Представление FIFA 11. Интервью с Сергеем Семаком

Вступление


В рамках мероприятия FIFA 11 Producer tour 2010 - Moscow прошло представление новой серии футбольного симулятора от канадской корпорации Electronic Arts (а если точнее - от её подразделения EA Sports). Предлагаю вашему вниманию небольшой репортаж с места событий, повествующий о ряде нововведений в FIFA 11, а также интервью с Сергеем Семаком - "лицом" этого футбольного симулятора. Бронзовый призёр Чемпионата Европы 2008 года (в роли капитана сборной), неоднократный Чемпион России - любезно согласился ответить на несколько вопросов вашего покорного слуги.

Представление игры


Мероприятие проходило в ресторане "Тинькофф". Вначале на сцену поднялся футбольный комментатор Василий Соловьёв, и на правах шоумена поведал несколько общих слов о самом мероприятии, и игре FIFA - в частности.


Он напомнил нам, что новая серия футбольного симулятора выходит каждый год. С игры FIFA 07 к "озвучке" привлекаются российские комментаторы Василий Уткин, Юрий Розанов и Василий Соловьёв.

Не отказали себе в удовольствии ребята из Electronic Arts "подколоть" конкурента - серию Pro Evolution Soccer от Konami.


На этом кадре вы видите коллаж на тему предсказаний осьминога Пауля, известного своими точными прогнозами матчей (подробнее об этом обитателе немецкого "Центра морской жизни" вы можете почитать здесь).

После этого на сцену поднялся Тони Уоткинс (Tony Watkins), региональный директор Electronic Arts. Он попытался напугать присутствующих тем, что впервые в истории произнесёт на презентации речь на русском языке.


Держался Тони очень неплохо, прочитав несколько абзацев текста по бумажке, в лучших традициях генерального секретаря ЦК КПСС времён застоя. Вновь нам сообщили, что благодаря усилиям российского подразделения Electronic Arts теперь на территории нашей страны крупные игровые проекты выходят одновременно с мировыми релизами (что ж, за это действительно стоит сказать спасибо!). Также Тони Уоткинс напомнил, что благодаря работе, проведённой российским подразделением Electronic Arts, уже с прошлого года на платформе PC (а с этого года - и на игровых консолях в рамках FIFA 11) появилась возможность играть за отечественные команды в рамках виртуального Чемпионата России по футболу. Завершил своё выступление Тони шуткой: "я могу ошибаться, но осьминог - нет", намекнув на показывавшийся ранее кадр, где осьминог Пауль выбрал FIFA 11, а не Pro Evolution Soccer 2011.

Затем состоялось короткое выступление Сергея Семака, нынешнего капитана ФК "Рубин" и игрока сборной России (во время Чемпионата Европы по футболу 2008 года носившего капитанскую повязку).


Сергей посетовал на то, что футболисты подвели болельщиков, не сумев пробиться на Чемпионат мира по футболу, проходивший в этом году в ЮАР. Впрочем, футбольный симулятор FIFA позволяет сесть за компьютер и на следующий день стать чемпионом мира, - заметил известный полузащитник, отдавший голевую передачу в историческом матче против Голландии на Евро-2008.

Призвав всех играть в FIFA 11, где можно учиться думать по-футбольному, реализовать себя в виртуальных чемпионатах, добиться поставленных задач и стать лучшим, Сергей поблагодарил организаторов мероприятия за приглашение и за выбор его персоны в качестве обложки игры.

Далее на экране показали видеоклип, в котором Сергей Семак вместе с женой прибыл в Барселону и участвовал в различных технических и маркетинговых мероприятиях корпорации Electronic Arts, создающей серию FIFA.


Интересные факты о новой версии игры

И вот, наконец, настала пора двух технических презентаций, которые раскрывали подробности о грядущей серии футбольного симулятора. Первым на сцену поднялся Иан Джарвис (Ian Jarvis) - продюсер FIFA 11 на платформе PC.


Он заявил о том, что в новой версии FIFA на PC нас ждёт новое поколение игрового движка, новое поколение графики и игровых режимов. Отдельно Иан Джарвис отметил тот факт, что FIFA 11 - это действительно новая версия игры, находившаяся в разработке два года, а не простая доработка FIFA 10 (из которой, по словам представителя EA Sports, не взято ни одной строчки кода).

