Высокие показатели производительности современных настольных компьютеров, а также небывалое развитие телекоммуникационных средств связи и информационного доступа в последнее время, создают предпосылки к переходу виртуального пространства на новый, невиданный доселе уровень отображения информации. Основной чертой "нового Интернета" должна стать возможность подачи информации в трехмерном исполнении.
Немного истории
Похоже, давней мечте, воспетой не в одном фильме о компьютерном будущем, наконец, дано осуществиться, ведь ряд технологий трехмерной визуализации для Web подошёл к стадии своего коммерческого использования. В принципе, идея "добавить еще одно измерение в Интернет" не нова, и ведет свою историю, начиная с 1995 года, когда был создан консорциум VRML, призванный создать стандарт и программную базу для формирования нового подхода к отображению информации. В число основателей консорциума вошли Sony, Mitsubishi, Microsoft, IBM, Oracle, и даже MTV. Идея 3D Internet уже тогда понравилась очень многим, ведь могла стать прекрасной базой для развлечения, образования, научной визуализации, Интернет-торговли (такой многообещающей по тем временам), и так далее. Однако через два года, ко времени финального представления новой технологии, консорциум не смог показать и половины того, чего ожидали от стандарта, подтвердив мнения скептиков. На то время трехмерный Интернет представлял собой лишь очень ограниченное число полигонов, чрезмерно длительную загрузку примитивных сцен и набор несовместимых одного с другим компонентов, реализующих те или иные визуальные эффекты.
Проблемы "первого блина" должен был решить VRML v2.0, основанный на движке MovingWorlds фирмы SGI, однако он лишь подлил масла в огонь жарких споров о возможности 3D Internet, как такового. VRML v2.0 потерпел фиаско, как и свой предшественник. Да, в новый стандарт были добавлены программные узлы, помогающие воспроизводить неровности почвы, панорамные фоны, туман, видео, аудио, возможность программирования движения объектов, проверка на пересечение - в принципе, очень неплохие материалы для формирования виртуальных миров, но на практике вторая версия VRML была еще менее жизнеспособной, чем первая. Основной проблемой нового VRML стало то, что в 1997 году среднестатистические потребители компьютеров не могли себе позволить приобрести ПК, способный отображать 3D-миры с адекватной скоростью, да и модемы 14,4 Кбит/с были по тем временам стандартом. VRML v2.0 появился слишком рано.
К 1998 году идея трехмерного Интернета была все еще жива, однако в консорциум VRML уже никто не верил. Эта организация передала бразды правления новому формированию - консорциуму Web3D. Последний в своих разработках основывался на новом многообещающем формате - Extensible 3D (X3D), который интегрирует в себе VRML и XML. К весне 2000 года, консорциум Web3D завершил создание компилятора "VRML в X3D", и, по словам члена консорциума и вице-президента компании 3Dlabs Нейла Треветта, был готов к его интеграции в уже имеющиеся средства отображения виртуальной информации, или созданию своего оригинального 3D-браузера с открытым кодом.
Однако параллельно с официальной организацией (консорциумом Web3D) над созданием базы для виртуальных сетевых миров трудились еще несколько компаний. Например, на последней выставке
SIGGRAPH, проходившей в Сан-Антонио, Техас было представлено порядка тридцати новых форматов. Каждый из них, несомненно, имеет свои достоинства и недостатки, однако о разобщенности форматов создания 3D Internet сайтов можно говорить уже сегодня, так как большая часть форматов концептуально не совместима между собой. Ниже мы попробуем разобраться в перспективах и положительных чертах наиболее примечательных из них, но для начала определимся с областями, в которых трехмерные страницы Интернета наиболее востребованы.
CAD 3-D Working Group
Идея создания программной базы для трехмерного Интернет на столько популярна, что разработки в этой области ведет теперь и компания Intel. Совсем не давно она сообщила о формировании рабочей группы CAD 3-D Working Group, целью которой станет выработка единого формата для представления трехмерных изображений в Web. Помимо самой Intel, в состав группы вошли компании 3Dlabs Inc., Actify Inc., Adobe Systems Inc., ATI Technologies Inc., The Boeing Company, Dassault Systems, i3Dimensions Inc., Lattice Technology Inc., Microsoft Corporation, mental images GmbH & Co. KG, Naval Postgraduate School, National Institute of Standards and Technology (NIST), Parallel Graphics Limited (ParallelGraphics), SGDL Systems Inc. и Tech Soft America/OpenHSF. Данная группа является частью консорциума Web3D, а в ее состав вошли представители различных сегментов индустрии систем обработки 3D-графики, в частности, поставщики и пользователи САПР, создатели цифрового содержимого и организации по стандартизации. По мнению участников проекта, внедрение единых стандартов для трехмерной графики в Internet позволит сократить временные и финансовые затраты, связанные с разработкой и публикацией информации в Сети. Кроме того, благодаря им в распоряжении пользователей САПР окажутся более эффективные средства совместной работы и обмена данными. Первый этап работ по разработке новых стандартов планируется завершить примерно в течение 18 месяцев.
