3D-монитор ViewSonic FuHzion VX2268wm

Введение


Не столь давно мы рассматривали стереоочки NVIDIA GeForce 3DVision и поддерживающий работу с ними монитор Samsung SyncMaster 2233RZ, в прямом и переносном смысле привносящие в игровой процесс новое измерение: благодаря раздельному формированию изображений для левого и правого глаз, 3D Vision позволяет получить действительно трёхмерную картинку в играх, фильмах и даже на фотографиях (разумеется, специальным образом подготовленных). Это не некая «эмуляция объёма», это действительный, настоящий объём, получаемый ровно тем же способом, каким мы воспринимаем объёмность реального окружающего нас мира.

Уже тогда в качестве одного из главных достоинств 3D Vision мы называли способность работать с мониторами самых разных производителей, лишь бы они поддерживали развёртку 120 Гц и имели достаточно хорошее время отклика, а также выражали надежду на скорое появление конкурентов у продукции Samsung. Прошло несколько месяцев — и сегодня мы представляем вашему вниманию тестирование нового 120-герцового монитора ViewSonic FuHzion VX2268wm, уже появившегося в широкой продаже.

Если не считать высокой частоты развёртки, по своим параметрам монитор ничем не выделяется среди других «домашних» моделей: он построен на TN-матрице с компенсацией времени отклика, размер экрана равен 22 дюймам при разрешении 1680x1050, наличествуют аналоговый и цифровой входы.

Методика тестирования


Описание методики тестирования, используемого нами оборудования, а также краткое объяснение, что означают на практике те или иные паспортные или же измеряемые нами параметры мониторов, можно найти в материале «Методика тестирования ЖК-мониторов». Если вы чувствуете, что недостаточно хорошо ориентируетесь в цифрах и терминах, которыми изобилует статья – пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующими разделами указанного описания, надеемся, оно прояснит многие вопросы.

Если вы не нашли интересующий вас монитор в данной статье, имеет смысл свериться с полным списком протестированных моделей.

Внешний вид и эргономика


Монитор выполнен в корпусе из чёрного глянцевого пластика и выглядит довольно изящно:


Особенно добавляет ему внешней привлекательности серебристая полоса, огибающая по контуру весь корпус и делящая подставку на две части, — без неё VX2268wm смотрелся бы значительно скучнее.

Из минусов дизайна можно сразу же отметить характерную для многих моделей ViewSonic высокую подставку. Согласно эргономическим требованиям, глаза при работе должны находиться на уровне верхнего края экрана (тогда взгляд направлен немного вниз, глаза частично прикрыты веками и не пересыхают, а значит, меньше устают). При большом размере экрана и высокой подставке достичь этого можно, только усевшись в кресло соответствующей высоты, что не всегда удобно.


В центре передней панели, прямо под именем производителя, расположен синий светодиод индикатора питания, встроенный в соответствующую кнопку. К счастью, яркость он имеет достаточно скромную, так что при работе не мешает.


Подставка монитора, как и у абсолютного большинства современных домашних моделей, позволяет регулировать лишь угол наклона экрана, да и то — в достаточно небольших пределах. При желании, впрочем, штатную подставку можно снять и установить монитор на стандартный VESA-кронштейн, предназначенный для крепления на стену или к столу.


В отличие от Samsung SyncMaster 2233RZ, монитор ViewSonic имеет и аналоговый, и цифровой входы. Для работы с развёрткой 120 Гц он должен быть подключён по интерфейсу Dual-Link DVI (соответствующий кабель есть в комплекте, но если вы захотите его заменить, обратите внимание, чтобы новый кабель был именно DL-DVI, а не одноканальный SL-DVI).

Левее видеовходов видно гнездо для подключения звука — у VX2268wm есть встроенные колонки. Правда, они имеют традиционные скромные размеры и качество, так что годятся, по большому счёту, лишь для озвучивания событий Windows, для игр же лучше приобрести полноценную отдельную акустическую систему.

Блок питания у монитора — встроенный.


Кнопки управления находятся по центру нижней грани передней панели, спереди они не видны, но на ощупь находятся без проблем — небольшие, выпуклые, круглой формы. К сожалению, подписи, просто выдавленные в чёрном пластике, не видны вообще, так что функции кнопок придётся запомнить (не говоря уж том, что кнопки «Меню» и «Выбор» традиционно для ViewSonic обозначены цифрами «1» и «2» вместо полноценных подписей или пиктограмм). Впрочем, так как кнопок всего четыре штуки (не считая кнопки включения питания, которая расположена в другом месте), проблем это не доставляет.

