Измерение времени отклика 17” LCD мониторов

Введение


После статьи об измерении времени отклика 15” LCD мониторов мне пришло довольно много отзывов, в том числе с конкретными вопросами или предложениями по самой методике измерений. Постараюсь ответить на наиболее часто встречавшиеся вопросы...

Во-первых, высказывалось предположение, что из-за особенностей работы электроники монитора разные цвета могут переключаться не одновременно (напомню, что изначально – физически – все субпиксели с этой точки зрения абсолютно идентичны), более того, могут не одновременно переключаться четные и нечетные пиксели. Так как я фиксирую время зажигания целой линии, да еще и белого цвета – такие особенности привели бы к заведомому завышению времени отклика. Учтя эти пожелания, в данной статье я проводил измерения не только на линии белого цвета, но и на линии красного цвета, а также на ряде точек (через пиксель) красного цвета – как показал эксперимент, ни для одного представленного здесь монитора результат от этого не менялся. А так как соотношение сигнал/шум для измерений на линии белого цвета максимально, то все осциллограммы в этой статье сняты именно на ней.

Также меня упрекали в том, что я по умолчанию считаю, что производитель указывает время отклика по стандарту ISO 13406-2. Еще раз поясню свою позицию – если производитель не указывает как именно он измеряет время отклика, то мне кажется вполне естественным считать, что он указывает его в соответствии с общепринятым стандартом. Из получающегося же иногда серьезного расхождения заявленного и измеренного, в принципе, можно сделать один из двух выводов – либо производитель указывает неверные цифры, либо он меряет по какой-то своей методике. Но скажите мне, чем для меня, как потребителя, отличаются эти два варианта? И в том, и в другом случае меня вводят в заблуждение относительно сравнения этого монитора с моделями от других производителей, указывающих время отклика честно и согласно стандарту.

Также меня просили указывать субъективные впечатления от времени отклика, для сравнения с измеренными цифрами. Однако, я этого делать не буду и вот по какой причине: дело в том, что мое восприятие может зависеть от многих факторов, и оно не поддается измерению и калибровке. Для того, чтобы сравнить визуально два близких по характеристикам монитора, мне придется поставить их рядом и долго рассматривать по очереди то один, то другой... и так для всех мониторов. Таким образом, чтобы не привносить элемент субъективизма туда, где есть объективные данные, я буду указывать “кажущееся” время отклика только для некоторых моделей и мимоходом – например, для Samsung 172B, который за счет низкого времени зажигания пиксела при большом суммарном времени отклика дает весьма незначительно смазывание, или для RoverScan Maxima Black F-17, для которого не только тест дает очень большое время отклика, но и на глаз видно, что изображение сильно смазывается.

Также хочу отметить, что я измеряю время полного переключения пиксела – то есть с абсолютно черного до абсолютно белого и обратно, в то время как переключение между двумя оттенками серого может занимать заметно большее время, и поэтому в некоторых условиях смазывание может быть вполне даже заметно. Вероятно, в ближайшее время в одной из статей я коснусь этого вопроса подробнее, построив зависимость времени отклика от начального и конечного состояния пиксела.

Другая весьма важная характеристика, для численного измеренния которой у нас пока нет оборудования – это угол обзора. Тем не менее, я для всех мониторов буду указывать субъективные впечатления от угла обзора со всех сторон и в особо вопиющих случаях обращать внимание на слишком явное расхождение с заявленными цифрами.

После упоминания в первой статье широтно-импульсной модуляции ламп подсветки с частотой от 200Гц до 1кГц в форумах вновь разгорелись дискуссии на тему, влияет ли такое мерцание на утомляемость глаз. С одной стороны, частота достаточно велика, с другой стороны – многие люди утверждали, что замечают такое мерцание при длительной работе за монитором. В итоге, заинтересовавшись этой темой, я решил провести небольшой “слепой” тест – распаковав монитор и подключив его, я некоторое время работал на нем в текстовом редакторе (белый фон, черный текст), а спустя минут пятнадцать пытался определить по своим ощущениям, есть ли мерцание. После этого оставалось только подключить осциллограф и датчик и проверить себя. Результат, честно говоря, меня удивил – я ошибся только на двух мониторах, Samsung 171S и Sony SDM-X72. У первого я предположил отсутствие мерцания, в то время как осциллограф показал наличие такового с частотой 540Гц (в этом, вероятно, и заключается причина моей ошибки), у второго я предположил наличие мерцания, и оно там действительно оказалось, но вот только не от лампы подсветки... впрочем, об этом – ниже. На других мониторах с широтно-импульсной модуляцией питания лампы подстветки (NEC, RoverScan – см. ниже) ошибиться не довелось... Отсюда напрашивается вывод, что модуляция светового потока даже с частотой 200...300Гц все же подсознательно заметна для глаза. Насколько этот эффект увеличивает утомляемость при работе за монитором, я судить не берусь – восприятие все же слишком субъективно – однако при выборе монитора это стоит иметь в виду.

Также хотелось бы отметить одну особенность корпусов мониторов. Довольно небольшое их количество предоставляют возможность работы в портретном режиме или возможность быть повешенными на стену. Но – это только со штатной подставкой. Дело в том, что есть так называемый стандарт VESA на крепление подставки монитора – он описывает площадку для крепления, выглядящую как четыре резьбовых отверстия в углах квадрата со стороной 75 мм – и большинство мониторов ему соответствуют. Иначе говоря, достаточно просто купить отдельную подставку от стороннего производителя и прикрутить ее четырьмя болтами к монитору.

