Beyond Good and Evil ("За гранью добра и зла")

Автор: HF
Дата: 21.09.2004
Все фото статьи
Разработчик: UbiSoft
Издатель: UbiSoft
Локализация: Buka Entertainment
Официальный сайт игры: www.beyondgoodevil.com

Системные требования



Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-II 700 MHz
64 MB RAM (для 98SE), 128MB RAM (для ME/2000/XP)
32 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9 и Hardware T&L
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9
8x CD-ROM/DVD-ROM
2.2 GB свободного дискового пространства


Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1.3 GHz
128 MB RAM (для 98SE), 256 MB RAM (для ME/2000/XP)
64 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9 и Hardware T&L
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9 и EAX Advanced HD
16x CD-ROM/DVD-ROM
2.2 GB свободного дискового пространства

Особенности


Игра, которой посвящена данная статья, вышла на западные рынки уже довольно давно (еще в начале года), но, несмотря на это мы не смогли удержаться от того, чтобы сделать по ней небольшой обзор. И причин для этого было целое море: здесь и исключительное качество исполнения, и необычайная красота графической составляющей, и изумительный дизайн, и великолепные диалоги, и увлекательнейший сюжет, и захватывающий геймплей. Если бы мы оставили её без внимания, то это было бы с нашей стороны просто преступлением. Поводом же к созданию статьи стал выпуск русской версии игры кампанией "Бука", и, соответственно, первое появление в нашей стране легальной версии "Beyond good and evil". Итак, добро пожаловать "за грань добра и зла"! Скажу сразу, что "BGE" по большому счету, можно отнести к не очень почитаемому владельцами персональных компьютеров жанру аркады. Отсюда легко можно догадаться, что изначально игра была написана под консоли, где рынок аркад есть большая часть всего рынка игр, и откуда издатели извлекают наибольшие прибыли. На PC игра, естественно, была перенесена в самую последнюю очередь, но к чести UbiSoft замечу, что перенос был выполнен великолепно, и неподготовленный пользователь может его попросту не заметить. Разве что некоторая сложность в управлении немного портит впечатление, да и то не особенно сильно - была задействована мышь, но обилие различных клавиш все же немного раздражает. Все же остальное - скорость работы, качество графики, стабильность работы (по большому счету) вполне адекватны уровню PC-игр.

Впрочем, если мы скажем, что жанровая принадлежность игры определяется исключительно как аркада, то читатель сможет обвинить нас во лжи. Игровой процесс "BGE" отличается исключительной многоплановостью. Во-первых, перед нами далеко не банальная "коридорная аркада", когда герой заключен в узкие рамки уровня, и вынужден собирать всякую ерунду, разбросанную по уровню: мы попадаем в огромный "открытый" мир, населенный разумными существами и живущий по своим законам. С одной стороны, действительно присутствуют классические элементы аркады - экшен-сражения, собирание бонусов, поиски всевозможных секретов, с другой - приключенческие элементы в "BGE" очень сильны, их существенно больше, чем в обычной аркаде: в игре много диалогов, встречаются даже настоящие загадки. Третий важнейший элемент многопланового геймплея "BGE" - это стелс-экшен от третьего лица, так как игрок, проходя основную сюжетную линию игры, всегда может сам выбирать как ему добиваться цели - хитростью и находчивостью или же ловкостью рук. Впрочем, разработчики настаивают на одновременном использовании обоих стилей игры - так что вам придется хорошо подраться и вдоволь поползать на четвереньках. И это - еще далеко не все. Будут еще мини-игры на реакцию, гонки на неких технических средствах на воздушной подушке, погони, или же наоборот, побеги, а главное - масса сопровождающих все это великолепных пиротехнических эффектов.

При всем при том, поиграв в "BGE" десять минут, вы поймете, что это - однозначно консольная игра, она в силу своих особенностей просто никак не могла появиться на PC. Еще вы почувствуете, что UbiSoft удалось очень близко подобраться к тому почти внеземному искусству, которое было доселе подвластно только восточным мастерам консольных искусств из Konami (сравнения можно проводить даже, например, с РПГ "Final Fantasy", если угодно). Какова в этом заслуга француза Мишеля Анселя (Michel Ancel), который когда-то, так сказать, "породил" муравья Рэймена, определить сложно, но ясно одно - в цифровых развлечениях он кое-что смыслит. У игры практически нет объективных недостатков, и целых три основных достоинства: сюжет, геймплей и графика. Первым двум вещам мы далее посвятим отдельные главы, а сейчас уделим немного времени графической составляющей.

