History Channel Battle of Britain 1940

Автор: AirLover
Дата: 12.03.2004
Все фото статьи
Издатель: Activision Value
Разработчик: iEntertainment
Жанр: авиасимулятор

Системные требования

Процессор: Pentium-III 700 МГц
ОЗУ: не менее 128 Мб
Видеоакселератор: с 32 Мб памяти, поддерживающий DirectX 9
DirectX 9


За все время, прошедшее с момента становления и начала развития компьютерной игровой индустрии, мы с вами неоднократно могли замечать, что удачные игровые проекты для одного игрока очень часто трансформировались в популярные сетевые приложения: это давало им долгую и интересную жизнь, и соединение сотен людей через Интрернет делало их по-настоящему известными и знаменитыми. Появились даже такие проекты, которые изначально задумывались и реализовывались исключительно для Интернет, без какого-либо намека на однопользовательскую игру. Это так называемые "игры массового мультиплейера" - MMOOG (Massively Multiplayer Online-Only Games с количеством игроков до 200-500 одновременно) - в которых окупаемость продукта была основана не на продаже лицензионных копий программного обеспечения (чаще всего они были бесплатны) - а на продаже он-лайнового времени игры на серверах. И практически никогда мы не видели, чтобы MMOOG проект вдруг трансформировался наоборот, т.е. приобрел свое однопользовательское начало и вышел в качестве stand-alone game, рассчитанной на одного игрока... History Channel Battle of Britain (HCBB) является как раз тем редким примером "трансформации наоборот". Он целиком и полностью основан на отлаженном и обкатанном в течении более десятка лет игровом движке одного из самых известных MMOOG проектов - Warbirds, а точнее, на самой последней версии этого он-лайн симулятора - Warbirds III.


Перевод Warbirds III на рельсы однопользовательской игры не потребовал преодоления каких-либо серьезных трудностей - практически все было уже наработано: модели самолетов и наземной техники, физика и аэродинамика, звуки, исторические и "не очень" карты местности, сам графический рендер - весь "комплект", необходимый для отдельного, самостоятельного проекта - уже существовал. Оставалось только объединить все компоненты в рамках новой идеи и разработать миссии для игровой кампании. Что, собственно, и было сделано. И именно поэтому проект получился очень не дорогим: двадцать долларов по меркам зарубежного покупателя - очень небольшая сумма для игры с такими широкими возможностями. Разумеется, для российского покупателя локализованной версии сей факт ничего не значит, ибо устоявшаяся цена на jewel box в районе 85-95 рублей редко зависит от того, что содержится на диске. И, тем не менее, это нисколько не принижает достоинств проекта, которые перешли к нему от Warbirds по наследству: "вылизанный" и чрезвычайно стабильный игровой движок, достойная физическая модель летательных аппаратов и систем вооружения, моделирование динамически наносимых повреждений, приличное звуковое оформление и невысокие системные требования...


Но у HCBB есть один главный минус, который также перешел по наследству - это явно устаревшая графика, использующая малоразмерные текстуры и упрощенный подход к рендеризации ландшафта. Если в сетевых баталиях это было не так критично, то для самостоятельной игры такая "архаичная" графика - уже серьезный минус. Хотя, для некоторых категорий игроков, такой "минус" оборачивается "большим плюсом" - игра запросто идет на таких компьютерах, на которых иной другой серьезный симулятор просто не запустится. А то, что это серьезный симулятор - можете не сомневаться.


До появления "Ил-2: Штурмовик", проект Warbirds (в простонародье - "птички") оставался практически единственным симулятором поршневиков, в котором всё было "по-честному". Именно в Warbirds стало впервые возможно эффективно применять energy fighting и turn fighting - именно в "птичках" впервые стало возможным "воевать не большинством, а умением" и противопоставлять мастерство заведомо лучшим тактико-техническим характеристикам. Warbirds стали поистине классикой жанра и HCBB - это новый взгляд на старые вещи, ибо помимо однопользовательского режима в нем есть и многопользовательский режим, но уже с возможностью играть на сервере iEntertainment совершенно бесплатно, достаточно только зарегистрироваться.


