Введение
Среди различной техники, которую мы покупаем и которой пользуемся, пожалуй, нигде так не велик диапазон цен при отсутствии простых и понятных критериев оценки объективности этих цен, как в аудиотехнике. Усилители, колонки, наушники, звуковые карты – всё это может стоить от единиц до тысяч и даже десятков тысяч долларов за каждое устройство, но при этом из скупых формальных параметров – диапазона частот, неравномерности АЧХ, коэффициента искажений – далеко не всегда удаётся представить, как же будет звучать тот или иной компонент, а уж тем более, получите ли лично вы удовольствие от его покупки, или же деньги окажутся потрачены впустую. Не говоря уж о том, что на этой плодородной почве расцвело немало производителей, паразитирующих на незнакомстве большинства покупателей с чисто техническими аспектами разработки аудиотехники и предлагающих почти шаманские решения, призванные необъяснимым образом поднять качество звука до неземных высот, одновременно – образом уже вполне объяснимым – серьёзно облегчить кошельки доверчивых клиентов.
Выход остаётся только один – слушать и сравнивать. В нашей сегодняшней статье мы предлагаем вам познакомиться с двумя моделями наушников, которые можно отнести к верхнему сегменту рынка относительно массовых изделий – Grado SR325i и Sennheiser HD 600. При этом интересно сравнить данные модели не только с более простыми и доступными – в качестве представителя таковых мы выбрали Grado SR80 – но и друг с другом, так как они представляют собой два различных подхода к дизайну: Grado Labs уверяет нас, что аскетичный дизайн лишь подчеркнёт бескомпромиссное качество звучания, а Sennheiser пытается совместить чистоту звука, эргономичность и современный внешний вид. Ну а что получилось у обеих уважаемых компаний на самом деле, нам и предстоит выяснить.
Grado SR325i: конструкция и эргономика
Интересный парадокс: хотя большинство из нас понимают, что содержание важнее формы – мы настолько привыкли к определённому соответствию между ними, что любой продукт, его нарушающий, воспринимаем с некоторым удивлением и недоверием.
Думаю, после фотографии наушников Grado SR325i пояснять предыдущий абзац не требуется: наверняка многие наши читатели, ранее не знакомые с данной маркой, уже недоуменно поинтересовались: "И вот за
это – почти девять тысяч рублей?!".
SR325i производят немного странное впечатление. С одной стороны, простая, можно даже сказать примитивная конструкция: плоское оголовье, круглые поролоновые (даже не обшитые тканью!) амбушюры, регулировка высоты – с помощью простых стальных стерженьков, свободно двигающихся вверх-вниз в пластмассовой колодке... На ум приходят разве что образы радистов времён Второй Мировой или, в лучшем случае, первого десятилетия эпохи холодной войны. С другой стороны, одновременно в глаза бросается качество отделки и исполнения: оголовье обшито натуральной кожей (в отличие, например, от Grado SR80, где используется пластиковая имитация), корпуса выточены из алюминия и анодированы для получения золотистого цвета... В общем, уже на этом этапе становится понятно, что перед нами – лишь стилизация, исполненная на современном уровне.
Увы, если со стороны SR325i, как минимум, вызывают интерес и удивление, то при ежедневном использовании не обходится без проблем – связанных именно со специфическим, по современным меркам, конструктивным решением.
Во-первых, чашки наушников свободно вращаются на 360°, никаких ограничивающих это вращение стопоров просто не предусмотрено, причём вращаются они очень легко, почти без усилий (выше на фотографии одна из чашек для примера развёрнута "наизнанку"). В результате, когда вы берёте наушники со стола или подставки, необходимо следить, чтобы чашки не разворачивались под весом провода – иначе через некоторое время вы обнаружите, что провод этот замотан спиралью, а вам приходится аккуратно разматывать его обратно. Более того, способствует этому не только отсутствие ограничителя вращения чашек, но и сам провод – толстый и тяжёлый, он, будучи однажды скручен, потом всё время норовит скрутиться снова.
