Введение
Сегодняшняя наша статья посвящена самому популярному вопросу, возникающему у покупателей: «Что выбрать?». От многообразия продуктов и завлекающих этикеток буквально рябит в глазах, производители обещают сверхновые технологии — иногда по несколько штук в одном изделии, в голове борются желания не продешевить и не переплатить...
Предлагаемый вашему вниманию материал можно разделить на две части. В первой речь пойдёт о веяниях, появившихся или набравших силу в 2009 году — по сути, о наиболее заметных новых технологиях среди предлагаемых производителями; рассматривать мы их будем не столько с точки зрения «как это работает», сколько «что оно нам, покупателям, даёт». Вторая же часть статьи будет посвящена выбору монитора под конкретный круг задач — в ней мы и расскажем о том, на какие параметры обращать внимание, и укажем на конкретные модели различных производителей, которые могут вас заинтересовать. Разумеется, последнее будет в какой-то мере субъективным подходом: мы физически не можем перечислить все имеющиеся в продаже мониторы и дать рекомендации по ним, поэтому конкретные модели будем называть, сообразуясь со своим опытом и предпочтениями. Вполне возможно, что вам эти модели не понравятся — тогда вам стоит внимательнее изучить теоретическую часть статьи и подойти к выбору монитора самостоятельно.
Мы не будем в который раз подробно изучать, что означают параметры «контрастность», «динамическая контрастность», «время отклика» и другие — если вы хотите добиться полного понимания всего, что написано на коробке монитора, вам могут оказаться полезны следующие статьи:
Параметры современных ЖК-мониторов
ЖК-мониторы с компенсацией времени отклика
Параметры современных ЖК-мониторов: объективные и субъективные
Методика тестирования ЖК-мониторов
Кроме того, вас может заинтересовать
полный перечень протестированных нами мониторов.
Сегодня же мы будем стараться ко всему подходить с чисто практической точки зрения — что купить?
Технологии: формат 16:9
Несмотря на то, что и телевизоры, и мониторы достаточно давно уже пришли к торжеству широкого формата, пропорции их экранов были различны — если для первых однозначным стандартом сразу стало соотношение сторон 16:9, то вторые долгое время выпускались с пропорциями 16:10. Неудобство, впрочем, это причиняло разве что владельцам игровых приставок и видеоплееров, не признающих такой формат — при том, что большая часть мониторов, наоборот, не признавала формат 16:9, всегда растягивая картинку на полный экран. При использовании в паре с компьютером никаких проблем не возникало ни при работе, ни при просмотре фильмов.
Так или иначе, в ушедшем году телевизоры и мониторы наконец сравнялись: последние перешли к формату кадра 16:9. Вопросов в связи с этим может возникнуть два: зачем это сделали производители и как на это реагировать пользователям?
Ответ на первый достаточно прост: им так выгоднее. Производитель оперирует двумя параметрами — площадь экрана (чем она меньше, тем, очевидно, дешевле матрица) и количество заготовок матриц, помещающееся на одну заводскую подложку. Чем шире экран, тем меньше его площадь при той же диагонали — максимальную площадь при заданной диагонали имеет экран с соотношением сторон 1:1, то есть, попросту квадратный. Тем не менее, видимо, до внедрения очередного поколения производственных линий после нарезки подложки на матрицы с соотношением сторон 16:10 оставалось меньше отходов; теперь же ситуация поменялась и стало выгодно производить матрицы с соотношением сторон 16:9. Скорее всего, на нём производители теперь остановятся надолго — у кадра в HD-форматах видео соотношение сторон ровно такое же, так что логично его и придерживаться: покупатель не будет задавать лишних вопросов «почему?» и «что мне теперь с этим делать?».
Краткий ответ на второй вопрос ещё проще: никак не реагировать. С переходом на 16:9 количество доступных вариантов только выросло — если раньше модельный ряд по диагоналям экрана выглядел как «19—20—22—24», то сейчас это «18,5—20—21,5—23—23,6—24», причём особенно радует в нём массовость недорогих 23-дюймовых моделей с FullHD-разрешением 1920x1080. Очевидно, что проблемы выбрать устраивающий вас по стоимости, размерам и разрешению монитор нет; с точки же зрения удобства работы форматы 16:10 и 16:9 отличаются мало.
На различных форумах, тем не менее, встречаются два возражения. Первое звучит как «ваш двадцати ... (
вторая цифра зависит не только от объективных размеров, но и от фантазии автора) дюймовый монитор надо сравнивать с моим 19-дюймовым, потому что высота у них одинаковая!». Несколько непонятно, однако, почему сравнивать надо именно высоту экрана, а не ширину, площадь или разрешение — только потому, что иначе превосходство старой, почти квадратной (пропорции 5:4) 19-дюймовой модели с разрешением 1280x1024 и огромным размером пикселя не слишком очевидно? Естественное поле зрения человеческих глаз вытянуто по горизонтали, глазная мускулатура лучше приспособлена для перемещения взгляда по горизонтали, наконец, во избежание пересыхания глаз при работе экран должен располагаться ниже уровня глаз, чему небольшая его высота только помогает. Исходя из этого, широкоэкранные мониторы объективно выглядят более подходящими с точки зрения человеческой физиологии, чем мониторы с экраном 4:3 и уж тем более, почти квадратные 5:4. Для фильмов и игр широкоформатные мониторы однозначно лучше — опять же, из-за лучшего совпадения с полем зрения глаз и, соответственно, более сильного эффекта присутствия: недаром в кино широкий формат давно стал стандартом de facto. Для работы же это в основном вопрос привычки: в большинстве ПО меню, палитры, наборы инструментов и так далее исторически располагаются горизонтальными рядами, но ничто не мешает поместить их и сбоку от рабочего поля, а не сверху. Более того, в программах, где палитры и инструменты занимают действительно много места (графические редакторы, средства быстрой разработки приложений — RAD...), они по умолчанию располагаются именно сбоку, и широкоформатный монитор в таких случаях позволяет и открыть одновременно значительное количество инструментов, и высвободить место для основного рабочего поля.
