Вступление
Итак, сегодня мы попытаемся сравнить несравнимое: две гарнитуры, позиционируемые в качестве игровых, но чей набор основных заявленных достоинств различается весьма сильно.
Гарнитура Thrustmaster Y-250C продвигается под лозунгами «чистый аналоговый звук» (почти что знаменитый «теплый ламповый», не правда ли?) и «полная совместимость» (подразумевающая возможность подключить устройство как в единый 3,5-мм разъем гарнитуры, так и в отдельные входы для микрофона и наушников).
В данном производителем описании второй рассматриваемой сегодня модели, Gametrix vTrack MKI, нет ярких слоганов, но основное отличие от всех остальных присутствующих на рынке игровых гарнитур указано вполне однозначно: наличие трекера, отслеживающего движения головы. Да, объединенный с гарнитурой трекер имеет лишь две степени свободы против шести у Natural Point TrackIR 5, но и цена трекера-гарнитуры вдвое ниже, чем у базовой версии TrackIR 5 (причем в случае использования последнего на гарнитуру придется раскошелиться отдельно).
Разумеется, еще до начала испытаний понятно, что гарнитура-трекер от Gametrix ориентирована в первую очередь на поклонников авиационных симуляторов (хотя возможности трекеров можно использовать и в других жанрах, от автосимуляторов до шутеров, именно в симуляторах полета они наиболее эффективно улучшают игровой процесс), тогда как изделие Thrustmaster ориентировано на более широкий круг пользователей, но по идее должно предложить более высокое качество звука (лучшие заявленные параметры наушников и микрофона). Однако помимо этого заведомо очевидного вывода мы оценим и удобство использования каждой из гарнитур во всех доступных им ипостасях — ведь в этом классе устройств эргономика важна не меньше, чем чисто технические параметры.
Thrustmaster Y-250C
Гарнитура Thrustmaster поставляется в солидных размеров картонной коробке, оформленной в черно-красных цветах. Упаковка снабжена большой прозрачной вставкой, сквозь которую видны собственно наушники и лежащие в отдельных выемках микрофон и пульт управления.
Такие особенности конструкции, как 50-мм динамики, акустическое усиление басов и чувствительный однонаправленный микрофон, производитель счел достаточно важными, чтобы вынести упоминание о них на «фасад» упаковки.
С тыльной стороны вынесены прочие технические подробности и график амплитудно-частотной характеристики.
Внешность собственно гарнитуры я бы не назвал образцом дизайнерских изысков (хотя и начиная с упора под наушники еще в коробке оценил стремление создателей выделить букву «Y»), но взгляд она не отталкивает и сконструирована вполне грамотно.
Диапазон регулировок вполне позволяет подстроить гарнитуру под нужный охват головы (можно отметить, что каркас выполнен из стали). В наличии также мягкая подушечка на оголовье для пущего комфорта. Слегка придраться можно разве что к небольшому углу поворота чашек наушников, но дискомфорта это не создает.
Можно отметить глубокие чашки, обеспечивающие весьма неплохую шумоизоляцию (-31 дБ по заявлениям Thrustmaster).На левой чашке расположено гнездо для установки съемного микрофона.
Амбушюры съемные, выполнены из мягкой кожи.
Снимаются они очень легко, да и надеваются обратно тоже без ощутимых проблем.
Микрофон вставляется в крепление на левой чашке строго по пазу, но имеет гибкую секцию, позволяющую оптимально расположить его относительно губ. Он однонаправленный, и потому на него слабо влияют окружающие шумы. Чувствительность микрофона весьма высока по «бытовым» меркам: -50 дБ.
Также из левой чашки наушника выходит провод длиной 60 см с трехконтактным 3,5-мм разъемом на конце и прищепкой для закрепления на одежде. Прищепка, впрочем, на практике практически бесполезна, т.к. свободно скользит по проводу и потому не может толком ничего фиксировать.
Сам же разъем может быть подключен как непосредственно к мобильному устройству (например, смартфону — причем при присоединенном к наушникам микрофоне будет работать и голосовая связь), так и к комплектному пульту управления.