Перспективные области применения 3D Internet
Консорциум Web3D выделяет четыре основные области применения нового Интернет формата: бизнес и торговля, образование, развлечение, а также многопользовательские системы (виртуальные сообщества). На практике областей применения трехмерного отображения в Интернет может быть значительно больше - по сути, любая область, где применим и стандартный подход к отображению информации. Препятствием к широкому распространению нового стандарта может стать лишь невысокая пропускная способность существующих каналов связи, ведь аппаратной начинке современных ПК вполне по силам решение и более сложных задач, нежели прорисовка несложных трехмерных сцен.
Интернет-коммерция. Очевидно, что данное направление разработок сыграло важнейшую роль при формировании потребностей в 3D Internet как таковом. Этому может свидетельствовать хотя бы список учредителей консорциума по делам создания Web 3D, в котором по большей части представлены компании, испытывающие необходимость в качественно новой базе для своих "виртуальных продаж". Не секрет, что существует множество областей торговли, в которых рассмотреть покупаемый товар во всех ракурсах чрезвычайно важно. Наряду с увеличением потенциальной возможности покупки изделия, более реалистичное представление продаваемого товара уменьшает и шанс его возврата продавцу, так как лучшее предварительное ознакомление уменьшает риск разочарования от сделанной покупки.
Медицина, обмен важным практическим опытом и образование. Уже сегодня предлагаемые форматы представляются очень перспективными в качестве инструмента для создания учебных баз данных. В данный момент многие университеты имеют большую базу трёхмерных изображений, полученных с помощью магнитно-резонансного томографа, которые в случае широкой публикации могли бы послужить науке. Аналогично дела обстоят с базами криосечений срезов замороженных тел, которые выполняются с интервалом в несколько миллиметров и могут, при правильном позиционировании и обобщении информации позволить создать точнейшие медицинские "карты", с разрешением до отдельных клеток.
Развлечения. Банально говорить о перспективах трехмерного Интернет в сфере развлечение. Ярким примером популярности трехмерного отображения виртуальной действительности может служить распространенность 3D в современных компьютерных играх.
Бизнес и сервис. В данной области 3D Web видится в первую очередь как средство работы с уже имеющимися клиентами. Например, наличие программной базы реализации трехмерных инструкций позволит сервисным центрам без выезда специалиста давать дельные советы работникам и производить ремонт, таким образом, их силами - то есть, удаленно. Создание в свою очередь мультипользовательских трехмерных систем визуализации еще больше упрочит позиции онлайновых ремонтных сервисов или виртуальных конструкторских бюро.
Все же перейдем к конкретным примерам реализаций (и способов реализаций) трехмерных виртуальных страниц.
ParallelGraphics
Компания ParallelGraphics, уже очень давно специализирующаяся в области создания 3D Интернет-технологий, недавно объявила о выпуске новых программных средств для разработки 3D приложений - Internet Scene Assembler 1.0, Internet Character Animator 1.0, Cortona SDK 1.0 и VrmlPad 1.0. Как сообщается, этот новый инструментарий позволяет значительно упростить процесс создания интерактивного и динамичного 3D контента для Web. Стремительное развитие электронного бизнеса, в том числе и электронной коммерции, привело к повышению интереса к 3D в Интернете. До недавнего времени подобные технологий не могли получить широкого распространения из-за отсутствия простого и удобного инструментария. Компания ParallelGraphics считает, что ее 3D инструменты, доступные самому широкому кругу пользователей, способны коренным образом изменить состояние рынка 3D. Теперь разработчикам стал доступен полный набор инструментов для создания 3D-приложений для Web или интегрирования 3D в приложения, созданные с помощью C++, Visual Basic, PowerPoint, Access и пр. Разработанный инструментарий обеспечивает визуальную поддержку на всех этапах создания 3D-сцен. Internet Scene Assembler и Internet Character Animator дают возможность пользователям, не обладающим профессиональными навыками в программировании, самостоятельно создавать 3D-проекты для Web: сложные динамичные и интерактивные 3D сцены, модели, виртуальные миры и бизнес-презентации. По заявлению ParallelGraphics, уровень создаваемых 3D-приложений не уступает по сложности разработкам, реализованным в 3D Studio Max или Cosmo Worlds. ISA и ICA открывают широкие возможности в области 3D-технологий как разработчикам корпоративных Web-сайтов, так и создателям персональных Web-страниц.
