Защита StarForce. Больная тема

Вступление


С момента нашего интервью с отечественной компанией StarForce прошло уже около года. В последнее время всё активнее привлекается внимание к защите StarForce от несанкционированного копирования: как публикациями в отечественных и западных СМИ, так и обсуждениями в различных форумах. Причём зачастую аргументы в споре "за" и "против" носят яркую эмоциональную окраску, и зачастую не являются корректными, а порой - и вовсе не соответствуют действительности. В частности, хотелось бы процитировать фразу из статьи одного известного русскоязычного сайта:

"Драйвер StarForce весьма настойчиво пытается повторно установить себя после ручного удаления или деинсталляции с помощью утилиты, которую можно найти в Интернете".

На самом деле, драйвер StarForce устанавливается только при работе с защищёнными от копирования играми, поскольку входит в их дистрибутив. В компании StarForce считают, что оригинал статьи (на западном ресурсе) написан предвзятым автором (некий Aaron McKenna). Оригинальный абзац выглядит так:

"StarForce installs a hidden driver onto your machine along with the game itself, without any explicit warnings. This driver is required to play the game and is not uninstalled with the game. It also has a rather disturbing tendency to re-install itself after either manual removal or cleanup using a provided tool that has to be hunted for across the Internet".

Очевидно, что трактовка "re-install itself" абсолютно некорректна. Драйвер после удаления сам себя не переустанавливает, он устанавливается заново при работе с защищённым носителем - в зависимости от настроек, которые выставил разработчик. Переустановка драйвера или подсказывается, или происходит автоматически при запуске (!) защищённого исполняемого модуля конкретного программного продукта. Сам себя драйвер не переустанавливает. Собственно, компания StarForce официально заявила примерно следующее:

"Cофт, защищенный StarForce, не может запускаться без таких драйверов. Если вы удалите драйверы из системы, то они никуда "настойчиво" обратно устанавливаться не будут. Они установятся только после первого запуска защищенного приложения, о чем сообщат пользователю, и попросят перезагрузить компьютер. Кстати у нас есть схема защиты и без драйверов...".

Представители компании StarForce связались с нами для проведения открытого диалога по наболевшим вопросам, и мы предлагаем вашему вниманию нижеследующий материал...

От автора. Сотрудники компании StarForce ни разу не были замечены мною в лживости. Да, я заметил, что им неприятно говорить по наболевшим темам - в каждом программном обеспечении, в том числе и программной защите, есть ошибки, недочёты. Именно эти проблемы - поддержка приводов, недочёты в реализации новой версии драйвера защиты и т.п. - и составляют основную массу претензий от конечных пользователей. Достаточно болезненным является вопрос возможности создания резервных копий защищённых программ честными пользователями. Однако данные вопросы, по-моему, следует адресовать издателям и разработчикам конкретного программного продукта...

Вообще, очень чётко видно, как выделяются требования ряда личностей устроить "облаву" на StarForce - прикрываясь общим недовольством массы пользователей, у которых защита StarForce отрабатывает некорректно. В ряде случаев за такими высказываниями стоят или пираты, которым StarForce мешает выпускать различные NoCD-патчи, или же прямые конкуренты (разработчики модулей программной защиты).

Скажу так - лично я в вопросе со StarForce соблюдаю нейтралитет - и как автор статьи, и как рядовой пользователь. По долгу службы я еженедельно просматриваю десяток дисков от игровых издателей, защищённых StarForce. Проблемы у меня возникают очень и очень редко, но они всё-таки возникают. В ряде случаев мой статус продвинутого пользователя позволяет решить их самому, но пару раз возникали критичные баги, приводившие к невозможности запуска игры непосредственно на моей конфигурации. За год я просматриваю около сотни игр, и процент критичных ошибок, связанных со StarForce (подчёркиваю - на моей аппаратной конфигурации) равен 1-2%. Вообще, полезный раздел с вопросами и ответами, а также ссылки на полезные утилиты StarForce - смотрите в конце статьи. Это, вероятно, поможет вам устранить какие-то затруднения. Хотя в целом это - лишние действия, которые пользователь, в общем-то делать не обязан, я всё же отчасти соглашусь с утверждением (правда, весьма субъективным и категоричным) одного человека из форума:

"...чуть ли не во всех проблемах обвиняется StarForce. Что ж, нам, простым юзерам, а тем более ламерам и покемонам это свойственно. На консолях таких проблем нет. Владение компьютером (особенно самостоятельно собранным и настроенным) предполагает определенную умственную активность и телодвижения".

Интервью


На наши вопросы отвечает Денис Жидков, PR-менеджер компании StarForce.

Алексей Перевертайлов: Здравствуйте. Прошло уже около года с момента нашего последнего интервью с компанией StarForce. Не могли бы вы вкратце поведать о ключевых событиях, произошедших за этот срок в компании? Об изменениях и обновлениях в продуктовой линейке?

