Вооружён и Опасен: Обзор Системной Платы ASUS A8N32-SLI Deluxe

Автор: Vader
Дата: 04.01.2006
Все фото статьи

Корпорация NVIDIA известна своим опытом в создании чипсетов, в первую очередь предназначенных для энтузиастов и людей, ищущих высокопроизводительные решения. ASUSTeK стал настоящим экспертом по созданию лучших системных плат в мире. Сегодня мы попытаемся узнать, насколько же хорошо получилось у ASUS создать лучшую из лучших системных плат: платформу, сердцем которой является новейший набор логики NVIDIA nForce4 SLI 16x. Сможет ли новинка похвастаться повышенной или пониженной производительностью? Читайте!

Введение


Для того чтобы отнять пальму первенства у ATI в секторе высокопроизводительных графических решений, в 2004 году NVIDIA выпустила scalable link interface (SLI), мульти-GPU технологию, ориентированную на геймеров. Вместе с возможностью установки нескольких графических ускорителей, NVIDIA также выпустила новое поколение наборов логики - nForce4, один из которых и был специально спроектирован для поддержки возрожденной мульти-GPU технологии SLI.

Однако набор логики nForce 4 SLI от NVIDIA не был лишён недостатков. Так, при установки двух графических карт, скорость передачи данных по шине PCI Express для каждой карты снижалась с x16 до x8. Дополнительная пропускная способность едва ли позволила бы увеличить производительность в случае с двумя GPU, однако уже на протяжении некоторого времени NVIDIA раздумывает о графической системе с четырьмя графическими чипами, в свете чего выпуск более совершенной платформы - nForce4 SLI x16 – выглядит оправданным.

Новейший набор логики предоставляет два полноскоростных PCI Express x16 разъёма для графических карт, которые потенциально должны увеличить производительность системы в целом. Однако в случае с чипсетом под процессоры AMD, NVIDIA пришлось урезать шину данных центрального процессора, что может негативно сказаться на производительности. Так ли это на самом деле, поможет понять данный обзор.

ASUS A8N32-SLI Deluxe: Упаковка и комплектация


Коробки, используемые ASUSTeK Computer для упаковки видеоадаптеров, отличаются ярким, кричащим дизайном. Иное дело – системные платы, особенно, модели высшего класса, к которым, несомненно, относится A8N32-SLI Deluxe. Их упаковка кардинально отличается от упаковки видеокарт этой компании – на наш взгляд, в лучшую сторону. Строгие цвета и отсутствие пестрых картинок неизменно создают впечатление солидного, внушающего доверие продукта. Не стала исключением и новая системная плата ASUS:

Как видите, в новом дизайне коробок ASUS используется только три цвета, не считая оттенков серого – ярко-оранжевый, светло-зеленый и желтый. Оранжевым цветом выделено название серии, к которой относится A8N32-SLI Deluxe – AiLife, а также ее предназначение, на которое четко указывает слово "Gaming" – "Игровая". В правом нижнем углу содержится краткая информация о технических характеристиках платы, а также ряд логотипов – AMD, NVIDIA и Corsair. Передняя сторона обложки представляет собой откидную крышку, на обратной стороне которой содержится более подробная информация о продукте, включая подробный список технических характеристик:


Сама коробка, в которой находится плата и сопутствующие ей аксессуары, также выполнена в темных тонах, но картон, в данном случае, не матовый, а глянцевый. И вновь ничего лишнего – на коробке красуются лишь логотипы ASUS и AiLife, а также название платы. Внутри, помимо самой платы A8N32-SLI Deluxe, находится следующий набор аксессуаров:


Руководство пользователя
Рекламный проспект ASUS
Компакт-диск с драйверами и фирменным ПО ASUS
Компакт-диск с дополнительным ПО InterVideo WinDVD Suite
Планка расширения USB 2.0/Game (2 порта + 1 игровой порт)
Планка расширения FireWire (2 порта)
Планка расширения COM (1 порт)
Кабели Serial ATA (6 штук)
Переходники питания Molex -> Serial ATA (3 штуки, по 2 разъема на каждом)
80-жильный шлейф ATA-133
40-жильный шлейф ATA-33
Шлейф FDD
Заглушка ATX
Гибкий соединитель SLI
Дополнительная турбина для охлаждения схемы питания



Несмотря на присутствие в названии платы слова Deluxe, ее комплектацию нельзя назвать роскошной по сравнению с A8N-SLI Deluxe/Premium. Тем не менее, все необходимое для полноценного функционирования платы в комплекте есть. Отметим лишь недостаток планок расширения USB 2.0 – в комплекте имеется всего одна такая планка, оснащенная двумя разъемами, так что из 10 портов USB 2.0, поддерживаемых чипсетом, пользователь сможет воспользоваться только шестью. Разумеется, в том лишь случае, если корпус, в который устанавливается плата, не имеет на передней панели дополнительных портов.


Идея гибкого универсального переходника SLI долго будоражила умы энтузиастов мультичиповых графических решений, но все мосты, поставляемые в комплекте с платами, представляли собой жесткую текстолитовую плату с двумя разъемами, длина которой была четко определена расположением слотов PCI Express x16 на той или иной плате. При поломке или утере переходного моста MIO уповать незадачливому пользователю было не на что. Несмотря на циркулировавшие слухи о невозможности создания гибкого переходника, его создание все же оказалось возможным, что и продемонстрировала в данном случае ASUSTeK Computer. Этот переходник можно использовать не только совместно с A8N32-SLI Deluxe, но и с любой другой платой, обладающей поддержкой технологии NVIDIA SLI.

