Обзор семи 19" ЖК-мониторов HannStar

Автор: SV
Дата: 12.11.2007
Все фото статьи

Введение


Несмотря на то, что до сих пор продукция компании HannStar было малоизвестна на российском рынке, молодой эту компанию назвать трудно – она была основана в 1998 году на Тайване. Что интересно, HannStar является одним из немногих производителей собственно ЖК-панелей, а не только готовых мониторов на их базе.

В России же HannStar была неизвестна до лета 2007 года, когда компания "Инлайн" начала поставки ЖК-мониторов под брендом Hanns.G, производство которых является одним из направлений деятельности HannStar.

Если говорить о текущем модельном ряде мониторов, выпускаемом компанией HannStar, то в нем есть как широкоэкранные модели с соотношением сторон экрана 16:10, так и "обычные", с соотношением сторон 5:4. В предлагаемой вашему вниманию статье мы познакомимся с семью 19" моделями Hanns.G – хотя компания регулярно издает пресс-релизы о выпуске мониторов больших диагоналей, основу ее модельного ряда до сих пор составляют "семнашки" и "девятнашки".

Методика тестирования


Описание методики тестирования, используемого нами оборудования, а также краткое объяснение, что означают на практике те или иные паспортные или же измеряемые нами параметры мониторов, можно найти по следующей ссылке: "Описание методики тестирования". Если вы чувствуете, что недостаточно хорошо ориентируетесь в цифрах и терминах, которыми изобилует статья – пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующими разделами указанного описания, надеемся, оно прояснит многие вопросы.

Внешний вид и эргономика


Начнем, пожалуй, с таблицы с краткими техническими характеристиками участников сегодняшнего тестирования.


Как несложно заметить, все модели сделаны на TN-матрицах, а значит, обладают весьма скромными углами обзора, не идущими ни в какое сравнение с тем, что нам демонстрируют мониторы на S-IPS и *VA-матрицах. При этом отрадно видеть, что производитель указал углы обзора, измеренные по "честной" методике с падением контрастности до 10:1, а не 5:1, как это делают многие, чтобы цифры не столь значительно отличались от демонстрируемых матрицами других типов.

Разрешение абсолютно типично для 19-дюймовых мониторов: 1280х1024 у пяти моделей с соотношением сторон 5:4 и 1440х900 у двух с соотношением 16:10. Ничего необычного нет как в показателях яркости, которая колеблется от 250 до 300 кд/кв.м в зависимости от модели, так и в контрастности, которая составляет 700:1, что является стандартным значением для мониторов без использования технологии динамической контрастности.

Что же касается скорости матриц, то все модели, кроме HG191D, не имеют компенсации времени отклика, судя по указанным значениям 5 мс и 8 мс, измеренным по методике ISO. А вот HG191D приятно порадовал паспортным откликом 2 мс, при том, что даже среди широкоэкранных мониторов других производителей модели с компенсацией времени отклика встречаются пока что довольно редко.

Ну а теперь посмотрим на дизайн каждой модели.


Внешний вид HC194D тяжело назвать привлекающим к себе внимание – перед нами модель, которую так и тянет назвать "офисной". Корпус монитора, выполненный из невзрачного серого пластика, располагается на простой черной подставке, обеспечивающей регулировку лишь угла наклона. На задней стенке монитора предусмотрены отверстия для крепления VESA-совместимых подставок, поэтому при желании "родную" подставку можно снять и заменить на другую или на настенный кронштейн.


Набор разъемов абсолютно стандартен: DVI, D-Sub, аудиовход и разъем кабеля встроенного блока питания. К сожалению, выхода для вывода звука на наушники не предусмотрено.


Кнопки управления расположены в центре нижней части корпуса, а по сторонам от них расположились встроенные динамики. Поясняющие пиктограммы выдавлены в пластике и поэтому очень тяжело читаются. Быстрый доступ обеспечивается к автоподстройке, регулировке громкости звука и – посредством вывода дополнительного меню из двух пунктов – настройкам яркости и контрастности. Несколько удивил зеленый светодиод индикации питания – он расположен в маленьком отверстии над кнопкой питания и посажен настолько глубоко, что из большинства положений перед монитором попросту не виден.


