Любовь с первого прикосновения: ATI CrossFire Xpress 3200

Автор: Vader
Дата: 05.04.2006
Все фото статьи

Наиболее продвинутым чипсетом с поддержкой multi-GPU считался Nvidia nForce4 SLI X16, но ATI Technologies сделала ответный ход, анонсировав новый набор системной логики - Radeon Xpress 3200. Насколько он хорош, мы и попытаемся выяснить в данном обзоре.

Вступление


Доля систем multi-GPU на рынке потребительской трехмерной графики крайне невелика, но, насколько бы она ни была мала, всегда есть определенное количество энтузиастов, желающих получить наивысшую производительность любой ценой. Они, порой, готовы жертвовать внушительными суммами ради нескольких процентов прироста скорости. Спрос рождает предложение, и на свет появляются первые чипсеты с поддержкой multi-GPU: сначала Nvidia nForce4 SLI, затем, значительно позже, ATI Radeon Xpress 200 CrossFire Edition.

Так или иначе, первое поколение системной логики, поддерживающее работу двух графических карт в тандеме, было ни чем иным, как слегка модифицированными версиями чипсетов, поддерживающих только одну карту. Для этого их потребовалось наделить способностью реконфигурации шины PCI Express таким образом, чтобы 16 линий, изначально выделяемых на единственный графический слот, можно было разделить на две группы, каждая из которых обслуживала свой слот. Изначально проблема была решена путем использования механических переключателей, затем, коммутация была отдана на откуп специальной логике, и управление ей стало доступно из BIOS, но одно оставалось неизменным - слоты PCI Express x16 в системах multi-GPU первого поколения, хотя и имели соответствующий конструктив, но, по сути, являлись слотами PCI Express x8. Таким образом, эти чипсеты практически не отличались от своих прототипов, не обладающих поддержкой multi-GPU. Решение логичное и оправданное, в свете крайней узости ниши, приходящейся на мультипроцессорные графические системы.

Прирост производительности от использования двух графических карт в тандеме на порядки превысил потери от уменьшения количества линий PCI Express с 16 до 8. Однако, сам факт использования конфигурации PCI Express x8 + PCI Express x8 дает основания говорить о том, что первое поколение платформ multi-GPU работало не в полную силу. Учитывая, что мультичиповые графические технологии, помимо удовлетворения нужд энтузиастов, служат еще и неплохим полигоном для демонстрации технологического превосходства компаний-разработчиков, появление новых чипсетов, поддерживающих два полноценных слота PCI Express x16 было неизбежно.

Первым из таких чипсетов стал Nvidia nForce4 SLI X16. В варианте для платформы Intel он обладал 40 линиями PCI Express, в варианте для платформы AMD мог предложить 38 линий, чего с избытком хватало для поддержки двух слотов PCI Express x16. Как показало наше тестирование (ссылка), увеличение количества линий PCI Express вдвое действительно способно дать заметный эффект, но только в случае использования экстремальных режимов полноэкранного сглаживания в высоких разрешениях, когда нагрузка на шину максимальна. Энтузиасты получили свои проценты; nForce4 SLI X16 полностью реализовал потенциал технологии Nvidia SLI.

В то же время, до сегодняшнего дня, системы ATI CrossFire второго поколения, использовали чипсет Radeon Xpress 200 CrossFire Edition (RD400/RD480), относящийся к первому поколению системной логики ATI с поддержкой multi-GPU. При всех его достоинствах, он уступал nForce4 SLI X16 по части количества линий PCI Express. Разумеется, ATI Technologies не могла оставить этого, как есть, особенно, в свете великолепной производительности, продемонстрированной тандемом Radeon X1900 XT CrossFire. Для полного раскрытия возможностей CrossFire и был создан новый чипсет, CrossFire Xpress 3200, известный так же под кодовым именем RD580. Рассмотрим концепции, воплощенные в новой разработке ATI Technologies, подробнее.

CrossFire Xpress 3200: краткий обзор возможностей


Несмотря на то, что CrossFire Xpress 3200 создавался с нуля в течение восьми месяцев, уже первая ревизия RD580 оказалась полностью работоспособной. Для того чтобы добиться стабильной работы нового чипсета, инженерам ATI Technologies понадобилось всего 24 часа.

Несмотря на использование 0.11-мкм техпроцесса TSMC и наличие 40 линий PCI Express, новый северный мост получится очень маленьким. Площадь его кристалла, состоящего из 22 миллионов транзисторов, составляет всего 39 квадратных миллиметров:


Это заметно меньше, нежели площадь кристалла северного моста nForce4 SLI X16 - nForce SPP 100 (С51D), несмотря на то, что последний произведен с использованием 0.09-мкм норм производства и поддерживает лишь 20 линий PCI Express. Фактически, ATI RD580 является самым маленьким северным мостом на рынке!

Другое его достоинство заключается в чрезвычайно низком уровне энергопотребления, составляющий всего 8 Ватт. Это, в первую очередь, означает отсутствие громоздких и шумных кулеров на будущих системных платах на базе ATI CrossFire Xpress 3200, в то время, как некоторые существующие платы на базе nForce4 SLI X16 оснащаются хитроумными системами охлаждения с тепловыми трубками.

Что касается южных мостов, которые могут использоваться в составе нового чипсета ATI, то CrossFire Xpress 3200 является универсалом, и может использовать любой мост с поддержкой PCI Express. Для его подключения в RD580 выделено 4 линии PCIe, составляющих так называемый интерфейс Alink2. Суммарная пропускная способность этого интерфейса составляет 2 ГБ/сек. (1 ГБ/сек. в каждом направлении), чего вполне достаточно для стандартной периферии, встраиваемой в южный мост.

Следует отметить, что южные мосты ATI SB450/460, а также ULi M1573 не отвечают требованиям сегодняшнего дня, так как не обладают поддержкой Serial ATA-II, поэтому, в первых серийных платах на базе ATI CrossFire Xpress 3200 мы, скорее всего, увидим микросхему ULi M1575. Она уступает nForce4 SLI по количеству поддерживаемых портов USB 2.0 – 8 против 10, и не поддерживает Gigabit Ethernet, зато способна работать с аудиокодеками стандарта high definition audio HDA, чем не может похвастаться решение Nvidia. Отсутствие поддержки Gigabit Ethernet не является проблемой и решается подключением к северному мосту любого подходящего однокристального контроллера с интерфейсом PCI Express x1, например, Marvell Yukon 88E8053. В дальнейшем основными компаньонами RD580 могут стать новые южные мосты серии SB600; данная линейка чипов должна появиться на свет в середине текущего года.

В качестве итога этой главы, предлагаем вашему вниманию сводную таблицу технических характеристик современных чипсетов, обладающих полноценной поддержкой двух слотов PCI Express x16:


Так или иначе, ATI CrossFire Xpress 3200 с некоторыми оговорками почти не уступает Nvidia nForce4 SLI X16 по функциональности, а по архитектурной концепции заметно его превосходит, но это уже является темой следующей главы нашего обзора.

CrossFire Xpress 3200: новая концепция, уникальная архитектура


В отличие от Nvidia nForce4 SLI X16, CrossFire Xpress 3200 (RD580) изначально проектировался, как сверхпроизводительное решение для энтузиастов multi-GPU, что нашло отражение даже в названии нового чипсета. Здесь следует сделать развернутое пояснение.