В своём выступлении продюсер FIFA 11 на платформе PC рассказал, в частности, об улучшении контроля над приёмом мяча. Так, если вы принимаете мяч грудью, вам теперь не придётся просто ждать, когда он упадёт вам в ноги - вы можете реалистично обработать его (приём, скидка и т.д.).

Также был улучшен искусственный интеллект вратарей, которые тепрь будут допускать меньше ляпов. Появилась борьба за позицию (с оттеснением соперника рукой для высвобождения зоны для приёма мяча), возможность укрывать мяч корпусом, большое внимание уделялось толчкам и столкновениям.

Кроме того, улучшена система дриблинга - крутить финты можно будет в любую сторону, на все 360 градусов (а не только прямолинейно, по ходу движения).


Улучшена визуальная составляющая. Да, графика действительно сделала шаг вперёд - игроки стали выглядеть более реалистично. Вы также можете добавлять свои лица, создавая и модифицируя внешность игроков.

Был переработан интерфейс и система меню в игре.

Несомненно, с большим энтузиазмом фанаты серии воспримут возможность многопользовательской игры по локальной сети. Теперь вы можете играть по LAN с друзьями без необходимости соединения с серверами Electronic Arts. Впрочем, любители многопользовательской игры через Интернет также не останутся внакладе - тут нас ждут сетевые сервисы Football World со списками друзей, турнирами, достижениями и т.д.

Что касается управления, то здесь нам пообещали поддержку нескольких десятков геймпадов, настройку клавиш на клавиатуре (но без поддержки игры мышью).

Рекомендуемые (не минимальные!) системные требования FIFA 11 на платформе PC: процессор уровня Core 2 Duo с частотой 2.4 ГГц, 2 Гигабайта оперативной памяти в случае Windows 7 / Vista (в случае Windows XP - 1 Гигабайт), видеокарта класса ATI Radeon 3870 или NVIDIA GeForce 8800 GT.

Завершил своё выступление Иан Джарвис словами о том, что в данный момент игра FIFA 11 готова где-то на 75%, и оставшиеся 25% до заявленной планки качества будут достигнуты как раз к выходу игры на рынок (через два с небольшим месяца).


Затем на сцене появился Дэвид Раттер (David Rutter), продюсер FIFA 11 на платформе PlayStation3 и Xbox360.


Он сразу же повторил главную радостную новость для российских фанатов серии FIFA - в выходящей этой весной версии для игровых приставок появится Чемпионат России по футболу.

В процессе своего выступления Дэвид отметил проведённую существенную доработку игрового процесса, а также улучшение отклика на управляющие воздействия.

Так же, как и в PC-версии, выделяются: улучшение игры вратарей, реализация силовой борьбы (толчки, столкновения, оттирание игрока корпусом и т.д.). Как заявил продюсер приставочной версии FIFA 11, всего было реализовано огромное количество средних и мелких доработок (многие - по запросам фанатов серии FIFA), которые существенно улучшают общее восприятие игрового процесса.


Отдельных слов заслуживает переработка системы передач. Многие игроки, по словам Дэвида Раттера, раздражались от т.н. "пинг-понг" стиля (огромное количество быстрых перепасовок, без шансов перехвата мяча у обороняющейся команды). Теперь в зависимости от мастерства вашего игрока будут варьироваться шансы точного паса партнёру. Соответственно, чем больше передач вы делаете, тем выше в итоге шанс потери мяча из-за случайного неточного паса.

Как и Иан Джарвис, Дэвид Раттер отметил улучшение визуальной составляющей игры. Так, количество вариантов комплекции игроков выросло в три раза, заметно улучшилась анимация лиц.

Рассказал Дэвид и о ещё одной интересной подробности: оказывается, сотрудники EA Sports в процессе футбольных баталий друг против друга на экранах мониторов выявляют интересные успешные комбинации и после обсуждений - "обучают" ими искусственный интеллект. Был показан розыгрыш с проходом полузащитника по флангу, передачей назад в центральную зону, где нападающий после приёма мяча финтом убрал бросившегося в отбор защитника и, войдя в штрафную, неотразимо пробил по воротам. Видимо, что-то подобное изобразил один из членов команды EA Sports, и эта комбинация показалась его коллегам живой и правдоподобной - теперь AI в FIFA 11 станет пользоваться ею при организации своих атак.