Однако хватить общих слов, перейдем к делу.

CTX S700




Открывает статью монитор от компании CTX – довольно известного производителя мониторов среднего ценового диапазона, как классических CRT, так и LCD. Монитор CTX S700, младшая модель линейки 17” мониторов, не обладает никакими выдающимися параметрами – заявленная яркость составляет 250 кд/кв.м. при контрастности 350:1, углы обзора 140 градусов как по вертикали, так и по горизонтали. Заявленное производителем время отклика – 25 мс.

Корпус монитора не отличается особыми дизайнерскими изысками и вряд ли способен украсить интерьер квартиры или офиса. Подставка позволяет регулировать только наклон экрана, но, так как крепежная площадка соответствует стандарту VESA, ее можно заменить.

На используемой матрице расстояния между пикселями сравнительно велики, благодаря чему хорошо заметны отдельные строки, и в целом экран выглядит полосатым. Углы обзора действительно весьма скромны – при взгляде снизу экран сильно темнеет, при взгляде сверху на нем появляются широкие темные горизонтальные полосы. Более того, даже при работе заметна неравномерность яркости экрана по вертикали. Яркость подсветки также по нынешним меркам невелика – при работе как яркость, так и контрастность стояли на 60%.

Измеренное в тестах время отклика заметно превысило заявленную производителем величину – время зажигание пиксела составило 33 мс и время гашения – 3 мс, итого 36 мс. Впрочем, не могу не отметить, что и визуально смазывание изображения было весьма заметным, куда больше, чем это бывает на 25 мс матрицах. Кроме того, на осциллограммах можно заметить небольшие колебания яркости с частотой кадровой развертки (эксперименты проводились при частоте как 60Гц, так и 75Гц – частота колебаний яркости также менялась). Трудно сказать, с чем это связано – возможно, ради уменьшения времени отклика производитель пошел на уменьшение емкости конденсаторов Cs (см. рисунок), включенных параллельно каждой ячейке и призванных удерживать ее состояние между сканированиями матрицы – и в результате ячейка к моменту прихода следующего скана уже успевает частично разрядиться и поменять яркость (схема структуры субпиксела взята с сайта Samsung Electronics).


Структура субпиксела ЖК-монитора

Также теоретически такие эффекты могут быть обусловлены работой ЖК экранов на переменном токе (а это является обязательным условием нормальной работы любого ЖК экрана, начиная от экранчиков часов и калькуляторов) – дело в том, что полярность можно менять одновременно для всего экрана, одновременно для строки пикселей или через пиксель (в шахматном порядке). Третий вариант самый сложный с точки зрения электроники, однако первые два как раз приводят к мерцанию всего экрана или отдельных горизонтальных линий шириной в один пиксель (схема алгоритмов смены полярности взята с сайта Samsung Electronics).


При работе мне так и не удалось настроить монитор в комфортном для глаз режиме, хотя это вряд ли было связано с мерцанием – его амплитуда не настолько велика, чтобы быть заметной глазу.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Iiyama AS4315UT




Модель AS4315UT от Iiyama - еще один представитель среднего класса. Производитель обещает углы обзора 150 градусов по горизонтали и 125 – по вертикали, яркость 250 кд/кв.м., контрастность 350:1 и время отклика 25 мс. Помимо стандартного D-Sub, этот монитор оснащен и DVI-входом, что, впрочем, для 17-дюймовых моделей уже не такая редкость.

В общий элегантный вид монитора несколько не вписывается довольно громоздкая вертикальная стойка подставки, позволяющая регулировать высоту и угол наклона экрана. Меню сделано неудобно, более всего мешает разбиение его на три части; однако пользоваться им придется нечастно – к настройкам яркости, контрастности и к автоподстройке предусмотрен быстрый доступ нажатием одной клавиши.

Угол обзора с боков довольно неплохой, при взгляде же снизу или сверху экран заметно темнеет. Яркость экрана на среднем уровне, при работе регулятор яркости был выставлен мною на 40% и регулятор контрастности – на 43%. При максимальной яркости на темном фоне становятся заметны серые вертикальные полосы, при попытках убрать их более точной ручной подстройкой портится качество отображения текста – впрочем, использовать монитор на яркости и контрастности, близких к максимальным, в любом случае целесообразно только в играх, для работы такая яркость неприемлема.

В тестах монитор не вписался в заявленные характеристики, показав время зажигания пиксела 22 мс и время гашения 7 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Iiyama ProLite E430S




ProLite E430S – новая модель ЖК монитора от Iiyama, поставки которой начались совсем недавно, в конце марта. Заявленные производителем характеристики практически не отличаются от предыдущего монитора – яркость 250 кд/кв.м при контрастности 350:1, углы обзора 140/120 градусов по горизонтали и вертикали соответственно, время отклика 25 мс.

Монитор аккуратный и очень компактный – тонкий корпус, маленькая изящная подставка, позволяющая регулировать наклон экрана... Поставляется он в трех вариантах расцветки корпуса – белой, серебристой (модель с индексом “S”) и черной (модель с индексом “B”). Монитор снабжен двумя динамиками, но, как и в других мультимедийных моделях, их качества хватает только на озвучивание Windows да ICQ.

Меню полностью аналогично предыдущей модели, AS4315UT, с теми же недостатками – не очень удачный дизайн, в первую очередь разбиение меню на три группы.