Дело в том, что Nvidia nForce4 SLI X16, по сути, не является новым чипсетом, а представляет собой связку из обычного nForce4 SLI в качестве южного моста и nForce SPP 100 (C51D) в качестве северного. Последний, напоминаем, представляет собой ни что иное, как урезанную версию северного моста GeForce 6100/6150 (C51G), лишенную интегрированного видеоядра. Такой подход позволил Nvidia без особых затрат создать чипсет, обладающий поддержкой двух слотов PCI Express x16. Но, как и всякое компромиссное решение, nForce4 SLI X16 оказался не лишенным ряда недостатков, главный из которых заключается в том, что за каждый из графических слотов в этом чипсете отвечает своя микросхема:


Решение вполне функциональное и работоспособное, однако, путь данных от контроллера памяти к видеоадаптеру, установленному в слот, подключенный к южному мосту, затруднен; он заметно длиннее, нежели аналогичный путь к северному мосту и соответствующему слоту. Такое архитектурное решение особенно негативно сказывается на процессе обмена данными между двумя графическими картами, работающими в тандеме multi-GPU.

На это можно возразить, что суммарная пропускная способность шины HyperTransport на участке между северным и южным мостами составляет 8 ГБ/сек, чего, теоретически, должно быть достаточно для полноценной работы двух слотов PCI Express x16. На деле, однако, определенная часть пропускной способности на этом участке уходит на обеспечение работы других компонентов системы, в частности, жестких дисков, подключенных именно к южному мосту, а также сетевого контроллера, встроенного в этот мост. К тому же, данные в nForce4 SLI X16 на своем пути от одной графической карты к другой претерпевают двойное преобразование вида "PCI Express – HyperTransport – PCI Express", что негативным образом отражается на задержках, и, следовательно, может снижать теоретическую максимальную производительность.

ATI CrossFire Xpress 3200 изначально лишен вышеописанных недостатков. Микросхема северного моста, RD580, содержит в себе контроллер PCI Express, обеспечивающий 40 линий этого интерфейса, чего с избытком достаточно для организации двух полноценных слотов PCI Express x16:


Помимо 32 линий интерфейса PCI Express, приходящихся на графические слоты, четыре линии служат для подключения южного моста, и еще четыре могут использоваться для организации дополнительных слотов PCI Express x1/x4 или подключения различных дополнительных периферийных устройств – сетевых контроллеров, контроллеров Serial ATA RAID и т.д. Как видите, всеми линиями управляет единый контроллер, встроенный в северный мост, что благотворно сказывается на производительности и уменьшает задержки при передаче данных.

Более того, если верить спецификациям ATI, RD580 обладает поддержкой специальной технологии Xpress Route, суть которой заключается в оптимизации линий PCI Express внутри чипа таким образом, что данные передаются от одного слота PCI Express x16 к другому с минимальными задержками и на максимально возможной скорости.


По заверениям ATI, это очень важно именно для режима multi-GPU, поскольку, в нем видеоадаптеры активно общаются между собой. Особое значение обретает проблема максимально быстрой коммуникации между графическими картами в случае двух Radeon X1800 GTO, Radeon X1600 или Radeon X1300, так как эти решения, в отличие от Radeon X1900/X1800 CrossFire Edition не обладают аппаратным механизмом совмещения кадров, и всецело полагаются на шину PCI Express.

Такие решения не пользуются особым спросом, ибо лучшая производительность и совместимость может быть достигнута путем приобретения одиночной, но более мощной графической карты, однако, отсутствие задержек и пропускная способность PCI Express важны и в случае использования самого производительного на данный момент времени тандема Radeon X1900 XT CrossFire. Особенно - при использовании высоких разрешений или экстремальных режимов полноэкранного сглаживания.

Теоретически, с выходом CrossFire Express 3200 ATI может "включить" возможность использования пары любых идентичных графических карт в режиме CrossFire для всего спектра продукции, что обусловит отсутствие необходимости приобретать CrossFire Edition платы для определенных конфигураций. Впрочем, такой подход автоматически означает отказ от поддержки SuperAA с максимальной скоростью, функции, крайне важной для high-end решений.

Возможность максимально эффективной передачи данных между слотами PCI Express сегодня востребована только в системах multi-GPU, но в будущем, ей найдется более широкое применение. К примеру, низкая латентность будет полезна при использовании сопроцессора, отвечающего за физическую модель в играх. Высокая пропускная способность PCI Express, помимо игр, может быть задействована и в процессе видеоредактирования, когда один графический процессор отвечает за интерфейс операционной системы и вывод финального результата на экран, а на плечи другого возложена вся работа по обработке видео: кодированию, декодированию, наложению спецэффектов и т.д.

Итак, проектируя и воплощая в кремний CrossFire Xpress 3200, ATI Technologies не просто создавала максимально эффективную игровую платформу с поддержкой multi-GPU, но и решение, обладающее хорошим заделом на будущее. Поскольку, новый чипсет ATI целиком нацелен на энтузиастов, компания также уделила значительное внимание вопросам, связанным с разгоном. Об этом – ниже.

CrossFire Xpress 3200: демон разгона


Многие компьютерные энтузиасты, в своем желании получить наивысшую производительность любой ценой, занимаются разгоном основных компонентов своей игровой системы. Интересы этой группы пользователей также были учтены ATI при проектировании CrossFire Xpress 3200, и в новый чипсет изначально закладывался высокий разгонный потенциал.

Не секрет, что разогнанные компьютерные компоненты работают в экстремальных условиях, и стабильная их работа, при этом, разумеется, не гарантируется ни одним производителем. Но то, что является экстремальным для других чипсетов – норма для ATI CrossFire Xpress 3200, от рождения наделенного внушительным запасом прочности.

Северный мост RD580 способен стабильно работать при напряжении порядка 1.2 Вольт и температуре 120 градусов Цельсия, а это практически смертельно для современного кремниевого чипа. В результате, в обычных условиях CrossFire Xpress 3200 должен демонстрировать великолепный разгонный потенциал, чему способствует также низкий уровень тепловыделения и оптимизация контроллеров HyperTransport и PCI Express. Чип не содержит внутренних делителей частоты, поэтому, его частота растет синхронно с ростом опорной частоты HyperTransport (200 МГц).

Если верить данным ATI Technologies, то шина HyperTransport в CrossFire Xpress 3200 может быть разогнана более чем на 50% - с 1 до 1.5 ГГц и выше, а интерфейс PCI Express способен устойчиво работать при повышении частоты на 40%. Конечно, в реальных условиях предел разгона будет зависеть не столько от чипсета, сколько от конкретной модели системной платы и процессора. На результаты может повлиять удачная или неудачная разводка PCB, качество используемых производителем платы мелких элементов: резисторов, конденсаторов и т.д., а также масса других факторов.

ATI CrossFire Xpress 3200 создает возможность для успешного разгона, но будет ли она реализована на практике, зависит от производителей системных плат. Гарантировать успеха нельзя даже в случае двух плат одной модели – кому-то, наверняка, повезет чуть больше, а кому-то меньше. Такова сама суть разгона, всегда являвшегося предприятием, в котором такие факторы, как случайность и удача играют ничуть не меньшие роли, нежели знания и навыки самого оверклокера.

Покоряя сердца OEM-производителей


Говоря об успехах ATI в области системной логики, нельзя не упомянуть и о том, что за прошедший год компания добилась внушительного увеличения объема продаж соответствующей продукции. Если в третьем квартале 2005 года доход от продажи чипсетов составлял менее $40 миллионов, то уже в четвертом квартале того же года этот показатель резко подскочил почти до $100 миллионов! Более того, в 1 квартале текущего года эта цифра возрастет более, чем до $120 миллионов. Таким образом, за прошедшие 12 месяцев доля ATI на рынке системной логики возросла в три раза. На данный момент компании принадлежит примерно 50% рынка чипсетов для платформы AMD, наиболее распространенной в среде любителей компьютерных игр, а если брать рынок чипсетов в целом, без учета конкретной платформы, то на сегодня ATI принадлежит большая его часть, нежели та, которой владеет Nvidia.