Второе возражение — «при той же диагонали площадь экрана стала меньше». Спорить с ним по сути трудно, однако хотелось бы заметить, что меньше стала также себестоимость ЖК-панелей, а значит, в итоге, снизились и цены на мониторы. Если пытаться сравнить схожие по характеристикам модели с разными соотношениями сторон экрана, то картина получается вполне логичная: например, 20" мониторы с экраном 16:9 и разрешением 1600x900 лишь немного дороже, чем 19" с 16:10 и 1440x900 — но и рабочее пространство у них ведь тоже немного больше. Кроме того, вместе с форматом 16:9 появились очень удачные по сочетанию качеств 23" мониторы — большой экран, FullHD-разрешение, средний размер пикселя и весьма приятная цена. Совсем недавно за монитор с разрешением выше 1680x1050 пришлось бы выложить довольно заметную сумму, а сейчас его можно приобрести
менее чем за 8 тысяч рублей (справедливости ради надо заметить, что 21,5" модели при том же разрешении ещё дешевле, но они могут понравиться не всем из-за маленького размера пикселя).
Таким образом, каких-либо объективных причин сторониться широкоформатных мониторов нет — скорее, покупателям стоит радоваться одновременному появлению большего количества диагоналей в самом популярном секторе рынка (20—24") и стремительному снижению цен на мониторы с FullHD-разрешением 1920x1080.
Технологии: светодиодная подсветка
Мониторы со светодиодной подсветкой, часто именуемые «LED-мониторы» (что не совсем верно, так как настоящие светодиодные мониторы — это большие уличные рекламные табло, в которых изображение действительно формируется светодиодами), в последнее время быстро набирают популярность. Если на первых порах это были дорогие «имиджевые» модели, то сейчас, например, компания BenQ предлагает 19" модель со светодиодной подсветкой менее чем за 5 тысяч рублей.
Однако, говоря об их реальных, а не маркетинговых преимуществах, в первую очередь надо определиться, о каком именно типе светодиодной подсветки идёт речь. Таковых на данный момент существует три:
подсветка на светодиодных триадах, в которые входят светодиоды трёх цветов — красного, зелёного и синего. Этот тип подсветки позволяет получить великолепный цветовой охват и очень чистые цвета, но из-за дороговизны и неэкономичности используется лишь в профессиональных мониторах (NEC SpectraView Reference 21, Samsung XL20, XL24 и XL30). Единственная известная нам попытка сделать сравнительно недорогой монитор с подсветкой на RGB-триадах — Viewsonic VLED221wm — оказалась категорически неудачной из-за того, что производителям пришлось экономить на всём остальном, в частности, использовать матрицу с плохими углами обзора.
плоская подсветка на белых светодиодах: благодаря трёхкратному сокращению количества светодиодов, она оказывается значительно дешевле подсветки на триадах, но вот расширенного цветового охвата не обеспечивает. В этом типе подсветки светодиоды равномерно распределены по плоскости, параллельной плоскости матрицы, что позволяет при необходимости устанавливать разную яркость подсветки в разных частях экрана. Эта технология является дальнейшим развитием всем известной динамической контрастности, но на данный момент применяется только в ЖК-телевизорах.
торцевая подсветка на белых светодиодах: светодиоды располагаются в линию вдоль края матрицы, равномерная засветка экрана обеспечивается специальной конструкцией рассеивателя. Такая подсветка не обеспечивает ни возможности зонального управления яркостью, ни расширенного цветового охвата, зато экономична и очень компактна — это обусловило её популярность у производителей ноутбуков. В мониторах, как правило, также применяется именно она. Кроме того, в отличие от ламп с холодным катодом, светодиоды не содержат ртути, что упрощает утилизацию отслуживших своё устройств.
Итак, в обычных домашних мониторах в абсолютном большинстве случаев мы имеем дело с торцевой подсветкой на белых светодиодах. В будущем возможно использование в них и других типов светодиодной подсветки, но на данный момент ситуация обстоит именно так.
Samsung SyncMaster XL2370:
светодиодная подсветка позволяет сделать очень тонкий корпус Как правило, производители обещают, что светодиодная подсветка повлияет буквально на все характеристики монитора — контрастность, цветопередачу, равномерность подсветки… Так ли это?
Контрастность. Определяется исключительно свойствами ЖК-матрицы: отношением прозрачности открытого и закрытого пикселей, от подсветки не зависит вообще — ни от яркости, ни от типа этой подсветки.
Контрастность динамическая. Благодаря тому, что светодиоды, в отличие от газоразрядных ламп, зажигаются мгновенно, их можно гасить полностью, формально добиваясь высочайших значений динамической контрастности — она, напомним, определяется как отношение яркости белого при полностью белом экране к яркости чёрного при полностью чёрном. Однако в реальных условиях — в фильмах — абсолютно чёрные кадры даже на титрах редко бывают, в остальных случаях на экране всё же что-то есть, так что монитор с огромной паспортной динамической контрастностью заявленных производителем значений просто никогда не достигнет. В результате никакого практического смысла в увеличении значения динамической контрастности свыше 10000:1 нет — а это значение давно стало обычным для любых мониторов, в том числе и с подсветкой на флуоресцентных лампах.