За действиями нашей героини по имени Джейд (Jade), путешествующей в полностью трехмерном мире, мы будем наблюдать в режиме от третьего лица, иногда имея возможность переключаться в режим от первого лица (но передвигаться в нем нельзя). И пускай порою "по-приставочному" неуклюжая камера самостоятельно выбирает наиболее удобный (по ее мнению) ракурс, часто оставляя игрока в полном неведении о происходящих в игре событиях, пускай "движок" требует от видеокарты слишком много, пускай при ближайшем рассмотрении некоторые декорации уровней оказываются чересчур бутафорскими. Зато тут есть лица и глаза, в которые не просто приятно смотреть, а в которые можно просто влюбиться. Зато тут есть мимика, за которую виртуальным актерам можно без зазрения совести выдать Оскара, а также бесподобная анимация даже самых сложных моделей. Зато тут есть мельчайшие детали, которые оживляют все вокруг - и это не метафора - речь идет о ползающих жучках, копошащихся в колышущейся траве, об осязаемом легком ветерке, о птицах и облаках, летящих над бесконечным морем и островами. Зато тут есть великолепные, кинематографического качества, спецэффекты, и такая же мастерская постановка и режиссура игровых сцен, скрывающая за зрелищностью и драйвом любые консольные недостатки.


Дополняется все это великолепнейшей музыкой, с вокальными треками самых различных жанров: тут и рэп, и регги, и латино и много чего еще. В европейских играх такого саундтрека доселе не было (в PC-играх, консоли трогать не будем) - это можно сказать наверняка. Для того, чтобы насладиться музыкой отдельно от игры, можно использовать распаковщик ресурсов - утилиту "bfextractor.exe".

И, наконец, еще одно небольшое замечание. Заплатка версии 1.01 (в английском релизе; русская версия вышла уже пропатченной, но со своими "глюками") привносит в игру немало ценных изменений. Одно из самых важных изменений коснулось графического оформления игры - появилась возможность установки антиалиасинга в настройках игры, также были улучшено визуальное качество некоторых спецэффектов, таких как "солнце", отражение, "хало" и прочее - изменения действительно заметны невооруженному глазу. Кроме того, игра больше не "падает" на системах с процессорами без поддержки SSE, были предприняты некоторые меры по повышению производительности "движка" игры: введена установка пониженного разрешения экрана на слабых системах и проведено общее увеличение скорости работы игры.

Вообще же, "Beyond good and evil" - это игра не для детей, в отличие от "Rayman", точнее она не только для них. Несмотря на "мультяшность" героев и мира, в котором они живут, их отношения и игровые ситуации, и режиссура игровых сцен, построены на почти по-взрослому высоком эмоциональном уровне, и если вы согласны сопереживать герою, то все вечные темы - дружбы, любви, доброты - будут мастерски перед вами раскрыты. Впрочем, все зависит от зрителя - многие взрослые рыдали над злоключениями маленькой рыбки по имени Немо, а некоторые - были абсолютно безразличны к его "мультяшным" мучениям. Но в любом случае, учитывая все вышесказанное, если спросят, чего человечество смогло добиться за последние несколько лет в области разработки компьютерных игр - смело можно будет предъявлять "Beyond good and evil". Потому что это - "настоящее"...

Сюжет


Начинается наша история довольно банально. На протяжении веков, небольшая планета "Хиллис" ("Hyllis", или в транскрипции "Буки" - "Хиллия"), населенная вполне мирными существами, похожими на людей, была вовлечена в военный конфликт со злобными инопланетными захватчиками - ДомЗ (DomZ), отвратительными существами похожими на огромных насекомых. Зачем раса ДомЗ вторглась на Хиллис, никто не знал, но было известно, что до этого они уже захватили множество миров. Еще про пришельцев было известно то, что действиями их руководит некое существо, являющееся коллективно-бессознательным разумом всей расы. Предполагается, что если кому-то удастся его уничтожить, то захватчики отступят. Впрочем, мирным и почти не умеющим воевать жителям Хиллиса на это надеяться не приходится, но некоторое сопротивление врагам они все же пытаются оказывать. Для этого было создано военное правительство и регулярные правительственные войска, называемые "Подразделение Альфа" ("Alpha Section"), в чьи обязанности входит защищать планету от ДомЗ и пытаться уничтожить пришельцев. Понятно, что при таком раскладе, "Альфа" полностью контролирует планету, и хиллийцы живут в тоталитарном режиме, скрываемом под маской "защиты".

