Введение
В сегодняшней статье мы рассмотрим монитор компании, мало у кого с мониторами ассоциирующейся — Zalman. Традиционно она известна своими системами охлаждения, причём очень неплохими — некоторые из них можно даже назвать знаменитыми — однако уже несколько лет пробует себя и в таком деле, как выпуск мониторов, причём мониторов очень специфических — с поддержкой 3D-изображения.
Более того, в отличие от получивших широкое распространение систем с активными затворными очками, оснащёнными приёмником и электроникой, закрывающей зрителю то один глаз, то другой, 3D-мониторы Zalman построены на базе очков пассивных, представляющих собой простую пластмассовую оправу с парой поляризаторов. Формирование же 3D-изображения осуществляется за счёт того, что разные строки пикселов на экране монитора излучают свет с разным направлением поляризации, который линзы очков могут нужным образом отфильтровать.
Методика тестирования
Описание методики тестирования, используемого нами оборудования, а также краткое объяснение, что означают на практике те или иные паспортные или же измеряемые нами параметры мониторов, можно найти в материале «
Методика тестирования ЖК-мониторов». Если вы чувствуете, что недостаточно хорошо ориентируетесь в цифрах и терминах, которыми изобилует статья – пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующими разделами указанного описания, надеемся, оно прояснит многие вопросы.
Если вы не нашли интересующий вас монитор в данной статье, имеет смысл свериться с
полным списком протестированных моделей.
Zalman Trimon ZM-M240W: дизайн и эргономика
Внешний вид нового монитора Zalman не слишком впечатляет — причём по сравнению не только с предельно оригинальным
Samsung SA950, но и, скажем, 3D Vision-совместимым
Acer GD245HQ. В облике ZM-M240W нет ни новизны, ни агрессивности, больше всего он напоминает самый обычный офисный монитор, слегка «одомашненный» использованием глянцевого пластика.
С глянцем, честно говоря, производитель слегка переборщил: мода модой, но пора уже признать, что блестящие поверхности — это хоть и красиво на витрине, но очень неудобно дома. На них отлично заметна пыль и отпечатки пальца, что придаёт технике слегка неухоженный вид, а в полированном экране в любой тёмной игре или ночной сцене в фильме своё лицо вы будете видеть наравне с лицом главного героя. В инструкции — представляющей собой дюжину страничек, авторы которых были крайне скупы на слова — в разделе, посвящённом устранению проблем, даже есть отдельный пункт «Reflections are seen on the screen» («На экране видны отражения») с комментарием, что эту проблему устранить невозможно. Ну как тут не вспомнить бородатую шутку «See, it's not a bug, it's a feature!»...
На мой взгляд, Zalman стоило выбрать один из двух подходов: либо делать домашний игровой монитор с запоминающейся внешностью, либо более строгую модель с матовым пластиком и полнофункциональной подставкой — для тех, кто предпочитает удобство, а не внешний вид. Получилось же и ни то, и ни другое.
Штатная подставка позволяет регулировать только угол наклона экрана.
Впрочем, при необходимости её можно снять и заменить на любой стандартный VESA-кронштейн.
Монитор оборудован аналоговым и цифровым видеовходами, а также звуковым входом для встроенных колонок. Наличие последних несколько удивляет — всё же, это не офисная модель, а недешёвый домашний игровой монитор, владелец которого гарантированно располагает намного более серьёзной акустической системой.
Несмотря на довольно массивный — по современным меркам — корпус, у Trimon внешний блок питания на мощность 60 Вт.
Кнопки управления расположены по центру передней панели, подписи к ним выполнены светло-серой краской и потому хорошо видны. К сожалению, они не совсем точны: основная функция кнопки «SCALE» — выбор пунктов меню, о чём по подписи к ней догадаться непросто. Кроме того, непонятно, зачем вообще сделаны три отдельные кнопки — вход в меню («MENU»), выход из меню («EXIT») и выбор пункта меню («SCALE»), когда все эти функции удобнее реализовать двумя кнопками.
