Тестирование 20" и 21" ЖК-мониторов: серия вторая

Введение


Несмотря на то, что лето традиционно считается сезоном затишья, в этом году с точки зрения выпуска новых моделей мониторов оно оказалось весьма интересным: многие производители представили не просто привычный редизайн старых мониторов, а нечто действительно новое: новые виды матриц, новые возможности и, что особенно приятно покупателям, новые цены.

Однако, перед тем как перейти к рассмотрению новинок, мне хотелось бы вкратце напомнить читателям нашу методику тестирования. Фактически, проводимые тесты можно разделить на три группы: цветопередача, время отклика и контрастность.

Понятие "качество цветопередачи" – несколько расплывчатое, его невозможно описать одной цифрой, а потому и тестов в этой категории несколько. Во-первых, это субъективная оценка изображения, точнее, градиентных заливок (плавных переходов от чёрного к красному, от чёрного к зелёному и так далее) – многие мониторы демонстрируют такую проблему, как поперечные полосы (ступеньки) на градиентах, иногда эта проблема присутствует при любых настройках, иногда – исчезает при установке заводских настроек по умолчанию. Многие связывают полосатость градиентов с использованием 18-битных матриц вместо 24-битных, но это не совсем верно: в принципе, конечно, уменьшенная разрядность матрицы при плохой реализации FRC (технология, за счёт которой эмулируются положенные 16 млн. цветов, хотя сама по себе матрица отображает только 262 тысячи) может приводить к полосам на градиентах, но обычно причина иная. Монитор перед выводом изображения на экран выполняет некоторые расчёты и преобразования – коррекцию цветовой температуры, гамма-компенсацию, коррекцию контрастности и тому подобное. Если точность проведения этих расчётов недостаточно высока, то это и вызовет появление ступенек на градиентах. Ну а разрядность матрицы тут совершенно не при чём – "честная" 24-битная матрица никак не может служить гарантией того, что монитор столь же честно обсчитает данные перед подачей их собственно на матрицу. Подробнее про различные типы матриц и их параметры можно узнать из нашей статьи "Параметры современных ЖК-мониторов".

Второй пункт – гамма-кривые. Это кривые, демонстрирующие зависимость между поданным с видеокарты сигналом и яркостью пикселя монитора; зависимость эта не линейная, а имеет степенную форму, и показатель степень как раз обозначается буквой "гамма", откуда и пошло название. Без коррекции ЖК-матрица монитора имеет S-образную кривую, а не степенную, а потому до нужной формы эта зависимость доводится электроникой монитора – и от того, насколько точно электроника проделывает это действие, зависит качество цветопередачи.

На каждом графике представлены три кадра (для трёх базовых цветов) и три кривые – идеальная кривая для гаммы 2,2 и измеренная экспериментально. В наилучшем случае они совпадают, однако возможны и различные дефекты. Если гамма-кривые проходят заметно выше идеала, изображение на мониторе будет выглядеть белёсым, если ниже – наоборот, тёмным и избыточно контрастным. Если гамма-кривые разных цветов сильно расходятся друг от друга – некоторые оттенки серого будут иметь лёгкую цветную окраску. Если гамма-кривые выходят на горизонтальные оси графика, ещё не достигнув точек (0,0) или (1,1) – монитор не будет воспроизводить деталей в светах или в тенях, приравнивая их к чистому белому или чистому чёрному цвету соответственно.

Графики гамма-кривых при тестировании строятся для настроек по умолчанию и для настроек с уменьшенной яркостью и контрастностью – как правило, в статье приведён только первый, ибо в большинстве случаев отличия между ними незначительны. Встречаются, однако, мониторы, у которых изменение настроек приводит либо к устранению огрехов изображения (например, многие мониторы NEC при настройках по умолчанию плохо воспроизводят детали в светах), либо, наоборот, к их появлению (например, к пропаданию деталей в тенях). В таком случае приводится второй график, для соответствующих настроек и с указанием, какие изменения произошли с ним по сравнению с графиком первым, снятым при настройках по умолчанию.

Последний тест качества цветопередачи – измерение цветовой температуры разных оттенков серого. В идеале она не должна отличаться, однако на практике часто возникает ситуация, когда температура одной из градаций серого на сотни, а то и тысячи градусов выше или ниже температуры белого цвета. В результате, если на таком мониторе вы настроите температуру белого цвета – то обнаружите, что некоторые оттенки серого выглядят не серыми, а синеватыми (если их температура завышена) или желтоватыми (если, наоборот, занижена).

Измерение времени отклика проводится с помощью осциллографа и фотодатчика, регистрирующих процесс изменения яркости пиксела. В статьях я представляю результаты в одном из двух вариантов: либо плоский график, на котором по горизонтали отложены градации уровней серого (от 32 до 255, то есть от тёмно-серого до белого), а линии отображают время переключения с чёрного на соответствующий уровень серого и обратно на чёрный, либо трёхмерную гистограмму, на которой отображены переключения не только с чёрного на серый, но и между различными уровнями серого. Во втором случае также подсчитывается среднее арифметическое время для всех переходов – это достаточно адекватный интегральный показатель скорости матрицы. Кроме того, для мониторов с компенсацией времени отклика измеряются ошибки работы схемы RTC – под таковыми понимается промах, приводящий к чрезмерно завышенной или чрезмерно заниженной яркости пиксела (подробнее про работу RTC и возникающие при этом артефакты можно почитать в нашей статье "ЖК-мониторы с компенсацией времени отклика").

И, наконец, измерение яркости и контрастности монитора. Здесь всё просто: при нескольких вариантах настроек (как правило, при настройках по умолчанию, максимальных и обеспечивающих яркость экрана 100 кд/кв.м) калибратором Pantone ColorVision Spyder измеряются уровни белого и чёрного цветов. Их отношение и даёт нам контрастность – чем она выше, тем ближе изображаемый монитором чёрный цвет к настоящему чёрному.

Acer AL2017



Одним из периодически вспоминаемых пользователями недостатков ЖК-мониторов (не конкретных моделей, а ЖК-мониторов вообще) является их неспособность нормально работать более чем в одном разрешении плюс жёсткая привязка этого разрешения к размеру экрана. Если в ноутбуках матрицы с одной и той же диагональю могут иметь различные разрешения, то среди настольных мониторов выбор невелик – все 15" модели работают в 1024х768, все 17" и 19" – в 1280х1024, все 20" и 21" – в 1600х1200... Исключения из этого правила, конечно, встречались (так, Iiyama одно время выпускала 19" монитор с рабочим разрешением 1600х1200), но были именно что исключением. При этом нельзя сказать, что разрешения были выбраны удачно – так, на 17" мониторах пиксели кажутся многим слишком мелкими, на 19", наоборот, слишком крупными, а занимающие по этому параметру золотую середину 18" мониторы на рынке почему-то не задержались, хотя одно время и производились.

Тем не менее, похоже, что настало время перемен – если в предыдущей статье, посвящённой 19" мониторам, я всячески поддерживал выпуск широкоформатных панелей с непривычным разрешением 1440x900 (до недавнего времени подобные панели имели разрешение 1280x768), то в этой имею честь представить вашему вниманию 20" мониторы с разрешением 1400x1050.

Что это даёт производителям? Небольшое снижение себестоимости производства таких панелей по сравнению с обычными (меньше пикселей, меньше транзисторов – значит, меньше брака) и возможность расширить линейку выпускаемых продуктов. Что это даёт пользователям? Те, кто выбирал себе монитор, исходя в том числе и из размера пикселя (например, люди со слабым зрением или же просто привыкшие сидеть далеко от монитора), теперь получили весьма интересную альтернативу 19" моделям – на дюйм больше экран и на 10% больше разрешение по горизонтали (вертикальное поменялось слабо из-за разных соотношений сторон экрана – у 19" мониторов оно равно 5:4, а у 20" – 4:3) при практически таком же (весьма крупном) размере пикселя. Кстати, и соотношение сторон экрана тоже в плюс – практически квадратные 17" и 19" модели были в этом не слишком удачны, так как для работы удобнее более широкий экран, нежели более высокий.


В общем-то, уже по заявленным характеристикам и внешнему виду ясно, что ничем, кроме разрешения, AL2017 не выделяется. Это обычный монитор на TN+Film матрице (этот тип матриц уверенно продвигается в сторону всё больших диагоналей) без компенсации времени отклика.


Монитор выполнен в чёрно-серебристом корпусе c неброским внешним видом. Несмотря на встроенный блок питания, корпус весьма тонкий. Подставка самого простейшего типа, он позволяется регулировать только угол наклона экрана, да и к тому же является самым слабым местом в конструкции – в прямом смысле слова, ибо сделана довольно хлипкой. Монитор покачивается даже от нажатия кнопок управления на нём.