"Альфа" как-то уж очень яро борется с врагом, но борьба эта не приносит почти никаких результатов. Правительство ежедневно докладывает о победах, которых никто не видел, и ситуация почти не меняется - каждый день планета подвергается атакам пришельцев,


...которые к тому же похищают людей для одних им самим ведомых целей. Во всех неудачах правительство винит хилийцев, которые не слишком охотно вступают в ряды вооруженных сил, и ведет активную пропаганду, восхваляя победы "Альфы". Но обычное население Хиллис уже привыкло жить по законам военного времени, и даже смогло как-то приспособиться к почти ежедневным налетам ДомЗ - в условиях непрекращающегося конфликта, они возвели вокруг домов и городов защитные поля, которые они просто включают во время налетов. Такую ситуацию можно было бы даже назвать "нормальной", если бы не частые пропажи людей, слишком затянувшийся военный конфликт и отсутствие заметных побед "Альфы". Люди начинают задумываться над ситуацией, сложившейся на их планете, и некоторые из них даже открыто высказывают свое недовольство действиями правительства. Правительство спешит поскорее заткнуть им рот, не гнушаясь грубой силой, и возникают подпольные организации. Так появляется "Сопротивление Айрис" ("Iris Network").

"Айрис" - по сути, самая большая подпольная партизанская организация, представляющая собой целую сеть, со своими агентами, и печатным органом. Их лидера и духовного наставника никто не видел в лицо - все приказы он отдает по радио. У них есть отделения во всех крупных городах Хиллис, и свои люди в правящих кругах и даже в рядах "Альфы". Предводитель "Альфы" - генерал Хек (General Kheck) - объявляет "Айрис" вне закона, и назначает награду за любую информацию о них и их деятельности. Представители "Айрис" хотят понять, что же скрывается за странными действиями (то есть бездействием) правительства. Их лучшие агенты пытаются проникнуть на различные объекты правительства, с тем, чтобы выведать секреты "Альфы" и понять, что те замышляют. Кое-что им удалось разведать, и они пытаются убедить народ не спешить верить в показную похвальбу "Альфы". Журналисты, работающие в "Айрис" подготавливают и выпускают электронные листовки с фотографиями, обличающими правительство - их газета выходит на лазерных дисках. Люди имеют право знать правду!

На фоне этих событий разворачивается история нашей героини Джейд.


Однажды, когда за неуплату отключают защитный купол над ее домом,


...прямо во время очередной атаки пришельцев, она понимает, что ее близкие - дяди и дети, которых она приютила, на самом деле ни капельки не защищены от врага. Атаку удается отбить своими силами, но Джейд как можно скорее нужны деньги на уплату долга за электроэнергию - новая атака может начаться в любой момент, и тогда от любимого маяка не останется даже развалин. Как раз кстати оказывается неожиданно подвернувшаяся непыльная работенка - заказ на пару фотографий от таинственного незнакомца. Надо всего лишь слетать на один из островов неподалеку от маяка, и сфотографировать двух забавных маленьких существ. Джейд конечно же соглашается и отправляется на остров. Большим сюрпризом для нее становится тот факт, что "маленькие забавные существа" оказываются детенышами ДомЗ, которые выращиваются прямо под носом у правительства, и в опасной близости от города. Как вы уже догадались, ей предстоит вступить в ряды "Айрис". После выполнения задания наш заказчик представляется членом "Айрис", и предлагает Джейд опубликовать фотографии детенышей ДомЗ и вступить в их ряды.

После недолгих колебаний и выслушиваний предостережений от любимого дядюшки, она решает отправиться на собрание членов местной ячейки "Айрис", с тем, чтобы выслушать их аргументы, и узнать факты, которыми они располагают. Позднее, окончательно разуверившись в "показательных выступлениях" "Альфы", Джейд сама начинает журналистское расследование. Она приходит к выводу, что война выгодна правительству, но она никогда не могла себе представить, как именно она выгодна, сюжет загадывает нам огромное количество загадок, решение которых с таким нетерпением ждешь до конца игры. Наша героиня, и мы вместе с ней, оказываемся втянутыми в самый невероятный и ужасный заговор, оказываемся лицом к лицу со злом, и становится единственной надеждой родной планеты и ее жителей. Когда в первый раз, на маяке, она столкнулась лицом к лицу с одним из расы пришельцев, она явственно услышала таинственный призыв их лидера - "Шони..." (Shauni). Она, не задумываясь, выбрала это инопланетное слово своим псевдонимом - так она будет подписывать свои статьи в регулярных выпусках "Iris News". В самом конце игры мы узнаем истинное значение этого слова.

Все вышесказанное - малая толика всех сюрпризов - поверьте, их будет немало. Только помните, что нашим инструментом будет не вооруженное восстание с применением насилия (игра лишена его начисто), а, так сказать, политическая борьба. Наша цель - разоблачить заговор, и сделать так, чтобы правда стала достоянием глаз общественности, запечатлев эту самую правду на фотопленке. Тем самым мы должны заставить людей выйти на улицы и объединиться против общего врага. Ключевым словом всех событий в игре разработчики почему-то выбрали угрожающе и по-военному колючее и грубо звучащее слово "пропаганда" (в заглавной звуковой дорожке во время инсталляции игры у нас воспитывают жесткую антипатию к нему). "Пропаганда" как некий обман людей правительством во имя своих целей. Меняющиеся настроения населения после каждой новой публикации Джейд мы можем наблюдать прямо на улицах - люди выйдут из домов, неся в руках плакаты, будут устраивать митинги и забастовки, и Правда (с большой буквы) в конце концов, восторжествует.