Меню монитора не представляет собой ничего особенного, оно достаточно удобно в обращении и предлагает стандартный набор функций. Из недочетов можно отметить лишь то, что при выходе из меню и повторном открывании не запоминается последний использовавшийся пункт.


На этот раз перед нами широкоэкранная модель. Как и предыдущий монитор, HG191D выполнен в сером корпусе, стоящем на простой пластиковой подставке черного цвета, обеспечивающей лишь регулировку угла наклона. На задней стенке мы снова видим отверстия, позволяющие заменить подставку на стандартное VESA-крепление.


Набор разъемов аналогичен описанному выше: аналоговый и цифровой видеовходы, аудиовход и разъем кабеля для встроенного блока питания. Разъема для подключения наушников снова не предусмотрено.


В HG191D кнопки находятся справа на нижней стороне корпуса и спрятаны от взгляда пользователя, на передней панели расположен лишь светодиод индикации питания и подписи кнопок. В принципе, такое расположение можно было бы назвать удачным, если бы поясняющие диаграммы были бы хорошо заметны, но в данном случае они выдавлены в пластике и очень тяжело читаются. Быстрый доступ обеспечивается только к функции автоподстройки под сигнал и регулировке громкости, все остальное доступно лишь через меню.


Меню выглядит откровенно бедно. Конечно, от него в основном требуется функциональность, а красота дело вторичное, но в данном случае все слишком уж грубо. И даже возможность смены цвета меню с установленного по умолчанию не спасает, поскольку пиктограммы то остаются те же, да и с удобством работы тоже есть определенные проблемы – меню не запоминает последнюю выбранную позицию при выходе из него, а сам выход реализован только в качестве пункта меню, без привязки к этому действию какой-либо кнопки.


Модель HQ191D выглядит по сравнению с предыдущими почти красивой, по крайней мере, вместо привычного серого прямоугольного верха и черного низа перед нами корпус, выполненный в округлых формах и полностью окрашенный в черный цвет. Своим внешним видом монитор скорее несколько напоминает недорогой ЖК-телевизор, чем устройство для компьютера.

Уровень функциональности, впрочем, такой же, как и у рассмотренных выше моделей: подставка обеспечивает регулировку лишь угла наклона, совместимость с VESA-креплением в наличии.


В наборе доступных разъемов изменений не произошло: аналоговый и цифровой видеовходы, аудиовход и разъем кабеля для встроенного блока питания.


Набор очень маленьких кнопок управления находится в правой части нижней стороны корпуса. Управлять HQ191D еще сложнее, чем описанным выше HG191D – к проблеме незаметных подписей добавились трудности с попаданием по очень маленьким кнопкам. Быстрый доступ обеспечивается к автоподстройке под сигнал и регулировке громкости.

Меню монитора полностью идентично виденному нами у HG191D.


Дизайн HS191D напоминает несколько облагороженный внешне HC194D – серый корпус стал выглядеть чуточку солиднее за счет черной полосы в нижней части, несколько изменилась форма кнопок. В остальном же, перед нами все та же серо-черная классика "офисных" моделей. Не изменилась и функциональность: простенькая подставка по-прежнему обеспечивает лишь регулировку угла наклона, а на задней панели мы встречаем хорошо знакомые отверстия для крепления VESA-подставки.


Набор разъемов все тот же: аналоговый и цифровой видеовходы, аудиовход и разъем кабеля для встроенного блока питания.


Если на сером фоне выдавленные в пластике подписи были плохо заметны, то на черном их увидеть вообще практически невозможно, что ощутимо осложняет управление на первых порах. Быстрый доступ снова обеспечивается лишь к функции автоподстройки и регулировке громкости звука.

Меню аналогично тому, что мы видели в HG191D и HQ191D.


Внешний вид HW191D также не представляет собой ничего интересного – перед нами еще одна модель, выполненная в серо-черном стиле. От рассмотренного выше широкоэкранного HG191D она отличается перенесенным на боковую панель блоком кнопок управления и более массивной подставкой. Впрочем, последняя по-прежнему обеспечивает лишь изменение угла наклона. Как и у предыдущих моделей, подставку можно снять и заменить на любую VESA-совместимую.