При необходимости, впрочем, штатную подставку можно снять и заменить на стандартный VESA-кронштейн – крепления для него предусмотрены.


Монитор имеет только аналоговый вход. Для модели с разрешением 1600х1200 я бы записал это в однозначные недостатки (при таком разрешении качество изображения уже может заметно зависеть от качества связки видеокарта-кабель-монитор), но в случае с разрешением 1400x1050 требования помягче, так что на большинстве видеокарт никаких проблем не будет. По крайней мере, на стоящем в нашей тестовой системе Radeon X600 картинка была чёткая и чистая.

Кроме видеовхода, монитор имеет линейный аудиовход для встроенных динамиков.


Кнопки управления расположены по центру передней панели, кнопка включения питания сильно отличается от них размерами и формой, так что случайно спутать её с другими кнопками трудно. Быстрый доступ предусмотрен к регулировке громкости динамиков и к автоподстройке под сигнал.


Меню монитора – стандартное для недорогих моделей Acer, оно достаточно удобно в обращении. Среди набора настроек нет ровным счётом ничего примечательного или необычного.

По умолчанию яркость установлена на 100%, контрастность – на 80%. Для получения уровня белого 100 кд/кв.м необходимо снизить контрастность до 33% и яркость – до 32%. Яркость в мониторе регулируется модуляцией питания ламп подсветки на частоте 270 Гц.

Градиентные заливки воспроизводятся весьма неплохо при любых значениях яркости и контрастности (небольшие огрехи есть, но в общем при практическом использовании они будут несущественны).

Углы обзора, разумеется, оставляют желать лучшего – всё же это TN-матрица, так что малейшее отклонение головы вверх или вниз вызывает заметное изменение яркости экрана (горизонтальные углы обзора, к счастью, у этой технологии уже достаточно велики, чтобы не вызывать серьёзных нареканий).


Гамма-кривые выглядят на удивление неплохо для столь недорогой модели. Небольшой разбаланс разных цветов, конечно, присутствует, но никаких сколь-нибудь существенных огрехов нет. Сохраняется вид кривых и при снижении яркости и контрастности в настройках монитора, все положенные оттенки при этом воспроизводятся нормально.


Цветовая температура у AL2017 оказалась также настроена с похвальной точностью – разброс между разными оттенками серого весьма невелик. Правда, смущает, что вариантов выбора температуры всего два, не считая ручной настройки – тёплая (как выяснилось, это соответствует реальной температуре около 6500 К, в большинстве мониторов такая настройка называется не "тёплая", а "нормальная") и холодная (около 9000 К). Впрочем, большинство пользователей полностью устроит первый вариант.


Если сравнивать AL2017 с другим моделями без компенсации времени отклика, то результат относительно неплох – в максимуме полный отклик достиг лишь 25 мс, в то время как не так уж редко встречаются цифры и 30, и 35 мс. Однако, увы, ни о какой конкуренции с моделями с RTC речи не идёт – с ними разница в несколько раз, и совсем не в пользу AL2017.


Контрастность монитора находится на среднем (по меркам TN+Film-матриц) уровне, ни в одном из режимов она не смогла достичь отметки 300:1.

Таким образом, единственной выделяющейся чертой AL2017 является немного необычная матрица – при диагонали 20" она имеет разрешение 1400x1050. В остальном этот монитор не имеет каких-либо выделяющихся черт. Настроен AL2017 весьма аккуратно (я бы даже сказал, неожиданно аккуратно для монитора его цены), но при этом демонстрирует невыдающуюся контрастность и скорость матрицы, а конструктивное исполнение огорчает отсутствием DVI и слабой подставкой. Тем не менее, монитор представляет определённый интерес в качестве недорогой офисной или домашней модели для нетребовательных пользователей.

Acer AL2032WA



Если AL2017 относился к нижней ступеньке продукции Acer, то примерно в полтора раза более дорогой AL2032WA занимает уже одну из верхних ступенек (более того, как мы увидим дальше, топовая модель Acer Ferrari F-20 базируется именно на AL2032WA, так что даже слова "одну из" можно было бы опустить).

Указание MVA-матрицы в таблице – не опечатка: несмотря на то, что на сайте Acer указана S-IPS-матрица со временем отклика 16 мс, на самом деле в нашем мониторе стояла всё же MVA, а в паспорте был заявлен отклик 8 мс (GtG). Здесь надо обратить внимание на то, что на сайте значится модель AL2032W, без суффикса "A".


Как передняя панель корпуса, так и собственно ЖК-матрица имеют блестящую глянцевую поверхность (приглядевшись к фотографии, можно даже увидеть отражение стоящего на штативе фотоаппарата, которым монитор фотографировали). Как к этому относиться – в общем-то, вопрос личных пристрастий: с одной стороны, чисто внешне выглядит AL2032WA весьма привлекательно, с другой стороны, для его установки надо выбирать такое место, чтобы перед монитором не было источников света – иначе они будут отражаться в экране, изрядно мешая (особенно в играх и фильмах).


Несмотря на то, что на первый взгляд родная подставка кажется единственным возможным вариантом для этого монитора, на самом деле под декоративной крышкой скрывается крепёж для стандартного крепления VESA 100х100 мм.


Собственная же подставка монитора изящна, но не слишком функциональна – регулировать она позволяет лишь угол наклона экрана.


Имеющиеся у монитора разъёмы разделены на три группы. Первая включает в себя аналоговый вход, звуковой вход и разъём питания. Доступ к ним не слишком удобен, но, с другой стороны, вряд ли кому-то потребуется часто ими пользоваться.


Во вторую группу входя два разъёма – DVI-D и SCART, они размещены в углублении на корпусе, закрытом резиновой крышкой. Смысл этой крышки мне не слишком понятен – если SCART ещё можно отнести к редко используемым разъёмам, то уж DVI будет задействован в абсолютном большинстве случаев, а потому крышка всегда будет открыта. Да и с эстетической точки зрения, кабель от аналогового разъёма D-Sub аккуратно прячется за подставку, в то время как DVI всегда будет торчать на виду.

И, наконец, третья группа – на боку монитора – включает в себя S-Video и композитный видеовходы, а также второй аудиовход (если первый был представлен "миниджеком" и предназначался для соединения с компьютером, то здесь используются два "тюльпана").


Основные кнопки управления монитором сгруппированы на его правом торце, ещё одна кнопка – "Input" – присутствует на нижней части корпуса.

Быстрый доступ предусмотрен к регулировке громкости, автоподстройке (при аналоговом переключении) и переключению входов. Последнее делается довольно медленно, при этом монитор не умеет определять, к каким из входов подключён источник сигнала, поэтому, скажем, даже если к аналоговому входу ничего не подключено, при нажатии кнопки «Input» монитор всегда будет перебирать и его тоже.


Экранное меню монитора не слишком удобное, в основном благодаря проблемам с его логической организацией, которые я уже отмечал, рассматривая в предыдущей статье монитор Ferrari F-19. Tак, при работе с компьютером переключение входов расположено в разделе «Setting», а при работе с видеовходами оно перемещается в «Options» -- подобные мелочи достаточно сильно раздражают, если вам часто приходится пользоваться соответствующими пунктами меню. Кроме того, монитор не имеет режима "картинка в картинке", что для модели с видеовходами весьма странно.

В меню есть выбор режима отображения -- «Wide» или «Normal». Влияет он только на изображения форматов 4:3 или 5:4, широкоэкранное изображение всегда показывается на полный экран.

По умолчанию яркость установлена на 100%, контрастность – на 80%, для получения уровня белого 100 кд/кв.м яркость пришлось снизить до 35%, а контрастность – до 40%. Яркость регулируется ШИ-модуляцией питания ламп подсветки на частоте 340 Гц.

Градиентные заливки воспроизводятся отлично, без каких-либо огрехов.


Гамма-кривые проходят несколько выше идеальных, на практике это означает, что изображение будет белёсым, неконтрастным (тут, конечно, надо различать контрастность монитора как отношение уровня белого к уровню чёрного и то, что глаз субъективно воспринимает как более контрастное изображение – это разные вещи). При уменьшении яркости и контрастности в настройках монитора вид кривых не меняется, все положенные оттенки воспроизводятся полностью.


Как и предыдущая модель, AL2032WA предлагает пользователю два варианта настройки цветовой температуры, не считая ручной подстройки. Качество настройки среднее, на тёмных оттенках серого температура заметно уходит вверх (что глазом, напротив, воспринимается как более холодный цвет). Впрочем, разница не настолько велика, чтобы стать критичной для большинства пользователей.


Монитор демонстрирует вполне типичную для "разогнанных" MVA-матриц картину – на тёмных тонах время отклика по-прежнему велико (61,5 мс в максимуме), но при смещении в сторону более светлых оттенков резко падает (у MVA-матриц без RTC оно снижалось куда плавнее). В результате среднее время отклика – по нашим измерениям – составило 8,5 мс, что удивительно хорошо согласуется с заявленной производителем цифрой 8 мс.


