Against Rome

Автор: HF
Дата: 16.04.2004
Все фото статьи
Разработчик: Independent Arts
Издатель: JoWooD Productions
Официальный сайт игры: http://www.against-rome.com

Системные требования


Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 500 MHz
128 MB RAM
Видео карта, совместимая с DirectX 8.1 (не обязательно 3D)
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1.5 GB свободного дискового пространства

Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1.4 GHz
512 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
1.5 GB свободного дискового пространства

"The Roman Empire is the last stronghold
of civilization. Its fall will signal the end of the world"

- Senator Publius Hortensis 415 A.D. -

"Опять эти проклятые римляне?
Сейчас они узнают, что значит связываться с галлами!"

- "Астерикс и Обеликс против Цезаря" -




Особенности


Могу вас заверить, что если бы всевидящая судьба своевременно не подкидывала бы нам игры подобные "SpellForce", то в жанре стратегий реального времени абсолютно точно наблюдался бы кризис. Ведь основная масса творящей в рамках этого жанра братии занята бесконечным изобретением одного и того же велосипеда на разный манер - то руль с седлом местами поменяют, то колеса, но суть остается неизменной. Главное - хоть как-нибудь обеспечить его последующую продажу доброму пользователю. Сегодняшний наш проект - "Against Rome" - как раз из таких "велосипедов". Действие игры разворачивается на протяжении третьего-пятого веков нашей эры, когда в Европе происходило великое переселение народов, рождались и умирали империи, и цивилизации "древние" сменялись цивилизациями "средневековыми". Чем все это закончилось, вам известно из учебников истории. Игроку предлагается возглавить одно из племен варваров, обитающих на северных или восточных землях Европы, еще не завоеванных Римской Империей. У высококультурных римлян возникла естественная неприязнь к грубым и неотесанным варварам, которые, к тому же, отличались жестокостью и воинственностью, и они пытались их покорить. Есть такая древняя варварская шутка. Что есть основное занятие варвара? Война. А чем занимается варвар на досуге? Войной. Именно войной, а также сопутствующими ей грабежами, набегами за добычей, золотом и женщинами, и всем прочим в этом духе, нам и предлагают заняться в "Against Rome", почувствовать себя так сказать, в шкуре варвара-вандала. Если припомнить все декорации стратегических игр (уж чего только не придумывали), то станет понятно, что тема римлян уже эксплуатировалась не раз, тема варваров - тоже, а вот и то и другое сразу - нет. В общем, добро пожаловать.

Вы можете играть за три типа варваров: тевтонцев, кельтов и гуннов. У каждой из наций есть по десять отрядов и около полутора десятков зданий, а, кроме того, собственные виды формаций, типы языческой магии (четыре заклинания у жреца) и прочее. Разработчики попытались наделить все три племени варваров различными возможностями, но все различия заканчиваются на разных характеристиках (но не функциональности) отрядов. В основной кампании за римлян играть нельзя, да и потом сражения с ними чаще всего - это простые битвы, без строительства и экономики. И только в Баталиях (Historical Battles) вы сможете контролировать римские армии, и опять-таки, без строительства. Традиционные для любой стратегии ролевые элементы представлены "Лидерами" - локальными вождями кланов, которые, участвуя в боях, могут накапливать боевую славу и развивать свои характеристики, а также за завоеванную славу получать новые отряды и здания. Локальные клановые лидеры постоянно устраивают между собой грызню, а накопленный в клановых распрях боевой опыт далее помогал им одолеть Римскую Империю. Впрочем, за исключением этих самых небольших нюансов, с помощью которых разработчики стараются выделить свой продукт из массы других, мы имеем дело с абсолютно банальной стратегией реального времени. Нам предлагается большое количество режимов игры: исторические битвы (Historical Battles) - исторические битвы, без строительства поселения,


кампания (Campaign) из двадцати с лишком миссий,


и "бесконечные" (Open-Ended) сценарии, где вы можете выбрать один и трех наций и вести войну против постоянно появляющихся врагов.


Миссий в кампании много, но они большей частью однообразны. Имеется, конечно, и многопользовательская игра. Она поддерживает до восьми игроков.