Экранное меню




Экранное меню совершенно типично для продукции ViewSonic, его внешний вид не меняется уже много лет. Набор настроек в целом совершенно стандартный, точно такой же имеется у большинства домашних мониторов, — выделяется разве что возможность переключения режимов компенсации времени отклика.




Быстрый доступ — то есть нажатием одной кнопки, без захода в основное меню — предусмотрен к регулировкам контрастности, яркости и громкости звука.


К сожалению, хотя функция динамической контрастности у монитора есть, пользоваться ей крайне неудобно — она включается только из глубин основного меню. Так как динамическая контрастность в принципе имеет смысл только при просмотре фильмов, а при работе лишь сильно мешает, то возможность быстрого включения и выключения данного режима очень актуальна, а её отсутствие делает всю функцию фактически бесполезной.

В этом же разделе меню обращает на себя внимание пункт «Response time» — он позволяет переключать режимы работы схемы компенсации отклика. Подробнее об этих режимах и том, как они влияют на реальное быстродействие монитора, мы поговорим ниже, в разделе, посвящённом непосредственному тестированию.


Если вы периодически работаете в неродных (отличных от 1680x1050) разрешениях, стоит снять галочку с пункта меню «Resolution notice» — тогда вы больше не увидите на экране надоедливой таблички с рекомендацией сменить видеорежим.

Остальные настройки монитора совершенно типичны: переключение цветовых температур, регулировка положения и времени удержания меню на экране, подстройка картинки при аналоговом подключении и тому подобное.

Результаты тестирования


Тестирование времени отклика проводилось нами в двух режимах — при вертикальной развёртке 60 Гц и 120 Гц.

Время отклика: развёртка 60 Гц

При 60-Гц развёртке в меню монитора доступны три варианта настройки схемы компенсации отклика: «Standard», «Advanced» и «Ultrafast». Рассмотрим их по порядку.


При работе в «Standard» компенсация времени отклика попросту отключается, и VX2268wm превращается в обычный, не слишком быстрый 5-миллисекундный монитор. Как вы наверняка уже знаете из наших статей, эти 5 мс измеряются на переключении «чёрный-белый-чёрный», если же посчитать среднее арифметическое по переходам между полутонами, то число получается уже не столь красивое — 15,4 мс (GtG).


С переходом к режиму «Advanced» монитор ускоряется просто-таки радикально: среднее время отклика снижается в пять с лишним раз, до 3,0 мс (GtG). При этом даже самый медленный из переходов лишь едва превышает 5 мс.


Уровень сопутствующие артефактов в среднем равен 5,5 %, что достаточно неплохо.


На релаксацию пикселя — то есть на возврат его в положенное состояние после промаха схемы компенсации отклика — требуется в среднем 13,7 мс, что также является нормальным результатом. Так что, если вы предпочтёте играть на FuHzion VX2268wm без стереоочков и при развёртке 60 Гц, он вас не разочарует — монитор быстр, а артефакты достаточно малозаметны.


Режим «Ultrafast» снижает среднее время отклика до 2,2 мс (GtG). Вопрос в том, какой ценой?..


Увы, высокой: средний уровень промаха схемы компенсации отклика вырастает до 19,2 %.


Среднее же время релаксации пикселей после таких промахов увеличивается до 28,2 мс — более чем достаточно, чтобы артефакты (в виде чётких светлых каёмок и радужных разводов на движущихся объектах) стали хорошо заметны глазом.

Таким образом, при работе с развёрткой 60 Гц оптимальным режимом является «Advanced» — в нём монитор и быстр, и аккуратен. Режим «Standard» означает существенное замедление матрицы, а режим «Ultrafast» не столько улучшает время отклика, сколько привносит хорошо заметные, раздражающие артефакты.