Набор разъемов прежний: аналоговый и цифровой видеовходы, аудиовход и разъем кабеля для встроенного блока питания.


С управлением есть определенные проблемы и у данной модели: кнопки выполнены практически вровень с корпусом, а поясняющие надписи выдавлены прямо на них, что в сочетании с расположением кнопок на боковой поверхности корпуса приводит к тому, что управлять приходится исключительно наугад, нащупывая кнопки пальцами. Быстрый доступ по-прежнему обеспечивается лишь к функции автоподстройки и регулировке громкости звука.

Меню аналогично тому, что мы видели в моделях HG191D, HQ191D и HS191D.


Если внешний вид корпуса JC198D мало чем отличается от рассмотренных выше моделей, то вот с подставкой произошли разительные изменения, которые нельзя не поприветствовать. У данного монитора подставка обеспечивает не только изменение угла наклона, но и регулировку высоты в пределах от 90 до 170 мм, а также позволяет поворачивать экран в портретный режим. Последнее, надо заметить, функция на любителя, поскольку при повороте плохие вертикальные углы обзора TN становятся плохими горизонтальными, что сильно портит наблюдаемое изображение при отклонении головы от положения строго напротив центра экрана.


А вот набор разъемов не изменился, в него по-прежнему входят аналоговый и цифровой видеовходы, аудиовход и разъем кабеля для встроенного блока питания. Как и у остальных моделей, разъема для подключения наушников не предусмотрено.


Самое интересное в кнопках управления – это их подписи. Да, они, как и у рассмотренных выше моделей, выдавлены в пластике и трудно различимы, но вызывает интерес то, что пиктограммы абсолютно аналогичны тем, что мы многократно встречали на мониторах ViewSonic (тяжело с чем-либо спутать этот своеобразный способ маркировки кнопок двумя стрелками и цифрами "1" и "2"). Быстрый доступ, как и остальных мониторов, обеспечивается лишь к автоподстройке и регулировке громкости звука.


Как и кнопки управления, меню также практически идентично по дизайну используемому в мониторах ViewSonic. Оно достаточно удобно в управлении, некоторые затруднения вызывает лишь отсутствие каких-либо цифр в регулировках яркости и контрастности. Примерно ориентироваться можно лишь по количеству нажатий, необходимых для полного прохождения шкалы – для яркости это 50 нажатий, а для контрастности – 100.


Внешне JC199D напоминает предыдущую рассмотренную нами модель, только выполненную в черном цвете. К сожалению, к нему не перешло основное достоинство JC198D – подставка с большим набором регулировок. В JC199D использована простенькая пластиковая подставка, обеспечивающая только изменение угла наклона. Как и все остальные рассмотренные нами мониторы HannStar, данная модель совместима с VESA-креплением.


Набор разъемов все тот же – в него по-прежнему входят аналоговый и цифровой видеовходы, аудиовход и разъем кабеля для встроенного блока питания.


Как и у рассмотренного выше JC198D, маркировка кнопок, расположенных на передней панели, очень сильно напоминает используемую в мониторах ViewSonic. Пиктограммы выдавлены в пластике и очень тяжело читаются, особенно на черном корпусе.

Меню аналогично рассмотренному выше у JC198D.

Тестирование


После рассмотрения эргономики и дизайна перейдем к оценке неравномерности подсветки, качества настройки цветопередачи, времени отклика и прочих параметров, которыми характеризуется основная функция монитора – показ изображения.

По умолчанию, яркость всех мониторов установлена на 100 %. У моделей HW191D, JC198D и JC199D контрастность также составляет 100 %, в HC194D – 80 %, а у остальных (HG191D, HQ191D и HS191D) она равна 70 %. Для получения уровня белого 100 кд/кв.м необходимо снизить яркость и контрастность до следующих значений:

HC194D – 40 %;
HG191D – 60 %;
HQ191D – 33 %;
HS191D – 47 %;
HW191D – 69 %;
JC198D – 62 %;
JC199D – 52 %.