Про графическое оформление игры много интересного не скажешь. Живенькие, миловидные ландшафты со всевозможными зверушками, рыбками, красивой водичкой в озерцах, шевелящаяся на ветру травка. Погодные эффекты, смена времени суток. Неплохо, но все эти приятные глазу мелочи уже стали стандартом для графических движков современных стратегий. Движок "Against Rome" совмещает трехмерные ландшафты, и двухмерные отряды и объекты на них. Возникает ощущение некоего подобия трехмерного пространства, но понятно, что камеру вращать нельзя, и режима масштабирования также нет. Я понимаю, что во времена Римской Империи еще не было трехмерной графики, но теперь-то эти времена прошли, и для современной стратегии можно было бы ожидать реализации 3D. Я бы не сказал, что примененное "Independent Arts" графическое решение пошло игре на пользу - если домики выглядят еще более-менее прилично и даже местами красиво (для 2D), то ваши воины смотрятся несколько забавно - они представляют собой какие-то маленькие пухлые фигурки. Среди минусов также можно указать и на отсутствие режима приближения или поворота камеры - ведь ландшафт-то все равно трехмерный. Ландшафт выглядит более симпатично - нам нем можно заметить даже шелестящие листики деревьев или колыхающуюся на ветру травку, но все вместе представляет собой довольно неуклюжую комбинацию. Слишком плохой графику в игре не назовешь, но и слишком хорошей - тоже. Зато кому-то стоит обратить внимание на фразу о необязательном наличии 3D-ускорителя для игры. По заверениям разработчиков, в игре была использована комплексная система частиц, отчего физическая составляющая игры - траектории полета копий, взрывы и прочее - должна смотреться очень правдоподобно. Но я бы сказал, что ничего сверхъестественного. Зато система освещения действительно производит хорошее впечатление: во время дождя видны молнии, бьющие в землю, ночью домики очень красиво подсвечиваются разноцветными огнями и так далее.


Кроме того, например, приятно то, что в ночное время происходит уменьшение видимости.


"Against Rome" можно назвать стратегией, ориентированной на сражения, а не на экономику, как будто сначала делали чисто тактическую игру, а она, экономика, была "приделана" к игре позднее. Получился этакий тактический варгейм в реальном времени. Здесь же множество чисто тактических штучек: формации, отступление, слава, невозможность управлять отрядами в бою, и с другой стороны - богатая система управления отрядами перед боем. При этом у игры масса чисто технических "особенностей" - например, часто наблюдаемая проблема нахождения путей и огибания углов у ваших воинов. Впрочем, что взять с варваров? С формациями дело тоже обстоит не совсем гладко - при их использовании часть воинов вообще не принимает участия в сражении. Так, например, при формации "шеренга" дерутся только два-три отряда. Кроме того, управление и интерфейс выдержаны на не слишком высоком уровне, или попросту не продуманны. Отряды выполняют ваши приказы с запаздыванием, а чтобы, например, увидеть количество ресурсов, нужно выбирать Склад или другие дома, в которых хранятся ресурсы. Экономику в "Against Rome" можно назвать немного странной - она упрощена до предела, источники ресурсов неисчерпаемы и прочее. В общем, нам предлагает довольно тривиальный коктейль из большого количества сражений (немного скучноватых), небольшого количества магии (четыре языческих заклинания для каждого клана) и еще меньшего количества истории (на близость к которой авторы постоянно пытаются претендовать).

Вместо сюжета - экскурс в историю


Так как игра историческая, то иного сюжета, кроме исторического, быть у нее не может, так что приведу некоторые её фрагменты здесь, для погружения, так сказать, в процесс. К тому времени, когда в "цивилизованной" Европе только начинались ленивые брожения народных масс пубертатного периода, Великая Римская империя уже насчитывала тысячу лет своего существования. При этом, существование это было не просто "существованием", а путем с одной стороны культурного, научного и духовного развития, с другой - путем завоеваний и покорений. И именно эти два пути лежат в основе существования любой империи. А когда во главе империи стоит выдающаяся личность, и к тому же сильный военный лидер, подобный Юлию Цезарю, развитие ее во всех направлениях идет семимильными шагами, но насколько империя приближается к своему расцвету, ровно настолько она приближается и к своему концу. Во времена Великого Переселения Народов (200-450 года нашей эры), когда происходит действие "Against Rome", Римская Империя уже включала в себя заметную часть европейского континента, а кроме очевидного военного доминирования, была еще основным культурным и производящим центром.