Отдельного упоминания заслуживает и небольшая радиальная турбина, предназначенная для установки на радиатор охлаждения силовых транзисторов схемы питания, но о ней мы расскажем подробнее в разделе, посвященном системе охлаждения платы.

ASUS A8N32-SLI Deluxe: компоновка PCB


Закончив с рассмотрением упаковки и комплектации, мы извлекли из антистатического пакета саму плату, чтобы взглянуть на нее поближе.


Поскольку чипсет nForce 4 SLI X16 состоит из двух микросхем, а не из одной, как было в предыдущих версиях nForce 4, новая плата заселена гораздо более плотно, нежели модели A8N-SLI Deluxe и A8N-SLI Premium при тех же размерах PCB. Число слотов расширения сокращено с 7 до 6, и плата несет 2 разъема PCI Express x16, 1 разъем PCI Express x4 и 3 разъема PCI. Поскольку новый чипсет обеспечивает каждый из графических слотов шестнадцатью линиями PCI Express, на ASUS A8N32-SLI Deluxe отсутствует какая-либо логика, отвечающая за их конфигурацию – в ней просто нет нужды. Расположение слотов продумано достаточно хорошо, хотя у проектировщиков практически отсутствовало пространство для маневра. В случае применения двух видеоадаптеров, оснащенных однослотовыми системами охлаждения, все три слота PCI свободны для установки карт расширения, но если речь идет, например, о двух ASUS Extreme N7800GTX TOP, то в распоряжении пользователя остается лишь один разъем PCI. Впрочем, данная плата относится к категории Deluxe и обладает расширенной функциональностью, поэтому нужда в установке дополнительных карт расширения практически отсутствует. В самом худшем случае у Вас все равно останется один слот PCI, в который можно будет установить ТВ-тюнер, или – если Вы любите качественный звук – дискретную звуковую карту, к примеру, Creative SoundBlaster X-Fi. Не следует забывать и о слоте PCI Express x4, поскольку, периферия, использующая шину PCI Express, понемногу начинает получать распространение.

Поскольку на плате применена мощная восьмифазная схема питания, и часть силовых элементов, входящих в ее состав, расположена вдоль верхнего края PCB, процессорный разъем смещен несколько вниз. Увы, проходящие совсем близко от края крепежной рамки тепловые трубки системы охлаждения чипсета могут превратить установку кулера, крепящегося за зубцы этой рамки, в достаточно непростое занятие. Разъемы питания расположены достаточно удачно, и кабели, идущие от БП, не будут мешать нормальной работе процессорного кулера. Определенные проблемы могут возникнуть лишь при использовании второго канала Parallel ATA, но он в современных системах используется все реже и реже. Четырехконтактный разъем типа Molex, маркированный, как EZ_Plug, служит для подачи дополнительно питания на слоты PCI Express x16 и используется в случае установки двух карт, не требующих внешнего питания, например, GeForce 6600 GT.

К расположению слотов DIMM нареканий нет, так как, во-первых, они находятся гораздо выше первого слота PCI Express, и длинный видеоадаптер не заблокирует их защелки, а во-вторых, между слотами каждого канала есть небольшой промежуток, и модули, оснащенные массивными теплораспределителями, установятся в них без проблем. Как обычно, разъемы первого канала памяти выполнены из синего пластика, что облегчает правильную установку модулей DIMM.

Вряд ли Вы столкнетесь с проблемами при сборке системы на базе этой платы, разве что установке кулера могут помешать проходящие рядом тепловые трубки. Также определенные трудности могут возникнуть в случае необходимости обнуления настроек BIOS – перемычка, отвечающая за эту функцию, расположена прямо под защелкой нижнего слота PCI Express x16, и даже при отсутствии в этом слоте видеоадаптера доступ к ней затруднен, а если видеоадаптер установлен – то и вовсе не возможен. Тем не менее, учитывая, насколько сложная задача стояла перед разработчиками ASUS A8N32-SLI, компоновку платы можно оценить если не "на отлично", то на твердое "хорошо".

ASUS A8N32-SLI Deluxe: дисковая подсистема



Дисковая подсистема ASUS A8N32-SLI Deluxe представлена шестью портами Serial ATA-II, четыре из которых обслуживаются контроллером, встроенным в "южный мост". Еще два канала реализованы посредством контроллера Silicon Image Sil3232, причем, один из разъемов выведен на заднюю панель платы. Так как в спецификации Serial ATA-II реализована функция "горячего подключения" устройств, этот разъем позволяет подключать к ПК дополнительный жесткий диск, не открывая корпуса – разумеется, при наличии соответствующего питания для внешнего HDD. На наш взгляд, эта функция, имеющая отдельное название, "SATA On-the-Go", в некоторых случаях может быть весьма полезной.

Наличием внешнего разъема Serial ATA и обусловлено странное расположение дополнительного дискового контроллера – обычно они устанавливаются ближе к нижнему правому углу PCB. Что касается работы с массивами, то встроенный контроллер nForce 4, поддерживающий технологию NVRAID, обеспечивает работу в режимах RAID0, 1, 0+1, 5, 10 и JBOD, в то время как двухпортовый Silicon Image Sil3132 поддерживает только массивы RAID 0 и 1. В любом случае, шести портов Serial ATA-II будет достаточно большинству пользователей.