С воспроизведением плавной градиентной заливки нормально справились только HC194D и HG191D, у всех же остальных моделей наблюдались поперечные полосы, слабо заметные при настройках по умолчанию, но заметно проявляющиеся при снижении контрастности.

Большинство моделей корректно отображает темные тона при снижении контрастности, лишь у HC194D при снижении контрастности ниже 15 % и у JC198D при контрастности меньше 33 % самые темные тона сливались с черным фоном. У всех мониторов значение контрастности, установленное по умолчанию, оказалось максимальным, при котором самые светлые тона еще не сливаются с белым цветом, поэтому в данном случае в выигрыше оказались те три модели, у которых этот уровень равен 100 %, поскольку они обеспечивают больший диапазон регулировки контрастности без потери качества передачи изображения.

У всех семи мониторов регулировка яркости обеспечивается ШИ-модуляцией на следующих частотах:

HC194D – 264 Гц,
HG191D – 430 Гц,
HQ191D – 794 Гц,
HS191D – 358 Гц,
HW191D – 209 Гц,
JC198D – 440 Гц,
JC199D – 440 Гц.

Посмотрим, какую равномерность (или неравномерность) подсветки продемонстрируют наши испытуемые.


Средняя неравномерность подсветки у HC194D составляет 6,2 % на белом цвете и 7,4 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 20,3 % и 21,9 %. Такие результаты можно назвать лишь приемлемыми, но не лучше – более светлые вертикальные края на темном фоне хорошо заметны, те же области ощутимо темнее, чем остальная часть экрана при отображении белого фона


У HG191D средняя неравномерность подсветки составляет 4,7 % на белом цвете и 4,9 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 17,6 % и 18,3 %. Это результат несколько лучше, чем у предыдущей модели, к тому же визуально на мониторе не наблюдается областей, заметно отличающихся по яркости от общего фона как на белом, так и на черном цвете.


У HQ191D средняя неравномерность подсветки составляет 5,0 % на белом цвете и 8,8 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 14,3 % и 24,3 %. Если ситуацию с равномерностью на белом цвете можно назвать хорошей, то на черном перед нами предстает весьма неприглядная картина с большими перепадами яркости по всему полю.


Средняя неравномерность подсветки у HS191D составляет 5,2 % на белом цвете и 7,6 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 17,3 % и 16,9 %. Это несколько многовато, чтобы назвать равномерность хорошей, но и каких-либо особых проблем такие значения обычно не вызывают.


Для HW191D средняя неравномерность подсветки составляет 4,8 % на белом цвете и 4,6 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 15,1 % и 15,5 % – весьма неплохой результат. Обратите внимание, у широкоэкранных моделей в этом обзоре равномерность заметно лучше, чем у мониторов с соотношением сторон 5:4.


Средняя неравномерность подсветки у JC198D составляет 6,5 % на белом цвете и 6,7 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 19,3 % и 20,1 %. Достаточно неплохой результат, но все же он чуть хуже, чем у широкоэкранных моделей этого же производителя.


Для JC199D средняя неравномерность подсветки составляет 6,2 % на белом цвете и 9,3 % на черном, в максимуме достигая на тех же цветах соответственно 15,9 % и 25,3 %. И снова, как и у HQ191D, белый в пределах нормы, а вот на черном фоне наблюдаются проблемы в виде значительных перепадов яркости по полю: особенно выделяются светлые полосы вдоль верхнего и нижнего краев экрана.

Все мониторы, представленные в данном обзоре, имеют обычный для ЖК-мониторов цветовой охват, лишь немного превышающий стандартный охват sRGB в области зеленого цвета и чуть отличающийся от него в области красного и синего. Говорить об отличиях между моделями практически нет смысла, поэтому мы приведем диаграмму лишь для модели HC194D.

При желании, вы можете оценить охваты остальных мониторов, пройдя по следующим ссылкам:

HG191D,
HQ191D,
HS191D,
HW191D,
JC198D,
JC199D.



У HC194D с гамма-кривыми все в порядке, они лежат плотной группой очень близко к идеальной кривой для гаммы 2,2. Все оттенки передаются без каких-либо проблем.