Пульт управления, приложенный к гарнитуре, имеет несколько более богатую функциональность, чем у большинства аналогов. Вдобавок к колесику регулировки громкости наушников и выключателю микрофона пульт имеет настройку усиления микрофона, что позволяет при необходимости изменить громкость своего голоса «на лету» без ковыряния в настройках программы голосовой связи или панели драйвера звуковой карты.
Но есть и менее приятные отличия от большинства аналогичных устройств управления гарнитурой. Данный пульт, во-первых, относительно велик и тяжел, а во-вторых — не имеет никаких фиксаторов, а потому бесконтрольно болтается на уровне пояса (что, собственно, и превращает пункт «во-первых» из нюанса в недостаток). Про практическую бесполезность прищепки на проводе, идущем непосредственно от наушников, я уже сказал выше.
Дальнейшее подключение от пульта уже зависит от типа разъемов устройства, к которому мы намереваемся подключить гарнитуру. К смартфонам, планшетам и ряду иных мобильных устройств подойдет кабель с одинарным разъемом — таким же, как и на проводе, идущем сразу от наушников. Для подключения к настольным компьютерам и большинству ноутбуков (особенно недорогих) потребуется использовать провод с разветвлением на отдельные разъемы микрофона и наушников.
Теперь настала пора субъективных впечатлений. Гарнитуру нельзя назвать слишком легкой, да и ее крепление не невесомо: давление по бокам головы хоть и невелико, но вполне ощутимо. Однако мягкие амбушюры и удобное оголовье скрадывают эти недостатки: даже многочасовое времяпрепровождение с Thrustmaster Y-250C не вызывает чувства дискомфорта. Наушники действительно очень хорошо изолируют от внешних источников шума, что увеличивает степень погружения в игру.
Относительно звука наушников впечатления сложились двойственные. В играх все просто прекрасно, к голосовой связи вопросов тоже нет ни малейших, но вот в качестве устройства прослушивания музыки наушники не впечатлили из-за скомканных верхних и верхне-средних частот.
Впрочем, это было предсказуемо еще при взгляде на АЧХ, приведенную на коробке с явным провалом в районе 3-4 кГц и довольно быстрым снижением высоких частот. Восприятие музыки — это, конечно, дело вкуса, и именно моей вкусовщине данные параметры не слишком соответствуют. Лично я предпочитаю хорошо выраженные, чистые верха и середину, а к басам почти индифферентен, но у кого-то могут быть строго противоположные приоритеты.
Впрочем, в любом случае гарнитура позиционируется в качестве решения для геймеров, а не для аудиофилов — и игровое акустическое сопровождение (как внутриигровые звуки, так и связь с другими игроками) она обеспечивает на отличном уровне.
Вот только бы еще пульт не мешался — вроде мелочь, а раздражает просто дико...
Достоинства:
очень хорошее качество воспроизводимого игрового звука;
солидный запас громкости;
конструкция микрофона (съемный, однонаправленный, с очень хорошей чувствительностью и контролем усиления сигнала на пульте);
универсальность применения благодаря наличию кабелей как с общим, так и с раздельными разъемами наушиков и микрофона;
Недостатки:
слишком длинный кабель до пульта управления громкостью наушников и микрофоном (впрочем, если бы он был короче, это исключало бы использование гарнитуры с мобильными устройствами без подключения этого пульта);
отсутствие какого-либо крепления на пульте управления (защелка на кабеле от наушников малополезна);
обилие разъемов при подключении.
Gametrix vTrack MKI
Похоже, в отечественной компании Gametrix начали понимать важность привлечения внимания покупателя еще с первого взгляда на стоящую на прилавке коробку — упакована гарнитура Gametrix vTrack MKI на совесть, эффектно, эффективно и стильно (чего и близко нельзя было сказать о первом продукте компании — игровом руле Viper).
Солидный черный матовый цвет коробки, скупая и стильная графика оформления создают весьма благоприятное впечатление. На этом серьезном фоне наклейка, сообщающая о наличии внутри игрового бонус в проекте
War Thunder, выглядит неуместно ярко.
Строгость дизайна не мешает обозреть содержимое коробки: достаточно открыть прикрепленную на липучках «ставню», чтобы увидеть в прозрачное окошко саму гарнитуру и дополнительный светодиодный модуль, необходимый для работы трекера.