Расположение разъемов Parallel ATA несколько необычно – разъем первого канала установлен параллельно плоскости PCB, в то время как разъем второго канала смонтирован как обычно. Доступ ко второму разъему может быть затруднен, так как он расположен рядом с 24-контактной колодкой питания, но мы не считаем это недостатком – сегодня большинство пользователей использует жесткие диски с интерфейсом Serial ATA, а разъемы Parallel ATA лишь для подключения оптических накопителей, для чего вполне достаточно одного канала.

ASUS A8N32-SLI Deluxe: сетевые и звуковые возможности, порты расширения


Сетевая часть платы представлена двумя чипами Marvell, один из которых, Marvell Alaska 88E1111, представляет собой интерфейс физического уровня, так называемый PHY, для контроллера NVIDIA Gigabit Ethernet, встроенного в чипсет. Другой чип, Marvell Yukon 88E8053, является полноценным однокристальным контроллером Gigabit Ethernet, использующим шину PCI Express x1. Разумеется, встроенный контроллер NVIDIA поддерживает фирменную технологию NV ActiveArmor, представляющую собой аппаратный брандмауэр. Также, оба сетевых адаптера оснащены технологией AI NET, позволяющей осуществлять диагностику сетевых кабелей и выявлять место повреждения в них. На плате также может устанавливаться беспроводной сетевой контроллер стандарта 802.11b/g, но в нашем случае он отсутствует, так как данный экземпляр ASUS A8N32-SLI Deluxe не относится к варианту Wireless Edition.


Так как nForce 4 SLI X16 по-прежнему не поддерживает стандарт high definition audio (HAD), или, как его еще называют, Azalia, роль звукового решения выполняет обычный восьмиканальный кодек AC'97 – Realtek ALC850. Пользователям, не придающим особого значения качеству звука, его будет вполне достаточно, а привередливые любители хорошего звучания все равно установят в систему внешнюю звуковую карту, оснащенную I2C-кодеками и поддерживающую работу с 24-битным звуком. Как водится, звуковая подсистема платы позволяет подключать к ней фронтальные аудиоразъемы.

Чипсеты NVIDIA не поддерживают FireWire, и для реализации этого интерфейса инженеры ASUS снабдили A8N32-SLI Deluxe контроллером Texas Instruments TSB43AD22A, в результате чего плата обрела поддержку двух портов IEEE1394a. Интерфейс USB 2.0 реализован средствами nForce 4: 10 портов – более чем достаточно на сегодня.

Из наследованных интерфейсов на плате присутствует порт LPT, разъем которого находится на своем традиционном месте. Место COM-портов занято оптическим и коаксиальным разъемами S/PDIF, а также внешним портом Serial ATA-II, но один порт все же реализован, и воспользоваться им в случае необходимости можно путем установки соответствующей планки расширения. Отсутствует на задней панели и GAME-порт – он перенесен на планку расширения и соседствует с двумя портами USB 2.0, так что владельцы старых моделей джойстиков не забыты.

ASUS A8N32-SLI Deluxe: система охлаждения


В свое время первая версия ASUS A8N-SLI Deluxe критиковалась за высокий уровень шума. Критика эта была вполне справедливой - чипсет охлаждался вентилятором, имевшим скорость вращения на уровне 8000 оборотов в минуту! Несмотря на крохотные размеры, этот вентилятор был настоящей пыткой для мало-мальски чувствительных ушей, так как шум, издаваемый им, лежал в высокочастотной области. При этом эффективность охлаждения чипсета все равно оставляла желать лучшего из-за неоптимальной конфигурации радиатора. Впоследствии в A8N-SLI Premium этот вентилятор был заменен на другой, имеющий лучшие шумовые характеристики.

Затем от активного охлаждения было решено отказаться вовсе, и его место заняла бесшумная система охлаждения AI Cool-Pipe, использующая технологию тепловых трубок. Поскольку в A8N32-SLI Deluxe охлаждения требуют оба компонента чипсета, вышеупомянутая система получила дальнейшее развитие – теперь она состоит из двух тепловых трубок. Одна из них отводит тепло от южного моста и, частично, от северного, так как идет через его теплообменник транзитом. Вторая, более короткая трубка, служит основным путем отвода тепла от северного моста.

Трубки передают тепловой поток на небольшой медный радиатор, установленный слева от процессорного разъема, и охлаждающий заодно часть силовых транзисторов схемы питания. Казалось бы, оптимальным решением будет отвод горячего воздуха из этой области наружу через заднюю панель платы, как сделано в некоторых платах ABIT и EPoX, но ничего похожего здесь нет. Вместо этого предполагается, что радиатор будет обдуваться воздушным потоком, создаваемым процессорным кулером. Такое решение вполне работоспособно, но, на наш взгляд, откачка горячего воздуха за пределы корпуса была бы лучше. Так как на плате применена восьмиканальная схема питания, число силовых транзисторов очень велико, и часть из них расположена выше процессорного гнезда. За их охлаждение отвечает небольшой алюминиевый радиатор – точно такой же, как на ASUS A8N-SLI Deluxe.

Поскольку, как мы уже упоминали, отвода горячего воздуха за пределы корпуса плата не предполагает, в случае установки водяного охлаждения, чипсет и схема питания A8N32-SLI Deluxe подвергаются серьезной опасности перегрева, ведь водоблок не создает воздушного потока, способного охладить радиаторы. В этом случае на радиатор следует установить специальный радиальный вентилятор, идущий в комплекте с платой. Конечно, с бесшумностью охлаждения в этом случае придется распрощаться, но взамен Вы получите уверенность в том, что плата не выйдет из строя в результате перегрева чипсета и/или силовых транзисторов. За второй радиатор опасаться не следует в любом случае: для его охлаждения будет достаточно потока воздуха, создаваемого вентилятором блока питания.