Переработка коснулась режима карьеры. Был доработан механизм симуляции результатов матчей (теперь остальные результаты встреч ваших соперников между собой в виртуальной лиге будут выглядеть более правдоподобно).

Напоследок было рассказано о возможностях персонализации в консольной версии FIFA 11. Так, вы сможете устанавливать своё музыкальное сопровождение (загружая музыку с жёсткого диска приставки), добавлять собственные "кричалки" в шум стадионов. Через сайты Electronic Arts можно будет добавлять своих игроков и свои команды.

Интервью с Сергеем Семаком


Сергей Семак не нуждается в особых представлениях. Это опытный игрок и очень приятный в общении человек, мнение которого по целому ряду животрепещущих вопросов, надеюсь, будет интересно узнать нашим читателям...



Алексей Перевертайлов: Привет, Сергей, ничего, если я буду с тобой на "ты"?

Сергей Семак: Нет, абсолютно.


Алексей Перевертайлов: Тогда первый вопрос: привлекали ли тебя к созданию игр в каком-либо качестве? Знаешь, иногда футболистов мучают, обклеивают датчиками, снимают различные движения... Если же нет - то пойдёшь, если позовут?

Сергей Семак: Да без проблем. У нас жизнь такая спортивная и футбольная - живём в своеобразном коконе, закрытом пространстве. Потому что львиная доля времени проходит на сборах, на базе и тому подобное. Поэтому всё, что касается расширения кругозора - я только "за", поскольку являюсь человеком любознательным и любопытным. По поводу датчиков - бегать с ними не довелось, но вот недавно ездили на съёмки в Барселону, нам как раз приходилось участвовать в различных измерениях, в формате 3D. Камеры вокруг вертятся... Было интересно.
Что касается участия непосредственно в создании игры, персонажей, то, конечно, в процессе разработки - это часть моих обязанностей: что-то подправлять, корректировать. Профессионалы-разработчики видят футбол с одной стороны, ты же видишь с другой. И когда тебе кажется, что в игре чего-то не хватает, ты хочешь это в неё привнести. Это касается и скорости игры, и стадионов, и более реалистичного переноса характеристик футболистов, каких-то качеств, которые индивидуально присущи каким-то игрокам. Это всё происходит путём некоего диалога с разработчиками.


Алексей Перевертайлов: Да, у разработчиков есть отдел, который выставляет характеристики игрокам, и это здорово, что ты принимаешь в этом участие! Иногда кажется, что в жизни тот или иной игрок бежит быстрее...

Сергей Семак: Да, действительно, иногда они не совсем объективно оценивают параметры игроков.


Алексей Перевертайлов: Довелось ли поиграть в какие-нибудь футбольные симуляторы, футбольные менеджеры? Устраивают ли в футбольном клубе "Рубин", в сборной России по футболу какие-нибудь турниры между игроками?

Сергей Семак: Да, турниры устраиваются, это в основном касается периода сборов, особенно зимних, когда у нас много свободного времени, поскольку в летнее время в режиме сезона игры идут каждую неделю и собираться сложнее. В основном, конечно, молодые игроки гораздо лучше оснащены (прежде всего, технически) в видеоиграх, и стараешься выбрать себе партнёра посильнее. Мне порой удаётся выкроить на это время, но его мало. Впрочем, дети у меня играют, партнёры по команде, так что я в курсе происходящего. Это интересно - каждый должен в своё время переболеть этим всем. Тем же футбольным менеджером: поучаствовать лично в определении состава на игру, покупке футболистов, различных менеджерских функциях, распределении бюджета. Где ещё сможешь потратить столько денег на покупку футболистов?


Алексей Перевертайлов: По тому, что ты уже увидел - как тебе кажется, насколько далеки ещё от реальности футбольные симуляторы? Ты же можешь сравнить впечатления как от игры на поле, так и за экраном монитора?

Сергей Семак: Я думаю, что пройдёт ещё несколько лет и всё будет уже очень реально. Когда картинка станет брать более крупный план, когда скорость игры станет немножко выше (Сергей имел ввиду отклики на управляющие воздействия - прим. автора). Сейчас, когда жмёшь удар - всё-таки ощущается задержка по времени. Но то, что мы видели несколько лет назад, и что сейчас - это, конечно, небо и земля. Прогресс впечатляет, и через несколько лет мы увидим игры, которые, наверное, будет сложно отличить от реального футбольного матча. Всё это будет уже довольно скоро - не успеем оглянуться.