На оборотной стороне можно увидеть заявленные технические характеристики устройства (к слову, по всем звуковым параметрам уступающие Thrustmaster Y-250C: меньшие чувствительность микрофона и наушников, частотный диапазон, диаметр динамиков), а также серийный номер и дату выпуска.
Можно отметить, что доставшееся нам на тест серийное устройство выпущено еще в августе прошлого года, хотя старт продаж был объявлен лишь 16 января текущего года.
Комплект поставки помимо гарнитуры с трекером и светодиодного модуля включает в себя гарантийный талон, диск с ПО и купон на 1000 золотых «львов» (покупаемая за реальные деньги игровая валюта, пакет на 1000 «львов» стоит 179 рублей или 6 евро) в War Thunder.
На диске лежит только инструкция по установке ПО и сам дистрибутив, но сколь-нибудь вменяемого руководства нет ни на диске, ни на сайте производителя: подробности и особенности работы пользователям приходится узнавать из общения с разработчиками и другими владельцами таких же устройств на профильных форумах. Достаточно серьезный недостаток с учетом того, что устройство позиционируется не как «непонятный простому смертному причиндал упорного вирпила», а как «просто гарнитура с интересным техническим бонусом» — с которым, однако, покупателя надо бы научить обращаться.
Внешне гарнитура смотрится неплохо: черный матовый пластик (фактура почти как у коробки снаружи) разбавляется небольшими глянцевыми вставками и декоративными элементами зеленого цвета на микрофоне и левой чашке.
На правой чашке закреплена камера трекера. Закрывающий ее кожух выполнен из такого же пластика, что был применен на чашках наушников и потому не смотрится чужеродно. На кожух нанесен бело-зеленый логотип Gametrix.
Поскольку именно с этой стороны размещено наиболее ответственное устройство гарнитуры, вывод кабелей (USB для трекера и микрофона с наушниками от гарнитуры) также сделан с правой стороны.
Диапазон регулировки оголовья вполне достаточен, но, в отличие от Thrustmaster Y-250C дужка выполнена целиком из пластика.
Микрофон вполне традиционно крепится к левой чашке наушников на гибком основании, которое практически целиком можно убрать внутрь чашки.
В выдвинутом виде «поводок» микрофона достаточно короток, но его хватает для того, чтобы сориентировать микрофон для хорошего качества звучания голоса.
Как и рассмотренная выше модель Thrustmaster, гарнитура Gametrix имеет пульт управления. Пульт располагает лишь выключателем микрофона и регулятором громкости, зато весьма невелик, очень легок и имеет защелку для фиксации на одежде — ни одного раздражающего фактора не осталось.
Несмотря на то, что в шлейф помимо проводов подключения наушников и микрофона входит дополнительно еще и кабель USB, ни толщина, ни гибкость не вызывают вопросов: кабель USB-гарнитуры Logitech G35 ощутимо более жесткий, несмотря на отсутствие «аналоговых» соседей по шлейфу.
Зато у G35 этот кабель длиной 3 метра, а у Gametrix vTrack MKI — всего 1,8 м, что может показаться недостаточным кому-то из потенциальных пользователей. Но для увеличения длины стандарт USB требует увеличения сечения проводов, что сделало бы кабель более жестким и неудобным — а это уже удар по тем, кому хватает и 1,8 м.
Теперь перейдем ко второй составляющей данного продукта, составляющей его основную «фишку» — отслеживанию движений головы пользователя. С внешним видом отслеживающей камеры мы уже познакомились, так что перейдем к дополнительному светодиодному модулю.
Данный модуль нужен камере на гарнитуре в качестве ориентира: она отслеживает изменение положения инфракрасного диода в поле зрения камеры, благодаря чему и определяется поворот головы.
Светодиодный модуль устанавливается спереди от пользователя — как правило, на верхнюю часть монитора (на фото светодиодный модуль Gametrix рядом с Track IR 5).
Светодиодов в модуле целых три: интенсивность свечения основного, инфракрасного, регулируется микропроцессором, встроенным в модуль. Яркость же пары обычных «сигнальных» диодов можно настроить в контрольной панели Центра управления Gametrix vTrack.