Все это стало возможным в результате активной работы с крупными OEM-производителями персональных компьютеров, результатом чего стало заключение ряда крупных контрактов на поставку наборов системной логики таким компаниям, как Acer, HP, Fujitsu Siemens Computers, Lenovo, Gateway/Emachines, Sony, NEC, Fujitsu, Medion, Packard Bell и другим. Выбор ATI Technologies в качестве партнера по поставкам чипсетов обусловлен не только тем, что ее продукция охватывает все сегменты данного рынка, включая мобильные и интегрированные наборы логики, но и соответствует высоким предъявляемым требованиям качества и надежности. Для сравнения, чипсеты Nvidia nForce встречаются в системах таких крупных производиетелей компьютеров как HP, Gateway и Dell. Учитывая, что большая часть рынка ПК приходится на mainstream продукцию больщих поставкиков ПК, результаты ATI, сумевшей реализовать почти 7 миллионов чипсетов в четвертом квартале прошедшего года, вовсе не выглядят удивительными.

Asus A8R32-MVP Deluxe: упаковка и комплектация


Одной из первых плат на базе CrossFire Xpress 3200 является Asus A8R32-MVP Deluxe. Именно с ее помощью мы ознакомимся с новым чипсетом ATI вблизи и на практике узнаем его сильные и слабые стороны, поэтому, данный продукт заслуживает пристального рассмотрения.

Плата упакована в коробку с логотипом AiLife, идентичную той, которая упоминалась в обзоре Asus A8N32-SLI Deluxe:


Этот дизайн уже заслужил наше одобрение своей простотой и элегантностью. С первого взгляда продукт создает о себе положительное впечатление. Передняя панель обложки откидывается, предоставляя покупателю всю необходимую техническую информацию о плате.

В коробке, помимо самой платы, находится следующий набор аксессуаров:


Руководство пользователя
Компакт-диск с драйверами и фирменным ПО Asus
Компакт-диск с дополнительным ПО InterVideo Media Launcher
Планка расширения USB 2.0/Game (2 порта + 1 игровой порт)
Планка расширения FireWire (2 порта, 4/6 контактов)
Планка расширения COM (1 порт)
Кабели Serial ATA (4 штуки)
Переходники питания Molex -> Serial ATA (2 штуки, по 2 разъема на каждом)
80-жильный шлейф ATA-133
40-жильный шлейф ATA-33
Шлейф FDD
Заглушка ATX
Фирменная наклейка Asus

Как видите, несмотря на присутствие в названии платы слова Deluxe, роскошеством комплектации (вроде Wi-Fi модулей) она не блещет; впрочем, все необходимое для нормального использования продукта в коробке есть. Учитывая, что южный мост ULi M1575 поддерживает всего 8 портов USB 2.0, а четыре разъема уже имеется на задней панели, наличие в комплекте только одной планки USB 2.0 вполне оправданно. Оставшийся разъем используется для установки беспроводного сетевого адаптера, которым комплектуются аналогичные платы с приставкой Wireless Edition в названии, либо к нему можно подключить порты USB, расположенные на передней панели корпуса ПК.

Asus A8R32-MVP Deluxe: компоновка печатной платы


В общих чертах Asus A8R32-MVP и Asus A8N32-SLI похожи, насколько вообще могут быть похожи платы с поддержкой multi-GPU, то есть, в глаза сразу бросается наличие двух полноразмерных слотов PCI Express x16:


Также, их роднит использование двухкомпонентных чипсетов. На самом же деле платы отличаются друг от друга весьма значительно, но от этого компоновка A8R32-MVP Deluxe не становится менее удачной.

Всего на ней установлено 6 слотов расширения – 2 x PCI Express x16, 1 x PCI Express x1 и 3 x PCI. Особо следует отметить расположение слотов PCI: даже в случае наличия в системе двух графических карт, оснащенных двухслотовыми кулерами, два разъема PCI из трех останутся доступными пользователю, в то время, как на Asus A8N32-SLI Deluxe свободным будет только один. Заблокирован в этом случае будет и единственный разъем PCI Express x1, но, в свете практически полного отсутствия на рынке периферии, рассчитанной на работу с PCI Express, это не представляет проблемы, тем более, что плата относится к моделям класса Deluxe, обладающим расширенной функциональностью.

Несмотря на то, что плата явно нацелена на энтузиастов, на ней применен трехканальный стабилизатор питания процессора, в то время как на A8N32-SLI Deluxe использовался гораздо более сложный восьмиканальный. По всей видимости, Asus посчитала, что трех каналов вполне достаточно в свете относительно невысокого уровня энергопотребления процессоров AMD, даже старших моделей – Athlon 64 X2 4800+ и Athlon 64 FX-60. Силовые транзисторы стабилизатора питания охлаждаются простым алюминиевым радиатором. В стабилизаторе используются качественные конденсаторы United Chemi-Con и Sanyo, а также корпусные дроссели, поэтому, нареканий к схеме питания процессора нет.

По сравнению с A8N32-SLI, процессорный сокет на A8R32-MVP смещен ближе к верхнему краю платы, но проблемы с установкой кулера, габариты которого значительно выходят за пределы крепежной рамки, все равно могут возникнуть.
Дело в том, что северный мост расположен достаточно близко к этой рамке, и на нем установлен достаточно высокий радиатор охлаждения. В этом плане Asus A8R32-MVP Deluxe испытывает те же проблемы, что и Asus A8N32-SLI Deluxe.

Во избежание возможных сколов ядра CrossFire Xpress 3200, подошва радиатора снабжена специальной мягкой рамкой.

Напротив, разъемы питания расположены практически идеально, и при любом раскладе, кабели, идущие от блока питания, не будут мешать работе процессорного кулера. Между разъемом первого канала Parallel ATA и 24-контактной колодкой ATX 2.0 есть небольшой зазор, к тому же, защелка последнего находится с противоположной стороны, так что близкое расположение этих разъемов тоже не является недостатком. Рядом с ними есть место для установки четырехконтактного штекера EZ_Plug, но сам штекер на плате не распаян. По всей видимости, инженеры-проектировщики Asus решили, что в нем нет нужды, так как большинство других плат с поддержкой multi-GPU прекрасно обходятся без дополнительной подпитки графических слотов. Разъем для подключения дисковода повернут на бок, но, скорее всего, в системе высшего класса он останется незадействованным, поэтому, это не играет особой роли, хотя, теоретически, такое расположение может и облегчить прокладку шлейфов в корпусе.


К расположению слотов DIMM нареканий нет: они находятся выше первого слота PCI Express x16 и установка длинной графической карты не заблокирует их защелок. Слоты разделены на две группы, каждая из которых отвечает за свой канал памяти; для задействования двухканального режима необходима установка модулей DIMM в слоты одного цвета. Что касается разъемов PCI Express x16, то они снабжены защелками, отлитыми заодно с корпусами, в отличие от Asus A8N32-SLI Deluxe, где применяются более сложные съемные защелки. Между ними расположен низкий игольчатый радиатор, служащий для охлаждения южного моста. Его размеры таковы, что установке видеокарт он помешать не в состоянии.

