Asus A8N32-SLI Deluxe: любовь со второго взгляда

Автор: Vader
Дата: 16.03.2006
Все фото статьи

Не так давно мы опубликовали обзор чипсета Nvidia nForce4 SLI X16 и системной платы Asus A8N32-SLI Deluxe на его основе. К сожалению, из-за незрелости продукта мы столкнулись с рядом проблем, приведших к получению заниженных результатов в синтетических и игровых тестах. Сегодня мы исправляем оплошность и публикуем самые свежие данные, полученные при корректных настройках шины Hyper Transport с использованием последней версии драйверов чипсета nForce4 SLI x16.

Вступление


Как уже известно нашим читателям, в процессе тестирования нового чипсета Nvidia nForce4 SLI x16 мы столкнулись с тем, что плата на его основе, Asus A8N32-SLI Deluxe, показала в ряде тестов меньший уровень производительности, нежели плата на базе обычного nForce4 SLI, Asus A8N-SLI Premium. Разница не была фатальной и заметно проявлялась только в синтетических тестах; в играх же она составляла не более 1%-2%.

Неоднократная перепроверка не принесла изменений, и на основании полученных данных нами был сделан вывод о том, что новый чипсет Nvidia с поддержкой SLI, способный работать с двумя полноценными разъемами PCI Express x16, не обеспечивает никаких серьезных преимуществ перед старым, работающим по формуле "PCI Express x8 + PCI Express x8".

Как впоследствии оказалось, этот вывод был ложным. Поясним подробнее: согласно имевшейся на тот момент в нашем распоряжении технической документации, предоставленной Nvidia, центральный процессор и северный мост в nForce4 SLI X16 соединялись двумя 8-битными каналами Hyper Transport. В то же время, ширина этих каналов между северным и южным мостом составляла 16 бит. Изменение соответствующей опции CMOS эффекта на производительность не оказывало. Поскольку в этом чипсете за каждый слот PCI Express x16 отвечает свой мост, мы сделали вывод о том, что Nvidia пожертвовала пропускной способность шины HT на участке CPU – северный мост для обеспечения полноценной работы графических слотов, что косвенно подтверждалось результатами тестов. Более того, по причине некорректных настроек BIOS, также растиражированных в соответствующем документе, мы использовали 8-битный канал для связи северного и южного мостов, что, опять-таки, лимитировало производительность.

Как выяснилось впоследствии, в документации содержалась ошибка, а пониженная производительность Asus A8N32-SLI Deluxe обуславливалась совсем другим фактором. Каким же? Мы тщательно проработали этот вопрос и сегодня делимся ответом на него с читателями.

Asus A8N32-SLI Deluxe: причина пониженной производительности


Любой новый продукт, впервые появившийся на рынке, как правило, содержит недочеты, которые, впоследствии, постепенно исправляются производителем путем выпуска новой ревизии или же обновлением BIOS. Не стала исключением и системная плата A8N32-SLI Deluxe. В данном случае, недочетом стало самопроизвольное изменение опции SB to NB Frequency при сбросе настроек CMOS или после обновления версии BIOS. Эта опция служит для изменения множителя базовой частоты шины Hyper Transport на соответствующем участке и, таким образом, непосредственно влияет на его пропускную способность.

Изначально на новых платах Asus A8N32-SLI Deluxe эта опция установлена в правильное положение 5X, что дает результирующую частоту 1000 МГц. Однако, как оказалось, после любого обновления BIOS или очистке настроек CMOS при помощи соответствующего джампера, эта опция самопроизвольно сбрасывается в положение 2X, понижая, таким образом, частоту шины с 1000 до 400 МГц (базовая частота Hyper Transport равна 200 МГц). Соответственно, ее пропускная способность при этом снижается более чем вдвое, что не может не отразиться на производительности негативным образом.

