Методика тестирования акустических систем

Введение


Вряд ли я сделаю открытие, назвав тему тестирования компьютерной акустики одной из самых непопулярных в компьютерной прессе. Если проанализировать большинство обзоров, то можно прийти к заключению, что все они носят чисто описательный характер и состоят, как правило, из перекомпиляции пресс-релизов с переписыванием основных технических параметров, любованием корпусного исполнения, да крайне субъективных итоговых оценок, не подкрепленных какими-либо доказательствами. Причина такой "нелюбви" – отсутствие в распоряжении тестеров таких специализированных средств измерения, как аудиоанализаторы, чувствительные микрофоны, милливольтметры, генераторы звуковых сигналов и пр. Подобный набор оборудования стоит приличных денег, и по сей причине по карману далеко не каждой тестовой лаборатории (тем более что компьютерная акустика стоит несоизмеримо мало по сравнению с подобной измерительной техникой). Кроме того, тестер, безусловно, должен обладать "правильными ушами" и, желательно, иметь представление о качественном звуке не по своему бытовому музыкальному центру, а по звучанию симфонического оркестра в зале консерватории, например. Как бы то ни было, компьютерная акустика хоть и не претендует занять место hi-end и радовать слух пользователя достоверной передачей тембров, в точности передавая эмоциональное содержимое звуковой картины, но должна хотя бы не искажать звучание ряда инструментов, не вносить дискомфорт в сознание слушателя. Объективно, человеческое ухо, конечно же, нивелирует большинство искажений, выделяя и восстанавливая звуковую картину даже из треска динамика радиотрансляционного репродуктора, однако при прослушивании того же произведения на более качественной акустике, слушатель начинает различать новые и дополнительные детали, какие-то музыкальные оттенки (вроде того, что “…если взглянуть вооруженным глазом, то можно заметить три звездочки!..”). Наверное, и по этой причине тоже, к выбору компьютерной акустики стоит подходить более серьезно и осознанно.
В последнее время число пользователей, желающих оснастить свой компьютер действительно качественными акустическими системами, неуклонно растет. Чтобы облегчить Вам задачу выбора, мы решили развить эту тему на страницах нашего сайта, а для того, чтобы обзоры не носили чисто субъективный характер, не строились лишь на личных предпочтениях автора-тестера, F-Center оснастил тестовую лабораторию специальным прибором – аудиоанализатором PRO600S производства французской фирмы Euraudio. Давайте рассмотрим этот прибор чуть подробнее.

Аудиоанализатор Euraudio PRO600S




Аудиоанализатор Euraudio PRO600S представляет собой компактное мобильное устройство, предназначенное для произведения электроакустических измерений в режиме реального времени. Его корпус выполнен из прочной пластмассы, а эргономичные выступы по бокам обеспечивают определенный комфорт при работе "в полевых условиях". Для стационарной установки на штатив предусмотрено специальное крепление в днище прибора. Вообще, в мире существует достаточно много аналогичных по назначению приборов, однако, основное и выгодное отличие Euraudio PRO600S – его полная автономность. Внутри аудиоанализатора есть собственный аккумулятор, позволяющий пользоваться прибором в удалении от электрических сетей (заряда аккумулятора хватает приблизительно на четыре часа автономной работы). Интересный факт: именно этот мобильный аудиоанализатор взят на вооружение установщиками автомобильной акустики, ввиду чего предусмотрен вариант запитки прибора от прикуривателя. При стационарном использовании к PRO600S подсоединяется внешний 12В источник питания.
Для измерения акустических параметров в настройках аудиоанализатора выбирается либо встроенный, либо подключаемый внешний микрофон, а для проведения электрических измерений – линейный вход. Встроенный микрофон используется в тех случаях, когда высокой точности измерений не требуется (например, при первичной настройке системы). Если поставлена задача снятия более точных параметров, либо есть нужда в особом позиционировании микрофона к динамику АС, к прибору можно подключить внешние высокочувствительные микрофоны. В нашем распоряжении есть два таких микрофона. Первый – микрофон фирмы Neutrik (удачная замена встроенного микрофона), второй – специальный микрофон Linearx M52, предназначенный для измерения высоких уровней звукового давления (High-SPL Microphone). Разъемы этих внешних микрофонов соответствуют стандарту AES/EBU (если не ошибаюсь, это сокращения от American Electromechanical Society / European Broadcasting Union) и подключаются к XLR-разъему аудиоанализатора через специальный экранированный переходной кабель.