Кроме того, нажимать кнопки не очень удобно: на фотографии это плохо видно, но они расположены в небольшой впадине передней панели, сами кнопки узкие, нажатие требуется довольно сильное, так что приходится аккуратно давить на них ногтем.
Быстрый доступ — без входа в меню — имеется к регулировке громкости звука, переключению входов и переключению режимов масштабирования картинки (16:9 или 4:3).
Неподписанная кнопка посередине — выключение питания. Под ней расположен светодиод, не только неяркий, но ещё и закрытый рассеивающим свет колпачком, благодаря чем он именно что ненавязчиво индицирует наличие питания, а не светит ярким лучом в глаза — за что Zalman, несомненно, можно сказать большое спасибо.
С монитором поставляются сразу двое очков, точнее, одни полноценные очки и одни линзы со специальным зажимом, позволяющим закрепить их на обычных очках, корректирующих зрение. Благодаря пассивной конструкции — никаких приёмников, никаких батареек! — очки не только дёшевы, но также компактны и легки, их ношение не доставляет каких-либо заметных неудобств.
Вместе с очками идёт также футляр для их хранения и полоска микрофибры для протирки линз.
Zalman Trimon ZM-M240W: меню и возможности
Экранное меню ZM-M240W достаточно скупо на настройки: даже типичный для современных мониторов набор представлен не полностью.
Первый раздел вполне обычен: регулировка яркости и контрастности. Здесь же расположены настройки изображения, нужные только при аналоговом подключении (хотя в принципе уже трудно представить, кому и зачем может потребоваться на подобном мониторе аналоговое подключение — не только все без исключения видеокарты, но и значительная часть материнских плат с интегрированным видео имеют DVI- или HDMI-выход).
Впрочем, если вы вдруг захотите настроить цветопередачу... Как видите, при DVI-подключении соответствующие настройки оказались попросту недоступны.
Третий раздел — настройки самого экранного меню. Необходимый минимум присутствует, но не более того.
И, наконец, четвёртый — язык меню, сброс настроек, выбор входа и регулировка громкости.
В целом возможности по настройке можно охарактеризовать как скупые, а управление — как неудобное. Нет возможности настроить цветопередачу, нет абсолютно никаких предустановленных режимов... Присутствует лишь абсолютно необходимый минимум, и не более того. Можно, конечно, говорить, что в большинстве случаев только этот минимум пользователю и понадобится — но ведь именно в случае с программной составляющей поговорка «запас карман не тянет» верна как никогда: дополнительные функции и возможности настройки никому не мешают, а иногда вполне могут и пригодиться, особенно если сделаны они с умом и вниманием к деталям.
Zalman Trimon ZM-M240W: работа в 3D
Для формирования изображения компания Zalman в своих мониторах использует так называемую систему с чересстрочной поляризацией — иначе говоря, поляризация света, излучаемого чётными и нечётными строками пикселей, различна. Соответственно, с помощью простого поляризатора, поворачивая его вокруг оси, мы можем «отфильтровать» чётные или нечётные строки изображения. Если же взять два поляризатора, повернуть их друг относительно друга и вставить в линзы очков, то получится, что правый глаз видит только чётные строки, а левый — только нечётные (или наоборот). Соответственно, выводя кадр для одного глаза в чётные строки, а для другого — в нечётные, мы получим в итоге полноценную 3D-картинку, в которой каждый глаз видит свой кадр.
Вообще говоря, любой ЖК-монитор в силу своей конструкции излучает поляризованный свет, но эта поляризация, разумеется, в обычных мониторах никак не зависит от номера строки, столбца или пиксела, она одинакова по всему экрану.
В обзорах иногда говорится, что Zalman использует линейную поляризацию света, но это не совсем верно: хотя сама ЖК-матрица работает именно на линейно поляризованном свете, на внешнюю поверхность экрана ZM-M240W наложена специальная плёнка, превращающая линейную поляризацию в круговую. Сделано это, чтобы картинка не зависела от наклона головы; с линейной поляризацией любой наклон менял бы положение поляризаторов очков относительно плоскости поляризации света экрана, нарушая разделение картинки по строкам.