Денис Жидков: Изменения произошли значительные. Мы выпустили новую продуктовую линейку - FrontLine. Теперь, чтобы вы не защищали - диски с играми в издательстве или pdf-файлы у себя дома - во всех случаях используется один интерфейс. Установка защиты производится с помощью единого клиент-серверного приложения Protection Studio. По многочисленным просьбам конечных пользователей теперь драйвер StarForce удаляется автоматически при удалении защищенного приложения. Раньше мы оставляли эту опцию на откуп издателям, но, очевидно, это было ошибкой. Последняя версия FrontLine 4.0 защищает и от взлома, и от эмулирования. FrontLine 4.0 - многоуровневая защита, состоящая из трех степеней - Elite, Pro, Basic - теперь любой разработчик может выбрать и тип защиты, и её надёжность - в зависимости от задач. Более того, мы перешли к лицензированию технологий защиты, а так же значительно расширили спектр услуг. Теперь с помощью FrontLine 4.0 можно защищать не только исполняемые файлы, как это было ранее, но и любой другой контент, как для тиражирования на дисках, так и для online сервисов.


Алексей Перевертайлов: Соединённые Штаты Америки постоянно в резкой форме критикуют Россию за отсутствие жёстких мер по прекращению пиратства. Лично я слышал, что пиратский бизнес прикрывается очень влиятельными государственными чиновниками и органами власти. И поэтому искоренить пиратство нельзя. Вы можете как-то прокомментировать это, благо сфера вашей деятельности предполагает осведомлённость в этом вопросе?

Денис Жидков: Следует все называть своими именами. Компьютерное пиратство - это один из видов организованной преступности, по своей доходности не уступающий торговле наркотиками или оружием. У нас нет данных о степени коррумпированности органов власти. Безусловно одно - создать законодательную базу по защите авторских прав и лицензирования - архисложная задача. А уж тем сложнее становится этот закон исполнять. И тут все логично - человек покупает книгу, потом дает её почитать своим знакомым. Нужна не только законодательная, но и образовательная деятельность, чтобы объяснить пользователям разницу между книгой и тем же пресловутым фотошопом. Книга - это товар, а фотошоп - средство производства.


Алексей Перевертайлов: Расскажите немного о ваших нынешних конкурентах (на мировом уровне) в сфере защиты программного обеспечения и компьютерных игр от несанкционированного распространения. Изменилось ли положение дел за прошедший год?

Денис Жидков: За прошедший год все основные игроки рынка защиты от копирования сохранили свои позиции. StarForce по-прежнему занимает третье место в мире. Наши конкуренты - очень крупные транснациональные корпорации, и это заставляет нас максимально внимательно относиться и к нашим клиентам, и к пользователям.


Алексей Перевертайлов: Как я понимаю, вы утверждаете, что против вашей компании ведётся целенаправленная компания, которая является не стихийной, а, скорее, спланированной и организованной. Поделитесь, пожалуйста своими мыслями на этот счёт (и, возможно, косвенными или прямыми доказательствами).

Денис Жидков: Безусловно, ведется целенаправленная кампания, но не только против нашей фирмы, а против тех, кто борется с компьютерным пиратством вообще. Как я уже сказал - компьютерное пиратство - это один из видов организованной преступности, и методы тут - подчас соответствующие...


Алексей Перевертайлов: Как мне кажется, вполне очевиден следующий аспект - крадут ПО и игры пираты, а страдают от внедрения защиты зачастую именно пользователи лицензионных копий (сталкиваясь с лишними проблемами). Мне кажется, сваливать всё на StarForce глупо - проблемы защиты от копирования есть у всех разработчиков. Недавно из-за забытого на работе лицензионного диска с Microsoft Office я на выходные остался без офисного пакета после установки новой материнской платы - модуль активации запросил файл с оригинального CD. Специалисты Microsoft наверняка икали, когда я вспоминал их непечатными словами в свете случившегося :)... Какие шаги предполагаются именно вашей компанией в перспективе для увеличения прозрачности защиты для пользователя лицензионного ПО? Увидим ли мы ситуацию, когда 100% защищённых носителей не будут вызывать никаких технических и моральных проблем?

Денис Жидков: Сказать, что наступит время, когда 100%-но не будет технических проблем - нельзя. Технические проблемы исчезнут только вместе с техникой. Отдел тестирования компании StarForce постоянно расширяет техническую базу тестирования, кроме того, мы подключаем к тестированию и наших клиентов - с которыми у нас давно сложившиеся отношения, и разработчиков компьютерного железа. Наша компания старается сделать устанавливаемую защиту максимально дружелюбной к пользователю. Немало тут зависит и от издателя.
Если говорить конкретно, то у нас, например, есть предложение делать защиту для игр временной - интегрировать защиту таким образом, чтобы диск через некоторое время можно было спокойно копировать. Пик продаж спадет, тот, кто захочет новый диск - все равно его купит в магазине, а тот кто захочет долго играть в одну игру - сможет ее скопировать, и не бояться износа носителя. Но опять же, интеграция этого решения зависит не столько от нас, сколько от издателя.