Угол обзора по горизонтали – средний, по вертикали же он сильно отличается в зависимости от направления: если при взгляде сверху изображение сохраняется без сильных искажений даже при больших углах, то при взгляде снизу оно сильно темнеет. Монитор отличается очень небольшим диапазоном регулировки яркости – изменение яркости на плюс-минус 5% глазом почти не воспринимается. О контратностности такого сказать нельзя – хорошо заметно изменение на единицы процентов. При работе с текстовым редактором комфортными значениями оказались 60% для яркости и 32% для контрастности.

В тесте монитор показал время зажигания пиксела 28 мс и время гашения – 4 мс, итого суммарное время отклика составило 32 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


NEC MultiSync LCD1701




Одна из последних моделей от NEC, отличающаяся крайне быстрой матрицей – заявленное производителем время отклика составляет всего лишь 16 мс, из которых 12 мс приходятся на зажигание пиксела и 4 мс – на гашение. Угол обзора составляет 140 градусов как по вертикали, так и по горизонтали, яркость – 260 кд/кв.м и контрастность 450:1.

Монитор получился весьма компактным, ширина обрамления вокруг экрана составляет всего лишь около полутора сантиметров. Компактная подставка позволяет менять наклон экрана монитора, но не высоту.

Меню средней удобности, для настроек яркости и контрастности предусмотрен быстрый доступ, а автоподстройку монитор выполняет автоматически при изменении разрешения или частоты развертки (NEC называет эту функцию NTAA – Non-Touch-Auto-Adjustment). Однако есть в управлении монитором небольшая, но неприятная особенность... Дело в том, что надписи на кнопках выполнены не краской, а выдавливанием, и на мониторе черного цвета это привело к тому, что оных надписей практически не видно. Для обнаружения нужной кнопки приходится либо довериться своему осязанию и искать на ощупь, либо крутить монитор в руках, тщетно пытаясь рассмотреть надписи... впрочем, минут через пятнадцать работы я уже довольно уверенно угадывал назначение кнопок, почти не промахиваясь. Спасти ситуацию могла бы небольшая капелька серебристой краски, залитая в выдавленные в кнопках надписи, но производитель об этом почему-то не позаботился.


Угол обзора весьма средний, при взгляде снизу экран заметно темнеет целиком, при взгляде сверху на нем появляется широкая темная полоса – таким образом, заявленный угол обзора 140 градусов по вертикали я бы назвал завышенным. Впрочем, и при взгляде сбоку изображение портится несколько раньше достижения угла в 70 градусов. Яркость и контрастность у монитора с хорошим, но не чрезмерным запасом – при работе оба регулятора стояли на 45% от максимума.

В тестах монитор показал рекордно низкое время отклика – 12 мс заняло зажигание пиксела и еще 4 мс – гашение, что полностью соответствует заявленным производителем спецификациям. Также можно отметить модуляцию лампы подсветки с частотой 220Гц, причем глубина модуляции даже на максимальной яркости составляет около 20%.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


NEC MultiSync LCD1760NX




Более дорогая, по сравнению с рассмотренной выше, модель от NEC с такой же быстрой матрицей. От предыдущего монитора в лучшую сторону отличаются углы обзора – теперь они равны 160 градусам как по вертикали, так и по горизонтали. Также добавился интерфейс DVI.

Внешний вид монитора в основном повторяет предшественника, за исключением подставки. Теперь она выполнена в виде вертикальной стойки, позволящей регулировать не только наклон экрана, но и его высоту. Кроме того, в основании подставки сделан вращающийся круг, позволяющий легко разворачивать монитор на 170 градусов вправо или влево. Так как этот экземпляр был выполнен в белом цвете (всего выпускается два варианта – черный и белый), то проблем с чтением надписей на кнопках не возникало – белые надписи на белом фоне, как выяснилось, читаются значительно лучше черных на черном.

Несмотря на большой заявленный угол обзора, каких-либо принципиальных улучшений нет – как и у модели LCD1701, углы обзора как по вертикали, так и по горизонтали оставляют желать лучшего, и ни о каких 160 градусах речь не идет. Более того, невысокий реальный угол обзора может доставлять некоторый дискомфорт при работе. Яркость экрана также аналогична предыдущему монитору – при работе комфортными настройками яркости и контрастности были 40% от максимума.

Время отклика составило 17 мс – 13 мс пришлось на зажигание пиксела и 4 мс на гашение. Так как ошибка измерения составляет порядка 1-2 мс, то можно спокойно считать, что монитор полностью уложился в спецификации. Как и у предыдущей модели, лампа подсветки модулируется с частотой 220Гц.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


RoverScan Maxima JM678




Достаточно приятный в работе монитор среднего класса. Тем не менее, параметры для него заявлены производителем не совсем средние – яркость 250 кд/кв.м при контрастности 500:1, углы обзора 130 градусов по горизонтали и 140 – по вертикали и время отклика 20 мс.

У монитора приятный ненавязчивый дизайн, корпус не отличается габаритами ни в меньшую, ни в большую сторону, изящная маленькая подставка позволяет регулировать наклон экрана.

Меню управления удобное, даже можно сказать – красивое, однако быстрый доступ есть только к автоподстройке, которая и так выполняется автоматически при смене разрешения или частоты развертки.