Микрофон Neutrik


High-SPL-микрофон Linearx M52


Разъем для подключения внешнего микрофона

Линейный вход аудиоанализатора позволяет проводить измерения электрических (и акустических) контуров. Этот вход может быть подключен к линейным выходам предусилителей, микшерских пультов, CD-плееров, эквалайзеров и т.п. Исключение составляют лишь выходы усилителей мощности, высокий электрический потенциал которых может вывести электронику прибора из строя. При проведении измерений с помощью линейного входа уровни на ЖК-дисплее индицируются в дБв.


Режим измерения электрических контуров по линейному входу

Управление прибором осуществляется при помощи элементарной системы экранного меню и немногочисленных кнопок на его лицевой панели. Пятидюймовый монохромный ЖК-дисплей имеет разрешение 240х128 точек, обеспечивая легкое прочтение показаний. В других случаях, когда аудиоанализатор используется не в "полевых условиях", к нему можно подключить принтер или компьютер. Для этого он располагает интерфейсными портами IEEE1284 (LPT) и RS-232 (COM).


На задней панели аудиоанализатора находится: линейный вход (1), встроенный микрофон (2), выключатель питания (3), разъем для подключения внешнего ИП (4), COM-порт (5), LPT-порт (6)

Выбор источника входного сигнала в меню Input Selection производится между встроенным микрофоном (Internal Microphone), внешним третьоктавным микрофоном (1/3 Oct External Microphone), внешним High-SPL-микрофоном или линейным входом (Line Input).


Выбор источника входного сигнала

Режимов измерения несколько: режим выявления амплитудно-частотной характеристики акустической системы, максимального уровня звукового давления, соревновательный режим с подсчетом очков и режим для измерения электрических трактов. Метод "взвешивания" или "нагружения" (weighting) выбирается из меню Weighting SPL, которое состоит из пунктов A-weighting, C-weighting и Linear.


Выбор метода взвешивания


Режим для проведения соревнований по звуку

В общих чертах, дабы не утруждать читателя теоретическим материалом, это происходит так. Акустический сигнал, полученный аудиоанализатором с микрофона, направляется на его полосовые фильтры, которые занимаются усилением одних частот и сглаживанием (аттенюированием) других. Эти фильтры являются своего рода нагрузками. Различают два типа нагружения, которые обозначают литерами "А" и "С" (A- и C-weighting). Кривая "A" определяется приближенным инверсивным значением 40 фон ("phon" – единица эквивалентной громкости, равная 1 децибелу) эквивалентного контура громкости (equal loudness contour), а кривая "C" – 100 фон. Здесь низкие частоты атеннюируются, а частоты речевого диапазона (1 000 – 1 400 Гц) наоборот усиливаются. Режим "L" (Linear) обозначает отсутствие нагружения.


Кривые "А" и "С"

Далее я постараюсь наиболее популярно изложить суть измерения АЧХ.

Измерение АЧХ с помощью Euraudio PRO600S


Итак, прибор позволяет производить измерения амплитудно-частотных характеристик акустических систем по звуковому давлению в режиме реального времени. Если взять чисто гипотетически, то сам процесс измерения АЧХ можно было бы организовать следующим образом: последовательно изменяя частоту сигнала на входе, измерять текущее значение звукового давления на выходе. Для получения "не размытого" представления о форме АЧХ нужно провести такие замеры как минимум на тридцати отрезках частотной шкалы звукового спектра, отстоящих друг от друга не дальше трети октавы. Такой вот "ручной" режим измерения займет значительное время, что можно позволить лишь при тестировании отдельно взятой АС, да и то, если не прибегать к каким-либо дополнительным подстройкам в процессе (чтобы не прокатываться затем вновь по всем частотам). Именно поэтому в акустических лабораториях используется метод измерения АЧХ по звуковому давлению в режиме реального времени (RTA – Real Time Analyzing). Здесь вместо отдельных сигналов на вход системы подается единый сигнал, равномерно насыщенный по всему спектру частот звукового диапазона (от 20 до 20 000 Гц), который называется "розовым шумом" (pink noise). На слух такой сигнал напоминает звук ненастроенного радиоприемника или шум водопада. Акустическая система воспроизводит "розовый шум", который, в свою очередь, улавливается микрофоном аудиоанализатора, после чего направляется на его полосовые фильтры, вырезающие из спектра узкую полосу частот (каждый свою), ширина которой составляет треть октавы. Например, первый фильтр настроен на полосу от 20 до 25 Гц, второй – от 25 до 31,5 Гц и т.д. Усиленный сигнал по каждой полосе диапазона отображается на ЖК-дисплее аудиоанализатора в виде столбика-уровня. Для перекрытия диапазона частот от 20 до 20 000 Гц потребуется тридцать полосовых фильтров. Понятно, что и индикатор прибора должен отображать все тридцать уровней. Большая часть ЖК-дисплея Euraudio PRO600S занята этими третьоктавными столбиками, перекрывающими звуковой диапазон от 25 до 20 000 Гц. На дисплее прибора шкала частот отображается в логарифмическом виде, что соответствует выражению высоты тона в октавах пропорционально логарифму отношения частот (экранное разрешение таково, что один пиксел на дисплее прибора равняется одному децибелу).
Справа на экране находится индикатор общего уровня звукового давления, который оформлен в виде столбика-уровня с продублированным сверху цифровым значением. Использующийся метод нагружения индицируется под этим столбиком.


