Интервью с Flashback (женская команда по Counter-Strike)

"Война - не женское дело..."
(Мужчины)


Вступление


На страницах нашего сайта тема киберспорта (и дисциплины Counter-Strike - в частности) уже поднималась. Достаточно вспомнить материал "Кибер-спорт. Интервью с Virtus.pro - лучшей командой России по Counter-Strike". Однако время не стоит на месте, появляются новые дисциплины, в которых состязаются участники кибер-соревнований, появляются и новые команды. В том числе - женские... Если чемпионат по The Sims между представительницами прекрасного пола не вызывает особых вопросов, то вот что касается Counter-Strike... Что это - блажь, попытка самоутвердиться, желание заработать деньги или реальный интерес? Кто эти девушки? Возможно, это те отчаянные сорви-головы, которые не доиграли вместе с мальчишками в "войнушку" во дворе? Вопросов возникает очень много, и ответы на них постарается дать наш свежий материал по данной теме...

Анкеты игроков


Вначале познакомимся с коллективом Flashback лично...


Pachella


Никнейм: pachella

Имя, фамилия: Ольга Пак

Возраст: 22

Место рождения: г. Новосибирск

Работаю/учусь: работаю в компании Game Factory Interactive

Сколько лет играю в компьютерные игры: 4 года

Любимые игры помимо Counter Strike: Street Racing Syndicate, Splinter Cell: Chaos Theory, Act of War, Warhammer 40000: Dawn of War, The Punisher, Warcraft III, Сапер, Пасьянс Косынка, Покер =)

Любимое оружие в Counter Strike: Magnum Sniper Rifle (AWP), Night Hawk. 50c (Desert Eagle), CV-47 (AK44)

Любимая карта в Counter Strike: de_nuke, de_dust2, de_train, de_cbble, de_clanmill, de_inferno (В порядке убывания)

Фраза, характеризующая моё поведение в игре Counter Strike: У меня десять глаз и десять рук.

Заветная мечта: Если не отходить далеко от темы, то я мечтаю выиграть ESWC, WCG, ECG да и вообще всё и вся, - не просто мечтаю, я стремлюсь к этому всеми силами. Мечтаю поднять женский киберспорт на уровень мужского. Мечтаю, в конечном счете, мирно, тихо, спокойно, без лишних слез уйти из киберспорта и заняться своей личной жизнью. А еще я мечтаю открыть свой бизнес. Мечтаю обеспечить родителям достойную жизнь, помочь сестре переехать в Турцию учиться, братику младшему - купить спортзал, старшему - университет, племяшке и её маме - огромный дом на побережье...


Svetaska


Никнейм: Svetaska

Имя, фамилия: Светлана Алексеева

Возраст: 22

Место рождения: г. Иваново

Работаю/учусь: работаю в компании Game Factory Interactive

Сколько лет играю в компьютерные игры: 4 года

Любимые игры помимо Counter Strike: Сапер, Syberia, NFS, Medal of Honor, Diablo 2, Heroes of Might and Magic III, Fallout 2, Fallout Tactics, LineAge II, Warcraft, World of Warcraft.

Любимое оружие в Counter Strike: Magnum Sniper Rifle (AWP) & AK 47

Любимая карта в Counter Strike: de_nuke

Фраза, характеризующая моё поведение в игре Counter Strike: Убиваю все, что шевелится. Что не шевелится - шевелю и убиваю!

Заветная мечта: Мечтаю купить необитаемый остров где-нибудь в теплых морях и приезжать на него в отпуск - желательно на все 3 зимних месяца! Мечтаю, чтобы женский киберспорт развивался не хуже мужского, был на одном с ним уровне (можно и выше). Мечтаю, чтобы наша команда нашла наконец-таки спонсора и смогла выезжать на зарубежные чемпионаты. Мечтаю, чтобы наша команда стала женским составом Virtus.pro :) Остальное все зависит только от нас самих! Та же победа на ESWC и других чемпионатах она более чем реальна! Да и все остальное тоже! Главное, верить в себя и своих подруг по оружию - и все у нас получиться! И тренироваться, тренироваться, тренироваться...