Мы изменили соответствующий множитель вручную, установив его в значение 5X, приведя, таким образом, частоту Hyper Transport на участке между северным и южным мостом к номинальному значению. Затем было проведено повторное тестирование с использованием новой версии драйверов Nvidia nForce для получения корректных данных о производительности Asus A8N32-SLI Deluxe в игровых и синтетических тестах. Информация о том, что каналы HT, соединяющие центральный процессор с северным мостом, имеют ширину 8 бит, так и не подтвердилась, хотя в нашем экземпляре A8N32-SLI Deluxe соответствующая опция изначально все-таки была установлена в значение "8l8". После ее установки в правильное значение "16l16" производительность платы вырастала довольно существенно.

Наши рекомендации текущим и будущим владельцам Asus A8N32-SLI Deluxe таковы: во избежание получения пониженной производительности, будьте предельно внимательны при обновлении версии BIOS или в процессе разгона, могущем потребовать сброса настроек CMOS. При первом запуске системы, собранной на базе данной системной платы, непременно убедитесь в том, что опции K8 to NB LinkWidth и SB to NB LinkWidth находятся в положении 16|16, а также проверьте значение опции SB to NB Frequency - оно должно быть равно 5X. Повторяйте эту процедуру после каждого обновления BIOS или сброса настроек CMOS – это позволит Вам всегда быть уверенными в том, что производительность Вашей платы максимальна.

Возможно, данная проблема будет решена в будущих версиях BIOS, но последнее обновление, предпринятое нами, ситуации никак не изменило. Не исключено, что Asus выпустит новую ревизию A8N32-SLI Deluxe, лишенную этого недостатка.

Конфигурация тестовых платформ и методы тестирования


Поскольку нашей главной задачей по-прежнему остается выяснение вопроса о том, имеет ли новый чипсет nForce4 SLI X16 преимущество над обычным nForce4 SLI в реальных приложениях, мы сконфигурировали тестовые платформы таким образом, чтобы они отличались друг от друга только системной платой:

Процессор AMD Athlon 64 4000+ (2.40ГГц, 1МБ L2);
Системные платы Asus A8N32-SLI Deluxe, Asus A8N-SLI Premium;
Память OCZ PC-3200 Platinum EL DDR SDRAM (2x1ГБ, CL2-3-2-5);
Жесткий диск Samsung SpinPoint SP1213C (Serial ATA-150, буфер 8МБ);
Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2;
Блок питания Enermax Liberty 620W PSU (ELT620AWT, номинальная мощность 620W)
Мониторы Dell P1130/Dell P1110 (21'', максимальное разрешение 1800х1440х75 Гц);
Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c;
NVIDIA nForce4 AMD Edition 6.70 (для A8N-SLI Premium);
NVIDIA nForce4 AMD/Intel X16 6.82/6.85 (для A8N32-SLI Deluxe);
NVIDIA ForceWare 81.95.

В качестве видеоподсистемы в игровых тестах использовалась связка из двух карт NVIDIA GeForce 7800 GTX, работающая в режиме SLI. Это позволило выяснить, дает ли наличие двух полноценных слотов PCI Express x16 какой-либо прирост производительности в играх по сравнению с обычной конфигурацией nForce4 SLI, в которой на каждый слот x16 приходится по 8 линий PCI Express. Чтобы избежать ограничения со стороны CPU, было решено отказаться от тестирования в разрешении 1024х768 и использовать разрешение 1280х1024, как наиболее распространенное сегодня, а также разрешение 1600х1200, как ресурсоемкое, но являющееся стандартным. Для создания максимальной нагрузки на видеоподсистему тестирование в режиме чистой производительности не проводилось, вместо этого в дополнение к стандартному режиму eye candy (FSAA 4x + AF 16x) мы добавили еще два режима – FSAA 8x + AF 16x и FSAA 16x + AF 16x. Как обычно, драйвер ForceWare был настроен следующим образом:

