Тестирование 19" LCD мониторов

Введение


В прошлых статьях я измерял только время отлика монитора, все остальные характеристики либо вообще оставались за кадром, либо оценивались субъективно. Ну вот что такое, например, "комфортная яркость"? Некая величина, которая непостоянна даже для меня – комфортность может зависеть от массы причин, начиная с того, пасмурная ли на улице погода, или же в мое окно светит яркое летнее солнце.

Другими численными характеристиками монитора, помимо времени отклика, являются углы обзора, яркость, контрастность, цветовая температура и качество цветопередачи. Многих смутит слово "качество", однако цветопередачу вполне можно описать количественно, и для этого – а также для последующей коррекции цветопередачи – применяются приборы, известные под названием "аппаратные цветокалибраторы". Один из таких калибраторов – Pantone ColorVision Spyder с ПО OptiCAL и был использован мною для тестирования мониторов.


ColorVision Spyder представляет из себя закрепляемый на экране датчик (на ЭЛТ он крепится тремя присосками прямо к стеклу трубки, на ЖК просто подвешивается за верхний край монитора – присоски слишком сильны для использования с нежными ЖК матрицами). Внутри, за матовой пластинкой, скрываются восемь фотодатчиков – семь с цветовыми фильтрами, предназначенные для измерения цветопередачи, и еще один без фильтра – для измерения яркости.


Поставляемое с калибратором ПО OptiCAL позволяет не только создать цветовой профиль монитора, но и посмотреть все основные параметры – цветовые кривые, цветовую температуру, яркость черного и белого цветов... Разберемся с ними по очереди.

Цветовые кривые представляют из себя зависимость между входным сигналом (заданным видеокарте цветом) и выходным сигналом (яркостью экрана). Кривизна этой зависимости описывается числом "гамма" (выходной сигнал равен входному в степени gamma, причем максимальный уровень – 255 при 8-битной оцифровке цветовых компонент – принимается за единицу), а смысл использования – в том, что гамма-компенсация позволяет увеличить точность передачи темных тонов – например, использование gamma 2,2 аналогично расширению разрядности до 10 бит. Разумеется, это дается не бесплатно – ухудшается отображение светлых тонов, с gamma 2,2 оно становится таким же, как при использовании 7-битного кодирования. Фактически гамма-коррекция проводится дважды – первый раз при созданнии изображения (в этом случае результирующая яркость изображения равна корню степени gamma от яркости оригинала), второй раз при его отображении, чтобы пользователь видел на экране оригинальное изображение.

Изначально, когда основыми компьютерами для обработки графики были Apple Macintosh, стандартным значением gamma было 1,8 (точнее, 1,72). Однако со временем все большее распространение получали PC, для которых gamma равнялось 2,5 – дело в том, что gamma для электронно-лучевой трубки самой по себе колеблется от 2,45 до 2,55. Разумеется, столь существенное различие мало кого устраивало – ведь если какая-либо картинка рассчитана под монитор с gamma 1,8, то на мониторе с gamma 2,5 она будет выглядеть слишком светлой и наоборот. В итоге компаниями Microsoft и Hewlett-Packard, к которым позже присоединились Pantone и Corel, был разработан стандарт sRGB - "A Standard Default Color Space for the Internet" - согласно которому значение gamma должно составлять 2,2. Ниже приведены три варианта одного и того же изображения, но скомпенсированные для разных систем – первое линейное, для второго gamma увеличено, для третьего – увеличено еще раз. Хорошо видно, что чем больше gamma – тем лучше передаются темные оттенки, но начинают сливаться в сплошной белый фон светлые. Разумеется, если каждое из этих изображений отдельно смотреть на мониторе, скорректированном под нужное gamma, то мы увидим три картинки одинаковой яркости, но с разной точностью передачи темных и светлых оттенков.


Линейное отображение


Gamma 1,8


Gamma 2,2

В итоге в настоящий момент мы фактически имеем два распространенных режима – gamma 1,8 для Mac и gamma 2,2 для PC. В дальнейшем я буду рассматривать только gamma 2,2 – хотя бы потому, что только два монитора среди представленных в обзоре имеют возможность выбрать какое-либо другое значение. Ниже на рисунке приведен пример измерения цветовой кривой для синего цвета при gamma 2,2 и цветовой температуре 6500К – черным цветом обозначена измеренная кривая, синим – расчетная. По горизонтали отложен уровень входного сигнала, по вертикали – выходного.


Я специально выбрал такую кривую, чтобы на ее примере показать возможные недостатки цветопередачи. Их здесь два. Во-первых, измеренная кривая идет ниже расчетной везде, кроме светлых тонов (правая часть графика) – это означает, что простым увеличением яркости синего цвета в настройках монитора мы не можем добиться адекватной цветопередачи, ибо кривая поднимется целиком, и, избавившись от недостатка синего в темных тонах, мы автоматически получим избыток синего в светлых тонах. Для лечения такого недостатка применяются цветовые профили монитора, которые могут значительно более гибко корректировать цветопередачу. Во-вторых, и это более существенный недостаток, при таких настройках монитор совершенно не различает наиболее темные оттенки синего – на первой трети диапазона вне зависимости от входного сигнала яркость экрана равна нулю. Такой недостаток обычно исправляется увеличением яркости монитора, однако здесь могут встретиться подводные камни – например, при увеличении яркости будет расти уровень черного, постепенно превращая черный цвет в темно-серый.

Бывает и обратная ситуация, когда монитор не способен различать светлых тонов – тогда в некотором диапазоне все оттенки будут воспроизводиться с одной яркостью. Такое бывает при завышенной контрастности (как известно, именно настройкой контрастности регулируется яркость белого цвета). Для примера ниже приведен график, полученный на мониторе с установленной на максимум контрастностью:


Хорошо видно, что примерно 40% оттенков красного цвета будут отображаться с одинаковой – максимальной – яркостью.

Следующий параметр, поддающийся измерению – цветовая температура. Она определяет тональность изображения на экране монитора – чем ниже температура, тем теплее цвета (такова уж терминология, ничего не поделаешь – человек воспринимает как более холодный спектр излучения тела, которое на самом деле более горячее). Измеряется цветовая температура в Кельвинах (К) и равна температуре абсолютно черного тела, излучающего такой же спектр. Существуют два наиболее распространенных значения – 5500К (в обращение эта температура была введена специалистами компании Kodak под названием "daylight", благодаря чему ходит шутка, что в природе она соответствует цветовой температуре полуденного солнечного света около офисов этой компании), использующееся обычно при печати и в фотографии, и 6500К (для сравнения – цветовая температура 6000К соответствует яркому солнечному свету при безоблачном небе, а температуру 6500...7000К имеет небо с легкой облачностью), использующееся при обработке изображений на мониторе. Также часто встречается вариант установки температуры 9300К, дающий легкий синеватый оттенок (природный аналог – цветовая температура легкой тени в ясный день), но используется он редко. Таким образом, стандартом для компьютерных мониторов является температура 6500К, и именно ею я и буду в дальнейшем пользоваться. Более того, при неидеальной цветопередаче цветовая температура, измеренная на белом цвете, будет отличаться от температуры, измеренной на сером цвете – поэтому в дальнейшем я буду всегда указывать две температуры, одну для чистого белого (255:255:255 в R:G:B модели) и другую для 50-процентного серого (128:128:128 в R:G:B модели); чем они ближе друг к другу, тем лучше откалиброван монитор.

Яркость монитора, вопреки распространенному мнению, регулируется отнюдь не кнопкой "Brightness", равно как и контрастность регулируется не кнопкой "Contrast". Это довольно неудачные названия, ибо на самом деле, обе эти регулировки меняют яркость – только "Brightness" регулирует уровень черного цвета, а "Contrast" – уровень белого цвета. Контрастность же считается как отношение уровня белого цвета к уровню черного. Чувствительности и динамического диапазона датчиков ColorVision Spyder хватает для измерения как яркости черного цвета (в ЖК мониторах она обычно составляет от 0,5 до 1,5 кандел на квадратный метр), так и яркости белого (она может доходить до 300 кд/кв.м) – поэтому далее для всех мониторов я буду указывать яркость белого и черного, а контрастность уже считается как их отношение. Кроме того, так как яркость должна измеряться при определенной цветовой температуре, то все мониторы перед измерением будут калиброваться на температуру 6500К.