Углы обзора не превосходят заявленного в спецификации – при взгляде сбоку изображение желтеет, при взгляде снизу – темнеет. Яркость и контрастность монитора весьма велики, при работе с текстом комфортно глаза себя чувствовали при установке яркости на 35% и контрастности на 25%.

Увы, заявленное производителем малое время отклика не подтвердилось – монитор показал время зажигания пиксела 22 мс и время гашения 10 мс. Остается только предположить, что RoverScan указывает не полное время отклика, а лишь время зажигания – но в официальных спецификациях монитора на сайте производителя об этом нет ни слова. Лампа подсветки для регулировки яркости модулируется с частотой 200Гц.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


RoverScan Maxima Black F-17




Параметры этого монитора, внешне повторяющего 15-дюймовую модель Slim Black F-15, ничего выдающегося не обещают. В первую очередь – весьма невелик угол обзора, всего лишь 100 градусов по горизонтали и 80 градусов по вертикали. Яркость и контрастность на уровне чуть ниже среднего – 230 кд/кв.м и 300:1 соответственно, и только время отклика весьма мало – 20 мс (как и у предыдущей модели не уточняется, какое именно это время отклика).

Меню среднего удобства, текст в нем на пяти языках – и это отдельно отмечено в спецификациях монитора – но русского при этом среди них нет. Быстрый доступ есть только к автоподстройке. Помимо всем привычной автоподстройки, есть еще вариант с автоматической настройкой баланса белого – трудно сказать, как именно он должен работать, но в моем случае он просто устанавливал яркость и контрастность на 50%. Здесь надо отметить, что высталять их более чем на 60-70% не имеет смысла – изображение становится белесым, полностью пропадают мелкие детали... впрочем, у Slim Black F-15 при таких настройках наблюдался еще и значительный шум на черном фоне, чего у модели F-17 нет. При работе же и яркость, и контрастность были высталено мной на 20%. Отдельно можно регулировать яркость лампы подсветки – в тестах она стояла на установленном на заводе значении 89%. Регулируется яркость либо не за счет широтно-импульсной модуляции, либо частота этой модуляции весьма велика – так или иначе, но никаких низкочастотных колебаний на осциллограммах видно не было.

Угол обзора действительно невелик, в первую очередь при взгляде снизу – экран быстро темнеет.

К существенным недостаткам монитора стоит отнести то, что мне так и не удалось добиться хорошей настройки – четкого изображения по всему экрану. Несмотря на используемую в тестах очень качественную видеокарту (Matrox Millennium), избавиться от легкого замыливания по краям экрана не удалось даже ручной подстройкой, причем, несмотря на рекомендуюмую частоту развертки 75Гц, при развертке 60Гц изображение было немного лучше.

Хоть я и стараюсь избегать субъективных оценок там, где можно использовать объективные, должен заметить, что даже на глаз по сильному смазыванию текста при прокрутке было видно, что время отклика монитора весьма велико. И действительно – время зажигания пиксела оказалось равным 30 мс, а время гашения – 16 мс, что более чем вдвое хуже заявленного производителем.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


RoverScan Maxima Pro L2-17




Этот внешне ничем не примечательный монитор по заявленным характеристикам грозится подвинуть с пьедестала почета текущего лидера – NEC LCD1760NX. В спецификациях значится яркость 250 кд/кв.м при контрастности 350:1, углы обзора 150/140 градусов, но главное – время отклика всего 15 мс, на 1 мс меньше, чем у лидера.

Монитор выполнен в компактном белом корпусе без каких-либо дизайнерских изысков, подставка позволяет регулировать только наклон экрана. Помимо всего прочего, он оборудован DVI-входом и динамиками (вполне стандартного качества звучания, но не более того).

Меню весьма удобное, причем, в отличие от рассмотренного выше Maxima Black F-17 присутствует русский язык. Быстрый доступ есть только к автоподстройке и к регулировке громкости динамиков. Кроме этого, в меню есть пункт автоматической настройки контрастности, но при попытке им воспользоваться контрастность установилась на 50%, что было слишком много – при таком ярком экране работать невозможно, а разумными настройками яркости и контрастности оказались 25%.

Угол обзора хороший, кроме обзора снизу – как и у большинства ЖК мониторов, стоит только отклониться немного вниз, как экран заметно темнеет.

Увы, по времени отклика монитор не сможет составить конкуренцию NEC'у – оно равнялось 22 мс при зажигании пиксела и 4 мс при его гашении, итого 26 мс. Какой-либо модуляции лампы подсветки замечено не было.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


RoverScan Maxima Pro Black X-174




Вообще говоря, этот монитор имеет размер экрана 17,4”, однако, так как это все-таки ближе к 17”, чем к 18”, то я включил его в обзор “семнашек”. Из прочих параметров наибольший интерес представляют яркость – 220 кд/кв.м, контрастность – 400:1, угол обзора – 160 градусов и время отклика – 25 мс.

Дизайн монитора – из ряда вон выходящий, иначе я сказать не могу. Во-первых, он выполнен в металле, весь, целиком – подставка, корпус самого монитора... Первая мысль, которая приходит на ум - “оборонщики постарались, можно в танк ставить” :-). Соответственно, и весит монитор сравнительно много – 7 кг, несмотря на внешний блок питания. Более того, другая отличительная особенность X-174 (хотя уже благодаря одному только корпусу его невозможно спутать ни с каким другим монитором) – это стекло, которым закрыта матрица. Вся передняя панель монитора убрана под стекло с просветляющим покрытием (его наличие хорошо заметно по характерному сиреневому отсвету). Таким образом, производитель решил заменить рассеянное отражение от матовой поверхности матрицы на четкое, но приглушенное просветляющим покрытием отражение от стекла. Трудно сказать, насколько это удачное решение – все зависит от вкусов пользователей, многим может не понравиться отражение в мониторе всего происходящего за спиной. Кроме того, на поверхности стекла при любом касании остаются четкие отпечатки пальцев.