Оголовье наушников сделано из гибкой стальной пластины, обшитой кожей. Несмотря на простоту конструкции и отсутствие каких-либо дополнительных прокладок, это, пожалуй, единственный элемент конструкции SR325i, не вызывающий никаких нареканий: на голове она сидит мягко и уверенно.
Увы, того же нельзя сказать об амбушюрах. Они представляют собой просто поролоновые круги, довольно жёсткие и даже не обтянутые тканью. Размер амбушюров небольшой, они не накрывают ухо целиком, а опираются на него – в результате долго сидеть в наушниках могут не все, ибо попросту начинают болеть сдавленные ими уши. Из плюсов можно отметить разве что лёгкосъёмность – если со временем амбушюры испачкаются, стирка не составит ни малейшей проблемы.
Хотя непосредственно корпус динамического капсюля – пластиковый цилиндр, снаружи он заключён в алюминиевую оправу, анодированную для получения золотистого цвета. В этом, кстати, состоит одно из конструктивных отличий SR325i от наушников младших серий: у последних и внешний корпус также пластиковый. Трудно сказать, насколько использование алюминия влияет на звук – если вообще хоть как-то влияет – а вот на эргономике оно, увы, сказывается не лучшим образом. Наушники получились довольно тяжёлые, так что, сидя в них, резких движений головой лучше не совершать – могут попросту свалиться.
Кроме того, некоторую проблему представляет собой место крепления завальцовки стального стержня в корпус чашек – точнее, в охватывающее его пластмассовое кольцо. Ваш покорный автор имел возможность лично убедиться в его недостаточной надёжности: примерно через год-полтора не слишком интенсивного домашнего использования аналогичных по конструкции Grado SR80 одна из чашек со стержня соскочила, причём обратно закрепить её с подобающей надёжностью удалось только с помощью капли хорошего клея. Как показывает чтение различных форумов, посвящённых наушникам, случай это не единичный.
Регулировка высоты наушников осуществляется при помощи вышеупомянутых стальных стержней: они могут свободно, с небольшим трением двигаться в закреплённых на оголовье пластмассовых колодках. Держатся они при этом достаточно уверенно и, как показал практический опыт использования наушников Grado, со временем не разбалтываются. С другой стороны, не могу не отметить, что используемая большинством конкурентов Grado дискретная регулировка высоты – когда она меняется небольшими шагами, причём для "перещёлкивания" из одной позиции в другую надо приложить некоторое усилие – всё же удобнее плавной.
Как я уже говорил выше, у наушников довольно толстый, жёсткий и тяжёлый провод, не слишком удобный в повседневном использовании. С другой стороны, такому проводу вряд ли грозит заметный износ – оборвать неловким движением или просто перетереть со временем его будет непросто.
Штатный разъём наушников – диаметром 6,35 мм, так что для подключения к большей части бытовой аппаратуры потребуется переходник на более распространённый размер 3,5 мм. Впрочем, как мы убедились при тестировании, речь о котором пойдёт ниже, для полного раскрытия потенциала Grado SR325i в любом случае будет весьма желателен адекватный им усилитель.
Sennheiser HD 600: конструкция и эргономика
Если Grado Labs выпускает относительно небольшую линейку высококлассных наушников для домашнего и, возможно, ещё студийного применения, но и только, то компания Sennheiser известна своими продуктами во многих областях – наушники открытые и закрытые, наушники мониторные и "музыкальные", гарнитуры для авиадиспетчеров и наушники для карманных mp3-плееров... Не обошла она вниманием и рынок hi-end наушников: рассматриваемые нами Sennheiser HD 600 являются хорошо известной и не менее признанной многими ценителями качественного звука моделью, чем Grado SR325i.
По своему дизайну, концепции HD 600 – полная противоположность наушникам Grado: большие мягкие амбушюры, корпус из великолепного глянцевого пластика, внешний вид продуман до мелочей.