Измерение яркости особенно интересно в связи с тем, что по крайней мере значительная часть производителей указывает в спецификациях на монитор параметры матрицы, а не монитора. В то же время диапазон регулировки яркости и контрастности, очевидно, зависит от электроники и прошивки монитора, возможности матрицы лишь ограничивают его сверху и снизу – поэтому интересно выяснить, насколько полно используются эти возможности. Тем более, что существует два способа реализации в мониторе настройки яркости – можно либо подстраивать матрицу, либо менять яркость ламп подсветки. Во втором случае при снижении яркости ламп уровень черного может оказаться ниже, чем заявлено в документации на матрицу – соответственно, контрастность будет выше заявленной. Так это или нет, покажет эксперимент. К сожалению, точность измерения яркости черного фона не так высока, как хотелось бы – поэтому приведенную в таблице контрастность стоит округлять как минимум до десятков во избежание ошибок. Также прошу отметить, что указанный в таблицах заявленный производителем уровень черного на самом деле есть просто посчитанное мной отношение заявленной максимальной яркости к заявленной контрастности – я исхожу из предположения, что контрастность измерялась при максимальной яркости матрицы.

В связи с тем, что слово "яркость" можно употреблять как для описания одного из параметров настройки монитора, так и для описания интенсивности свечения экрана, возникает небольшая путаница. В дальнейшем я прошу читателей там, где не указана единица измерения "кд/кв.м" или слова "яркость экрана", понимать "яркость" как положение соответствующего регулятора в меню настройки монитора. То есть, если я пишу "яркость стояла на 50%" - это значит, что в меню настройки регулятор "Brightness" стоял на 50% от максимума, а если я пишу "монитор был выставлен на яркость 100 кд/кв.м" - то это означает, что настройкой "Contrast" я добился яркости свечения экрана 100 кд/кв.м. К сожалению, более удачной терминологии мне подобрать не удалось, но, надеюсь, путаницы не возникнет.

Теперь надо определиться с реперными точками, в которых будут проводиться измерения. Таковых я выбрал три. Во-первых, это максимальная яркость, когда настройки и яркости, и контрастности монитора выставляются на максимум. Это позволяет измерить максимальную яркость белого цвета, а также оценить запас регулировки яркости, хотя оценивать при таких настройках цветопередачу бессмысленно. Во-вторых, это заводские настройки монитора – эта точка выбрана из соображения, что именно при заводских настройках, по идее, цветопередача монитора должна быть настроена наиболее точно. В-третьих, для сравнения всех мониторов в равных условиях я выбрал яркость экрана 100 кд/кв.м – такая яркость является нормальной для работы с текстом в помещении с неярким светом, например, вечером у себя дома (для сравнения: комфортная яркость при хождении по Интернету, при работе с изображениями или при работе с текстом при хорошем внешнем освещении составляет около 150 кд/кв.м, в играх или при просмотре фильмов – до 200...250 кд/кв.м).


Кроме измерений яркости, цветовых кривых и цветовой температуры, я несколько модернизировал схему измерения времени отлика. Дело в том, что экспериментально было обнаружено, что у многих матриц при снижении контрастности и яркости (в случае, если последняя регулируется матрицей, а не лампой подсветки) сильно увеличивается время отлика – до полутора раз. Так что теперь время отклика будет измеряться при трех указанных выше вариантах настройки монитора. Впрочем, осциллограммы с датчика я буду приводить только для одного случая, чтобы не перегружать статью лишними картинками – в любом случае принципиальной разницы между ними нет. Вытекающий же из этого наблюдения совет покупателям – выбирая себе монитор, проверяйте время отлика не только на настройках по умолчанию, но и при той яркости экрана, при которой Вы собираетесь работать в дальнейшем.

Еще несколько слов мне хотелось бы сказать об углах обзора. К сожалению, оборудования для их измерения у меня нет, поэтому раньше я приводил свои наблюдения. В этом же обзоре я могу сказать сразу обо всех мониторах – углы обзора более чем достаточны. Среди описанных ниже моделей нет ни одного монитора, у которого углы обзора были бы столь малы, что об этом стоило бы упоминать – у всех они составляют порядка 160...170 градусов. Таким образом, один вопрос можно считать закрытым – производители матриц добились того, что перед любым монитором можно сидеть не по стойке "смирно". С другой стороны, в обзоре 17" мониторов плохими углами обзора отличались модели на быстрых матрицах (например, на знаменитой 16-миллисекундной матрице от AU Optronics), а среди представленных ниже мониторов таких просто нет – минимальное зафиксированное время отклика составляло 23 мс.

Однако, хватит слов – перейдем к делу.

Iiyama AS4611UT




AS4611UT – относительно недорогая 18-дюймовая модель от одного из известнейших производителей мониторов, Iiyama. Относительно – потому что стоимость ее составляет чуть менее девятисот долларов, что дороже почти всех мониторов с тем же размером матрицы, но сравнительно недорого по сравнению с другими моделями от Iiyama, стоимость которых может превышать тысячу долларов.

Дизайн монитора очень простой, можно сказать – невзрачный, ибо ни одной запоминающейся черты в нем нет. Входа DVI нет, только D-Sub, причем кабель несъемный. Подставка позволяет регулировать только наклон экрана.

Меню – одно из самых неудобных среди виденных мной на различных мониторах. По организации оно напоминает однострочный дисплей на каком-нибудь плеере – крупный шрифт, очень мало информации и главное – в нем нет подпунктов. То есть, скажем, цветовые температуры 6500К, 7800К и пользовательская настройка – это не три подпункта раздела "Цветовая температура", а три отдельных пункта основного меню. Впрочем, к настройкам яркости и контрастности есть быстрый доступ нажатием одной кнопки.

Яркость и контрастность, устанавливаемые по умолчанию, зависят от выбранной цветовой температуры – при 7800К это 46% и 43% соответственно, а при 6500К – 46% и 35%.

Реальная цветовая температура при установке в меню 6500К оказалась 5870К при измерении на белом цвете и 6880К при измерении на 50-процентном сером. При установке в меню температуры 7800К – реальная оказалась равна 6520К и 7890К на белом и сером соответственно. Яркость 100 кд/кв.м достигалась при установке яркости на 40% и контрастности на 33%. Тесты же проводились на контрастности 100% и яркости 50% - потому что дальнейшее увеличение яркости приводило к катастрофическому росту уровня черного, который на яркости 100% превышал 60 кд/кв.м (то есть фактически он был светло-серым), а контрастность монитора составляла около 3:1.

На настройках по умолчанию монитор передает цвета очень неплохо, разве что несколько завышен уровень синего – впрочем, это характерно для большинства мониторов.


А вот на настройках с яркостью 100 кд/кв.м дело обстоит куда хуже – монитор не различает темных оттенков, что примерно на четверть сокращает динамический диапазон.


Суммарное время отклика на максимальной яркости и контрастности равнялось заявленным производителем 30 мс, но при снижении яркости и контрастности время заметно увеличивалось, вплоть до 47 мс на яркости 100 кд/кв.м.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Контрастность монитора порадовать меня не смогла – при заявленной контрастности 300:1 ему в реальности не удалось показать результата лучше 150:1. Максимальная продемонстрированная яркость составила 211 кд/кв.м, что немного ниже заявленных характеристик.

Iiyama AS4611UT
  100 кд./кв.м. Default Max (*) Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 1,26 1,33 1,43 0,833333333
 Яркость белого, кд/кв.м. 109,8 173,3 211,1 250
 Контрастность 87 130 148 300
 Время отклика, мс 38/9 29/12 16/14 30

Итак, несмотря на очень высокую цену, монитор не представляет из себя ничего особенного, по исполнению фактически соответствуя наиболее дешевым моделям других производителей. Невзрачный внешний вид, отсутствие DVI входа (более того – это единственная в обзоре модель с несъемным кабелем), большое время отклика, низкие яркость и контрастность, такая "детская болезнь", как превращение черного цвета в серый на большой яркости – все это заставляет меня предположить, что большую часть стоимости монитора составляет имя производителя, а отнюдь не технические характеристики.