Режим измерения АЧХ по звуковому давлению в режиме реального времени

При измерении АЧХ существует возможность изменения времени интегрирования (Integration Time), другими словами, времени реагирования аудиоанализатора на изменение звуковой обстановки. Для этого предусмотрено три режима: Fast (125 мс), Slow (1 с) и Long (3 с). В любой момент измерения можно приостановить, а текущие показания аудиоанализатора окажутся "замороженными". Теперь, если нажать на одну из пяти пронумерованных кнопок, показания дисплея запишутся в соответствующую номеру кнопки ячейку памяти. Такая возможность оставлена для передачи данных от аудиоанализатора принтеру.
В комплект поставки прибора входит компакт-диск с сервисной программой Euraudio, которая достаточно проста. Она лишена какой-либо аналитической части и требуется, в основном, для представления результатов тестирования на компьютере. Кроме этого, программа переводит показания третьоктавных фильтров в цифровой вид, записывая данные с разделителями в текстовом файле (для преобразования в любую известную электронную таблицу).


Скриншот программы Euraudio

При измерении АЧХ, дабы не внести искажения от предусилителей какой-либо аудиокарты, испытуемая акустическая система подключается непосредственно к линейному выходу CD-проигрывателя, а тестовый сигнал "розовый шум" считывается со специального компакт-диска IASCA.
Определение относительной неравномерности АЧХ производится так: на основе полученных с помощью аудиоанализатора данных, находится максимальный перепад между соседними полосовыми частотными фильтрами, после чего вычисляется разница между ними. Учитывая тот факт, что в наших тестированиях принимают участие мультимедийные акустические системы, класс которых на порядок отличается от класса качественной бытовой аудиоаппаратуры (многие системы просто-напросто не работают в диапазоне 20 – 20 000 Гц), то подсчет неравномерности АЧХ мы решили ограничить отрезком от 50 до 15 000 Гц. На основании показателя неравномерности АЧХ можно говорить о качестве той или иной акустической системы. Частота раздела определялась визуально, по снятой АЧХ. Кстати, по картинке можно узнать и о настройках порта фазоинвертора сабвуфера и о частотах настройки полосовых фильтров системы.
Измерение максимального уровня звукового давления производилось следующим образом: к прибору подключается SPL-микрофон, из меню выбирается соответствующий режим измерений, и активизируется опция сохранения пиковых значений. Далее, с компакт-диска IASCA запускается тестовый трек SPL Competition, который "заставляет" систему работать на максимально возможных допустимых значениях. В ходе данного этапа, на дисплей аудиоанализатора выводится (и остается, как пик) лишь максимальный достигнутый уровень звукового давления. Именно по этому параметру можно судить о способности той или иной акустической системы "перевернуть Ваши внутренности" при прослушивании на максимальных значениях громкости.


Режим измерения максимального уровня звукового давления

По окончании тестирования, некоторые результаты измерений записывались в таблицу, глядя на которую достаточно легко понять, какая же система заслуживает внимания. Итак, проведение измерений с помощью аудиоанализатора позволяют нам судить о максимальном уровне звукового давления, относительной неравномерности АЧХ, частотах раздела и реальном диапазоне воспроизводимых частот акустической системой. По последнему параметру можно проверить расхождения заявленных производителем характеристик с теми, которые получились у нас.

