Тестирование трех комплектов акустических систем от Creative

Введение


Цикл испытаний акустических систем мы решили начать с трех комплектов от Creative. Продукция этой солидной компании всегда привлекала внимание многочисленных пользователей, ищущих качественное решение за адекватную стоимость. Сегодня мы рассмотрим три, пожалуй, самых ходовых комплекта акустики, ориентированных для различных целей. Тем, кто присматривается к 6.1-системе, задавшись целью создания домашнего кинотеатра на базе ПК, наверняка будет интересно почитать о модели Inspire 6.1 6700, - акустике, выпуск которой приурочен выходу Audigy2. Кому хочется приобрести качественную 2.1-систему, к которой можно было бы одновременно подключить как компьютер, так и бытовую аудиотехнику, возможно, приглянется Inspire 2.1 Digital 2800. Тех пользователей, которые не хотят загромождать свой рабочий стол крупногабаритными системами, ждет рассказ об акустике I-Trigue 2.1, примечательной парой изящных сателлитов.

Сводная таблица технических характеристик
  Creative Inspire 6.1 6700 Creative Inspire 2.1 Digital 2800 Creative I-Trigue 2.1 3300
 Мощность сабвуфера, Вт, RMS 22 22 25
 Мощность сателлитов, Вт, RMS Фронтальные и тыловые – 8,
центральный – 20
 8 9
 Диапазон воспроизводимых частот, Гц 40 – 20 000 35 – 20 000 30 – 20 000
 Диаметр излучателя сабвуфера, дюйм 6.5 6 6.5
 Диаметр излучателя (или габариты плоской панели) сателлита, дюйм 2.5, 3 (центр) 2.5 1.25
 Габариты сабвуфера, мм - 260х240х240 245х265х242
 Габариты сателлитов, мм 96х92х112
116.5х89.3х108 – центр
 92х96х112 44х68х212
 Материал корпуса сабвуфера ДСП ДСП ДСП
 Масса сабвуфера, кг 4.4 3.5 4.1
 Материал корпуса сателлитов Ударопрочный пластик, HIPS (High Impact Polystyrene) Ударопрочный пластик, HIPS (High Impact Polystyrene) Алюминиевое шасси, пластик
 Масса сателлита, кг 0.463, 0.802 – центр 0.463 0.3
 Габариты ПДУ, мм 79х48х27 - 94х39х22
 Ориентировочная стоимость, $ 114 110 99


Creative Inspire 6.1 6700




Выпустив на рынок семиканальную аудиокарту Audigy2, Creative не могла оставить ее без надлежащей акустической системы, поэтому практически одновременно с ней компания представила модель Inspire 6.1 6700 (Inspire переводится, как "вдохновлять", "воодушевлять"). Набор включает в себя центральный сателлит (20 Ватт RMS), пять равноценных динамиков окружения (5х8 Ватт RMS) и мощный сабвуфер (22 Ватт RMS). Полоса пропускания от 40 до 20 000 Гц, при соотношении сигнал/шум >75 дБ. Система поставляется в большой красочной коробке, как, впрочем, любая другая акустика от Creative. Давайте рассмотрим конструктив компонентов этой акустической системы.
Корпуса сателлитов и пульта дистанционного управления сделаны из ударопрочного полистирола (High Impact Polystyrene), выдерживающего не только сильные механические воздействия, но и высокие температуры (температура плавления этого полимера достигает 250оС). Замечу, что данный материал широко используется для домашней электронной техники (в задних панелях телевизоров, в корпусах магнитофонов, приемников и пр.).
Сателлиты системы имеют весьма презентабельный вид и наверняка украсят собой интерьер любого рабочего стола. На всех на них надеваются фальш-панели, обтянутые черной материей (фальш-панели лучше не снимать, дабы не портить эстетику). К сателлитам в комплекте предусмотрены специальные подставочки, на основания которых приклеены полоски мягкой резины (чтобы колоночки не "ездили" по поверхности стола). Подставки устанавливаются в пазы сателлитов и не требуют какого-либо дополнительного крепления. Помимо установки на основания, все сателлиты (кроме центрального) можно прикрепить к стене, для чего на тыльной стороне каждого из них есть специальная прорезь. К центральной колонке идет дополнительная подставка для размещения на мониторе. Будучи установленным на ней, сателлит слегка наклонен вниз.