Как и SR325i, HD 600 являются наушниками открытого типа – через прикрывающую внешнюю сторону корпуса защитную сеточку хорошо видно динамическую головку и собственно её мембрану. Впрочем, для высококлассных моделей такое исполнение является практически стандартом de facto, так как обеспечивает более высокое качество звука – в закрытом же исполнении обычно делаются либо наушники концертные, должные изолировать музыканта или звукооператора от внешних звуков, либо модели для использования в транспорте и других шумных местах, либо же просто недорогие изделия, так как заключение динамической головки в закрытый корпус позволяет без особого труда увеличить отдачу на басах (заметьте, только отдачу, но не точность звучания).
Оголовье наушников само по себе жёсткое, оно выполнена из пластика с упругой стальной лентой внутри, но для удобства посадки на его нижнюю часть наклеены мягкие подушечки. И действительно, на голове оно лежит очень хорошо.
Высота наушников регулируется за счёт выдвижения стальной ленты, на которой закреплены чашки, из центральной части оголовья. Регулировка дискретная, каждый шажок сопровождается негромким щелчком и требует небольших усилий, поэтому самопроизвольно наушники положение не меняют – в этом, несомненно, пусть небольшое, но тоже преимущество над SR325i в эргономике. Диапазон регулировки высоты более чем достаточный.
Амбушюры – бархатные, большого размера, они охватывают ухо снаружи и прижимаются не к нему, а непосредственно к голове. Благодаря этому сидят HD 600 просто великолепно, одновременно и плотно прижимаясь к голове, и ничуть не утомляя даже при многочасовом прослушивании музыки. Из-за меньшей по сравнению с SR325i массы и более уверенной и плотной посадки HD 600 не сползают и при движениях головы.
Кабель у HD 600 тонкий, мягкий и лёгкий, с ним не возникает ни проблемы перекручивания, ни неприятного ощущения излишнего веса. Впрочем, хотя мы сами не встретились с такой проблемой, на некоторых форумах встречаются нарекания на периодические выходы из строя контактов разъёма, на котором кабель крепится к чашкам наушников.
Родной разъём наушников – обычный 3,5-мм стерео-штекер. Для подключения к устройствам с 6,5-мм разъёмом в комплекте с ними поставляется переходник.
Прослушивание
Хорошим наушникам – хороший усилитель! Это правило возникло не на пустом месте, и с первых же минут прослушивания мы убедились в его справедливости. Импеданс наушников Grado, равный 32 Ом, является тяжёлой нагрузкой для подавляющего большинства операционных усилителей, использующихся в соответствующих выходах звуковых карт и некоторых бытовых устройств. На такой нагрузке сильно растёт коэффициент гармоник усилителя, а интермодуляционные искажения и вовсе часто превышают 1 %. Собственные искажения наушников много ниже этих величин, поэтому адекватная оценка их звучания становится невозможной – в звуке появляется грязь и крикливость, которую легко можно принять за неровность АЧХ. В принципе, Grado SR325i намекают на необходимость серьёзного усилителя даже своим штекером диаметром 6,35 мм (1/4 дюйма) и отсутствием в комплекте каких-либо переходников. Sennheiser HD 600 снабжаются штекером 3,5 мм со штатным переходником на 6,35 мм, а импеданс их динамических головок равен 300 Ом, однако прослушивания и измерения показали, что они также являются неудобной нагрузкой для обыкновенного линейного выхода – на частоте резонанса динамика возникает внушительный горб, ниже которого бас завален, АЧХ на высоких частотах также "улетает" далеко вверх.