Что касается возможности подключения дополнительных вентиляторов, то всего на плате установлено шесть стандартных трехконтактных разъемов, один из которых, в случае использования воздушного охлаждения, будет занят процессорным кулером. Если Вы планируете использовать жидкостное охлаждение, то и в этом случае в Вашем распоряжении окажется пять свободных разъемов. Этого более чем достаточно для 99 пользователей из 100. Скорости вращения вентиляторов отслеживаются только для трех разъемов из шести: CPU_FAN, CHA_FAN1 и RWR_FAN. Разъем CPU_FAN дополнительно может управляться функцией Q-FAN, регулирующей скорость вращения процессорного кулера в зависимости от температуры CPU.

ASUS A8N32-SLI Deluxe: настройки BIOS


Как и все платы ASUS, A8N32-SLI Deluxe использует AMI BIOS. Поскольку новый продукт нацелен, главным образом, на энтузиастов, количество всевозможных настроек очень велико.

Настройке поддается буквально все, хотя регулировка напряжений питания северного и южного мостов ограничена возможностью прибавления 0.2 Вольт к номинальному значению. В то же время, напряжение, подаваемое на модули памяти, можно регулировать в пределах от 2.60 до 3.20 Вольт, а напряжение питания процессора – в пределах от 1.0 до 1.7625 Вольт. Допустимо изменение множителя CPU от 4х до 25х. Частота шины PCI жестко зафиксирована и составляет 33 МГц, а частота шины PCI Express может изменяться в пределах 100-200 МГц с шагом 1 МГц. Диапазон изменения частоты шины Hyper Transport необычайно широк, но здесь необходимо сделать небольшое пояснение.
Хотя формально в настройках частоты Hyper Transport есть значения свыше 1000 МГц, на деле их установка приводит к зависанию системы. Возможно, это некий задел на будущее, предназначенный для новых ядер AMD, пока же никакой пользы от этой возможности нет.

Количество настроек, относящихся к подсистеме памяти, потрясает воображение – здесь также поддаются регулировке все мыслимые и немыслимые параметры. Значение CAS Latency может выставляться в значение 1.5, но для модулей PC3200 этот режим слишком агрессивен, хотя с его помощью можно несколько увеличить производительность памяти PC2700. Диапазон значений частоты памяти составляет 100-250 МГц; поскольку контроллер памяти у процессоров AMD встроенный, использование частоты свыше 200 МГц возможно только в ядрах ревизии Е, поддерживающих DDR500.

Раздел Power вызывает одно нарекание - отслеживается скорость вращения лишь трех вентиляторов, включая тот, что установлен на процессорном кулере. В остальном он вполне обычен, отметим лишь возможность активации технологии ASUS Q-Fan.

В дополнение ко всему, BIOS ASUS A8N32-SLI Deluxe допускает замену логотипа, выводимого при старте системы, на пользовательский (технология MyLogo2), а также поддерживает технологию Crashfree BIOS 2. Суть последней заключается в возможности восстановления неправильно прошитого BIOS при помощи специального "спасательного" образа, записанного на CD или дискету. Такое решение на порядок проще, нежели применяемые другими производителями варианты с дополнительным чипом, так как не требует аппаратной модификации платы, но в случае серьезного повреждения микросхемы BIOS оно окажется бессильно.

Конфигурация тестовых платформ и методы тестирования


Поскольку нашей главной задачей являлось выяснение вопроса о том, имеет ли новый чипсет (nForce4 SLI X16) преимущество над обычным nForce4 SLI, мы сконфигурировали тестовые платформы таким образом, чтобы они отличались друг от друга только системной платой:

Процессор AMD Athlon 64 4000+ (2.40ГГц, 1МБ L2);
Системные платы ASUS A8N32-SLI Deluxe, ASUS A8N-SLI Premium;
Память OCZ PC-3200 Platinum EL DDR SDRAM (2x1ГБ, CL2-3-2-5);
Жесткий диск Samsung SpinPoint SP1213C (Serial ATA-150, буфер 8МБ);
Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2;
Блок питания Cooler Master Real Power 450 (RS-450-ACLY, номинальная мощность 450W);
Мониторы Dell P1130/Dell P1110 (21", максимальное разрешение 1800х1440х75 Гц);
Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c;
NVIDIA nForce4 AMD Edition 6.70 (для A8N-SLI Premium);
NVIDIA nForce4 AMD/Intel X16 6.82 (для A8N32-SLI Deluxe);
NVIDIA ForceWare 81.95.

В качестве видеоподсистемы в игровых тестах использовалась связка из двух карт NVIDIA GeForce 7800 GTX, работающая в режиме SLI. Это позволило выяснить, дает ли наличие двух полноценных слотов PCI Express x16 какой-либо прирост производительности в играх по сравнению с обычной конфигурацией nForce4 SLI, в которой на каждый слот x16 приходится по 8 линий PCI Express. Чтобы избежать ограничения со стороны CPU, было решено отказаться от тестирования в разрешении 1024х768, и использовать разрешение 1280х1024, как наиболее распространенное сегодня, а также разрешение 1600х1200, как ресурсоемкое, но являющееся стандартным. Для создания максимальной нагрузки на видеоподсистему, тестирование в режиме чистой производительности не проводилось, вместо этого в дополнение к стандартному режиму eye candy (FSAA 4x + AF 16x) мы добавили еще два режима – FSAA 8x + AF 16x и FSAA 16x + AF 16x. Как обычно, драйвер ForceWare был настроен следующим образом:

Image Settings: Quality
Vertical sync: Off
Trilinear optimization: On
Anisotropic mip filter optimization: Off
Anisotropic sample optimization: On
Gamma correct antialiasing: On
Transparency antialiasing: Off
Остальные настройки: по умолчанию

Каждая игра была настроена на максимально возможный уровень качества графики. Для снятия данных о производительности использовались либо встроенные возможности игры, либо, при их отсутствии, утилита FRAPS. По возможности фиксировались данные о минимальной производительности. Режим FSAA 4x + AF 16x включался средствами игры; в случае отсутствия таковых, его форсирование, а также форсирование более ресурсоемких режимов сглаживания производилось при помощи соответствующих настроек NVIDIA ForceWare. В качестве бенчмарков использовались следующие игры:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

Chronicles of Riddick
Doom III
Far Cry
F.E.A.R.
Half-Life 2
Project Snowblind
Quake 4
Serious Sam 2
Unreal Tournament 2004


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

Splinter Cell: Chaos Theory


Симуляторы:

Colin McRae Rally 2005
Pacific Fighters


Стратегические игры:

Age of Empires 3
Warhammer 40.000: Dawn of War


Полусинтетические тесты:

Aquamark3


Синтетические тесты:

Futuremark 3DMark03 build 360
Futuremark 3DMark05 build 120

Помимо игровых тестов, мы также использовали WinRAR 3.51, Futuremark 3DMark2001 SE build 330, Futuremark PC Mark05 (build 110) и созданную программистами X-Bit Laboratories утилиту для тестирования пропускной способности шин AGP и PCI Express. В этом случае в системе присутствовал только один видеоадаптер GeForce 7800 GTX. Для начала предлагаем ознакомиться Вам с результатами именно теоретически тестов, на основании которых можно будет предположить поведение ASUS A8N32-SLI Deluxe и нового чипсета в целом в реальных играх.

Futuremark PCMark05 build 110



В общем зачете разница в производительности двух идентичных платформ, отличающихся только системной платой, невелика и составляет всего 81 очко, что в процентном соотношении не превышает 2%. Увы, разница эта не в пользу нового продукта ASUS и чипсета nForce4 SLI X16.

Теоретически, причиной этому могут быть не архитектурные недостатки нового чипсета, в частности, более узкие каналы Hyper Transport, соединяющие центральный процессор с северным мостом, а ранняя версия BIOS и общая "сырость" продукта. В свое время, тестируя первое воплощение платформы NVIDIA SLI "в металле", мы также столкнулись с рядом проблем, которые были обусловлены ее детскими болезнями, впоследствии, благополучно излеченными. Тем не менее, давайте посмотрим на результаты тестов CPU и Memory – может быть, причина кроется в них?


Как можно видеть из диаграммы, производительность процессора на платах A8N-SLI Premium и A8N32-SLI Deluxe совершенно одинакова, и расхождение в 12 очков, скорее всего, является погрешностью измерения. Возможно, тест не нагружает участок CPU – чипсет должным образом, и особенность чипсета nForce4 SLI X16, заключающаяся в урезании ширины соответствующих каналов Hyper Transport с 16 до 8 бит, не дает о себе знать.


Поскольку во всех современных процессорах AMD контроллер памяти интегрированный, полученный результат ничуть нас не удивил, хотя ASUS A8N32-SLI Deluxe все же проиграла своей предшественнице 51 очко.

Futuremark 3DMark2001 SE build 330



ASUS A8N32-SLI Deluxe вполне отчетливо уступила A8N-SLI Premium – отставание в 508 очков нельзя отнести к погрешностям измерения. Перед нами первый случай, когда новый чипсет NVIDIA, предназначенный для построения платформы SLI с двумя полноценными слотами PCI Express x16 заметно уступил предшественнику, обеспечивающему только 8 линий PCI Express на каждый графический слот.

Futuremark 3DMark05 build 120



А вот более современный тестовый пакет, разработанный Futuremark, продемонстрировал одинаковый уровень производительности на обеих платах – в нем главным ограничивающим фактором стала производительность видеоадаптера, на фоне которой главный архитектурный недостаток nForce4 SLI X16 стал практически незаметен, хотя формально, ASUS A8N32-SLI Deluxe все-таки проиграла другой плате, A8N-SLI Premium.


Более отчетливо виден проигрыш ASUS A8N32-SLI Deluxe в тесте 3DMark05 на производительность центрального процессора. В этом тесте на плечи процессора ложится не только обработка вершинных шейдеров, но также и расчет пути полета воздушного корабля. По всей видимости, объем данных, передаваемый между CPU и видеоадаптером, в данном случае достаточно велик, чтобы максимально загрузить шину Hyper Transport, и ее узость на участке CPU – чипсет начинает сказываться на производительности, хотя и не слишком сильно. Примерно этого же следует ожидать в старых играх, не использующих шейдеров, к примеру, в Unreal 2004. Оправдались ли наши ожидания, мы расскажем в главе обзора, посвященной результатам игровых тестов, а пока перейдем к результатам, полученным в WinRAR и PCI Express Test.

WinRAR 3.51



Очевидно, что при архивации системная шина – на платформе AMD64 ее роль исполняет Hyper Transport - загружается практически по максимуму, поэтому неудивительно, что ASUS A8N32-SLI Deluxe уступает в WinRAR A8N-SLI Premium. Отставание не фатально и не достигает даже 10%, но факт остается фактом – более узкий участок Hyper Transport на отрезке CPU – чипсет оказывает на производительность nForce4 SLI X16 негативное влияние.