Из средств визуальной диагностики на плате присутствует только светодиод, индицирующий подачу дежурного напряжения. Рядом расположено место для установки миниатюрного динамика PC Speaker и микросхема ITE IT8712F-A. Она является универсальным контроллером и обслуживает порты COM, LPT и Game, разъемы дисковода и PS/2, по совместительству выполняя функции системного мониторинга и управления скоростью вращения вентиляторов (технология Asus Q-Fan). Отслеживаются следующие параметры:

Напряжение питания CPU
Напряжения по линиям +3.3В, +5В, +12В
Частоты вращения трех вентиляторов
Температуры процессора и системной платы

Всего на плате имеется четыре разъема для подключения вентиляторов. Контактные колодки для подключения портов COM и Game расположены в нижнем правом углу PCB, что не совсем удобно, так как соответствующие шлейфы могут помешать установке карт расширения, однако, вероятность использования этих наследных портов в современной системе минимальна. Доступ к перемычке сброса настроек CMOS достаточно легкий, но установка графической карты с двухслотовой системой охлаждения в нижний слот PCI Express x16 может затруднить его.

Отдельно упомянем технологию Stack Cool 2. Ее суть заключается в наличии у A8R32-MVP Deluxe дополнительного металлизированного слоя, улучшающего отвод тепла от компонентов платы.

В целом, по удобству компоновки Asus A8R32-MVP Deluxe заметно превосходит другую плату этого же производителя, A8N32-SLI Deluxe, в первую очередь, из-за отсутствия громоздкой системы охлаждения чипсета. Так как CrossFire Xpress 3200 отличается малыми аппетитами в области энергопотребления и тепловыделения, для его нормальной работы достаточно использования простых пассивных радиаторов. Второе немаловажное преимущество A8R32-MVP заключается в том, что пользователю всегда доступно, как минимум, два слота PCI, и даже в случае установки графических карт с массивными кулерами, ему не придется, к примеру, выбирать между дискретной звуковой картой и ТВ-тюнером.

Как мы уже говорили, разводка платы, поддерживающей multi-GPU, весьма непростая задача, но инженеры Asus вновь справились с ней вполне успешно, и даже, пожалуй, лучше, чем в прошлый раз.

Asus A8R32-MVP Deluxe: дисковая подсистема


Дисковая подсистема Asus A8R32-MVP Deluxe представлена шестью портами Serial ATA-II и двумя каналами Parallel ATA-133. Четыре из шести разъемов SATA и оба разъема ATA обслуживаются южным мостом ULi M1575. Два других порта Serial ATA-II реализованы посредством чрезвычайно распространенного в последнее время контроллера Silicon Image Sil3232, при этом, один из портов выведен на заднюю панель платы в рамках реализации технологии "SATA on the Go". Благодаря тому, что чип Silicon Image полностью соответствует спецификациям Serial ATA-II, допускающим "горячее" подключение устройств, внешний жесткий диск можно подключать и отключать, не выключая ПК. Необходимо лишь обеспечить его питанием. Наличием внешнего разъема Serial ATA и обусловлено странное расположение дополнительного дискового контроллера – слева, рядом с разъемами задней палении.

Контроллер Serial ATA-II, встроенный в южный мост, может работать в двух режимах: AHCI и эмуляции Parallel ATA; в последнем случае установки "родных" драйверов не требуется. Диски, подключенные к южному мосту по интерфейсу Serial ATA, могут быть объединены в массивы RAID 0, 1, 0+1, 5 или JBOD.
Дополнительный контроллер Silicon Image поддерживает режимы RAID 0 и 1.

Как уже упоминалось, все разъемы для подключения дисков расположены вполне удачно и проблем в процессе сборки системы у пользователя возникнуть не должно.

Asus A8R32-MVP Deluxe: сетевые и звуковые возможности, порты расширения


Сетевая часть платы представлена двумя чипами Marvell Yukon – 88E001 и 88E8053. Обе микросхемы являются однокристальными контроллерами Gigabit Ethernet, поддерживают функцию тестирования кабеля на предмет повреждений (AI NET2), и отличаются типом используемой шины: 32-bit PCI и PCI Express x1, соответственно. Какие-либо аппаратные средства сетевой безопасности, подобные брандмауэру NV Active Armor, отсутствуют. Сетевые возможности южного моста ULi M1575, обладающего встроенным MAC, не реализованы, поскольку, максимально поддерживаемая им скорость составляет 100 Мбит/сек.

В отличие от nForce4 SLI X16, CrossFire Xpress 3200 поддерживает стандарт High Definition Audio (Azalia). В Asus A8R32-MVP Deluxe за реализацию звуковой подсистемы отвечает HD-кодек Realtek ALC882, главная особенность которого заключается в поддержке многопоточности (multiple streaming). Поскольку, в состав кодека входят 5 двухканальных ЦАП, он допускает одновременное подключение акустической системы 7.1 и дополнительной стереопары, с возможностью вывода на них разного аудиоконтента. Максимальное разрешение проигрываемого контента составляет 24 бита при частоте дискретизации 192 КГц, как для аналоговых, так и для S/PDIF-выходов. При записи разрешение ограничено 20 битами. Поддерживается ряд функций, улучшающих качество записи с микрофона. Все разъемы, обслуживаемые этим кодеком, являются коммутируемыми и поддерживают функцию автоопределения подключенного устройства. Контактная колодка AAFP, расположенная рядом с чипом, служит для подключения фронтальной аудиопанели.

Согласно спецификации на этот чип, соотношение сигнал/шум для всех цифро-аналоговых преобразователей составляет 103 дБ, а для аналого-цифровых преобразователей – 90 дБ. Разумеется, это лишь теоретические цифры, на деле же параметры будут несколько хуже из-за того, что кодеку предстоит работать в соседстве с другими компонентами системной платы. Скорее всего, даже реальные параметры удовлетворят большинство пользователей, а те, кто более требователен к качеству звуковой подсистемы своего ПК, наверняка, обзаведутся дискретной звуковой картой.

За поддержку интерфейса IEEE 1394a (FireWire) отвечает микросхема Texas Instruments TSB43AB22A. Оба порта, реализуемые ей, выведены на контактные колодки, к которым подключается соответствующая планка расширения. Интерфейс USB 2.0 реализован средствами южного моста ULi M1575; всего доступно 8 портов. В версии Wireless Edition их количество сокращается до 7.

Задняя панель Asus A8R32-MVP Deluxe полностью аналогична панели A8N32-SLI Deluxe. На ней расположено два порта PS/2, оптический и коаксиальный разъемы S/PDIF, разъем Serial ATA-II (SATA on the Go), разъем LPT, 6 гнезд для подключения акустики, 2 гнезда Ethernet со светодиодными индикаторами и 4 разъема USB.

Asus A8R32-MVP Deluxe: настройки BIOS


Asus традиционно использует микрокод AMIBIOS, поэтому, интерфейс настроек BIOS у системных плат этой компании выглядит иначе, нежели у большинства других производителей, берущих за основу прошивку, разработанную Award-Phoenix.

BIOS содержит экран, позволяющий узнать детальную информацию об установленном в системе процессоре.

Как и у A8N32-SLI Deluxe, тонкой настройке поддаются все важные параметры:

Вы можете менять частоту тактового генератора в пределах от 200 до 400 МГц с шагом 1 МГц.
Множитель частоты CPU может принимать значения от 4х.
Частота PCI Express может изменяться в пределах от 100 до 150 МГц с шагом 1 МГц.
Частота HyperTransport может регулироваться в пределах от 200 до 1000 МГц с шагом 200 МГц.
Напряжение питания CPU поддается регулировке в пределах от 0.8 до 1.4 В с шагом 0.025 В; возможно дополнительное увеличение этого напряжения на одно из фиксированных значений – 0.1 или 0.2 В.
Напряжение питания памяти может составлять от 2.6 до 3.2 В, шаг изменения составляет 0.05 В.
Напряжение питания северного моста регулируется в пределах от 1.20 до 1.50 В с шагом 0.1 В
Напряжение питания южного моста может быть повышено на 0.1 В.
Напряжение питания шин PCI Express и HyperTransport поддается изменению в пределах от 1.20 до 1.50 В с шагом 0.1 В.

