Creative GigaWorks S750: покорение ультразвука

Вступление


Сегодня рынок многоканальных мультимедийных акустических систем представлен великим множеством моделей на любой вкус и цвет. В таком разнообразии немудрено потеряться и обойти вниманием что-то действительно стоящее. Однако системы от Creative, разрабатывающиеся силами акустической лаборатории Cambridge SoundWorks, способны приковать внимание даже праздно шатающегося покупателя, случайно зашедшего в компьютерный супермаркет. В случае с тестируемой сегодня акустической системой Creative GigaWorks S750 потенциального покупателя должен привлечь не только изысканный дизайн компонентов модели, но и самая рядовая табличка с краткими техническими характеристиками, сопутствующая обычно всем товарам электронного супермаркета. Вы спросите, - что же на ней такого притягательного значится? Давайте посмотрим вместе.

Технические характеристики Creative GigaWorks S750




Обратите внимание на главное: Creative GigaWorks S750 способна воспроизводить аудиофильский диапазон частот, несвойственный рядовым мультимедийным комплектам акустики. Кроме того, система развивает огромную мощность, оснащена большим сабвуфером с "серьезным" диаметром излучателя, а также имеет двухполосные сателлиты. А вот прочитав последний пункт таблицы, обычный покупатель, полагаю, сразу отойдет от витрины с возгласом "о, нет!". Хотя, если разобраться и взвесить адекватность назначенной цены, то от ее кажущейся заоблачности не останется и следа. Судите сами, если общую стоимость комплекта поделить на восемь, вычесть стоимость усилителя, аксессуаров (вроде модулей управления, проводов, и пр.), то получится вполне привлекательная цена порядка $40. Для создания полноценного домашнего кинотеатра на базе персонального компьютера GigaWorks S750 может стать великолепным выбором. Главное – не подорвать здоровье при транспортировке акустики из магазина домой. ;)


Упаковочная коробка имеет недюжинные размеры и вес

Позволю заметить, общий вес системы, судя по данным на внешней транспортировочной коробке, составляет 28.5 кг, а габариты – 44х51х57 см. Давайте посмотрим, что найдет потенциальный покупатель внутри нее.

Комплект поставки


А внутри упаковочной коробки покупатель найдет множество компонентов и принадлежностей акустической системы GigaWorks S750. Диву даешься, с какой тщательностью это все упаковано, как рассчитан объем тары. В комплект поставки Creative GigaWorks S750 входит:

семь двухполосных сателлитов с подставками для установки на стол и настенными креплениями;
сабвуфер;
аудиоприставка Audio Control Pod;
пульт дистанционного управления на ИК-лучах;
соединительные провода;
справочное руководство

Давайте разберем конструктивное исполнение компонентов акустики и ее вспомогательных средств.

Конструктивное исполнение




Creative GigaWorks S750

Итак, в комплект Creative GigaWorks S750 включено семь сателлитов, сабвуфер, аудиоприставка Audio Control Pod и пульт дистанционного управления. К каждому из сателлитов предусмотрена настольная подставка с резиновыми подошвами. Для настенного варианта крепления сателлитов на их тыльной стороне есть прорезь под головку шурупа (саморезы с дюбелями входят в комплект поставки). Все сателлиты, как и подобает классной акустике, оснащены зажимными клеммами, к которым подсоединяются сигнальные провода. Их полярность, дабы пользователь не ошибся с фазой при подключении, обозначена красным кембриком. Длины проводов специально рассчитаны под каждую пару сателлитов: для фронтальной пары и центрального канала – 2 м, средней – 5 м, тыловой – 7 м. Сигнальные провода от сателлитов присоединяются к гнездам задней панели сабвуфера. Чтобы не запутаться в многочисленных проводах, для каждого из них в комплекте предусмотрены специальные наклейки.