Измерение импеданса


Аудиоанализатор, как я уже говорил, оснащен линейным входом, оформленным в виде RCA-разъема. Благодаря этому, прибор позволяет не ограничиваться лишь акустическими тестами, измеряя уровень звукового давления при получении данных с микрофона. С помощью этого линейного входа можно подключиться вразрез электрической цепи акустической системы и измерить (приближенно, конечно), к примеру, импеданс и коэффициент гармонических искажений.
Импеданс – это очень полезная функция, с помощью которой можно проверить способность динамика корректно работать при данном уровне усиления и отметить резонансные частоты низкочастотного динамика. Для проведения измерения, на вход усилителя акустической системы подается тестовый сигнал "pink noise". Взгляните на приведенный ниже рисунок: усилитель не должен включаться по мостовой схеме (т.е. его отрицательный полюс должен быть общей землей). Резисторы 4 и 8 Ом используются для калибровки. Сначала выбирается резистор 4 Ом, производится увеличение громкости до проявления читаемых уровней сигнала на дисплее аудиоанализатора (обычно такой уровень представляет собой прямую линию). После этого выбирается режим 8 Ом, и уровни выставляются для него. Затем переключатель устанавливается в положение для тестирования динамика, и путем сравнения этих двух линий оценивается его импеданс во всем акустическом диапазоне, отыскивается резонансная частота (или частоты).


Схема измерения импеданса

Примечание: к сожалению, на данный момент мы не успели подготовить стенд для определения импеданса, поэтому результаты по данному этапу будут доступны несколько позднее.

Тестовый аудиодиск IASCA Competition CD


Начну с того, что в конце 70-х годов производители акустики сознательно пытались провести аналогии между аудиоаппаратурой и… утюгами, крайне активно внедряя в умы потребителей наборы технических требований, выполнение которых гарантирует (якобы) высочайшее качество звучания аппаратуры. Уже тогда, производителей, пытающихся сделать ставку только на объективные параметры, называли "объективистами". Однако в начале 80-х годов всех их ждало разочарование в виде падения спроса и общего снижения объемов продаж на аудиоаппаратуру, несмотря на то, что "объективные параметры" постоянно улучшались, а качество звучания, почему-то, наоборот, становилось хуже. Такая общая тенденция дала толчок рождению движения субъективистов, чей лозунг поверг многих ортодоксов в шок: "Если между объективными параметрами и субъективными оценками есть противоречия, то результат объективных измерений учитывать не следует". Однако по сегодняшним меркам, тогдашний лозунг субъективистов оказался достаточно взвешенным. Хотя слуховое восприятие может нас подвести, оно, тем не менее, является самым чувствительным инструментом оценки качества звучания. Саму же оценку невозможно дать без прослушивания различных тестовых музыкальных композиций (симфонической и инструментальной музыки, хора мальчиков и знаменитого тенора, джазовых и роковых композиций), поэтому многими звукозаписывающими компаниями были разработаны специальные сборники, вроде того, о котором дальнейшее повествование.
Наш тестовый музыкальный диск можно назвать универсальным. Он используется как для определения объективных параметров (некоторые дорожки используются в качестве источника тестового сигнала), так и для построения субъективных оценок от прослушивания. Это компакт-диск IASCA Competition CD от достаточно известной международной ассоциации International Audio Sound Challenge Association.




На этом диске размещено 37 аудиотреков, а некоторые дорожки носят аннотационный характер, доводя до слушателя то, на что следует обратить внимание при прослушивании. Кстати, информация об этом диске есть в базе данных CDDB, поэтому после установки в CD-проигрыватель компьютера, из Интернет загружаются заголовки всех его треков. Порядок размещения записей на диске подчиняется определенному закону, т.е. фонограммы разбиты на группы по оцениваемым характеристикам звучания (тональная чистота, спектральный баланс, звуковая сцена и т.д.). Многие записи взяты из известных музыкальных архивов, таких как Telarc, Clarity, Reference, Sheffield и Mapleshade. Ниже приведен список дорожек IASCA Competition CD.