PCI Express Test


Еще отчетливей проблема проявила себя в тесте на пропускную способность шины PCI Express. Суть этого теста заключается в пересылке определенного объема данных из оперативной памяти в видеопамять и обратно, при этом размер пересылаемого сегмента данных может варьироваться от 64 КБ до 4 МБ. Программа активно задействует не только контроллер памяти, но и графическую шину, а также шину, связывающую центральный процессор с чипсетом, то есть, в нашем случае, Hyper Transport. Вот какие результаты были получены при запуске данного теста на платформах nForce4 SLI и nForce4 SLI X16:


При минимальном размере пересылаемого "куска" данных результаты плат отличаются не очень значительно, хотя даже в этом случае ASUS A8N-SLI Premium опережает ASUS A8N32-SLI Deluxe. Затраты времени на согласование и т.д. практически нейтрализуют негативный эффект 8-битных каналов Hyper Transport, соединяющих CPU с северным мостом nForce4 SLI X16. При максимальном же размере сегмента таких затрат нет, или они минимальны, поэтому архитектурный недостаток нового чипсета NVIDIA предстает перед нами во всей своей красе. Обычный nForce4 SLI, соединенный с центральным процессором посредством двух полноценных 16-битных каналов HT, опережает nForce4 SLI X16 на целых 20%! При передаче данных в обратном направлении, из набортной памяти видеоадаптера в оперативную картина выглядит аналогичным образом, разве что при небольшом размере сегмента платы демонстрируют практически одинаковую производительность.

Краткие выводы


Итак, результаты теоретических тестов показали, что новый чипсет NVIDIA и плата ASUS A8N32-SLI Deluxe на его основе не обеспечивают никаких преимуществ перед старой платформой на базе nForce4 SLI. В некоторых случаях, связанных с активной передачей данных от чипсета к CPU или обратно, новинка даже уступает предшественнице из-за вдвое более узкой шины Hyper Transport, связывающей центральный процессор с чипсетом.

Напоминаем, в обычном nForce4 SLI используется два 16-битных канала с пропускной способностью 8 ГБ/сек. в каждую сторону, в то время как в nForce4 SLI X16 ширина этих каналов урезана до 8 бит, в результате чего каждый канал способен передать только 4 ГБ/сек., а суммарная пропускная способность составляет лишь 8 ГБ/сек. по сравнению с 16 ГБ/сек. в старом варианте nForce4. К счастью, такой подход не сильно повлиял на общую производительность платформы nForce4 SLI X16, по крайней мере, в теоретических тестах. На вопрос о том, чего следует ожидать от нового чипсета в реальных игровых приложениях, мы расскажем в следующей главе нашего обзора, к которой как раз и переходим.

Результаты игровых и синтетических тестов


К сожалению, от тестирования в Battlefield 2 пришлось отказаться – игра неустойчиво работала на новой платформе, а в режиме SLI и вовсе отказывалась запускаться. Кроме того, система периодически зависала. Все остальные игры работали без нареканий, так что стабильность ASUS A8N32-SLI Deluxe достаточно высока.

Игровые тесты: Chronicles of Riddick








Если при использовании менее ресурсоемких режимов FSAA хоть какая-то разница между платами на базе nForce4 SLI и nForce 4 SLI X16 есть, причем, не в пользу последней, то включение FSAA 8x и 16x сокращает этот разрыв до нуля. Очевидно, что наличие двух полноценных слотов PCI Express x16 не играет в этой игре никакой роли. Обратите внимание – в режиме FSAA 8x при использовании разрешения 1280х1024 вполне возможна комфортная игра.

Игровые тесты: Doom III








ASUS A8N32-SLI Deluxe более, чем на 1 fps опережает свою предшественницу лишь при использовании FSAA 8x в разрешении 1600х1200. Преимущество составляет менее 5%, и, скорее всего, оно вызвано погрешностью при тестировании, а вовсе не обусловлено преимуществами нового чипсета.

Игровые тесты: Far Cry








Ни в одном из режимов новинка не показывает никаких преимуществ. Более того, в целом, она даже чуть уступает плате на базе одночипового nForce4, выделяющего лишь по 8 линий на каждый слот PCI Express. Очевидно, что пропускная способность PCI Express x8 сегодня не является ограничивающим фактором даже в случае использования экстремальных режимов полноэкранного сглаживания. Отметим, что пара GeForce 7800 GTX, работающая в режиме SLI, обеспечивает приемлемую производительность в режиме FSAA 8x и в Far Cry. Качество изображения при этом заметно выше, нежели при использовании традиционного FSAA 4x, особенно, если включен суперсэмплинг прозрачных текстур.






Столь же незначительно, но стабильно A8N32-SLI Deluxe уступает A8N-SLI Premium и на уровне Research, хотя разница между этими платами ни в одном из режимов не превышает 3-х кадров в секунду. Что касается общего уровня производительности, то, используя разрешение 1280х1024, теоретически, можно играть и используя FSAA 16x, но запас производительности при этом будет слишком мал, чтобы надеяться на плавное отображение всех сцен.

Игровые тесты: F.E.A.R.








Несмотря на высокие требования, предъявляемые F.E.A.R. к видеоподсистеме ПК, объединенной мощности двух GeForce 7800 GTX достаточно, чтобы обеспечить производительность на уровне порядка 60-65 fps при использовании FSAA 8x в разрешении 1280х1024.

Игровые тесты: Half-Life 2








Производительность в Half-Life 2 также практически не зависит от увеличения количества линий PCI Express. Игра настолько нетребовательна, что владельцы двух GeForce 7800 GTX вполне могут использовать в ней режим FSAA 16x и наслаждаться непревзойденным качеством сглаживания.






