"Тормозилки" (Lagsters) - первое впечатление

Разработчик: Boolat LLC
Издатель: "Новый Диск"

Введение


Идеи, реализованные в такой классике жанра, которой является игра Death Track - редко когда реализовывались в достойном формате, хотя попыток было предостаточно. Лично мне в первую очередь вспоминается игры серии Megarace, с которыми я невольно подсознательно сравнивал указанный проект отечественной студии Boolat LLC, издаваемый компанией "Новый Диск".


Итак, в наши руки попала демонстрационная версия игры "Тормозилки", причём сразу же оговоримся, что следует делать скидки на её тестовый статус - наверняка в финальном релизе всё будет более гладко, и, возможно, изменения будут довольно существенны...

Вот что пишут об игре сами создатели:

"Тормозилки" - это увлекательные аркадные гонки в трубах со стрельбой. В "Тормозилках" можно найти все прелести аркадных игр, но плюс к этому в вашем распоряжении еще тюнинг машин, оружия и бортовых систем и невероятно разнообразный дизайн всего и вся. А самое главное - это абсолютно новый гоночный геймплей. Только в Тормозилках под вражеским огнем можно обходить противника красивейшей спиралью с ускорителем не справа, не слева, а сверху! Только в Тормозилках можно после прыжка на трамплине приземлиться не вниз, а на потолок. И все это при постоянной стрельбе по настигающим и отстающим противникам.

Вы порадуете себя долгими часами, проведенными в интересных чемпионатах, поиском секретных запчастей к автомобилю и зрелищными боями. В Тормозилках можно выбирать одну из 8-ми машин в предпочитаемой комплектации.

В "Тормозилках" вы попадете в необычный мир, где гармонично сочетаются хай-тек, пост-ядерные заводы и фабрики, шахты и даже органические тоннели. Каждое из этих окружений интересно не только в плане графического оформления, но и в тактическом плане.

Одиночное прохождение игры предлагает вам 4 различных чемпионата содержащих по восемь трасс, таким образом, в вашем распоряжении появляются 32 уникальные карты. Сетевая игра предлагает несколько различных игровых режимов, что делает ее, по сути, другой игрой с совершенно новыми правилами и геймплеем. Среди различных типов сетевой игры можно отметить такие как: "Гонка на выживание", "Лиса и гончие", "Двухкомандная игра".

Гонка сама по себе не является единственным основополагающим принципом игры. Внушительную роль играет оружие: с помощью него можно или задержать догоняющих или, наоборот, догнать ускользающего фаворита гонки. Каждая трасса предлагает вам несколько возможностей, и вовсе не обязательно пытаться приехать первым - задания на трассах очень разнообразны. Также нет и линейного прохождения трасс - вы участвуете в той гонке, на оплату которой у вас будет достаточно денег.


В принципе, смысл понятен (хотя насчёт "абсолютно нового гоночного геймплея" я бы поспорил), и мы отправляемся изучать потенциал этой разработки студии Boolat LLC. Да-да, именно потенциал, поскольку, как уже говорилось выше, о финальном продукте по ограниченной в возможностях демонстрации - судить невозможно...

Настройки


Итак, после загрузки разархивированной демо-версии (около 250 Мбайт на жёстком диске), запускаем исполняемый файл. Первое, что видим - экран, предлагающий завести новый профиль на водителя.


Сразу же, "с пылу, с жару" нам предлагают режим Insane, который отличается некоторыми нововведениями, не включёнными в нормальную игру, но значительно усложняющими игровой процесс. Пока воздержимся от таких экспериментов и идём дальше. Вводим имя и попадаем в главное меню...


Естественно, первый пункт меню, куда отправляются заядлые геймеры - Preferences. В нашем случае предлагается изменить общие игровые настройки, параметры видео, звука и переназначить управление. Начнём по порядку...