Следует признать, что диапазон регулировки напряжения питания CPU не слишком широк, что потенциально может ограничить разгон, но если вы не экстремал, имеющихся опций вам будет вполне достаточно.

Частота работы модулей DIMM может принимать ряд фиксированных значений: 100, 133, 166, 183, 200, 216, 233 и 250 МГц. Поддерживаются все настройки таймингов памяти, традиционные для контроллеров памяти, встроенных в процессоры AMD64. Для неопытного пользователя предусмотрен режим Auto, в котором все настройки выполняются автоматически, правда, производительность в этом случае может оказаться ниже максимально возможной.

BIOS платы поддерживает ряд фирменных технологий Asus, некоторые из которых могут принести реальную пользу. К таким технологиям, в первую очередь, относится Crashfree BIOS 2, способная восстановить неправильно прошитый BIOS при помощи специального загрузочного диска, содержащего "спасательный" образ. Возможность C.P.R. (CPU Parameter Recall) позволяет не прибегать к перемычке сброса настроек CMOS в случае переразгона системы, приведшего к невозможности старта.

Технологии AI NOS и PEG Link Mode предназначены для динамического разгона: первая управляет частотой тактового генератора CPU, а вторая автоматически разгоняет шину PCI Express в зависимости от потребностей графической подсистемы.

AI Quiet управляет скоростью вращения вентиляторов в зависимости от температуры, а AI Net 2 позволяет определить место поверждения в кабелях Ethernet, причем, эта технология поддерживается обоими сетевыми контроллерами, интегрированными в A8R32-MVP Deluxe.

Asus A8R32-MVP Deluxe: разгон


Для проверки разгонного потенциала платы и нового чипсета в целом мы использовали процессор AMD Athlon X2 4800+. Ранее, на платформе nForce4 SLI данный экземпляр смог продемонстрировать стабильную работу на частоте 2.7 ГГц при частоте тактового генератора 225 МГц.

На плате A8R32-MVP Deluxe нам удалось добиться прохождения теста Super PI при частоте процессора 2765 МГц (230 МГц х 12), повысив его напряжение питания на 0.1 Вольта и используя версию BIOS 0310. Дальнейшие попытки разгона результатов не дали – система отказывалась стабильно работать при более высокой частоте тактового генератора и зависала даже при увеличенном на 0.2 Вольта напряжении питания CPU. Повышение напряжения питания HyperTransport и PCI Express также не дало эффекта.

Скорее всего, мы просто достигли предела разгона для данного экземпляра Athlon 64 X2. Таким образом, преимущество у Asus A8R32-MVP Deluxe над Asus A8N32-SLI Deluxe в области разгона есть, но оно крайне незначительно. Вполне возможно, что с другим процессором плата сможет показать себя лучше.

Далее, мы предприняли попытку разгона процессора с одновременным снижением его множителя. В этом случае нам удалось добиться устойчивой работы тактового генератора на частоте 323 МГц при значении параметра Command Rate 2T, что является весьма впечатляющим результатом. Также, была предпринята попытка разгона шины PCI Express. При напряжении питания 1.3 Вольта мы смогли поднять ее частоту до 130 МГц, то есть, на 30%, что несколько ниже заявленных ATI Technologies 40%. Тем не менее, CrossFire Xpress 3200 действительно показал себя неплохо, когда речь зашла о разгоне.

Конфигурация тестовых платформ и методы тестирования


Поскольку основной целью нашего тестирования является проверка возможностей ATI CrossFire Xpress 3200 и выявление его сильных и слабых сторон, мы решили сравнивать его как с платформой на базе ATI Radeon Xpress 200 CrossFire Edition, так и с платформой Nvidia nForce4 SLI X16. Для сборки соответствующих тестовых стендов использовались следующие системные платы:

Asus A8R32-MVP Deluxe (CrossFire Xpress 3200, ATI RD580 + ULi M1575)
ATI Reference Board (Radeon Xpress 200 CrossFire Edition, ATI RD480 + SB450)
Asus A8N32-SLI Deluxe (nForce4 SLI X16, Nvidia nForce SPP 100 + nForce4 SLI)

Остальной набор компонентов был одинаковым для всех платформ:

Процессор AMD Athlon 64 X2 4800+ (2 x 2.40ГГц, 2 x 1МБ L2)
Память OCZ PC-3200 Platinum EL DDR SDRAM (2x1ГБ, CL2-3-2-5)
Жесткие диски Samsung SpinPoint SP1213C (Serial ATA-150, буфер 8МБ)/ Maxtor MaXLine III 7B250S0 (Serial ATA-150, буфер 16МБ)
Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2
Блок питания Enermax Liberty 620W (ELT620AWT, номинальная мощность 620W)
Мониторы Dell P1130/Dell P1110 (21", максимальное разрешение 1800х1440х75 Гц)
Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c
ATI Catalyst 6.2
Nvidia ForceWare 81.98

В качестве тандемов multi-GPU мы использовали Radeon X1900 XT CrossFire и GeForce 7800 GTX для платформ ATI и Nvidia, соответственно.

Перед тем, как начать тестирование в играх, мы провели небольшое теоретическое исследование, для которого использовали следующий набор тестов:

Futuremark PCMark05 build 110
Futuremark 3DMark2001SE build 330
Futuremark 3DMark05 build 120
Futuremark 3DMark06 build 120
WinRAR 3.51
X-bit PCI Express bandwidth tester 1.0
Serious Magic Texture Download Benchmark 1.0

В этих тестах все три платформы оснащались одиночным Radeon X1900 XTX.

Игровое тестирование было проведено с использованием следующих игр и тестовых пакетов:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

Chronicles of Riddick
Doom III
Far Cry
F.E.A.R.
Half-Life 2
Half-Life 2: Lost Coast
Project Snowblind
Quake 4
Serious Sam 2
Unreal Tournament 2004


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

Splinter Cell: Chaos Theory


Симуляторы:

Colin McRae Rally 2005
Pacific Fighters


Стратегические игры:

Age of Empires 3
Warhammer 40.000: Dawn of War


Полусинтетические тесты:

Aquamark3


Синтетические тесты:

Futuremark 3DMark05 build 120
Futuremark 3DMark06 build 120

Чтобы избежать ограничения со стороны CPU, мы отказались от тестирования в разрешении 1024х768, и использовали только разрешения 1280х1024 и 1600х1200. Первое из них является родным для наиболее распространенных в наши дни LCD-мониторов с диагональю 17" и 19", а второе часто используется владельцами LCD или CRT-мониторов с диагональю свыше 19".

В каждой игре был установлен максимально возможный уровень качества графики, одинаковый для решений ATI и Nvidia, за исключением авиасимулятора Pacific Fighters, требующего поддержки вершинного текстурирования для включения режима Shader Model 3.0. Данной возможностью семейство Radeon X1000 не обладает, поэтому на нем игра запускалась в режиме Shader Model 2.0. Конфигурационные файлы игр модификациям не подвергались. Для снятия данных о производительности использовались либо встроенные возможности игры, либо, при их отсутствии, утилита Fraps. По возможности, фиксировались данные о минимальной производительности.

