ZALMAN Theatre 6 (ZM-RS6F): первые 5.1-наушники от производителя кулеров

Вступление


Рынок аппаратных средств сформировался уже так давно, что мы без труда сможем перечислить имена ведущих производителей, ассоциируя их с определенным "железом". Но чем крупнее становится та или иная компания, тем более возрастает ее желание освоить новый сегмент компьютерного рынка. Пробуя себя в новом амплуа, одного лишь желания оказывается мало – нужно обязательно предложить что-то интересное и яркое, дабы мы с вами, потенциальные покупатели, непременно бы вспомнили о новинке в салоне компьютерного магазина. Практически именно такой беспроигрышный вариант покорения рынка избрала компания ZALMAN, с продукцией которой многие из нас хорошо знакомы.
Если кто не знает – имя ZALMAN у сборщиков ПК ассоциируется с охладителями для центральных процессоров и видеокарт, а также с источниками питания и компьютерными корпусами. Но тем сильнее было мое удивление, когда я узнал об открытии компанией направления мультимедиа-устройств, доселе ей несвойственного. Начало деятельности ознаменовалось выходом внешней многоканальной аудиокарты ZM-RSSC, микрофонного усилителя ZM-RSA, и необычных наушников ZM-RS6F, которым, собственно, и посвящено мое сегодняшнее повествование.


В такой вот оригинальной упаковке наушники ждут своего покупателя

Прежде всего, давайте посмотрим на таблицу технических характеристик заявленных производителем. В заботе о покупателе все эти данные размещены непосредственно на упаковочной коробке.

Технические характеристики




В приведенной таблице спешу обратить ваше внимание на низкое значение входного сопротивления (импеданса), которое для ZM-RS6F составляет 16 Ом. На практике это означает, что при использовании наушников следует быть особо внимательным к уровню громкости аудиоисточника и не злоупотреблять максимальными положениями ручки Volume Control своего усилителя мощности. Замечу, что значения импеданса у ряда высококачественных наушников с открытым акустическим оформлением обычно приходятся на диапазон от 32 Ом до 120 Ом (например, у Sennheiser HD 590 – 120 Ом, у Technics RP-F10 – 32 Ом). Но, в принципе, уже из заявленных характеристик следует, что наушники не претендуют даже на Hi-Fi: указанный диапазон воспроизводимых частот 50 – 20 000 Гц вряд ли впечатлит меломана.
Чувствительность наушников (sensitivity) производитель не указал, зато привел значение уровня звукового давления (SPL), что встречается в подобных спецификациях крайне редко (многие все же привыкли отождествлять класс головных телефонов по показателю чувствительности).

Конструктивное исполнение




ZALMAN ZM-RS6F

Честно говоря, появления многоканальных наушников стоило ожидать уже давно, ибо, если даже на бесполезном изобретении можно неплохо заработать (вспоминается фонарик на солнечных элементах, пользующийся повышенным спросом в сувенирных лавках), то на первых на рынке 5.1-наушниках заработать можно вдвойне. Итак, мы имеем головные телефоны с технологией "звук вокруг". Давайте разберем их конструктивное исполнение.
Наушники ZALMAN ZM-RS6F построены с открытым акустическим оформлением. Общеизвестно, что у такого типа исполнения головных телефонов часть звукового излучения выбрасывается во внешнюю среду. По этой причине сфера применения наушников сильно ограничивается. Например, их нецелесообразно использовать в шумных помещениях, потому как внешние шумовые воздействия будут проникать внутрь чашек; их также нельзя использовать в местах, где требования к тишине критичны (звукозаписывающие студии, и пр.). Для портативной аудиоаппаратуры (аудиоплееры) наушники также не годятся. Остается только один вариант – использовать дома, с игровыми консолями, DVD-театрами и устройствами с многоканальным аудиовыходом. Однако, для работы с источниками высококачественного аудиосигнала, чтобы получить наслаждение от прослушивания, искушенные пользователи наверняка предпочтут наушники более высокого класса. Поэтому, отсекая и этот вариант, получается, что для ZALMAN ZM-RS6F остается лишь ниша игровых консолей с объемным выводом звукового сопровождения. Столь узкая сфера применения вряд ли положительно скажется на уровне продаж данных наушников. В другом случае, нельзя не принимать в расчет тенденции моды, что, несомненно, подогреет интерес со стороны рядовых пользователей, а также людей, выбирающих "чтобы такого подарить".
Из множества разнообразных моделей головных телефонов, с которыми мне когда-либо доводилось работать, я не припомню ни одной, имеющей такую причудливую конструкцию, как ZALMAN ZM-RS6F. Да, наушники здорово смотрятся в упаковочной коробке, представляя образец компактности. Их чашки складываются в оголовье, благодаря чему вся конструкция занимает минимум места. Похожие компактные варианты широко применяются ведущими производителями головных телефонов для такой целевой аудитории, как ди-джеи, которым часто приходится осуществлять аудиомониторинг одним ухом. В этих случаях, одна чашка может складываться в оголовье, а ее внешняя часть для обеспечения комфорта оснащается мягкой подушечкой. Кроме того, в комплекте со складывающимися наушниками поставляются чехольчики для хранения и транспортировки. В нашем же варианте подобный чехол не предусмотрен, потому как целевой аудитории ZM-RS6F, каковыми являются домашние пользователи, вряд ли будет нужно часто брать наушники в дорогу. Вот и получается, что складывающаяся конструкция ZM-RS6F бесполезна на практике и отдана лишь в угоду упаковочной коробке.