Плей-лист IASCA Competition CD
 Трек № Название трека Продолжительность
 1 Ascent 1:08
 2 Channel Verification Test 0:30
 3 Polarity/Phasing Test 0:23
 4 Instructions For S 5-7, Tonal Accuracy & Balance 0:18
 5 Star Wars Theme 1:19
 6 Walyungo Jam 1:19
 7 Use Me 1:21
 8 Instructions For S 9-12, Staging Tests 0:24
 9 Lux Aeterna 1:23
 10 Night Song 1:19
 11 Scherzo-Tarantella Op. 16 1:26
 12 Sound Stage Test 0:46
 13 Instructions For S 14-17, Imaging 0:34
 14 Baby It's Cold Outside 1:45
 15 Turn Back The Pages 1:20
 16 Ain't But One 1:03
 17 Snare Drums Across Sound Stage 0:24
 18 Instructions For S 18-23, Linearity At Varying Volume 0:19
 19 Level Setting Instructions For 0:21
 20 Linearity Test 0:18
 21 Gal With A Whole Lotta Loot, 81dB Reference 1:05
 22 Gal With A Whole Lotta Loot, 93 Db Reference 1:05
 23 Gal With A Whole Lotta Loot, 105dB Reference 1:05
 24 Noise Evaluation Instructions 0:28
 25 Brahms Sonata #3 1:17
 26 Zero Bit Instructions 0:17
 27 Zero Bit (Total Silence) 2:08
 28 Stereo Pink Noise, Uncorrelated 2:05
 29 Unlimited SPL Instructions 0:06
 30 Moon With The Rebel Bass 5:49
 31 Do You Like The Pressure 4:40
 32 SPL Setup 3:14
 33 SPL Competition 6:38
 34 Championship Judging Conclusion 0:09
 35 Back To Basics Introduction 0:20
 36 Friendly Faces 3:03
 37 Back To Basics Conclusion 0:25


Дорожка 01: Ascent

Без сомнения, вступительный аудиотрек под названием Ascent, который можно перевести как "Набор высоты", является весьма удачной "разогревочной" дорожкой, состоящей из синтезаторной записи с широчайшим и плотным спектром частот. Этот трек напоминает продувку ракетных двигателей перед стартом, подчас пугая неподготовленного слушателя крутизной вступления. Сразу за коротким роликом раздается вступительная речь: "You're listening to the nineteen-nineteen-nine edition of the official IASCA judging compact disc...", "Вы прослушиваете официальный судейский компакт диск международной ассоциации IASCA. Этот диск был специально разработан для тестирования аудиосистем. Следуя вложенным инструкциям, оценить качество звучания станет намного проще" (позволю себе переводить не слишком буквально все эти голосовые инструкции).

Дорожка 02: Channel Verification Test

Первое, что предлагается сделать – проверить правильность подключения правого и левого каналов: "Only the left speaker should be producing sound: left channel… left channel", - раздается приятный женский голос сначала в левом динамике… "right channel… right channel", - а теперь в правом. Если каналы по какой-то причине перепутаны, то тестирование нужно остановить. В общем, полезный тест, позволяющий лишний раз убедиться в соответствии того, что написано на панели подключения усилителя. Помню, когда я в свое время тестировал модель от Defender, благодаря этому тесту я обнаружил несоответствие маркировки распайке каналов.

Дорожка 03: Polarity/Phasing Test

Следующий звуковой фрагмент содержит голоса, записанные в различной полярности, и позволяет определить фазовые нарушения системы. Фрагмент "My voice is in phase now" ("Сейчас мой голос в фазе") должен звучать отчетливо, по центру звуковой картины. Фрагмент "My voice is out of phase now" ("Сейчас мой голос в противофазе"), напротив, должен звучать размыто, с затрудненным восприятием локализации направления источника.

Дорожка 04: Instructions For S 5-7; Tonal Accuracy & Balance

Аннотационный четвертый трек содержит инструкции к дорожкам 5-7, прослушав которые эксперт оценит тональную чистоту и звуковую сбалансированность системы.

Дорожка 05: Star Wars Theme

Тема из "Звездных Войн" в исполнении знаменитого Эрика Кунцеля и оркестра из американского города Цинциннати (Cincinnati Pops Orchestra) является по своей сути образцом записи с высочайшей энергетикой и богатейшим спектральным диапазоном. Трек идеально подходит для оценки тональной сбалансированности акустической системы.