Алексей Перевертайлов: Год назад я разговаривал с разработчиками FIFA 10, и они сказали, что принципиально в своём симуляторе не допускают возможности судейских ошибок. Т.е. все офсайды, голы - всё определяется идеально. Во-первых, хотелось бы тебе, чтобы и в жизни судьи никогда не ошибались, как в игре, и, во-вторых, как тебе кажется - в футбольном симуляторе судейские ошибки привнесли бы реализма?

Сергей Семак: Конечно, было бы реалистичнее, если бы судьи ошибались. Но гораздо лучше было бы, если бы в жизни судьи не ошибались, судили справедливо и без ошибок. Некоторые, конечно, говорят о каком-то "человеческом факторе", что он украшает футбол и всё такое, но мне кажется, что любая команда, которая пострадала из-за ошибок судьи, так не думает. И было бы лучше, чтобы не было судейских ошибок, которые порой стопроцентно влияют как на ход матча, так и на его результат.

Алексей Перевертайлов: Ну да, порой даже когда ошибаются в твою пользу, на душе неприятное чувство - вроде как выиграли, но пенальти "левый", и вроде как заслуга уже не команды, а судьи.

Сергей Семак: Это точно. В футболе и так достаточно факторов непредсказуемости - та же удача, фарт футбольный, который так же влияет на ход игры и результат, и иногда даже похлеще, чем судейские ошибки. Этого, как мне кажется, вполне достаточно.


Алексей Перевертайлов: В последнее время много говорят о вреде компьютерных игр. Понятно, что в случае спортивных симуляторов наибольшая опасность - когда подросток слишком долго, не отрываясь, сидит у экрана. Но сейчас много споров ведётся об играх с отображением насилия. Как тебе кажется, опасны для подрастающего поколения игры с насилием, или эта проблема надумана?

Сергей Семак: Я считаю, что в любом случае, какую бы сферу мы не взяли, нужно всё равно как-то регламентировать. Да, запрет как таковой никогда полностью не приносит желаемого результата. Конечно, нужны какие-то рамки, и есть такие игры, которые нужно в какой-то степени контролировать. Нужен разумный подход ко всему. Конечно, излишняя жестокость на экране определённым образом оказывает влияние... Да и не только компьютерные игры - тут и фильмы, и телевизионные передачи. Нужно больше позитива, а не крутить только сюжеты про убийства, чрезвычайные ситуации. Этим и так уже переполнен эфир.

Алексей Перевертайлов: В общем-то, да. Многие медицинские специалисты придерживаются мнения, что на здоровую психику, может, особого негативного влияния и нет, но если человек чрезмерно восприимчив или легко возбудим, то проблемы намного серьёзнее.

Сергей Семак: Ну да, нужен разумный подход.

Алексей Перевертайлов: Если проводить футбольные параллели - во время матча на жаре с тепловым ударом свалился только Пётр Быстров, а другие устояли на ногах, но это же значит, что всем всегда можно играть в жару...

Сергей Семак: Совершенно верно.


Алексей Перевертайлов: Как ты относишься к идее киберспорта? Ребята играют в различные игры - Counter-Strike, те же футбольные симуляторы, по 3-4 часа в день тренируются, готовятся к турнирам... Тебе не хочется им сказать - "ребята, хватит ерундой заниматься, лучше выйдите во двор с мячом, поиграйте по-настоящему"?

Сергей Семак: Ну, опять же, нужно разумно ко всему подходить. Никто не запрещает играть в компьютерный симулятор, другое дело, что играя в настоящий футбол на свежем воздухе, ты дополнительно получаешь ещё целую кучу эмоций. Играть можно, и это интересно - достигать новых вершин в том любимом деле, которым ты занимаешься. Желание тренироваться, побеждать. Но это всё должно быть, конечно же, в меру. Излишнее перенапряжение, особенно для ещё не сформировавшихся детей - это, безусловно, вредно, так что нужен здравый подход.


Алексей Перевертайлов: На прошедшем Чемпионате мира по футболу в ЮАР какие команды тебе понравились? Опытный взгляд отметил какие-нибудь новые тенденции в футболе - тактические тренерские задумки, нестандартные действия игроков?