На сателлит надевается фальш-панель, покрытая черной материей. Ее
лучше не снимать, чтобы не портить эстетический облик колоночки

В качестве динамических головок сателлитов использованы небольшие, но мощные 10 Ватт неодимовые динамики от компании Cambridge Sound Works (CSW). Можно сказать, что эти динамики были специально разработаны для использования в компьютерной акустике, потому производитель предусмотрел защитный экран на магните, для предотвращения наводок на монитор. Центральный сателлит крупнее остальных, да и динамик в нем стоит несколько большего диаметра. Отмечу, что подвес этого динамика заметно мягче, нежели у сателлитов окружения. Объемы корпусов сателлитов заполнены синтетической ватой, которая выполняет демпфирующие функции. Отверстие с тыльной стороны сателлита, через которое выходит шнур подключения динамиков, изнутри залито специальным герметизирующим составом, что призвано предотвратить его перекручивание (некоторые производители на этом экономят, попросту завязывая выходящий провод узлом).


Часть объема корпуса сателлита заполнена синтетической ватой

Сабвуфер сделан по схеме с портом фазоинвертора, который выведен с левой стороны ящика (фазоинвертор служит усилителем низких частот в данном акустическом оформлении). Деревянный корпус сабвуфера выполнен в виде куба, лицевую сторону которого занимает 6.5'' динамик. Толщина стенок ящика составляет полдюйма. Короб, как водится, предполагается поставить на пол, вдали от монитора (магнит НЧ-динамика не защищен экраном, как, впрочем, и сам корпус сабвуфера). Накидная матерчатая фальш-панель сабвуфера носит скорее декоративную функцию, не защищая диффузор динамика от возможных контактов с ногой.


Порт фазоинвертора намертво приклеен к деревянному ящику


В акустических системах Creative используются динамики CSW

По окружности внешнего радиуса низкочастотного динамика надето кольцо уплотнителя из пористой резины, которое призвано обеспечить плотный контакт динамика с корпусом и исключить возможный резонанс с корпусной обшивкой. Однако при производстве сабвуфера был допущен просчет, и кольцо уплотнителя оказалось с внешней стороны, а не с внутренней, что хорошо видно на нижеследующей фотографии.


(1) – кольцо уплотнителя; (2) – 6.5'' НЧ динамик; (3) – порт фазоинвертора

Из прочих корпусных особенностей короба сабвуфера можно отметить отсутствие внутри демпфирующего материала. На практике это означает одно: на определенных частотах и уровне громкости будет наблюдаться резонанс внутренних элементов корпуса, приводящий к ухудшению качества звучания. В качестве примера правильного акустического оформления, посмотрите на внутреннюю обклейку ящика сабвуфера более дорогой системы MegaWorks. Демпфером здесь служит стекловата.


Стекловата является хорошим демпфирующим материалом. Жаль, что
в корпусе сабвуфера Inspire ее нет

Разъемы подключения сосредоточены на задней стенке сабвуфера. Для соединения с Audigy2 в комплект поставки входит специальный аналоговый кабель с цветной маркировкой каналов.


На тыльной стороне сабвуфера находится панель подключений

На панели подключения есть следующие разъемы:

Разъем для внешнего источника питания;
Шесть аналоговых RCA-разъемов (для подключения сателлитов);
Три аналоговых гнезда типа mini-jack (для подключения к звуковой карте);
Составной разъем ПДУ.

Кроме этого, на панели есть микропереключатель режимов реального и эмулируемого семиканального подключения (5.1 / 6.1 – 5.1  6.1 upmix), благодаря чему акустику можно использовать с 5.1-аудиокартой (к примеру, с первой Audigy). При выборе режима "6.1 upmix" звук тыловых каналов 5.1 микшируется на центральный канал, что вполне приемлемо при прослушивании музыки (не стоит забывать, что в этом режиме теряется правильное трехмерное позиционирование источников звучания).
Как я уже отмечал, акустическая система комплектуется проводным пультом дистанционного управления. На нем размещены колесики регулятора уровня баса и громкости. Кроме них здесь есть гнездо для подключения наушников. С пульта можно осуществлять включение системы, а выключатель совмещен с колесиком регулятора громкости. Включение индицируется зеленым светодиодом. В принципе, пульт можно прикрепить к какой-либо плоской поверхности, воспользовавшись специальными двусторонними наклеечками.