Алексей Перевертайлов: Сегодня модно употреблять термин rootkit. Все мы знаем историю о том, что Марк Руссинович просматривал драйвер защиты StarForce на предмет использования руткит-технологий. Правда, затем появилась информация, что это был поверхностный анализ, а глубокого исследования Марк не проводил. Вы можете внести ясность по данному вопросу?

Денис Жидков: На сайте нашей компании есть официальный пресс-релиз на тему исследований господина Руссиновича. Текст этого пресс-релиза был согласован с Марком Руссиновичем мной лично. Наша защита не устанавливает и не содержит никаких компонентов, которые бы подвергали систему даже малейшему риску. Среди наших клиентов - не только ведь игровые компании Ubisoft, 1С, но и большие производственные и коммерческие фирмы, такие как ГАЗ или Ernst&Young. Корпоративный пользователь никогда не будет рисковать безопасностью своей сети или системы.


Алексей Перевертайлов: Не отходя далеко от темы... Расскажите о пресловутых привилегиях нулевого (системного) уровня для драйвера защиты StarForce, что вызывает благоговейный трепет всех поклонников теории заговоров. Насколько я знаю, такие привилегии используют многие разработчики антивирусных программ и firewall'ов. Не могли бы вы осветить технические подробности данной реализации в вашем конкретном случае?

Денис Жидков: У нас на сайте есть список программ, использующих системные драйвера. Этот список начинается с Daemon tools. Софтовые драйвера устанавливаются всеми антивирусами, firewall'ами и всеми без исключения системами защиты от копирования. Мне до сих пор не понятно, почему, собственно, начали "с нашей парикмахерской" - как в том анекдоте. В общей сложности наша система устанавливает три драйвера:

Driver sfsync02: проверяет аутентичность диска и наличие запущенных эмуляторов.

Driver sfhlp02 + sfdrv01: несет в себе функцию ядра защита, а так же защищает от различных отладчиков.

Driver sfvfs02: отвечает за виртуальную файловую систему и безопасность данных StarForce.

В этом году ожидается выход Heroes of Might and Magic 5 - в этой игре драйвер StarForce будет удаляться одновременно с деинсталляцией игры. Больше не придется скачивать отдельную утилиту для удаления нашей защиты.


Алексей Перевертайлов: Вопрос по совместимости. Простая ситуация - я купил диск, защищённый StarForce, но из-за специфической ошибки совместимости с моим приводом не смог его запустить. Тем временем, в обновлённой версии вашей защиты проблема решена. Поможет ли мне в этом случае простое обновление драйвера защиты путём утилиты SFUPDATE или же мне придётся дожидаться патча от разработчика защищённой программы или игры?

Денис Жидков: Загрузка и установка обновления драйвера защиты поможет решить возможные вопросы совместимости. В данном контексте, я не могу не сказать о том, что, к сожалению, качество современных приводов оставляет желать лучшего. И даже надежные в прошлом брэнды зачастую выпускают на рынок приводы, мягко говоря, среднего качества. В тоже самое время, процедура проверки диска на подлинность с каждым годом становится всё сложнее во всех системах защиты.


Алексей Перевертайлов: Нашим читателям наверняка будет интересно, если вы поэтапно осветите механизм внедрения вашей защиты (заключение договора, работа с разработчиком, само внедрение, последующее внедрение защиты в выходящие патчи и обновления). Если можно, расскажите об этом подробнее, с указанием роли вашей компании на каждом этапе (и возможных вариантах взаимодействия с разработчиком и издателем защищаемого продукта).

Денис Жидков: Думаю, это тема для отдельной статьи. Если вам интересно, мы можем организовать такой материал.

Алексей Перевертайлов: Да, это было бы весьма интересно. Рад, что наш диалог продолжится, а пока - спасибо, что уделили нам своё время. Что вы хотели бы напоследок сказать нашим читателям?

Денис Жидков: Пожалуйста, не пользуйтесь пиратской продукцией. Покупая лицензионные игры и программы - вы не только оплачиваете труд программистов и издателей, но и инвестируете в будущие проекты. Деньги, которые возвращаются к разработчику - идут на выпуск новых игр или продуктов. А в этом заинтересованы мы все.
Что касается нашей защиты - мы делаем все возможное, чтобы и клиенты и конечные пользователи были довольны. Для этого у нас работает круглосуточная служба поддержки и группа талантливейших программистов, которые стараются сделать продукт максимально соответствующий требованиям времени...

Полезные ссылки


FAQ для пользователей StarForce: ссылка

Возможные ошибки при работе с защищенным приложением: ссылка

SFUPDATE (около 406 Кбайт): линк

SFREMOVE (около 27.2 Кбайт): линк