Каждый сателлит оснащен двумя высококачественными
динамиками



Гнезда для подключения сателлитов расположены
на панели сабвуфера

Сателлиты системы оснащены двумя динамиками: среднечастотным (мидвуфером) с диаметром излучателя 3'' и входным сопротивлением 8 Ом, и высокочастотным (твитером) с диаметром 1'' и сопротивлением 4 Ом. Внутри каждого сателлита установлена плата кроссовера, а объем корпуса заполнен синтетической ватой.


Внутреннее пространство корпуса сателлита заполнено
синтетической ватой

Хочется обратить особое внимание на тип конструктивного исполнения твитера. Впервые Creative применяет в сателлитах высокочастотный динамик купольного типа, в котором главную роль играет титановая мембрана. Позволю заметить, купольный тип динамика отличается тем, что в нем обод катушки раскачивает мембрану по кольцу окружности от подвеса. Применение титана придает мембране необходимую жесткость, что позволяет целиком и полностью охватить диапазон высоких частот, а также ультразвуковой диапазон. Именно поэтому в заявленных технических характеристиках производитель смог не без гордости указать аудиофильские значения от 25 до 40 000 Гц.


В каждом сателлите установлена своя плата кроссовера

Среднечастотный динамик, в сравнении с динамиком системы MegaWorks 510D, стал намного лучше. Его мягкий подвес выполнен из пенной резины. Диффузор же теперь сделан из пластика, а не из пропитанного картона.
Сателлит центрального канала, кроме приспособления для горизонтальной установки, от остальных ничем не отличается. Корпуса всех сателлитов выполнены из специальной прочной пластмассы темного цвета, которая служит защитой от магнитных полей. Внешнюю солидность придает обтянутая материей съемная крышка с логотипом Creative. Но даже если ее снять совсем, открыв доступ к излучателям, то внешний вид сателлита не станет от этого хуже.


Сателлит со снятой панелью выглядит ничуть не хуже

Теперь о низкочастотном блоке. Его главное отличие от сабвуфера системы MegaWorks 510D – иной тип использованного акустического оформления. На этот раз производитель решил отойти от закрытой схемы и снабдил короб портом фазонвертора. Кстати, внутренняя часть порта закрыта сеточкой, препятствующей проникновению инородных предметов в корпус. Низкочастотный 8'' динамик, направленный в сторону пола, также закрыт защитной металлической сеткой, призванной уберечь его от механических повреждений. В общем, примененная схема акустического оформления сабвуфера позволяет добиться обволакивающего и глубокого баса с большой мощностью, при сравнительно малом внутреннем объеме корпуса. В этом я смог всецело убедиться при прослушивании системы.


Внутренняя часть порта фазоинвертора закрыта сеточкой


Внутри ящика сабвуфера не так просторно, как может
показаться из фотографии. Основной объем корпуса
занимает электронная начинка

Сам ящик представляет собой куб массивных размеров (315х315х315 мм), возвышающийся на ножках с подошвами из мягкой резины. Внутри корпуса сабвуфера, помимо большого динамика, находятся платы блока питания и цифрового усилителя на мощных полевых транзисторах, построенного по запатентованной технологии B.A.S.H. (Bridged Amplifier Switching Hybrid). Чтобы рассказ о сабвуфере получился максимально полным, я произвел его вскрытие, что дало дополнительную информацию. Сняв заднюю металлическую панель, обнаружилось, что крепящаяся на нее электронная начинка занимает немало места внутри корпуса. Чтобы минимизировать дребезг внутрикорпусных элементов, все они по возможности дополнительно закреплены, а места соединения проводов залиты специальным сдерживающим составом. Им же залиты возвышающиеся над платами электролитические конденсаторы и дроссели.


Модуль питания


Модуль предварительного усилителя


Модуль усилителя мощности


Тыловая цельнометаллическая панель сабвуфера
дополнена массивным радиатором

Цельнометаллическая задняя панель ящика сабвуфера дополнена большой радиаторной решеткой. На панели находятся разъемы для подключения сателлитов комплекта, гнезда линейного входа для стыковки со звуковой платой, а также пара разъемов для внешнего коммутационного блока Audio Control Pod. Немного в стороне находится электрическая розетка и выключатель питания. К сожалению дополнительного цифрового входа у Creative GigaWorks S750 нет, поэтому при подключении к аудиокарте придется довольствоваться лишь ее аналоговыми выходами.