Однако на северных и восточных границах Империи тогда царило некое беспокойство: некоторые местные мелкие нецивилизованные народности, например кельты, германцы и прочие, не испытывали большого желания подчиняться римлянам и платить им дань. Кроме того, варвары, помимо не цивилизованности (или вследствие ее), отличались исключительной свирепостью и кровожадностью, потому на севере римляне встретили серьезное сопротивление. В итоге же, именно варвары, с которыми римляне долгое время безуспешно пытались бороться, стали силой, осуществившей успешный поход против могучей Римской Империи. Было не очень понятно, кто же все-таки кого пришел завоевывать: то ли римляне распространяли свое влияние на север, то ли варвары устраивали свои набеги на слабо защищенные северные границы. Реальность угрозы, исходящей от диких народов, римляне вполне могли ощутить и подготовиться к ней заблаговременно. Известен случай, когда в знаменитой битве в Тевтобургском лесу восставшие германские племена во главе с Арминием полностью уничтожили три легиона римского наместника Квинтилия Вара, при этом погибло двадцать семь тысяч римлян. И хотя общий ход римской кампании на севере можно было назвать скорее удачным, ее события лишь отвращали неотвратимо надвигающийся конец.


Продолжая завоевывать другие европейские земли, римляне никак не могли сокрушить препятствие на севере Дуная и востоке от Рейна - слишком негостеприимны были те земли, и слишком упрямы и неукротимы их обитатели. Ресурсы Империи подходили к концу, и скоро было принято решение о прекращении экспансии на север и возведения постоянных укреплений вдоль русел этих рек. Но даже с этим начинанием возникали определенного рода проблемы, и все шло далеко не так гладко, как замышляли стратеги - та же битва в Тевтобургском лесу и печальные обстоятельства, случившиеся с наместником Варом, могут служить тому показательным примером. В любом случае, римляне слишком долгое время не воспринимали варваров как серьезную угрозу, к тому же, на огромной территории Империи то и дело вспыхивали локальные восстания, которые также послужили причиной ее дробления и распада. Скоро началось массированное нашествие варваров.


Каков был печальный итог, который рано или поздно настигает любую империю, вы прекрасно знаете. Командующий германскими наемниками на римской службе Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августула (он был еще подростком). Позднее было принято решение о том, что Западной Римской империи больше не нужен свой император - будет достаточно одного императора в Константинополе. Варвары начали потихонечку "втягиваться" в цивилизованную жизнь.

Экономическая система


Варвары варварами, но, к сожалению, "Against Rome" несет в себе концепцию самой обычной стратегии реального времени: строим базу, тренируем войска, проводим "научные разработки" и - вперед, на врага! Конечно, игра чуть-чуть отличается от стаи других RTS, но эти отличия не слишком заметны. Сначала - про строительство базы.


Учтите, что одновременно вам может принадлежать только одно поселение, то есть в том случае, если ваш Вождь захватит новое поселение, вы потеряете старое. В центре вашего поселения находится "Главный Дом" (Main House), вокруг которого, в виде рамки, распространяются квадратные границы поселения, в пределах которых вы можете строить все остальные здания. Главный Дом по совместительству является и главным складом для добытых ресурсов; здесь же экипируются воины. Построив Жилой Дом, вы сможете нанимать работников (Free people), причем обоих полов - для этого существуют две отдельные кнопки. Половое различие важно, так как, например, у Тевтонцев, только женщины могут быть жрицами и использовать в бою магию, и только женщины могут швырять во врага копья. Каждый новый Жилой Дом (или его "уровень") также поднимает планку максимального количества людей под вашим началом. Новые челны вашего клана появляются с почти нулевым количеством здоровья, которое начинает постепенно увеличиваться (или уменьшаться) в зависимости от наличия пищи на складе. Если пищи не будет, то все ваши работники и солдаты умрут медленной голодной смертью. Кроме того, у ваших рабочих, как и у солдат, существует показатель морали, который определяет общую мораль клана, на основе которой также формируется мораль ваших воинов. Вот такая сложная система.