Горящий синий светодиод означает, что трекер активен, а «горячие клавиши», настраиваемые через ПО, готовы к использованию (причем даже если выбран автозапуск Центра управления Gametrix vTrack при старте системы, его надо вручную активировать в трее для использования всех возможностей трекера). При ручной центровке или сбросе центра глазок модуля коротко моргает красным.
Во взаимном расположении камеры и ИК-диода, кстати, кроется наиболее явное отличие трекера Gametrix от продуктов Natural Point. У последних следящая камера размещена спереди от пользователя, а светодиодный модуль (в случае использования дополнения TrackClip PRO) или набор пассивных отражателей закреплен на кепке или дужке гарнитуры пользователя.
По уверениям разработчиков Gametrix, от перемены мест слагаемых сумма меняется в пользу их варианта решения. В числе преимуществ называется лучшая точность, меньшая чувствительность к засвету, а также большее максимально допустимое расстояние от излучателя до приемника.
На практике же ощутимой разницы в точности с
TrackIR 5 +
TrackClip PRO (модуль с тремя светодиодами) лично я не ощутил — что, впрочем, с учетом разницы в цене ($150 за TrackIR + $35 за TrackClip PRO или $170 за комплект, а по российским ценам — ощутимо дороже) нельзя записать в недостатки Gametrix vTrack MKI.
Зато по засветам картина оказалась обратной декларируемым Gametrix посылам, сводящимся к тому, что монитор обычно не ставят напротив источника яркого света вроде окна на солнечной стороне или мощной лампы накаливания — а оба этих источника света в своем спектре имеют и длину луча 940 нм, на которую ориентируется трекер. Причем проблемы днем наблюдались как у меня дома (ну что поделать, если компьютерный стол в комнате с учетом прочей мебели можно нормально поставить только напротив окна!), так и в тестовой лаборатории Ф-Центра, где окно размещено примерно в метре справа от моего монитора и прикрыто тканевыми жалюзи. В аналогичных условиях TrackIR функционировал может не столь четко и плавно, как в темноте, но без явного «криминала», поскольку худшее, что ему грозило в поле зрения камеры — это люминисцентные лампы, в спектре которых длина волны 940 нм встречается лишь в короткое время разогрева до полной мощности. Для защиты от засветок некоторые владельцы гарнитур-трекеров идут даже на ухищрения с термоусадочной трубкой диаметром 20 мм, отрезок которой ставится вокруг камеры на манер бленды.
Третье же задекларированное преимущество — большую рабочую дальность трекера Gametrix (что может быть актуально, например, при игре с большого удаления на панели большой диагонали) — проверить не представилось возможности.
В конце знакомства с трекером упомянем о некоторых других нюансах.
Во-первых, трекер Gametrix занимает сразу два USB-порта против одного у Track IR. По заверениям разработчиков, это связано с тем, что светодиодному модулю потребовалось не только питание, но и микропроцессорное управление, чтобы в любых условиях укладываться в весьма жесткие отечественные санитарные допуски (а если бы светодиодный модуль светил не в глаза, а на монитор, то таких тонкостей бы не потребовалось бы...).
Во-вторых, этот модуль синим глазом светит среди ночи при выключенном компьютере, что явно можно назвать недоработкой прошивки.
Наконец, подведем итоги практического использования Gametrix vTrack MKI.
В качестве просто игровой гарнитуры данная модель не вызывает ярких эмоций — ни восторга, ни отторжения. Как игровые звуки, так и голосовая связь не вызывают особых восторгов, но и желания сменить гарнитуру на что-то тоже не возникает — взрывы вполне себе бухают, микрофон четко передает даже самые тихие твои реплики, сокомандников слышно хорошо.
Хочется сдержанно похвалить за небольшой вес конструкции (явно меньше, чем у Thrustmaster Y-250C) и почти невесомую посадку на голове (длительное ношение еще удобнее, чем у Y-250C) — но при этом слегка посетовать на худшую в сравнении с гарнитурой Thrustmaster изоляцию от внешних шумов.