Равномерность подсветки. В домашних мониторах, как уже было сказано выше, на данный момент применяется торцевая подсветка — то есть линейка светодиодов расположена вдоль торца матрицы, а освещение всего экрана обеспечивается специальным световодом-рассеивателем. По сути, это ничем не отличается от конструкции экранов ноутбуков и недорогих моделей мониторов с подсветкой на лампах — там лампа также размещается у торца экрана (в моделях подороже, где ламп несколько, они располагаются позади матрицы). Равномерность подсветки в такой схеме зависит исключительно от конструкции световода, и довольно часты дефекты не только в виде светлых пятен, но и в виде засветов вдоль стороны экрана, у которой расположена лампа или линейка светодиодов. В результате «светодиодные» мониторы по равномерности подсветки могут быть как лучше, так и хуже «ламповых» — всё зависит от конкретной модели.
Цветовой охват. Определяется свойствами цветовых фильтров ЖК-матрицы и спектром излучения подсветки. Трёхцветная — красный-синий-зелёный — подсветка позволяет добиться действительно большого цветового охвата, то есть, очень насыщенных и чистых цветов; подробнее про это можно прочитать в
соответствующей статье. Однако в домашних мониторах на данный момент применяются белые светодиоды, имеющие
непрерывный спектр излучения сложной формы, в результате чего цветовой охват таких мониторов очень мало отличается от охвата мониторов с подсветкой на лампах. Нельзя сказать, что они совсем одинаковы, но на глаз разницу заметить трудно.
Цветопередача. Вполне очевидно, что остальные аспекты цветопередачи вообще от типа подсветки не зависят — они определяются точностью настройки монитора, его электроникой, характеристиками ЖК-матрицы и так далее.
В результате, хотя нельзя сказать, что использование светодиодной подсветки не даёт никаких преимуществ, на качестве изображения эти преимущества не сказываются. Единственным однозначным достоинством «светодиодных» мониторов является меньшее энергопотребление; картинка же на них станет лучше не раньше, чем производители уйдут от белой торцевой подсветки к другим технологиям. Вряд ли это случится в ближайшем будущем — торцевая подсветка дешева, а вот про более продвинутые альтернативы такого сказать нельзя.
Соответственно, выбирать монитор именно со светодиодной подсветкой на сегодняшний день имеет смысл лишь в одном случае — когда вам очень важно энергопотребление. Иначе стоит ориентироваться в своём выборе на другие параметры, попросту не обращая на тип подсветки внимания.
Технологии: C-PVA и e-IPS
Ушедший 2009-й год ознаменовался одним событием, весьма значимым для ценителей мониторов с большими углами обзора — в продаже появились сравнительно недорогие модели на матрицах C-PVA и e-IPS (H-IPS). До этого момента покупателям приходилось выбирать между мониторами на TN, чьи вертикальные углы обзора до сих пор оставляют желать лучшего, и дорогими моделями на матрицах S-PVA и S-IPS (строго говоря, иногда в продаже появлялись и недорогие версии мониторов на этих матрицах, например, Samsung 215TW или Dell 2007WFP, но случалось это, прямо скажем, несистематически).
Про матрицу C-PVA мы уже
недавно писали на примере мониторов Samsung SyncMaster
F2080 и
F2380. От более дорогой S-PVA они отличается упрощённой структурой субпикселя, но на видимых глазом характеристиках это заметно не сказывается — более того, контрастность C-PVA оказалась просто непревзойдённой. К сожалению, C-PVA унаследовала и такие недостатки S-PVA, как изменение тональности цвета при взгляде под углом, а также пропадание деталей в тенях при прямом взгляде на экран. Тем не менее, мониторы на C-PVA прекрасно подходят для работы с чертёжной графикой, текстом, а зачастую и для домашнего применения — в случае, если вам не слишком важно время отклика, которое у двух упомянутых выше моделей сравнительно велико.
Разработчики e-IPS пошли по тому же пути, что и разработчики C-PVA, — у этого типа матриц по сравнению с S-IPS упрощена структура субпикселя, благодаря чему возросла прозрачность матрицы и снизилась стоимость производства (в частности, за счёт уменьшения мощности подсветки: при большей прозрачности для получения той же яркости экрана надо меньше света).
Основным недостатком e-IPS по сравнению с S-IPS являются уменьшившиеся углы обзора: при взгляде на e-IPS сбоку заметно падает контрастность изображения — чёрный цвет превращается в серый. С другой стороны, во-первых, отсутствует тональный сдвиг, чем не могут похвастаться ни TN, и C-PVA-матрицы, во-вторых, углы обзора, особенно по вертикали, всё равно заметно больше, чем у TN.
К слову, падение контрастности при взгляде сбоку может быть скомпенсировано с помощью специальной корректирующей плёнки, но, так как e-IPS матрицы по определению предназначены для мониторов среднего ценового диапазона, а плёнка стоит дополнительных денег, в абсолютном большинстве моделей она не используется.
На данный момент в продаже есть сразу несколько моделей мониторов на базе e-IPS матриц, и их цены приятно радуют — например, 23-дюймовый NEC MultiSync EA231WMi, обеспечивающий цветопередачу и углы обзора, достаточные даже для работы с фотографиями, по цене
менее 17 тысяч рублей.
Занятно, что, как и в случае с Samsung F-серии, разработчики не стали добиваться маленького времени отклика — EA231WMi вообще не оснащён компенсацией отклика, а потому его реальное быстродействие составляет около 16 мс (GtG), что хоть и приемлемо для фильмов и даже игр, но на фоне игровых TN-моделей делает его сравнительно медленным. Этого недостатка лишён другой довольно популярный e-IPS-монитор, 22-дюймовый Dell 2209WA, но, помимо меньшего размера экрана, он обладает и меньшим разрешением — 1680x1050 против 1920x1080 у EA231WMi, что в наше время повсеместного распространения HD-видео также уже можно считать недостатком.