Пара слов о ресурсах. Всего в "Against Rome" шесть типов ресурсов: еда (food), лес (wood), камень (stone), обмундирование (equipment), золото (gold) и лошади (horses). Еда понадобится вам для того, чтобы ваши солдаты и работники не умерли с голоду. Из камня и леса ваши рабочие будут стоить здания, а, кроме того, они понадобятся для производства обмундирования и золота. Обмундирование и лошади (для конных отрядов), и даже иногда золото, понадобятся вам для того, чтобы делать из обычных работников настоящих воинов. Для этого вам нужно будет выбрать работников, на панели выбрать пункт "Военное Обмундирование" и указать количество и тип желаемых воинов. Работники отправятся в Главный Дом, возьмут в руки оружие и превратятся в воинов. Для добычи ресурсов вам вовсе не нужно будет искать их на карте, а потом посылать на месторождение работников с тем, чтобы они носили их на склад - вам будет достаточно построить в пределах границ вашего клана соответствующие здания (дровосека, шахту, ферму, мясника и т.д.) и ресурсы сами собой потекут в ваши закрома. Каждое здание может иметь два апгрейда, улучшающих его характеристики. Один раз построив здание, вы можете перестать заботится о добыче - запас ресурсов в нем не истощатся никогда. После того, как были построены соответствующие здания, и в них следует назначить работников, которые будут добывать ресурсы. В одно здание вы можете назначить максимально четыре работника - от их количества будет зависеть скорость добычи ресурса в данном здании.

Не стоит также забывать и о возможности отбить ресурсы у ближнего своего, то есть у соседского клана - чем еще заниматься варвару? Четыре работника и тройка лошадей могут образовать единый специальный отряд под названием "обоз" (Civil unit). Основная функция такого отряда заключается в сопровождении ваших отрядов в боевых походах и обеспечения их провизией. Кроме того, "обозу" можно отдать приказ захватить с собой в поход все необходимое для сооружения на поле боя катапульт (есть в игре и такое) и другой боевой машинерии. Кроме этого, работники в составе отряда с лошадьми, участвуют в любом сражении, во-первых, поддерживая ваших воинов провизией, а во вторых - используя их для разграбления вражеских поселений (воины грабить не умеют).


Так что без сопровождения одного-двух обозов ни один полководец, даже варварский, свой отряд в бой не поведет. Кстати, ваши работники не умеют сражаться, и потому они не могут покинуть деревню до тех пор, пока вы не сделаете из них воинов. Вы можете отправить ваших работников на добычу ресурсов, а можете сделать из них воинов, выдав им оружие в Главном Доме. Помните, что вы всегда можете не только превратить работника в воина, но и наоборот - воина в работника, если он вам больше не нужен. Для этого, отряд нужно вернуть на территорию клана и нажать кнопку "Распустить" - вы получите обратно работников, а также некоторое количество ресурсов, которые были использованы при создании отряда.

Одним словом, наладить нормальное функционирование экономики в "Against Rome" крайне просто. В игре основной упор делается на битвы - отсюда такое пренебрежительно отношение к экономической составляющей игры. Во всех остальных нюансах обращения с игрой, вам поможет разобраться небольшая обучающая кампания, состоящая из четырех этапов,


на протяжении которых вам подробно объясняются все принципы как RTS вообще, так и "Against Rome" в частности, причем объяснение начинается с такого важного и сложного аспекта геймплея, как выделения рамкой ваших солдат.

Сражения


Каждый уважающий себя варвар считает своим долгом грабить, убивать, разбойничать, мародерствовать, похищать, поджигать, ломать, крушить, бесчинствовать и по всякому безобразничать. Но также стоит помнить, что все европейские короли и аристократы, бесконечно отбиравшие друг у друга земли, произошли именно от этих грабителей, и нашим предкам было, по сути, абсолютно все равно, у кого отбирать добро - у римлян или у своего соседа. Создание армии в "Against Rome" начинается с найма обычных работников разного пола. Вопросы выбора пола вам следует выяснить перед наймом по причинам указанным выше - различные отряды могут быть получены только из особей разного пола. Как только вы выберете все необходимые отряды, работники отправятся в Главный Дом, возьмут в руки оружие (будут потрачены некоторые ресурсы - лошади, обмундирование, золото) и превратятся в воинов. Воины одного типа будут автоматически образовывать отряды (в игре вы руководите отрядами, а не отдельными воинами), не более чем двадцати человек в каждом. Для выделения отряда следует просто нажать на его боевой стяг. Теперь внимание - особенности! Как только отряд покидает пределы клана, он начинает постепенно терять очки жизни (то есть здоровье), так как больше не получает еду из обширных клановых закромов. Впрочем, здоровье теряется не так быстро, так что можно свободно гулять по карте и воевать, но голодная смерть ваших воинов вполне может стать итогом вашей невнимательности. Чувство голода у ваших солдат резко возрастет, если они будут много драться или перемещаться бегом (двойной клик мыши, вместо одинарного).