Image Settings: Quality
Vertical sync: Off
Trilinear optimization: On
Anisotropic mip filter optimization: Off
Anisotropic sample optimization: On
Gamma correct antialiasing: On
Transparency antialiasing: Off
Остальные настройки: по умолчанию

Каждая игра была настроена на максимально возможный уровень качества графики. Для снятия данных о производительности использовались либо встроенные возможности игры, либо, при их отсутствии, утилита FRAPS. По возможности фиксировались данные о минимальной производительности. Режим FSAA 4x + AF 16x включался средствами игры; в случае отсутствия таковых, его форсирование, а также форсирование более ресурсоемких режимов сглаживания производилось при помощи соответствующих настроек NVIDIA ForceWare. В качестве бенчмарков использовались следующие игры и тесты:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

Chronicles of Riddick
Doom III
Far Cry
F.E.A.R.
Half-Life 2
Project Snowblind
Quake 4
Serious Sam 2
Unreal Tournament 2004


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

Splinter Cell: Chaos Theory


Симуляторы:

Colin McRae Rally 2005
Pacific Fighters


Стратегические игры:

Age of Empires 3
Warhammer 40.000: Dawn of War


Полусинтетические тесты:

Aquamark3


Синтетические тесты:

Futuremark 3DMark03 build 360
Futuremark 3DMark05 build 120

Помимо игровых тестов, мы также использовали WinRAR 3.51, Futuremark 3DMark2001 SE build 330, Futuremark PC Mark05 (build 110) и созданную программистами X-Bit Laboratories утилиту для тестирования пропускной способности шин AGP и PCI Express. В этом случае в системе присутствовал только один видеоадаптер GeForce 7800 GTX.

Теоретические тесты: Futuremark PCMark05 build 110



В общем зачете разница в производительности двух идентичных платформ, отличающихся только системной платой, невелика и не превышает нескольких процентов. Использование корректных настроек BIOS и новой версии драйверов nForce4 привело к тому, что новая плата Asus продемонстрировала чуть более высокий результат, нежели обычная A8N-SLI Premium, но преимущество в 61 очко не является сколько-нибудь выдающимся на фоне общих показателей в районе 4300 очков.


Как можно видеть из диаграммы, производительность процессора на платах A8N-SLI Premium и A8N32-SLI Deluxe совершенно одинакова, и расхождение в 12 очков, скорее всего, является погрешностью измерения. Разумеется, понижение тактовой частоты HT на участке северный мост – южный мост никак не сказывается на производительности CPU.


Поскольку во всех современных процессорах AMD контроллер памяти интегрированный, полученный результат ничуть нас не удивил, хотя Asus A8N32-SLI Deluxe все же слегка опередила свою предшественницу в случае использования нового драйвера и правильной установке опции SB to NB Frequency.

Теоретические тесты: Futuremark 3DMark2001 SE build 330



Asus A8N32-SLI Deluxe вполне отчетливо уступила A8N-SLI Premium – отставание в 508 очков нельзя отнести к погрешностям измерения, но повторное тестирование сократило его до 116 очков. Столь небольшой разницей можно пренебречь и считать, что производительность A8N32-SLI Deluxe и A8N-SLI Premium в 3DMark2100SE приблизительно одинакова.

Теоретические тесты: Futuremark 3DMark05 build 120



А вот более современный тестовый пакет, разработанный Futuremark, продемонстрировал небольшое преимущество новинки в случае использования новых драйверов чипсета и правильной настройке шины HT и паритет в том случае, если опция SB to NB Frequency не подвергалась ручной корректировке. В целом, разница невелика, поскольку главным ограничивающим фактором в данном случае является производительность видеоподсистемы.


Если раньше в этом тесте мы наблюдали проигрыш A8N32-SLI Deluxe, то теперь отчетливо видно, что при правильном выставлении значения множителя Hyper Transport и установке новой версии драйверов nForce4 новинка Asus демонстрирует вполне адекватные показатели, не только не уступая A8N-SLI Premium, но и слегка опережая ее. Особых плюсов, это, впрочем, не дает – преимущество составляет менее 1%.