Аналогичная картина видна на уровне d3_c17_02. Более того, ASUS A8N32-SLI Deluxe немного, но стабильно уступает A8N-SLI Premium. Миф о недостаточности стандартной формулы SLI - PCI Express x8 + PCI Express x8 практически развеян, но, может быть, польза от формулы PCI Express x16 + PCI Express x16 обнаружится в других играх, ведь тестирование еще не окончено?

Игровые тесты: Project: Snowblind








Очередной трехмерный шутер с видом от первого лица – и вновь разочарование. Или 16 линий PCI Express достаточно для двух видеоадаптеров, работающих в режима SLI, или ограничивающим фактором, сводящим на нет все преимущества нового чипсета, является зауженность шины Hyper Transport на участке CPU – северный мост. Напоминаем, что оба канала шины HT на этом участке имеют ширину 8 бит, в то время как отрезок Hyper Transport, соединяющий меж собой компоненты чипсета, использует полноценные 16-битные каналы.

Игровые тесты: Quake 4








Не обнаруживается каких-либо кардинальных различий в производительности между двумя системными платами и в Quake 4, несмотря на то, что эта игра является относительно новой. Теоретически, располагая объединенной мощью двух GeForce 7800 GTX, играть в этот шутер можно, даже используя FSAA 16x, но лучше ограничиться режимом FSAA 8x – в нем становится доступно разрешение 1600х1200.

Игровые тесты: Serious Sam 2








Игра настолько требовательна, что даже связка из двух GeForce 7800 GTX обеспечивает в ней производительность лишь на уровне порядка 50 кадров в секунду в режиме FSAA 4x + AF 16x. При использовании более ресурсоемких режимов сглаживания производительность падает ниже минимально комфортной отметки. Что касается разницы в производительности между двумя платформами, nForce4 SLI и nForce4 SLI X16, то она, как и в предыдущих случаях, отсутствует.

Игровые тесты: Unreal Tournament 2004








Unreal Tournament 2004 стал первой игрой, где ASUS A8N32-SLI Deluxe заметно уступила своей предшественнице. Наиболее заметна разница в режиме FSAA 8x, где разрыв достигает почти 10%. Это хотя и не фатально, но достаточно показательно и говорит о том, что концепция nForce4 SLI X16 далеко не безупречна. Снижение пропускной способности Hyper Transport на отрезке CPU – чипсет приносит больше вреда, чем может принести пользы наличие двух полноценных слотов PCI Express x16. В играх это не слишком сильно сказывается на производительности, но в приложениях, активно работающих с CPU, например, архиваторах данных, отставание нового чипсета может оказаться более заметным. Возможно, ярко выраженная разница в производительности между чипсетами nForce4 SLI и nForce 4 SLI X16 в UT2004 обусловлена тем, что игра не использует пиксельных шейдеров и слабо нагружает современные графические процессоры, так что их мощность не является лимитирующим фактором.






Тестирование на уровне Metallurgy не изменило общей картины. ASUS A8N32-SLI Deluxe также уступила A8N-SLI Premium во всех разрешениях. Отметим, что Unreal Tournament 2004, не будучи требовательной игрой, вполне допускает использование режима FSAA x16 для владельцев SLI-связки GeForce 7800 GTX.

Игровые тесты: Splinter Cell: Chaos Theory






Данная игра достаточно требовательна и, в случае наличия поддержки видеоадаптером стандарта Shader Model 3.0, радует глаз игрока красивой графикой. Тем не менее, и она не получает никаких преимуществ при использовании технологии SLI на системной плате, способной выделять по 16 линий PCI Express на каждый из видеоадаптеров. Следует отметить, что игра демонстрирует одинаковую производительность в режимах FSAA 8x и FSAA 16x. Можно предположить, что 256 МБ видеопамяти недостаточно для корректной активации FSAA 16x в данной игре. К сожалению, мы не располагаем в настоящее время двумя видеоадаптерами GeForce 7800 GTX 512, чтобы проверить это предположение.

Игровые тесты: Colin McRae Rally 2005








Уровень производительности, обеспечиваемый двумя картами GeForce 7800 GTX, работающими в режиме SLI, одинаков для обеих системных плат, принявших участие в тестировании. Даже в самых экстремальных режимах разница исчезающе мала. Благодаря тому, что игра относительно несложна с графической точки зрения, использование в ней экстремальных режимов полноэкранного сглаживания вполне допустимо, хотя режим FSAA 16x все-таки слишком ресурсоемок, особенно, в высоких разрешениях.

Игровые тесты: Pacific Fighters








Аналогичным образом ведет себя и авиасимулятор Pacific Fighters – сколько-нибудь заметной разницы в производительности между системами на базе A8N32-SLI Deluxe и A8N-SLI Premium не обнаруживается. Результаты, полученные на этих платформах, совпадают с точностью до 0.1 fps.

Игровые тесты: Age of Empires 3








Режимы FSAA 8x и, тем более, FSAA 16x недоступны даже обладателям двух видеоадаптеров GeForce 7800 GTX. Как обычно, производительность графической подсистемы, работающей в режиме SLI, не зависит от количества линий PCI Express, приходящихся на каждый слот x16 – 8 линий на слот вполне достаточно, и добавление дополнительных линий не дает никакого прироста в скорости.

Игровые тесты: Warhammer 40.000: Dawn of War








Все вышесказанное справедливо и для другой стратегической игры, используемой в наших обзорах, Warhammer 40.000: Dawn of War.