Разумеется, не обошлось и без артефактов RTC. Напомню, что под артефактами я подразумеваю только случаи завышенной величины форсирующего импульса – лишь в этом случае на мониторе появляется принципиально новый вид искажений, белая окантовка у тёмных объектов, движущихся на сером фоне, который ни при каких условиях невозможен у мониторов без компенсации времени отклика. Другой случай, когда величина импульса, напротив, недостаточна, приводит лишь к обычному для всех ЖК-мониторов смазыванию, и полностью описывается параметром "время отклика", так что уделять ему какое-то отдельное внимание попросту нет смысла.

Итак, артефакты у AL2032WA присутствуют, но достаточно невелики – 4,4% в среднем и 13,8% в максимуме. На практике это означает, что при желании их можно заметить, но если специально не приглядываться, то они вряд ли станут ощутимой помехой как при работе, так и в играх. Для примера, сравните показатели AL2032WA с современными сверхбыстрыми TN+Film-матрицами (подобные изделия, с временем отклика 2 и 4 мс, фигурировали в предыдущей нашей статье), на которых средняя величина промаха достигает 15% и даже выше, а отдельные пики возвышаются на десятки процентов. Вот где – действительно артефакты, а у AL2032WA это так, лишь повод для написания пары абзацев текста в статье.


Контрастность монитора, увы, оказалась невысока – от MVA-матрицы я ожидал хорошего результата, а продемонстрированные цифры, увы, находятся на весьма скромном уровне даже по сравнению с TN+Film-матрицами. Максимальная яркость же аккуратно совпала с заявленным производителем значением.

Итак, AL2032WA – достаточно неплохой домашний монитор. Он обладает рядом недостатков, но ни один из них нельзя назвать действительно существенным – не слишком высокая контрастность, средняя аккуратность настройки цветовой температуры, нелогичная организация меню, неудобное переключение входов... С другой стороны, монитор обладает привлекательным внешним видом (я вполне осознанно не обсуждаю использование в нём глянцевой матрицы – это скорее вопрос личного вкуса, нежели технический; тем не менее, при покупке не забудьте обратить внимание и на это), набором видеовходов и весьма быстрой матрицей с отличными углами обзора, что позволяет ему вполне успешно конкурировать с моделями других производителей в качестве универсального домашнего монитора.

Acer Ferrari F-20



По сути, этот монитор представляет собой "тюнингованную" версию рассмотренной выше модели AL2032WA – при совершенно одинаковых характеристиках отличаются они раскраской корпуса и наличием у F-20 встроенного ТВ-тюнера.


Первое, что бросается в глаза при взгляде на F-20 – ярко-красный цвет корпуса (кроме передней панели, она чёрная) и жёлтая эмблема Ferrari. Однако, если абстрагироваться от расцветки, становится ясно, что монитор является фактически копией AL2032WA – тот же корпус, та же подставка, лишь выкрашен иначе. Особенно роднит его с AL2032WA яркий синий светодиод индикатора питания, расположенный справа от экрана и ну никак не вписывающийся в дизайн от Ferrari.


Подставка позволяет регулировать лишь угол наклона экрана. Она цельнометаллическая, и потому, несмотря на скромные размеры, монитор держит отлично.


Первая группа разъёмов расположена на задней части корпуса, под подставкой. В неё входят разъём питания монитора (блок питания – внешний), аналоговый D-Sub и линейный звуковой вход.


Сбоку, в прикрываемой резиновой крышкой выемке расположены разъёмы SCART и цифровой DVI. Странность такого расположения DVI я уже отмечал, описывая AL2032WA – подключаться к компьютеру монитор чаще всего будет через него, так что смысл помещения его под крышку понять трудно.

На боку монитора расположена третья и последняя группа разъёмов – S-Video и композитный видеовходы, ещё один аудиовход, а также антенный вход ТВ-тюнера.


Кнопки управления монитором также разбиты на две группы. Основная находится на правом боку корпуса и включает в себя кнопку включения питания, а также кнопки вызова и навигации по меню. Кнопки "вверх" и "вниз" вне меню позволяют быстро отрегулировать громкость встроенных динамиков.


Вторая группа кнопок расположена снизу. Если в AL2032WA она была представлена единственной кнопкой переключения входов, то в F-20 добавились ещё две кнопки переключения каналов ТВ-тюнера.


Кроме того, к монитору прилагается пульт дистанционного управления. Вид его не наводит на мысли не то что о дизайне Ferrari, но даже об элементарном удобстве – пультик очень маленький, прямоугольной формы. Почти все кнопки на нём имеют одинаковые размеры и форму и расположены на равных расстояниях друг от друга – в результате пользоваться пультом вслепую крайне неудобно (особенно раздражает случайное попадание по кнопке "Power", после которого монитор, разумеется, попросту выключается). Объяснить, почему нельзя было спроектировать пульт, более соответствующий цене и статусу монитора, к которому он прилагается, я затрудняюсь.


О недостатках меню я также уже писал, причём дважды – чуть выше, говоря об Acer AL2032WA, а также в предыдущей статье, говоря об Acer Ferrari F-19. По сравнению с F-19, фактически есть только одно улучшение – в пункте выбора входа в любом из режимов показываются все имеющиеся в наличии варианты (в F-19 в режиме монитора показывались только два входа, DVI и D-Sub). В остальном же меню по-прежнему удивляет нелогичностью своей работы – если у большинства производителей мониторов с ТВ-тюнерами принято в режиме монитора делать "телевизионные" пункты меню недоступными, но не убирать их с экрана, то здесь вид меню заметно меняется при переключении между режимами монитора и телевизора, что несколько обескураживает. Кроме того, у монитора нет режима PIP ("картинка в картинке"), что для модели с ТВ-тюнером и вовсе удивительно – в результате удобно использовать его для одновременной работы на компьютере и просмотра ТВ попросту невозможно.

Модель F-19 вызвала у меня очень серьёзные нарекания по поводу работы ТВ-тюнера – то ли из-за ошибок в прошивке, то ли из-за чего-то ещё, но процесс настройки тюнера оказался, мягко говоря, нетривиальным. К счастью, с F-20 дела сложились значительно лучше – несмотря на то, что в меню выбора страны России по-прежнему нет (по умолчанию там была установлена Германия), монитор смог настроиться на все доступные эфирные каналы и продемонстрировал неплохое качество картинки. Из минусов можно отметить разве что тот факт, что на время настройки можно спокойно отправляться пить чай или дышать свежим воздухом – монитор зачем-то несколько раз проглядывает весь диапазон частот (по крайней мере, если судить по отображаемому индикатору прогресса), что занимает минут двадцать.

По умолчанию яркость установлена на 100%, контрастность – на 80%, уровень белого 100 кд/кв.м достигается установкой яркости на 35% и контрастности на 37%. Яркость регулируется лампами подсветки. Ни быстрого доступа к регулировке яркости, ни режимов с предустановленными настройками у монитора не предусмотрено.

Углы обзора весьма неплохи – всё же в мониторе установлена MVA-матрица, градиенты воспроизводятся весьма аккуратно при любых настройках яркости и контрастности, к равномерности подсветки у меня тоже претензий не возникло.


Показатель гаммы несколько занижен (то есть кривые проходят выше идеальных) – иначе говоря, изображение на мониторе выглядит бледноватым, недостаточно контрастным. Здесь надо сделать оговорку, что есть разные понимания слова "контрастность" – если с технической точки зрения это отношение уровня белого к уровню чёрного, то с точки зрения многих покупателей это некая субъективная характеристика изображения, зависящая от яркости, насыщенности цветов и тому подобных параметров. Поэтому, встречая в форумах отзывы покупателей вида "у этого монитора была маленькая контрастность", надо понимать, что чаще всего на самом деле под этим имеется в виду не контрастность как таковая, а бледность цветов, то есть заниженная гамма – как на графике выше.

Других же серьёзных дефектов цветопередачи у монитора нет – он воспроизводит весь положенный диапазон оттенков. При изменении настроек яркости и контрастности в меню монитора вид гамма-кривых сохраняется.


Монитор имеет всего два варианта настройки цветовой температуры, не считая пользовательского – тёплая и холодная – причём в первом случае средняя температура оказывается равной примерно 7000 К, в большинстве других мониторов такой режим называется "Normal", а не "Warm". Качество же настройки с точки зрения разброса температуры между разными оттенками серого – довольно среднее, разница превышает тысячу градусов.


Среднее время отклика F-20 составило всего лишь 8,6 мс – отличный результат для MVA-матрицы и разница всего лишь в 0,1 мс (а такая цифра вполне вписывается в погрешность измерений) с моделью AL2032WA, что лишний раз подтверждает близкое родство этих двух мониторов.