Iiyama AS4821DT




Эта модель занимает в линейке продуктов Iiyama несколько более высокое положение – как за счет размера матрицы 19", так и за счет больших функциональных возможностей, хотя TFT панель там применяется сходная с использованной в AS4611UT – MVA от Fujitsu. Стоимость же монитора вплотную подбирается к 1300 долларам.

Выглядит монитор значительно симпатичнее предшественника, ну а о превосходстве в возможностях даже говорить нечего – подставка позволяет наклонять экран, поворачиваеть влево-вправо на 45 градусов, поднимать или опускать его, а также разворачивать в портретный режим.

Ничуть не меньше впечатляет и богатство разъемов – монитор оборудован сразу двумя DVI-входами (для желающих подключить его к D-Sub выходу видеокарты в комплекте есть кабель D-Sub->DVI) и 4-портовым USB-хабом (это может оказаться удобным для людей, имеющих USB-мышь или клавиатуру – зачастую расположить на столе все провода оказывается проще, если хаб встроен в монитор).

Меню выполнено неплохо, но удобство работы в нем страдает от разбиения меню на три группы, между которыми приходится переключаться. Кроме того, у монитора очень жесткие кнопки, и через несколько минут начинают буквально болеть пальцы. Как и у предыдущего монитора, настройки яркости и контрастности вызываются одним нажатием.

Помимо стандартных настроек, меню позволяет изменять калибровку монитора (число "gamma") – в нем представлены три варианта, GAMMA1, GAMMA2 и GAMMA3. Как показали измерения, первое соответствует gamma 2,2, второе – gamma 1,8 и третье – gamma 3,0 (смысл такого большого числа мне не совсем понятен, хотя, возможно, где-либо используются и такие настройки). Все дальнейшие измерения проводились при gamma 2,2, стандартном для PC/Windows.

Настройки цветовой температуры также предлагают три варианта – Color1, sRGB и пользовательская настройка. Измерения цветовой температуры в режиме Color1 дают 5520К на белом цвете и 7150К на сером, а в режиме sRGB – соответственно 7020К и 7380К. Режим sRGB, цветовая температура для которого должна составлять 6500К, настроен сравнительно неплохо, а вот разброс температур более чем в полторы тысячи градусов в режиме Color1 оставляет неприятное впечатление.

По умолчанию яркость и контрастность стоят на 50%, а яркость белого цвета 100 кд/кв.м достигается при яркости 30% и контрастности 32%. Как и у предыдущей модели, увеличивать яркость свыше 60% бессмысленно – полностью теряется черный цвет (хотя и не настолько катастрофически, как у AS4611UT).

К сожалению, точно откалибровать монитор Spyder не смог – он ориентируется в первую очередь на баланс белого, а на настройках по умолчанию как раз верхняя часть динамического диапазона заметно завалена:


На яркости 100 кд/кв.м ситуация меняется на прямо противоположную – монитор теряет около 20% динамического диапазона, но уже среди темных тонов.


Таким образом, адекватная цветопередача с отображением максимального количества оттенков у данного монитора возможна только в очень небольшом диапазоне яркости в районе 150 кд/кв.м.

Время отклика на максимальной яркости и контрастности составило 38 мс. При уменьшении яркости и контрастности время включение пиксела увеличивалось, а время гашения – уменьшалось; в итоге монитор показал время отклика 32 мс. Естественно было предположить, что где-то находится золотая середина, и действительно – при настройках по умолчанию (яркость и контрастность равны 50%) монитор показал время отклика 23 мс, что даже лучше заявленных производителем 25 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Для монитора заявлена яркость 250 кд/кв.м, однако максимум, которого мне удалось добиться – это немногим более 200 кд/кв.м. Контрастность сильно зависит от настроек монитора, но в любом случае не превышает 420:1, при заявленной 600:1. Кроме того, как я уже отмечал выше, при увеличении яркости выше 60% контрастность сильно падает, и в итоге на максимальной яркости составляет всего лишь около 22:1.

Iiyama AS4821DT
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,57 0,49 9,27 0,416666667
 Яркость белого, кд/кв.м. 115,7 207,7 208 250
 Контрастность 203 424 22 600
 Время отклика, мс 24/8 13/10 13/25 25

Еще более дорогой монитор от Iiyama, и опять странные для такой ценовой категории проблемы – не очень точная настройка цветовой температуры, полный динамический диапазон лишь в узком диапазоне настроек, резкое падение контрастности при увеличении яркости... Несомненным достоинством являются два цифровых DVI входа, но я не думаю, что эта особенность сможет оправдать увеличение цены на несколько сотен долларов по сравнению с представленными ниже моделями. Прочие же характеристики монитора не представляют из себя ничего настолько выдающегося.

LG Flatron L1800P




Этот монитор относится уже совсем к другой ценовой категории, нежели продукция Iiyama – его стоимость немногим ниже 650$. Тем не менее, функционально он не сильно уступает Iiyama AS4821DT. Монитор оборудован двумя входами – DVI и D-Sub, причем в комплект поставки входят сразу оба кабеля, а также встроенным в подставку двухпортовым USB-хабом. Корпус монитора очень компактный, подставка же позволяет крутить экран в любом направлении – регулируется угол наклона, высота, присутствует и портретный режим работы. При необходимости подставку можно снять и заменить на стандартную VESA-совместимую, скажем, ради крепления монитора на стену.

Меню вполне стандартное для мониторов от LG – довольно удобное, хорошо выполненное. Богатством настроек оно не отличается, но все необходимое присутствует. Доступ к настройкам яркости и контрастности – нажатием одной кнопки, без захода в меню.

"Фирменная" особенность многих мониторов от LG – совпадение настроек яркости и контрастности по умолчанию с максимально возможными, то есть соотвествующие регуляторы уже установлены на максимум. Яркость же экрана в 100 кд/кв.м устанавливается при контрастности 67% и яркости 60%. Кстати, яркость регулируется широтно-импульсной модуляцией ламп подсветки с частотой 280Гц.

Цветовая температура настроена весьма неплохо – при настройках по умолчанию измерения на белом цвете показывают 6410К, на сером – 6860К, причем калибровка лишь немного улучшает эти цифры (до 6420К и 6790К).

При настройках по умолчанию цветовые кривые сравнительно неплохо ложатся на теоретическую кривую gamma 1,8, но уровень синего завышен, а зеленого – наоборот, занижен. К тому же наиболее светлые оттенки синего монитором не передаются.


При низкой яркости по-прежнему немного завышен синий цвет, но теперь уже яркие оттенки передаются полностью, хотя – без калибровки – передаются они несколько неправильно. Темные оттенки для всех трех цветов режутся, но сравнительно мало – примерно 15% от всего диапазона.


Таким образом, цветопередачу можно признать не идеальной, но вполне приличной.

Время отклика на максимальной яркости экрана равнялось 38 мс. Уменьшение регулировки яркости на время отклика никак не влияло, ибо яркость в этой модели регулируется лампами подсветки, а вот уменьшение контрастности привело к увеличению времени отклика до 42/21 мс. Отмечу, что в данном случае производитель приводит время отклика 50 мс, что явно хуже возможностей матрицы.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Порадовал монитор и контрастностью – при том, что для матрицы заявлена контрастность 300:1 при яркости 250 кд/кв.м, на практике он показал контрастность около 330:1 при яркости 281 кд/кв.м. При уменьшении яркости контрастность упала до 150:1.

LG Flatron L1800P
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,67 0,84 -''- 0,833333333
 Яркость белого, кд/кв.м. 98,1 280,9 -''- 250
 Контрастность 146 334 -''- 300
 Время отклика, мс 42/21 18/20 -''- 20/30

Монитор представляет из себя удачное сочетание цены, функциональности и продемонстрированных характеристик. Единственным существенным недостатком можно признать большое время отклика, так что для работы с динамичными изображениями L1800P не подойдет, а вот в качестве продвинутой офисной модели может оказаться весьма неплох.