Не менее оригинально выполнены и кнопки управления: они размещаются на боковой поверхности монитора:


Само меню практически такое же, как у модели Maxima Pro L2-17.

Отдельно стоит отметить количество входов – помимо привычных VGA и DVI, монитор также снабжен S-Video и композитным видеовходами.

Угол обзора действительно очень хороший, причем, в отличие от большинства мониторов, изображение не портится даже при взгляде снизу. Яркость при работе с текстом стояла на 45%, контрастность – на 40%, причем надо отметить, что при увеличении яркости выше 65% пользоваться монитором практически невозможно – черный цвет превращается в серый. К сожалению, такой недостаток присущ многим моделям RoverScan – диапазон регулировки яркости не соответствует возможностям матрицы. Впрочем, в этом мониторе есть также отдельная регулировка яркости подсветки – в тестах она стояла на установленном на заводе значении 80%.

Измерение времени отклика проводилось при яркости 65%. Монитор показал время зажигания пиксела 13 мс и время гашения 19 мс – таким образом, хоть он и не уложился в заявленные производителем 25 мс, я не могу не отметить очень небольшое время зажигания пиксела, на уровне быстрых матриц NEC. Визуально серьезного смазывания не видно, несмотря на большое время гашения.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Sampo PD-80A11D




Один из самых дешевых 17” жидкокристаллических мониторов, с вполне соответствующими ценовой категории параметрами (разве что контрастность выделяется в лучшую сторону): яркость 250 кд/кв.м при контрастности 400:1, углы обзора 120/115 градусов по горизонтали и вертикали соответственно, время отклика пиксела 34 мс (причем производитель указывает, что это не полное время отклика, а лишь время зажигания).

Внешне монитор впечатляет своими размерами – даже громоздкие старые модели Samsung 171-й серии выглядят компактнее. Масса составляет почти 9 кг – вытаскивая монитор из коробки, я думал, не ошиблись ли на складе и не выдали ли мне случайно 18” или 19” модель... Особенно обращает на себя внимание обрамление вокруг экрана – оно около 5 см в ширину.

Какие-либо особенности дизайна отметить трудно – монитор довольно невзрачный. Подставка не менее солидна, чем корпус, но регулировать позволяет только наклон экрана, ни регулировки высоты, ни портретного режима нет. На сайте SAMPO Technology Corp. указано, что монитор может монтироваться на стену – однако на практике это означает лишь наличие на задней стенке четырех отверстий под крепление стандартной VESA подставки, которую потребуется приобрести отдельно.

Меню настроек монитора весьма неудобное, при этом быстрого доступа ни к одной из часто используемых настроек – яркость, контрастность, автоподстройка – не предусмотрено.

Углы обзора по горизонтали средние, не выдающиеся ни в худшую, ни в лучшую сторону, а вот по вертикали присутствует классический недостаток большинства матриц – при взгляде снизу экран заметно темнеет. Яркость и контрастность при работе стояли на 45% и 52% соответственно. Таким образом, по субъективным впечатлениям – PD-80A11D относится к мониторам среднего класса, разве что отличаясь от большинства производителей неудачным громоздким дизайном.

А вот что меня смогло удивить – так это время отклика. Несмотря на то, что на сайте производителя вполне недвусмысленно написано “Response Time – 34 ms Rise Typical”, на самом деле монитор показал время зажигания 19 мс и время гашения 8 мс. То есть даже полное время отклика – 27 мс – оказалось меньше, чем заявленное время зажигания пиксела.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Samsung SyncMaster 171S (GH17LSSSJ )




Буквы SSS в названии этого монитора означают, что он выполнен в черно-серебристом корпусе и с подставкой без портретного режима работы. Заявленные параметры не впечатляют – яркость 250 кд/кв.м при контрастности 350:1, углы обзора 160/120 градусов и время отклика 25 мс. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – монитор относится к старой серии 171, выпускающейся уже довольно долго (по меркам производителей ЖК мониторов, конечно) и сейчас вытесненной в бюджетный сектор более новой серией 172.

Дизайн монитора весьма громоздкий, хотя до модели от Sampo ему далеко. Один из существенных недостатков – массивная подставка, позволяющая регулировать наклон и высоту экрана, но при этом не позволяющая опустить его слишком низко – при сочетании высокого стола с низким креслом работать с таким монитором неудобно, так как приходится смотреть снизу вверх. Кнопки управления расположены на правом краю экрана, и пользоваться ими очень удобно – придерживая панель правой рукой, нажимать кнопки большим пальцем. Доступ к регулировке яркости и к автоподстройке – нажатием одной кнопки, а вот для настройки контрастности придется заходить в меню. Впрочем, меню выполнено достаточно удобно, и каких-либо проблем при хождении по нему не возникает.

Матрица вполне типична для многих мониторов – углы обзора по горизонтали более чем достаточны для комфортной работы, в то время как угол обзора снизу сравнительно невелик. От недостатка яркости монитор не страдает, скорее наоборот – при работе в текстовом редакторе комфортным для моих глаз оказался режим с установкой яркости и контрастности на 35% и 30% соответственно.