Средняя величина погрешности работы компенсации времени отклика оказалась равна 4%, максимальный же промах составил 13,8% -- также весьма неплохой результат, говорящий нам о том, что на практике соответствующие артефакты практически не будут заметны. Разумеется, если их искать специально, то увидеть их можно будет и без помощи осциллографа, но если не заниматься этим целенаправленно, то мешать работе за монитором они не будут совершенно.


Контрастность монитора оказалась повыше, чем у AL2032WA, но не принципиально – увы, по меркам VA-матриц цифры весьма скромны, в идеале хотелось бы увидеть цифру 400:1 и выше, а F-20 не смог дотянуть даже до трёхсот к одному.

На данный момент разница в стоимости AL2032WA и Ferrari F-20 составляет более полутора сотен долларов. За эти деньги вы получаете:

дизайн Ferrari;
ТВ-тюнер без режима PIP, то есть без возможности просмотра ТВ одновременно с работой за компьютером;
неудобный пульт дистанционного управления.

Разумеется, это вопрос личных пристрастий, но мне трудно назвать Ferrari F-20 удачной покупкой для кого-либо, кроме фанатов соответствующих автомобилей. Как монитор он достаточно неплох (хотя и выдающимся F-20 никак не назовёшь), но высокая цена в сочетании с набором недостатков делают его не слишком привлекательным даже по сравнению с ближайшим родственником, AL2032WA.

BenQ FP202W



FP202W относится к сравнительно недавно появившемуся классу бюджетных 20" мониторов, отличающихся не только довольно скромными характеристиками, но и весьма низкой ценой – менее 450 долларов. Однако, в отличие от рассмотренного выше Acer AL2017, он построен на базе матрицы с полным разрешением 1680x1050, хоть и выполненной по всё той же технологии TN+Film.


Несмотря на крайнюю простоту дизайна, внешне монитор выглядит весьма строго и элегантно – простой чёрный корпус с тонкой рамкой вокруг экрана и аккуратной прямоугольной подставкой. По нему совершенно не ощущается, что это одна из самых дешёвых моделей в данном сегменте рынка. Монитор оказывается неожиданно низким – это заслуга широкоэкранной матрицы, если в рассмотренных выше моделях Acer размеры матрицы скрадывались крупным корпусом и расположенными снизу динамиками, то здесь их не скрывает ничто.


В профиль монитор оказывается довольно крупным, у него толстый корпус и основательная подставка. Увы, последняя позволяет регулировать лишь угол наклона экрана.


Впрочем, при необходимости подставку можно заменить на стандартную VESA-совместимую – отверстия для крепления последней у монитора имеются, на фотографии они лишь прикрыты декоративной крышкой. Родная подставка при этом демонтируется.


Монитор имеет как аналоговый, так и цифровой входы (что, несомненно, является заметным плюсом – мало того, что с использованием цифрового входа работать с монитором удобнее, так ещё и при разрешении 1680x1050 на аналоговом входе могут возникнуть проблемы с качеством изображения) и встроенный блок питания.


А вот кнопки управления монитором представляют собой образец "как делать не надо". Проблема в том, что они расположены в выемке на боковой грани корпуса, причём подписи к ним расположены там же. В результате со стороны передней панели кнопок не видно вообще, а пользоваться ими вслепую весьма неудобно – кнопок аж восемь штук и все они имеют одинаковую форму. В результате, чтобы произвести над монитором какое-либо действие, приходится либо разворачивать его боком к себе, либо вставать с кресла и самому заглядывать сбоку. В принципе, можно понять логику производителя, согласно которой он не стал размещать на передней панели хотя бы подписей к кнопкам, чтобы не нарушать строгий внешний вид монитора, но поддержать эту логику трудно – всё же, как мне кажется, эргономика должна быть важнее внешнего вида, тем более в недорогих изделиях.


Меню монитора стандартно для моделей BenQ и само по себе достаточно удобно в работе, но, увы, лишь само по себе. На данном конкретном мониторе все его плюсы мгновенно перечёркиваются описанной выше проблемой с расположением кнопок.

Набор настроек вполне стандартный для данного класса мониторов, ничего необычного нет. Предусмотрен быстрый доступ к регулировкам яркости и контрастности, переключению входов и предустановленным настройкам (таковых три – «Movie 1», «Movie 2» и «Photo»).

По умолчанию яркость установлена на 90%, контрастность – на 50%. Уровень белого 100 кд/кв.м достигается установкой яркости на 60% и контрастности на 37%.

Если с горизонтальными углами обзора всё в достаточной степени хорошо (современные TN+Film матрицы уже не демонстрируют катастрофического пожелтения белого цвета при взгляде сбоку и в общем и целом по этому параметру соответствуют MVA и PVA-матрицам, уступая лишь S-IPS), то при взгляде снизу или сверху мы видим типичнейшую для TN картину: в зависимости от угла, изображение либо очень сильно темнеет, либо светлее вплоть до инвертирования. На широкоэкранных матрицах, имеющих небольшую высоту экрана (20" широкая матрица почти в точности равна по высоте обычной 17" матрице и на три сантиметра меньше обычной 19") вертикальные углы обзора менее важны, чем горизонтальные, однако у TN+Film они достаточно плохи, чтобы это было заметно. Впрочем, в данном случае производитель хотя бы честно указал углы обзора – измерив их по падению контрастности до 10:1 (многие другие производители специально для мониторов на TN+Film-матрицах предпочитают пользоваться измерением по падению до 5:1, в результате чего в паспортных данных угол обзора 140 градусов "лёгким движением руки" превращается в 160 градусов; при этом для иных типов матриц углы обзора 170...178 градусов получаются и при измерении по падению до 10:1).

Градиентные заливки на мониторе воспроизводятся неаккуратно – на них присутствуют поперечные полосы, причём они видны при любых настройках яркости и контрастности (на многих мониторах эти полосы пропадают при настройках по умолчанию – впрочем, так как эти настройки обычно отличаются неразумно высокой яркостью, большого счастья пользователям они не приносят), да и сами по себе цвета выглядят несколько неестественно.


Тем не менее, соответствующие кривые выглядят весьма аккуратно, лишь немного занижена гамма – впрочем, отклонение от номинала невелико. FP202W исправно воспроизводит все положенные оттенки, причём вид кривых при изменении контрастности в настройках монитора не меняется (у некоторых моделей бывает так, что при настройках по умолчанию всё выглядит хорошо, но стоит снизить контрастность, как монитор перестаёт различать тёмные оттенки).


Монитор приятно удивляет качеством настройки цветовой температуры – для всех предлагаемых вариантов разброс между температурами разных оттенков серого невелик, да и средние значения весьма близки к желаемым. На мониторе нет ни слишком холодных (9300 К), ни слишком тёплых (5400 К) настроек, но это скорее даже к лучшему – большинству пользователей мониторов такого класса куда актуальнее настройки в диапазоне 6000...7500 К, соответствующие типичным задачам и типичному домашне-офисному освещению, а именно в нём FP202W предлагает три разных варианта.


Монитор не использует компенсацию времени отклика, а потому он относительно медленный. Впрочем, если сравнивать FP202W с другими моделями без RTC – результат относительно неплох , в максимуме полное время отклика лишь немного превысило 25 мс, в то время как у многих мониторов оно переваливает за 30 мс (хотя, если посмотреть выше по тексту на результат Acer AL2017, то он тоже был около 25 мс).


Увы, контрастность оказалась невысока – лишь при максимальных настройках монитор смог превысить цифру 200:1. Это весьма скромный результат даже для технологии TN+Film, никогда не блиставшей действительно высокой контрастностью.

Таким образом, FP202W выглядит вполне приемлемым монитором для использования в офисе или для не слишком притязательных домашних пользователей. Из минусов можно отметить поистине ужасную эргономику (придумать более неудобное расположение кнопок управления довольно трудно), "полосатость" градиентных заливок, низкую контрастность и не слишком быструю матрицу. Для офисной работы всё это ничуть не мешает, а вот если вы любите смотреть фильмы или играть в динамичные игры – FP202W может вас не удовлетворить. Из плюсов же монитора в первую очередь, разумеется, стоит отметить низкую цену – совсем недавно за такие деньги можно было приобрести разве что девятнашку; при этом FP202W демонстрирует достаточно приемлемые параметры и оснащён цифровым входом, что также весьма приятно.

BenQ FP2091



В отличие от предшественника, этот монитор представляет собой, можно сказать, классическую 20-дюймовую модель, построенную на S-IPS-матрице с соотношением сторон 4:3. Не столь давно абсолютное большинство 20" мониторов выпускались именно в таком форм-факторе, но сейчас они постепенно вытесняются широкоэкранными моделями.