LG Flatron L1810B




Немного более новая модель от LG Electronics с еще меньшей стоимостью – всего лишь около 600 долларов. Корпус монитора, как и у L1800P, весьма изящен, но вот подставка потеряла все свои достоинства – теперь в ней остались лишь изменение угла наклона экрана да поворот монитора влево-вправо на любой угол. Достав монитор из коробки и оглядев его, я ожидал было, что кронштейн между основанием подставки и корпусом монитора может изменять свой наклон, регулируя высоту экрана наподобие того, как это сделано в 152-й и 172-й сериях Samsung, но не тут-то было – кронштейн оказался жестко закреплен. Разумеется, портретного режима у монитора тоже нет.

В отличие от корпуса, управление монитором сколь-нибудь заметных изменений не претерпело. Так же, как и у предыдущей модели, наличествуют два входа – DVI и D-Sub, а также встроенный в подставку 2-портовый USB хаб.

Цветовая температура по умолчанию настроена примерно с той же точностью, что и у предшественника, разве что отклонение в другую сторону от номинала – 6150К на белом цвете и 6440К на сером.

По умолчанию яркость и контрастность стоят на максимуме, яркость же экрана 100 кд/кв.м достигается при установке яркости на 41% и контрастности на 72%. Яркость в мониторе регулируется модуляцией питания ламп подсветки на частоте около 270Гц.

При настройках по умолчанию цветопередача почти идеальная, разве что завышен уровень синего. Таким образом, калибровка без учета цветовой температуры делает картинку немного теплее за счет снижения уровня синего, а вот учет температуры делает ее опять немного холоднее – так как изначально температура занижена на несколько сотен градусов.


При уменьшении яркости картина слегка портится для красного цвета и остается очень неплохой для синего и зеленого.


Заявленное производителем время отклика составляет 25 мс, на практике же даже при максимальной контрастности (от яркости, очевидно, время отклика в этой модели не зависит) оно несколько выше – 30 мс. При уменьшении контрастности время зажигания пиксела увеличивается до 29 мс – таким образом, суммарное время составляет 45 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Продемонстрированная монитором яркость превысила заявленную производителем на 36 кд/кв.м, а вот с контрастностью возникли серьезные проблемы – несмотря на заявленную цифру 350:1, в реальности она едва превысила 150:1.

LG Flatron L1810B
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,67 1,83 -''- 0,714285714
 Яркость белого, кд/кв.м. 100,2 286,9 -''- 250
 Контрастность 150 157 -''- 350
 Время отклика, мс 29/16 14/16 -''- 13/12

По сравнению с предыдущей моделью, в этом мониторе разработчикам удалось серьезно улучшить время отклика, однако заметно портит впечатление невысокая контрастность. Тем не менее, цена монитора сравнительно низка, поэтому опять же можно говорить о нем как о неплохом выборе в качестве офисной техники, особенно если требуется цифровой вход.

LG Flatron L1811S




Еще один монитор от LG, внешне весьма напоминающий L1810B. Розничная стоимость его уже вплотную приближается к 550 долларам, и если в прошлый раз удешевление коснулось прежде всего корпуса, то этой модели пришлось поплатиться электроникой – у L1811S присутствует только один вход (D-Sub) и нет USB хаба. Подставка, как и у предшествующей модели, позволяет лишь наклонять экран и поворачивать монитор.

Меню настроек аналогично предыдущей модели, и точно так же по умолчанию яркость и контрастность стоят на максимуме. Традиционная для моих тестов яркость экрана 100 кд/кв.м достигается при установке яркости на 55% и контрастности на 60%. Яркость регулируется точно так же – модуляцией питания ламп подсветки.

Цветовая температура выставлена очень хорошо, по умолчанию она равна 6480К на белом цвете и 6610К на 50-процентном сером.

Цветовые кривые почти идеальны, лишь на светлых тонах они идут немного выше, чем положено, но к уменьшению динамического диапазона это не приводит – остается еще большой запас. В отличие от предыдущих мониторов, здесь завышен уровень не синего, а зеленого, поэтому без калибровки серый цвет имеет легкий зеленоватый оттенок.


Картина на низкой яркости похожа на предыдущий монитор, за тем лишь исключением, что опять же завышен уровень зеленого, а синий, наоборот, несколько занижен. В целом же цветопередача у монитора очень хорошая.


Заявленное время отклика – 30 мс (15/15 мс) полностью согласуется с наблюдаемым при максимальной контрастности, но при уменьшении контрастности до 60% время включения пиксела вырастает вдвое, до 30 мс, а полное время отлика получается равным 45 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Измеренная максимальная яркость опять превысила заявленную производителем на 28 кд/кв.м, а вот контрастность хоть и более чем заметно улучшилась, но до обещанных цифр все же не дотягивает.

LG Flatron L1811S
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 1,05 1,13 -''- 0,714285714
 Яркость белого, кд/кв.м. 100 277,9 -''- 250
 Контрастность 95 246 -''- 350
 Время отклика, мс 30/15 15/15 -''- 30

Flatron L1811S по своим характеристикам очень похож на предшественника, однако несколько исправилась ситуация с контрастностью, хотя до идеала все еще далеко. За счет отсутствия цифрового входа монитор стоит еще дешевле, поэтому для тех, кто выбирает монитор из линейки LG Flatron и не нуждается в DVI, можно смело рекомендовать эту модель.

NEC MultiSync LCD1850E




Этот монитор – сравнительно старая модель, тем не менее, еще встречается в продаже по цене около 580 долларов. Монитор по меркам моделей последнего поколения довольно крупный – такое впечатление создают как широкие поля вокруг экрана, так и большая глубина корпуса за счет встроенного блока питания. Подставка позволяет менять угол наклона экрана и поворачивать монитор влево-вправо на 170 градусов; потртерного режима работы нет. Наличествуют два входа, но оба – аналоговые, в то время как в новых моделях как правило второй вход – цифровой DVI.

Меню монитора средней удобности, но все необходимые функции присутствуют. Быстрого доступа к настройками яркости и контрастности нет – только к переключению между входами, все же остальные кнопки просто открывают основное меню.

По умолчанию яркость стоит на максимуме, контрастность на 50%. Цветовая температура стоит в положении "Native"- как показали измерения, это соответствует 6630К на белом цвете и 6870К на сером; при переключении на цветовую температуру 6500К измерения показали 6040К и 6130К на белом и сером цветах соответственно. Дальнейшее тестирование происходило при установленной в меню температуре 6500К.

Яркость в мониторе регулируется модуляцией питания ламп подсветки, но, в отличие от новых моделей NEC, частота модуляции составляет всего лишь 150Гц. Яркость экрана 100 кд/кв.м достигается установкой регуляторов как контрастности, так и яркости на 50%.

Цветовые кривые на настройках по умолчанию выглядят превосходно, разве что слегка завышены синий и зеленый цвета. С калибровкой никаких проблем не возникает, изображение после нее становится немного теплее – цветовая температура поднимается до 6360К и 6420К (на белом и сером цвете соответственно).


На настройках с низкой яркостью (100 кд/кв.м) кривые выглядят тоже очень неплохо, особенно для зеленого цвета – на красном и синем пропадает часть темных оттенков.


Производителем монитора заявлено время отлика 50 мс (30/20 мс), на практике же оно при максимальной контрастности составляет несколько меньше – 18/21 мс. Так как яркость регулируется лампами подсветки, то от нее время отклика не зависит, а вот при снижении контрастности до 50% - увеличивается до 29/24 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Максимальная яркость экрана немного не дотягивает до заявленной производителем, а вот контрастность в зависимости от настроек может и заметно превышать заявленную – на яркости 100 кд/кв.м она составляет более 500:1.

NEC MultiSync LCD1850E
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,18 0,76 0,6 0,571428571
 Яркость белого, кд/кв.м. 100,1 165,5 187,1 200
 Контрастность 556 218 312 350
 Время отклика, мс 29/24 29/24 18/21 30/20

Несмотря на то, что эта модель постепенно исчезает из продажи, вытесняемая серией LCD1860NX, она вполне может составить конкуренцию и куда более новым мониторам – особенно благодаря хорошей цветопередаче и прекрасному уровню черного. Однако людям, чувствительным к мерцанию экрана, стоит обратить внимание на низкую частоту модуляции ламп подсветки.