В тестах монитор оказался крайне нетороплив – время зажигания пиксела составило 37 мс, время гашения – 4 мс. Впрочем, несмотря на такие показатели, смазывание было вполне приемлемым, хотя для домашнего использования я бы не советовал ориентироваться на эту модель. Яркость подсветки регулируется за счет широтно-импульсной модуляции на частоте 540Гц.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Samsung SyncMaster 171N (GH17ASAB)




Модели с индексом N по дизайну представляют собой нечто среднее между старой 171-й и новой 172-й сериями – с одной стороны, от моделей 171 они позаимствовали громоздкую подставку с возможностью работы в портретном режиме, с другой стороны, компактный корпус самого монитора практически полностью повторяет модели 172-й серии. Заявленные параметры – где-то лучше, где-то хуже, чем у SM171S: яркость 250 кд/кв.м при контрастности 400:1, углы обзора 140/120 градусов и время отклика 25 мс.

Дизайн предней панели монитора значительно изменился - теперь пластиковое обрамление экрана стало в несколько раз уже, а кнопки управления переместились на его нижнюю часть. Как и у 171S, быстрый доступ есть только к настройке яркости и к автоподстройке изображения. Меню выполнено в стандартном для Samsung'овских мониторов стиле – оно идентично не только 171S, но и 15-дюймовым моделям. В отличие от 172-й серии, блок питания встроен в корпус, как и у 171S.

Углы обзора примерно аналогичны предудыщей модели (очевидно, что разницу в 10 градусов, если она существует, невооруженным глазом заметить трудно), однако для этой модели плохой угол обзора снизу является уже более существенным недостатком – в портретном режиме он становится плохим углом обзора слева. Яркость экрана еще больше, чем у 171S – при работе настройки яркости и контрастности стояли на 25% и 22% соответственно. Впрочем, необходимо отметить, что даже при выкручивании яркости на максимум изображение не становится совсем непригодным к использованию, как это было, например, у некоторых моделей RoverScan.

На тестах на время отклика монитор показал вполне достойный результат – 25 мс ушло на зажигание пиксела и 4 мс – на гашение.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Samsung SyncMaster 172S (MO17ESZS)




Параметры этого монитора почти точно повторяют его предшественника – модель SyncMaster 171S: яркость 250 кд/кв.м при контрастности 350:1, углы обзора 140/120 градусов по горизонтали и вертикали соответственно, время отклика 25 мс. Принципиально новым же является тип корпуса – Samsung полностью ушел от громоздких корпусов 171-й серии, и новые мониторы – одни из самых компактных среди представленных в статье. Сам корпус практически такой же, как у модели 171N, только толщина его уменьшилась за счет выноса блока питания наружу. Наиболее же радикальные изменения претерпела подставка:




Благодаря такой конструкции монитор приобрел возможность менять наклон экрана от небольшого угла вперед до горизонтального положения, когда монитор фактически складывается с подставкой в единое целое (в таком виде его можно повесить на стену, для чего в комплекте дается весь необходимый крепеж, вплоть до шурупов). Одновременно с регулировкой наклона такая конструкция обеспечивает небольшую регулировку по высоте. Кроме того, в подставке размещены динамики (в мультимедийном варианте монитора) и входные разъемы. Не могу не отметить, что это одно из самых удачных исполнений корпуса монитора, имеющее фактически только один недостаток – принципиальную невозможность работать в портретном режиме (благодаря расположению в подставке разъемов – она неотделима от монитора и не соответствует стандарту VESA). Зато во всем остальном новый корпус на высоте.

Меню монитора точно такое же, как и у других моделей от Samsung – навигация по нему удобна, но, к сожалению, быстрый доступ сделан только к настройке яркости и к автоподстройке. Кнопочки очень маленькие, но нажимаются довольно легко.

Реальные параметры монитора действительно не сильно отличаются от предшественников. Угол обзора весьма неплох по бокам и сверху, но вот при взгляде снизу экран темнеет – так что большая часть из заявленных 120 градусов угла вертикального обзора приходится на верхний сектор. Яркость экрана находится примерно на том же уровне, что и у 171S – комфортными значениями при работе оказались 33% как для яркости, так и для контрастности.

Время отклика монитора оказалось хорошим, но не выдающимся – 22 мс зажигание пиксела и 4 мс – гашение. Смазывание есть, но не слишком сильное.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Samsung SyncMaster 172B (MO17ESZS)




Этот монитор внешне является точной копией предыдущего, но по заявленным параметрам радикально от него отличается – яркость составляет 250 кд/кв.м при контрастности 500:1, углы обзора – рекордные 170 градусов как по горизонтали, так и по вертикали, и время отклика 25 мс.

Дизайн монитора ничем не отличается от предыдущего, поэтому я сразу перейду к параметрам изображения. Углы обзора впечатляют, ни одному из других описанных в этой статье мониторов не удалось приблизиться к такому результату – изображение великолепно при взгляде с любой стороны экрана. И если у других мониторов все портил угол обзора по вертикали снизу, то здесь и к нему нет никаких претензий. Я могу смело утверждать, что реальные углы обзора действительно соответствуют заявленным 170 градусам – не знаю, как инженерам Samsung Electronics удалось этого добиться, но результат великолепный, и по этому параметру среди рассмотренных в статье мониторов у 172B конкурентов нет.

