Вступление
Мы продолжаем тему тестирования акустики, и представляем для сегодняшнего повествования две весьма необычные системы от
Harman Multimedia. Данная компания, являющаяся подразделением
Harman International Industries, занимается производством полночастотной акустики под брэндами JBL, Infinity и Harman Kardon (полагаю, брэнд JBL очень хорошо знаком установщикам автомобильной акустики). Неподготовленному читателю, ничего не слышавшему о Harman Multimedia, позволю безапелляционно заметить: любая продукция данного производителя всегда выгодно выделяется среди аналогичных моделей представленных на рынке. В этом несомненная заслуга инженеров компании, которые уделяют большое внимание не только внешнему дизайну, но также разработке уникального акустического оформления, электронной схеме усилителя и прочим не менее важным нюансам. Отчасти поэтому, акустические системы от Harman Multimedia принято считать настоящим хай-эндом. Говорю это для того, чтобы заранее подготовить читателя к сравнительно высокой стоимости рассматриваемых сегодня комплектов JBL Creature II и SoundSticks II.
Как всегда, давайте сначала ознакомимся с техническими характеристиками моделей. Именно им, оформленным в стиле Sci-Fi, предстоит разрушить сложившиеся стереотипы о внешнем облике и звучании компьютерной акустики.
Технические характеристики моделей JBL Creature II
JBL Creature II в упаковке для розничной продажи "Creatures of fantasy" –
создания, порожденные фантазией, - наверное, именно такое обобщающее название как нельзя лучше подходит для именования всей линейки мультимедийной акустики от Harman Multimedia. Да, фантазии человека, создавшего образ сей акустической системы можно просто позавидовать. Два крошечных сателлита, похожих на космические посадочные модули, да очень необычный сабвуфер, чем-то напоминающий шлем стражника из "Звездных войн" – все это составляет комплект JBL Creature II.
JBL Creature II – экстравагантное "создание" Отмечу, что дебют родоначальницы линейки, модели JBL Creature состоялся в 2002 году на выставке Macworld Expo. И, надо сказать, он был настолько успешен, что данная серия акустики вскоре получила свое продолжение в лице рассматриваемой сегодня системы JBL Creature II. Потенциального покупателя не должно смутить то обстоятельство, что оба комплекта разрабатывались специально для Mac'ов, в таком свойственном им стиле Sci-Fi. Никаких "противопоказаний" к подключению этих акустических систем ни к ПК, ни к бытовой аудиоаппаратуре нет: модели подключаются к аудиоисточникам посредством стандартного аналогового стереофонического разъема формата mini-jack.
Комплект поставки Комплект поставки JBL Creature II прост, и включает в себя следующее:
Сабвуфер;
Два сателлита;
Аудиокабель;
Источник питания;
Руководство пользователя
Акустика JBL Creature II продается в трех цветовых корпусных исполнениях: белой, серой и голубой.
Взглянув на фотографию системы может показаться, что у данной модели есть только регуляторы тембра, которые расположены на сабвуфере, а привычной ручки громкости нет совсем. Однако если внимательно посмотреть на один из сателлитов, то можно заметить две сенсорные металлические площадки, с выгравированными на них знаками "плюс" и "минус".
Сенсорные площадки управления громкостью Цифровое управление громкостью позволяет производить подстройку с дискретным шагом. Приглушение звука (функция
Mute) осуществляется одновременным касанием сенсоров. В процессе эксплуатации системы я счел это вполне удобным, если бы не один небольшой нюанс: в данной модели касание площадки сопровождается чуть заметным щелчком в динамиках, чего, по идее, быть не должно.
Регуляторы тембра Регулировка тембра производится при помощи двух металлических ручек Treble и Bass. Помимо своего основного предназначения данные ручки сами по себе здорово украшают внешний вид необычного сабвуфера. Для удобства подстройки тембра регуляторы имеют индикатор среднего положения ощущаемый тактильно. Я заметил, что производитель немного напутал с корпусными обозначениями задания тембра "больше/меньше". Т.е. если хочешь добавить басов или высоких частот, нужно выкручивать ручки в обратную сторону, нежели чем указывается на сабвуфере.
Панель подключений Сзади сабвуфера находятся гнезда для подсоединения сателлитов, внешнего питания и источника аудиосигнала. Здесь же находится кнопка включения и светодиодный индикатор Power. Интересно, что каждое из гнезд сателлитов имеет собственное сечение. Как видно на фотографии, у правого сателлита оно выполнено в форме квадрата, у левого – в форме треугольника. Так что при подключении ошибиться каналами будет невозможно: "квадратный" разъем не всунешь в "треугольный", и наоборот. Рядом с панелью разъемов находится порт фазоинвертора, направленный (как и динамик) в сторону пола – будет выдувать пыль из под сабвуфера ;).