Плата усилителя находится внутри корпуса сабвуфера

С внутренней стороны к коммутационной панели крепится плата усилителя. Сам усилитель собран на сборках TDA8510J/TDA8511J производства Philips. Его выходная мощность достаточно высока, поэтому сборки крепятся на радиаторе внушительных размеров, рассеивающем выделяемое ими тепло. TDA8511J – является интегрированным усилителем мощности "Б"-класса, оформленным в плоском корпусе с двухрядным вертикальным расположением выводов. Внутри него содержится четыре идентичных 13 Ватт усилителя, которые могут использоваться в схемах с несимметричной нагрузкой. Уровень усиления каждого установлен на 20 дБ. Для устранения неприятных щелчков при включении системы, усилитель некоторое время пребывает в "приглушенном" состоянии, дожидаясь зарядки входных электролитических конденсаторов. TDA8510J отличается более высокой мощностью. Он также содержит четыре идентичных усилителя, которые используются в двухканальных схемах. Упрощенно это представляется так, как показано на нижеследующих рисунках:


TDA8510J: два усилителя – один канал


TDA8511J: два усилителя – два канала

Вообще, преимущества от применения таких вот интегрированных усилительных сборок очевидны. Во-первых, значительно уменьшается число дополнительных элементов схемы, а во-вторых, снижается себестоимость изделия. Отмечу, что эти усилительные сборки были специально разработаны компанией Philips для использования в схемах мультимедийных акустических систем.
Теперь о тестировании. В процессе эксплуатации этой акустической системы я отметил, что производителю удалось избавиться от проявления неприятного щелчка при включении. Можно сказать, что Creative не просто добавил еще один тыловой канал, но и провел некоторое совершенствование электрической схемы усилителя.
Слуховые тесты показали, что высокие частоты стали прозрачней, а средние достаточно хорошо справились с детализацией музыкальной картины. За счет добротных сателлитов хорошо развита стереопанорама. Виртуальный источник определяется безошибочно как в ширине, так и в глубине музыкальной картины. Система верно тембрально сбалансирована и бережно относится к правильности отображения многих инструментов. Разделение голосов очень отчетливое и показательно точное. По мелодичности или сыгранности особого драйва я не заметил. Сабвуфер звучит хорошо и упруго, но, как мне показалось, в каком-то уж очень узком диапазоне частот. Безусловно, давая субъективную оценку звучания именно компьютерной акустике, я стараюсь, по возможности, делать ей скидку, и не слишком строго относиться ко многим нюансам. Однако даже в этом случае, я стараюсь применить к звучанию какой-то отдельной мультимедийной акустики эстетические эталоны ясности, взяв собирательные образы естественного звучания рояля, виолончелей, медных духовых инструментов, певческих голосов, симфонического оркестра и т.д.
Давайте посмотрим, как отнесся к "прослушиванию" мой беспристрастный друг, аудиоанализатор Euraudio PRO600S. Если посмотреть на приведенные ниже диаграммы, можно сказать, что в части диапазона воспроизводимых частот система оправдывает заявленные производителем характеристики. Высокую неравномерность АЧХ между соседними фильтрами 125 – 160 Гц я вправе отнести на счет ненастроенности порта фазоинвертора и отсутствия демпфирующего материала внутри корпуса сабвуфера (кстати, располагая подобным аудиоанализатором вполне возможно произвести настройку работы сабвуфера, экспериментируя с его акустическим оформлением).
Подытоживая, я могу сказать, что данная акустическая система мне больше понравилась, нежели наоборот. Вместе с ее акустическими достоинствами, отмечу просто-таки отличное соотношение цена / качество. Отмечу кстати, что комплект Inspire 6.1 с Audigy2 обойдется дешевле экономному покупателю.


Общая АЧХ системы Creative Inspire 6.1 6700

Для более детального просмотра кликните сюда.


АЧХ сабвуфера системы Creative Inspire 6.1 6700

Для более детального просмотра кликните сюда.

Достоинства:

Соответствие заявленных и снятых характеристик;
Хорошее качество звучания;
Продуманное (и недорогое) акустическое оформление сателлитов;
Возможность выбора режима апмиксинга звука;
Выключение системы с ПДУ;
Отличное соотношение цена / качество.

Недостатки:

Запас мощности средний;
Нет демпфирующего материала внутри корпуса сабвуфера;
Нет цифрового входа.