Таким образом, напрямую конкурировать с моделями на TN-матрицах новые C-PVA и e-IPS-мониторы не могут: они не только на 30—50 % дороже, но и, как правило, обладают сравнительно большим временем отклика, что не позволяет назвать их игровыми моделями. Тем не менее, внедрение новых, удешевлённых типов матриц достаточно мало сказалось на их реальных параметрах по сравнению с дорогими альтернативами (S-PVA и S-IPS), так что списывать их со счетов нельзя. Если вам нужен хороший монитор с большими углами обзора для работы или дома при разумных денежных затратах, и при этом вам не обязательно сверхмалое время отклика, то C-PVA и e-IPS-модели — именно то, на чём в большинстве случаев и стоит остановиться.
Если же говорить о различиях между этими двумя типами матриц, то e-IPS традиционно универсальнее и лучше с точки зрения цветопередачи, зато C-PVA обеспечивают большую контрастность и немного дешевле. В результате, C-PVA-мониторы прекрасно подойдут для работы с чертёжной графикой и текстом, а e-IPS — с фотографиями.
Технологии: 120 Гц и 3D-очки
Хотя мониторы, способные показывать трёхмерную картинку, появились ещё в прошлом веке — точнее говоря, тогда появились затворные очки, подключавшиеся к видеокарте и работающие в паре с ЭЛТ-мониторами — но, судя по всему, именно 2010-й станет годом их расцвета. Первые модели затворных очков канули в Лету с распространением ЖК-мониторов, долгое время не способных на кадровую развёртку выше 60—75 Гц,
альтернативные технологии не прижились из-за сложности, проблем с качеством и защищающих их патентов...
Стереоочки NVIDIA GeForce 3D Vision В прошлом году, только попробовав очки
NVIDIA GeForce 3D Vision в паре с первым 120-герцовым ЖК-монитором
Samsung SyncMaster 2233RZ, мы предрекли этой технологии большое будущее: прекрасное качество в 2D и 3D-режимах, мониторы, достаточно простые в разработке и изготовлении, не защищённые пачками патентов и ни в чём не уступающие обычным «плоским» моделям при работе без очков, совместимость с телевизорами и проекторами, простое сопряжение с компьютером, не требующее наличие каких-либо специфических интерфейсов на видеокарте — всё это выглядело крайне интересно и многообещающе. Наши оппоненты указывали на дороговизну очков, на пагубность самой идеи смотреть телевизор в очках... Однако недавно закончившаяся выставка Consumer Electronics Show расставила всё по местам: редкий производитель телеаппаратуры не отметился на ней с новым продуктами с поддержкой 3D-стерео — и все они работали с затворными очками. Кабельное и эфирное 3D-вещание, видеокамеры для съёмки в 3D, новая версия Blu-Ray с поддержкой 3D, пересъёмка старых и выпуск новых фильмов в 3D — на CES’2010 стереоизображение было повсюду.
Впрочем, это — будущее, пусть и ближайшее, а что же мы имеем сегодня?
Сегодня мы имеем две модели 120-Гц мониторов с поддержкой стереоочков — Samsung
SyncMaster 2233RZ и
ViewSonic VX2268wm (на рынке США — VX2265wm), оба имеют размер диагонали 22 дюйма и разрешение экрана 1680x1050. В комплект к ним можно приобрести затворные стереоочки
GeForce 3D Vision, работающие только с видеокартами NVIDIA.
Смущают здесь, очевидно, два момента: разрешение мониторов и производитель видеокарт. Сейчас, если уж покупать сравнительно дорогой монитор, хотелось бы приобрести модель с FullHD-разрешением 1920x1080, а в деле видеокарт ATI/AMD серьёзно обогнала NVIDIA, выпустив серию Radeon HD58xx — и пока неясно, когда NVIDIA сможет наверстать упущенное.
К счастью, обе проблемы обещают в скором времени разрешиться: уже в феврале-марте можно ожидать в продаже 23,6-дюймового 120-Гц монитора Acer с разрешением 1920x1080 и рекомендованной ценой 14990 рублей, о своих планах выпуска аналогичных моделей объявили также Viewsonic и ASUS — да и остальные производители в течение весны-лета наверняка подтянутся. ЖК-панели для таких мониторов уже выпускают, как минимум, компании CMO и LG.
Чуть сложнее ситуация с ATI/AMD: хотя планировалось, что на CES компания будет демонстрировать проигрывание стереофильмов формата Blu-Ray на своих видеокартах, а в новой версии драйверов Catalyst 10.1 появится поддержка стерео, ни того, ни другого не случилось. Тем не менее, выпуск совместимых со своими видеокартами очков в планах AMD есть, но относится ко второй половине 2010 года. Впрочем, если поддержка стерео в драйверах всё-таки будет включена, возможно, ещё раньше появятся очки сторонних производителей, никак не связанных с AMD и потому не учтённых в её планах.
Тем не менее, 3D-мониторы имеет смысл покупать даже в тех случаях, если вы не планируете сразу же обзаводиться очками — или если у вас видеокарта ATI/AMD. Во-первых, монитор обычно покупается на 3—5 лет, а за это время стереоочки станут вполне обычным аксессуаром, поддерживаемым всеми производителями видеокарт, во-вторых, даже без очков 3D-мониторы превосходят своих «плоских» собратьев по такому параметру, как время отклика.