Время отклика: развёртка 120 Гц

При переходе на развёртку 120 Гц меню выбора режима работы схемы компенсации отклика становится недоступно: это понятно, так как увеличение что времени отклика, что масштаба артефактов сверх некоторого значения в стерео-режиме приведёт к раздвоению картинки (монитор не будет успевать переключаться между левым и правым кадрами за то время, пока у очков обе линзы непрозрачны), поэтому монитор жёстко настроен на один, наиболее оптимальный режим. Нам же осталось только выяснить, что это за режим.


Среднее время отклика в нём оказалось равно 2,9 мс (GtG) — близко к 60-герцовому режиму «Advanced».


А вот уровень артефактов заметно снизился: если в «Advanced» он превышал 5 %, то здесь составляет всего лишь 3,1 %, что является прекрасным результатом.


Если же считать уровень артефактов по времени, в течение которого они держатся на экране, то тут всё ещё лучше — с 13,7 мс оно уменьшилось сразу до 5,2 мс. Схожую картину мы наблюдали и у Samsung SyncMaster 2233RZ: у него также при переходе с 60 Гц на 120 Гц значительно уменьшался уровень артефактов.

Более того, по сравнению с 2233RZ у монитора ViewSonic одновременно и немного лучше время отклика, и меньше уровень артефактов. А для качественной работы в стереорежиме и то, и другое очень важно, так как определяет, будет ли двоиться картинка или нет.

Впрочем, и без стереорежима мы советуем ставить развёртку 120 Гц, даже если на вашей видеокарте игры выдают и меньшее количество кадров в секунду, монитор в таком режиме обеспечит прекрасное быстродействие и минимальный уровень артефактов.

Яркость и контрастность

По умолчанию яркость монитора установлена на 100 %, контрастность — на 70 %. Уровня белого 100 кд/кв.м мы добились, снизив яркость до 50 %, а контрастность — до 55 %.


Яркость монитора находится на обычном для современных моделей уровне, чуть-чуть не дотягивая до 300 кд/кв.м. То же самое можно сказать и про контрастность — порядка 700:1. В режиме динамической контрастности наш калибратор не смог измерить уровень чёрного, показав нули.

В стереорежиме яркость монитора автоматически устанавливается на максимум, а пользовательские настройки блокируются — объясняется это тем, что яркость регулируется модуляцией питания ламп подсветки на частоте 330 Гц. Если поставить её ниже 100 %, мерцание ламп будет накладываться на частоту переключения стереоочков, что приведёт к крайне неприятным эффектам.

Равномерность подсветки



Средняя неравномерность подсветки на белом цвете оказалась равна 5,7 % при максимальном отклонении 13,7 %; на чёрном цвете — 7,4 % и 16,6 %, соответственно. По картинке, построенной по результатам измерений, видно, что каких-то особенно контрастных пятен на экране нет, на белом заметны затемнённые углы, а на чёрном — подсвеченные полосы вдоль нижнего и верхнего краёв экрана.

Цветовой охват


Монитор имеет стандартный цветовой охват, очень близкий к типовому охвату sRGB.

Гамма-кривые


При настройках по умолчанию гамма-кривые для красного и зелёного цветов проходят достаточно близкой к идеальной кривой гаммы 2,2, а вот кривая для синего цвета серьёзно провисла.


Впрочем, при снижении контрастности в настройках монитора все кривые выравниваются и сближаются как друг с другом, так и с идеальной кривой, нарисованной на графике чёрным цветом.

Цветовая температура


ViewSonic VX2268wm имеет пять предустановленных режимов настройки цветовой температуры. Наиболее адекватно выглядят режимы «sRGB» и «6500» — в них разброс температур между разными уровнями серого весьма невелик, и отметить можно разве что небольшой избыток зелёного цвета. Друг от друга эти режимы отличаются, по сути, лишь тем, что в «6500» доступны все пользовательские настройки, а в «sRGB» блокируется регулировка контрастности.

Ручная настройка монитора (режим «User») вылилась в установку контрастности 50 и цветов R=91, G=87, B=100. Результат такой настройки вы также видите выше на диаграмме — он довольно близок к идеалу.


Таблица с численными значениями температур подтверждает это: в режиме «6500» и при ручной настройке разброс между разными уровнями серого едва превышает 300 К. Для домашне-игрового монитора это является отличным результатом.