После многочасового штудирования отзывов о различных усилителях для наушников, мы остановили свой выбор на модели
HD53R-80 японской фирмы C.E.C. Кроме впечатляющих технических характеристик, она примечательна наличием внутри сразу двух стерео-усилителей с независимой регулировкой громкости, работающих в классе А, благодаря чему процесс тестирования упрощается до неприличия – сравниваемые наушники одновременно подключаются каждый к своему выходу усилителя, и остаётся лишь по очереди надевать их на голову. Приобретённый усилитель полностью оправдал ожидания, продемонстрировав уверенную работу со всеми имеющимися в нашем распоряжении наушниками, а также очень прозрачное звучание. Измеренный коэффициент нелинейных искажений усилителя при выходном напряжении 2 В (это предел измерения для большинства непрофессиональных звуковых карт) без нагрузки не превысил 0,02 %, причём спектр сигнала ограничен третьей гармоникой. При подключении наушников Grado SR325i повысилась лишь третья гармоника, а общий коэффициент нелинейных искажений возрос только до 0,028 %. Измеренный по уровню -1 дБ диапазон воспроизводимых усилителем частот составил 30 Гц – 30 кГц. Резюмируя, качественный уровень усилителя C.E.C. HD53R вполне позволяет провести корректное сравнение звучания наушников самого высокого класса.
Источником звука в тестах выступала звуковая карта Auzentech X-Fi Prelude, заслужившая это право в очных сравнениях с конкурентами. Качество звучания наушников мы оценивали по множеству заранее отобранных качественных записей самых разных жанров.
Кроме того, определённый интерес представляло сравнение двух наушников топовых серий не только друг с другом, но и с более дешёвым вариантом – чтобы понять, что же мы потеряем, сэкономив часть денег. В качестве такового были выбраны наушники Grado SR80, в целом совпадающие по конструкции с подробно описанными нами SR325i (за исключением цельнопластикового корпуса вместо анодированного алюминия), но отличающиеся в худшую сторону качеством использованных динамических капсюлей. Хотя разница в формальных паспортных параметрах SR80 и SR325i кажется небольшой, цена их отличается примерно в 2,5 раза – 3600 рублей за SR80 против почти 9 тысяч рублей за SR325i.
Поразительно, но с первых же прослушиваний выяснилось, что Grado SR325i не могут тягаться даже с куда более дешёвыми SR80 по звуковой сцене, частотному балансу и передаче мельчайших деталей! Виной всему, как показали дополнительные эксперименты, было излишне плотное прилегание динамика к уху: штатные амбушюры не обеспечивают достаточного пространства между мембраной динамика и ушной раковиной, а для SR325i оно оказалось необходимо, простите за каламбур, как воздух. Интересно, что во многом аналогичные Grado SR80 подобной клаустрофобией отнюдь не страдали. Из данной ситуации есть два выхода. Можно, сняв амбушюры с чашек, слегка их сплюснув и наживив обратно только с одного края (например, сверху), отодвинуть излучатель от уха на вполне достаточное расстояние. Есть и другое решение – приобрести дополнительные амбушюры от других наушников и использовать их как "удлинитель" для штатных. После любой из этих нехитрых процедур звучание Grado SR325i преображается: бас не заглушает средние частоты, на которых начинают прослушиваться все мельчайшие детали, а высокие частоты становятся значительно менее изрезанными. В результате Grado SR80 мгновенно выпали из соревнования, проигрывая модели SR325i абсолютно по всем статьям: у них менее проработанный бас, ровная, но безжизненная середина, изрезанные высокие частоты... И, хотя звук SR80 энергичен, лёгок и неутомителен, из него не складывается целостная музыкальная картина, он до карикатурности схематичен: вот здесь ударили в какой-то барабан, тут должны быть тарелочки, а сейчас поёт такой-то исполнитель. И Sennheiser HD 600, и Grado SR325i передают гораздо больше информации, поэтому выявление особенностей их звучания заняло довольно много времени.
Кардинальными отличиями этих двух наушников являются бас и передача пространства. Формирование звуковой сцены у них различаются принципиально. Sennheiser сразу отдаляет и разносит виртуальные источники звука широко по сторонам, из-за чего в некоторых специфически микшированных записях возникает малоприятное (вплоть до головокружения) ощущение вакуума в голове – зато он изумительно воспроизводит живые необработанные записи. SR325i размещает звуки плотнее и они органично смешиваются в цельную картину, но опять же, в некоторых записях возникает неприятное ощущение прижатого прямо к уху музыкального инструмента.