Здесь в скобках замечу, что в русской версии "Beyond Good and Evil" наблюдаются некоторые расхождения с транскрипцией английских имен и названий. Некоторые названия были, вероятно, изменены для благозвучности: "Iris Network" обозвали почему-то безликим "Сопротивлением", агент "Double H" получил прозвище "Аш Два" и так далее...

Персонажи



Джейд (Jade)


Главная героиня игры в одежде и выборе косметики предпочитается ярко-зеленый цвет ("jade" - переводится как раз как "зеленый", "нефритовый"). В свои двадцать лет она организовала свое собственное бюро фоторепортажей "Jade Reporting" , и делает фотографии на заказ. Фактически, она зарабатывает на жизнь тем, что занимается тем родом деятельности, который у нас принято называть "папарацци". Кроме того, она фотографирует всевозможных редких зверушек для Научного Биологического Центра и все такое прочее, что также приносит определенный доход (нам также придется этим заниматься при прохождении игры). Еще, прямо на маяке дядюшки Пейджа, она организовала сиротский приют для маленьких детей, чьи родители погибли на войне или попросту пропали без вести - таких на Хиллисе теперь немало. Одно из главных умений фотографа (особенно "папарацци") - умение оставаться незамеченным и делать фотографии быстро, а также использовать свою находчивость для того, чтобы подобраться к объекту поближе. Все эти навыки Джейд не раз придется использовать в ее нелегком журналистском труде (а нам - при прохождении игры).

Против своих врагов Джейд вооружена не только фотокамерой и жесткой журналистской хваткой. В ее арсенале найдутся средства и более грубого воздействия. Во-первых, это посох "додзё" (Dai-Jo), а во-вторых - перчатка с метательными дисками (Gyro Disc Glove). С помощью своего посоха она может наносить не только обычные удары, но и специальные - концентрированные удары, более вредоносные для врага. Кроме того, если Пейдж или Аш Два смогут оглушить противника, то мощным ударом Джейд сможет запустить врага в воздух. Также Джейд сильна в акробатике и боевых искусствах, так что вполне может за себя постоять.


Джейд с детства воспитывал дядюшка Пейдж, своих родителей она даже не помнит. И пусть вас не смущает тот факт что, что он похож на свинью - родню, как известно, не выбирают. Джейд вообще ничего не знает о том, кто были ее родители и откуда она происходит, она выросла "на улице", в трущобах, и потому не ждет подачек от жизни, и умеет пробиваться в ней, рассчитывая только на себя. Дядюшка сызмальства воспитывал ее, и все, что осталось как память от её родителей - фотокамера, которая, вероятно, и предопределила её будущую профессию. Как известно, журналистика никогда не относилась к спокойным и безопасным профессиям. А теперь, когда на Хиллисе кругом предательство и ложь, и независимые средства информации становится практически единственным средством донести до людей правду, она становится опаснее вдвойне. Джейд борется против войны, насилия, лжи, предательства, за правду, лежащую за гранью типичного восприятия добра и зла.



Аш Два (Double H)

Возраст - тридцать шесть лет, один из агентов в рядах "Сопротивления-Айрис". Этот современный рыцарь без страха и упрека, по воле сюжета затесавшийся шпионом в стан врага, скрывает свое настоящее имя и известен нам только по творческому псевдониму Аш Два. Он следует законам чести, а для решения проблем предпочитает использовать грубую силу. Иногда его можно назвать "недалеким", но он верный друг и боевой товарищ. Благодаря интенсивной армейской подготовке, Аш Два находится в очень хорошей физической форме. Сражается он с помощью боевого молота - стандартного в подразделении "Альфа". С помощью молота он может оглушать врагов, делая их на время уязвимыми для ударов Джейд. Кроме того, он известен благодаря своему фирменному "Удару Быка" - головой он атакует врага или вышибает двери. Такой вот оригинальный способ решения проблем. Он облачен в специальную "форменную" броню, которую носят все солдаты "Альфы". Броня защищает солдата не только от ударов и лазеров, но и от инфракрасных и прочих лучей. Это означает, что он может безбоязненно проходить сквозь лучевые заграждения на различных объектах, принадлежащих "Альфе". А самое главное - броня позволяет Аш Два ощущать себя более мужественным и сильным.