Дело в том, что очки накладывают очень жёсткие ограничения на
реальное (а не только паспортное) время отклика монитора: он должен успеть полностью сменить картинку за то время, пока шторки очков непрозрачны, то есть, за несколько миллисекунд. Несоблюдение этого требования приводит к появлению в 3D-режиме множества весьма неприятных артефактов и, следовательно, фактической непригодности монитора для показа стерео.
В результате стереомониторы, несмотря на не самое маленькое паспортное время отклика (3 мс у того же 2233RZ — против 2 мс у массы обычных мониторов) на практике при работе с развёрткой 120 Гц оказываются быстрейшими из существующих моделей, сочетающими прекрасное время отклика с минимумом сопутствующих артефактов. Так что, если вы — заядлый игрок и желаете приобрести монитор с максимально возможным быстродействием, то у вас, по сути, нет иного выбора, кроме как обратить своё внимание на модели с поддержкой 3D Vision. Прямо сейчас — с разрешением 1680x1050, или весной — с разрешением 1920x1080. А очки можно и потом докупить, поверьте нам, они того стоят (если не верите — сходите на «Аватар» Джеймса Кэмерона, только обязательно в кинотеатр с 3D-показом).
Возвращаясь же к теме стерео, хотелось бы упомянуть про судьбу конкурирующих технологий. Если вкратце, то она печальна: реальных конкурентов сейчас у затворных очков нет. Если длиннее, то есть две альтернативные технологии с дешёвыми пассивными очками — чересстрочная поляризация (Zalman Trimon) и поворот плоскости поляризации (iZ3D). Однако первая в 3D-режиме вдвое уменьшает разрешением монитора по вертикали (то есть, для показа полноценного FullHD потребуется выпускать матрицы с разрешением 1920x2160) и обладает крайне скромными углами обзора, а вторая дорога из-за использования двух ЖК-матриц в одном мониторе и имеет до сих пор не решённую проблему с троением картинки из-за недостаточного разделения левого и правого кадров. Мониторы, поддерживающие эти технологии, выпускаются двумя фирмами (соответственно, Zalman и iZ3D), телевизоров таких не выпускается вообще.
Также в прессе и на выставках регулярно всплывает тема стерео без очков. Заверяем наших читателей: за пределы прессы и выставок в ближайшее десятилетие она не выберется. Проблема здесь в самом принципе формирования стереоизображения: каждому глазу надо показать его собственную картинку. В схеме без очков есть единственный способ разделения картинок — пространственный: левый и правый глаза смотрят на экран под чуть-чуть разными углами, значит, на поверхность матрицы надо положить фильтр из микролинз или узких прорезей так, чтобы под разными углами было видно разные пиксели.
Проблема — фатальная для технологии — в том, что между глазами у человека всего лишь около 65 мм. Соответственно, если вы при просмотре сдвинете голову на несколько сантиметров вправо, то ваш левый глаз окажется там, где был правый, и увидит картинку для правого глаза. Правый глаз при этом увидит либо картинку для левого (то есть стерео «перевернётся»), либо вообще смесь кадров, в которой левый кадр будет переходить в правый и обратно в зависимости от того, на какую часть экрана вы смотрите). Таким образом, автостереоскопические (не требующие для просмотра очков) мониторы обладают несколькими очень жёстко определёнными точками, из которых на них видно нормальную 3D-картину. Но хуже всего не это, а то, что при отклонении головы из этих точек не просто пропадает объём, а в глаза — и мозг — попадает переливающийся винегрет из левого и правого кадров, что при длительном просмотре вызывает крайне неприятные ощущения, от усталости до мигрени. Для выставок и прочих публичных мест, где зрители подходят на пять минут покрутить головой в поисках красивой картинки, а если им не понравится, могут просто отвернуться, эта технология подходит, а вот для нормального домашнего использования — увы.
Резюме: мониторы с поддержкой стереоочков весьма интересны не только для работы со стереоочками, хотя этот режим особенно впечатляет, но и как модели для заядлых игроков, обеспечивающие максимальное возможное быстродействие при минимальном возможном уровне артефактов. Не забудьте только в драйвере видеокарты поставить развёртку 120 Гц.
Выбираем: монитор для дома и офиса
Первый раздел статьи, посвящённый непосредственно выбору — самый широкий и неконкретизированный. Ведь право, что такое «монитор для дома и офиса»? Не слишком дорогой, более-менее приемлемый по параметрам, а иногда ещё и хорошо смотрящийся внешне, но без каких-либо специфических требований к качеству цветопередачи или другим параметрам. Поэтому мы будем говорить не столько о конкретных моделях, сколько об общих рекомендациях.
В первую очередь, тип матрицы: если у вас нет чётко сформулированных конкретных причин выбирать мониторы на PVA- или IPS-матрицах, то можно, особенно не задумываясь, останавливаться на TN. Матрицы этого типа на сегодняшний день обеспечивают достаточно хорошее качество изображения, невысокое время отклика, а мониторы на их базе стоят недорого — средняя 23-дюймовая модель обойдётся вам в сумму порядка 9—10 тысяч рублей, а недорогой вариант и вовсе уложится в пределах 8 тысяч рублей.
Если говорить о параметрах мониторов, то обращать внимание стоит в первую очередь на наличие DVI-входа: DVI-интерфейс (или совместимый с ним HDMI) сейчас есть на всех без исключения дискретных и значительной части интегрированных видеокарт, и, в отличие от интерфейса аналогового, он гарантированно обеспечивает чёткое, качественное изображение. С аналоговым же интерфейсом при высоких разрешениях могут возникнуть различные неприятные проблемы: дрожание картинки, лёгкая размытость, необходимость подстраивать монитор под сигнал при каждом включении компьютера... Конечно, в большинстве случаев и аналоговый интерфейс работает нормально, но, на наш взгляд, лучше подстраховаться, доплатить несколько сотен рублей и взять монитор с DVI. С ним проблем не будет точно.