Сабвуфер, судя из руководства пользователя, предлагается устанавливать непосредственно на рабочий стол. Я бы этого делать не рекомендовал: на максимальных уровнях громкости поверхности стола будет передаваться нешуточная вибрация.
Массивная алюминиевая трубка – порт фазоинвертора Порт фазоинвертора имеет свое продолжение внутри низкочастотного модуля, и представлен здесь массивной алюминиевой трубкой. Плата с электронной начинкой расположена вертикально, и разделяет пополам акустическую комнату сабвуфера.
В сабвуфере JBL Creature II работает 4.5'' динамик На другой половине "комнаты" находится 4.5'' динамик JBL. Его диффузор сделан из пластика, а мягкий подвес выполнен из пенной резины.
Миниатюрные сателлиты системы JBL Creature II порождают противоречивые чувства В каждом сателлите установлен алюминиевый динамик с дюймовым диаметром излучателя. Внизу, как видно на фотографии, есть светодиод, подсвечивающий поверхность стола для придания еще большей футуристичности. Однако столь небольшие излучатели, как правило, используются в акустике в качестве твитеров, отвечая за воспроизведение диапазона высоких частот. Получается, что сабвуфер системы должен "оказывать помощь" сателлитам, беря на себя и среднечастотный диапазон.
Внутренняя начинка сателлитов Сателлиты отличаются друг от друга электронными начинками. Т.к. правый сателлит оснащен сенсорными площадками, то для их обслуживания потребовалась специальная микросхема. Интересно, что провод с дополнительным питанием сюда не подводится, а связь с сабфуфером осуществляется посредством обычного стереокабеля.
В работе система показала себя очень хорошо, продемонстрировав незаурядное качество звучания. Снятая АЧХ показала малую относительную неравномерность (порядка 6 дБ), а охват частотного диапазона подтвердил соответствие заявленных производителем значений.
АЧХ JBL Creature II Максимальный уровень звукового давления (SPL max), которого удалось достичь JBL Creature II, составил 100.2 дБ, что очень даже неплохо (не будем забывать о небольших габаритах системы). А вот тест на линейность (linearity test) система, честно говоря "завалила", не выйдя на заявленные референсные уровни звукового давления. Расхождения составили порядка -9 дБ.
Акустика понравилась хорошей стереопанорамой. Расположение источников угадывалось легко, однако звуковая сцена представлялась как-то узко и неглубоко. Система эмоционально сдержана. При прослушивании джазовых композиций создается впечатление, что акустика "слышит" и воспроизводит этот музыкальный жанр впервые. Видимо там, откуда прилетели инопланетяне-сателлиты в моде иная музыка.
Отмечу несколько нарушенный тембральный баланс системы, что вызывает агрессивность восприятия некоторых эмбиент-композиций, звучание которых, как правило, сопровождается участием экзотических музыкальных инструментов. Не спорю, сам по себе эмбиент звучит всегда враждебно, однако у слушателя это не должно вызывать неприятие любых инструментов ряда. Т.е., к примеру, перкуссия не должна вызывать ассоциации вылета пробки из бутылки. Или я не прав? В целом же звучанием системы я остался доволен.
Достоинства:
Хорошая стереопанорама;
Соответствие заявленным характеристикам;
Неплохой бас
Недостатки:
Высокая стоимость;
Передача щелчков при касании сенсоров;
Смещенный тембральный баланс
Harman Kardon SoundSticks II
SoundSticks II Название данной модели можно перевести как "две звучащие палки". Этим система обязана своим сателлитам, необычная конструкция которых сразу бросается в глаза. Но не только сателлиты выполнены в невиданном стиле. Сабвуфер – он так вообще представляется в виде миксера или соковыжималки, незаменимой кухонной принадлежности для приготовления овощных коктейлей. Прозрачные пластиковые корпуса компонентов комплекта SoundSticks II являют чисто Mac'овский стиль (вспомним iMac), за который придется выложить порядка $200.
Комплект поставки Если кто-то думает, что комплект поставки столь дорогой системы содержит какие-то полезные дополнения, то он ошибается. В упаковочной коробке покупатель найдет следующий стандартный набор:
Сабвуфер;
Два сателлита;
Источник питания;
Руководство пользователя
Давайте рассмотрим корпусное исполнение компонентов акустики. По той причине, что компоненты системы выполнены из прозрачного пластика, сквозь который хорошо видна электронная начинка, производитель не имел морального права на "грубую" сборку. Можно отметить очень аккуратную пайку, полностью закембренные соединительные провода и наличие декоративных внутрикорпусных элементов. Все это выглядит словно на выставке.