У используемого Zalman подхода есть сразу несколько очень серьёзных преимуществ:
предельная простота конструкции и, следовательно, дешевизна очков;
полное отсутствие мерцания (в отличие от активных очков, неприятно мерцающих на частоте 60 Гц);
отсутствие сколь-нибудь серьёзных требований к монитору по времени отклика: картинки для левого и правого глаза физически не пересекаются, для их отображения используются разные строки матрицы, а потому большое время отклика не приводит к двоению картинки в 3D;
хорошая яркость изображения: очки Zalman поглощают меньше света, чем активные затворные 3D-системы NVIDIA или Samsung;
независимость от частоты развёртки: пассивным мониторам не только не требуется 120-герцовая развёртка, строго говоря, они способны работать хоть в полностью статичном режиме.
К сожалению, не обходится эта система и без недостатков.
Во-первых, и это самый очевидный минус, матрица монитора имеет физическое разрешение 1920x1080 пикселов, и так как в 3D-режиме каждый глаз видит либо только чётные, либо только нечётные строки, то итоговое разрешение 3D-изображения оказывается ровно вдвое меньше — 1920x540 пикселов. Впрочем, как ни странно, эта особенность реальное впечатление от игр портит не очень сильно — разве что от скучных игр, где кроме как на качество отрисовки текстур, посмотреть и не на что. В большинстве случаев о половинном вертикальном разрешении просто забываешь.
Во-вторых, хотя Zalman и пишет про ZM-M240W, что это монитор с самыми большими углами обзора среди всех мониторов с поляризаторами (интересно, кто-нибудь ещё, кроме Zalman, такие выпускает?..), на практике углы обзора невелики. Точнее говоря, если с горизонтальными всё в порядке настолько, насколько это возможно для TN-матрицы и, например, смотреть 3D-фильм вдвоём на ZM-M240W можно, то вертикальные... Думаю, вполне разумно будет определить, что в 3D-режиме они равны примерно двадцати градусам — десять вверх, десять вниз от идеального положения. Дальше линзы очков начинают пропускать «чужое» изображение, левый глаз видит тень картинки, предназначенное для правого, и наоборот — короче говоря, 3D-картинка полностью разваливается.
При первом использовании, выбрав неудачный угол зрения, можно подумать, что монитор вообще не работает — что с очками, что без вы видите в 3D-режиме примерно одно и то же. Тем не менее, на практике маленькие углы представляют не такую большую проблему, как может показаться: голова у сидящего человека находится более-менее на одном уровне, смена позы скорее приводит к изменению горизонтального угла, чем вертикального — а с горизонтальным в данном случае дела обстоят нормально. Таким образом, хотя про проблему с очень маленькими вертикальными углами обзора в 3D-режиме забывать при покупке монитора не стоит, саму возможность такой покупки она не перечёркивает.
Кроме того, в пределах плюс-минус 10 градусов от идеального направления на экран картинка в 3D близка к идеалу: разработчикам монитора удалось добиться практически идеального разделения левого и правого глаз, благодаря чему мы видим чёткую, глубокую трёхмерную картинку без двоения, теней или прочих подобных артефактов.
У предыдущего монитора Zalman, 22-дюймового
ZM-M220W, который я тестировал несколько лет тому назад, была также проблема, проявляющаяся в 2D-режиме, но корнями уходящая в 3D: полоски матрицы с разной поляризацией были отделены друг от друга тонкими, но вполне заметными чёрными линиями. У ZM-M240W подобного нет — или, по крайней мере, полоски по ширине стали сравнимы с межпиксельной сеткой, благодаря чему их больше не видно.
Программное обеспечение для монитора поставляет компания iZ3D, некоторым нашим читателям наверняка известная по весьма оригинальному
одноимённому монитору, в котором формирование 3D-картинки осуществлялось за счёт использования второй ЖК-матрицы и пассивных очков с поляризаторами.