При помощи этих инструментов можно легко создавать:
Трехмерные виртуальные пособия для дистанционного обучения или поддержки удаленных клиентов;
Трехмерные интерактивные презентации товаров для электронных магазинов и выставок;
Виртуальные презентации компаний и многое другое.
Новая версия VRML-клиента Cortona 2.1 позволяет сделать процесс установки различных компонент VRML-клиента незаметным для пользователя. Когда пользователь впервые открывает страницу с VRML-сценой, ядро размером в 500 Кбайт устанавливается автоматически. Дополнительные компоненты подгружаются и устанавливаются по мере необходимости. Как сообщается, благодаря новому методу установки Cortona VRML-клиента, проблем с просмотром 3D-контента не возникнет даже у пользователей с коммутируемым доступом к Интернету. Размер этой программы - всего лишь 1,8 Мбайт, и, по заявлению ParallelGraphics, она является самым быстрым VRML-клиентом в мире.
Cybelius Software
Американская компания-разработчик программного обеспечения для трехмерной графики Cybelius Software представляет платформу Conductor i3Di, позволяющей предоставить пользователям возможность просматривать и модифицировать 3D-модели по сети. Это - яркий пример реализации модели для создания виртуальных конструкторских бюро и сервисных центров.
В отличие от многих продуктов других поставщиков программных решений в сфере 3D, Conductor i3Di представляет собой базу данных, работающую на стороне сервера. Приложение способно "на лету" динамически прорисовывать запрашиваемый контент, пользуясь собственной библиотекой, импортировать его в html-файл и передавать в web-браузер клиента. Как заявил директор по развитию бизнеса Cybelius Джим Коннелли (Jim Connelley), компания рассчитывает на большой спрос со стороны производителей автомобилей, поставщиков медицинского оборудования и компаний-продавцов бытовой электроники. Ранее клиентами компании были Nokia и министерство обороны Финляндии.
Caligari Corporation
Компания Caligari Corporation, работающая в области 3D-технологий, представляет свой оригинальный продукт iSpace, позволяющий создавать трехмерные сайты даже неопытному пользователю, и просматривать их в существующих браузерах. Сейчас, кроме широких возможностей трехмерного моделирования, в пакет iSpace встроена поддержка ПО Macromedia Flash, а также произведена оптимизация компрессии файлов JPEG.
ПО iSpace - это набор для создания 3D web-графики и анимации, который позволяет пользователям создавать сайты на основе HTML с 3D, при этом на сайт разработчик может поместить все 3D-функции, используя всего лишь функцию копирования с помощью перетаскивания (drag-and-drop). Само написание HTML-кода при этом не требуется. Файл в формате HTML, полученный в iSpace, может быть легко отредактирован с помощью любого HTML-редактора. Программа включает в себя множество стилей и шаблонов, которые могут быть легко настроены "под себя", а также панель библиотек с набором 3D-кнопок, границ, заливок, текста, материалов, объектов и анимации, причем все эти удовольствия, как и говорилось выше, могут быть перенесены с помощью мыши на создаваемую Web-страницу. Кроме того, дизайнеры могут импортировать и редактировать 3D-объекты из других пакетов 3D-графики, например, trueSpace.
iSpace поддерживает анимацию по ключевым кадрам и алгоритмическую анимацию. В новую версию программного пакета уже добавлены компоненты для поддержки Flash, что позволяет создавать сайты на основе наиболее прогрессивных технологий виртуальной визуализации. Эффективность сжатия JPEG-файлов увеличена в iSpace 1.5 на 30%.