Забегая вперёд, скажу, что на данный момент эта модель заменена на FP2092, так что в настоящем обзоре она присутствует скорее для сравнения.


При общей внешней схожести с FP202W, монитор смотрится менее элегантно. Виной ли тому серебристый цвет рамки или же другое соотношение сторон, сказать трудно, но факт налицо.


Подставка весьма громоздка, на её фоне при взгляде сбоку сам монитор при всех своих 20 дюймах диагонали кажется маленьким. Зато она позволяет регулировать не только наклон экрана, но и его высоту (от 14 до 27 см от стола до нижней кромки экрана), а также поворачивать экран вокруг вертикальной оси и в портретный режим. Минимальная высота экрана достаточно велика, так что владельцам высоких столов будет нелегко расположить монитор на нужном уровне – впрочем, при необходимости штатную подставку можно заменить на стандартный VESA-кронштейн.


Монитор имеет полный набор входов – аналоговый D-Sub, цифровой DVI-D, композитный и S-Video входы, а также USB. Последний используется для встроенного 4-портового хаба: один порт расположен тут же, на задней панели монитора, ещё два – сбоку и последний – сверху по центру корпуса, он предназначен для установки веб-камеры.


Всё управление монитором сосредоточено на левом боку корпуса, и, как и в случае с FP202W, об эргономике разработчики думали в последнюю очередь: чтобы увидеть подписи, придётся развернуть монитор к себе боком, а на ощупь нажимать кнопки весьма неудобно, так как все они одинаковой формы и размера.

Меню совершенно стандартное для мониторов BenQ и, если бы не расположение кнопок, оно было бы весьма удобным в использовании. Предусмотрен быстрый доступ к регулировкам яркости и контрастности, к выбору входов и к автоподстройке изображения под сигнал. Монитор поддерживает режим "картинка в картинке" и позволяет отдельно настраивать для второго изображения яркость, контрастность, тон и насыщенность цвета, а также размер и положение окна.

По умолчанию яркость установлена на 90%, контрастность – на 50%. Регулировка яркости на общую яркость изображения влияет достаточно слабо, в результате приходится пользоваться в основном регулировкой контрастности. При увеличении контрастности выше 60% пропадают светлые оттенки.

При настройках по умолчанию градиенты воспроизводятся нормально, но при уменьшении контрастности на них появляются вполне различимые поперечные полосы.


Гамма-кривые выглядят просто превосходно – они проходят очень близко к идеальным. Не меняется картина и при снижении контрастности – монитор аккуратно воспроизводит весь положенный диапазон оттенков, от самых тёмных до самых светлых.


Цветовая температура настроена достаточно аккуратно, в режиме "sRGB" (который и будет, несомненно, использоваться большинством людей) разница между температурами различных уровней серого весьма невелика, а средняя температура близка к положенным 6500 градусам. Чуть хуже обстоят дела с высокой температурой (режим "Bluish"), там разброс достигает тысячи градусов, но в общем и это ещё некритичная цифра, так что можно спокойно сказать, что с настройкой цветовой температуры у монитора всё вполне хорошо.


В FP2091 используется 16 мс S-IPS матрица без компенсации времени отклика. Увы, как и в случае с быстрыми TN+Film-матрицами, максимальная скорость достигается лишь на переключении между чёрным и белым цветами, на промежуточных тонах она меньше. Впрочем, монитор не выглядит медленным – он легко справляется с фильмами, да и большинство любителей поиграть будут вполне довольны.


Увы, контрастность оказалась невысока – монитор ни в одном из режимов не смог дотянуть хотя бы до 200:1. Яркость тоже несколько не дотягивает до обещанного уровня, но это уже не так страшно – в большинстве случаев в домашней обстановке ЖК-мониторы используются с яркостями не выше 120...150 кд/кв.м (а для работа с текстом – так и вообще менее 100 кд/кв.м), так что продемонстрированная цифра более чем достаточна.

Итак, BenQ FP2091 представляет собой модель среднего уровня, обладающую как достоинствами, так и недостатками. С одной стороны, в нём используется S-IPS матрица с великолепными углами обзора, монитор оборудован видеовходами и довольно аккуратно настроен. С другой стороны, явно хромает эргономика, матрица по современным меркам не слишком быстра, контрастность могла бы быть и повыше, а градиентные заливки – без поперечных полос. Своего покупателя FP2091, скорее всего, найдёт, но в борьбе с конкурентами ему придётся нелегко.

BenQ FP2092



FP2092, по сути, является немного улучшенной модификацией FP2091 – это видно как из характеристик (в них изменились только яркость да контрастность), так и из внешнего вида (а в нём не изменилось вообще ничего). Попробуем понять, в чём заключаются отличия – если, конечно, они вообще есть...


Внешний вид монитора изменений не претерпел – всё тот же чёрный (точнее, тёмно-серый – так лучше с точки зрения утомляемости глаз) цвет корпуса и серебристая рамка вокруг экрана.


Массивная подставка позволяет регулировать угол наклона и высоту экрана, а также разворачивать его в портретный режим и поворачивать вокруг вертикальной оси, причём при последнем действии вращается только верхняя часть подставки, что весьма удобно.


Регулировка высоты подставки блокируется кнопкой в её нижней части – особенно полезно это при переносе монитора с места на место, ибо неблокирующиеся подставки (как, например, у мониторов NEC) при поднятии монитора со стола с грохотом вытягиваются во всю свою длину. Здесь же достаточно опустить монитор вниз до предела и слегка надавить на него, чтобы со щелчком сработал фиксатор. Высота регулируется от 14 до 27 см.

При необходимости подставка легко снимается и заменяется на стандартную VESA-совместимую.


Монитор обладает полным набором входов – композитным, S-Video, аналоговым D-Sub и цифровым DVI-D, а также встроенным USB-хабом. Блок питания – внешний.


Блок питания преподнесёт неприятный сюрприз владельцам UPS – разъём питания на нём не то чтобы нестандартный, но, скажем так, не общепринятый. Поэтому для соединения с бесперебойником придётся либо менять вилку на прилагающемся к монитору шнуре, либо искать другой шнур – исключение составляют разве что немногочисленные модели UPS, имеющие обычные розетки (такие в последнее время появились среди продукции APCи других фирм).


USB-хаб имеет четыре порта – один на задней части монитора, два на левом боку и один сверху, по центру корпуса. Последний предназначен для подключения веб-камеры (BenQ производит камеры с соответствующим расположением разъёма) и закрывается резиновой заглушкой.


Как и у предшественника, кнопки расположены на левом боку монитора, спереди они не видны. Подписи к кнопкам также видны только сбоку, что делает управление монитором крайне неудобным – его приходится разворачивать к себе боком, иначе приходится нажимать кнопки на ощупь, что в связи с их одинаковой формой и размером довольно проблематично.


Меню вполне стандартное для мониторов BenQ, по сути точно такое же было и в FP202W, и в FP2092. Настройки вполне обычны для этого класса мониторов, ничего выдающегося нет. Предусмотрен быстрый доступ к регулировкам яркости и контрастности, к переключению входов и автоподстройке под сигнал при аналоговом подключении.

Для работы с видеовходами предусмотрен режим "картинка в картинке" (PIP), для второго окна можно задавать размер и положение, а также отдельно настраивать яркость, контрастность, насыщенность и тональность цвета. Режимов с предустановленными настройками нет ни для основного, ни для дополнительного изображения.

По умолчанию яркость установлена на 90%, контрастность – на 50%. Уровень белого 100 кд/кв.м достигается установкой яркости на 43% и контрастности на 45%.

Как и у FP2091, на градиентных заливках присутствуют поперечные полосы. У FP2092 они немного менее контрастны, но зато проявляются при любых настройках, включая заводские – впрочем, последнее вполне может зависеть от конкретной партии мониторов, ибо заводская калибровка от партии к партии может меняться.


Гамма-кривые выглядят ничуть не хуже, чем у предшественника, они проходят очень близко к идеальным. Монитор полностью воспроизводит весь положенной диапазон оттенков как при настройках по умолчанию, так и при снижении яркости и контрастности.


Цветовая температура настроена столь же аккуратно, как и у FP2091 – здесь практически не к чему серьёзно придраться.


График времени отклика также отличается от результатов FP2091 незначительно – в правой его части кривые идут чуть повыше, в левой чуть пониже, но в среднем ничего не изменилось. Время отклика матрицы достаточно хорошо для просмотра фильмов и приемлемо для игр – хотя, конечно, до последнего поколения матриц с компенсацией времени отклика FP2092 никак не дотягивает.


И, наконец, замеры яркости и контрастности. Несмотря на обещанное производителем увеличение контрастности с 400:1 до 700:1, реальные цифры улучшились достаточно слабо – лишь на максимальных настройках монитор смог превысить порог 200:1.