Скорее всего, частота Hyper Transport на участке между северным и южным мостом здесь вообще ни при чем, а полученный прирост производительности целиком и полностью обусловлен использованием новой версии драйверов чипсета.

Дело в том, что в теоретических тестах мы использовали лишь один видеоадаптер, установленный в слот PCI Express x16, подключенный к северному мосту. К тому же, в тесте нет активного обмена данными между CPU и дисковой подсистемой. Такой обмен обычно наблюдается при использовании программ архивации, поэтому давайте посмотрим на результаты тестирования в WinRAR.

Теоретические тесты: WinRAR 3.51



Очевидно, что при архивации системная шина – на платформе AMD64 ее роль исполняет Hyper Transport – загружается достаточно сильно, поэтому неудивительно, что Asus A8N32-SLI Deluxe уступает в WinRAR A8N-SLI Premium в случае установки множителя SB to NB Frequency в значение 2Х. Отставание не фатально и не достигает даже 10%, но факт остается фактом – более узкий участок Hyper Transport на отрезке CPU – чипсет оказывает на производительность nForce4 SLI X16 негативное влияние. Установка правильного множителя повышает производительность A8N32-SLI Deluxe при сжатии данных, но некоторое отставание от A8N-SLI Premium все же сохраняется. По всей видимости, сказывается повышенная латентность, ведь в nForce4 x16 путь данных от HDD к CPU и обратно значительно длиннее, нежели в обычном nForce4, и на этом пути они претерпевают больше преобразований.

Теоретические тесты: PCI Express Test


Суть данного теста заключается в пересылке определенного объема данных из оперативной памяти в видеопамять и обратно, при этом размер пересылаемого сегмента данных может варьироваться от 64 КБ до 4 МБ. Программа активно задействует не только контроллер памяти, но и графическую шину, а также шину, связывающую центральный процессор с чипсетом, то есть, в нашем случае, Hyper Transport. Вот какие результаты были получены при запуске данного теста на платформе Asus A8N32-SLI Deluxe с корректными настройками BIOS и установленным драйвером чипсета версии 6.85:




При минимальном размере пересылаемого "куска" данных результаты двух плат практически не отличаются; разница составляет менее 10 МБ/сек. В случае передачи данных блоками по 256 КБ, A8N32-SLI Deluxe выходит вперед, причем, преимущество над A8N-SLI Premium достигает 40 МБ/сек. В дальнейшем, старый продукт Asus все же перехватывает лидерство, не в последнюю очередь из-за более простой архитектуры, а, следовательно, и меньшей латентности при передаче данных между различными компонентами системы.

При передаче данных в обратном направлении, из набортной памяти видеоадаптера в оперативную память системы, мы наблюдаем совсем иные результаты – за исключением самого большого размера передаваемого сегмента, производительность плат практически одинакова. В последнем случае вперед вновь выходит A8N-SLI Premium.

Таким образом, говорить о каком-либо заметном преимуществе nForce4 SLI X16 над обычным nForce4 SLI, основываясь на результатах теоретических тестов, мы не можем. Впрочем, в обычных условиях, то есть, при использовании одного видеоадаптера, архитектурным преимуществам nForce4 SLI X16 проявиться практически негде – они предназначены для обеспечения максимальной производительности двух карт, работающих в режиме SLI. Насколько большой выигрыш в производительности это обеспечит в реальных игровых приложениях в случае использования двух графических карт, мы выясним в следующей главе нашего обзора, целиком посвященной результатам игровых тестов.

Результаты игровых тестов


К сожалению, от тестирования в Battlefield 2 пришлось отказаться – игра неустойчиво работала на новой платформе, а в режиме SLI и вовсе отказывалась запускаться. Кроме того, система периодически зависала. Все остальные игры работали без нареканий, так что стабильность Asus A8N32-SLI Deluxe достаточно высока.