При снижении яркости и контрастности все кривые остаются практически на месте, все тона по-прежнему воспроизводятся очень хорошо.


А вот у HG191D мы видим совсем другую ситуацию с гамма-кривыми: показатель гаммы у него значительно выше положенного 2,2, поэтому кривые гораздо более сильно изогнуты. Изображение в таких случаях выглядит чрезмерно контрастным и несколько более темным, чем должно быть. Плюс, синяя кривая заметно отличается от остальных, что вносит дополнительные искажения в цветопередачу.


При снижении контрастности прогиб несколько уменьшается, выправляя цветопередачу, но все равно форма кривых отличается от идеальной.


При настройках по умолчанию у HQ191D синяя кривая, как и у предыдущего рассмотренного нами монитора, заметно отличается от остальных. Правда, на этот раз ее показатель гаммы меньше, чем надо.


А вот в данном случае снижение яркости и контрастности привело гамма-кривые к подобающему виду, почти полностью убрав искажения цветопередачи.


У HS191D качество настройки гамма-кривых не радует: все три кривые сильно отличаются друг от друга, говорить в таких условиях о точной цветопередаче уже не приходится.


И снова, как уже мы видели чуть выше у HG191D, снижение контрастности производит положительный эффект. К сожалению, его недостаточно. чтобы полностью исправить цветопередачу, к тому же, у нас появилась еще одна проблема. Обратите внимание, что левая часть синей кривой горизонтальна, а это значит, что примерно 20 % самых темных синих тонов будут сливаться с черным цветом.


У HW191D при настройках по умолчанию тоже далеко не все в порядке: синяя кривая отличается от остальных, а все три кривые имеют характерный изгиб в правой части, говорящий о значительно завышенной настройке контрастности.


Уменьшение яркости и контрастности в меню помогает решить проблему с правой частью кривых и значительным отличием синей кривой от остальных, но вызывает новую проблему, в виде увеличившегося подъема в средней части, в результате чего изображение становится немного выцветшим. Да, этому монитору точно не повезло с настройкой гамма-кривых.


По сравнению с предыдущим испытуемым, у JC198D при настройках по умолчанию все почти хорошо, за исключением того, что кривые все же несколько отличаются друг от друга.


При снижении контрастности гамма-кривые JC198D проходят очень близко к идеальной, а значит, проблем с цветопередачей у данной модели на этих настройках не будет.


Ну и наконец, JC199D. Как и у некоторых его собратьев, при настройках по умолчанию мы видим проблему с синей кривой, чья форма ощутимо отличается от остальных.


Как и у предыдущего монитора, снижение контрастности практически полностью решает проблемы цветопередачи у JC199D, приводя все три гамма-кривые к форме, близкой к идеальной.

Ну что ж, самое время оценить качество настройки цветовых температур.


У HC194D и выбор скромнее некуда, и качество, мягко говоря, хромает. Во всех режимах разброс температур достигает двух тысяч градусов: темные тона ощутимо холоднее, чем светлые.


У HG191D ситуация получше: у него на один режим побольше, а разброс значений для разных оттенков серого уже в пределах приемлемого и не превышает тысячи градусов.


В модели HQ191D мы снова встречаем чрезмерный разброс температур, доходящий во всех режимах, кроме "5500", до двух тысяч градусов. И опять темные тона холоднее светлых.


В HS191D нам предлагается на выбор уже пять режимов. Надо отметить, что, за исключением "9300", все прочие режимы настроены достаточно хорошо: максимальный разброс в них не превышает 400 К.


Этой широкоэкранной модели повезло меньше, чем HG191D. Во всех пяти предустановленных режимах разброс температур у HW191D превышает 1000 К, доходя в "9300" до 6000 К – темные тона ощутимо отдают в синеву.


Говорить о какой-либо точности настройки температуры в случае JC198D можно лишь для режима "Warm", в котором разброс составляет около тысячи градусов. Для "Normal" это значение превышает 3000 К, а в "Cool" уходит за умопомрачительные 10000 К.