Хотя по схеме работы Trimon не имеет фактически ничего общего с iZ3D, это не помеха: явно понимая, что в условиях конкуренции с брендами первой величины выжить на продаже собственного монитора вряд ли получится, iZ3D переключилась на разработку и поставку ПО, способного формировать 3D-картинку в разных условиях и для разного оборудования, от двухцветных анаглифных очков до самых разнообразных конструкций на базе мониторов.
К сожалению, именно в этом месте случилась первая накладка: при установке в конфигурации «по умолчанию» в набор компонентов не включается драйвер монитора Zalman Trimon, поэтому пользователи, просто нажавшие несколько раз подряд кнопку «Next», будут несколько удивлены тем, что вместо 3D-картинки видят сообщения об ошибках. Устанавливать ПО — даже взятое с приложенного к монитору диска или сайта Zalman — надо в режиме ручного выбора компонентов или полной установки. После завершения установки в контрольной панели, снимок которой приведён выше, надо выбрать на первой закладке «Output: Zalman».
ПО iZ3D отличается универсальностью и с точки зрения поддерживаемых видеокарт — оно может работать на картах с чипами как AMD, так и NVIDIA.
Контрольная панель также обладает всеми настройками, необходимыми для управления 3D-режимом — и поведением игр в этом режиме. Расположены они в разделе «Proofiles» — в нём три закладки, на первой из которых мы видим общие настройки горячих клавиш, позволяющие регулировать параметры 3D, не выходя из игры. Кнопки, регулирующие сходимость (convergence), разделение (separation) и включение-отключение стереорежима, стоит запомнить — вскоре они вам пригодятся.
Вторая закладка — настройки собственно стерео для всех игр. Обратить внимание здесь стоит в первую очередь на параметр «Stereo separation», задающий глубину сцены по умолчанию, а также галочку «Show wizard» — если она установлена, при запуске любой игры будет показываться пошаговая инструкция по настройке стерео. Первые раз или два она полезна, но потом галочку лучше будет снять.
Третья закладка — настройки автофокусировки, уникальной возможности ПО iZ3D. Автофокус — это подстройка 3D-параметров для центральной части изображения (её размер задаётся как раз на этой вкладке) так, чтобы пользователь мог с минимальным напряжением для глаз выставить в игре большую глубину 3D и получить одновременно и впечатляющие 3D-эффекты, и отсутствие необходимости напрягать глаза. Впрочем, надо заметить, что включение этой функции заметно снижает производительность видеокарты, да и нравится результат её работы не всем.
Следующий раздел меню — исключения из правил. Если вы хотите, чтобы на какую-то из игр драйвер не реагировал вообще, добавьте её сюда.
Настройки самого ПО довольно лаконичны. Кроме них, стоит также заглянуть в раздел «Update» — программа умеет самостоятельно проверять, не появилась ли новая версия, и обновляться через интернет.
Если же говорить о работе ПО в играх, то в общем и целом я не встретил систематических проблем, хотя периодические иногда возникали — иногда это было довольно серьёзное падение производительности видеокарты (более «положенных» двух раз), а один раз — странное поведение настройки разделения («Separation»), когда в игре соответствующими кнопками его можно было переключать только между нулевым и очень большим — при первом не было 3D-эффекта, а при втором глаза буквально разъезжались.
Тем не менее, в целом качество 3D-изображения произвело на меня весьма приятное впечатление.
Также радует, что разработчики ПО сделали пошаговый мастер настройки, всплывающий при запуске любой игры поверх её собственной заставки — если не снята соответствующая галочка в меню. Тем, кто владеет монитором Zalman больше одного-двух дней, он вряд ли понадобится, но для первого использования неопытным пользователем такой мастер очень удобен, он позволяет понять, работает ли 3D-режим вообще (к сожалению, если он не работает, выдаваемая мастером диагностика по своей подробности сводится буквально к «наверное, что-нибудь сломалось, посмотрите вокруг, вдруг почините»), и какие кнопки использовать для управления им.