Игровые тесты: Chronicles of Riddick








При использовании менее ресурсоемких режимов FSAA разница между платами на базе nForce4 SLI и nForce4 SLI X16 практически отсутствует, хотя ранее ситуация складывалась не в пользу последней. Более того, включение SLI AA 8x и SLI AA 16x выводит новинку вперед, хотя ни в одном из случаев преимущество Asus A8N32-SLI Deluxe над Asus A8N-SLI Premium не достигает 10%.

Теоретически, в режиме SLI AA 8x при использовании разрешения 1280х1024 новая платформа обеспечивает чуть более комфортную производительность, но на практике эта разница незаметна.

Игровые тесты: Doom III








Более, чем на 1 fps Asus A8N32-SLI Deluxe опережает свою предшественницу лишь при использовании SLI AA 8x в разрешении 1600х1200. Преимущество составляет менее 5%, и, скорее всего, оно вызвано погрешностью при тестировании, а вовсе не обусловлено преимуществами нового чипсета. Играть в этом режиме можно, но запас прочности отсутствует, и в ряде сцен Вы можете столкнуться с критическим падением производительности, чего не произойдет в случае использования менее ресурсоемкого режима FSAA 4x.

Возможно, использование двух GeForce 7800 GTX 512 в режиме SLI и сделает доступным SLI AA 8x в Doom III, но мы не можем этого проверить из-за отсутствия в нашей лаборатории второго экземпляра соответствующей графической карты.

Игровые тесты: Far Cry








Far Cry – первая игра, в которой использование нового чипсета Nvidia дает заметный прирост производительности, достигающий 10%. Как мы и предполагали, он наблюдается только при использовании экстремальных режимов сглаживания, в данном случае, SLI AA 8x. Отметим, что пара GeForce 7800 GTX, работающая в режиме SLI, обеспечивает приемлемую производительность, по крайней мере, в разрешении 1280х1024. Качество изображения при этом заметно выше, нежели при использовании традиционного FSAA 4x, особенно, если включен суперсэмплинг прозрачных текстур.

В режиме SLI AA 16x производительность ограничивается другими факторами, скорее всего – частотой видеопамяти GeForce 7800 GTX, поэтому выигрыш от наличия двух полноценных слотов PCI Express x16 не столь велик.






Еще ярче проявляется преимущество nForce4 SLI X16 на уровне Research. По всей видимости, объем данных, передаваемый через шину PCI Express, здесь несколько больше, нежели в предыдущем случае. Впрочем, даже 10% прирост производительности не делает доступным режим SLI AA 16x, хотя, теоретически, в разрешении 1280х1024 играть на платформе Asus A8N32-SLI Deluxe уже можно.

Игровые тесты: F.E.A.R.








Несмотря на высокие требования, предъявляемые F.E.A.R. к видеоподсистеме ПК, объединенной мощности двух GeForce 7800 GTX достаточно, чтобы обеспечить производительность на уровне порядка 60-65 fps при использовании SLI AA 8x в разрешении 1280х1024.

Разница в производительности между старой и новой платформой nForce4 SLI в данном случае отсутствует. Возможно потому, что основным лимитирующим фактором в этой игре является математическая производительность GPU.

Игровые тесты: Half-Life 2








Half-Life 2 по нынешним меркам не сложна, но большое количество текстур высокого разрешения позволяет платформе nForce4 SLI X16 показать себя с наилучшей стороны, как и в Far Cry. В режиме SLI AA 8x выигрыш в скорости по-прежнему больше, нежели в режиме SLI AA x16. Последний представляет чисто теоретический интерес даже в этой относительно нетребовательной игре. Скорее всего, приемлемую производительность в нем удастся получить только владельцам тандема, состоящего из двух GeForce 7800 GTX 512.