Однако, если по передаче пространства сложно отдать кому-то однозначное предпочтение, то по басу уверенно лидируют Grado SR325i. И дело не в его количестве (на мой вкус баса вполне достаточно и у Sennheiser), а в проработке: такого глубокого и энергичного, разнообразного и отлично контролируемого баса я ещё не встречал – хотя можно сказать, что иногда его даже слишком много. В то же время, бас Sennheiser HD 600 рыхлый, немного гулковатый, как бы вибрирующий в верхней своей части. Это добавляет шарма контрабасу, но не идёт на пользу ударной установке и там-тамам. По естественности высоких частот есть претензии к обоим производителям. У Grado SR325i завышена середина высокочастотного диапазона, из-за чего определённые "позвякивания" просто оглушают, а фоновый шум записей навязчиво шипит. Sennheiser HD 600, напротив, выделяет самый верх звукового диапазона, отчего часто возникает чувство дискомфорта.
Характер средних частот в целом близок у всех трёх наушников, но Grado SR80 не могут сравниться с двумя другими участниками по живости воспроизведения. Grado SR325i просто великолепно передают струнные и духовые инструменты, рояль звучит очень сочно и энергично. Особенность акустического оформления излучателей добавляет некоей реверберации всем среднечастотным звукам, оживляя их. Мужской вокал радует естественностью и энергетикой, приятными басовыми нотками. В то же время, женскому вокалу подчёркивание нижней середины идёт во вред, складывается ощущение, что певицу заставляют петь регистром ниже. У Sennheiser HD 600 всё наоборот: в мужском вокале теряются грудные нотки, зато женский звучит просто восхитительно. Небольшое преимущество у HD 600 и в звучании скрипки – они лучше передают резонансы корпуса инструмента. Sennheiser вообще отличился тем, что выпячивает в записи все незначительные призвуки: соприкосновения губ и языка, шелест одежды, касания смычком струн и корпуса, и так далее, и тому подобное. Все эти звуки отлично слышны в Grado SR325i, но они ненавязчивы и внимания от самой музыки не отвлекают. Подчёркнутая детальность позволяет Sennheiser изумительно передавать арфу, но "вибрирующий" верхний бас делает неприятным звучание труб и саксофона. Звучанию электрогитар иногда недостаёт напористости, бас-гитара обессилена, а у акустических гитар акцентируется высокочастотный звон струн. И совсем уж неубедительно, отстранённо и скучно HD 600 выступили на симфонических записях, там, где Grado SR325i оказались выше всяких похвал! Очень гармоничное, подробное и реалистичное звучание, сеанс погружения, который не хочется прерывать. А расслабленное звучание Sennheiser оказалось очень кстати при прослушивании The Doors, Mylene Farmer, Мадонны и многих спокойных "живых" записей.
В течение всего времени прослушивания Sennheiser HD 600 меня не покидало ощущение, что им нужен другой усилитель: с плавным спадом высоких частот, способный оживить этот во многом превосходный немецкий продукт. К сожалению, у нас не нашлось подходящего усилителя, чтобы проверить предчувствие практикой, но его подтверждают многие отзывы об этих наушниках в интернете.
Измерения
Кроме субъективных впечатлений о звуке, мы не преминули провести измерения амплитудно-частотной характеристики всех участников и развиваемого звукового давления с помощью аудиоанализатора Euraudio PRO600S со штатным калиброванным треть-октавным микрофоном. Измерения проводились на розовом шуме при максимальной громкости выхода на наушники полупрофессионального звукового интерфейса E-MU 1820, микрофон оборачивался толстым слоем поролона и плотно прикладывался к амбушюру наушников.
Grado SR80 Можно отметить очень глубокий и ровный бас, плавно стыкующийся с нижней серединой, сильно заниженный участок на стыке средних и высоких частот, а также резкий всплеск в диапазоне 5...8 кГц, очень хорошо заметный на слух. Тем не менее, за диапазон воспроизводимых частот и чувствительность эти наушники получают твёрдую пятёрку.