В прошлом Аш Два - бывший сержант регулярных правительственных войск "Альфа". Когда он прознал некрасивых проделках правительства, его четкие нравственные принципы не позволили ему оставаться на службе. Он дезертирует и решает перейти на сторону Айрис и стать их тайным агентом, оставаясь при этом в рядах "Альфы". К сожалению, его разоблачают, и наше знакомство с ним происходит при довольно странных обстоятельствах - в пыточной машине инопланетяне хорошенько "полощат" бойцу мозги, да так, что он перестает помнить что-либо. После того, как Джейд спасла его из лап пришельцев, точнее прямо из пыточной машины, где ему чуть не учинили лоботомию, он следует за ней всегда и везде, подчиняясь любым ее приказам. Вместе они выполняют большинство заданий для Айрис. Книга "Carlson and Peeters", которую он постоянно упоминает в связи с почти любыми своими действиями - некий кодекс чести, и одновременно свод правил поведения для любого солдата в сражении или во время несения повседневной службы. К ней он относится с величайшим благоговением.

Дядюшка Пейдж (Uncle Pey'J)


Дядюшка Пейдж уже довольно пожилой - по легенде ему пятьдесят лет. Пейдж наполовину человек, а наполовину - хряк. Он - приемный дядя Джейд, и воспитывал ее с детства. Он немного осторожен и не ищет приключений (вероятно, вдоволь пресытившись ими в молодости), но все равно является для нее самым главным наставником, оказывая на нее огромное влияние и пытаясь оградить ее от жизненных коллизий, помочь ей. Теперь Пейдж живет в построенном наспех им самим много лет назад маяке на маленьком островке вместе со Джейд, и огромным количеством приемных детей из приюта, который организовала Джейд. Пейдж старается относиться к постоянно шалящим детям максимально лояльно. В свободное от воспитания племянницы и многочисленных детишек время, он предпочитает возиться в своей мастерской в пещере под маяком. Он гениальный механик, изобретатель, может починить практически любое сломанное устройство любой сложности. Немного ворчливый, но внимательный и заботливый. Он многое в жизни повидал, о чем часто любит рассказать благодарным посетителям, сидя в баре "Акуда" за каким-либо напитком и сигарой.

Пейдж любит изобретать самые разнообразные средства передвижения (даже космический корабль "Белуга", на котором нам предстоит отправиться на Селену - его рук дело), но за баранкой чаще всего оказывается Джейд, так как водить он не любит и чаще всего предпочитает отсиживаться в пассажирском кресле. Зато во всем том, что касается ремонта он - абсолютный дока. Среди изобретенных им средств передвижения исключения составляют лишь реактивные ботики (Jet Boots) дядюшки Пейджа, которые он не доверяет никому. Они являются, говоря языком аркад неким "супер оружием" - с помощью ботинок Пейдж может сам подпрыгивать высоко над землей, или же мощным прыжком заставлять делать это врагов, отчего те на время становятся уязвимыми для ударов Джейд. В этом смысле эффект действия ботинок полностью идентичен удару молота Аш Два.

Дядюшка Пейдж и Аш Два будут часто сопровождать Джейд во время "боевых" заданий, но помощь от них будет совсем невелика - в бою ими управляет компьютер и сражаются они очень слабо - разве что спецприемы иногда оказываются не лишними. Диалоги между персонажами не слишком долгие, но полны юмора или наоборот - трогательны или печальны, в зависимости от обстоятельств.


Лица героев показывают при этом крупным планом, как бы похваляясь великолепной мимикой. Виноватая улыбка Пейджа стоит очень многого. Впрочем, втроем или даже вдвоем наши герои будут сражаться с врагом очень редко - чаще всего мужчины будут оставлять Джейд в одиночестве, мотивируя это тем, что, мол, они "не подходят для таких заданий".

Но кроме этой троицы "основных" персонажей, весьма важным членом нашей команды будет виртуальный помощник Джейд по имени Секундо (Secundo). Несмотря на его, казалось бы, незначительную роль, без Секундо решение многих задач, связанных с компьютерами, будь то оцифровка карт местности, управление инвентарем или взлом замков, было бы невозможным. Его незримое присутствие всегда ощущается очень явно за счет характерного испанского (португальского?) акцента, с которым он комментирует свои действия. Вообще, разработчикам удалось сделать поистине невозможную вещь - вдохнуть жизнь в виртуальных героев компьютерной игры. Все они - яркие, проработанные, живые характеры, и даже самые незначительные, второстепенные персонажи выглядят очень натурально и запоминаются надолго. Они заставляют игрока сопереживать своим проблемам, и в ответ пробуждают у него добрые чувства. Никакого глубоко психологизма тут нет, но трогательные семейные фотографии на стене на маяке, по-моему, способны задеть за живое каждого игрока.