В месте крепления чашки явно не хватает пружины, из-за чего она
просто болтается

Конструкция крепления чашек и оголовья довольно-таки сложна, но ввиду отсутствия шаровых шарнирных соединений ограничивает настройку чашек относительно ушей лишь двумя степенями свободы. Сами чашки снабжены большими амбушюрами, обтянутыми поверх поролоновых вставок мягким материалом, напоминающим кожу. При посадке они целиком окружают уши. Такой тип амбушюр называется circum-aural ("вокруг уха"). Амбушюры сделаны легкосъемными, что способствует простоте их обслуживания.


Амбушюры сделаны легкосъемными

Вообще, конструкция наушников оказалась легкой на разборку: чтобы заглянуть внутрь чашки достаточно открутить четыре шурупа.


Внутри чашки есть три низкоомных динамика


В центре – динамик на 32 ОМ, по краям – по 16 Ом


Элементы конструкции чашки

Внутри чашки есть три динамика: один сопротивлением 32 Ом и два по 16 Ом. Конструкция акустической камеры оформлена в виде трех комнат. Между комнатами есть компенсаторы звукового давления, а также резонансные басовые порты, за счет которых наушники способны воспроизводить глубокие басы. Итак, для достижения максимального реализма при воспроизведении аудиоэффектов, наушники ZM-RS6F оснащены шестью динамиками (по три в каждой чашке), хотя все мы прекрасно знаем, что объемное звучание на стандартных стереофонических наушниках также возможно при использовании соответствующих технологий позиционирования звука.
Необходимо отметить, что низкочастотный канал сабвуфера наушниками не воспроизводится вообще никак. При воспроизведении тестового сигнала (из панели управления звуковой платой), позволяющего оценить работоспособность всех каналов подключенной акустической системы (в нашем случае – наушников ZALMAN), канал сабвуфера выпадал из общей картины. "Вскрытие" показало, что внутри чашек проводок этого канала просто-напросто обрезан. 5.1-наушники на деле оказались наушниками 5.0. ;)


Три штекера вынесены на передний план

Чтобы потенциальный покупатель понял, что ZM-RS6F представляют собой именно шестиканальные наушники, в упаковочной коробке соответствующие штекеры вынесены на передний план с подписями Front, Rear и Center. Вот только общепринятая стандартная цветовая маркировка разъемов производителем не соблюдена. Вместо этого ZALMAN предложил свою цветовую схему, цель которой, видимо, сбить всех с толку. Так, разъем для фронтальной пары динамиков имеет белую маркировку вместо зеленой, тыловой – серую вместо черной, а разъем центрального канала – черную вместо оранжевой. Впрочем, в памятку каждый раз заглядывать не придется: если приглядеться, можно увидеть, что на каждом из разъемов выдавлены буквы F, R и C.