Сергей Семак: Да, видно было, что никто уже почти не играет по старой схеме 4-4-2, практически все сборные переходят на новые тактические схемы, из которых наиболее популярной, пожалуй, является 4-2-3-1, которая позволяет и атаковать большими силами, и, в то же время, эффективно обороняться - все ищут золотую середину между атакой и нападением. Что касается сборных, которые понравились... Конечно, Германия произвела фурор - и с точки зрения игры, и результата, столько забито мячей, притом что это - молодая команда. Понравилась, безусловно, сборная Испании: тяжело начинала, но на данный момент - это самая сильная сборная. Я об этом говорил и до начала Чемпионата мира, и говорю сейчас. Могут им, наверное, составить конкуренцию аргентинцы или бразильцы, а также в некоторой степени какие-то европейские команды, но всё-таки Испания стоит на голову выше остальных.


Алексей Перевертайлов: Сейчас много говорят об изменениях в правилах игры в футбол. Тебе лично хотелось бы что-нибудь изменить в правилах, чтобы где-то, может быть, зрелищности добавилось, или игра более справедливой стала?

Сергей Семак: Ну, сейчас, пожалуй, остро стоит только вопрос судейства. Да, были предложения, например, ауты вводить ногами, а не руками бросать. Но я не считаю, что это настолько прибавит зрелищности. То, что после отброса назад своим игроком вратарям нельзя брать в руки - это уже большой плюс, равно как и лимит 6 секунд на ввод мяча в игру. На данный момент этого достаточно, футбол смотрится очень динамично.

Алексей Перевертайлов: То есть, всякие расширения ворот, отмена офсайдов и прочее - всё это не нужно?

Сергей Семак: Такие разговоры заводились, когда команды начинали мало забивать. Многие научились здорово обороняться, как те же итальянцы - забитых мячей стало мало. Сейчас всё стало более-менее гармонично...

Алексей Перевертайлов: Да, сейчас начали делать мячи, которые летят непонятно как :)

Сергей Семак: Ну, это ещё надо как следует пробить! (смеётся) Но вообще я только "за" любые нововведения, которые приведут к уменьшению числа судейских ошибок.


Алексей Перевертайлов: Вспомни своё первое знакомство с компьютерами и игровыми приставками. Что первое у тебя появилось и когда?

Сергей Семак: Игровая приставка была первой. У Жени Плотникова (вратарь ЦСКА в период с 1993 по 1996 гг., сейчас - тренер вратарей в СДЮШОР Динамо (Москва) - прим. автора) купил Nintendo - это был, наверное, 1994 год. Уже через неделю после того, как она у меня появилась - я все уровни в Super Mario уже прошёл. Потом отдал младшему брату, когда немножко этим всем переболел.
Компьютер появился довольно поздно - наверное, это был 1998 или 1999 год. У нас в стране долго запрягают, но очень быстро едут - раньше все говорили: как так, у всех в мире есть мобильная связь, компьютеры, Интернет. А сейчас - наш рынок один из наиболее привлекательных в Европе для производителей компьютеров, игровых приставок, мобильных телефонов.


Алексей Перевертайлов: Ну и последний вопрос. Ты многого достиг, неоднократный чемпион России, бронзовый призёр чемпионата Европы. Остались какие-то ещё цели и задачи, которых хотел бы достичь в обозримом будущем?

Сергей Семак: Что касается спортивных целей, то здесь пределов совершенству нет, абсолютно. Но, к сожалению, учитывая мой возраст - чемпионом мира или Европы могу стать только в игре FIFA 11 (смеётся). Что касается жизненных планов, то самые главные - чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, самореализовавшимися. Чтобы нашли своё применение в жизни, и чтобы их работа приносила бы им такое же удовлетворение, какое приносит мне сейчас моя работа.

Алексей Перевертайлов: Огромное спасибо тебе за ответы! Не переживай, Роже Милла в 42 года голы на Чемпионате мира забивал...


Сергей Семак: Не за что. Надеюсь, Дик Адвокат решит, что я ему нужен.

Что ж, пожелаем Сергею дальнейших побед на футбольных полях и спортивного долголетия. А Дика Адвоката попросим дать шанс опытному полузащитнику, выведшему с капитанской повязкой нашу футбольную сборную на самый яркий её матч в 21-ом столетии...