Dreamma


Никнейм: dreamma

Имя, фамилия: Евгения Лавренко

Возраст: 17

Место рождения: г. Москва

Работаю/учусь: в данный момент учусь в средней школе 549 в 11-ом классе, уже поступила в Московскую Академию Экономики и Права

Сколько лет играю в компьютерные игры: 3,5 года

Любимые игры помимо Counter Strike: Heroes of Might and Magic, Black&White

Любимое оружие в Counter Strike: Night Hawk. 50c (Desert Eagle), CV-47 (AK44), usp :)

Любимая карта в Counter Strike: de_nuke, de_dust2, de_inferno, de_cbble

Фраза, характеризующая моё поведение в игре Counter Strike: Иногда я сама удивляюсь тому, как я играю :)

Заветная мечта: Я хочу мира во всем мире :) А также мечтаю, что наша команда станет лучшей женской командой, и надеюсь, что мы скоро сможем это сделать...


S1mona


Никнейм: S1mona

Имя, фамилия: Алена Фильчагина

Возраст: 18

Место рождения: г. Москва

Работаю/учусь: И работаю и учусь :)

Сколько лет играю в компьютерные игры: 2 года

Любимые игры помимо Counter Strike: Ultima Online , Черный ящик :)

Любимое оружие в Counter Strike: desert eagle :)

Любимая карта в Counter Strike: de_nuke

Фраза, характеризующая моё поведение в игре Counter Strike: lol !!!

Заветная мечта: Я не мечтаю, я стараюсь просто добиваться своих целей.


Venema


Никнейм: Venema

Имя, фамилия: Анна Савватеева

Возраст: 19

Место рождения: г. Калининград

Работаю/учусь: Государственный Университет Высшая Школа Экономики, факультет Мировая экономика, 2 курс, бюджет

Сколько лет играю в компьютерные игры: 2 года

Любимые игры помимо Counter Strike: Пасьянс Косынка, The Sims

Любимое оружие в Counter Strike: Usp, Desert Eagle, Colt, AK-47

Любимая карта в Counter Strike: de_train

Фраза, характеризующая моё поведение в игре Counter Strike: Сейчас кому-то сильно достанется!

Заветная мечта: В первую очередь - чтобы всегда было всё лучше всех во всём, для этого я делаю очень много усилий! Доказать, что Россия лучшая на мировой арене в киберспорте! Жить в Швеции или в Германии и туда перетащить маму с папой. Любить и быть любимой. Пожалуй, это всё...

Интервью





Алексей Перевертайлов: Первый вопрос - как вас именовать?

Ольга Пак: Наша команда называется Flashback, название пошло от наименования игрового клуба - спонсора нашей игровой базы. Собственно говоря, мы ничего не придумывали, просто приняли название и всё. Вообще, Flashback - это "вспышка воспоминаний"... Раньше мы не задумывались над тем, что означает это слово.


Алексей Перевертайлов: Ещё "флэшкой" называют одну из гранат в Counter-Strike :)... Кому в голову пришла идея создания команды.

Ольга Пак: Решение о создании команды приняла я, сидя в холодном городе Новосибирске. Просматривала страницы в Интернет и нашла пару девчонок, которые играют в Counter-Strike. Я знала о предстоящем турнире (тогда у нас был турнир ASUS Winter Cup 2004, на котором я решила сыграть). До этого я съездила в Москву на WCG 2003, мне понравилось, и я решила вернуться. Нужен был веский повод... Команда, в которой я играла, меня выгнала - точнее, сделала меня шестым игроком (запасным). И я нашла в Интернет четырёх девушек, договорилась, что мы встретимся с ними в Москве. Мы встретились и просто, не тренируясь, сыграли на этом турнире...


Алексей Перевертайлов: Ты говоришь, что тебя какая-то команда уже выгнала. Получается, ты уже где-то играла?