Для создания максимальной нагрузки на видеоподсистему и шину PCI Express, тестирование в режиме чистой производительности не проводилось, вместо этого, в дополнение к стандартному режиму eye candy (FSAA 4x + AF 16x) мы использовали ресурсоемкие режимы сглаживания: Super AA/SLI AA 8x + AF 16x и Super AA 14x/SLI AA 16x + AF 16x. Активация режима FSAA 4x + AF 16x производилась средствами игры; в случае отсутствия таковых, его форсирование, а также форсирование более ресурсоемких режимов сглаживания производилось при помощи соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia ForceWare. Сами драйверы были настроены следующим образом:

ATI Catalyst:

Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: Quality
Wait for vertical refresh: Always off
Adaptive antialiasing: Off
Temporal antialiasing: Off
Quality AF: Off
Остальные настройки: по умолчанию

Nvidia ForceWare:

Image Settings: Quality
Vertical sync: Off
Trilinear optimization: On
Anisotropic mip filter optimization: Off
Anisotropic sample optimization: On
Gamma correct antialiasing: On
Transparency antialiasing: Off
Остальные настройки: по умолчанию

Результаты теоретических тестов



Futuremark PCMark05


Все три платформы демонстрируют практически одинаковый результат, что неудивительно – они отличаются друг от друга только системной платой, но совпадают во всем остальном. Архитектурные особенности чипсетов в данном случае не играют особой роли, хотя, если быть предельно педантичным, то платформа nForce4 SLI X16 все же чуть опережает платформу CrossFire Xpress 3200, но разница составляет всего 39 очков, что легко укладывается в пределы погрешности.


Данный тест измеряет производительность центрального процессора, а так как на всех трех платформах использовался процессор AMD Athlon 64 X2 4800+, то и результаты, показанные ими, практически одинаковы, с мизерным перевесом в пользу платы на базе ATI Radeon Xpress 200 CrossFire Edition (RD480). Наличие встроенного контроллера памяти в процессорах AMD имеет положительную сторону – их производительность практически не зависит от используемого чипсета, который, по сути, является лишь туннелем HyperTransport.


В тесте на производительность подсистемы памяти платформа CrossFire Xpress 3200 неожиданно опередила как свою предшественницу, так и соперницу на базе nForce4 SLI X16. Так как во всех случаях память работала при одинаковых таймингах, это можно объяснить лишь более совершенным BIOS, содержащим оптимизации для наиболее эффективной работы контроллера памяти Athlon 64.

Futuremark 3DMark2001 SE


Самый низкий результат в этой, устаревшей версии 3DMark, принадлежит платформе nForce4 SLI X16, а самый высокий, как ни странно – плате на базе ATI RD480, а отнюдь не новой, использующей в качестве северного поста RD580. Впрочем, данный тест вряд ли можно назвать показательным, так как он не использует никаких современных технологий и почти не нагружает графическую подсистему.

Futuremark 3DMark05


Схожий результат демонстрирует 3DMark05, но различия в производительности трех платформ выражены здесь менее ярко. Формально, победа вновь достается RD480, но RD580 отстает лишь на 58 очков. От использования процессорного теста 3DMark05 было решено отказаться, так как в системе с двухъядерным CPU он вел себя неустойчиво, и выдаваемые им результаты были достаточно непредсказуемы.

Futuremark 3DMark06




В отличие от 3DMark2001 и 3DMark05, новый 3DMark06 показал совсем другую расстановку сил – обе платформы, использующие чипсеты ATI, довольно значительно опередили платформу Nvidia nForce4 SLI X16. Учитывая, что в теоретическом тестировании использовался лишь один видеоадаптер, а также, принимая во внимание несколько более низкие результаты решения Nvidia в предыдущих тестах, можно предположить, что чипсеты ATI обладают более эффективным контроллером PCI Express.

WinRAR 3.51


Производительность WinRAR во многом зависит от эффективности контроллера жестких дисков. Наиболее совершенным контроллером обладает набор системной логики Nvidia nForce4 SLI X16, который и лидирует в этом тесте с заметным отрывом. Обе платы, использующие чипсеты ATI Technologies, демонстрируют схожие между собой результаты, но новинка Asus все же чуть отстает. Вероятно, контроллер Serial ATA-II, встроенный в южный мост ULi M1575 уступает в эффективности тому, который интегрирован в ATI SB450, несмотря на то, что последний поддерживает только первую версию интерфейса Serial ATA, и, по сути, является разновидностью широко известного Silicon Image Sil3112.

X-bit PCI Express bandwidth tester

Напомим, суть данного теста заключается в пересылке определенного объема данных из оперативной памяти в видеопамять и обратно, при этом, размер пересылаемого сегмента данных может варьироваться от 64 КБ до 4 МБ. Программа активно задействует не только контроллер памяти, но и графическую шину, а также шину, связывающая центральный процессор с чипсетом.




Результаты, полученные нами, достаточно интересны. По крайней мере, при пересылке данных "вперед", из оперативной памяти системы в набортную память видеоадаптеров, устойчиво лидирует платформа на базе ATI RD480, причем, вне зависимости от размера пересылаемого сегмента данных. Проверка путем снижения тактовых частот Radeon X1900 XTX до уровня 500/1000 МГц, а также тестирование с установленным Radeon X1800 XL показала, что частота видеопамяти в данном случае не является ограничивающим фактором и причина отставания CrossFire Xpress 3200 заключается в чем-то ином.

Еще более любопытная картина вырисовывается при взгляде на результаты, полученные при обратной пересылке данных. Здесь новый чипсет ATI показывает значительное преимущество перед старым, но только при использовании Radeon X1900, вне зависимости от тактовых частот последнего. В случае установки Radeon X1800 XL, показатели немедленно падали до уровня Radeon Xpress 200 CrossFire Edition!

Увы, мы не в состоянии объяснить, чем вызвано такое поведение; возможно, причина кроется в какой-либо особенности нашего теста. Для проверки мы использовали другую программу аналогичного назначения, Serious Magic Texture Download Benchmark.

Serious Magic Texture Download Benchmark

Данный тест выводит на экран простую черно-белую картинку, и может работать в двух режимах – render and display и render and download. Интерес представляет только второй режим, так как именно он позволяет оценить скорость перекачки текстур в видеопамять и обратно.


В режиме render and display видно, что GeForce 7800 GTX выводит картинку на экран быстрее, нежели представители семейств Radeon X1800/X1900, но никаких других выводов этот режим сделать не позволяет.




Гораздо более интересные данные позволил получить режим render and download. Здесь мы видим, что CrossFire Xpress 3200 демонстрирует отнюдь не лучший результат при работе с GeForce 7800 GTX – одночиповый nForce4 SLI оказывается быстрее. При установке Radeon X1900 XTX показатели значительно улучшаются, хотя и не достигают уровня производительности, демонстрируемого чипсетом ATI предыдущего поколения, Radeon Xpress 200 CrossFireEdition (RD480). Что наиболее интересно – провал производительности с Radeon X1800 XL наблюдается и здесь! Вероятно, большее количество временных регистров в R580 по сравнению с R520 даёт первому ощутимое преимущество, так как даже на пониженных частотах Radeon X1900 XTX продолжает демонстрировать более высокие результаты, нежели Radeon X1800 XL.

К сожалению, оба теста стараются измерить исключительно пиковую производительность PCI Express шины, которая, подчас может не отражать предполагаемого поведения аппаратного обеспечения в реальных играх и приложениях, которые могут требовать одновременной передачи данных как из, так и в системную память.

Поскольку, на данный момент надежного метода измерения пропускной способности PCI Express при передаче данных от одной графической карты к другой не существует, эффективность CrossFire Xpress 3200 с установленным тандемом Radeon X1900 XT CrossFire Edition проверялась исключительно в игровых тестах.