В общем, в плане чисто гарнитуры перед нами очень крепкий середнячок, можно сказать хороший ремесленник — все делает добротно и основательно, но немного не хватает огонька, какой-либо изюминки. Впрочем, в роли последней выступает трекер.
Именно трекер делает из в целом неплохого, но достаточно заурядного, комплекта «наушники + микрофон» уникальную конструкцию, пусть и несколько страдающую от ограничений по размещению и мелких недоработок, но не имеющую серийных аналогов за сопоставимую цену.
Достоинства:
приемлемое качество воспроизводимого звука (несколько хуже Thrustmaster Y-250C как по детальности, так и по запасу громкости, но для игр и голосовой связи в играх вполне достаточно);
удобная легкая конструкция;
наличие встроенного трекера для отслеживания движений головы;
высокая точность трекера;
потенциально лучшая игровая совместимость в сравнении с TrackIR (достаточно поддержки игрой джойстиков, поддержка TrackIR не обязательна);
бонус для MMO-игры Warthunder в комплекте;
невысокая с учетом общей функциональности цена.
Недостатки:
чувствительность трекера к засветкам;
отсутствие внятной инструкции;
занимает два порта USB;
светящийся при выключенном компьютере индикатор светодиодного модуля.
Итоги
Гарнитура Thrustmaster Y-250C показала себя отличным устройством для игр и общения: очень качественный игровой звук, отличный направленный чувствительный микрофон, неплохая эргономика (за исключением болтающегося у пояса пульта управления, зафиксировать который повыше штатными средствами проблематично). Прекрасная аналоговая игровая гарнитура, не более того (с музыкой ее отношения уже несколько натянуты) — но и не менее (аудитория геймеров куда шире прослойки меломанов, и они наверняка не окажутся разочарованы). Плюс бонус универсальности подключения.
Гарнитура-трекер Gametrix vTrack MKI представляет собой настоящий парад компромиссов в области звуковой части с оглядкой на трекер. Если взять очень хорошую гарнитуру, которая безоговорочно устроит практически любого пользователя, то сведется к минимуму (если не пропадет вовсе) выигрыш в цене перед TrackIR, что равноценно провалу — симмеры предпочтут более функциональный и известный вариант, а просто желающих попробовать интересную фишку отпугнет цена. Если же использовать гарнитуру совсем дешевую — получившийся продукт не купит вообще никто, потому что игра с отвратительным звуком не оправдывается даже возможностью осматриваться движением головы. И тут баланс выдержать удалось: при значительном выигрыше в цене перед TrackIR использована вполне приличная гарнитура, более чем достаточная для игровых целей и удобная при длительном ношении.
Однако трекер вышел не без изъянов, хотя большинство из них не слишком серьезны и в целом простительны для «первого блина». Можно привыкнуть включать ПО вручную даже после автозагрузки (а там, глядишь, и фикс со временем выйдет), можно вытаскивать светодиодный модуль из разъема при выключении компьютера или обесточивать сетевой фильтр после прекращения работы (а со временем, глядишь, и прошивку модуля поправят, чтобы не горел этот ночник при выключенной системе). Лишний порт USB найти и вовсе не вопрос: если нет свободного на «матери» или передке корпуса, то разветвителей в продаже хватает на любой вкус. Но главная проблема — де-факто большая чувствительность к засветкам, нежели у TrackIR, и вызвана она нетрадиционным взаимным расположением светодиодного модуля и камеры (почему-то разработчики упустили из виду, что позади сидящего за компьютером днем игрока источников паразитного ИК-засвета камеры, как правило, нет вообще — а жалобы в основном относятся именно к работе днем).
Впрочем, если вы уверены, что сможете избежать паразитных засветок — этого бича Gametrix vTrack MKI — то можно смело покупать гарнитуру-трекер, даже если вы не являетесь горячим поклонником симуляторов и хотели купить просто гарнитуру. Использовать обзор головой можно даже в шутерах (если они поддерживают джойстик), причем игровой опыт вы получите весьма необычный и интересный.
P.S. Напоследок не могу не оставить ссылку
на ветку форума, в которой можно узнать немало нюансов о работе Gametrix vTrack MKI от разработчиков и пользователей.