Creative Inspire 2.1 Digital 2800




Данная модель, в отличие от рассмотренной выше, предназначена для подключения к трехканальным аудиокартам (2.1), MP3- или CD-плеерам, а также прочим стереофоническим источникам, однако общих черт у систем гораздо больше, нежели отличий. Это касается, в первую очередь, акустического оформления сателлитов и сабвуфера, выполненного по такой же схеме. Сабвуфер данной модели отличается лишь наличием цифрового входа, оформленного стандартным RCA-разъемом (наличие цифрового входа прямо следует из названия системы – Digital). Надо заметить, что акустическое оформление сабвуфера для всех трех рассматриваемых сегодня систем идентично: массивный деревянный ящик с портом фазоинвертора, НЧ-динамик, занимающий всю его лицевую сторону, да встроенный в корпус усилитель (но и у всех моделей также отсутствует демпфирующий материал). Ну а раз есть цифровой вход, то и электронная схема подразумевает наличие цифро-аналогового преобразователя, плата с которым хорошо видна на фотографии.


Электронная начинка данного сабвуфера дополнена модулем ЦАП

Проводной пульт дистанционного управления системой несколько отличается от пульта Inspire 6700. Его регулятор громкости выполнен в виде большого колесика типа "шаттл" и находится сверху, а колесико уровня баса расположено спереди по центру. На пульте также есть светодиодный индикатор включения системы и гнездо для подсоединения наушников.
Панель подключений, находящаяся на задней панели сабвуфера, имеет два раздельных линейных входа, поэтому к системе можно подключить несколько аудиоисточников (например, компьютер и плеер). Кроме того, нельзя забывать о наличии цифрового входа, который также позволяет расширить спектр подключений.


Панель подключений на задней стенке сабвуфера

На панели подключения есть следующие разъемы:

Разъем для внешнего источника питания;
Два аналоговых RCA-разъема (для подключения сателлитов);
Два аналоговых входа типа mini-jack (для подключения звуковой карты и доп.источника);
Цифровой вход Digital In;
Составной разъем ПДУ.

В отличие от электронной схемы усилителя рассмотренной выше модели, усилитель Inspire 2.1 сделан на неизвестных сборках, информация о которых отсутствует. Они промаркированы, как Creative CT1975-SAS, но т.к. Creative не имеет собственной производственной базы для сборки полупроводников, то уместно предположить, что усилители для них могут быть произведены по заказу кем угодно (хоть той же Philips). Кстати, сборки оформлены в аналогичном плоском корпусе с двухрядным вертикальным расположением выводов. ЦАП сделан отдельной платой, на которой находятся: собственно сам преобразователь CT8930-SAS и операционный усилитель. О технических параметрах ЦАП я также сказать ничего не могу по причине отсутствия доступной информации.
В слуховых тестах система показала себя хорошо, продемонстрировав развитую стереопанораму и великолепное разделение голосов. В части воспроизведения различных музыкальных жанров, как то поп- или рок-композиций, джаза или классики, – все выглядит достаточно одинаково, можно сказать, что системы универсальны в выборе жанровых предпочтений. Такие инструменты, как, например, саксофон и скрипки звучат несколько неестественно, а виолончели даже пугают своей пронзительностью (на низах, кстати, некоторые инструменты вообще никак не звучат, попросту "вываливаясь" из частотного диапазона). Запас мощности я счел недостаточным (хотелось, чтобы система была способна на большее). Динамический диапазон, тем не менее, развит очень хорошо, система линейна и аккуратно работает с акцентами пиано-форте.
Теперь, к части испытаний при помощи аудиоанализатора. Даже визуально, АЧХ данной системы отличается от первой большей неравномерностью во всем спектре частот. Здесь, видимо, сказываются отличия в использованной элементной базе. Забыл отметить, что у сабвуферов описанных комплектов Inspire присутствуют резонирующие частоты, наличие которых заметно на максимальных уровнях громкости при подаче на вход усилителя специального тестового трека с IASCA Competition CD. На графике хорошо прослеживается некая обособленность работы сабвуфера от сателлитов системы. В целом, данную акустику можно было бы рекомендовать владельцам портативных аудиоустройств, если бы не ее цена, которая меньше семикомпонентного комплекта лишь на какие-то $4 (не совсем понятно из-за чего).


Общая АЧХ системы Creative Inspire 2.1 2800

Для более детального просмотра кликните сюда.

Достоинства:

Наличие цифрового входа;
Два раздельных стереовхода;
Хорошее качество звучания;
ПДУ с выключателем питания.

Недостатки:

Сравнительно высокая стоимость;
Отсутствие в сабвуфере демпфирующего материала;
Большая неравномерность АЧХ.