RoverScan Optima 191




Компания RoverScan известна своими недорогими изделиями, и этот монитор не исключение – стоимость его составляет всего лишь около семисот долларов. Дизайн монитора довольно простой, без каких-либо излишеств, но как раз благодаря этому он будет неплохо смотреться, скажем, в офисной обстановке. Подставка позволяет только менять угол наклона экрана и поворачивать монитор влево-вправо на 45 градусов. Монитор оборудован как D-Sub, так и DVI входом, причем в комплекте есть оба кабеля (как Вы, несомненно, уже заметили, это стало приятной традицией для мониторов с большой диагональю – в коробке присутствуют все могущие потребоваться кабели).

Меню выполнено довольно симпатично, в цвете, пользоваться им удобно, но вот быстрого доступа к настройкам яркости и контрастности нет.

По умолчанию яркость стоит на 100%, контрастность – на 50%, для достижения же яркости экрана 100 кд/кв.м пришлось снизить яркость и контрастность до 26%. Измеренная цветовая температура составляет 5540К на белом цвете и 6330К на сером – такой разброс возникает из-за плохой настройки цветопередачи, благодаря чему монитор при настройках по умолчанию не способен достоверно воспроизводить наиболее яркие оттенки всех трех цветов:


Кроме того, заметно завышен уровень синего. К сожалению, ситуация не исправляется даже при снижении яркости до более чем скромного уровня 100 кд/кв.м - красный и зеленый цвета все равно заметно "зашкаливают".


Нельзя сказать, что цвета завалены совсем уж катастрофически, но, как говорится в анекдоте – "неприятный осадок остался". Калибратору такая ситуация тоже не понравилась – корректно настроить цветовую температуру он так и не смог, видимо, ориентируясь в первую очередь на баланс белого.

А вот время отклика монитора не может не радовать – во-первых, оно составляет всего лишь 23 мс, что ниже заявленных производителем 25 мс. Во-вторых, что самое удивительное, оно не зависит ни от яркости, ни от контрастности монитора – даже при установке и первой, и второй на 26% тесты все равно дают время отклика 23 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Максимальная яркость монитора не дотягивает до заявленной совсем немного – чуть более десятка кандел на квадратный метр. Контрастность на максимальной яркости полностью соответствует заявленной 500:1; при снижении яркости она падает, и при яркости 100 кд/кв.м составляет 200:1, что является неплохим, но не выдающимся результатом.

RoverScan Optima 191
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,51 0,61 0,48 0,5
 Яркость белого, кд/кв.м. 106,8 222,7 237,5 250
 Контрастность 209 365 495 500
 Время отклика, мс 13/10 13/10 13/10 15/10

Эта модель станет хорошим выбором для пользователей, которым важна скорость реакции, но не очень важна цветопередача – к сожалению, некоторые огрехи монитора не исправляются даже цветовыми профилями.

RoverScan Ultra Black S-18




Этот монитор, внешне напоминающий рассмотренный в предыдущем обзоре RoverScan Maxima Pro Black X-174, на самом деле выполнен уже в пластмассе, а не в металле, как X-174. Внешняя же похожесть в основном обусловлена защитным стеклом, закрывающим матрицу. Стоимость монитора, тем не менее, довольно высока – более девятисот долларов. Отчасти оправдывает такую цену особенность электроники монитора – помимо D-Sub и DVI входов, у него есть еще вход S-Video.

К сожалению, этот монитор попал в мои руки не со склада – он активно использовался до тестирования, а пункт меню "Recall", как выяснилось опытным путем, на настройки яркости и контрастности не влияет – поэтому ничего сказать об установленных по умолчанию настройках я не смогу. Помимо регулировки яркости матрицей, в мониторе присутствует регулировка яркости ламп подсветки.

Пользователю предлагаются на выбор пять вариантов настройки цветовой температуры (далее в скобках указаны измеренные значения на белом и сером цветах, так как настройка по умолчанию неизвестна, то измерения проводились при яркости, показавшейся мне наиболее комфортной – яркость и контрастность в меню монитора были установлены на 60%) – 5500К (4750К и 4660К), 6500К (5000К и 5080К), 9300К (6240К и 6950К), Panel Default (5070К и 5120К) и пользовательская настройка, в которой можно независимо менять каждый из трех цветов. Такое сильное – более двух тысяч градусов – несовпадение реальной температуры с установленной в меню, конечно, огорчает.

Оттенки цвета передаются в общем и целом неплохо, хотя и далеко неидеально. На графиках видно, что на светлых оттенках несколько завышен зеленый цвет, в середине же диапазона – зеленый и синий цвета. Также немного завышен уровень сигнала в области светлых оттенков, но "зашкаливания" нет.


При снижении яркости цветовые кривые несколько приближаются к идеалу, но в середине диапазона заметно "проседает" красный цвет.


Для монитора заявлено время отклика 20 мс, однако на практике оно почти вдвое выше – 38 мс. К счастью, при уменьшении яркости и контрастности оно не увеличивается, поэтому визуально монитор смазывает изображение не очень сильно. Правда, должен признаться, что определялось это визуально – низкая яркость в сочетании с высоким уровнем посторонних колебаний не позволяют провести точные измерения. Из неприятных наблюдений стоит отметить прекрасно видимые на осциллограммах колебания с частотой всего лишь около 100Гц.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Огорчила и максимальная продемонстрированная монитором яркость – она почти вдвое ниже заявленной. С контрастностью дела обстоят тоже неидеально – если при низкой яркости она вполне достаточна, то с увеличением яркости уровень черного растет заметно быстрее уровня белого, что приводит к заметному падению контрастности.

RoverScan Ultra Black S-18
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,46 NA 2 0,666666667
 Яркость белого, кд/кв.м. 103,7 NA 119,6 200
 Контрастность 225 NA 60 300
 Время отклика, мс 19/20 NA 18/20 20

Нельзя сказать, что эта модель удачна – в первую очередь из-за невысокой яркости и контрастности. Единственным серьезным ее достоинством является наличие S-Video входа, но вряд ли это является существенным аргументом для сколь-нибудь заметного количества пользователей.

RoverScan Ultra Pro AX191




Этот монитор, с розничной ценой чуть более 750 долларов, позиционируется производителем как профессиональная модель для самых требовательных пользователей. Тем не менее, дизайн монитора – точнее, практически полное отсутствие следов дизайна: простой белый корпус, большие прямоугольные кнопки на самом видном месте – все это несколько не вписывается в распространенные представление о технике высшего класса. Скорее, внешне он похож на наиболее дешевые офисные модели. Впрочем, от подобных моделей его отличает наличие сразу двух входов – как D-Sub, так и DVI, причем в комплекте поставки присутствуют оба кабеля.

Меню монитора выполнено без особых изысков, удобство его использования я бы охарактеризовал как "среднее". В инструкции к монитору отдельно подчеркивается перевод меню на пять языков – однако русского среди них, к сожалению, нет. Более того, качество перевода прилагающейся к монитору бумажной инструкции местами настолько оставляет желать лучшего, что возникают мысль о машинном переводе... В предыдущих статьях я уже отмечал эту особенность большинства мониторов от RoverScan – несмотря на российское происхождение поставщика мониторов, по непонятным для меня причинам качество локализации продукции значительно хуже, чем, скажем, у отнюдь не претендующего на российские корни Samsung'а.

По умолчанию яркость установлена примерно на 80%, контрастность – на 70%. Точнее сказать трудно, так как монитор не показывает числовых значений настроек. Для настройки цветовой температуры в меню присутствуют два пункта – Preset1 и Preset2. В первом случае температура оказывается равной 5320К и 6260К на белом и 50-процентном сером соответственно, а вот второй пункт преподнес сюрприз... Судя по всему, разрабочики предполагали, что он будет соответствовать температуре порядка 7500К, однако на практике в середине цветового диапазона уровень синего завышен настолько, что температуры на белом и сером цвете отличаются почти вдвое – 7310К и 12500К соответственно.

Ситуация исправляется при снижении яркости до 100 кд/кв.м - в таком случае монитор неплохо передает цвет даже без дополнительной калибровки. Такой яркости экрана соответствовала установка регулятора яркости на 70% и контрастности – на 25%. Яркость монитора регулируется не матрицей, а лампами подсветки, питание которых модулируется с довольно низкой частотой – всего 170Гц. А вот при снижении контрастности монитор начинает достаточно заметно "мазать"...