По времени отклика домашние мониторы на TN-матрицах практически полностью делятся на две большие группы: 2 мс (GtG) и 5 мс. Различаются они принципиально: первые обладают схемой компенсации отклика, вторые — нет; методики измерения отклика для них отличаются, и если привести их «к общему знаменателю», время отклика вторых составит 12—15 мс (GtG), то есть реальная разница между этими группами довольно значительна.
Тем не менее, во всех случаях, кроме динамичных игр, быстродействия мониторов с паспортным откликом 5 мс хватает — да, в общем-то, большинству не слишком требовательных пользователей их хватит и для игр. По этой причине гнаться именно за 2-мс моделями часто нет большого смысла. Про игроков же и их требования мы поговорим немного ниже.
На такие параметры, как контрастность и углы обзора, в случае TN-мониторов смотреть вообще часто нет смысла: первый из них приводится для ЖК-матрицы самой по себе и никак не учитывает особенности настройки монитора, второй же может измеряться минимум по двум разным методикам и, кроме того, учитывает только падение контрастности при взгляде на монитор сбоку, но не возможные искажения цвета. Поэтому по числам здесь ориентироваться надо с большой осторожностью — куда лучше посмотреть на мониторы вживую: на практике монитор с паспортными углами обзора 160/160°, измеренными по одной методике, может оказаться лучше монитора с паспортными углами 170/170°, измеренными по другой.
Размер экрана, конечно, определяется в первую очередь финансовыми соображениями, а также желаемым размером пикселя (скажем, на 21,5-дюймовых мониторах с разрешением 1920x1080 элементы картинки многим кажутся слишком мелкими). Если говорить в общем, то оптимальными на сегодняшний день можно назвать мониторы с экраном 23—24 дюйма и FullHD-разрешением 1920x1080: они сравнительно недороги, обладают большим разрешением, позволяющим и комфортно работать, и смотреть FullHD-фильмы в оригинальном качестве, не слишком маленьким и не слишком большим размером пикселя. Более крупные модели для работы практического смысла не имеют, так как разрешение у них — те же 1920x1080, а значит, информации на экран помещается столько же; это, в первую очередь, мониторы для фильмов.
Выбор конкретных моделей при таком общем подходе, разумеется, крайне широк. Исходя из своего опыта, мы бы посоветовали обратить внимание на недорогой
Acer V233HABD, оригинальный молочно-белый
BenQ V2400 Eco или красивый и быстрый
Samsung P2370H. Этими моделями, конечно, перечень возможных вариантов не исчерпывается.
22-дюймовые модели с разрешением 1680x1050 уже отходят в небытие, и большого смысла приобретать их нет — лучше, немного доплатив, взять 23-дюймовый монитор с 1920x1080, который будет лучше со всех точек зрения: больше разрешение, больше размер экрана, меньше размер пикселя (это положительно сказывается, например, на аккуратности прорисовки шрифтов). Даже если сейчас вы не планируете смотреть HD-фильмы, а ваша видеокарта «не тянет» высокие разрешения, не забывайте, что монитор обычно берётся на 3—5 лет, если не больше.
В качестве бюджетных моделей можно рассмотреть различные варианты с диагональю 20 дюймов и разрешением 1600x900, например, удивительно дешёвый, но при этом весьма неплохой
Acer V203HCbd или быстрый 2-миллисекундный
Samsung P2050.
Acer V203HCbd (изображение компании Acer) С небольшой опаской стоит относиться к моделям с диагональю 21,5" (её часто округляют до 22") и разрешением 1920x1080 — эти мониторы имеют маленький размер пикселя, поэтому стоит сначала убедиться, что изображение на них не будет казаться вам слишком мелким, особенно если вы привыкли сидеть далеко от экрана.
Если же вы готовы доплатить и получить монитор с действительно большими углами обзора, то стоит обратить внимание на модели на C-PVA и e-IPS матрицах, о которых мы писали выше. В первую очередь, это
Samsung SyncMaster F2380 (C-PVA) и
NEC MultiSync EA231WMi (e-IPS). Второй универсальнее: хоть e-IPS немного и уступают более дорогим S-IPS-матрицам, придраться к ним сложно: хорошие углы обзора, достаточное время отклика, хорошая цветопередача, да и сам монитор удобен и функционален — вход DisplayPort, встроенный USB-хаб, подставка с регулировкой высоты, удобное меню, датчик внешней освещённости и автоматическая регулировка яркости... В целом, EA231WMi — очень хороший выбор для требовательных пользователей.
NEC MultiSync EA231WMi Модель Samsung немного уступает по углами обзора и, кроме того, страдает от пропадания деталей изображения в тенях, зато обладает намного более высокой контрастностью, сразу двумя DVI-входами и несколько меньшей ценой. Этот монитор также есть и в 20-дюймовом варианте —
SyncMaster F2080 — по цене менее 10 тыс. рублей, что может стать находкой для пользователей, желающих приобрести монитор не на TN-матрице, но не располагающих 15—17 тысячами рублей.
Надо заметить, что и EA231WMi, и F2080/F2380 не могут похвастаться высоким быстродействием: в первом вообще нет компенсации отклика, во втором и третьем она есть, но на тёмных тонах работает плохо. Совсем медленными их назвать нельзя, в среднем эти мониторы примерно на уровне 5-мс TN-матриц, но любителям динамичных игр стоит учесть эту особенность.
Кроме этих трёх моделей, можно отметить мониторы Dell на IPS-матрицах — 22" Dell 2209WA и 24" Dell U2410. К сожалению, в России они встречаются, прямо скажем, эпизодически, однако, если вас интересует недорогой монитор на матрице с хорошими углами обзора и хорошим быстродействием, поискать в продаже Dell 2209WA стоит.