Grado SR325i В данном случае мы наблюдаем эдакие горки с акцентом на среднем басе и середине высокочастотного диапазона. Похоже, это фирменная особенность продукции Grado. Небольшой подъём в верхней середине отвечает за лёгкую окраску женского вокала и особенности звучания многих музыкальных инструментов, а завал на 4 кГц объясняет не очень широкую сцену, создаваемую этими наушниками и, возможно, отсутствие акцента на причмокиваниях вокалистов. По чувствительности они уступили младшей модели более 3 дБ, но всё равно её более чем достаточно при любом разумном применении наушников.
Sennheiser HD 600 Ну а полученная АЧХ Sennheiser HD 600 поистине радует глаз – правда, надо отметить её непохожесть на кривую,
приведённую на сайте производителя Отдельная диаграмма с разностью АЧХ Grado SR325i и Sennheiser HD 600 позволяет устранить влияние собственной неравномерности измерительного комплекса и более наглядно продемонстрировать разницу между этими двумя моделями. Шаг шкалы равен 1 дБ, голубым цветом отмечено преимущество наушников Sennheiser, красным – Grado.
Становятся очевидны и приподнятая середина, и более мощный бас, и специфические высокие частоты наушников Grado. Примечательно почти полное совпадение АЧХ во всём среднечастотном диапазоне, кроме самой верхней его октавы.
Выводы
В безусловный актив Sennheiser HD 600 мы можем отнести эргономику: они довольно плотно и очень комфортно сидят на голове, обеспечивают мало-мальскую, насколько это вообще возможно для открытых наушников, звукоизоляцию, плюс их звучание не сильно меняется при небольших изменениях положения излучателя относительно уха.
Конструкция Grado SR325i не так удобна в обращении (они тяжелее, менее устойчивы к наклонам головы) и, более того, оказалась неоптимальной с акустической точки зрения. К этим наушникам прямо напрашиваются более крупные амбушюры, но сам производитель не предлагает никаких альтернатив, так что меломану придётся мастерить их самому. Однако после описывавшейся нами выше доработки можно надолго выпасть из реальности, прослушивая альбом за альбомом, вплоть до парадоксальной ситуации, когда наслаждаешься исполнителями, которые не нравились никогда ранее.
К сожалению, ни одни из рассмотренных нами наушников нельзя назвать в полной мере универсальными, хотя Grado SR325i весьма близки к этому статусу. В то же время, сложно абстрагироваться от целого ряда объективных недостатков конструкции, включая жестковатый и не очень длинный провод. В общем, если вы обзавелись качественным усилителем, обеспечивающим низкий коэффициент искажений на нагрузке 32 Ома, имеете возможность находиться не далее полутора метров от него, слушаете музыку в полной тишине и неподвижности, а также готовы к регулярным махинациям с амбушюрами, то эти наушники подарят вам множество незабываемых впечатлений. Правда не стоит забывать о том, что окружающие будут слушать музыку вместе с вами, но, увы, не смогут получить столько же удовольствия.
Впрочем, приобретая Sennheiser HD 600, забывать о усилителе также не стоит: не все бытовые устройства без его помощи смогут обеспечить для высокоомных наушников достаточную громкость и ровную АЧХ. Поэтому, если вы планируете приобретать HD 600, не забудьте убедиться, что то устройство, к которому вы будете их подключать, способно нормально с ними работать – в противном случае вам придётся озаботиться покупкой дополнительного усилителя.
Стоит ли вообще задумываться о приобретении столь недешёвых наушников? Да, как мы видели, разница в звучании с более простыми моделями действительно есть, она хорошо заметна на абсолютном большинстве музыкальных жанров, поэтому назвать разницу в стоимости, скажем, Grado SR80 и SR325i, необоснованной никак нельзя. Другой вопрос заключается в том, будет ли эта разница существенна лично для вас – но на него, конечно, и ответить можете только вы, послушав и сравнив разные модели наушников. Мы же со своей стороны надеемся, что сегодняшней статьёй пробудили в вас интерес к такой весьма обширной, местами неожиданной и почти всегда приятной теме, как качественный звук.