Ольга Пак: Да, до переезда в столицу я играла в двух командах. Одна из них была создана женскими усилиями, а вторая - была и по сей день остаётся профессиональной. Первая команда называлась N.A., там играли две девушки. Я была не первой леди, которая приняла и поняла все прелести игры в "контру". Настоящей "матерью" можно по праву назвать Ким Ксюшу - она действительно профессионально играла и являлась первым игроком-девушкой во всем сибирском регионе. Так вышло, что я решила приложить все усилия, чтобы обойти её по всем параметрам, что, собственно говоря, и сделала. Наша команда, состоящая из трех парней и двух девушек, просуществовала относительно недолго. За это время мы смогли стать Top 3 по сибирскому округу - неплохой результат, не правда ли? А вторая команда - fITe ("From sIberia wiTh lovE"), которой я усиленно помогала, и в итоге стала играть в основном составе. Мы ездили на разные турниры в разные города, пока я вновь не стала шестым игроком. Самое приятное, что я попала в первую свою команду на самом старте своей игровой карьеры, примерно через месяц после того, как увлеклась Counter-Strike. Это очень помогло моему росту, повышению уровня моей игры и осознанию всего того, что происходит в данной сфере.


Алексей Перевертайлов: Текущий состав Flashback определился сразу и остаётся неизменным? Или всё-таки были какие-то ротации в команде?

Светлана Алексеева: Изначально лично меня не было в составе, там играло пять девушек, но одна из них в итоге ушла (это было летом 2004 года). По стечению обстоятельств вместо этой девушки взяли меня.

Ольга Пак: Изначально команда (это была ещё SuRpriSe) собралась в таком составе: я, Dreamma (самая первая девушка с которой я познакомилась в онлайне и приметила, как хорошего игрока), Графика, Гю и Фрэш. Мы собрались впервые на ASUS Winter Cup и выиграли показательный матч с одной популярной и на тот момент единственной женской командой. После этого нам пришлось расстаться с Фрэш, вместо неё мы взяли S1mon'у, которая играет и по сей день. Ну и впоследствии ушли ещё два игрока, вместо которых появились Venema и Svetaska. Итого от самого начального состава осталось два человека. Я не жалею о потерях - мы играем, растём и развиваемся.

Алексей Перевертайлов: Ссоры бывают в команде?

Ольга Пак: Ссоры есть всегда, в любых коллективах, мы разные, у всех у нас разные характеры. Я написала одну историю про пейнтбол, скоро, наверное, опубликую. До игры в пейнтбол у нас были сложные отношения. Как обычно бывает - сначала всё было хорошо, но потом отношения достигают апогея и начинает всё скатываться вниз - общение портится, и никто не понимает, почему. Начинают люди дёргаться, появляются какие-то крики. Мы перестали сдерживать себя, потеряли уважение друг к другу. Но потом мы сыграли в пейнтбол, вживую прикрывали друг друга, действительно переживали - это было потрясение и лёгкий шок для нас. Мы играли против мужских команд. У нас вообще судьба - играть против мужских команд, видимо. Мы даже как-то выиграли одну игру, у нас были слёзы, эмоции, крики радости, объятия. Это было так интересно - играть в реальной жизни, с оружием, с настоящими повреждениями - синяки-то были...

Светлана Алексеева: Да уж, потом около месяца ушибы сходили...

Ольга Пак: ...И после этого мы поняли, как мы важны друг для друга, как мы друг другу дороги. И отношения кардинально поменялись. Мы договорились не то, чтобы не ссориться, но не повышать голос, не грубить друг другу. И с этого момента у нас всё красиво пошло, гладко. Все радовались, и именно на этой волне мы выиграли последний женский турнир. Но даже когда мы проигрываем - ничего уже не меняется в худшую сторону...


Алексей Перевертайлов: Какова ситуация с представительницами слабого пола в Counter-Strike и в других дисциплинах на различных турнирах? Когда начали появляться женские команды и отдельные игроки, в каком количестве они сейчас представлены?

Ольга Пак: Об этом нам лучше расскажет Venema...

Анна Савватеева: Сама я играю недавно, но была знакома с девушкой, ставшей первой представительницей слабого пола (на территории стран СНГ) в команде по Counter-Strike. Это был 1999 год.

Ольга Пак: Мы ничего не можем сказать про зарубежные женские команды - не следим за ними. В других дисциплинах есть отдельные представительницы. Мы знаем некоторых игроков в Warcraft, правда их имена назвать не можем по ряду причин :). Но в целом, наверное, можно сказать, что женский киберспорт существует уже пять-шесть лет.


Алексей Перевертайлов: Понятно... А миксты есть? Смешанные команды?