Выбираем: монитор для игр
Следующая категория — значительно более узкая: под монитором для игр мы понимаем только модели с маленьким временем отклика. Конечно, играть можно и в «Pacman», не говоря уж о «
Dwarf Fortress», но подходящие для этих игр мониторы вряд ли имеет смысл рассматривать как отдельную категорию.
Самыми быстрыми на данный момент являются модели на TN-матрицах, но — если только их паспортное время отклика не равно 5 мс. Дело в том, что 2-мс и 5-мс мониторы на TN по реальному быстродействию отличаются отнюдь не в 2,5, а в 3—5 раз — просто паспортное быстродействие для них измеряется по разным методикам. У 2-мс моделей указывается среднее время отклика по всем возможным отображаемым цветам (методика «GtG»), а у 5-мс — только по переключению белый-чёрный-белый. Если 5-мс монитор протестировать по методике GtG, то его время отклика составит порядка 13—15 мс — и именно это и характеризует реальное быстродействие.
Итак, сразу отсеиваем мониторы с паспортным откликом 5 мс или выше. Из оставшихся все 2-мс модели — быстрые, с временем отклика, указанным по честной GtG-методике, даже если в описании аббревиатура «GtG» в явном виде и не фигурирует.
Между 2-мс мониторами выбирать конкретную модель по быстродействию, увы, можно, только основываясь на результатах тестирования. У разных мониторов по-разному настроена схема компенсации времени отклика (именно она и обеспечивает 2 мс GtG): например, у некоторых моделей Samsung — впрочем, уже исчезающих из продажи — компенсация не работает на переключении чёрный-серый, «предпочитая» промежуточные оттенки, может разниться уровень артефактов, порождаемых этой схемой, вплоть до очень заметного (артефакты компенсации отклика выглядят как белые каёмки позади движущихся объектов или радужные переливы — опять-таки при движении). Из удачных быстрых моделей мы, основываясь на своём опыте, можем порекомендовать P-серию мониторов Samsung, на данный момент
представленную моделями с диагональю от 20 до 24 дюймов (
обзор).
Samsung SyncMaster P2370 Если же вам настолько важны игры, что вы готовы отдать всё — или хотя бы многое — ради монитора, быстрого настолько, насколько это возможно, то совершенно невозможно пройти мимо новых моделей с кадровой развёрткой 120 Гц. Формально они предназначены для работы с
3D-очками NVIDIA, но, разумеется, поддерживают 120-Гц режим и без них. При этом, так как очки предъявляют очень жёсткие требования к времени отклика монитора, любое нарушение которых проявляется в виде неприятного артефакта — троения картинки — производителям пришлось не только формально обеспечить новый режим работы, но и потрудиться над отладкой схемы компенсации отклика. В результате, как показали наши тесты (
раз,
два), эти модели — самые быстрые среди всех мониторов, имеющихся в продаже. При этом, напомним, для реализации их потенциала совершенно не обязательно приобретать стереоочки (хотя они интересны и сами по себе), достаточно выставить в настройках видеокарты развёртку 120 Гц.
Минусов у 120-герцовых моделей два: во-первых, их мало, во-вторых, они сравнительно дороги. На данный момент официально выпущены лишь два таких монитора —
Samsung SyncMaster 2233RZ (
обзор) и
ViewSonic VX2268wm (
обзор; в США он известен как VX2265wm). Оба — с диагональю 22 дюйма и разрешением 1680x1050, что, конечно, в наше время для моделей подобного класса маловато.
Acer GD245HQ: 120 Гц и FullHD (изображение компании Acer) К счастью, уже этой весной можно ожидать появления в продаже 23—24" моделей 120-Гц мониторов. Первым из них, скорее всего, станет Acer GD245HQ (реальная диагональ экрана — 23,6", рекомендуемая розничная цена в России — 14990 рублей), также известный как GD235HZ — под вторым именем эта модель будет продаваться в США. Вслед за Acer, вне всякого сомнения, подтянутся и остальные производители, так что как завзятым игрокам, так и жаждущим
объёмного изображения уже к лету этого года будет из чего выбрать.
По остальным же параметрам критерии выбора игрового монитора — такие же, как и для обычного домашнего: заявляемые производителями углы обзора и контрастность можно смело игнорировать, так как эти параметры могут измеряться по разным методикам и, в конечном итоге, по ним невозможно определить, какой монитор лучше будет в реальности, а не на бумаге. Оптимальный размер экрана — то есть тот, к которому, на наш взгляд, стоит стремиться — 23 дюйма при разрешении 1920x1080, покупать мониторы меньшего размера стоит только при явной нехватке средств. Наличие входа DVI или HDMI — очень желательно, так как только цифровое подключение гарантирует вам отсутствие проблем с чёткостью картинки.
Выбираем: монитор для фотографа
Хотя эта категория в сегодняшней статье — самая узкая, мы рассматриваем её отдельно, так как именно выбор монитора с хорошей цветопередачей часто становится проблемой, порождающей длительные обсуждения и многочисленные вопросы. Тем не менее, мы не будем углубляться в совсем уж специфические области вроде предпечатной подготовки полиграфической продукции, а рассмотрим достаточно общий случай — монитор для повседневной работы с фотографиями человека, который занимается этим на профессиональном или любительском уровне.