Audio Control Pod

В комплект с Creative GigaWorks S750 входит приставка Audio Control Pod, на которую возлагается общее управление системой и взаимодействие с пультом дистанционного управления. Для него на передней панели приставки предусмотрено окошко ИК-приемника.
Дискретная шкала цифровой подстройки разбита на множество тонких шагов. Однако для индикации уровней громкости и тембра предусмотрено всего лишь семь светодиодных индикаторов линейки (причем первый горит вообще всегда). Если для варьирования громкостью это принципиального значения не имеет, то подстройка тембров кажется несколько затруднительной. Замечу, что все функции управления приставки продублированы на ПДУ.
На приведенной фотографии приставки видно, что на лицевой панели есть USB-порт с подписью M-PORT. Данный порт призван расширить возможности подключения системы, организуя связь с другими аудиоустройствами от Creative, оснащенными такими же портами. Также на приставке есть гнезда для подключения наушников и линейного входа. Если учесть, что присоединение наушников к аудиокартам как правило сопровождается отсоединением фронтального выхода акустической системы, то размещение дополнительного гнезда на внешней приставке кажется весьма оправданным.


Пульт дистанционного управления

Включение системы производится как с приставки, так и с пульта дистанционного управления. Надо заметить, что инженеры акустической лаборатории Cambridge SoundWorks здорово доработали электронную схему, в сравнении с MegaWorks 510D, и избавили пользователя от прослушивания громких щелчков при включении питания системы.

Тестирование


Полагаю теперь, когда о конструктивном исполнении GigaWorks S750 нам известно практически все, самое время перейти к непосредственному прослушиванию системы. Как обычно для этих целей использовался специальный компакт-диск IASCA Competition CD, на котором записано 37 тестовых аудиотреков. Данный аудиодиск универсален, и служит для оценки как объективных параметров акустики (есть дорожки с записями "розового шума", максимального звукового давления и пр.), так и для построения субъективных впечатлений от прослушивания. Порядок размещения записей на диске подчиняется определенному закону, т.е. фонограммы разбиты на группы по оцениваемым характеристикам звучания (тональная чистота, спектральный баланс, звуковая сцена и т.д.). Многие записи взяты из известных музыкальных архивов, таких как Telarc, Clarity, Reference, Sheffield и Mapleshade.
Прослушивание системы я проводил с помощью аудиокарт Creative Audigy2 ZS и Creative E-MU 1820. Для оценки акустических параметров сигнал с воспроизводимого тестового диска снимался непосредственно с линейного выхода оптического DVD-привода. Для измерения амплитудно-частотной характеристики акустической системы по звуковому давлению в режиме реального времени использовался аудиоанализатор Euraudio PRO600S с внешним калиброванным микрофоном.
Надо сказать, что прослушивание оставило много положительных впечатлений. Прежде всего, хочется отметить превосходный запас мощности системы. Складывалось впечатление, что для реализации всего заложенного потенциала ей было недостаточно объема помещения нашей тестовой лаборатории. Измерение уровня звукового давления показало, что значение SPL при воспроизведении аудиотрека SPL Competition составило 110.1 дБ, а максимальный (пиковый) уровень оказался равным 114.2 дБ. Надо заметить, что при этом из порта фазоинвертора сабвуфера вырывался очень мощный поток воздуха. Для проведения подобного рода испытаний, когда система показывает себя на полную мощь, мне пришлось пожертвовать одним из своих выходных дней, дабы в стенах тестовой лаборатории оказался бы я один.
Во многом благодаря выбранному производителем варианту акустического оформления сабвуфера, система воспроизводила достаточно качественный бас с хорошим фундаментом и выраженной структурой. Ударный ряд звучал четко и упруго. Чувствовалось, что система "дышит", стараясь как можно правдоподобней передать звучание музыкальных инструментов низкочастотного ряда.
Приведенный ниже скриншот отображает диапазон частот сабвуфера при воспроизведении тестового аудиотрека "pink noise".