Таким образом, какой-либо существенной разницы между FP2091 и FP2092 обнаружить мне не удалось – оба монитора демонстрируют крайне близкие характеристики, не говоря уж о совершенно одинаковом конструктивном исполнении. Так что владельцы FP2091 могут не расстраиваться по поводу обладания не самой последней моделью, а только собирающимся купить себе новый монитор стоит учесть, что FP2092 представляет собой модель среднего класса, не имеющую действительно серьёзных недостатков, но и не обладающую какими-либо выдающимися достоинствами.

NEC MultiSync 20WGX2



Этот монитор заинтересовал меня уже по своим техническим характеристикам – для него при S-IPS матрице указано время отклика 6 мс GtG, что позволяет серьёзно надеяться на наличие компенсации времени отклика. Более того, с такими параметрами он вполне может составить конкуренцию быстрым игровым мониторам на TN+Film-матрицах, при этом превосходя их по углам обзора и цветопередаче.


Внешне монитор выполнен в уже привычном для новых моделей NEC стиле, со слегка закруглёнными углами и расположенным под корпусом блоком кнопок. Несмотря на объективно большие размеры корпуса, субъективно монитор не производит впечатление громоздкого, наоборот, смотрится он весьма органично.


Габариты особенно хорошо заметны при взгляде сбоку, на фоне довольно тоненькой подставки толщина корпуса выглядит весьма внушительной. Подставка же, увы, позволяет регулировать лишь наклон экрана – регулировки высоты не предусмотрено, не говоря уж о портретном режиме.


Монитор имеет как аналоговый, так и цифровой входы, а также 4-портовый USB-хаб. Два его порта находятся сбоку (их отлично видно на предыдущей фотографии), а ещё два – сзади, вместе с остальными разъёмами. Блок питания – встроенный.


Кнопки управления расположены отдельным блоком под корпусом и выполнены по стандартной для последних мониторов NEC схеме – кнопка питания, три обычных кнопки управления и четырёхпозиционный джойстик. С последним как раз и связано большинство проблем – во многих экземплярах мониторов работает он довольно плохо; так и в этот раз, джойстик неуверенно отрабатывал перемещение вправо, а вместо перемещения вниз иногда получалось влево.


Меню монитора также вполне типично для современных изделий NEC, оно достаточно удобно в использовании и при этом красиво.

Быстрый доступ предусмотрен к настройкам яркости и контрастности (движением джойстика), а также к переключению входов и режимов DV Mode. Из мелких недостатков можно отметить то, что открывающиеся при нажатии кнопок быстрого доступа вспомогательные меню всегда расположены по центру экрана, вне зависимости от того, где находится основное меню (его позиция задаётся в настройках).

Режимы DV Mode имеют принципиальное отличие от большинства других мониторов, в которых предусмотрены заранее заготовленные наборы настроек – они регулируют не яркости и контрастность, а показатель гамма-компенсации, что зачастую приводит к пропаданию тёмных или, наоборот, светлых тонов изображения, поэтому пользоваться DV Mode надо с некоторой осторожностью. Соседний же с ними режим, Advanced DV Mode, означает автоматическую подстройку яркости монитора в зависимости от изображения на экране (чем светлее картинка, тем выше устанавливается яркость монитора) – теоретически это должно в некотором роде увеличивать доступный монитору динамический диапазон, практически же, как и во всех подобных случаях, эффект зависит от личных пристрастий пользователя: многим подобные "плавающие" настройки не нравятся.

К слову, помимо контрастности 700:1, производитель заявляет для 20WGX2 ещё и так называемую динамическую контрастность, равную 1600:1 и актуальную только при использовании режиме Advanced DV Mode. Получается эта цифра хитрым путём: уровень белого измеряется на светлом изображении, на котором Advanced DV Mode увеличивает яркость экрана, а уровень чёрного – напротив, на тёмном изображении, когда Advanced DV Mode яркость экрана уменьшает. Отношение же этих двух величин и даёт нам искомые 1600:1 – иначе говоря, фактически оно означает, что Advanced DV Mode может автоматически менять яркость экрана в 1600/700 ~ 2,3 раза.

Очевидно, что динамическая контрастность не даёт никакого выигрыша на статических изображениях – выше головы не прыгнуть, и на них монитор никакими ухищрениями цифру 700:1 превысить не сможет. Эффект заметен только в динамике (то есть в играх и фильмах), когда за счёт автоматической подстройки яркости на лету светлые изображения оказываются ярче, чем они были бы без автоподстройки, а тёмные – наоборот, темнее. Разумеется, так как яркость регулируется сразу для всего экрана, на тёмных изображениях с отдельными яркими областями (например, на изображении ночной улицы с редкими фонарями) никакого эффекта не будет. Конечно, в некотором смысле такая регулировка – это костыль, призванный скомпенсировать невысокий динамический диапазон современных мониторов, но в некоторых случаях он может оказаться вполне уместным. Впрочем, тут всё зависит от личных пристрастий пользователя.

Одной из самых серьёзных проблем нашего экземпляра монитора была очень неравномерная засветка экрана: по всем четырём углам экрана расползались безобразные светлые пятна с радужными обводами, отлично заметные даже при дневном освещении. Судя по всему, это связано с несколько неудачной конструкцией корпуса: по углам матрица излишне сжата, что приводит к её искривлению. Тем не менее, судя по отзывам пользователей в форумах, многие экземпляры 20WGX2 от такой проблемы не страдают, а у тех, кому всё же не повезло, равномерность подсветки значительно улучшалась через несколько недель работы (это вполне логично – со временем любой излишне затянутый крепёж, в том числе и корпуса монитора, немного ослабевает). Однако я советую при покупке обратить отдельное внимание на равномерность подсветки экрана (лучше всего её изучать при чёрном фоне и максимальной яркости), чтобы не попасть на неудачный экземпляр.

По умолчанию яркость установлена на 100%, контрастность – на 50%, уровень белого 100 кд/кв.м достигается установкой яркости на 20% и контрастности на 23%. Яркость регулируется модуляцией питания ламп подсветки.

Градиентные заливки воспроизводятся не совсем идеально, но достаточно неплохо – поперечные полосы на них есть, но они малозаметны и при обычном использовании монитора мешать не будут.

С точки зрения углов обзора использование S-IPS-матрицы обуславливает как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, углы обзора очень хороши, на монитор можно смотреть практически сбоку, при этом изображение лишь немного теряет в контрастности и почти не теряет в цветопередаче. С другой стороны, на чёрном фоне даже при небольшом отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану хорошо виден типичный для S-IPS фиолетовый оттенок – нельзя сказать, что это фатальный недостаток (с моей точки зрения, уж лучше этот фиолет, нежели скромные углы обзора какого-нибудь TN+Film), он он хорошо заметен, даже если специально не приглядываться.

Матрица монитора имеет блестящее глянцевое покрытие. На витрине такое покрытие смотрится весьма неплохо, однако при реальном использовании, увы, обнаруживается существенный недостаток – монитор весьма критичен к расположению и яркости источников света в комнате, при неудачном стечении обстоятельств вы имеет все шансы наблюдать на экране всевозможные блики, отражения и тому подобные неприятные вещи.


Гамма-кривые выглядят великолепно, они очень точно совпадают с идеальными, практически сливаются с ними в единое целое. Монитор полностью воспроизводит все положенные оттенки, причём картина не ухудшается и при уменьшении контрастности – но, к сожалению, лишь до тех пор, пока пользователь не воспользуется одним из режимов DV Mode. Кроме того, не стоит увеличивать контрастность монитора выше паспортных 50% -- при этом матрица уходит в насыщение, то есть монитор перестаёт различать светлые оттенки, отображая их как сплошной белый цвет.


Монитор обладает впечатляющим для своего класса (всё же он относится к недорогим домашним моделям) набором предустановленных цветовых температур – целых шесть значений. При этом аккуратность настройки вызывает исключительно положительные эмоции, разброс температур между различными оттенками серого весьма невелик.


В MultiSync 20WGX2 действительно оказалась матрица с компенсацией времени отклика – таким образом, это первый в нашей лаборатории монитор на быстрой S-IPS-матрице. Среднее время отклика оказалось равно 6,6 мс, а максимальное – 10,0 мс, таким образом, 20WGX2 уверенно опережает модели на MVA и PVA-матрицах (среди которых лидерство на данный момент держит Acer AL2032WA со средним временем отклика 8,5 мс) и приближается к моделям на базе быстрых TN+Film-матриц с компенсацией времени отклика.


Ошибки RTC в среднем невелики – всего 3,1%, но вот в максимуме они достигают 58,2%, на переходе с чёрного на тёмно-серый цвет. На практике это означает, что на некоторых тёмных сценах в фильмах и играх на движущихся объектах будет возникать неприятная серебрящаяся каёмка, но при этом сцены такие будут достаточно редки, ибо артефакты велики лишь на единичных переходах.