Тестирование


Испытания ZALMAN ZM-RS6F я разбил на два этапа. Первый этап построен на определении аудиохарактеристик наушников при помощи аудиоанализатора. Второй этап подразумевает субъективную оценку качества звучания, и базируется на прослушивании специальных тестовых композиций. Источником аудиосигнала служила звуковая карта Creative Audigy2 ZS.
При синхронном выводе тестового аудиосигнала на три динамика, максимальное значение звукового давления (SPL max) составило 118.7 дБ. При выводе сигнала через один динамик – чуть меньше: 117.1. Позволю уточнить, наибольшие значения звукового давления приходятся на область самых низких частот. Для средних и высоких частот это значение всегда окажется значительно меньше. Следует заметить, что это очень высокие показатели звукового давления, которые могут легко травмировать ухо слушателя при длительном воздействии. Во время воспроизведения тестового трека из резонансных портов вырывался мощный поток воздуха, как будто в чашках был спрятан вентилятор. Напомню, что болевой порог человеческого уха равен 120 дБ (это тот условный порог, с которого начинается разрушающее слуховую систему человека воздействие).
Для снятия частотной характеристики, на наушники подавался равномерно-насыщенный сигнал, называемый "розовым шумом" (pink noise). Данные снимались при помощи специального калиброванного микрофона и спектроанализатора Euradio PRO600S.


Частотная характеристика ZM-RS6F

Данная диаграмма позволяет оценить неравномерность АЧХ и реальный диапазон воспроизводимых наушниками частот. Вышеприведенный скриншот достаточно хорошо иллюстрирует, что наша модель воспроизводит зоны низких и средних частот, тогда как в области высоких частот наблюдаются провалы. На этих участках неравномерность АЧХ особенно высока.
В слуховых тестах наушники ZALMAN ZM-RS6F показали себя крайне неубедительно. Замыленная стереопанорама, "убитые" высокие частоты, нарушенный тембральный баланс и многие другие негативные факторы, говорят далеко не в пользу ZM-RS6F. Хоть эти наушники и реально многоканальные, но я, например, предпочел бы им стандартные стереофонические. Тем более что за те же деньги можно приобрести классные уши.

Достоинства и недостатки


Достоинства:

Съемные амбушюры;
Длинный соединительный кабель

Недостатки:

Отсутствие канала сабвуфера (провод обрезан);
Отход от стандартной цветовой маркировки разъемов;
Практическая бесполезность складной конструкции;
Отсутствие регулятора громкости на шнуре

Заключение


Вообще, я крайне осторожно отношусь к тем наушникам, которые произведены неавторитетными для меня фирмами. Компания ZALMAN не имеет такого богатого опыта за спиной, как, например, Sennheiser, Sony, Technics или Pioneer. Однако без сомнения, наушники от ZALMAN вызовут повышенный интерес со стороны игровой общественности, ведь главное достоинство модели – воспроизводить звуки на полную катушку в то время, когда акустическую систему громко не включишь. Позволю еще раз заметить, при воспроизведении на максимальных уровнях громкости следует быть очень аккуратными, если не хотите раньше времени оглохнуть.
За время использования наушников я ловил себя на мысли, что чего-то в них не хватает. Завершая статью, я вдруг понял, что далеко не лишним в конструкции ZM-RS6F оказался бы переключатель режимов Surround/Stereo. Аналогичные решения используются производителями головных телефонов, - достаточно вспомнить модель Pioneer SE-DJ5000. Однако если в таких специализированных стереофонических наушниках переключатель позволяет быстро выбирать между режимами Mono/Stereo, то почему бы ни сделать в многоканальных ушах режим Surround/Stereo? Полагаю, что мое предложение будет рассмотрено инженерами ZALMAN в следующих моделях наушников (думаю, они непременно появятся). Из дополнительных нюансов я бы отметил отсутствие клипсы для соединительного шнура, применяющейся во многих моделях комфортных головных телефонов. Конечно, она никак не сказывается на качестве звучания, но отражается на комфортности.
И в заключение, приведу слова моего друга ди-джея: "…любые наушники травмируют ухо, особенно дешевые...". Помните об этом, когда будете выбирать себе наушники на длительный срок.