Игровые тесты: Chronicles of Riddick








CrossFire Xpress 3200 не демонстрирует никаких преимуществ перед своим предшественником, несмотря на более совершенную архитектуру и вдвое большее количество линий PCI Express. Это неудивительно, учитывая наличие аппаратного механизма совмещения в тандеме Radeon X1900 XT CrossFire.

По всей видимости, мультичиповая технология ATI, реализованная в старших моделях Radeon зависит от полосы пропускания PCI Express в меньшей степени, нежели Nvidia SLI. Отметим, что производительность тандема Radeon X1900 XT CrossFire достаточно высока даже в разрешении 1280х1024 при использовании Super AA 14x.

Игровые тесты: Doom III








В Doom III удается получить некоторый прирост скорости, не превышающий, впрочем, 2-3 fps, но только при использовании FSAA 4x – во всех остальных случаях обе платформы ATI Technlogies показали абсолютно одинаковые результаты. В данном случае, режим Super AA 8x вполне доступен владельцу CrossFire-связки Radeon X1900, но более качественный режим Super AA 14x уже не позволяет получить необходимой средней производительности.

Игровые тесты: Far Cry








Тандем Radeon X1900 XT CrossFire без проблем обеспечивает возможность комфортной игры при использовании любого из поддерживаемых им режимов Super AA. Преимущество чипсета CrossFire Xpress 3200 над Radeon Xpress 200 CrossFire Edition мизерно и проявляется исключительно в разрешении 1600х1200 при включенном Super AA.






На уровне Research мы видим совершенно иную картину – при использовании FSAA 4x, когда каждая из графических карт рендерит свой кадр (режим AFR) новая платформа ATI уступает старой, причем, довольно заметно. В режимах с Super AA подобного не наблюдается; здесь, напротив, CrossFire Xpress 3200 демонстрирует небольшой прирост производительности, обусловленный, несомненно, возросшей пропускной способностью графических слотов PCI Express.




В режиме HDR нагрузка на шину PCI Express выше, поэтому, польза от наличия двух полноценных слотов PCI Express x16 у CrossFire Xpress 3200 наличествует как в режиме FSAA 4x, так и при использовании более ресурсоемкого Super AA 8x. В последнем случае, разрешение 1600х1200 недоступно для комфортной игры, но в разрешении 1280х1024 вполне можно насладиться великолепным качеством изображения, не ощущая никакого дискомфорта.




Вышесказанное справедливо и для уровня Research – разрешение 1600х1200 в режиме Super AA 8x по-прежнему лежит за пределами возможностей даже такой мощной графической системы, как Radeon X1900 XT CrossFire.

Игровые тесты: F.E.A.R.








Так как F.E.A.R. является очень требовательной игрой, новому чипсету ATI удается продемонстрировать в ней свои преимущества. Правда, прирост производительности по-прежнему не превысил 3 fps ни в одном из режимов. Более того, результаты, полученные в режимах Super AA 8x и Super AA 14x представляют исключительно теоретический интерес, так как в них минимальная производительность составляет менее 25 кадров в секунду, а средняя не достигает необходимых для игр этого жанра 60 fps.

Игровые тесты: Half-Life 2








По настоящему расправляет крылья CrossFire Xpress 3200 в Half-Life 2, богатой текстурами высокого разрешения. В режиме FSAA 4x + AF 16x выигрыш в производительности по сравнению с Radeon Xpress 200 CrossFire Edition составляет порядка 30%! Включение Super AA 8x сокращает его до 10%-15%, а дальнейшее повышение качества сглаживания сводит практически на нет, так как, в этом случае, производительность ограничивают иные факторы, нежели пропускная способность PCI Express.

Игровые тесты: Half-Life 2: Lost Coast








В Half-Life 2: Lost Coast преимущества нового чипсета ATI видны лишь в отдельных случаях - в разрешении 1600х1200 режима eye candy и при использовании Super AA 14x. Из-за использования HDR и сложных пиксельных шейдеров данное технодемо весьма требовательно, поэтому, включение в нем Super AA приводит к падению производительности ниже комфортной отметки.

Игровые тесты: Project: Snowblind








В самом простом режиме мы вновь видим некоторое падение производительности на платформе CrossFire Xpress 3200. Не исключено, что это является погрешностью измерения – данная игра тестируется при помощи Fraps. В остальных случаях обе платформы ATI показывают идентичную скорость, и их минимальная производительность не падает ниже 50 fps даже при включении Super AA 14x.

Игровые тесты: Quake 4








Сколько-нибудь заметное преимущество CrossFire Xpress 3200 начинает проявлять только в режиме Super AA 14x, что вполне закономерно, учитывая использование в игре относительно несложных текстур. Откровения, как в Half-Life 2 мы не наблюдаем; прирост производительности укладывается в 5%. И CrossFire Xpress 3200 и Radeon Xpress 200 CrossFire Edition, будучи укомплектованными связкой Radeon X1900 XT CrossFire, легко обеспечивают свыше 90 fps в самом ресурсоемком режиме, доступном владельцам платформы ATI CrossFire.

Игровые тесты: Serious Sam 2








В отличие от сравнительного обзора nForce4 SLI и nForce4 SLI X16, новый северный мост ATI, RD580 все-таки показал некоторое преимущество над RD480, но, опять-таки, оно оказалось крайне незначительным, несмотря на то, что в Serious Sam 2 текстурная нагрузка очень велика. Возможно, даже производительности двух Radeon X1900, работающих в связке CrossFire недостаточно, чтобы увеличение пропускной способности PCI Express начало серьезно влиять на производительность.

Что касается играбельности, то таковая наблюдается лишь в обычном режиме eye candy, но даже в нем производительность временами может опускаться ниже отметки 10 fps – настолько требовательна эта игра, к тому же, испытывающая проблемы с производительностью на картах ATI Technologies.

Игровые тесты: Unreal Tournament 2004








Как и в случае с nForce4 SLI X16, наличие 32 линий PCI Express у графической подсистемы приводит к колоссальному приросту производительности – более 60% в режиме Super AA 14x, и это несмотря на наличие аппаратного блока совмещения изображения! Более того, использование CrossFire Xpress 3200 позволило тандему Radeon X1900 XT CrossFire обойти SLI-связку GeForce 7800 GTX, хотя ранее он уступал ей в этой игре. Пожалуй, перед нами наиболее яркая иллюстрация превосходства RD580 над RD480, хотя сама игра уже давно не представляет никакой сложности для современных графических карт и не содержит пиксельных шейдеров.

Игровые тесты: Splinter Cell: Chaos Theory








На платформе ATI CrossFire Xpress 3200 достигаются несколько лучшие результаты, но, как и в большинстве случаев, выгода от наличия двух полноценных слотов PCI Express x16 крайне невелика. Она составляет от 1 до 3-4 кадров в секунду при средней производительности в районе от 135 fps в режиме eye candy до 50 при использовании Super AA 14x.

Игровые тесты: Colin McRae Rally 2005








Так как игра несложна, использование нового чипсета не обеспечивает в ней никаких преимуществ. По этой же причине владелец тандема Radeon X1900 XT CrossFire вполне может использовать все режимы сглаживания, включая наиболее качественный Super AA 14x.

Игровые тесты: Pacific Fighters








Технология CrossFire, по крайней мере, в ее старшем варианте, менее зависима от пропускной способности PCI Express, нежели Nvidia SLI, но, несмотря на это, CrossFire Xpress 3200 позволяет Radeon X1900 XT CrossFire работать в Pacific Fighters чуть быстрее, нежели при установке этого тандема в плату на базе RD480. В аналогичной ситуации разницы в производительности между чипсетами nForce4 SLI и nForce4 SLI X16 обнаружено не было.