Цветовые кривые на яркости по умолчанию подтверждают высказанные выше соображения – у монитора сильно завышены уровни зеленого и, в особенности, синего. Кроме того, несколько страдает динамический диапазон – за счет светлых оттенков всех трех цветов.


При снижении яркости ситуация исправляется – передается весь диапазон оттенков, а синий цвет хоть и завышен по сравнению с зеленым и красным, но уже не так сильно.


Для монитора производителем заявлено рекордно низкое время отклика – всего лишь 10 мс. Увы, действительность значительно банальнее – время отклика на максимальной контрастности равно 23 мс, а с ее снижением до 25% увеличивается до 38 мс. Это неплохой результат, но вот с заявлениями производителя он ничего общего не имеет.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

При измерениях яркости и контрастности монитор показал себя весьма достойно – оба параметра лишь немного не дотянули до заявленного в спецификациях.

RoverScan Ultra Pro
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,48 0,56 0,54 0,5
 Яркость белого, кд/кв.м. 111,9 192,8 242,6 250
 Контрастность 233 344 449 500
 Время отклика, мс 27/11 21/10 13/10 10

Эта модель также сочетает в себе разумную цену и неплохое качество, но вот заявления производителя о профессиональном качестве для людей с высокими требованиями не подтверждаются – впрочем, по такой цене этого было трудно ожидать. Более всего расходится с заявленным время отклика – ни о каких 10 мс даже речи идти не может. Кроме того, многих потенциальных покупателей может отпугнуть весьма невзрачный внешний вид монитора.

Samsung SyncMaster 191N (GH19ASAB)




SyncMaster 191N – младшая модель в линейке 19" мониторов от Samsung, и один из самых дешевых мониторов среди представленных в этой статье – его розничная стоимость составляет около семисот долларов. Дизайн монитора стандартен для серии "N" – довольно крупная (на мой взгляд – чрезмерно высокая) подставка, позволяющая регулировать наклон и высоту экрана, а также разворачивать его в портретный режим, и компактный корпус с очень тонким пластиковым обрамлением экрана, встроенным блоком питания и расположенными под экраном кнопками управления. Отмечу, что не все модели 191N оборудованы поворотной подставкой – модели с буквенным индексом SSS, SSN и SSB (третья буква определяет цвет монитора) такой возможностью не обладают, поэтому, если эта функция для Вас важна – будьте внимательны при покупке. Монитор оснащен только аналоговым D-Sub входом.

Меню монитора выполнено одинаково во всех мониторах Samsung, и 191N – не исключение. Расположение пунктов в нем продумано достаточно хорошо, и никаких неудобств при настройке монитора не возникает. К наиболее часто используемым настройкам – яркости и контрастности – есть быстрый доступ нажатием одной кнопки.

По умолчанию яркость монитора стояла на 80%, контрастность – на 46%, для получения же яркости свечения экрана 100 кд/кв.м пришлось уменьшить как яркость, так и контрастность до 26%. Яркость регулируется с помощью модуляции питания ламп подсветки, причем частота модуляции сравнительно велика – около 520Гц. Таким образом, люди, страдающие от мерцания подсветки на мониторах с частотой модуляции в районе 200...250Гц, модели от Samsung могут брать спокойно.

Для цветовой температуры в меню присутствует три варианта настроек – Reddish (как показали измерения, он соответствует температуре 5600К на белом цвете и 5760К на сером), Bluish (температура 5960К и 6710К), а также вариант для ручной подстройки User Adjusted, по умолчанию установленный на ту же температуру, что и Bluish.

На настройках по умолчанию цветовые кривые выглядят почти идеально – динамический диапазон передается целиком, сколь-нибудь существенного перевеса в сторону одного из цветов также не наблюдается.


Картина сохраняется и при снижении яркости до 100 кд/кв.м, разве что становится заметным легкий перевес синего цвета над красным и зеленым. Итак, можно сделать вывод, что монитор настроен прекрасно, и цветовая калибровка ему фактически не нужна – и действительно, включение калибровки почти не изменяло цвета экрана.


Найти заявленное время отклика для этого монитора мне не удалось – в спецификациях на многочисленных сайтах Samsung оно просто не указывается. Мне не совсем понятно, почему так происходит – не думаю, что компании есть что скрывать, ибо в тестах монитор показал прекрасный результат в 24 мс, причем с уменьшением контрастности время отклика не увеличивалось.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Но больше всего меня поразили измерения яркости. Измерения контрастности монитора при яркости 100 кд/кв.м (точнее, 120,9 – в калибровку вкралась небольшая ошибка) давали прямо-таки фантастическую цифру – 1500:1. С увеличением яркости контрастность падала, но зафиксированный минимум все равно превышал заявленную контрастность 500:1.

Samsung SyncMaster 191N
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,08 0,45 0,43 0,5
 Яркость белого, кд/кв.м. 120,9 244,5 252,8 250
 Контрастность 1511 543 588 500
 Время отклика, мс 15/9 15/9 15/9 NA

Пожалуй, это один из лучших мониторов в обзоре по соотношению цена/качество. Совершенно изумительная контрастность, маленькое время отлика, регулировка яркости лампы подсветки с большой частотой модуляции, прекрасная цветопередача, возможность работать в портретном режиме – и все это по более чем скромной цене. Эта модель будет прекрасным выбором как для домашнего, так и для офисного применения – в случае, если Вам не нужен цифровой вход.

Samsung SyncMaster 191T (GH19BSAN)




Внешне этот монитор очень похож на предшествую модель – но лишь пока дело не дойдет до осмотра разъемов. Все модели серии "T" оборудованы как аналоговым D-Sub, так и цифровым DVI входом, благодаря чему и розничная цена у 191T выше примерно на 40 долларов. Как и предшественник, этот монитор позволяет разворачивать экран в портретный режим.

Управление монитором совершенно аналогично рассмотренному ранее 191N, разве что добавилась функция переключения между двумя видеовходами. Кроме того, стали значительно жестче кнопки, нажимать их неудобно.

По умолчанию яркость монитора установлена на 80%, контрастность – на 50%, при яркости экрана 100 кд/кв.м яркость была выставлена на 30%, контрастность – на 20%. Яркость регулируется модуляцией питания ламп подсветки с частотой более 500Гц. Цветовая температура оказалась настроена хуже, чем на 191N – измерения показали температуру 5530К и 6520К на белом и сером цвете соответственно при выборе в меню пункта "Reddish" и 5820К и 7730К – при выборе пункта "Bluish". Таким образом, уже заранее можно сказать, что у монитора будет задран синий цвет – именно из-за этого цветовая температура на сером цвете получается завышенной.

Измерения показывают, что действительно на сером цвете заметно завышен уровень синего, а вот на светлых тонах, близких к белому – наоборот, завышен красный, причем настолько, что часть его оттенков монитор уже не различает. Такая ситуация хуже, чем завышенный один цвет, потому что не устраняется регулировками уровня R-G-B в настройках монитора, помочь может лишь правильный цветовой профиль.


При снижении яркости ситуация исправляется – по-прежнему завышен уровень синего, но красный более не зашкаливает.


Время отклика монитора оказалось чуть большим, чем у SyncMaster 191N – 26 мс, причем оно также не зависело от установленной контрастности.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

А вот показать столь же выдающийся результат при измерениях яркости, как предшественник, этот монитор не смог. Контрастность сравнительно неплоха, но монитор не дотягивает даже до заявленной производителем цифры 500:1.

Samsung SyncMaster 191T
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,49 1,02 0,62 0,5
 Яркость белого, кд/кв.м. 122,2 219,6 227,9 250
 Контрастность 249 215 368 500
 Время отклика, мс 14/11 15/11 15/11 25

Я ожидал, что этот монитор окажется идентичен модели 191N, но, увы, этого не произошло – подвела цветопередача и контрастность. Тем не менее, благодаря невысокой цене SyncMaster 191T все равно остается очень неплохим выбором.

Sony Multiscan SDM-S81




В линейке 18-дюймовых мониторов Sony модель S-81 с розничной ценой чуть меньше семисот долларов – младшая, тем не менее, стоимость ее находится на среднем уровне: с одной стороны, модели от Iiyama заметно дороже, с другой стороны, 18-дюймовые мониторы от Samsung и LG стоят заметно меньше. Монитор выполнен в довольно симпатичном корпусе черного цвета (но, разумеется, есть и модели серого цвета), хотя поля вокруг экрана у абсолютного большинства современных мониторов заметно меньше. Подставка очень маленькая и изящная – вот с кого другим производителям надо брать пример! - но позволяет регулировать лишь наклон экрана. Монитор оборудован одним аналоговым D-Sub входом.