Игровые тесты: Project: Snowblind








Знакомая картина: в играх, небогатых сложными текстурами – к примеру, перекочевавших на платформу PC с игровых консолей, как эта – наличие двух полноценных слотов PCI Express x16 не оказывает никакого влияния на производительность. Результаты плат Asus A8N-SLI Premium и A8N32-SLI Deluxe совпадают с точностью до десятой доли кадра в секунду.

Игровые тесты: Quake 4








Не обнаруживается каких-либо кардинальных различий в производительности между двумя системными платами и в Quake 4, несмотря на то, что эта игра является относительно новой. Впрочем, для новых игр, разработанных id Software как раз характерно использование относительно несложных текстур. Недостаток их качества компенсируется широким использованием bump-mapping и сложной модели освещения и затенения. В силу этих причин, поток данных между видеоадаптерами, работающими в тандеме SLI, относительно невелик, и ему вполне хватает пропускной способности двух слотов PCI Express x8.

Теоретически, располагая объединенной мощью двух GeForce 7800 GTX играть в Quake 4 можно, даже используя SLI AA 16x, но лучше ограничиться режимом SLI AA 8x – в нем становится доступно разрешение 1600х1200, и меньше шансов, что Вы столкнетесь с критическим падением производительности.

Игровые тесты: Serious Sam 2








Игра настолько требовательна, что связка из двух GeForce 7800 GTX обеспечивает в ней производительность лишь на уровне порядка 50 кадров в секунду в режиме FSAA 4x + AF 16x. При включении более ресурсоемких режимов сглаживания производительность мгновенно падает ниже минимально комфортной отметки.

Что касается разницы в производительности между двумя платформами, nForce4 SLI и nForce4 SLI x16, то она отсутствует, хотя Serious Sam 2 нельзя отнести к числу игр с низкой текстурной нагрузкой. Шейдеры, использующие 4 текстуры, встречаются здесь на каждом шагу; нередко попадаются шейдеры с 7-ю или даже 8-ю текстурами, поэтому отсутствие пользы от большего количества линий PCI Express, приходящихся на каждую графическую карту, выглядит довольно странно.

Теоретически, производительность может лимитироваться производительностью GPU на текстурных операциях, что довольно логично, учитывая относительно низкую частоту, на которой работает графический процессор GeForce 7800 GTX – 430 МГц. Не исключено и влияние сравнительно медленной видеопамяти.

Игровые тесты: Unreal Tournament 2004








Неожиданно, Unreal Tournament 2004 оказался одной из тех игр, которые смогли выиграть от увеличения числа линий PCI Express, приходящихся на графические слоты. Хотя в режимах, использующих FSAA 4x и SLI AA 8x, прироста производительности мы не получили, в режиме SLI AA 16x он составил от 10% до 30%! В последнем случае это позволило комфортно играть в разрешении 1600х1200. Как видите, по сравнению с прошлым тестированием значительный прогресс налицо – ранее Asus A8N32-SLI Deluxe заметно уступила своей предшественнице из-за пониженной пропускной способности Hyper Transport на участке "северный мост – южный мост".

Игровые тесты: Splinter Cell: Chaos Theory






Данная игра достаточно требовательна и в случае наличия поддержки видеоадаптером стандарта Shader Model 3.0 радует глаз игрока красивой графикой. Тем не менее, и она не получает никаких преимуществ при использовании технологии SLI на системной плате, способной выделять по 16 линий PCI Express на каждый из видеоадаптеров, так как все красоты, демонстрируемые игрой, создаются при помощи пиксельных шейдеров, а сложных текстур в ней практически нет, как и во всех мультиплатформенных проектах.

Следует отметить, что игра демонстрирует одинаковую производительность в режимах SLI AA 8x и SLI AA 16x. Можно предположить, что 256 МБ видеопамяти недостаточно для корректной активации FSAA 16x в данной игре. К сожалению, как уже упоминалось, в настоящее время мы не располагаем двумя видеоадаптерами GeForce 7800 GTX 512, чтобы проверить это предположение.