Настройки как яркости, так и контрастности при работе были выставлены на 30%, но даже при установке яркости на 100% черный цвет почти не страдает – сказывается высокая контрастность матрицы.

Суммарное время отклика оказалось сравнительно велико – 31 мс, но, в отличие от большинства матриц с медленным подъемом и быстрым спадом, здесь все наоборот – зажигание пиксела занимает 13 мс, а гашение – 18 мс. В результате визуально изображение смазывается значительно меньше, чем на других мониторах с таким же суммарным временем отклика.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Samsung SyncMaster 172W (MO17WSDS)




Единственным выдающимся параметром этого широкоэкранного (с соотношением сторон экрана 16:9 вместо привычных для 17” ЖК мониторов 5:4) монитора является яркость – она составляет 450 кд/кв.м при контрастности 400:1. Углы обзора и время отклика уже не впечатляют – они равны 140/110 градусов и 25 мс соответственно.

Такая колоссальная яркость достигается за счет нового режима – MagicBright, уже хорошо знакомого пользователям новых серий ЭЛТ мониторов от Samsung. При нажатии кнопки включения MagicBright на выбор предоставляются четыре варианта - User Defined, Text, Internet и Entertain, расположенные по увеличению яркости, и если в режиме Text яркость находится на сравнительно небольшом уровне (комфортными значениями при работе были 40% как для яркости, так и для контрастности), то в режиме Entertain экран просто сияет.

Углы обзора соответствуют примерно матрице, примененной в модели 172S, но не в 172B – если углы обзора по бокам вполне нормальные, то при взгляде снизу изображение привычно темнеет...

В общем и целом, предназначение монитора довольно специфично – благодаря соотношению сторон 16:9 и очень большой яркости он хорошо подходит для просмотра широкоэкранных фильмов, но вот для работы, пожалуй, стоит предпочесть модель 172B со значительно большими углами обзора.

Время отклика оказалось точно таким же, как у модели 171N – 25 мс заняло зажигание пиксела и еще 4 мс – его гашение.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Sony SDM-S71R




Еще один – после моделей от NEC – монитор с быстрой матрицей, но теперь уже в исполнении Sony. Заявленная в спецификациях яркость составляет 260 кд/кв.м при весьма немалой контрастности 500:1, углы обзора – 160 градусов как по вертикали, так и по горизонтали, время отклика – 16 мс, из которых 12 мс приходятся на зажигание и 4 мс на гашение пиксела.

Дизайн монитора весьма элегантен – впрочем, от Sony другого ожидать и не приходится. Кнопки управления расположены сбоку, как у Samsung 171S, но выполнены несколько иначе. Меню весьма удобное, более того, есть быстрый доступ (нажатием одной кнопки) к настройкам яркости и контрастности. Для автоподстройки такой доступ не требуется – она выполняется автоматически при смене разрешения или частоты развертки.

К сожалению, реальные углы обзора порадовать не могут – до заявленных 160 градусов им довольно далеко. При взгляде сбоку при угле более 60 градусов изображение начинает заметно отдавать желтизной, при взгляде снизу под углом более 45 градусов – оно темнеет, а при взгляде сверху под углом в 30-40 градусов – на нем появляется широкая горизонтальная темная полоса. Итого, реальные углы обзора оказались значительно скромнее, чем указано в документации... чем-то эта ситуация напоминает NEC LCD1760NX – судя по всему, мониторы сделаны если не на одинаковых, то на весьма похожих матрицах.

Яркость находится на сравнительно невысоком уровне (особенно после рассмотренных выше мониторов от Samsung) – при работе настройки как яркости, так и контрастности были выставлены на 45%.

В тестах монитор показал время отклика несколько хуже заявленного – время зажигания пиксела составило 15 мс, а время гашения – 13 мс. Впрочем, и этот показатель весьма и весьма неплох. Эх, если бы еще углы обзора были побольше, тяжело вздыхаю я... :-)

Лампа подстветки монитора модулируется с частотой 280Гц, впрочем, на максимальной яркости подсветки (а она регулируется отдельно) мерцание практически отсутствует. Кроме того, приглядевшись, на осциллограммах можно заметить колебания с частотой кадровой развертки – но, опять же, амплитуда их настолько мала, что на этот эффект можно не обращать внимания.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Sony SDM-X72




Заявленные параметры этого монитора также весьма неплохи – яркость 280 кд/кв.м при контрастности 400:1, углы обзора 160 градусов как по горизонтали, так и по вертикали, и время отклика 30 мс (10 мс зажигание и 20 мс гашение пиксела – соотношение напоминает матрицу из Samsung 172B, не так ли?).

Внешне монитор смотрится несколько менее элегантно, чем его предшественник – в первую очередь за счет более крупного корпуса. Кнопки управления расположены также сбоку, но сделаны несколько иначе, значительно удобнее – они теперь круглой формы с небольшим выступом в центре. Меню в общем и целом повторяет предшественника, вот только кнопки быстрого доступа поменялись – теперь таковые вместо яркости и контрастности регулируют только громкость встроенных динамиков. Появился новый режим – экономичный ECO, включаемый отдельной кнопкой и приводящий к снижению яркости монитора скачком, что довольно удобно, когда надо куда-то отойти от рабочего места – зачем зря тратить ресурс монитора?