В бою многое зависит от формаций, которые могут затрагивать как боевую мощь вашего отряда, так и его подвижность. В игре вам встретятся следующие типы формаций:

Беспорядочная формация (Bunch formation) - ваши подопечные пойдут на врага беспорядочной толпой, нарушая любой боевой порядок и тем самым, внушая ему суеверный ужас. Никаких особенных преимуществ эта формация не дает, но зато позволяет отряду и его членам перемещаться наиболее свободно, от чего увеличивается скорость. Есть возможность бега.


Марш (Marching formation) - эта формация используется для быстрого перемещения по пересеченной местности.

Боевая формация (Battle formation) - классическая боевая формация, состоящая из двух шеренг. Бойцы в первой шеренге получают бонус к атаке, а бойцы второй - к защите. Понятно, что при таком раскладе, скоро бойцы из второго очень быстро переходят в первый.


Защитная формация (Defense formation) - все бойцы получают бонусы к защите, но при этом полностью теряют способность к перемещению. Аналогом такой формации можно назвать команду "Guard", что часто встречается в стратегических играх.

Формация для атаки (Attack formation) - все бойцы получают бонусы к атаке, и при этом сохраняют способность к быстрому перемещению. Эта формация выгодна для быстрых "налетов".

Ни каких особенных успехов в области реализации системы искусственного интеллекта разработчиками "Against Rome" достигнуто не было. А, кроме того, были не слишком хорошо прописаны скрипты и система нахождения путей (path finding), в результате чего ваши воины будут плутать в трех соснах, или порою проявлять чудеса безрассудства в сражении.


Так скажем, если вы будете использовать формацию "в две шеренги", то часто врага будет атаковать только некоторая часть вашего войска, "соприкоснувшаяся" с ним, тогда как большая его часть будет стоять и наблюдать, как их товарищи умирают. Также стоит помнить, что вы не имеете права контролировать свои войска после того, как они начали бой. Единственная команда, которой они будут починяться - это команда отступления. Вы не сможете "переназначить" цель атаки для своего отряда или приказать ему занять другую позицию. Отряды с нулевым уровнем боевого духа вообще не подчиняются никаким приказам, и бегут с поля боя, что называется, "куда глаза глядят".

Также игра испытывает серьезные трудности с управлением. Во-первых, как уже говорилось выше, один отряд в "Against Rome" представляет собой соединение, состоящее из нескольких воинов. Таким образом, разработчики, похоже, отдают дань тактике, но это не всегда бывает удобно. Для выделения такого отряда нужно выделить рамкой часть его членов, или же нажать на боевой стяг отряда. В любом случае, оба способа нельзя назвать эффективными: если несколько ваши отрядов будут стоять рядом друг с другом, то не возможно будет выполнить ни одного из этих действий, так как стяги отрядов сбиваются в одну кучу и прочее, так что отличить в бою мечника от лучника будет очень непросто.


Кроме того, все события в игре происходят очень медленно, лениво, не динамично. Ваши воины реагируют на ваши приказы с запозданием, как будто они доставляются им почтовыми голубями, потом так же неторопливо идут в атаку, и с зевками сражаются, и скучая умирают. Скучает и игрок, к тому же, он лишен возможности принимать решения в условиях быстроменяющейся обстановки. Зачем думать, если все равно, за то время, пока приказ будет выполнен, обстановка уже изменится. В начале я думал, что у меня тормозит игра, но это оказалось, что это - не так. Можно сказать также, что проблемы с управлением в игре возникают не из-за слабой технической реализации, а из-за недостаточной идейной проработки.

Вожди и жрецы


Ролевые элементы в "Against Rome" заключаются только лишь в наличии "Лидера" - вождя клана, с несколькими "личными" показателями, а также системы морали у ваших бойцов и рабочих, но прежде, чем разговор пойдет о них, давайте сначала рассмотрим еще один интересный тип персонажей - это языческие жрецы (Heathen priests). Это своего рода священники, которые владеют магией и могут применять ее в бою. Жрец каждой из трех наций может освоить до четырех заклинаний (то есть всего в игре их дюжина), и лично мне они показались не слишком полезными в бою: ни там тебе какого-нибудь "Гнева Одина", испепеляющего все вокруг, ничего даже близкого - только лишь какие-то волки-разведчики, да туман, мешающий стрелять вражеским катапультам. Скучно. На создание магических заклинаний ваши жрецы или жрицы будут тратить магическую энергию - ману. Для того, что бы восстановить потраченную ману, вашему жрецу придется вернуться назад к поселению клана, с тем, чтобы магическая энергия перетекла от монумента для жертвоприношений к жрецу. Но перед этим вам надо будет зарезать несколько соплеменников (рабочих) во славу Одина, чтобы монумент зарядился божественной энергией, полученной из жизненной силы убиенных. Чтобы обеспечить магией одного жреца вам надо будет пустить под нож пару-тройку мирных граждан своего клана. Вот в такое суровое время жили варвары - бей своих, чтобы чужие боялись. Кроме того, от количества построенных вами монументов для жертвоприношений зависит число магических заклинаний у ваших жрецов - за каждый новый монумент вы будете получать одно дополнительное заклинание, пока их не станет четыре. Это - предел. По моим наблюдениям, жрецы не играют в бою большой роли - их самих разработчики сделали слишком слабыми, а обращение с ними - слишком сложным.