Контрастность монитора оказалась на среднем уровне, в максимуме она немного превысила 250:1 (речь, конечно, идёт о статической контрастности). Яркость же при этом крайне высока, она позволяет легко использовать монитор для просмотра фильмов даже ярким солнечным днём – на практике абсолютное большинство пользователей вряд ли когда-либо превысят даже половину возможностей монитора.

Итак, в общем и целом MultiSync 20WGX2 произвёл на меня весьма приятное впечатление – у NEC получился очень удачный домашне-игровой монитор, отлично сочетающий быструю матрицу с превосходными углами обзора и хорошей, аккуратной цветопередачей. Из недостатков стоит отметить подставку, не позволяющую регулировать высоту экрана, относительно невысокую контрастность и характерный фиолетовый оттенок S-IPS-матрицы, а также блестящую глянцевую поверхность экрана. Тем не менее, людям, выбирающим себе универсальный домашний монитор, хорошо подходящий как для игр и фильмов, так и для работы, в том числе и работы с фотографиями, вне всякого сомнения, в первую очередь стоит обратить своё внимание на 20WGX2 – скорее всего, они не будут разочарованы его возможностями.

NEC MultiSync LCD2070WNX



Название этого монитора вызывает ассоциации со старой и хорошо зарекомендовавшей себя моделью LCD2070NX, но, увы, это ложный след – если 2070NX был монитором среднего класса на базе S-IPS-матрицы, то 2070WNX представляет собой недорогое изделие на широкоэкранной TN+Film. Из его параметров некоторый интерес вызывает разве что необычное время отклика матрицы – 10 мс (пометка "ISO" означает, что время измерено как суммарное время переключения с чёрного на белый и обратно, то есть согласно стандарту ISO13406-2). Нам встречалось много 12 мс и 8 мс матриц, но вот 10 мс – впервые. Тем не менее, из указания времени отклика согласно ISO13406-2 уже можно сделать предварительный вывод, что RTC монитор не имеет и потому вряд ли сможет нас удивить скоростью своей реакции.

Указанные в таблице углы обзора измерены по падению контрастности до 5:1. Если использовать общепринятую (к сожалению, в последнее время – лишь для отличных от TN+Film типов матриц) методику измерения по падению контрастности до 10:1, то они уменьшатся до 140/125 градусов – совсем невпечатляющая цифра.


Внешне монитор весьма похож на рассмотренный выше 20WGX2, разве что блок кнопок другого цвета. В остальном – всё тот же крупный, но при этом не выглядящий громоздким благодаря скруглённым углам корпус новых мониторов NEC.


Подставка немного видоизменилась, она стала более основательной, и что куда более существенно, появилась регулировка высоты экрана. Диапазон регулировки составляет 11 см, при этом в нижнем положении экран находится на довольно скромной высоте, что, несомненно, порадует владельцев высоких столов (напомню, что верхняя кромка экрана должна находиться не выше уровня глаз работающего за монитором человека). Вообще, в лице 2070WNX мы наблюдаем некоторый парадокс – бюджетный монитор, конструктив которого лучше, нежели у заметно более дорогого 20WGX2.


Монитор оборудован аналоговым и цифровым входами, а также 4-портовым USB-хабом. Два порта этого хаба вынесены на боковую поверхность корпуса (в них удобно подключать всевозможные флэшки), а оставшиеся два – сзади, рядом с остальными разъёмами (в них можно включить клавиатуру, мышь или, скажем, кардридер). Блок питания – встроенный.


Как и в 20WGX2, все органы управления монитором сосредоточены в отдельном блоке под экраном – четыре кнопки и джойстик. Последний традиционно слегка барахлил, не слишком уверенно отрабатывая нажатие вправо (кажется, это направление вообще является больным для джойстиков NEC – уж на каком мониторе подряд...).


Меню также вполне стандартно, и по сравнению с 20WGX2 из него исчез только пункт "Advanced DV Mode" – очевидно, сказывается бюджетность монитора, которому столь продвинутые функции по статусу не положены.

По умолчанию яркость установлена на 100%, контрастность – на 50%; для получения уровня белого 100 кд/кв.м пришлось опустить яркость и контрастность до 30%.

Градиенты воспроизводятся хорошо, но, если приглядеться, на них можно заметить поперечные полосы, но они едва видны. Недостаток этот, впрочем, настолько малозаметен, что можно считать его абсолютно несущественным.


Гамма-кривые приемлемы, но не более того – они заметно отклоняются от идеальных, особенно сильно "провисла" кривая для синего цвета. При уменьшении контрастности в настройках монитора кривые слегка выравниваются, но от идеала всё равно остаются далеки. Впрочем, с другой стороны, весь положенный диапазон оттенков монитор воспроизводит как при настройках по умолчанию, так и при пониженных яркости и контрастности – если только не трогать режимы DV Mode, традиционно вышибающие его из колеи.


А вот результаты замеров цветовой температуры снова радуют как количеством предлагаемых нам вариантов, так и точностью их настройки. Разброс между разными уровнями серого весьма невелик, и хоть абсолютные значения несколько отличаются от заявленных в меню, но набор из шести пунктов вместо привычных для мониторов такого класса двух-трёх позволит легко выбрать устраивающий вас вариант.


Несмотря на то, что матрица LCD2070WNX действительно не имеет компенсации времени отклика, я провёл измерения не только для переходов между чёрным и серым, но и для всех промежуточных вариантов "серый-серый" – просто чтобы иметь возможность сравнить с мониторами, такую компенсацию имеющими. Увы, результат не радует – среднее время отклика оказалось равно 16,6 мс (сравните эту цифру с 6,6 мс для NEC 20WGX2 или с 8,5 мс для Acer AL2032WA), а максимальное поднялось аж до 37,3 мс. Какие уж тут паспортные 10 мс, о чём вы.

Однако, может быть, в лице LCD2070WNX нам попалась какая-то старая и медленная TN+Film матрица? Давайте посмотрим на двумерный график времени отклика, по которому его можно легко сравнить с другими протестированными нами ранее мониторами:


Нет, матрица относительно быстра – на этом графике максимум лишь едва превысил 25 мс, что долгое время считалось мной отличным результатом. Таким образом, LCD2070WNX ещё раз продемонстрировал нам эффект от применения технологии компенсации времени отклика – обладая относительно быстрой по недавним меркам матрицей, он тем не менее катастрофически, в два и более раз, отстаёт от мониторов, имеющих RTC. Более того, и Acer AL2032WA, и NEC 20WGX2 построены на матрицах, традиционно считавшихся более медленными, нежели TN+Film – а здесь мы видим, что использование в них схемы RTC мигом перевернуло это соотношение с ног на голову.


Контрастность монитора оказалась на средне-невысоком уровне, около 200:1. Больше, в общем, тут сказать нечего...

Итак, результаты тестов убедительно показывают, что было бы глубоким заблуждением отождествлять LCD2070WNX с более старой моделью LCD2070NX, а тем более – с новым 20WGX2. Этот монитор построен на базе TN+Film-матрицы, отличающейся весьма скромными углами обзора, да плюс к тому же ещё и не блещущей скоростью отклика из-за отсутствия RTC. Основным преимуществом подобных мониторов является невысокая цена – впрочем, и тут LCD2070WNX не выходит победителем, так как он примерно на полсотни долларов дороже основных конкурентов (BenQ FP202W, Samsung 205BW и так далее). По своим же параметрам монитор не представляет собой ровным счётом ничего выдающегося, эта модель в первую очередь рассчитана на офисную работу и нетребовательных домашних пользователей, которым не помешают ни маленькие углы обзора, ни относительно медленная матрица. Пользователям же требовательным я бы советовал обратить внимание на старшую модель, рассмотренный выше MultiSync 20WGX2.

NEC MultiSync LCD2190UXi



Если все рассмотренные выше мониторы были в общем-то обычными домашними моделями, то MultiSync LCD2190UXi относится к совершенно другому классу – производитель позиционирует его как базовую модель для работы с CAD/CAM, цветом и тому подобными задачами.


Монитор выполнен в старом классическом дизайне NEC – угловатые очертания, крупный корпус, как будто вырубленный топором; разве что подставка не стала немного поизящнее, раньше и она была строго прямоугольной формы. Если в домашних мониторах дизайнеры NEC перешли к округлым формам, то в моделях профессиональной серии (к ним относятся мониторы с суффиксами UX, SX и FX) был сохранён строгий внешний вид.


Монитор крупный, массивный, особенно хорошо это заметно сбоку. Подставка позволяет регулировать высоту экрана (фиксатора у неё, кстати, нет, поэтому при подъёме монитора со стола она с грохотом выдвигается на максимальную длину) и угол его наклона, а также разворачивать монитор в портретный режим. При необходимости штатную подставку можно заменить на стандартную VESA-совместимую.