Creative I-Trigue 2.1 3300




Эта стильная во всех отношениях акустическая система разработана компанией Creative в первую очередь для владельцев ноутбуков и портативных аудиоустройств. Конечно, это не означает, что пользователь будет носить данную систему всюду с собой, однако любое портативное устройство часто используется в стационарных условиях.
В комплект поставки системы входят два сателлита и сабвуфер, а также проводной пульт дистанционного управления, с помощью которого осуществляется управление громкостью и уровнем баса. Пульт подключается к панели сабвуфера через составной разъем.


Пульт дистанционного управления комплекта I-Trigue

Красивые сателлиты системы выполнены в виде цельнометаллических стоек, к основаниям которых приклеены резиновые площадки. Динамики закрывает декоративная фальш-панель, обтянутая полупрозрачным черным капроном. Доступ с обратной стороны закрывает полупрозрачная панель из темного пластика. В каждом сателлите установлено три мини-динамика, включенных по параллельной схеме.


Сателлиты системы оформлены в виде цельнометаллических стоек

Акустическое оформление сабвуфера практически не отличается от ящиков комплектов Inspire. Выделяется лишь посеребренный порт фазоинвертора, что, конечно же, никак не отражается на качестве звучания. Схема усилителя также сделана на сборках Creative CT1975-SAM, информация о технических характеристиках которых крайне скудна (известна лишь выходная мощность: на сабвуфер приходится 22 Ватт и по 8 Ватт на каждый сателлит). Кстати, эти сборки Creative использовал в акустических системах прошлых поколений, таких, к примеру, как FPS-1000 и FPS-1500.
Кстати, Вы никогда не обращали внимания на то, что в технических характеристиках почти всегда указывается самый полный диапазон воспроизводимых частот? Во многих случаях производители лукавят, и на практике чаще всего он оказывается уже заявленного. В спецификации на I-Trigue производитель указал диапазон 30 – 20 000 Гц. Показания же аудиоанализатора не только сузили заявленные рамки диапазоном 40 – 16 000, но и выявили провал АЧХ в высокочастотной части спектра. Получается, к примеру, что если из обычной линейки выломать середину, а затем склеить две оставшиеся части, то можно без зазрения совести доказать, что линейка как отмеряла 20 см, так и отмеряет. И не беда, что отсутствует середина.
И все же, в слуховых испытаниях система ясно реализовывала высокие и средние частоты. Звук чист и прозрачен, а его источники четко позиционировались по всей стереопанораме. Тембры, однако, выглядели несколько ненатурально и неразнообразно. Хочется отметить хороший запас мощности, адекватный данному классу акустики. В части басов, по моему мнению, системе не хватает глубины и фундаментальности. Хотя бас насыщенный, многие басовые композиции звучат неестественно, с выпадением некоторых инструментов. Впрочем, на средних частотах картина аналогична. На максимальной громкости перегрузок сабвуфера не наблюдается, однако уловимо присутствие постороннего шума. Джазовые композиции звучат не столь выразительно, как того хотелось, заметны искажения при воспроизведении ряда инструментов. Присутствовала кашеобразность голосов хора при прослушивании композиции Lux Aeterna (т.е. выделить какой-либо отдельный голос из общего звучания было практически невозможно). Динамический диапазон системы невелик, акценты форте-пиано не реализованы в должной мере.
I-Trigue стоит порядка $100, что не позволяет говорить о хорошем соотношении "цена / качество", да и вряд ли большинство из нас готовы переплатить за эстетику корпусного исполнения сателлитов.


Для более детального просмотра кликните сюда.


Для более детального просмотра кликните сюда.

Достоинства:

Корпусная эстетика сателлитов;
Достаточный запас мощности;
ПДУ с выключателем питания.

Недостатки:

Сравнительно высокая цена;
Несоответствие заявленных характеристик;
Провалы АЧХ на высоких частотах.

Результаты тестирования с помощью Euraudio PRO600S


Испытания акустики проводилось на основе специальной методики тестирования, с использованием аудиоанализатора Euraudio PRO600S. Результаты наших измерений сведены в таблицу.

Некоторые результаты наших измерений
  Creative Inspire 6.1 6700 Creative Inspire 2.1 Digital 2800 Creative I-Trigue 2.1 3300
 Диапазон воспроизводимых частот 40 – 20 000 40 – 20 000 40 – 16 000
 Относительная неравномерность АЧХ, в диапазоне 50 – 15 000 Гц, дБ 14 16 21*
 Частота раздела 250 250 315
 Максимальный уровень звукового давления (SPL), дБ 108.9 107.0 107.9

* Столь большое значение неравномерности связано с провалом АЧХ между значениями полосных фильтров 8 000 – 10 000 Гц.