Отдельно стоит сказать о входах монитора – дело в том, что на нем присутствуют сразу три разъема: два обычных VGA и один DVI. Первый VGA и DVI объединены в первых вход монитора, второй VGA представляет из себя, соответственно, второй вход – собственно говоря, два входа встречались еще на ЭЛТ-мониторах Sony, теперь к ним лишь добавился родной для ЖК-мониторов цифровой вход DVI. Переключение между входами производится кнопкой на передней панели, выбранный в данный момент вход индицируется расположенными тут же светодиодами.

К сожалению, с углами обзора наблюдаются точно такие же проблемы, как и у предшественника – при взгляде сбоку под углом более 60 градусов экран заметно желтеет, при взгляде сверху или снизу – темнеет. Кроме того, подвела яркость – если при работе комфортным уровнем оказались 40% (контрастность – 50%), то при попытке увеличить яркость выше 70% черный цвет пропал напрочь, заменившись серым.

Следующий неприятный сюрприз появился уже на осциллограммах. Помните, в начале статьи я говорил, что ошибся в определении “на глаз” наличия мерцания подсветки для этого монитора? Мерцания лампы подстветки не оказалось, но вот мерцание всего экрана... вне зависимости от яркости, изображение мерцало с частотой кадровой развертки (я специально проверял этот эффект на нескольких частотах), причем амплитуда мерцания составляла до 15% от яркости экрана, что уже вполне может быть заметно глазом.

Измеренное время отклика составило 10 мс для зажигания пиксела и 22 мс для гашения – что хорошо совпадает с заявленными характеристиками.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела


Заключение


Приведу таблицу с результатами всех семнадцати мониторов, в которой укажу как измеренное, так и заявленное время отклика. Для тех производителей, кто указывает отдельно время зажигания и время гашения, в таблице приведены обе цифры через дробь (первая – зажигание, вторая – гашение), для тех же, кто либо указывает только полное время, либо не указывает, что именно он указывает (в последнем случае я считаю, что указано полное время) – приведена одна цифра.

 Модель Измерено Заявлено
 CTX S700 33 / 3 мс 25 мс
 Iiyama AS4315UT D 22 / 7 мс 20 мс
 Iiyama ProLite E430S 28 / 4 мс 25 мс
 NEC MultiSync LCD 1701 12 / 4 мс 12 / 4 мс
 NEC MultiSync LCD 1760NX 13 / 4 мс 12 / 4 мс
 RoverScan Maxima JM768 22 / 10 мс 20 мс
 RoverScan Maxima Black F-17 30 / 16 мс 20 мс
 RoverScan Maxima Pro L2-17 23 / 4 мс 15 мс
 RoverScan Maxima Pro Black X-174 13 / 19 мс 25 мс
 Sampo PD-80A11D 19 / 8 мс 34 / - мс
 Samsung SyncMaster 171S 37 / 4 мс 25 мс
 Samsung SyncMaster 171N 25 / 4 мс 25 мс
 Samsung SyncMaster 172S 22 / 4 мс 25 мс
 Samsung SyncMaster 172B 13 / 18 мс 25 мс
 Samsung SyncMaster 172W 25 / 4 мс 25 мс
 Sony SDM-X71R 15 / 13 мс 12 / 4 мс
 Sony SDM-X72 10 / 22 мс 10 / 20 мс

Что тут можно сказать... Несколько странно поведение двух производителей – Sampo и Samsung. У первого указанное время зажигания на поверку значительно превышает полное время отклика – случай уникальный, когда производитель занижает реальные характеристики, причем реальные характеристики оказываются еще и весьма неплохими. У Samsung, во-первых, достаточно трудно найти информацию о времени отклика – найти эти цифры для всех интересующих меня моделей мне удалось только на корейском сайте компании, на других сайтах они либо не указываются вовсе, либо указываются только для нескольких моделей. Во-вторых, возникает ощущение, что цифра “25 мс” ставится просто не глядя, “чтоб было” - ибо на деле разные модели сильно различаются, причем, скажем, приравнивать 172B с его маленьким временем зажигания пиксела к другим мониторам с аналогичным полным временем отклика несколько неразумно.

Оба монитора от NEC прекрасно вписались в заявленное – уникально малое! - время отклика. Правда, ради этого производителю пришлось пожертвовать углами обзора, причем настолько, что это может доставлять определенные неудобства при работе.

Такая же ситуация и с Sony – при маленьком времени отклика углы обзора крайне невелики, к тому же на топ-модели X72 наблюдается неприятный эффект мерцания картинки с частотой кадровой развертки.

Весьма неплох оказался монитор Maxima Pro Black X-174 от RoverScan. По параметрам он очень похож на Samsung 172B – такое же время отклика, хорошие углы обзора... Плюс к этому весьма нестандартный дизайн, который наверняка придется по душе людям, уставшим от стандартных серых коробок. К сожалению, впечатление от монитора портит полное пропадание черного цвета при увеличении яркости свыше 65% - как показывает практика, это не первый случай, когда RoverScan небрежно относится к установке пределов регулировки яркости на своих мониторах.

Модели от Iiyama попали в класс “добротных середнячков”, не показав каких-либо выдающихся результатов ни по одному из параметров.

Лидером же тестирования, на мой взгляд, является Samsung SyncMaster 172B – инженерам Samsung Electronics удалось сочетать в одной модели очень удачный дизайн, хорошее время отклика и превосходные углы обзора. Не хватает разве что DVI-входа, но он присутствует в старшей модели 172T, не попавшей в данную статью.