Диапазон частот воспроизводимых сабвуфером
(кликните для увеличения)

Оценка линейности системы оказалась также на высоте. Для изучения данной характеристики воспроизводились три идентичных тестовых фрагмента, записанные по определению с пиковыми значениями уровней звукового давления 81, 93 и 105 дБ. Коррекция уровней громкости производилась исходя из показаний аудиоанализатора. Отмечу, что у абсолютного большинства мультимедиа-систем, которых мне когда-либо доводилось тестировать, наблюдается нарушение линейности, особенно при воспроизведении фрагмента с уровнем 105 дБ.
Прекрасные сателлиты внесли огромный вклад в кристально чистое звучание системы: спектр средних и высоких частот охвачен полностью, а позиционирование аудиоисточников хорошо угадывается по всей стереопанораме. Так категорично заявить об этом помогла снятая амплитудно-частотная характеристика.


Снятая АЧХ GigaWorks S750 показала охват всего
спектра частот

На скриншоте видно, что неравномерность АЧХ в этом диапазоне не превышает 5 дБ, спектр ровный, без каких-либо завалов. Результат ровной "частотки" – хорошая тембральная сбалансированность системы. Правдоподобность и эмоциональность звучания классической музыки свидетельствует о правильно расставленных акцентах форте и пиано. Надо заметить, что система трепетно и очень бережно относится к выбору жанрового предпочтения: джаз звучит выразительно, с душой, а рок действительно взрывает объем, вызывая понимание типичных этому музыкальному жанру дисторсий. И даже попсовые композиции не вызывают такого раздражения, если бы они звучали на дешевой акустике.


* К сожалению, наш аудиоанализатор выше 20 000 Гц уже ничего не слышит, поэтому в графе "реальный диапазон воспроизводимых частот" я не смог указать 40 кГц.

Достоинства и недостатки


Достоинства:

Широкий диапазон воспроизводимых частот с низкой неравномерностью АЧХ;
Высокие значения уровней звукового давления;
Великолепное качество звучания;
Большой динамический диапазон;
Удобство управления системой;
Подробное русифицированное руководство;
Устранены щелчки по питанию при включении системы

Недостатки:

Отсутствие цифрового входа (такого, как на MegaWorks 510D);
Нет напольных стоек для сателлитов окружения;
Резонанс внутрикорпусных элементов сабвуфера при воспроизведении ряда некоторых частот;
Избирательность к качеству аудиовыхода звуковой карты;
Слишком примитивная индикация уровней регулировки

Заключение


Итак, акустическая система Creative GigaWorks S750 с честью выдержала все испытания, и осталось сказать лишь пару слов в заключении. Продемонстрировав свои способности в части воспроизведения широкого диапазона средних и высоких частот, система показала себя очень требовательной к установленной на компьютере аудиокарте. Дело в том, что большинство стандартных широко распространенных аудиокарт "режут слух" на высоких частотках, однозначно заваливая их. Примерно такая же ситуация сложилась с аудиокартой Creative Audigy2 ZS. "Виноват" в этом наш титановый твитер, который старательно воспроизводил все, включая высокочастотные помехи. Акустику удалось апробировать на новейшей аудиоплате Creative E-MU 1820, которая пребывала в нашей тестовой лаборатории параллельно с Creative GigaWorks S750. И надо заметить, с ней она не просто звучала, но услаждала слух великолепием звука. Таким образом, подходя к покупке акустической системы, следует задуматься о надлежащем качестве установленной аудиокарты. В противном случае, результат может несколько обескуражить и разочаровать.
Creative GigaWorks S750 является несомненно классной акустической системой, и я думаю, что сегодня ей вряд ли найдется достойный соперник в классе мультимедиа-систем. Если вы подыскиваете лучший выбор для своего компьютерного уголка, то она ваша. Приходите и забирайте!

Выражаем признательность восточно-европейскому представительству Creative за предоставленный демонстрационный образец.