Дорожка 06: Walyungo Jam

Композиция "Джэм Валунго" являет собой музыкальный фрагмент одноименного трека с акустического альбома Secret Island Стэнли Томаса Кейзера (Stanley Thomas Keiser). В данном музыкальном фрагменте присутствует только ударная установка, но зато в полном объеме. Запись в студии произведена с использованием двух микрофонов. Слушатель должен по возможности очень четко различать все ударные, в изобилии представленные в произведении. Завалы АЧХ в любой части спектра приводят к "выпадению" какого-либо компонента установки из музыкальной картины.

Дорожка 07: Use Me

Живая и энергетически менее насыщенная музыкальная композиция "Use Me" в исполнении Junior Wells предназначена для оценки тонального баланса системы.

Дорожка 08: Instructions For S 9-12; Staging Tests

Трек содержит инструкции к дорожкам 9-12. Дорожки с 9 по 11 являют собой музыкальные треки и предназначаются для проверки способности системы реалистично воссоздавать виртуальную сцену относительно слушателя-эксперта, а дорожка 12 – технический трек, для контроля за разделением голосов.

Дорожка 09: Lux Aeterna

Запись классической композиции в исполнении оперной певицы и многоголосого хора, с ярковыраженными акцентами пиано-форте, позволяет оценить динамический диапазон тестируемой системы.

Дорожка 10: Night Song

Содержание и тембр этой эмбиент-композиции меняется достаточно медленно в течение большого временного промежутка. Несколько чуждая музыкальная среда, являющаяся скорее загадочной и враждебной, чем комфортной, создается не без участия саксофона и экзотических ударных инструментов. При нарушенном тембральном балансе акустической системы, на которой проводится прослушивание этой композиции, сознание слушателя воспринимает данный трек агрессивно. В этом случае стоит лишний раз проверить величину неравномерности сквозной АЧХ от заданной (обычно плоской).

Дорожка 11: Scherzo-Tarantella Op. 16

Скерцо-Тарантелла, написанная польским композитором Винявским (Wieniawski) для виолончели и фортепьяно, - хороший экзамен для любой системы. Акустическая система, на которой производится прослушивание, должна быть не только верно тембрально сбалансирована, но и иметь низкий коэффициент гармонических искажений. В противном случае, виолончели будут вносить ярко-выраженный диссонанс в сознание, вызывая жанровое неприятие.

Дорожка 12: Sound Stage Test

При прослушивании этого немузыкального фрагмента, эксперт должен представить сцену, на которой в равном удалении друг от друга стоят три человека. Мужчины справа и слева сцены, и женщина по центру. Первый мужской голос объявляет: "My voice should appeared…", "Мой голос должен казаться исходящим из одной точки, находящейся в дальнем левом краю звуковой сцены, а мое местонахождение должно быть точным и четко сфокусированным." Затем, говорит женщина: "Мой голос должен казаться раздающимся из одной точки в центре звуковой сцены, а мое местонахождение должно четко угадываться и быть сфокусированным. Голос не должен казаться исходящим ни из правого, ни из левого каналов". После женщины начинает говорить второй мужчина, стоящий на сцене справа: "Мой голос должен казаться исходящим из одной точки дальнего правого края сцены, а мое местонахождение должно хорошо читаться и быть в фокусе". После этого все три голоса практически одновременно начинают говорить (каждый в своем участке сцены). Эксперт контролирует, чтобы акустическая система не смешивала голоса этих направлений, и должен четко идентифицировать направление каждого источника голоса, имея возможность сконцентрироваться на любом из голосов, мысленно отстранившись от остальных двух.

Дорожка 13: Instructions For S 14-17; Imaging

Аннотационный трек, повествующий о предназначении следующих четырех музыкальных дорожек. Данный раздел выявляет способность системы в точности передавать звучание некоторых музыкальных инструментов и голосовых образов в соответствующих для них корректных местах сцены.

Дорожка 14: Baby It's Cold Outside

Живая джазовая композиция и женским и мужским вокалом. Женщина (Betty Carter) поет справа на сцене, мужчина (Ray Charles) – слева.

Дорожка 15: Turn Back The Pages

Для оценки характеристик звуковой сцены отобрана очень интересная композиция "Turn Back The Pages" (Michael Allen Harrison и Phil Baker). Расположение инструментов на сцене ясно прописано: солирующий саксофон, фортепиано и ударные находятся на одной линии, уходящей вглубь сцены. В том случае, если аудиосистема в состоянии передать ощущение глубины, то это говорит о ее высоком классе. Компьютерной же акустике редко когда удается это сделать, однако это не критично для данного класса аппаратуры.