Заключение


Подводя итог, можно сказать, что компания ViewSonic представила весьма удачного конкурента монитору Samsung SyncMaster 2233RZ, до недавнего времени бывшего единственным вариантом для желающих играть в действительно трёхмерные игры. По сравнению с 2233RZ, ViewSonic FuHzion VX2268wm отличается немного лучшим качеством изображения — как с точки зрения настройки цветопередачи, так и с точки зрения времени отклика. Последний параметр у 3D-мониторов особенно важен — он определяет, насколько сильно и в каких сценах будет заметно двоение картинки в стереорежиме. У 2233RZ иногда можно было разглядеть лишние контуры у тёмных объектов на светлом фоне (например, у зданий на фоне неба); в случае с VX2268wm такие артефакты по-прежнему заметить можно, но они стали несколько слабее — а так как, по большому счёту, и с монитором Samsung они не мешали, а в большинстве игр и вовсе были не видны, то к модели ViewSonic тем более нет серьёзных претензий.

Мы не стали отдельно расписывать впечатления от работы в паре со стереоочками, хотя, конечно, проверяли монитор не только с помощью приборов, но и в реальных играх (кстати, у вас тоже есть такая возможность — смотрите постскриптум в конце статьи). В целом эти впечатления не отличаются от тех, что мы уже описывали ранее: трёхмерность изображения действительно есть и выглядит весьма реальной, серьёзных проблем с поддержкой игр не наблюдается (при условии, что игры написаны под API DirectX), более того, за время, прошедшее с первого тестирования очков, добавилась возможность просмотра стереофотографий, снять которые при минимальных усилиях можно на любой цифровой фотоаппарат, а также возможность сохранения стереоскопических скриншотов игр. В целом, по совокупности качеств — качеству изображения, поддержке игр, наличию в продаже мониторов и проекторов разных производителей — технология NVIDIA GeForce 3D Vision, на наш взгляд, была и остаётся наиболее предпочтительной для домашнего использования. О её перспективах многое говорит и тот факт, что за последние месяцы компании Samsung, Panasonic и Sony объявили о выходе на рынок «домашнего 3D», причём все три используют активные затворные стереоочки, как и GeForce 3D Vision. Уже в следующем году мы имеем все шансы увидеть в продаже телевизоры, проекторы, плееры, ноутбуки и игровые приставки с поддержкой стереорежима, а с учётом, что компания Sony владеет не только газетами, заводами и пароходами, но ещё и киностудиями — можно надеяться и на появление в продаже 3D-фильмов, рассчитанных на подобную аппаратуру.

Возвращаясь к сравнению с Samsung SyncMaster 2233RZ, можно сказать, что в целом между двумя этими моделями установился паритет: хотя FuHzion VX2268wm немного лучше по качеству настройки, 2233RZ превосходит его по эргономике — у него меньше высота корпуса и устойчивее подставка, есть режимы быстрого переключения яркости «MagicBright», удобно включается режим динамической контрастности и так далее. Наконец, на данный момент монитор Samsung стоит несколько дешевле, чем VX2268wm — хотя, скорее всего, это явление временное и обусловлено новизной модели ViewSonic, только появившейся в российской рознице. При условии же равных цен на SyncMaster 2233RZ и FuHzion VX2268wm, выбирать между ними можно, основываясь на личных предпочтениях — с технической точки зрения оба монитора интересны и хороши.

И, разумеется, даже если вы не интересуетесь стереорежимом, а просто ищете хороший и очень быстрый игровой монитор, всё равно стоит обратить пристальное внимание на 120-герцовые модели — как уже второй раз показывают наши измерения, такая частота развёртки позволяет сочетать очень высокую скорость матрицы с минимальным уровнем артефактов.

P.S. С 13 октября по 6 ноября в магазинах компании «Ф-Центр» у станций метров Бабушкинская и Владыкино проходит акция «Монитор с третьим измерением», в ходе которой вы можете лично попробовать монитор ViewSonic VX2268wm и очки NVIDIA GeForce 3D Vision. К вашим услугам — популярные игры разных жанров, демонстрационные видеоролики и стереофотографии. Стенды работают каждый день со вторника по пятницу, с 16 до 20 часов.

Уточнить наличие и стоимость монитора ViewSonic FuHzion VX2268wm

Другие материалы по данной теме


Стерео-очки NVIDIA GeForce 3DVision
Samsung SyncMaster 2233RZ: 120-герцовый ЖК-монитор
Стереомонитор iZ3D