Техника




В игре присутствует целых два средства передвижения. Во-первых - некое судно на воздушной подушке - "Hovercraft SX350". Оно будет доступно нам практически с самого начала игры, так как основным (и самым эффективным средством) передвижения по планете Хиллис в течение игры может служить именно корабль на воздушной подушке, который может одинаково хорошо передвигаться как по суше, так и по воде. Впрочем, Джейд сможет в любой момент покинуть его борт, причалив к берегу и передвигаться пешком, но так как Хилллис представляет собой огромное количество островов посреди океана, то обойти его таким образом получится вряд ли. Ховеркрафт имеет два режима полета: обычный - как глиссер, при помощи пропеллеров, и "турбо" - когда включаются реактивные двигатели (после их установки в гараже Мамаго). Кроме того, с помощью реактивных двигателей он может совершать прыжки на небольшую высоту. На борту глиссера установлено два вида оружия. Первый вид оружия можно назвать базовым - огонь по врагам ведется чем-то похожим на "бластер" - светящимися "пульками". Помимо "бластера" есть и нечто типа самонаводящихся ракет - вам просто нужно захватить несколько целей (можно захватывать сразу три), и ракеты сами найдут и уничтожат их. Ракеты мощнее, но гораздо медленнее бластера. На этом же корабле проводятся гонки и аркадные мини-игры, рассчитанные на скорость.

Второе средство, с которым нам придется иметь дело в игре - "Beluga Space Shuttle 200" космический корабль, на котором на поздних этапах игры нам придется бороздить просторы планеты, и даже космос, а также отправиться на местную луну - Селену (Selene).


По сути, от глиссера "Белуга" отличается тем, что может абсолютно свободно летать над поверхностью планеты, набирая любую высоту, а после установки космического двигателя у братьев Мамаго вообще сможет улететь в космос. Кроме этого, "Белуга" может подбирать Ховеркрафт на борт и использовать его оружие - глиссер становится как бы частью корабля. Да и вообще, так как этот большой корабль испытывается определенные сложности с посадкой, обычно долетев до места, приходится "выбрасывать" глиссер и преодолевать последние метры на нем. Существенного отличия брони "Белуги" от глиссера мною замечено не было.

Геймплей


Игровой мир "BGE" представляет собой множество больших и маленьких островов, разбросанных тут и там в бескрайнем океане, который бороздят огромные (просто громадные!) киты. Между островами жители Хиллиса переправляются на небольших корабликах, самолетах, или даже дирижаблях. На самом большом остове расположен крупный город, очень похожий на Венецию: он весь испещрен небольшими каналами, дома стоят в воде, и тротуаров нет, так что передвигаться по нему можно только на катерах, которые с огромной скоростью носятся по главному проспекту.


Вокруг города разбросаны островки поменьше, на одном из которых в старом маяке живет наша героиня с дядей и кучей приемных детей. Планета Хиллис населена самыми разными существами. Некоторые персонажи это мира напоминают людей, некоторые - животных, некоторых вообще сложно отнести к какому-либо виду. Дядюшка Пейдж - типичный хряк. Братья Мамаго (Mamago) - носороги, отдыхающие под ритмы Ямайки (еще один несомненный хит из саундтрека к игре) - "Yo, brothers!" и все такое.


Хозяин бара "Акуда" - бык, почему-то нацепивший щегольские очки от солнца. Но одно можно сказать наверняка - каждый миллиметр этого мира великолепен, он живой, яркий и настоящий. В нем нет ни одной сцены, которая сделана просто для заполнения пространства между важными игровыми объектами и сценами.

По поверхности океана и островам мы сможем перемещаться абсолютно свободно. То есть почти свободно. В самом начале игры нас будут ограничивать на некотором пространстве специальные энергетические барьеры, поставленные "Альфой", но скоро мы сможем установить на корабль специальное оборудование, которое поможет нам их преодолевать, а также ракеты, которыми мы сможем уничтожать патрульных роботов "Альфы". После этого вся водная поверхность Хиллиса будет к нашим услугам. Когда в нашем распоряжении окажется "Белуга", можно будет освоить также и воздушные пространства планеты и добраться до каждого ее уголка.


Мир "BGE" это действительно "мир", а не типичный "коридор", который мы часто можем встретить в других играх. Разве что в городе свободы будет гораздо меньше - кроме небольшого уголка, где располагается бар "Акуда", да гоночных треков весь город, к сожалению, состоит из одних бутафорских декораций и пары коротких прямолинейных улочек. В начале игры может показаться, что город огромен и в нем масса интересных объектов, но на деле это не так. Впрочем, это не так важно - основное действие игры будет разворачиваться за пределами города.