Правда, один раз данный мастер предложил мне настроить 3D-режим в Adobe Reader, но это было явно случайным сбоем, повторить который второй раз мне не удалось.
Таким образом, в общем и целом ПО iZ3D в паре с Zalman Trimon не уступает аналогичным драйверам NVIDIA и TriDef (последний используется в мониторах
Samsung SA950) и, хотя отдельные шероховатости ещё есть, оно производит приятное впечатление.
Кроме того, вместе с ZM-M240W поставляется стереоскопический плеер, умеющий на лету преобразовывать 3D-фильмы, записанные в различных форматах (например, side-by-side, когда левый и правый кадры располагаются бок о бок), в чересстрочный формат Zalman. С этой функцией он справляется без проблем, но, увы, в остальном по возможностям и удобству использования сильно проигрывает другим современным плеерам, таким, например, как Media Player Classic — Home Cinema. Есть у стереоплеера и совсем неприятные особенности: например, работать на полный экран у меня он согласился только на основном мониторе, в то время как ZM-M240W к системе был подключен как дополнительный. Тем не менее, с основной задачей — показать 3D-фильм в 3D — плеер справляется.
Разобравшись с работой в 3D, давайте обратим внимание на привычное 2D.
Zalman Trimon ZM-M240W: яркость и контрастность
По умолчанию яркость монитора установлена на 80 %, контрастность — на 70 %. Уровень белого 100 кд/кв.м получился при снижении яркости до 34 %, а контрастности — до 50 %.
Контрастность монитора довольно невысока — при настройках по умолчанию она едва дотягивает до 500:1, но любое изменение снижает её в разы. Дело в том, что ZM-M240W — один из крайне немногих мониторов, в котором яркости регулируется не лампами подсветки, а матрицей. В результате снижение яркости ниже номинальной не уменьшает уровень чёрного цвет, а увеличение — превращает его в серый. Честно говоря, в мониторах с такой регулировкой яркость лучше вообще не трогать.
Средняя неравномерность подсветки на чёрном фоне оказалась равна 5,5 %, максимальное отклонение —23,7 %. На белом — 6,7 % и 19,6 %, соответственно. Как вы видите, у монитора высветлен центр экрана, а на чёрном фоне — ещё и нижняя его часть.
Zalman Trimon ZM-M240W: цветопередача
При настройках по умолчанию гамма-кривые выглядят не идеально, но в общем и целом приемлемо, сколь-нибудь заметного завала нет ни на светлых, ни на тёмных тонах.
Снижение яркости ожидаемо — в силу того, что она регулируется матрицей — приводит к провалу тёмных оттенков, превращающихся в сплошное чёрное пятно. В этом принципиальный недостаток регулировки яркости матрицей: если у мониторов с регулировкой подсветкой при снижении яркости тёмные тона остаются отличимы друг от друга, просто становятся темнее, то у мониторов с регулировкой матрицы они оказываются попросту неразличимы.
При этом совершенно непонятно, зачем потребовалось в данном случае делать регулировку матрицей — никаких объективных предпосылок к тому нет, даже мерцание экрана на высокой частоте никак не испортило бы картинку в 3D, этот эффект есть только у мониторов с активными очками (которые в 3D-режиме автоматически выходят на полную яркость).
Так как подключение по аналоговому интерфейсу я не тестирую ввиду его практической ненужности на современных компьютерах, а при цифровом подключении у ZM-M240W заблокированы настройки цветовой температуры, то соответствующий график получился крайне лаконичен. К счастью, и по умолчанию монитор настроен хорошо — средняя температура чуть ниже стандартных 6500 К, разброс температур между разными уровнями серого невелик.
Цветовой охват монитора неожиданно хорошо совпал с охватом sRGB, немного превзойдя его на красных, жёлтых и зелёных оттенках. До уровня новых матриц Samsung с белой светодиодной подсветкой он несколько не дотягивает, но для монитора с подсветкой флуоресцентными лампами — отличный результат (и, кстати, занятно отметить, что массовое увлечение мониторами с расширенным цветовым охватом несколько поутихло, теперь производители ЖК-панелей скорее стараются полностью покрыть sRGB-охват, чем выйти за его пределы — по крайней мере, в моделях среднего сегмента).