Игровые тесты: Age of Empires 3


При использовании экстремальных режимов полноэкранного сглаживания игра работала корректно, но разброс производительности от одного тестового прохода к другому был очень велик, поэтому, результаты для режимов Super AA 8x и Super AA 14x мы не публикуем, как нерепрезентативные.


Тем не менее, даже при использовании обычного FSAA 4x, CrossFire Xpress 3200 обеспечивает небольшое преимущество над Radeon Xpress 200 CrossFire Edition. Впрочем, это не позволяет добиться того же уровня производительности, который обеспечивается гораздо менее мощной SLI-связкой из двух GeForce 7800 GTX.

Игровые тесты: Warhammer 40.000: Dawn of War








Несколько более отчетливо видны преимущества нового чипсета в другой стратегической игре, Warhammer 40.000: Dawn of War. Очевидно, что подход ATI Technologies к созданию чипсета, наделенного двумя полноценными слотами PCI Express x16, в целом, оказался более продуктивен, нежели реализация аналогичной идеи, предпринятая разработчиками Nvidia.

nForce4 SLI X16 не в состоянии полностью раскрыть свой потенциал из-за того, что графические слоты в нем подключены к разным чипам, что снижает эффективность передачи данных к графическим картам.

Полусинтетические тесты: Aquamark3








В режиме eye candy наблюдается незначительное отставание платформы, использующей RD580 от платформы на базе RD480. После активации более ресурсоемких режимов сглаживания, ситуация выравнивается, и новая платформа даже получает перевес, впрочем, чисто формальный, так что говорить о преимуществах CrossFire Xpress 3200 в данном случае не приходится.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark05 build 120








Некоторый эффект от увеличения количества линий PCI Express наблюдается только в режимах Super AA, но даже там он крайне незначителен. Довольно странно,






Чуть лучше этот эффект виден во втором тесте, несмотря на меньшую масштабность демонстрируемой в нем сцены.






Несмотря на кардинальные отличия третьего теста от второго, картина в нем примерно та же: платформа CrossFire Xpress 3200 неизменно опережает платформу на базе Radeon Xpress 200 CrossFire Edition на 1-2 fps во всех режимах.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark06 build 120






3DMark06 демонстрирует ту же картину, что и 3DMark05 – платформа CrossFire Xpress 3200 лидирует с небольшим отрывом уже в первом графическом тесте SM2.0.




Второй графический тест менее чувствителен к количеству линий PCI Express, приходящихся на каждый графический слот – здесь небольшое преимущество новой платформы наблюдается только при использовании Super AA.




В первом графическом тесте SM3.0/HDR по шине PCI Express передаются большие объемы информации, нежели в тестах SM 2.0, поэтому, преимущество CrossFire Xpress 3200 здесь выражено чуть более ярко, но, опять-таки, оно не превышает 1-2 fps.




То же самое мы видим и во втором тесте SM3.0/HDR, за исключением разрешения 1280х1024 в режиме FSAA 4x + AF 16x, где обе платформы демонстрируют результат, совпадающий с точностью до 0.1 fps.

В целом, оба пакета 3DMark еще раз продемонстрировали, что польза от наличия в системе двух полноценных слотов PCI Express x16 есть, и что чипсет ATI CrossFire Xpress 3200 действительно обладает преимуществом перед своим предшественником, Radeon Xpress 200 CrossFire Edition, но преимущество это невелико, как и в большинстве игр.

Заключение


Итак, стала ли новая платформа ATI CrossFire Xpress 3200 достойным ответом Nvidia nForce4 SLI X16? Протестировав ее, мы с уверенностью можем ответить на этот вопрос утвердительно. Новый набор системной логики, разработанный давней соперницей Nvidia, канадской компанией ATI Technologies, не только оказался сопоставимым с nForce4 SLI X16 по возможностям, но и значительно превзошел его по концепции.

В то время как Nvidia реализовала два полноценных слота PCI Express x16 путем комбинации двух чипов, каждый из которых нес свой контроллер этой шины, ATI снабдила свой новый северный мост контроллером, способным обслуживать сразу оба слота. В результате, удалось максимально сократить путь данных от одной графической карты к другой и минимизировать задержки при передаче данных. Это очень важно для достижения максимальной производительности в режиме multi-GPU, когда карты активно обмениваются данными между собой.

К сожалению, нам так и не удалось выяснить, насколько новая платформа ATI эффективнее платформы nForce4 SLI X16 в игровых приложениях. Последняя допускает работу в тандеме только для карт Nvidia, а для корректного сравнения необходимо использование одного и того же набора графических карт на обеих платформах, что невозможно сделать в сегодняшних условиях: драйвер ATI блокирует CrossFire на чипсетах третьих разработчиков (кроме Intel), а драйвер Nvidia не разрешает включать SLI на системах, базирующихся не на nForce4 SLI наборах логики.

Тем не менее, сравнительное тестирование CrossFire Xpress 3200 и Radeon Xpress 200 CrossFire Edition подтвердило, что наличие в системе двух полноценных слотов PCI Express x16 действительно способно приносить определенные дивиденды в играх, хотя прирост производительности в случае использования Radeon X1900 XT CrossFire в большинстве случаев не очень велик. Наибольший выигрыш, как и в случае с nForce4 SLI X16, достигается в играх, богатых текстурами высокого разрешения и мало зависящих от производительности пиксельных процессоров. К этой категории относятся, например, Half-Life 2 и Unreal Tournament 2004. Игры, активно использующие пиксельные шейдеры, получают меньший прирост производительности, как правило, не превышающий нескольких процентов.

Следует отметить, что, помимо эффективной архитектуры, новый чип, ATI CrossFire Xpress 3200 обладает целям рядом других достоинств, делающих его наиболее продвинутой платформой multi-GPU на сегодня. Он прост, так как состоит всего из 22 миллионов транзисторов, надежен, поскольку способен устойчиво работать при повышенном напряжении и температуре, по этой же причине обладает хорошим разгонным потенциалом, потребляет всего 8 Ватт электроэнергии, и позволяет использовать практически любой южный мост с интерфейсом PCI Express x4. В сочетании с бизнес-моделью ATI Technologies, подразумевающей активную работу с крупными OEM-производителями, все это позволяет нам с большой степенью уверенности предсказывать платформе CrossFire Xpress 3200 блистательное будущее.

Относительно первой ласточки на базе нового чипсета, системной платы Asus A8R32-MVP Deluxe можно сказать следующее: отлично спроектированный продукт, практически лишенный недостатков, однако, для версии, имеющей в названии слово Deluxe, комплектация могла бы быть побогаче.

Asus A8N32-SLI Deluxe: достоинства и недостатки


Достоинства:

Богатая функциональность
Большое количество настроек BIOS
Наличие двух полноценных слотов PCI Express x16
Удачная компоновка
Красивый внешний вид
Высокое качество изготовления
Наличие двух сетевых контроллеров
Наличие беспроводного сетевого контроллера (в версии Wireless Edition)
Пассивная система охлаждения чипсета и схемы питания CPU
Поддержка фирменных технологий Asus
Поддержка HD Audio

Недостатки:

Высокий радиатор на северном мосту может помешать установке некоторых кулеров
Узкий диапазон регулировки напряжения питания CPU
По количеству портов USB 2.0 уступает платам на базе nForce4.
Комплектация могла бы быть и богаче