Блиц-интервью с компанией "Акелла"

Недавно в новостях мы писали об инвестициях Intel Capital и Quadriga Capital Russia в российскую компанию "Акелла". В вторник, 8 ноября, прошла пресс-конференция, посвящённая этому событию, на которой присутствовал, в том числе, Стивен Чейз, президент корпорации Intel в России.


После окончания официальной части нам удалось побеседовать с Дмитрием Архиповым, вице-президентом компании "Акелла". Вот что мы смогли выяснить по горячим следам...

История возникновения компании относится к студенческой поре, когда Дмитрий Архипов с единомышленниками увлекались водными видами спорта - сплавлялись по сибирским рекам. Первым бизнесом и стала именно работа с иностранными туристами, желавшими изведать все прелести сплава по сибирским рекам. И лишь потом возникла идея заниматься компьютерными играми. Сам Дмитрий увлекался ими ещё в эпоху IBM PC XT, так что в данной сфере разбирался неплохо.

У компании "Акелла" как вы, наверняка, уже знаете, имеется два основных направления - разработка компьютерных игр и издательство различных мультимедиа продуктов. Стало известно, что 80% всех доходов компания "Акелла" получает именно со своей издательской деятельности. Нам удалось немного расспросить Дмитрия Архипова о тонкостях работы в этой сфере на российском рынке. Выяснилось, что на самом деле механизмы в чём-то похожи на классический книгоиздательский бизнес. Есть правообладатель, есть лицензирование. Компания "Акелла" выбирает понравившийся западный проект, далее идёт решение вопроса относительно стоимости лицензии, а по подписании контракта происходит локализация игры на наш родной язык. Правда, в книгоиздании всё намного проще - литературное произведение просто переводится, в то время как компьютерная игра - более сложный технический продукт, требующий внедрения переведенного материала в игру, и обязательно - тестирования после локализации.

Когда продукт готов - можно смело выкладывать его на полки и получать свою прибыль, не забывая при этом выплачивать определенный процент, указанный в контракте. Именно такой тип договоренности избирает в большинстве случаев компания "Акелла" - после оплаты аванса за лицензию следуют отчисления с каждой проданной копии игры. При этом со своей стороны наш издатель гарантирует абсолютную честность по количеству проданных дисков.

Что касается конкуренции между российскими издательствами, то она есть, и достаточно жёсткая. За хитовые проекты идёт настоящая битва, и контракт обычно выигрывает тот, кто предлагает западному издателю или разработчику больше денег. Именно поэтому Дмитрий Архипов считает, что на рынке российских издателей в ближайшее время вряд ли появятся новые крупные игроки - ибо накал конкурентной борьбы уже сейчас достаточно высок.

На просьбу прокомментировать ситуацию, когда российская компания "Бука" приобрела за очень большие деньги права на издание Far Cry в России, Дмитрий Архипов сказал, что такие проекты составляют имидж издателя. На резонные сомнения автора этих строк относительно получения прибыли при таком раскладе, был получен ответ, что у компании "Акелла" все издаваемые продукты - прибыльные (именно это является приоритетом), но, конечно, риск оказаться в минусе в рамках какого-либо дорогостоящего проекта всегда есть. При этом имиджевые представители сферы компьютерных игровых программ должны периодически появляться в портфеле каждого уважающего себя издателя. Вообще, в борьбе за самые крупные лицензии и брэндовые проекты, как правило, к финишу переговоров остаются только лидеры рынка, и к этому моменту в борьбу на уровне крупных сумм может вмешаться маркетинговая идеология каждого из соискателей. Многие крупные международные компании за последние годы обратили-таки внимание на российский рынок, стали отправлять специалистов для его изучения, выставлять свои требования исходя из собственного понимания рынка.

На вопрос о количестве и составе команд разработчиков под крышей "Акелла" Дмитрий Архипов сказал, что таких команд - целых четыре, и разработчики не переходят из одной группы в другую, "оседая" в составе конкретной артели. Кроме того "Акелла" активно сотрудничает с внешними студиями разработчиков - инвестирует и продюсирует разработку множества игр, в том числе по лицензиям на кинематографические и литературные сценарии. Так, компания уже долго и успешно работает с лицензиями на игры по произведениям братьев Стругацких. А пару лет назад именно "Акелла" разработала и издала первую российскую игру по хитовой голливудской лицензии "Пираты Карибского моря".

В свете недавних инвестиций со стороны Intel витал в воздухе вопрос о том, какую технологическую помощь осуществляет указанная корпорация компании "Акелла". Дмитрий Архипов поведал нам, что команды разработки давно уже используют различные средства оптимизации от Intel. Что-то при этом покупается, что-то - получается бесплатно в рамках программы поддержки разработчиков. В свете состоявшейся сделки корпорация Intel примерит на себя роль технологического спонсора компании "Акелла", в частности, будет предоставлять свои новые многоядерные процессоры.

Вообще, что касается полученных инвестиций, то в числе направлений их использования "Акелла" в первую очередь указала повышение качества разработки игр, а также открытие двух новых полноценных направлений деятельности: Massive Multiplayer Online-игры и мобильный контент. Первые шаги для развития сетевых игр для массового пользователя "Акелла" сделала еще некоторое время назад. Так, именно эта компания стала издателем в России гигантского сетевого проекта от Sony Online Entertainment - EverQuest II. То есть, российские игроки получат возможность играть в полностью локализованную версию на собственной российской серверной системе. Постройка и организация её - очень трудоемка и дорога, однако, по-видимому, игра стоит свеч. Россия стала шестой страной в мире, получившей подобный контракт на издание EverQuest II.

Что касается рынка мобильных игр и технологий, то Дмитрий Архипов сразу же чётко сформулировал своё видение ситуации: выход на данный рынок - не дань моде, а стратегическое решение, и компания "Акелла" собирается получать в этом сегменте достаточно неплохую прибыль. При этом стало известно, что фирме будет не так сложно осваивать новый для себя вид деятельности - у неё имеются хорошие связи с западными правообладателями, а также налажены неплохие отношения с мобильными провайдерами, распространяющими содержимое вроде игр, мелодий и логотипов на сотовые телефоны. Благодаря таким связям, компания "Акелла" надеется оперативно поставить первые продукты на указанный рынок, гарантируя при этом их высокое качество.

На последний вопрос относительно используемой системы защиты при выпуске CD и DVD с играми, Дмитрий Архипов ответил, что его компания использует только технологии StarForce. Дело в том, что при отличной защите эти технологии также вызывают не так уж много проблем с совместимостью, как им приписывают. Новые версии StarForce становятся всё совершеннее, и проблем с ними становится всё меньше. Что касается такого аспекта защиты авторских прав как судебное преследование "пиратов", то здесь компания "Акелла" (входящая, кстати, в ассоциацию "Русский Щит") может также похвастать своей тактикой преследования любителей поживиться на распространении нелицензионных копий в арбитражном суде, который менее коррумпирован и адекватно защищает правообладателей...

Напоследок Дмитрий Архипов пожелал тем читателям сайта "Ф-Центр", которые играют в онлайновые игры - обратить своё внимание на EverQuest II, распространяемый компанией "Акелла" в России, а всем поклонникам single player проектов - дождаться выхода игры "Корсары III" (который состоится через месяц).

Пожелаем компании "Акелла" успехов в коммерческой деятельности, и надеемся, что её стоимость достигнет-таки 100 миллионов долларов уже через несколько лет, как это спрогнозировал на пресс-конференции Дмитрий Архипов, вице-президент российского издателя и разработчика, привлекшего столь пристальное внимание западных инвесторов...