Игровые тесты: Colin McRae Rally 2005








Уровень производительности, обеспечиваемый двумя картами GeForce 7800 GTX, работающими в режиме SLI, одинаков для обеих системных плат, принявших участие в тестировании, несмотря на использование корректных настроек BIOS и новой версии драйверов чипсета. Даже в самых экстремальных режимах разница по-прежнему исчезающе мала. Благодаря тому, что игра относительно проста с точки зрения комплексности графики, использование в ней экстремальных режимов полноэкранного сглаживания вполне допустимо, хотя режим FSAA 16x все-таки слишком ресурсоемок, особенно, в высоких разрешениях.

Игровые тесты: Pacific Fighters








Аналогичным образом ведет себя и авиасимулятор Pacific Fighters – сколько-нибудь заметной разницы в производительности между системами на базе A8N32-SLI Deluxe и A8N-SLI Premium мы так и не обнаружили. Результаты, полученные на этих платформах, совпадают с точностью до нескольких десятых долей fps.

Игровые тесты: Age of Empires 3








Режимы SLI AA 8x и, тем более, SLI AA 16x недоступны даже обладателям двух видеоадаптеров GeForce 7800 GTX, поэтому результаты, полученные в них, представляют чисто теоретический интерес. Тем не менее, выигрыша от увеличения количества линий PCI Express, приходящихся на каждый графический слот, игра не получает. Более того, Asus A8N32-SLI Deluxe даже чуть уступает Asus A8N-SLI Premium, хотя разница и лежит в пределах погрешности измерения.

Игровые тесты: Warhammer 40.000: Dawn of War








Вышесказанное в полной мере справедливо и для другой стратегической игры, используемой в наших обзорах, Warhammer 40.000: Dawn of War, несмотря на то, что она активно использует текстуры высокого разрешения.

Полусинтетические тесты: Aquamark3








Применение правильных настроек BIOS и нового драйвера nForce4 SLI X16 позволило получить видимый прирост производительности, от 5% до 10%. Это немного, но все же позволяет говорить о том, что определенная польза от наличия на платформе multi-GPU двух полноценных слотов PCI Express x16 есть.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark03 build 360








Так как первый тест очень прост, и в нем не используются шейдеры, разница в производительности между платформами на базе nForce4 SLI и nForce4 SLI X16 видна практически так же отчетливо, как и в Unreal Tournament 2004.

Изменения со времени прошлого тестирования те же: если раньше платформа на базе Asus A8N32-SLI Deluxe отчетливо уступала платформе на базе A8N-SLI Premium, то теперь ситуация противоположная, и в экстремальных режимах сглаживания использование нового чипсета обеспечивает до 20% прироста производительности!






Второй тест уже использует пиксельные шейдеры и не использует сложных текстур, поэтому в нем обе платформы демонстрируют весьма схожие результаты, хотя некоторое превосходство nForce4 SLI X16 все же налицо при использовании ресурсоемких режимов FSAA. В данном случае оно составляет от 5% до 10%, в зависимости от режима сглаживания и разрешения.






Так как третий тест отличается от второго исключительно повышенной сложностью геометрии, в нем мы наблюдаем схожую картину.






Напротив, в четвертом тесте преимущество новой платформы выражается более ярко, нежели в двух предыдущих, так как он достаточно сложен, и объем данных, пересылаемых по шине PCI Express, при использовании режимов SLI AA достаточно велик. Asus A8N32-SLI Deluxe примерно на 10% опережает в этих режимах свою предшественницу на базе nForce4 SLI, лишенную поддержки двух полноценных слотов PCI Express x16.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark05 build 120








Преимущество от наличия 32-х линий PCI Express, обслуживающих графическую подсистему multi-GPU, есть, но, как обычно, проявляется оно только при использовании чрезвычайно ресурсоемких режимов полноэкранного сглаживания, когда объем передаваемых данных достаточно велик, чтобы с ним перестали справляться 16 линий.