LCD2190UXi имеет сразу три входных разъёма – цифровой DVI-D, универсальный DVI-I (к нему можно подключить как аналоговый, так и цифровой сигнал) и аналоговый D-Sub. Расположенный слева круглый разъём "DC Out" предназначен для подключения приобретаемых отдельно динамиков, навешиваемых на корпус монитора снизу. Какого-то особенного смысла в этих динамиках нет, стоят они сравнительно дорого и в продаже встречаются редко, а перед обычными настольными имеют только одно преимущество – не занимают место на столе. Блок питания у монитора встроенный.


Весьма интересным моментом является реализация управления – впервые такое решение компания применила в 90-й серии мониторов. Большая часть кнопок никак не подписана, однако при входе в экранное меню рядом с ними на экране загораются поясняющие надписи. Сделано это, судя по всему, ради единственной возможности – в портретном режиме надписи автоматически поворачиваются. В остальном же подобные ухищрения имеют больше недостатков, нежели достоинств – обычные надписи, нанесённые краской на кнопки, легче читаются и при работе заметно удобнее.

Бывают, к тому же, и курьёзы. Например, при появлении сообщения


надписи не зажигаются, а потому кнопку "Exit" приходится угадывать.


Само же по себе меню похоже на таковое в рассмотренном выше NEC 20WGX2, но отличается большей аскетичностью оформления и большим количеством настроек – забавно, что в их число входят даже такие пункты, как выбор цветов экранного меню и светодиода индикатора питания (для последнего есть только два варианта – синий и зелёный, так что есть ещё простор для дальнейшего развития: так, если поставить в кнопку трёхцветный RGB светодиод, цвет его свечения можно будет выбирать из весьма обширной палитры, что, несомненно, привлечёт массу новых покупателей).

Впрочем, я, конечно же, шучу. В основной своей массе настройки весьма полезны: в мониторе есть два режима автоматической регулировки яркости (на основании датчика внешней освещённости и на основании анализа выводимого изображения), автоматическая регулировка контрастности (предназначена только для аналогового входа), настройка цветовых температур по шести координатам...

Также с монитором поставляются две программы под Windows: NaviSet, дублирующая функции экранного меню, и GammaComp, позволяющая перепрошивать LUT монитора, то есть, фактически, осуществлять его аппаратную калибровку. К сожалению, новые значения в GammaComp можно подгружать лишь вручную – в отличие от ПО мониторов серии SpectraView, работать напрямую с калибратором она не умеет.


Кроме основного меню, есть ещё одно – расширенное. Попасть в него можно, удерживая при включении монитора кнопку "Input". Расширенное меню – текстовое, и за счёт этого в нём умещается существенно больше настроек, нежели в основном (и, разумеется, все настройки основного меню в нём продублированы). Одним из самых интересных для нас пунктов (он даже выделен на фотографии выше) является возможность включения компенсации времени отклика – по умолчанию она отключена.

По умолчанию яркость установлена на 100%, контрастность – на 50%, для получения уровня белого 100 кд/кв.м необходимо снизить яркость до 70%, а контрастность – до 42%. Яркость регулируется модуляцией питания ламп подсветки.

Ни к равномерности подсветки, ни к воспроизведению градиентных заливок у меня не возникло ни малейших претензий – с этой точки зрения монитор выглядит великолепно.


Гамма-кривые выглядят прекрасно, они практически сливаются с идеальными в одно целое. Монитор полностью и очень аккуратно воспроизводит весь диапазон оттенков, от самых светлых до самых тёмных, более того, цветопередача ничуть не ухудшается и при уменьшении яркости и контрастности.


На выбор пользователю предлагается шесть вариантов цветовой температуры, причём четыре из них (кроме "sRGB" и "Native") можно индивидуально подстраивать. Точность настройки великолепная, это один из лучших результатов из всего, что я видел за время тестирования – фактически, если не считать "потепления" на тёмно-сером цвете (а оно на практике малосущественно, да и ошибка калибратора на тёмных тонах растёт), то разброс между температурами различных уровней серого укладывается в погрешность измерения, он в пределах нескольких десятков градусов! Это поистине превосходная точность настройки – обычно разброс достигает сотен, а иногда даже и тысяч градусов.


При настройках по умолчанию монитор нельзя назвать быстрым – на тёмных тонах время отклика заметно уходит вверх, хоть и не так круто, как у VA-матриц, но всё же почти достигает полусотни миллисекунд. Однако, в дополнительном меню монитора есть опция "Overdrive", включающая компенсацию времени отклика – по умолчанию она выключена (по-видимому, это объясняется целевой аудиторией монитора – в первую очередь это люди, которым важна точность цветопередачи, а потому совершенно незачем отпугивать их новомодными технологиями, ассоциирующимися с домашне-игровыми моделями).

Включаем...


Нельзя сказать, что картина изменилась принципиально, но она однозначно стала лучше – время включения пиксела уменьшилось в полтора-два раза (время гашения, разумеется, на этом графике не изменилось – переключение идёт на чёрный цвет, а на таком переходе RTC бесполезна).


Замеры времён промежуточных переходов "серый-серый" дают среднее время отклика 11,8 мс – с одной стороны, по меркам современных игровых мониторов это достаточно много (напомню, что у NEC 20WGX2 среднее время отклика равнялось 6,6 мс), но, с другой стороны, с такими показателями LCD2190UXi легко опережает любые мониторы на матрицах без RTC, в том числе и так называемые "быстрые" TN+Film (из теста NEC LCD2070WNX хорошо видно, почему они лишь "так называемые" – при паспортном времени отклика 10 мс реальное среднее арифметическое составило 16,6 мс, то есть чуть ли не в полтора раза больше, чем у LCD2190UXi). Максимальное же время отклика у LCD2190UXi оказалось равно 27,3 мс – на переходе с чёрного на тёмно-серый.


Увы, не обошлось и без специфических для RTC артефактов. Средний промах схему компенсации составил 3,0%, максимальный – 27,9% (впрочем, этот пик приходится примерно на середину диаграммы, то есть регистрируется при переходе между достаточно близкими уровнями серого цвета – а значит, на практике будет заметен достаточно мало). Таким образом, артефакты малы и вряд ли доставят какие-либо неудобства, но они всё же есть.


Контрастность монитора оказалась на уровне не слишком высоком, но вполне нормальном для S-IPS-матриц – я напомню читателям, что эта технология сверхвысокой контрастностью никогда не отличалась. Впрочем, и в паспортных характеристиках показатель заявлен не рекордный – 500:1.

Таким образом, NEC MultiSync LCD2190UXi является великолепным выбором для работы с цветом – он прекрасно настроен и не имеет никаких сколь-нибудь заметных недостатков с точки зрения цветопередачи, это один из лучших мониторов из всего, что мне доводилось тестировать. Кроме того, монитор обладает огромным количеством всевозможных настроек, я бы даже сказал, излишним – без регулировки цвета светодиода индикатора питания вполне можно было бы прожить. Фактически, предусмотрены настройки абсолютно на все случаи жизни, вплоть до тонкой подстройки под аналоговые кабели, хотя вряд ли многие будут использовать такие мониторы на аналоговом подключении. LCD2190UXi стоит на полпути между обычными моделями и мониторами серии SpectraView, специально предназначенными для профессиональной работы с цветом – так что, если вам нужна максимально точная цветопередача, но SpectraView слишком дороги, то LCD2190UXi – ваш выбор. Монитор, по сути, даже не требует обязательной калибровки, настолько хорошо он настроен изначально.

При этом LCD2190UXi отнюдь не является медленным, после включения RTC он становится вполне пригоден для динамических игрушек, хотя и отстаёт по времени отклика от лучших современных домашне-игровых мониторов. Более того, артефакты RTC достаточно малы, так что у большинства пользователей попросту не возникнет потребности этот RTC выключать – вполне можно держать его включённым постоянно, в работе это мешать не будет.

Основным же минусом LCD2190UXi является цена – на данный момент он стоит более полутора тысяч долларов, за эту сумму уже вполне можно купить один 24" монитор или пару 20-21". Поэтому я не рекомендую ориентироваться при покупке на LCD2190UXi до тех пор, пока вы совершенно чётко не понимаете, что вам нужна именно эта модель – этот монитор предназначен для людей, твёрдо знающих, что именно они хотят получить, и для них он подходит просто великолепно. Большинство же пользователей, скорее всего, не заметят существенной разницы между LCD2190UXi и вдвое более дешёвыми домашними моделями, так что для них покупка LCD2190UXi будет лишь необоснованной тратой денег.

Далее: Тестирование 20" и 21" ЖК-мониторов: серия вторая. Часть 2