В пункте меню общих настроек игры мы можем выбрать тип радара (большой, маленький или вообще отключить). Порекомендовал бы не отключать радар, так как при головокружительных виражах в трубах на большой скорости догадываться о расположении соперников чрезвычайно сложно... Кроме этого, здесь можно включить или выключить отображение имени соперника, его броню, а также зеркало заднего вида. Если первые два пункта необходимо обязательно активировать (поймёте сразу же после первых кругов), то вот в зеркале заднего вида при активном радаре необходимости почти нет (лично я глянул в него всего лишь пару раз за несколько часов игры). Впрочем, решать - только вам.


Теперь - самый "вкусный" раздел: конечно же, речь о настройках видео. С удовлетворением отмечаем отсутствие неприятных ограничений снизу и сверху на графическое разрешение - вы можете выбрать любое в диапазоне от 320х240 до 2048х1536. Глубина цвета - стандартно: 16 или 32 бита, а вот возможность управлять частотой развёртки монитора - довольно приятная возможность. Также вы можете выставить динамическое освещение и по желанию - выставить необходимый уровень игры теней. Лично мне показалось немного неоправданным отсутствие стандартной возможности Gamma correction - приходится подкручивать настройки монитора под комфортное отображение "картинки". Надеюсь, что разработчики восполнят этот пробел в финальном релизе...


Настройки звука - спартанские. Вы можете регулировать лишь громкость двигателей автомобилей, звуковых эффектов, музыки, локальных эффектов.


Напоследок - заглянем в меню управления и изначально испугаемся - для динамичных аркадных гонок такое число клавиш немного удручает. Однако, не всё так плохо - могу гарантировать, что, скорее всего, вы будете использовать исключительно курсорные клавиши, а также две основные функции действия - использование оружия и использование турбо-ускорения (Nitro). Кроме того, полезной окажется кнопка Restore Car - при застревании в труднодоступном месте вы сможете одним нажатием заветной кнопки вернуть автомобиль на трассу. Остальные функции - смена групп оружия, прокрутка доступного оружия внутри группы, ручной тормоз (не используется вовсе), переключение захвата цели, смена музыкального трека и смена вида - не так часто используются во время заезда.

Вот, в принципе, и всё. Переходим к заветному пункту Quick Race. Открывается меню настроек параметров заезда...


Пока что представлено два типа игры - Drive and Let Die и Time Trial. С последним всё понятно - вы накручиваете круги на время в гордом одиночестве (идеальный вариант для тренировки и детального изучения трассы). А вот первый подразумевает настоящую борьбу за выживание на трассе, сохраняя, впрочем, главное задание - прийти первым к финишу. Довольно интересным нововведением является т.н. Scrap бонус - после уничтожения машинки остаётся значок с черепом, подбирая который, вы фактически зарабатываете бонус - вам теперь не нужно проходить один круг трассы. Количество уничтожений вами противника, впрочем, также учитывается в личном зачёте.

Кроме описания типа игры (которых в полной версии игры будет больше), на экране настроек параметров заезда мы видим установку количества кругов, которые вам необходимо преодолеть до финиша, количество "ботов" (управляемых компьютером ваших противников), уровень интеллекта и прочих характеристик "ботов". Забегая вперёд, скажу, что в процессе знакомства с игрой даже самый лёгкий уровень "ботов" не гарантирует вашей победы. Впрочем, с занятием призовых мест на лёгком уровне у вас будет всё в порядке...

Установки карты также довольно интересны. В демонстрационной версии представлены две карты - Deep down the mine (попроще) и Mineral refinery (посложнее). Каждую из карт при желании можно проходить "сзади-наперёд" или проходить зеркальное отражение гоночного трека - для этого имеются специальные настройки Backward и Mirror.