Сразу оговоримся: требование точной цветопередачи моментально ограничивает круг рассматриваемых мониторов до моделей, в которых используется тот или иной вид IPS-матриц, так как только они обеспечивают большие углы обзора и отсутствие искажений цвета при взгляде сбоку. У любого монитора можно точно настроить цветопередачу, цветовую температуру, яркость и другие параметры, но вы никогда не сможете настроить TN-матрицу так, чтобы цвета на ней не зависели от того, в какой позе вы сидите перед монитором. Стоит сдвинуться вбок, вверх или вниз — и оттенки немного, но вполне ощутимо меняются. Это не значит, что TN-мониторы совсем нельзя использовать для работы с цветом — бывает, что люди и на ноутбуках цветокоррекцией занимаются — но, если позволяют обстоятельства, лучше их всё же для этого не использовать.
Матрицы PVA — в том числе в вариантах C-PVA и S-PVA — обеспечивают лучшее качество цветопередачи, нежели TN, но всё равно страдают от двух проблем: во-первых, при взгляде под углом оттенки цвета на них немного «плывут» (то есть не только падает контрастность, но и меняется тональность картинки), во-вторых, при прямом взгляде на многих PVA-мониторах пропадают самые тёмные оттенки, сливаясь с чёрным цветом. Поэтому модели на PVA хороши в качестве мониторов для чертёжной графики, для работы с текстом, зачастую и в роли качественных домашних моделей без конкретного предназначения, но если цветопередача — самый важный для вас параметр, лучше сразу ограничиться моделями на IPS-матрицах.
К счастью, в последнее время появилась недорогая разновидность IPS — e-IPS, о которой мы писали выше. В результате IPS-мониторы стали вполне доступны по своей цене.
Dell 2209WA: e-IPS матрица за 12 тыс. рублей Так, примерно за 12 тысяч рублей можно приобрести 22-дюймовый Dell 2209WA с разрешением 1680x1050. Это, конечно, не FullHD, но цена не может не подкупать — качественный 22-дюймовый TN-монитор стоит в общем-то не сильно дешевле. К сожалению, с продажами в России у Dell дела складываются не слишком хорошо, поэтому мониторы эти есть далеко не везде — но, тем не менее, если вы ограничены в средствах, но желаете приобрести монитор на IPS-матрице, обязательно поищите 2209WA.
Следующим в списке идёт
NEC MultiSync EA231WMi — 23" монитор с разрешением 1920x1080, стоящий около 17 тысяч рублей. Он хорош не только как сравнительно бюджетная модель на IPS-матрице (как и у Dell, там стоит e-IPS), но и как вообще качественный и универсальный домашний и рабочий монитор. Будьте осторожны: вся остальная линейка мониторов EA у NEC построена на TN-матрицах и не имеет с EA231WMi ничего общего (в этом контексте особенно загадочно выглядит
MultiSync EA241WM: даже с учётом лишнего дюйма диагонали, совершенно непонятно, почему он стоит заметно дороже EA231WMi, хотя построен на банальной 5-мс TN-матрице со всеми сопутствующими недостатками).
При покупке монитора на e-IPS-матрице будьте внимательны: у некоторых экземпляров встречаются артефакты в виде розоватых пятен на экране. Проверить это легко: достаточно вывести на экран серый фон и посмотреть на монитор с расстояния полутора метров — цвет должен быть равномерным, без тональных отклонений.
В большинстве случае на EA231WMi можно остановиться, так как у более дорогих моделей цена растёт быстро, а сопутствующее улучшение цветопередачи для многих пользователей уже несущественно. Тем не менее, если вы ищете совсем бескомпромиссное решение, то смотреть надо традиционно на серию UXi компании NEC — начиная с 20-дюймового
MultiSync LCD2090UXi (более 30 тысяч рублей) и заканчивая огромным
MultiSync LCD2690WUXi². Все эти модели построены на S-IPS-матрицах и предназначены для профессиональной работы с цветом. К сожалению, помимо высокой цены, можно отметить ещё один недостаток — в адрес 24" и 26" моделей часто слышатся нарекания на сильную неравномерность подсветки. Но, повторимся, в целом с точки зрения качестве цветопередачи у NEC серии UXi конкурентов мало, а если учитывать доступность в магазинах — то и вовсе практически нет. Также стоит заметить: уже первые модели 90-й серии (LCD2090UXi и LCD2190UXi) обеспечивали настолько точную цветопередачу, что гнаться за моделями крупнее (LCD2490WUXi и LCD2690WUXi²) стоит только ради большего рабочего пространства. Если же вы покупаете этот монитор в качестве второго — для просмотра результатов работы — и потому размер рабочего поля вас не очень заботит, то можно спокойно остановиться на LCD2090UXi, сэкономив приличную сумму. Выше этих моделей находится только серия NEC SpectraView, построенная на той же элементной базе, но допускающая автоматическую аппаратную калибровку монитора — однако модели с такими возможностями нужны уже буквально единицам пользователей.
Наконец, хотелось бы ещё раз упомянуть компанию Dell, довольно активно взявшуюся за выпуск мониторов на IPS-матрицах. Помимо удачного недорогого 2209WA, она также выпустила 24-дюймовый U2410 с разрешением 1920x1200. К сожалению, в России он встречается редко, а стоит значительно дороже вышеупомянутого и не сильно ему уступающего NEC EA231WMi — так что его популярность в наших краях вряд ли будет велика. Более интересен 27-дюймовый Dell UltraSharp U2711 — этот монитор обладает IPS-матрицей с огромным разрешением 2560x1440, что делает его просто находкой и для профессионалов, работающих в CAD-пакетах со сложной чертёжной графикой, и для фотографов, которым разрешения 1920x1200 уже мало. К сожалению, UltraSharp U2711 только-только поступил в продажу в США (по цене 1099 долларов), о сроках появления и ценах на него в Европе вообще и России в частности пока ничего не известно.