Полусинтетические тесты: Aquamark3








Разница в производительности двух платформ nForce4 SLI в этом тесте исчезающе мала, но, тем не менее, она есть, и вновь не в пользу nForce4 SLI X16.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark03 build 360








Так как первый тест очень прост, и в нем не используются шейдеры, разница в производительности между платформами на базе nForce4 SLI и nForce4 SLI X16 видна практически также отчетливо, как и в Unreal Tournament 2004, и опять она не в пользу нового чипсета NVIDIA.






Второй тест уже использует пиксельные шейдеры, и в нем обе платформы демонстрируют одинаковый результат.






Третий тест отличается от второго повышенной сложностью геометрии, но и в этом случае наличие вдвое большего количества линий PCI Express не приносит сколько-нибудь заметной выгоды системе на базе nForce4 SLI X16.






Ситуация в четвертом тесте полностью повторяет ситуацию, сложившуюся в двух предыдущих. Иными словами, ASUS A8N32-SLI Deluxe не продемонстрировала никаких преимуществ перед своей предшественницей, платой A8N-SLI Premium.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark05 build 120








Расхождение в производительности между платформами nForce4 SLI и nForce4 SLI X16 находится в пределах десятых долей кадра в секунду, то есть, фактически, обусловлено погрешностью измерения.






Аналогичная картина наблюдается и во втором тесте пакета 3DMark05.






Третий тест лишь подтверждает факт, что наличие двух полноценных слотов PCI Express x16 нисколько не влияет на производительность связки SLI. По крайней мере, это справедливо для чипсета nForce4 SLI X16 с его 8-битными каналами Hyper Transport, соединяющими центральный процессор и северный мост.

Заключение


Итак, мы протестировали новую платформу NVIDIA SLI, основой которой стал чипсет nForce4 SLI X16, наделяющий ее двумя полноценными слотами PCI Express x16, что, по замыслу разработчиков, должно было повысить эффективность работы технологии SLI, до этого момента ограниченной режимом PCI Express x8 + PCI Express x8. Чуда, однако, не произошло, и сколько-нибудь заметного прироста производительности мы не увидели ни в одной из игр, использованных нами в процессе тестирования.

Полученные результаты говорят о том, что, современные игры не загружают шину до такой степени, чтобы увеличение количества линий PCI Express дало какой-либо видимый эффект при использовании технологии SLI. Таким образом, формула PCI Express x16 + PCI Express x16 пока является избыточной; более того, в некоторых тестах нам пришлось констатировать уменьшение производительности по сравнению с ASUS A8N-SLI Premium!

Причиной этому послужила архитектурная особенность чипсета nForce4 SLI X16, заключающаяся в том, что для обеспечения высокоскоростной связи между северным и южным мостом, NVIDIA пожертвовала шириной шины Hyper Transport, соединяющей процессор и чипсет. Вместо двух 16-битных каналов, как в обычном nForce4, используется два 8-битных канала, что очевидным образом влияет на пропускную способность. В играх это не очень заметно, однако, в приложениях, активно работающих с системной шиной, к примеру, в архиваторах данных, уменьшение пропускной способности на этом участке HT может сказываться очень сильно. Не исключено, что в играх следующего поколения nForce4 SLI X16 также не покажет никаких преимуществ, несмотря на наличие двух полноценных слотов PCI Express x16, так как весь прирост производительности будет попросту съеден вышеописанным "бутылочным горлышком".
Как первый чипсет на рынке, предлагающий формулу "PCI Express x16 + PCI Express x16", NVIDIA nForce4 SLI X16, вне всякого сомнения, интересен и уникален, но никакой выгоды в сравнении с обычным nForce4 SLI он не обеспечивает, во всяком случае, пока.

Что касается конкретного продукта, описанного в данном обзоре, системной платы ASUS A8N32-SLI Deluxe, то ее смело можно назвать отличным изделием, лишенным серьезных недостатков. Подвела, разве что, не слишком богатая комплектация для модели, в названии которой присутствует слово Deluxe. Также, не совсем удачное расположение тепловых трубок способно затруднить установку некоторых кулеров, но стоит отметить, что полная бесшумность системы охлаждения платы компенсирует этот недостаток; кроме того, проектирование плат, поддерживающих SLI, вообще является нетривиальной задачей, особенно, в случае использования двухкомпонетного чипсета. Можно сказать, что инженеры ASUS справились с задачей "на отлично". На сегодняшний день ее следует признать лучшим решением для сборки SLI-совместимой платформы высшего класса на базе процессоров AMD Athlon 64. У платы есть сестра, ASUS P5N32-SLI Deluxe, использующая чипсет nForce4 SLI X16 Intel Edition, поэтому энтузиасты соответствующей платформы не уйдут обиженными.

ASUS A8N32-SLI Deluxe: достоинства и недостатки


Достоинства:

Богатая функциональность
Большое количество настроек BIOS
Наличие двух полноценных слотов PCI Express x16
Красивый внешний вид
Хорошие возможности расширения
Высокое качество изготовления
Наличие двух сетевых контроллеров
Наличие беспроводного сетевого контроллера (в версии Wireless Edition)
Восьмифазная схема питания процессора
Бесшумная система охлаждения чипсета и схемы питания CPU
Предусмотрено использование водяного охлаждения CPU
Поддержка фирменных технологий ASUS

Недостатки:

Тепловые трубки могут помешать установке некоторых кулеров
Затруднен доступ к перемычке сброса настроек BIOS
Комплектация могла бы быть и богаче