"Гараж", в котором вы сможете настраивать ваш боевой болид - пока не реализован в демо-версии, но быстрые настройки имеются - вы выбираете между двумя типами машин (Steeroid и Torquer) и двумя типами их конфигураций - Fast (во главу угла ставятся скоростные характеристики болида) и Armored (основной упор сделан на броню). Ну, и напоследок - чисто эстетический момент: вы можете выбрать цвет своего транспортного средства.

"Gentlemen, start your engines!"


Итак, нас ждёт трасса... Стартуем в трубе, и ждут нас трубы, трубы, трубы... Разветвления, различные дизайны стен, различные препятствия. И, что самое главное - теряется понятие верха и низа. Вы всё время летите (слово "едете" сюда не подходит) по бесконечной трубе, и выглядит всё это очень похоже на знаменитую серию Megarace, упоминавшуюся выше (с поправкой на то, что в Megarace понятие верха и низа - присутствует).


Сразу скажу, что при вызывающем однозначное одобрение игровом процессе лично мне бросились в глаза два субъективных недостатка. Первый - чересчур высокие скорости, - всё мелькает, и к игровому процессу привыкаешь лишь через некоторое время, и то - лишь абстрагируясь от внешней обстановки и сконцентрировавшись на летящем с дикой скоростью своём болиде. Думаю, некоторое снижение общей скорости игры пошло бы ей на пользу. Второй субъективный недочёт - реакция болида на управление. Лично мне модель реагирования болида на "руление" не совсем понравилась. Впрочем, сразу же успокою вас - через некоторое время к модели управления привыкаешь, и особых проблем не возникает.

Остальное можно заносить в плюсы. Хорошо реализован набор скорости, ощущаешь настоящий драйв, подогреваемый неплохим музыкальным сопровождением. Сразу же приведём скриншоты для различных видов камер (всего реализовано три вида).


Первый вид - он же основной, чуть сзади вашего транспортного средства. Второй - уже ближе, "прилепился" к заднему бамперу...


...ну а третий - вообще от первого лица.


Если первый вид заслуженно можно считать основным в игре, то второй уже вносит некоторый дискомфорт, а третий вообще можно использовать в основном для получения дополнительных ощущений - играбельность при его использовании довольно низкая (на мой взгляд). Дело в том, что в процессе гонок вам будет необходимо "отстреливать" оппонентов, которых проще визуально контролировать именно в первом варианте камеры.

Теперь - о неприятном... То бишь - о препятствиях, подстерегающих вас на каждом шагу. Жалкие оправдания типа "ехал я, ехал, и вдруг этот столб как на меня накинется!" - конечно же, не принимаются. Препятствий в игре - достаточно много, и встреча с ними положительных эмоций не прибавляет...


Ведь столкновение снижает скорость (иногда до нуля), а скорость - главный адреналин и наркотик этого игрового процесса. Лишить вас "дозы" этой гремучей смеси - фактически, вызвать у вас "ломку". Звучит устрашающе, но некая доля истины в этом есть. Кстати, имейте ввиду, что при столкновении с препятствием на большой скорости, вы можете стать историей, осветив тоннель вспышкой взрыва...


Отдельного внимания заслуживает опция нештатного увеличения скорости - т.н. Nitro, синие "таблетки" которой разбросаны по трассе. После нажатия кнопки Nitro Acceleration ваш болид резво прибавляет скорость, оставляя за собой две огненные струи...


От себя порекомендовал бы с помощью Nitro набирать скорость с места, после столкновения с препятствиями и при попытке вырваться из затора, созданного конкурентами... На трассе вы можете найти и другие бонусы - например, охлаждение температуры двигателя, восстановление брони и т.д. Подбирайте бонусы - в дальнейшем (или сразу же после их получения) они вам могут сильно пригодиться.

Теперь что касается трасс. Они действительно не тривиальны, и для состязаний на них - маршрут лучше предварительно изучить и обкатать. Благо, запутаться в разветвлениях "труб" можно совершенно элементарно.