Отрадно, что цены на весь набор ПО не высокие. Так, цена за отдельную версию продукта, включая основной пакет iSpace и базовые библиотеки 3D объектов, составит $99 с 30-дневной технической поддержкой. Дополнительные компоненты, как, например поддержка Flash или дополнительных библиотеки, будут продаваться отдельно. На данный момент пакет iSpace является наибольшим претендентом на широкое распространение, так как сочетает в себе все возможности 3D-визуализации с отсутствием необходимости загрузки дополнительного набора программного обеспечения. Сайт, сделанный в iSpace, может быть просмотрен на любом из существующих браузеров.
Macromedia
Средства разработки для создания интерактивного, мультимедийного и трехмерного наполнения для Web компании Macromedia курирует Intel. Macromedia Director 8.5 Shockwave Studio располагает поддержкой трехмерных объектов. В популярности нового формата сомневаться не приходиться, так как предыдущие версии Macromedia Flash являются на сегодня индустриальным стандартом де-факто в области создания сложных анимационных сцен.
Содружество с компанией Intel принесло Macromedia Director 8.5 Shockwave Studio поддержку скелетной анимации и анимации по ключевым кадрам, моделирование частиц, специальный не фотореалистичный рендеринг (стилизация под рисованное изображение), детектор коллизий, а также соблюдение законов физики на уровне проектного движка. Особенно, в свете узких полос пропускания большинства существующих пользовательских каналов связи, стоит отметить поддержку динамического количества полигонов. Аналогичные алгоритмы поддерживаются и конкурентными форматами визуализации, но отличительная и, необходимо отметить, прогрессивная особенность формата Macromedia заключается в реализации так называемой обратной версии этого алгоритма. Это позволяет существенно уменьшить количество загружаемых данных, ведь в любой реалистичной сцене присутствует множество кривых и сложных поверхностей, которые требуют при своем описании задания большого количества координат и характеризующих данных. Методика Subdiv позволяет решить проблему переизбытка данных, так как плеер, проигрывающий сцены, самостоятельно увеличивает количество полигонов там, где по мнению алгоритма их мало. Это позволяет создавать гладкие, реалистичные поверхности даже при минимуме заданных исходных параметров. С другой стороны, повышаются требования к вычислительным мощностям компьютера, однако это скорее положительная черта для маркетинга компании, создающей процессоры, которые "ускоряют Интернет".
В качестве скриптового языка Shockwave3D использует Lingo. В данный момент разработчиками ведутся переговоры с создателями пакетов профессиональной трехмерной визуализации Alias|Wavefront, Discreet, NxViev и другими о поддержке экспорта объектов из их программных продуктов в редактор Macromedia Director.
Viewpoint (ранее - Metastream)
Разработки компании Viewpoint в области создания программной базы для 3D Internet наиболее знамениты. Этому способствует и популярность ранее созданных ей профессиональных пакетов Bryce и Poser. Два года назад ее руководством был принят курс на создание 3D-технологий специально для электронной коммерции. На практике за прошедшее время имеющиеся программные продукты, разрабатываемые компанией, обросли таким числом новых функций, что могут помочь организовать не одно направление электронного бизнеса. Viewpoint также выделила существенные ресурсы на развитие интеграции и дальнейшего развития технологий: сжатия видео, QTVR, iPix, и XML. Электронные развлечения теперь могут быть созданы на основе программных компонент с поддержкой Macromedia Flash или ZoomView. Последняя является ярким примером реализации MIP-текстурирования в двумерной графике. Технология подобна тайловой архитектуре, так как изображение разбивается на области, в каждый момент времени загружается только те из них, что необходимы на данном уровне детализации. Однако при увеличении картинки подгружаются и недостающие звенья сцены.
Другая технологическая новинка, разработанная Viewpoint и интегрированная ей в свои продукты - HyperView. Эта технология позволяет создать на XML объекты, выходящие за пределы окна отображения. Так, объект отображения может свободно выйти за рамки браузера и "пройтись" по рабочему столу Windows или тексту какого-нибудь редактора. Таким образом, HyperView представляет собой перспективнейший рекламный инструмент, ведь заинтересованный баннером пользователь может попасть мгновенно в мир рекламируемого, точнее рекламируемое может виртуально оказаться на его рабочем столе.
Особенно перспективной с точки зрения визуализации в продуктах компании Viewpoint является медицинская реклама. Фармацевтические специалисты также падки на красочные иллюстрации и перспективы - детальное разъяснение воздействия того или иного медикамента на человеческий организм дает препарату преимущество получить должное внимание к себе. Именно в качестве рекламного инструмента на данный момент позиционируется трехмерный Интернет компанией Viewpoint - как первая ступень к широкому распространению.