Ольга Пак: С появлением играющих девушек появлялись, конечно, и миксты, но устоявшихся профессиональных команд, зарекомендовавших себя на высоком уровне - наверное, нет. Многие из нас играли иногда в мужских командах.


Алексей Перевертайлов: То есть в турнирах смешанные команды не практикуются?

Ольга Пак: По крайней мере, я таких не видела. Возможно, есть какие-то временные команды, некоторые из которых находятся в регионах.

Светлана Алексеева: Я играла в регионе за мужскую команду, и вторым составом мы занимали второе место на территории всего юга России. Первое место занимала команда нашего основного состава.

Ольга Пак: ...Я просто хочу сказать, что со временем такие миксты распадаются...


Алексей Перевертайлов: Какие турниры приглашают женские команды?

Ольга Пак: В принципе, мы сами ищем такие турниры, точнее, мы сами искали их - до того момента, как выиграли последний турнир. Сейчас нас приглашают на разные женские онлайновые турниры, - сейчас это стало модно. Второй турнир такого плана мы не так давно выиграли...

Анна Савватеева: ...Точнее, первый онлайн турнир пропустили, два следующих выиграли и один "два на два" зарулили. В онлайн матче "два на два" играли Оля и Света. Что касается LAN-турниров, то мы выиграли второй женский чемпионат, заняли второе место на первых отборочных во Францию, множество показательных матчей сыграли и выиграли соответственно.


Алексей Перевертайлов: А сколько команд собирается на онлайн турниры?

Анна Савватеева: Шестнадцать в среднем.

Ольга Пак: Это международный турнир - там и шведки, и болгарки...

Алексей Перевертайлов: А на различных мировых турнирах вроде ESWC есть дисциплины для женских команд?

Ольга Пак: Да. В июне проходит российская женская квалификация по ESWC. Мы надеемся её выиграть и поехать во Францию. На многие турниры, кстати, нас приглашают в качестве почётных участников - как украшение мероприятия. Конечно, мы участвуем в основной сетке, но, естественно, не можем пройти дальше - играем-то мы против мужских команд. Иногда приглашают на средненькие турниры, ну, а на плохие мы уже не ездим. Постоянно играем показательные матчи. Недавно компания Ultra Computers предложила сыграть показательный матч на их турнире Ultra Cup, но мы отказались...


Алексей Перевертайлов: Каков максимальный возраст участниц женских турниров?

Светлана Алексеева: О, могу сказать, я знаю - 27 лет...

Анна Савватеева: Да, в России обычно - до 30 лет, а за рубежом есть и 35-летние женщины - люди, добившиеся в жизни стабильности.

Ольга Пак: Из киберспорта сложно уйти. Немного есть людей, которые окончательно и бесповоротно ушли из киберспорта. В России таких практически нет - из тех, которые реально чего-то добивались, а потом хотели уйти. Они не уходят окончательно, это остаётся у них как хобби, они следят за новостями, они постоянно с нами. Ребята, вам привет! ;)

Алексей Перевертайлов: Сколько времени уделяете тренировкам? Сколько раз в неделю тренируетесь?


Ольга Пак: Мы все работаем или учимся, сложно выкраивать время, но по три тренировки в неделю проводим стабильно.

Светлана Алексеева: Иногда тренируемся часов по шесть в день...

Ольга Пак: В клубе мы стараемся проводить три тренировки в неделю, ну и иногда после работы играем по Интернет - бывает, иногда до часу-двух ночи.


Алексей Перевертайлов: Какие титулы и достижения у команды уже есть?

Светлана Алексеева: У нас первое место на втором Открытом женском чемпионате России по Counter-Strike и первое место на предпоследнем онлайновом кубке Sister United.

Анна Савватеева: Также мы вице-чемпионы России отборочных ESWC по России.


Алексей Перевертайлов: А кто выиграл ESWC по России?

Ольга Пак: В 2004 году ESWC по России выиграла команда Pro.Girls из Екатеринбурга - это очень старая команда, она существует уже более трёх лет, девочки играют вместе давно, и коллектив не распадается - возможно, потому что в Екатеринбурге меньше игроков слабого пола и в случае чего - замену подыскать сложно. Правда, они вместе - очень хорошие девчонки, тут нечего сказать :). Они выиграли первый Открытый женский чемпионат России по Counter-Strike, а на втором (который выиграли мы) выступили плохо - я не знаю, что с ними случилось - они даже не вошли в тройку, по-моему, у них какая-то замена в составе была...