Меню весьма удобное и приятно выглядящее, выполнено оно в стандартном для ЖК мониторов Sony стиле. Есть быстрый доступ (нажатием одной кнопки) к настройкам яркости и контрастности. По умолчанию контрастность стоит на 70%, яркость – на 50%. Помимо настройки "Brightness", яркость можно регулировать с помощью лампы подсветки – по умолчанию ее яркость стоит на максимуме. Яркость экрана 100 кд/кв.м получилась при установке яркости на 35%, контрасности – на 62%, а яркости лампы подсветки – на ноль. Последнее особенно существенно, так как от яркости лампы подсветки заметно зависит уровень черного, а он даже при минимальной яркости был не особенно низким. При увеличении яркости более 60% уровень черного растет катастрофически, быстро превращая черный цвет в серый.

Меню предлагает на выбор три цветовых температуры – 9300К, 6500К и 5000К. Однако, измерения показывают, что трем пунктам меню на самом деле соответствуют температуры 5570К/6370К, 5430К/5820К и 5270/5190К (первая цифра соответствует измерению на белом цвете, вторая – на 50-процентном сером). Ошибка в настройке температуры впечатляет – почти три тысячи градусов...

Более того, цветовая температура сильно меняется в зависимости от яркости – при снижении яркости экрана до 100 кд/кв.м пункту меню 6500К соответствует температура 5850К для белого цвета и 6600К для серого, причем красноватый оттенок белого хорошо видно.

На графиках видно, что зеленый цвет передается нормально, красный немного завышен, а вот синий – завышен очень сильно.


При уменьшении яркости ситуация улучшается, хотя синий цвет все равно передается неадекватно.


На максимальной яркости время реакции монитора немного превышало заявленное производителем, а при уменьшении яркости до 100 кд/кв.м выросло до 43 мс.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Проблем с яркостью монитор не испытывал – она заметно превысила заявленную производителем величину, а вот с контрастностью... увы и ах. При установленной на минимум яркости лампы подсветки контрастность не достигла даже 150:1, а при максимальной яркости экрана упала до 10:1 – результат хуже среди всех протестированных мониторов показала только Iiyama AS4611UT. Кроме того, при увеличении яркости подсветки до максимума уровень черного вырастал примерно вдвое даже на минимальной яркости экрана.

Sony Multiscan SDM-S81
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 1,17 1,74 24,28 0,5
 Яркость белого, кд/кв.м. 105,2 231,9 255,9 200
 Контрастность 90 133 11 400
 Время отклика, мс 29/14 22/15 15/19 15/15

Увы, эта модель оказалась сплошным разочарованием – плохая настройка цветовой температуры, неадекватная цветопередача, очень низкая контрастность и сравнительно высокое время отклика при достаточно большой цене заставляют сделать вывод о том, что по сравнению с ним значительно более дешевые 18" модели от LG или немногим более дорогой Samsung 191N будут лучшим выбором. Впрочем, у нас есть и более новая модель от Sony...

Sony Multiscan SDM-S81R




Эта модель, несмотря на отличие в названии от предыдущей всего в одну букву, построена на более новой матрице с лучшими характеристиками. В остальном же монитор полностью аналогичен SDM-S81 – как по внешнему виду и исполнению меню управления, так и по функциональным возможностям.

По умолчанию яркость стояла на 50%, контрастность – на 70%, цветовая температура – на 9300К. Надо отметить, что в этом мониторе цветовые температуры выставлены значительно точнее – отклонения не превышают 500К. Тем более странно, почему по умолчанию стоит 9300К – при такой температуре изображение обладает характерным голубоватым оттенком, что может не понравиться многим пользователям по сравнению с другими мониторами, на которых по умолчанию стоят температуры около 6500К. При установке в меню 6500К реальная цветовая температура составила 6030К на белом цвете и 6040К на сером.

Для установки яркости 100 кд/кв.м потребовалось снизить яркость до 30% и контрастность до 36%. Как и в предыдущем мониторе, отдельно регулируется яркость ламп подсветки (частота модуляции питания ламп невысока – всего лишь 180Гц), но она уже не оказывает столь сильного влияния на уровень черного.

Цветовые кривые выглядят очень хорошо, разве что чуть-чуть завышен уровень зеленого.


При пониженной яркости картина ничуть не ухудшается:


С временем отлика монитора все оказалось не так просто. На максимальной яркости оно превышало не только заявленную производителем цифру, но и показатели предыдущей модели. Однако, при снижении яркости и контрастности сильно падало время гашения пиксела, поэтому на яркости 100 кд/кв.м время отклика составило 39 мс, что немного лучше показателей SDM-S81.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

С контрастностью – точнее, с уровнем черного – ситуация обстояла еще лучше. Несмотря на то, что с ростом яркости выше, стоящей по умолчанию, уровень черного заметно увеличивался, это увеличение не было катастрофическим, как у SDM-S81, а на яркости по умолчанию контрастность хоть и не дотянула до заявленных 400:1, но все же составила вполне приличную цифру порядка 250:1.

Sony Multiscan SDM-S81R
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,68 0,89 2,85 0,625
 Яркость белого, кд/кв.м. 112,8 227,8 235,1 250
 Контрастность 166 256 82 400
 Время отклика, мс 30/9 29/11 20/19 15/10

Судя по всему, эта модель является "работой над ошибками" модели SDM-S81 – все характеристики заметно улучшены, в результате чего монитор стал вполне конкурентоспособным, и хоть он и несколько дороже рассмотренных выше и сходных по характеристикам моделей от LG, наверняка найдется немало людей, готовых его предпочесть. В то же время характеристики монитора назвать выдающимися трудно, а тем, кто не приемлет мерцание ламп подсветки, я советую обратить внимание на низкую частоту модуляции их питания в этой модели – тем более что яркость ради снижения времени отклика лучше регулировать именно лампами подсветки. Также несколько принижает достоинства монитора отсутствие цифрового входа.

Sony Multiscan SDM-HS93




SDM-HS93 – одна из последних моделей от Sony, отличающаяся не только "начинкой", но и совершенно новым дизайном. Цена монитора составляет немногим менее $950, что довольно много для 19-дюймового монитора. Исполнение корпуса при первом взгляде впечатляет – сочетание серебристой и темно-серой пластмассы, изящная дугообразная подставка... Однако при более внимательном рассмотрении проявляются и недостатки такой конструкции. Во-первых, подставка безусловно красива и оригинальна, но ей явно не хватает жесткости – монитор покачивается даже при нажатии кнопок управления, что не очень удобно. Подставка позволяет только регулировать наклон экрана и поворачивать монитор влево-вправо на 45 градусов. Во-вторых, в противовес изящной подставке, сам монитор довольно-таки крупный – как и в рассмотренных выше моделях, вокруг экрана широкое пластмассовое обрамление, и если раньше еще можно было сказать, что отчасти этого требует дизайн с размещением кнопок управления справа от экрана, то теперь они перенесены на нижнюю грань монитора. В-третьих, темно-серый пластик вокруг экрана не матовый, а совершенно гладкий, поэтому, если у Вас за спиной расположен какой-либо источник света – его отражение в корпусе монитора может заметно мешать. Монитор оснащен только аналоговым D-Sub входом.

Меню выполнено в привычном для пользователей любого ЖК монитора Sony стиле, разве что расположение пунктов немного поменялось по сравнению с рассмотренными выше моделями S-серии. Кнопки управления не очень удобны, ибо нажимаются с заметным трудом. Из новых возможностей настройки стоит отметить варианты автоматической настройки яркости и возможность выбора гаммы. Обычный режим, в котором пользователю позволяется вручную регулировать яркость и контрастность, теперь называется User, и к нему добавлены еще три режима – High, Middle и Low, выбором которых можно быстро изменить яркость экрана, однако при работе в этих режимах привычные пользовательские регулировки яркости и контрастности блокируются. Настройки гаммы позволяют выбрать один из трех вариантов – GAMMA 1, GAMMA 2 и GAMMA 3, как показали измерения, первый вариант соответствует gamma 1,8, второй – gamma 2,2 и третий – gamma 2,7. Все дальнейшие измерения проводились на стандартной для PC/Windows gamma 2,2.