Игра начинается с того, что нам нужно заработать немного денег на оплату кредита за электроэнергию и просто на текущие нужды. Самый простой и доступный способ сделать это - заняться художественной фотографией, которая является немаловажным аспектом геймплея "BGE". Даже не покидая маяка, откуда мы начинаем наше путешествие, Джейд может сделать несколько фотографий животных, обитающих в округе, и отравить их в исследовательский центр. За каждую из них, в зависимости от ценности запечатленного на пленке экземпляра, ученые перечислят на её счет неплохие деньги, но доход от такой деятельности не стабилен - каждую особь или представителя вида (включая людей и прочих), живущего на Хиллисе, можно сфотографировать только один раз. Но если фотографии безобидных птичек, которые мы сможем делать на начальных этапах игры, будут приносить нам сто-двести кредитов, то кадр с одним из самых ужасных монстров ДомЗ может быть продан за десять тысяч. За некоторыми, особенно, редкими экземплярами следует проводить целую охоту, выманивать их из логова и успевать быстро снимать на пленку. Всего в игре мы можем сделать фотографии более пятидесяти видов местных обитателей. Дизайнеры и художники не пожалели сил даже на такие мелочи, и создали огромное количество самых невероятных существ, единственное предназначение которых - быть запечатленными на пленку, а точнее сказать - сделать этот мир убедительнее и живее.

После того, как мы облазаем все окрестные холмы и поляны вокруг маяка в поисках бабочек или букашек, придет время отправляться на первое серьезное задание. Для этого, оставив детей на попечение большого белого и пушистого собакоподобного существа, вечно дремлющего на верхнем этаже маяка, спустимся в пещеры под маяком, где находится мастерская Пейджа и ангар, где припаркован глиссер. Процесс погрузки в глиссер (или последующего причаливания и разгрузки) не заключает в себе проблем - Джейд все делает сама - вам достаточно будет подойти к кораблю и нажать соответствующую кнопку. Зато управление маленьким корабликом поначалу может показаться немного сложным из-за того, что он слишком верткий (я, например, в первые моменты даже из пещеры не мог выбраться), но на просторах океана к нему быстро привыкаешь, и потом с легкостью выполняешь любые маневры. Сразу после выезда из пещер нас ждет первое сражение на воде, после которого "подбитый" кораблик срочным образом эвакуируется в гараж братьев Мамаго (точнее их Мамочки). Гараж - это второе по важности место (после бара "Акуда"), которое нам очень часто придется посещать во время игры. Здесь братья-носороги за умеренную плату будут устанавливать на ваш глиссер различные специальные приспособления: новые двигатели, пушки и прочее. Все это хорошо, но несколько расстраивает тот факт, что все эти апгрейды случаются исключительно в подчинении сюжетной линии, а не по нашему желанию.

В качестве оплаты своих услуг братья принимают не обычные кредиты, а жемчужины - сверхценные артефакты, которые появились на планете вместе с пришельцами. Обычно жемчужины остаются после смерти крупных инопланетных монстров, могут быть найдены в их логовах, но иногда встречаются и в простых тайниках, разбросанных тут и там по планете. Скажем, на протяжении игры мы встретим три логова Грабителей (Looters) - пиратов, которые будут похищать у нас деньги, а потом стараться удрать. В таких случаях, нам не остается ничего кроме как бросаться за ними в погоню по узким пещерам на глиссере. В случае удачи призом будут сокровища Грабителей и жемчужина. Еще одним хорошим источником жемчужин могут стать различные хранилища "Альфы", где нам придется поупражняться в ловкости и смекалке (эти внесюжетные уровни напоминают небольшие мини-игры). Кроме того, жемчужины мы будем получать за особые заслуги - от "Айрис" за выполнение заданий, от научного центра за большое количество фотографий. Также мы сможем покупать их у торговцев за кредиты. Обычные деньги (кредиты) мы также сможем зарабатывать несколькими способами. Помимо уже означенных выше переводов от научного центра или платы за выполнение заказов, деньги можно зарабатывать прямо на поле боя. Часто от уничтоженных пришельцев, а также их кораблей или грузов, остаются фиолетовые кристаллы, которые мы можем подбирать - именно они и являются местной конвертируемой валютой. Запасы кристаллов также можно пополнять, разграбляя сокровищницы "Альфы" или разбивая залежи кристаллов, часто встречающихся в пещерах.


Кредиты можно тратить на покупку разнообразных полезных предметов в специальных автоматах.

Что за предметы? Начнем с оружия, которое использует Джейд сотоварищи. В ближнем бою сама она использует двуручный посох (одиночное нажатие - простой удар, долгое нажатие - концентрированный и более мощный удар), а Пейдж и Аш Два - ботинки и молот соответственно.