Zalman Trimon ZM-M240W: время отклика
Так как для формирования 3D-изображения чересстрочным методом время отклика некритично — в отличие от мониторов с активными затворными очками, где картинки для левого и правого глаза показываются поочерёдно, а потому скорость их смены критично важна для устранения «теней» — я и не ожидал от ZM-M240W фантастического быстродействия.
Тем не менее, результат получился несколько обескураживающим: компенсации отклика у монитора нет вообще, среднее быстродействие матрицы — 16,1 мс (GtG), при этом максимум превышает 22 мс.
С одной стороны, на качество 3D-картинки это не влияет, но с другой — люди, желающие приобрести современный и недешёвый игровой монитор, из-за одного этого могут предпочесть более быстрые модели производства Samsung, ASUS, Viewsonic и других компаний, также способные работать в 3D, пусть и с затворными очками. На мой взгляд, компании Zalman стоило бы сделать компенсацию отклика в любом случае, пожалуй, не слишком агрессивную, но достаточную, чтобы увеличить реальное быстродействие монитора раза в два.
Заключение
Главными достоинствами 3D-монитора Zalman Trimon ZM-M240W являются дешевизна пассивных очков и полное отсутствие неприятного мерцания, абсолютно неизбежного в более распространённых системах с активными затворными очками.
Тем не менее, сказать, что эта модель однозначно выигрывает у конкурентов, я не могу — и виной тому ряд недостатков как самой технологии чересстрочного поляризационного 3D, так и конкретного монитора.
Во-первых, в 3D-режиме у монитора очень скромные углы вертикального обзора — при отклонении от «правильного» направления всего на десяток градусов картинка начинает разваливаться, а под некоторым углом вообще пропадает разница, смотреть ли на экран в очках или без. Хотя для настольного монитора этот недостаток не так критичен, как, например, для телевизора, не отметить его нельзя. Во-вторых, схема формирования 3D-изображения такова, что, хотя в 2D-режиме разрешение матрицы составляет 1920x1080 пикселов, в 3D каждый глаз видит лишь половину от этого, 1920x540 пикселов. В-третьих, монитор как таковой не то чтобы производит плохое впечатление — скорее, он не производит никакого. Невыразительный внешний вид с избытком чёрного глянца, неудобное управление, крайне скупое меню — такой набор характерен скорее для предельно дешёвой офисной модели, чем для домашнего игрового монитора. В-четвёртых, некоторые параметры оставляют желать лучшего. Так, регулировка яркости осуществляется матрицей, что плохо сказывается на цветопередаче, а среднее время отклика превышает полтора десятка миллисекунд. Всё это может сделать Trimon ZM-M240W не слишком привлекательным для людей, которых хотят купить просто современный игровой 3D-монитор, оставив его продуктом для ценителей данной конкретной технологии получения 3D-изображения.
Впрочем, у меня есть серьёзные опасения, что всё это — следствие непрофильного для Zalman направления бизнеса, невозможности на равных конкурировать с производителями первой величины, а значит, сравнительно небольших объёмов продаж. В такой ситуации компаниям часто приходится экономить буквально каждую копейку чтобы не то что обойти конкурентов, а хотя бы просто удержаться на приемлемом ценовом уровне. К сожалению, и прибыль подобная деятельность приносит в итоге редко.
Тем не менее, и сейчас Trimon ZM-M240W может быть интересной покупкой — для людей, желающих приобрести хороший 3D-монитор, но не способных мириться с неприятным 60-герцовым мерцанием активных очков, Trimon представляет собой хорошую альтернативу, полностью избавленную от этого недостатка.
Другие материалы по данной теме
Samsung SyncMaster SA950: трёхмерная красота
3D высокой чёткости: 120-Гц мониторы Acer и LG
Samsung SA850: первый монитор на матрице PLS.