Переходим к самому главному элементу игрового процесса - битвам с конкурентами в борьбе за жёлтую майку лидера. В трубах атмосфера накаляется до предела, и в основном - благодаря применению различного рода оружия... Далее приводим подборку скриншотов, которые говорят сами за себя....








Как видите, скучать не приходится. Через определённое время некоторые из игроков наверняка отвлекутся от, собственно, гоночной части игры и сосредоточатся на уничтожении оппонентов. Собственно, сетевой режим игры (по-моему, главный козырь "Тормозилок") - как раз и ориентирован на "разборки в тоннелях". Что и говорить, сесть на "хвост" врагу, поймать его в круг захвата цели и выпустить сноп ракет вдогонку, а затем пронестись по догорающим останкам - добавляет адреналина в кровь многих поклонников гоночного жанра c элементами физического устранения автомобилей конкурентов. Впрочем, для последних виртуальная смерть - не критична, так как уничтоженная машина быстро восстанавливается на трассе.

В конце заезда вам выдают экран с результатами - вы можете увидеть статистику по количеству подобранных Scrap'ов, количество уничтоженных соперников на трассе, и количество собственных смертей.


Следуя известной поговорке "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", предлагаю вам ознакомиться со снятым мной небольшим видеороликом, не претендующим на сколько-нибудь объективное описание "Тормозилок", но зато прекрасно отражающем динамику игрового процесса.

Скачать ролик, 1.41 Мбайт (для просмотра требуется Windows Media Player 9-ой версии): линк

Кстати, возможно, игра будет нести в себе некий бенчмарк - в правом верхнем углу экрана мы видим счётчик количества кадров в секунду (fps), и он достаточно информативно оповещает вас о возрастающей нагрузке на видеокарту и процессор.


Как мне кажется, это - довольно полезный игровой компонент.

Что касается замеченных недочётов, то их практически нет в данной тестовой демонстрационной версии, и это внушает оптимизм. Впрочем, без ошибок не обходится. Например, характерное "залипание" вашего болида на ребре препятствия:


После этого вы выбываете из гонки на долгое время - ваш автомобиль сползает по этому ребру со скоростью улитки. Самое время воспользоваться функцией Restore Car.

Также возникали проблемы при большой нагрузке - я выставил семерых "ботов" (максимальное число соперников), и в жаркой заварушке игра "вывалилась", выдав сообщение об ошибке:


Однако зависания и вылеты случились всего пару раз за несколько часов интенсивной игры, так что о её чрезмерной "сырости" говорить не приходится. Кстати, комбинация клавиш Alt-Tab не работает, игра после переключения в Windows теряет работоспособность (по крайней мере, у меня).

Напоследок отмечу аспект общей производительности в "Тормозилках". На моей системе (Pentium 4 2.4 ГГц, 1024 Мбайт оперативной памяти, ATI Radeon 9700) при разрешении 1280х960, 32-битный цвет и максимальных настройках графики экран слегка "подтормаживал" в сложных сценах (при динамичных боях в тоннелях с несколькими участниками).

Заключение


Вот такие субъективные впечатления вашего покорного слуги, изложенные довольно сумбурно, но, надеюсь, дающие общее представление об игре.


Без сомнения, проект заслуживает внимания. Он весьма добротный, виден труд создававших его людей. Я бы не ставил игре высокие оценки (на "отлично" она не выглядит, но твёрдая "четвёрка" - бесспорна). Очень хочется надеяться, что игра станет первой в большой серии, которая будет обрастать нововведениями, улучшениями и усовершенствованиями. Уверен, что когорта фанатов поможет разработчикам Boolat LLC в этом непростом деле - достижении признанных высот в рамках отдельно взятого жанра. Смотреть в будущее мы можем с оптимизмом - индустрия отечественного "игростроения" растёт на глазах, и я хочу искренне пожелать успеха всем нашим студиям - как мастодонтам, уже получившим признание, так и молодым перспективным командам...