Дорожка 16: Ain't But One

О мелодичности (сыгранности) системы можно судить, прослушав данную музыкальную композицию. Женский вокал звучит очень эмоционально в сопровождении большой группы джазовых музыкальных инструментов.

Дорожка 17: Snare Drums Across Sound Stage

Эта дорожка содержит запись семи ударов по барабану, каждый из которых позиционируется в определенной точке стереопанорамы (первый удар – крайне левая точка, четвертый – по центру, и седьмой – крайне правая точка). Трек предназначается для оценки локализации и фокусировки источников звука, а также проверки качества стереобазы акустической системы.

Дорожка 18: Instructions For S 18-23; Linearity At Varying Volume

Аннотационный трек к дорожкам 18-23, которые предназначены для оценки линейности аудиосистемы, как система ведет себя на различных уровнях громкости. Дорожки 19-20 предназначены для соответствующей подстройки системы.

Дорожки 21-23: Gal With A Whole Lotta Loot

Музыкальные дорожки с 21 по 23 предназначаются для проверки линейности системы. Три идентичных полных динамики фрагмента, записанных с пиковыми значениями уровней звукового давления 81, 93 и 105 дБ, позволяют произвести корректную оценку линейности. Проигрыш первого фрагмента осуществляется при нормальном уровне громкости, который корректируется исходя из показаний аудиоанализатора; следующие два трека выявляют соответствие (или несоответствие) контролируемого аудиоанализатором уровня максимального звукового давления, заявленному в названии трека. Замечу, что на многих системах наблюдается нарушение линейности при воспроизведении фрагмента на уровне 105 дБ.

Дорожка 24: Noise Evaluation Instructions

Инструкции к трекам 25-27, которые используются для определения шумового контента АС.

Дорожка 25: Brahms Sonata #3

Прослушивание трека начинается с установки ручки уровня громкости в нормальное положение. Композиция записана таким образом, что звук постепенно начинает затухать, поэтому от слушателя требуется постепенное прибавление громкости, но таким образом, чтобы громкость была бы постоянна так долго, как это только возможно (все ограничивается пределом регулировки громкости). При прослушивании сонаты Брамса слушателю предлагается акцентировать свое внимание на шумовом контенте, часто проявляющемся на максимальных уровнях громкости при затухании основной композиции.

Дорожка 26: Zero Bit Instructions

Следующие треки (27-29; 32-33) являются техническими и предназначены для проведения испытаний при помощи аудиоанализатора.

Дорожка 27: Zero Bit (Total Silence)

На этой дорожке записана "тишина", прослушивание которой помогает выявить наличие паразитных шумовых составляющих.

Дорожка 28: Stereo Pink Noise, Uncorrelated

Запись "розового шума" являет собой равномерно насыщенный по всему звуковому спектру сигнал, который, будучи воспроизведенным системой, помогает снять АЧХ.

Дорожка 29: Unlimited SPL Instructions

Следующие два музыкальных трека ("Moon With The Rebel Bass" и "Do You Like The Pressure") демонстрируют реализацию нелимитированного звукового давления. При воспроизведении этих дорожек из порта фазоинвертора вырывается мощный поток воздуха.

Дорожка 32: SPL Setup

Данный трек представляет собой запись серии синусоидальных сигналов с частотой от 1 Гц (sic!) до 200 Гц, благодаря чему выявляется частота, на которой акустика выдает наибольший уровень звукового давления.

Дорожка 33: SPL Competition

Эта дорожка при аналогичности серии сигналов отличается их формой. Прямоугольная форма сигналов обеспечивает достижение абсолютного максимального значения энергии акустической системы. Серия начинается с 10 Гц с возрастающим по 1 Гц шагом частоты каждые две секунды. По данному треку аудиоанализатором выявляется максимальный уровень звукового давления акустической системы.

Дорожка 34: Championship Judging Conclusion

Остальные дорожки, за исключением последнего музыкального трека Friendly Faces, завершают программу испытаний акустики.

На основе полученной с помощью аудиоанализатора и тестового диска информации, легко составить достаточно непредвзятое мнение о тестируемой системе. Надеюсь, что испытания акустических систем тестовой лабораторией Ф-Центра придутся по душе многим. Если Вы, уважаемый читатель, хотите предложить как-то модифицировать данную методику, буду очень признателен выслушать Ваше мнение. Мой электронный адрес: artist@mail.ru.