Нынешняя "Битва за Британию" вышла под логотипом канала History Channel и освещает события, развернувшиеся в 1940 году во время активной наступательной фазы немцев в районе Ла-Манша. Однако, кроме лицензированного имени и нескольких кампаний, построенных на основе наиболее значимых событий того времени, мы не увидим каких-либо других признаков принадлежности известному каналу. В игре нет исторических видеофрагментов и записей, дневников и какой-либо другой исторической атрибутики. В ней нет также и ролевого начала, являющегося основой любой интересной игровой кампании. В игре просто есть кампания, состоящая из 12-ти проскриптованных миссий с брифингами, рассказывающими, что последовательно происходило в тот период... Пожалуй, это все, что связывает игру и известный телеканал, помимо оплаченного логотипа "Н". Если забыть про это расхождение ожидаемого с действительным, то в остальном проект получился неплохим и найдет своих почитателей, особенно среди начинающих, ибо в отличие от оригинальных "птичек" он куда более дружественнен к новичкам жанра как с точки зрения масштабируемости игровой сложности, так и с точки зрения физики летательных аппаратов.


Будучи целиком и полностью построенной на игровом движке Warbirds III, игра не будет планидой только для хардкорных пилотов, так как заметно расширена по линии адаптации к широкой потенциальной аудитории. Разработчики позаботились о включении в игру целого ряда тренировочных миссий и обучающих уроков. В них вы можете наглядно изучить основные приемы воздушного боя, элементы пилотажа, позволяющие получить тактическое преимущество в бою или выйти из угрожающего положения. Новички воочию увидят что такое Иммельман, высокое йо-йо, бочки, сплиты, а затем смогут опробовать это в тренировочных вылетах. Более того, для отработки стрельбы и получения чутья при взятии упреждений, новичок может "поиздеваться" над безобидными дронами - прямолинейно и безропотно летящими самолетами. При этом можно включить "индикацию точки прицеливания" и отрабатывать атаку с различных ракурсов и превышений.


Для исключения случаев изнурительных переигрываний сложных ситуаций, разработчики предусмотрели режим "Fly me!", и теперь в самых критических ситуациях, игрок может просто нажать эту магическую кнопку и компьютер будет вести бой вместо него, показав при этом, как можно было действовать в той или иной ситуации. Хе-хе, "Panic button"! Почти как в анекдоте про советские самолеты и вьетнамских летчиков, когда последним было предписано "нажать красную кнопку" в безвыходной ситуации. И вот, зажатый американскими Сейбрами, дрожащей рукой вьетнамец жмет ту кнопку, а в результате из-за спинки кресла появляется рука, хлопает вьетнамца по плечу, а за спиной раздается: "Чего испугался, узкоглазый? А ну, подвинься!".


В игре представлено большое количество доступной для управления авиационной техники, есть даже два советских Яка (Як-3 и Як-9Д), что очень приятно. Помимо возможности управлять самолетом непосредственно, вы можете занять место стрелка в бомбардировщике, сесть за руль джипа или возглавить расчет у лафета зенитного орудия. Последние две возможности актуальны в сетевых играх, но при очень большом желании ими можно воспользоваться и в однопользовательском режиме, составив соответствующую миссию. Летая однопользовательские миссии, вирпил со стажем будет несколько разочарован в способностях искусственного интеллекта противостоять мастерству игрока, однако действует противник вполне логично и с учетом возможностей того или иного самолета, воздушный бой не вызывает ощущений противоестественности. Напротив, для игрока среднего и начального уровня противник уровня "ас" может представить весьма серьезную преграду, и не зная особенностей и слабых сторон оппонента, одолеть его будет весьма сложно. Но от этого игровой процесс только выигрывает - для того, чтобы побеждать врага, новичкам придется изучить его оружие. Например, воюя на Спитфайере против находящегося выше и обладающего великолепными скоростными характеристиками Мессершмита не стоит упражняться с ним в скороподьемности. Зная характеристики Спита, правильнее будет построить защиту на основе маневра, втянув оппонента в бой на горизонтали и заставив потерять скорость.


