафт восточного побережья Америки. Это мне понравилось. При использовании приближения, можно рассмотреть даже места существующих ВПП гражданских и военных аэродромов. Один минус - никаких надписей над населенными пунктами - типа засекретили, что ли. Видимо Бен-Ладена боятся...

Ладно, идем дальше. Все тренировочные миссии выполняются на ветеране и самом излюбленном объекте американских симуляторов - истребителе F-16. Два других, имеющихся в игре истребителя США - F-35 и F-22 будут доступны для выбора позже: в компании или одиночных миссиях. Но сразу вас успокою - разницы между ними вы не почувствуете, поэтому совершенно не переживайте. Многого вы при этом не потеряете. Летают они все одинаково, за исключением, разве что, максимально возможной скорости полета и необходимости нажимать "D" перед тем, как применить оружие. (Дело в том, что на этих истребителях нет внешних подвесок, все вооружение прячется внутри, и чтобы его использовать придется открыть соответствующие отсеки по клавише "D").

В первом же вылете успеваем порадоваться отличному небу с размещенным на нем и почти настоящим светилом, облакам - приятным и очень пушистым, отличному ландшафту с высот от 3000 футов (1 км) и выше. Нет, до красоты Lock-On - ландшафт не дотягивает, но с высоты смотрится весьма и весьма убедительно. В довесок - отличная реализация освещенности и самого солнца. Ставлю твердую пятерку за это, с учетом, что Локону - 5 с плюсом. Однако, на высотах ниже 1000 метров все становится менее приятным. До откровенного безобразия, разумеется, не доходит, но симпатичных графических изысков уже нет. Небольшой минус за населенные пункты - уж могли бы как-нибудь поразнообразить сцену...






Отличные виды, не правда ли?


Двигаемся дальше. Если бы не перечисленные графические "приятности", то радоваться в JetFighter было бы нечему. Сами самолеты смоделированы посредственно. Впрочем, как и все остальные объекты трехмерной сцены, имеющиеся в игре. Много упрощений и просто упущений. На некотором расстоянии еще можно посмотреть - при детальном рассмотрении, поверхностный подход к делу просто лезет наружу. МиГ-42 почему-то летает с американскими Сайдвиндерами. Воздушные тормоза, закрылки, предкрылки отсутствуют. Механизация шасси и сами пневматики - выполнены откровенно слабо. Даже специально заставив самолет скапотировать на сторону при рулении, слом стойки не показывается, хотя после этого самолет начинает изображать "пьяную" походку, а на аркадных дисплеях в кабине виснет крупный транспарант "Eject! Eject! Eject!". Было до того забавно, что долго рассматривал по "F1" что же именно происходит, да так и не понял с чего вдруг самолет заковылял, опираясь как старик на палочку.



"Пьяный" Фалкон...

Да и вообще в игре очень много странного - которое, на мой взгляд, является следствием желания упростить все и вся. Например, при потолке в 15 тысяч метров, тот же F-16 легко забирается на 25. Он и выше бы летел, да мне надоело. Преодоление звукового барьера никак не ощущается и не озвучивается. Типа такого понятия у "свистков" не существует. Управление самолетом упрощено до уровня, который я бы считал "неприличным" для симулятора. Нет, я конечно понимаю, современные самолеты... система электрического управления и контроля полетных режимов, но не до такой же степени. Самолеты как утюги - летают ровно по нитке, и независимо от скорости! Может новичку и здорово, но мне - не особо.

Чувствительность по тангажу существенно занижена, что вообще исключает такое понятие, как маневренный бой. Ах, да! Сказал же: "утюги!"... однако, с ракетами. Так что маневренный бой не пригодится. "Fire and forget" - стрельнул и забыл - весь принцип воздушного боя JetFighter 5. А уж ракеты класса "воздух-поверхность" AGM-65 Мейверик просто "смертоносны". Их точность - 200%. Почему 200-ти? Да потому что они всегда попадут с вероятностью 100%, плюс попадут даже тогда, когда ты сам на 100% цель не видишь. Ничего пилот, это ты ничего не знаешь, а ракета - знает, что дом и холм можно облететь. Жми Tab - Maverick тебе "чего хочешь и где хочешь" найдет!


Компания состоит из отдельных миссий, в которых начальное положение противников генерится непосредственно перед миссией. Таким образом, при сохранении общего сюжета и локации, новая компания будет выглядеть несколько по другому. Перед вылетом вам предоставляется возможность выбрать самолет и вооружение. Хотя там и выбирать то нечего: для воздушного боя выбираем AMRAAM - летают дальше, а для наземных целей - Майверик, изредка - Мк. Сами миссии разнообразием не блещут и построены по схеме: родился в воздухе, несколько раз нажал Tab и "Пуск" - все враги уничтожены, миссия завершена - переходим к следующей. Даже до дома долететь не дают. Это, конечно, можно сделать, вернувшись назад в экран, но все дело в том, что далеко не во всех миссиях мы имеем запланированный аэродром для посадки. Так что садимся на любой, какой увидим с высоты. Но и тут нас ожидают сюрпризы. Например: сверху видим аэродром. Точно аэродром. Вон перекрещивающиеся ВПП, вон рулежки. Снижаемся, и к огромному удивлению обнаруживаем, что аэродрома как такового и нет! Это только текстуры правильные в соответствии с реалиями лежат. Они-то ведь на основе фотоснимков сделаны, потому и видим, что там - аэродром, а на самом деле игра рассматривает это место как пустой участок ландшафта...

В игре присутствуют одиночные миссии, а также простейший редактор, при использовании которого я постоянно сталкивался с глюком "телепортаций", если для налетов противника выбрать более одной волны. С первой волной справляемся, дальше идет вторая. Сближаемся, лочим суппостата и... вдруг наш F-16 переносит в совершенно другое место на карте. Захват цели, разумеется, потерян. При последующих попытках сблизиться происходит то же самое, вот и думай что это такое: глюк или секретное оружие русских инженеров :).


Что еще можно сказать... чуть не забыл: "у игры есть многопользовательский режим". Однако, только для 16 человек и исключительно для локальной сети. Так что бездельничающие на работе "защитники хоумленда" могут попрактиковаться в пуске ракет друг по другу. Однако, лично я опробовать все "прелести" JetFighter 5 по локалке не сумел, по причине отсутствия оной. :)

В заключение

Этот простой по сути и замыслу симулятор не является чем-либо выдающимся в жанре. Едва ли он понравится виртуальному пилоту со стажем, зато может подойти игроку случайному, не имеющему навыков в пилотировании виртуального самолета, но желающему без особых умственных затрат научиться это делать в легком и свободном стиле.

Плюсы:

- неплохая графика и отличные высотные виды;
- невысокие системные требования;

Минусы:

- малое количество боевой техники;
- простая физическая модель самолетов;
- малопривлекательная компания.