Алексей Перевертайлов: А в России какие ещё есть женские команды по Counter-Strike, навскидку вспомните?

Ольга Пак: Судя по последнему турниру - зарегистрировалось штук десять...

Светлана Алексеева: ...Я ещё могу сразу сказать про пяток незарегистрированных :)

Ольга Пак: Навскидку сразу могу добавить ещё и про женские команды Томска, Новосибирска (целых две) и Красноярска. Итого навскидку - около двадцати команд. Думаю, нет ни одной страны, где есть столько женских команд по Counter-Strike.


Алексей Перевертайлов: И все они возникли буквально недавно?

Ольга Пак: Да, можно сказать, "волна пошла"... Бывают случаи, когда молодые люди берут своих девушек, приводят в клуб и заставляют играть в Counter-Strike :). Так что посуду в доме моют только бабушки, а девушки у нас теперь все играют :).


Алексей Перевертайлов: Что касается менеджмента... Всё это хобби или работа? Покрываются ли расходы?

Ольга Пак: Ну так можно вспомнить Virtus.pro. У них был спонсор, своя база, зарплата у игроков, поездки оплачивались...

Алексей Перевертайлов: То есть зарабатывать на призовых нереально - нужен всё-таки спонсор?

Ольга Пак: Конечно, нужен спонсор, причём такой, которому будет действительно интересно получать ту долю рекламы, которую может принести команда. А наша команда может предложить только это (рекламу спонсора).

Анна Савватеева: Киберспорт требует множества тренировок и турниров чтобы команде находиться в тонусе. Наш спонсор заставляет нас принимать участие в различных турнирах, ездить по разным городам...

Ольга Пак: У нас был менеджер, но со временем я поняла, что большую часть его работы выполняю сама и поняла, что он, в общем-то, не так нужен. Мы "засветились", стали популярными, и к нам стали присоединяться люди. Наш клуб - наш спонсор, но были отдельные личности, которые писали предложения о том, чтобы стать нашими менеджерами. Я понимала, что лишний рот команде не нужен и стала всем заниматься сама, причём довольно успешно. Плюс ко всему со временем пропала необходимость "раскручивать" команду - о нас узнали и предложения начали поступать самостоятельно. Про нас уже снимали фильм, у нас были съёмки на телевидении (Первый канал), так что всё серьёзно. Естественно, так как игровой клуб - наш спонсор, то и его менеджер помогает нам в работе.


Алексей Перевертайлов: Вот вы говорите, что часто играете против мужских команд... Есть ли индивидуальная тактика, присущая конкретному полу? Можно, сев за компьютер и не видя команду оппонента, сыграв с ними в Counter-Strike, определить - мужчины это или женщины?

Ольга Пак: Я могу с определённостью сказать: через некоторое время точно пойму, кто против меня играет - парень или девушка. Несмотря на то, что границы смываются, разница всё-таки есть...


Алексей Перевертайлов: Если границы размываются - не свидетельство ли это того, что существует определённая тактика, ведущая к победе и её необходимо придерживаться, вне зависимости от того, к какому полу принадлежишь?

Ольга Пак: Есть два фактора по которым можно определить. Во-первых, какие-то основные действия - сами движения, ориентация на карте, а во-вторых - стрельба. Хотя девушки сейчас стреляют очень хорошо, и определить их по этому параметру сложно. А вот поведение на карте во время игры выдаёт сразу же. Совершенно другая логика.


Алексей Перевертайлов: Рискну предположить, что женские команды играют осторожнее...

Ольга Пак: Как раз наоборот, и не в этом определяется различие - тут всё зависит скорее от характера человека. Вот буквально вчера попросила во время игры, чтобы Venema обороняла позицию и не лезла на рожон, но она сказала - "у меня свой стиль игры", и полезла :). Но вообще, если вот, к примеру, террористы поставили бомбу, то девушка пойдёт разряжать её по одному маршруту, а парень - по другому, и вот здесь-то можно практически безошибочно угадать пол игрока :).


Алексей Перевертайлов: Есть ли в игре такое понятие как фарт, везение?