Внешние виды самолетов весьма точны. Наземные объекты несколько хуже. Кабины являются некоторым компромиссом между реальным прототипом и игровой функциональностью. С одной стороны, в большинстве случаев они легко узнаваемы по самым общим чертам, с другой стороны, расположение, форма, количество приборов и механизмов отличаются от того, что было на самом деле - и нас, отлетавших не одну тысячу часов в "Ил-2: Штурмовик" и "Забытых Сражениях", на этом не проведешь. Уж мы-то точно знаем, где и что должно стоять :).


Однако, все эти упрощения нисколько не сказываются на игровом процессе, который является одним из козырей игрового движка. HCBB заметно проигрывает многим симуляторам по части графики, но в остальном - ни в чем им не уступает. Модель повреждений и реализация работы оружейных систем - весьма достойны. Прекрасно реализованы дымные следы от трассирующих боеприпасов, что весьма положительно сказывается на точности прицеливания. Самолеты могут потерять крыло, хвост, оказаться с перебитым управлением, взорваться. Все выглядит весьма эффектно. Уничтожение тяжелого и огрызающегося пулеметными очередями бомбардировщика - задача не из легких, и когда, наконец, он отправляется к земле с горящим крылом, то испытываешь весьма неподдельное удовлетворение от проделанной филигранной "работы".


Физика самолетов - вполне реалистична, до той степени, на которую способен хоть и отлаженный, но уже устаревающий движок Warbirds. Есть отдельные моменты, но в целом - физическая модель весьма и весьма достоверна. Недаром движок "оттачивался" на протяжении почти десятка лет. В большинстве случаев, неточности аэродинамики будут заметны только знатокам предмета или очень внимательным игрокам. Например, при заходе на посадку чувствуется некоторое несоответствие между углом атаки, скоростью и потребной тягой. На увеличение угла атаки самолет стремится перейти в набор высоты, а на недостаточной тяге это наоборот должно привести к ее большей потере, ввиду уменьшения скорости из-за возросшего аэродинамического сопротивления.


HCBB, перейдя на уровень stand-alone игр, тем не менее, не покинул лагеря "массового мультиплейера". В нем по прежнему кроется мощнейшее многопользовательское ядро, и любой из вас теперь может, и совершенно бесплатно, присоединиться к огромному лагерю поклонников Warbirds, но уже на других, и специально выделенных для HCBB серверах.


Принцип сетевой игры остался тем же: захватить аэродромы противника при помощи десантников, сброшенных с транспортных самолетов и тем самым выиграть сетевую миссию.


При этом все участники одной команды, будь то на земле или в воздухе - обеспечивают решение этой задачи. Истребители прикрывают бомбардировщики во время их нелегкого рейда в тыл врага и пытаются уничтожить зенитки. Наземные части занимаются противовоздушной обороной районов и тыловым обеспечением, при этом отвечают за своевременное снабжение своих войск: если колонна с боеприпасами или топливом была уничтожена, то значит, и на вылет сил и средств - меньше, что заметно повысит вероятность прорыва бомбардировщиков к своему полю, а там - и до проигрыша недалеко... Поэтому стороны пытаются задавить врага не только "физически", но и экономически - что придает игре поистине огромный интерес. Так что, если вам надоело играть одному - вперед в онлайн, благо возможности игрового движка позволяют вполне комфортно играть даже по модему. Единственное, что от вас потребуется, это зарегистрироваться и иметь e-mail, на который вам будет направлен логин и пароль для доступа к игровым зонам сервера iEntertainment. "От винта!".



Заключение


Если вы - заядлый вирпил и симуляторщик, то History Channel Battle of Britain не даст вам чего-либо нового как в историческом, так и в игровом плане, потому что вы уже наверняка играете или в "Ил-2: Штурмовик", "Забытые сражения", или уже давний поклонник проекта Warbirds. HCBB расчитан прежде всего на новых игроков, еще не "вкусивших" прелестей жанра, или тех, у кого по каким-либо причинам нет компьютера, позволяющего запустить более требовательные приложения. HCBB - это серьезный симулятор для "слабых" машин, и отличное времяпровождение при игре по сети с минимумом финансовых вливаний...