Во втором тесте это преимущество практически не проявляется, так как сцена, демонстрируемая в нем, имеет гораздо меньший масштаб, нежели в первом тесте, а, следовательно, и нагрузка на подсистему памяти/шину значительно меньше.






По масштабности сцены третий игровой тест 3DMark05 превосходит первый, но выигрыш, обеспечиваемый новым чипсетом Nvidia, в нем не столь велик. Дело в том, что главным фактором, ограничивающим производительность в этом тесте, является количество пиксельных процессоров и эффективность их работы. Тем не менее, некоторый прирост скорости на платформе nForce4 SLI X16 в режиме SLI AA 8x и SLI AA 16x все же наблюдается.

Заключение


Новые результаты тестов показали: Nvidia nForce SLI x16 является наиболее производительным и сбалансированным решением для multi-GPU систем с графическими картами Nvidia GeForce 7.

Используя корректные настройки BIOS и новую версию драйверов nForce4 SLI x16, мы провели повторное тестирование новой платформы Nvidia SLI, оснащенной поддержкой двух полноценных слотов PCI Express x16. Ранее, на этой же платформе нами были получены результаты, говорящие о том, что новый набор системной логики не обеспечивает никакого преимущества в реальных игровых приложениях, но, как оказалось, это было связано с недоработкой системной платы Asus A8N32-SLI Deluxe и технической документации Nvidia.

Как уже отмечалось в начале обзора, эта недоработка заключается в том, что текущая ревизия A8N32-SLI Deluxe при обновлении версии BIOS или сбросе настроек CMOS самопроизвольно сбрасывает множитель Hyper Transport на участке "северный мост – южный мост" с положенных по умолчанию 5Х в значение 2Х. В результате, частота шины падает до 400 МГц (200 МГц х 2) вместо номинальных 1000 МГц (200 МГц х 5), а пропускная способность, соответственно, снижается более, чем вдвое - с 16 ГБ/сек. до 6.4 ГБ/сек. Естественно, это не могло не отразиться на результатах тестов негативным образом, особенно, в тех случаях, когда пропускная способность шины является критическим параметром, к примеру, при работе программ архивации данных или в режиме SLI с одновременным использованием SLI AA.

Использование корректных настроек BIOS и драйверов nForce4 SLI x16 версии 6.85 полностью ликвидировало отставание Asus A8N32-SLI Deluxe от Asus A8N-SLI Premium, а в ряде случаев нам даже удалось получить неплохой прирост производительности при использовании экстремальных режимов полноэкранного сглаживания. Отметим, что положительное влияние на производительность системы оказало не только изменение соответствующей опции BIOS, но и новая версия драйвера чипсета, очевидно, оптимизировавшая работу контроллера памяти.

Что вполне закономерно, наибольший прирост был получен в играх, демонстрирующих масштабные сцены и богатых текстурами высокого разрешения. В частности, на увеличение количества линий PCI Express чутко отреагировали такие игры, как Сhronicles of Riddick, Far Cry, Half-Life 2 и, особенно, Unreal Tournament 2004. В среднем, прирост производительности по отношению к nForce4 SLI составил от 2% до 10%, а в случае с Unreal Tournament 2004 он даже достиг внушительных 30%. Иными словами, новый чипсет Nvidia действительно доказал, что способен стать основой самой эффективной платформы multi-GPU для карт Nvidia GeForce.

Стоит отметить, что главный конкурент Nvidia, канадская компания ATI Technologies, не дремлет, и новый Radeon Xpress 3200, анонс которого ожидается в ближайшее время, вполне может стать серьезным конкурентом для мульти-процессорной платформы SLI. Следите за обновлениями на нашем сайте!