Ольга Пак: Фарт у нас в Counter-Strike называется "рандом" (от англ. "random") или "прух". Это настолько частое явление, что мы не можем представить себе, когда его не бывает. Проявляется во всём. Например, выражается в местах респауна (respawn). Попадание в голову противнику - тоже отчасти везение. Секунды не хватило сопернику бомбу деактивировать - тоже везение...


Алексей Перевертайлов: Да, вот коврик мыши может загнуться в момент движения, по клавише не вовремя попал :)...

Все хором: Да, постоянно такое бывает! :)


Алексей Перевертайлов: По уровню организации турниров есть какие-то наблюдения? Были жалобы - на турецком турнире за какие-то несуществующие нарушения наших ребят снимали...

Анна Савватеева: В Москве уровень организации чемпионатов - очень высокий. Но за рубежом профессионализм повыше.


Алексей Перевертайлов: А судейство?

Ольга Пак: Судейство замечательное. Но как бывший представитель региональной команды могу сказать, что в регионах - другое мнение по поводу московских турниров. Бытует убеждение, что очень сильно засуживают региональные команды, и подсуживают московским. Вообще, не знаю турнира, где домашней команде хотя бы чуть-чуть, самую малость, не помогали бы. Что касается турков (это был турецкий WCG), то я совершенно уверена в том, что нашу команду просто обманули, и обманули, таким образом, всю Россию. Я верю команде М19, нашим ребятам, что они ничего предосудительного не делали. Это был распространённый некрасивый способ помощи домашней команде (по итогам дисквалификации дальше шла команда Турции). Правда, есть турниры CPL - на них вообще не заметно подсуживание, его там, наверное и нет вовсе. Московские турниры тоже не тасуют сетку соревнований - руководствуются честной случайной жеребьёвкой.

Светлана Алексеева: За рубежом уровень организации - другой, там турниры - это уже зрелище, шоу.

Ольга Пак: В Москве есть две крупных группы организаторов - ФКС (Федерация Компьютерного Спорта) и НПКЛ (Национальная Профессиональная Киберспортивная Лига). Они стараются делать турниры как можно более честными и максимально сбалансированными - в одну группу все региональные команды не запихивают, пытаются добиться гармонии - чтобы финал получился красивым.


Алексей Перевертайлов: Про размер призовых можете сказать что-нибудь?

Ольга Пак: У нас в России всё очень сложно было с призовыми фондами до последнего времени. С западными турнирами никак не сравнить. В России уровень призовых фондов - на уровне 20.000 долларов (общие призовые всем командам), скажем. Меньше пяти тысяч долларов за первое место в России на крупных турнирах по Counter-Strike обычно не платят. Либо отдают компьютерным "железом", либо деньгами (либо и тем, и другим).


Алексей Перевертайлов: И сколько таких крупных турниров в год бывает?

Ольга Пак: Четыре-пять, но не больше. А мелких - ещё десяточек наберётся.


Алексей Перевертайлов: Игровые амплуа у каждого свои? Есть какие-то функции у каждого из игроков в процессе каждого раунда? Есть подразделения на снайперов и т.д.?

Анна Савватеева: Зависит от обстоятельств...

Светлана Алексеева: У нас есть определённые тактики - кто куда бежит, кто что делает, кто что берёт и куда что кидает. Но чётких установок нет.

Ольга Пак: На самом деле роли в команде есть, их не может не быть. Иначе начнётся хаос и неразбериха. Тем более у девушек, которые всегда готовы рваться в бой. У нас есть тактики, кто с кем работает. Команда разделяется на пары и одного свободно играющего человека. Мы со Светланой играем в паре, и Анна с Женей работают в паре. Алёна с недавнего времени стала работать одна - у неё неплохо получается. Роли простые - в начале раунда всё уже ясно - кто куда бежит и кто что делает. В середине раунда уже начинается импровизация. Есть капитан - он же командир (это я). Если его убивают - руководство переходит к другому (в нашем случае - к Светлане). В каждой паре есть свой координатор, и он переходящий - в зависимости от карты.


Алексей Перевертайлов: Вот бывают ситуации, когда к середине раунда один игрок оказывается против четверых, и умудряется выходить победителем...