В дальнем бою Джейд использует фиолетовую перчатку, выпускающую диски. Количество дисков ничем не ограничено, так что патроны нам не требуются вовсе. В автоматах мы сможем покупать вещи совсем иного толка:

Лечение - синтетическая пища (Starkos - одна единица здоровья) и Ке-Баб (K-Bup - полное восстановление здоровья).

Ремонтные роботы для глиссера - один (POD - одна единица ремонта) или три (Set of PODs - полный ремонт).

Временное ускорение для глиссера.

Увеличение количества жизней персонажа на единицу (PA 1).

Следует помнить, что у каждого персонажа есть свой инвентарь и между ними может производиться обмен предметами. Во-первых, не стоит забывать своевременно снабжать других героев (Пейджа или Аш Два) пищей, восстанавливающей здоровье, а кроме того делиться с ними PA 1 (хотя бы парочкой), иначе их здоровье будет мало и они будут быстро умирать. Кроме этих предметов, в вашем инвентаре находится карта местности с важными объектами на ней, а также список текущих заданий.


Дополнительно, у торговцев в городе можно будет приобрести детекторы жемчужин или животных, что существенно облегчит задачу поисках тех и других - их местоположение также будет обозначаться на карте. Другой вид полезных аппаратов, встречающихся на уровнях - устройства для чтения мини-дисков. Мини-диски, которые мы также часто будем находить на протяжении игры, обычно содержат важную игровую информацию - выпуски новостей, дневники, сообщения, секретные коды и прочее. Подобрав диск, мы не сможем сразу его прочитать - сначала нам нужно будет найти устройство чтения.


Сохранение игры также происходит с помощью соответствующего мини-диска. То есть сохранить игру мы сможем, только найдя ближайшим автомат для их чтения. Если вы соберете все мини-диски, которые встречаются в игре, то последний из них будет содержать еще одну мини-игру - арканоид.

Вообще, самых разных мини-игр в "BGE" полным-полно: это и гонки на глиссерах, в которых можно поучаствовать за жемчужины на целых трех трассах разной степени сложности, или гонки с Грабителями, это и небольшие "дополнительные" уровни, рассчитанные на ловкость, и много чего еще. Многоплановость - одна из самых главных и привлекательных черт геймплея "BGE". Даже сражение с каждым новом боссом будет происходить по-новому. Обычно вашими врагами будут пришельцы ДомЗ (несколько видов),


...или же солдаты "Альфы" (также несколько видов),


...борьба с которыми также потребует от вас различных стратегий (например, солдаты Альфы имеют на спине баллоны с газом, которые нужно пробивать), но в любом случае бой с боссом - это нечто особенное. Огромный червь состоит из множества звеньев, которые вам нужно будет уничтожать по очереди. "Циклопа" следует на время ослеплять с помощью диска, а потом долго бить в ближнем бою, некую конструкцию из плоти, железа и бетона можно атаковать только сзади, пока её отвлекает Аш Два и так далее. Впрочем, на деле все выглядит гораздо сложнее, чем я здесь описываю - на это работает и дизайн локаций, и постановка сцен и способности персонажей.

Игровые ситуации разработчики также постарались сделать максимально разнообразными. Проникая на очередной объект "Альфы" в каждой комнате вам придется решать новую тактическую загадку. В некоторых комнатах охранников будет немного, и перебить их не составит для Джейд труда. В другой комнате от вас потребуется быстро пробежать за едущим на конвейере ящиком, скрываясь от охранников, а потом залезть на него и под их изумленные крики скрыться в туннеле, или наоборот - подстроить бойцам "Альфы" какую-либо ловушку. Третья игровая ситуация потребует от вас умения очень быстро реагировать на сменяющуюся обстановку: Джейд будет убегать от толпы врагов, на бегу прыгая по крышам домов, скрываясь от роботов-охранников и преодолевая лазерные защитные поля.


Кроме того, в игре присутствует огромное количество элементов геймплея, которые я тут не осветил - предлагаю изучить их вам самим. Кстати, ваши достижения и прогресс в игре образуют некий цифро-буквенный код, который вы можете ввести в Интернете на сайте www.irisnetwork.net в специальном месте под названием "Dark Room". Ваши результаты попадут в общую таблицу рекордов, и тем самым вы сможете померяться силами с другими игроками.

Резюме


Здесь можно было бы подвести небольшие итоги, но мне кажется, что в этом особенной надобности не возникает: о хороших чертах игры уже столько написано, а плохих у нее практически нет. Эта мастерски исполненная аркада рекомендуется как взрослым, так и детям, и никого не сможет оставить равнодушным.

P.S. После прохождения игры и просмотра финальных титров мы застаем дядюшку Пейджа на маяке, любующимся великолепным закатом. На руке у него - клеймо или отметина ДомЗ. А это означает только одно - быть продолжению! А может, и полнометражному мультфильму с компьютерной графикой...