Как и в предыдущей модели, в JC199D точность настройки наблюдается лишь в режиме "Warm", а в остальных режимах разброс превышает две тысячи градусов.


Поскольку все модели, за исключением HG191D, построены на TN-матрицах без компенсации времени отклика, то говорить сейчас о какой-либо серьезной разнице в скорости их отклика не приходится. У шести мониторов из семи (за исключением HG191D, который мы рассмотрим отдельно) диаграмма времен отклика по переходам примерно одинакова и очень схожа с приведенной для HC194D. Среднее время отклика колеблется от 12 до 15 мс, в то время как максимальные времена доходят до 25-30 мс на переходах между оттенками серого. Те, кому все же интересны диаграммы остальных мониторов, могут посмотреть их по следующим ссылкам:

HQ191D,
HS191D,
HW191D,
JC198D,
JC199D.

Формально, производитель нисколько нас не обманывает в заявляемых технических характеристиках, поскольку измерение времени отклика по стандарту ISO 13406-2 производится лишь на переходе "черный-белый-черный", где у TN-матриц без RTC время отклика минимально. Но давайте сравним их с HG191D, обладающим компенсацией времени отклика.


Не правда ли, разница видна невооруженным взглядом? Среднее значение составляет всего 2,9 мс, лишь на некоторых переходах время отклика превышает 10 мс, достигая в максимуме 18,3 мс. Вот это – действительно быстрая матрица, в то время как разницу между заявляемыми 5 мс и 8 мс, измеренными по методике ISO, заметить практически невозможно.

Однако, к технологии компенсации времени отклика "прилагаются" и ошибки. Посмотрим, как обстоит ситуация с ними у HG191D.


Уровень артефактов, связанных с работой RTC, нельзя назвать маленьким: среднее значение ошибки равно 11,4 %, а максимальное доходит до 60 % – значит за темными объектами на светлом фоне будет порой наблюдаться белый шлейф, что может быть заметно в играх.

Ну и в завершение посмотрим, как обстоят дела у наших испытуемых с яркостью и контрастностью


В целом, каких-либо особых проблем нет – у всех семи моделей яркость и контрастность находятся на типичном для мониторов на TN-матрицах уровне. Единственное, что хотелось бы отметить, это относительно высокий уровень засветки черного у моделей HC194D, HS191D и HW191D, хотя при обычном использовании это вряд ли будет заметно или составит проблему для многих пользователей.

Заключение


Итак, что же можно сказать о мониторах HannStar по итогам нашего тестирования? Прежде всего то, что все семь представленных в данном обзоре моделей являются типичными представителями класса так называемых "офисных" мониторов. Все представленные сегодня модели обладают теми или иными недостатками: практически у всех страдает настройка цветовой температуры, у мониторов с числом "191" в названии модели наблюдаются проблемы с цветопередачей из-за неточной настройки гамма-кривых, у всех неширокоэкранных моделей неравномерность подсветки оставляет желать лучшего. Опять же, шесть из семи мониторов лишены технологии компенсации времени отклика.

Хотя дизайн мониторов далек от привлекательного (особенно портят эргономику выдавленные в пластике плохо читающиеся подписи к кнопкам управления), но в нем есть и приятные моменты: все мониторы оснащены DVI-входом и позволяют заменить штатную подставку на любой VESA-совместимый кронштейн.

Если же попытаться выделить лидеров, то к ним я склонен причислить HG191D, единственный монитор из рассмотренных, обладающий компенсацией времени отклика (а широкоэкранные мониторы с ней встречаются еще не слишком часто и среди продукции других производителей), и JC198D, выгодно отличающийся от других описанных выше моделей подставкой с большим количеством степеней свободы. Остальные модели в основном различаются лишь дизайном да деталями настройки, и выбор между ними для пользователя будет происходить скорее из эстетических соображений, чем с точки зрения разницы в качестве изображения и технических характеристиках.

Уточнить наличие и стоимость мониторов HannStar

Другие материалы по данной теме


Выбор ЖК-монитора: осень-2007
Тестирование 19" ЖК-мониторов: серия восьмая
Тестирование 19" ЖК-мониторов: серия седьмая