Ольга Пак: Это как раз скорее фарт и удача. Но многое зависит от желания победить.

Алена Фильчагина: Но также справедливо то, что удачи не бывает без мастерства.

Ольга Пак: Да, обычно чем лучше ты играешь, тем больше тебе везёт. Иначе говоря - везёт сильнейшему.


Алексей Перевертайлов: Вот вопрос из немного отвлечённой сферы. Есть избитая тема - влияние игр на сознание человека. Вокруг неё сломано много копий, поэтому я не буду обсуждать что и как - мне просто интересно ваше мнение. Вы все - будущие мамы, у вас будут свои дети. С какого возраста будете подпускать их к компьютеру, будете ли жёстко следить за этим?

Ольга Пак: На собственном примере могу сказать, что у нас дома компьютер появился когда мне было 11 лет, и играть в него я стала практически сразу. В то время мы не думали о пагубности влияния игр на психику человека. У меня мама была совершенно не против, она наоборот, рада, что я сейчас занимаюсь киберспортом - результат-то виден. Если мой ребёнок будет тратить время на какую-то игру, и от этого будет какой-то положительный результат, я ему с удовольствием разрешу. Если же он бесцельно будет тратить своё время на компьютерные игры только ради своего удовольствия и в ущерб домашним заданиям, то я запрещу. Вообще, прогресс не стоит на месте - если раньше кричали что от монитора идёт излучение, то сейчас LCD экраны отчасти решают проблему с ухудшением зрения. Я надеюсь, что к тому моменту, как у меня появится ребёнок, технология шагнёт ещё дальше. Правда, в случае увлечения играми появится проблема с общением со сверстниками.

Светлана Алексеева: Мне кажется, что лет с десяти уже можно допускать к компьютеру. Есть разные игрушки - необязательно же "стрелялки" всякие устанавливать. Можно обучающую "игрушку" поставить, чтобы интеллект развивался, навыки, реакция. Ну а в более взрослом возрасте, годам к 14-ти, можно уже позволять проявлять самостоятельность в выборе игр. Вообще я буду спокойна, если буду знать, что мой ребёнок играет в клубе или дома, а не ходит непонятно где и занимается непонятно чем (увлекается наркотиками и алкоголем). Мои родители, когда я начинала играть, относились к этому очень негативно...

Евгения Лавренко: Мне тоже было около десяти лет, когда у нас дома появился компьютер. У меня семья связана с компьютерными технологиями. Брат у меня - программист и занимается web-разработкой. Дома у нас сейчас три компьютера, так что хватает всем. Мама моя положительно относится и даже поощряет - помогает нашей команде иногда. Насчёт своих детей - не знаю, но, конечно, в большом количестве это вредно, однако если ребёнок будет понимать, что он делает, осознавать, а не тупо стучать по клавишам, то я, конечно, буду разрешать ему сидеть за компьютером.

Анна Савватеева: Наш спорт требует большого числа тренировок. Если мой ребёнок будет тупо сидеть и убивать время за компьютером, ничего не делая, то естественно, будет запрет. Но если я увижу, что он профессионально к этому подходит, прикладывая какие-то усилия для прогресса, то да, кончено, я буду разрешать.

Алена Фильчагина: Я не планирую иметь детей. Но если вдруг так получится :), я буду позволять ему делать то, что ему интересно. Если это будут компьютерные игры - пожалуйста. Пусть добивается того, чего хочет. Если ему будет интересно что-то другое - пусть там добивается своих целей. Я не хочу, чтобы он всё время проучился, потом всё время проработал, а потом - умер.


Алексей Перевертайлов: Напоследок можете дать совет начинающим кибер-спортсменам?

Ольга Пак: Я всегда говорю одно и тоже - ребята, если вы не уверены в том, что вы готовы посвящать свободное время данной компьютерной игре, то лучше не начинать. Девчонкам я могу сказать только одно - не надо тратить время на "мясные" серверы, походы в клубы. Надо попроситься в мужскую команду, отыграть в ней годик...

Алена Фильчагина: Не думаю, её могут не взять, если она не будет им нравиться...

Ольга Пак: Да, тогда, это, наверное, тупик :) Ну и наконец хочу сказать спасибо компании "Ф-Центр", которая уделила нам столько внимания!