По умолчанию яркость стоит на 50%, контрастность – на 70%. Как и в предыдущих моделях, регулировка яркости лампой подсветки вынесена в отдельный пункт меню, но частота модуляции при снижении яркости заметно выше – около 285Гц. Для достижения яркости экрана 100 кд/кв.м мне пришлось снизить контрастность до 50%, а яркость – до 30%.

Даже без всяких измерений видно, что без калибровки и при установленной цветовой температуре 6500К белый цвет на мониторе имеет теплый розоватый оттенок. Измерения подтвердили предположение – реальная температура оказалась равна 5090К на белом цвете и 5690К на сером. При установке в меню 9300К реальная цветовая температура оказалось равной 6630К и 7180К на белом и сером цвете соответственно.

Если же не обращать внимание на несоответствие температур, то цветовые кривые выглядят очень неплохо, разве что небольшое искривление в области темных оттенков их слегка портит, да красный цвет в середине диапазона немного занижен.


При снижении яркости до 100 кд/кв.м картина полностью сохраняется:


На максимальной яркости и контрастности монитор показывал малое время включения пиксела и большое – выключение, при снижении же яркости и контрастности соотношение времен менялось – в результате чего суммарное время сначала уменьшалось, а потом опять начало увеличиваться. Максимальное измеренное время отклика составило 39 мс. Но... несмотря на достаточно средние показатели по результатам измерений, визуально зрелище было душераздирающим. Трудно сказать, виновата тут электроника монитора или его матрица, но на яркости 100 кд/кв.м пользоваться им было просто невозможно – при наборе текста было видно, как постепенно проявляются буквы, а при активной работе с несколькими окнами через десять минут начинало рябить в глазах от "спецэффектов", возникающих при их переключении или, что еще хуже, перемещении. После получаса работы с монитором у меня не осталось сомнений – он заслуживает звание самого медленного среди рассмотренных моделей разных производителей и на разных матрицах.


Зажигание пиксела


Гашение пиксела

Как яркость, так и контрастность также оставляли желать лучшего – яркость так и не смогла добраться до заявленных величин, а контрастность, несмотря на указанную производителем цифру 700:1 (самая большая заявленная величина контрастности среди всех рассмотренных мониторов!) - на практике монитор в большей части диапазона настроек работал с контрастностью около 100:1. Немного меняет ситуацию уменьшение яркости подсветки, но принципиальных улучшений оно не дает – до 700:1 все равно очень и очень далеко.

Sony Multiscan SDM-HS93
  100 кд./кв.м. Default Max Заявлено
 Яркость черного, кд/кв.м. 0,56 1,6 2,07 0,357142857
 Яркость белого, кд/кв.м. 113,6 167,7 215,7 250
 Контрастность 203 105 104 700
 Время отклика, мс 27/12 17/13 7/27 20/10

Таким образом, я вынужден признать цену этого монитора чрезмерно завышенной из-за таких недостатков, как отсутствие DVI входа, плохая настройка цветовых температур, низкие яркость и контрастность, а особенно – очень большое время реакции при низкой яркости. Дизайн монитора бесспорно оригинален и красив, но функционально не очень удобен.

Тем же, кто уже приобрел SDM-HS93, я могу посоветовать не пользоваться регулировкой Brightness, а регулировать яркость лампами подсветки (Backlight) – это заметно снижает время отлика монитора и улучшает уровень черного.

Заключение


Итак, протестированы четырнадцать мониторов с диагональю 18” и 19” дюймов из самых различных ценовых категорий. Вкратце повторю свои выводы по мониторам разных моделей. Во-первых, как я уже говорил, все протестированные мониторы отличаются хорошими углами обзора – разница, конечно, присутствует, но она заключается в отличии углов обзора в 150 градусов от углов в 160 градусов, что в абсолютном большинстве случаев не имеет практически никакого значения. Напомню, что у 17” мониторов углы обзора от модели к модели могли отличаться разительно, на 40-50 градусов.

Интересная картина наблюдается со временем отклика. Во-первых, приходится сделать вывод, что действительно быстрых матриц для больших мониторов нет – в то время как среди 17” мониторов можно было выбрать модели с временем отклика всего лишь 16 мс, пусть оно и достигалось за счет плохой цветопередачи и маленьких углов обзора. К сожалению, для матриц размером 18” и больше такого выбора нет. Во-вторых, тестирование показало, что у большинства мониторов время отклика сильно увеличивается при уменьшении контрастности – а яркость экранов такова, что для комфортной работы контрастность приходится уменьшать; впрочем, разработчикам некоторых компаний удалось добиться регулировки контрастности без увеличения времени отклика, но таких моделей, к сожалению, единицы. Отсюда следует совет для покупателей – оценивая монитор, обязательно обращайте внимание на время отклика при тех установках яркости, при которых Вы будете в дальнейшем работать. В-третьих, регулировка яркости монитора через широтно-импульсную модуляцию питания ламп подсветки, очень часто воспринимаемая пользователями как недостаток, на самом деле оказалась достоинством – наглядным примером тому служит монитор Sony SDM-HS93, в котором при регулировке яркости матрицей, а не лампами подсветки, время отклика увеличивается до неразумных величин.

Также хотелось бы сказать несколько слов о каждом из производителей. Представленные в обзоре мониторы от Iiyama отличаются высокой ценой, но, к сожалению, ни одна из двух протестированных моделей не смогла продемонстрировать качеств, хоть как-то оправдывающих такую цену. Модель AS4611UT вообще произвела крайне удручающее впечатление, даже по функциональности отстав от всех прочих описанных здесь мониторов.

Значительно больше обрадовали меня мониторы от LG – при невысокой цене они обладают очень неплохими характеристиками и функциональными возможностями, к тому же производитель предлагает линейку мониторов для различных категорий пользователей, от самых простых до имеющих DVI-вход и возможность работы в портретном режиме.

К сожалению, из мониторов производства NEC на тестирование попала лишь одна уже морально устаревшая модель – впрочем, я надеюсь, что мне удастся исправить этот пробел в ближайшее время. Тем не менее, я не могу не отметить очень хорошее качество исполнения монитора, ибо по некоторым параметрам он может дать фору даже куда более новым моделям от других производителей.

Мониторы RoverScan, как и в предыдущих тестах, продемонстрировали достаточно большой разброс параметров между различными моделями. Таким образом, при покупке изделий этой фирмы стоит интересоваться параметрами именно той модели, на которую Вы ориентируетесь, не отвлекаясь на другие. О самих же мониторах можно сказать, что сделаны они на весьма неплохом уровне, но вот воспринимать старшие модели как “профессиональные”, на чем настаивает сам производитель, было бы в корне неверно.

Впечатления от мониторов Samsung остались весьма приятные. Нельзя сказать, что эти мониторы совершенны и идеальны, но они полностью соответствуют назначенной на них цене, демонстрируя весьма неплохие параметры; особенно впечатляет мизерный уровень черного цвета у модели SM 191N на небольшой яркости. Из общих параметров для обоих протестированных моделей стоит отметить небольшое время отклика, не зависящее от установленной контрастности, а также высокую частоту модуляции питания ламп подсветки – более пятисот герц. Несомненно, это придется по душе пользователям, замечающим мерцание экрана на мониторах с частотой модуляции около двухсот герц.

Мониторы Sony произвели на меня очень неоднозначное впечатление. Если модель SDM-S81R имеет довольно неплохие, хотя и не выдающиеся характеристики, то ее предшественница – модель SDM-S81 – однозначно проигрывает конкурентам практически по любому отдельно взятому параметру, не говоря уж об их совокупности. Новейшая же модель SDM-HS93, с одной стороны, несомненно отличается красивым дизайном. С другой стороны, на поверку дизайн оказался не очень удобным, а параметры монитора вполне заурядными. Незаурядным было лишь время отклика – при снижении яркости и контрастности одновременно визуальные впечатления от мониторы были таковы, что трудно было пользоваться даже офисными приложениями.