Уже сегодня разработчиками предлагаются унифицированные формы-шаблоны для медицинской рекламы. Имеются следующие модули: заготовленные образцы процедур и лекарств, подробности устройства с изменяемой перспективой (3D ZoomView), интерактивная сборка/разборка, визуальное отображение состояния пациента, мощный механизм сравнения лекарств, а также трехмерные схемы приема лекарств и использования препаратов.
Высокая перспективность разработок компании подтверждена именами компаний, являющимися ее клиентами. Среди последних: Christian Dior, Dell, Alpha Romeo, Volvo, HP, Nike и даже Playboy. С другой стороны, финансовая деятельность компании наводит на смутные размышления о перспективности 3D Internet. Не смотря на рост доходов (4,5 млн. долл. за первый квартал 2002 года против 2,8 млн. долл. за тот же квартал прошлого) компания является убыточной (2 млн. убытков у основных инвесторов).
Brilliant Digital Entertainment
То, что Macromedia и Intel лишь пытаются реализовать в своем продукте, уже имеется в b3d Studio 2.5 - пакете подготовки трехмерной графики Brilliant Digital Entertainment. Изюминка ПО b3d Studio 2.5 - поддержка форматов 3ds max и Maya.
В качестве исполняющей код части пользователям предлагается загрузить 3D-плеер b3d Project, который благодаря широкому по возможностям формату поддерживает мощный арсенал средств синхронизации, установки триггеров, а также модули импорта аудио и видео.
Изюминка пакета - реализация технологии движения губ гуманоидных моделей с реальной speech-системой. Принцип создания страниц в формате компании Brilliant Digital Entertainment - стандартный и предполагает размещение Flash-подобных объектов по стандартной HTML-странице. Показательным является пример распространения формата. Любому Web-дизайнеру предлагается разместить на его странице занимательные трехмерные ролики в соответствующем формате совершенно бесплатно. Таким образом, идет ознакомление с форматом не только дизайнеров, но и пользователей, которым при загрузке страницы, имеющей рекламный ролик, будет предложено загрузить проигрыватель для него.
2сe
Компания 2сe предлагает целый набор программ для создания трехмерных страниц. Подход компании кажется в меру революционным, так как хотя и не требует собственный браузер, однако вряд ли нетребователен к формату Web-страниц. Концепция браузера CubicEye заключается в осуществлении просмотра страниц на гранях куба, который, собственно, и представляет собой web-браузер. Рабочее пространство браузера состоит из шести граней, на каждой из которых может быть загружена Web-страница. Каждая грань куба, в свою очередь, может быть расширена до новой кубической комнаты. Пользователь без особых усилий может передвигаться из одной комнаты в другую с помощью несложной системы навигации. Одновременно может быть загружено до 725 web-страниц для параллельного просмотра. Ссылки на каждой грани куба являются активными, за счет чего можно работать со всеми страницами одновременно. Страницу, находящуюся напротив наблюдателя, можно увеличить или приблизить. Всего предусмотрено пять уровней увеличения: каждый раз на четверть размера. Выбор загружаемой страницы происходит с помощью выбора грани куба на панели обозревателя. Таким образом, могут быть закружены как классические HTML-страницы, так и созданные специально трехмерные комнаты под нужды CubicEye.
В качестве среды разработки предлагаются следующие продукты. CubicEye Web Builder - ПО, позволяющее оптимизировать Web-страницы сайтов для их просмотра в CubicEye. Трехмерные изображения по понятным причинам грузятся в любом формате довольно долго, тогда как их проекции не требуют долгих загрузок. С помощью CubicEye можно одновременно загрузить несколько изображений одного и того же предмета, только под разными углами просмотра в разных окнах, каждое из которых будет доступно в любой момент.
CubicEye App Builder - среда разработки, позволяющая оптимизировать любые приложения для их отображения в кубическом виде. Это может быть любой офисный или графический пакет, который сможет реализовать функции, доступные ранее только пользователям нескольких мониторов. Основная проблема существующей версии браузера CubicEye является поддержка только 16-битного цвета и достаточно высокие системные ресурсы, которые становятся еще более высокими при введении на web-страницу flash-анимации.
Pulse3D
Компания Pulse начиналась много лет назад как разработчик для индустрии развлечений. Первоначально ей создавались компьютерные игры, но со временем Pulse переориентировалась на игровую 3D Web индустрию, где успешно применила свой опыт создания игр.