С Лидерами, или вождями кланов, дело обстоит немного интереснее.


Все научные разработки, для получения новых зданий или умений для членов клана, проводятся почему-то в меню Лидера. Ох уж эти сумасшедшие тевтонские вожди... А кроме того, любому руководителю, даже варварскому, очевидно, что основа любого лидерства - уважение и преданность подчиненных. Если вы будете пренебрегать двумя этими вещами, то вскорости отдавать команды вам придется лишь только своему отражению в зеркале - все подчиненные разбегутся, кто куда, и вы угробите все предприятие. Этот вот нехитрый принцип разработчики попытались реализовать в "Against Rome". Основа существования вашего вождя клана - его авторитет среди подчиненных. Авторитет, или другими словами Слава (Glory), зарабатывается вождем в боях - на то он и вождь. Если отряд, который он повел в атаку, одержал легкую победу над врагом, потерял не много бойцов, да к тому же еще накормлен и напоен брагой, то авторитет и слава лидера растут. Если же ваш вождь - неудачник, заблудился с отрядом в Тевтобургском лесу, растерял там все пожитки, а потом еще и повел свое войско прямо в засаду римлян, то слава такого лидера будет падать до тех пор, пока все его бойцы, наконец, не разбегутся, и не оставят его в одиночестве перед лицом всей римской армии. Далее, с накопленной славой мы можете поступать несколькими способами. Во-первых, с ее помощью вы можете "подбодрить" своих бойцов и тем самым поднять их боевой дух, так как идти в сражение с "нулевой моралью" они отказываются наотрез. Во-вторых, вы можете потратить вашу славу на приобретение некоторых бонусов, разделяемых в игре на три группы:

Бонусы зданий (Building options) - апгрейды для стандартных зданий, а также новые типы зданий.

Боевые бонусы (Military options) - новые типы отрядов, новые формации, новые виды осадных орудий, а также специальные способности для воинов вашего клана. Для тевтонцев это, скажем, возможность вооружить всех воинов щитами, тем самым, повысив их защиту, или повысить силу атаки, заменить факелы для поджога зданий на более мощные бомбы и прочее.

Личные бонусы (Personal options) - вы можете увеличить некоторые характеристики вашего лидера - его силу атаки, величину защиты, скорость и прочее, а кроме того - повысить его умение воодушевлять бойцов, ведь воины с низкой моралью сражаются очень плохо.

Одним словом, в игре применена не совсем обычная "система славы", но при этом удивляет почти полное отсутствие ролевых элементов. У ваших бойцов только один дополнительный показатель - "мораль", но зато радует то, как разработчики смогли реализовать его использование. Это первая игра, в которой от состояния боевого духа воинов исход битвы зависит в столь серьезной степени.



Резюме


Нам уже не раз встречались стратеги про Рим и Грецию, про современность, про будущее, про фэнтези-миры, про... Теперь вот дошла очередь до варваров. "Against Rome" переводится как "против Рима", жаль только, что сжечь его нам не дадут. Возможно, это было бы достойной компенсацией за довольно скучный игровой процесс. Мы имеем дело со средней руки стратегической игрой, которая, конечно обладает некоторыми самобытными чертами косметического характера, но составить хоть сколько-нибудь серьезную конкуренцию таким "монстрам" как, например "Spellforce" не сможет. Потому, если вам не слишком близка жизнь диких племен на северных границах римской Империи, то вы со спокойной душой можете потратить деньги на что-нибудь другое. Игра производит странное впечатление - при более-менее приличной реализации основных составляющих, игровой процесс не затягивает. "Against Rome" ждет титул "еще одной игры", и ничего больше...