Сателлиты акустики SoundSticks II: именно им система обязана
своим названием На данной фотографии помимо расположения сенсорных кнопок хорошо показана
конфигурация резонансного порта сателлита В каждом сателлите установлено по четыре запараллеленных динамика с дюймовым диаметром излучателя. Для усиления некоторых частот воспроизводимого сателлитами диапазона, их корпуса снабжены портами фазоинверторов, которые находятся снизу, вблизи от кольцеобразных оснований. Сами кольца целиком выполнены из металла (это придает устойчивости конструкции), а их поверхность покрыта мягким полипропиленом. За счет специального крепления, основания позволяют осуществлять наклон сателлитов относительно вертикальной оси. Излучатели сателлитов имеют острый угол направленности, поэтому для создания достоверной стереопанорамы важно правильно расположить их на своем рабочем столе.
Система оснащена сенсорными регуляторами громкости, которые расположены у основания правого сателлита. Они представляют собой две металлические площадки с выгравированными на них знаками плюса и минуса. Одновременное касание площадок полностью приглушает звук (функция
Mute). В отличие от JBL Creature II у данной акустики касания сенсоров не сопровождаются щелчком в динамиках.
Сабвуфер системы представляет собой пластиковый бочонок, вершину которого венчает порт фазоинвертора. Дно бочонка занимает 6'' низкочастотный излучатель, а со стороны разъемов находится регулятор уровня баса. Рядом из корпуса выходит шнур со стандартным стереофоническим разъемом на конце для стыковки с аудиоисточником. Для подсоединения сателлитов производитель применил составной блок-разъем.
Панель подключений Сабвуфер системы SoundSticks II внешне напоминает соковыжималку Вообще, акустическое оформление сабвуфера очень интересно само по себе. На приведенной фотографии видно, что основной объем сабвуфера занимает акустическая камера, через центр которой проходит резонансный басовый порт. Пластиковые части бочонка соединены через вставки из мягкой резины, поэтому любое дребезжание обшивок здесь исключено. Сабвуфер стоит на четырех ножках с резиновыми подошвами и где-то на сантиметр возвышается над поверхностью стола/пола. Внутри бочонка есть и декоративный элемент – лампочка голубой подсветки. В темноте очень эффектно смотрится, надо сказать. Я попробовал передать подсветку бочонка фотографией. Вот что получилось:
Так выглядит сабвуфер в темноте Расскажу теперь, как система показала себя в испытаниях. Сразу хочется отметить хороший запас мощности, вполне соответствующий акустике данного класса. Система отлично справляется с воспроизведением высоких и средних частот, о чем свидетельствует снятая АЧХ.
АЧХ SoundStick II Максимальный уровень звукового давления, которого удалось достичь системе, составил 104.9 дБ. Надо заметить, что даже на самых высоких уровнях громкости SoundStick II воспроизводит чистый и прозрачный звук, лишенный шумовых составляющих. Отмечу несколько узкую и неразвитую стереопанораму, что характерно для систем с крошечными излучателями сателлитов. Бас насыщенный, с фундаментом. Дребезга пластмассовой обшивки корпуса сабвуфера не наблюдалось совсем. Результаты испытаний показали достоверность заявленных производителем параметров.
Прослушивая различные музыкальные композиции, я отметил мелодичность (или сыгранность) данной системы, а также хороший большой динамический диапазон. Вообще, данную акустику можно использовать не только для создания общего звукового фона, но и доверить ей воспроизведение сложных музыкальных композиций. Система практически не вносит искажения в звучании инструментов ряда и гораздо бережней относится к выборам жанровых предпочтений, нежели Creature II.
Достоинства:
Хороший запас мощности;
Прозрачное и чистое звучание;
Удобное сенсорное управление;
Интересное акустическое оформление сабвуфера;
Недостатки:
Высокая цена;
Нет дополнительного выхода наушников
Заключение
Данные акустические системы непременно понравятся всем фанатам компьютеров iMac, и обе модели также идеально подойдут в качестве дорого подарка боссу. На мой взгляд, высокая цена данных акустических комплектов сложилась из очень сложной и качественно проработанной конструкции систем. В сравнении с ними любая деревянная модель от Microlab или Genius может показаться лишь дешевым скворечником. И, кстати, в отличие от многих производителей акустики, Harman Multimedia действительно указывает реальные технические характеристики, а не высасывает их из пальца. В общем, я остался полностью удовлетворен тем качеством звучания, которым сумели порадовать меня данные акустические системы. Если бы не высокая (для меня) цена, то я с удовольствием бы их приобрел.