Опыт создания игр и глубокие знания 3D позволяют Pulse на данный момент доминировать на Web рынке 3D развлечений. С инвестициями от компаний Discreet и Entertaindom в размере 30 млн. долларов это преобладание, вероятно, только окрепнет. Однако компания не стоит на месте, и уже сейчас работает над несколькими проектами для электронной торговли. Новое программное обеспечение Pulse Creator улучшило экспортные возможности и технологии автоматизации, разработанные для уменьшения сложности создания и содержания Web-ресурсов. В данный момент Pulse обслуживает более 100 развлекательных сайтов. Уже сейчас имеется поддержка QuickTime и RealPlayer, что может еще больше упрочить позиции компании.
О бедном VRML замолвите слово
Новая спецификация VRML, изданная консорциумом Web3D, "пришлась по вкусу" двум компаниям: blaxxun и Shout3D. Так как новая спецификация предполагает модульную структуру, поддерживающую, в том числе и старые компоненты визуализации, схема проигрывателя VRML не требует никаких надстроек к программе браузинга или подключения plug-in. Механизм визуализации реализован как набор Java-модулей, которые автоматически загружаются на клиентский ПК вместе с проигрываемой сценой. Форму и комплектацию модуля определяет создатель сцены с помощью инструментов среды разработки. К сожалению, обе указанные компании в своих продуктах не полностью реализовали соответствие спецификациям Web3D для Extensible 3D (X3D), однако в обоих форматах имеется возможность дописать собственный скрипт и подключить его к общему набору эффектов визуализации.
Компания Sun в своих разработках трехмерных средств для Интернет отталкивается от хорошо известного многим программистам Java. Java3D - это графооринтированное расширение для одноименного языка. Так как в концепцию построения схем на Java3D заложена идея связанных объектов, его можно смело считать развитием VRML. С другой стороны, "логика объектных связей", которая требуется в Java3D, создает эффект снежного кома, который впоследствии может серьезно тормозить работу даже простых сцен. Лишние (не отображаемые) элементы все равно будут подгружаться, и обсчитываться, снижая общий КПД вычислений.
Успех - в консолидации усилий
Как отмечалось в начале этой статьи, растущая мощь настольных ПК и расширение Интернет-каналов стимулирует интерес индустрии к обсуждаемой теме. Однако с другой стороны, перспективы большого прорыва трехмерной визуализации в Интернет - сумрачны, так как существует серьезная проблема совместимости форматов. Для того, чтобы 3D Internet стал повседневностью, мало понятия индустрии о его необходимости. В данном случае требуется возврат к первоначальному этапу формирования единого стандарта централизованно, на виду у всей ИТ-отрасли. Не стоит думать, что в настоящее время подход, не увенчавшийся успехом ранее, будет вновь обречен на неудачу. В 1997 году не было ни соответствующей аппаратной базы, ни должного программного обеспечения, что и во многом привело к краху надежд. Обзор технологий, приведенный выше, показывает, что сегодня выбор имеется, причем некоторые стандарты достаточно интересны и перспективны.
Свой вклад в развитие трехмерной визуализации в Интернет может внести CAD 3-D Working Group в числе организаторов которого находятся компании, являющиеся своеобразными векторами индустрии - Intel и Microsoft.
Особого внимания заслуживают стандарты, не требующие новой программной базы для реализации своих эффектов. Стоит отметить подход компании 2сe как популяризирующий идеи 3D Internet, при этом не предполагая концептуальных нововведений.
Однако основной причиной малого распространения трехмерной виртуальной визуализации может стать её дороговизна. По настоящему интересные и качественные разработки для той же электронной торговли сегодня могут себе позволить лишь очень богатые компании (вспомните список клиентов Viewpoint). В самом деле, разработать трехмерный мир не так просто, как создать рекламный баннер в Adobe Photoshop, поэтому потребуется некоторое время на подготовку критического числа специалистов, способных широко применять свои знания по 3D-моделированию в Интернет. Неплохим подспорьем в решении этого вопроса может стать продвигаемая многими создателями Интернет 3D-форматов концепция организации целых виртуальных миров, где пользователи программируют и себя в этих мирах, и, собственно, миры. Ярким примером являются
www.activeworlds.com (которая предполагает собственный набор инструментов создания трехмерных активных образов),
www.wildtangent.com (представляющий собой мультипользовательскую систему проектирования) и
www.flatland.com (пример массового движения идейных Web3D мастеров).