Расставляя вехи...
Хорошие идеи, как это часто случается, рождаются спонтанно, внезапно, порой безо всякого предупреждения врезаясь свои острым клинком в складки извилин головного мозга и будоража воображение. Разбуженное воображение жаждет реализации идей, и уже воплощенные они живут и совершенствуются, и только по прошествии лет, оглядываясь на пройденный жизненный путь, иногда исподволь, в виде легкого зуда в гортани инспирируемого подкоркой головного мозга, настоятельно призывающей отметить событие, к которому оно было когда-то причастно, или извечная проблема выяснения первенства вынуждающая доказывать свои права не де-факто, а де-юре, заставляют нас вспоминать даты.
И таких дат в истории наладонников или просто устройств, как их поначалу называли, накопилось предостаточно. Исследователям кибернетических реликвий ещё предстоит провести тщательные раскопки в пластах истории, для того чтобы точно установить все даты и авторство идей. Посему нижеследующее изложение со временем может быть оспорено и относиться к нему нужно в достаточной мере критически.
Особенно важно учитывать это сегодня, когда всё ещё живы апологеты различных "кибернетических конфессий", по-разному трактующие вехи развития этих маленьких устройств. Эти технологические фанаты – отличный локомотив маркетинговых систем, не требующий значительных материальных затрат, определяет доминанты рынка.
Следует также заметить, что немалую роль в продвижении того или иного товара на рынок играет и неистребимая тяга людей к подражанию. Невыносимо видеть, когда твой скудоумный сосед Джек (или Билл), который не всегда уверенно считает в столбик, теперь с деловым (а потому, особенно для тебя оскорбительным) видом тюкает по кнопкам и со снисходительной ухмылкой говорит, похлопывая тебя по плечу: "Брось, старина, пыжиться со своим карандашом и записной книжкой! Я уже подсчитал, что ты мне должен на пинту пива больше…".
Итак, чуть ниже мы попытаемся собрать в этой маленькой и скромной статье заметные вехи в развитии наладонников, которые на наш взгляд и составляют историю их эволюции.
Так с чего же всё началось?
Ответ на этот риторический вопрос начнем со следующего непреложного факта.
Через пару лет мы будем отмечать полукруглую годовщину выхода в свет первого процессора от Intel, разработанного по заказу японской Busicom для использования в самых обычных, по меркам наших дней, калькуляторах. Тогда, примерно 35 лет назад, лишь единицы людей придавали этому событию знаковое значение.
Неторопливый ход того, раннего периода методично делал своё дело: калькуляторы мало-помалу проникали во все сферы нашей жизни, время от времени обзаводясь новыми дисплеями, кнопками управления, корпусами, а также возможностями исполнять новые вычислительные функции.
То был эволюционный процесс, когда неудачные, либо малоприспособленные к использованию модели калькуляторов вымирали, удачные же продолжали совершенствоваться, учась на ошибках своих менее успешных собратьев.
Уже где-то на рубеже 70-х и 80-х годов наиболее продвинутая в первую голову научная общественность стала всерьез подумывать о таком устройстве, которое было бы способно выполнять не в пример куда более затейливые расчеты, чем даже вычисление гиперболического синуса - функции, которая к тому времени была доступна далеко не во всех инженерных или научных калькуляторах.
Ожидание, как известно, рождает спрос, и уже к концу 80-х первые программируемые калькуляторы, позволяющие составлять программки на языке Basic, стали появляться на прилавках магазинов. Промышленность смогла тогда предоставить несколько десятков видов таких устройств, но все они по-прежнему назывались калькуляторами, т.е. устройствами, делающими вычисления. В те годы на излюбленном месте тусовки московских фарцовщиков у комиссионного магазина на Садово-Кудринской можно было видеть всё разнообразие выпускаемых в мире моделей. Оттуда они растекались по нашей необъятной стране. Наиболее дорогими считались модели от Casio, Hewlett-Packard, Sharp и конечно же Texas Instruments - признанного короля наисложнейших калькуляторов.
Но узок был круг людей, способных сочинять программы на Basic-е, страшно далеки они были от простого народа. И сам этот факт заставил промышленность задуматься об остальной части потенциальных покупателей, тех, кто гораздо охотнее потратят свои денежки на более простое устройство, способное своими функциональными возможностями не слишком задевать интеллектуальные способности их владельца и в то же самое время служить элементом престижа точно также как модная одежда от кутюр. Так в результате на свет появились электронные органайзеры, которые сразу и впервые в истории компьютерной промышленности сделали попытку выйти на неведомый им рынок, безраздельно принадлежавший ранее домам моды вроде Кристиан Лакруа, Карл Лагерфельд, Джоржио Армани и другим им подобным. Их возможности заключались именно в сборе, систематизации и управлении персональными данными.
Не многие сегодня признают, что история наладонников начинается этими вехами, не будем и мы настаивать на этом, лишь дополним этот рассказ другими, более значимыми вехами, каждая из которых признается началом в той или иной конфессии.
Феномен английского пси-фактора
В старой, доброй и чопорной Англии жил-поживал профессор Дэвид Поттер. Жил не тужил, особых проблем не знал, да вот как-то в одночасье собрался и занялся разработками миниатюрных вычислительных устройств. Трудно сказать, что на самом деле подвигло его начать работы в этой области. Успешный ученый, за плечами которого добрая пара десятков лет преподавания в Кембридже, Имперском колледже и в Калифорнийском университете в Беркли в США, удачливый биржевой игрок, сделавший себе состояние на спекулятивных операциях. Казалось - что ещё нужно? Но такова, видимо, планида ученого - заниматься тем, что интересно. А Дэвиду Поттеру всегда были интересны вычислительные машины и пути их эволюции применительно к любым сферам научной и технической деятельности. Следуя в фарватере своих интересов, Дэвид Поттер открыл фирму Psion.
Опустим здесь повествование о возникновении названия фирмы. В наши дни различные источники по-разному трактуют то, как оно появилось на свет. Возможно, читателю уже когда-то представлялся удобный случай ознакомиться с одной из версий, но как бы то ни было, сразу с момента появления на свет в 1980 году фирма Psion стала весьма заметной в компьютерной промышленности, и в основном благодаря разработке программ для персонального компьютера Sinclair Spectrum – творения сэра Клайва Синклера.
Идея создания некого компактного устройства с функциями не только вычисления пришла примерно в то же время, и уже пару лет спустя первое устройство появилось на свет. Оно было способно быть чуть большим, чем просто калькулятор с языком программирования. Новое устройство позволяло хранить большие по меркам того времени объемы информации, а также систематизировать и управлять ими. Центральный x86 процессор немногим недотягивал до 1МГц, имелось ОЗУ 2 Кб, ПЗУ 4 Кб, алфавитно-цифровой экран и два разъема для картриджей памяти. Встроенный интерпретатор языка программирования OPL и 37-ми кнопочная клавиатура довершали всё это хозяйство.
Psion Organizer - так было названо детище профессора - оказался настолько популярен, что сразу нашлось немало желающих погреть руки на изготовлении программного обеспечения и аксессуаров для него. В печатных журналах тех лет нередко можно было встретить статьи, описывающие применение этого устройства в пошивочных мастерских, на бензоколонках, биологических станциях и во многих многих других приложениях. Великая сила воображения толкала людей на использование этого устройства там, где раньше трудно было даже помыслить о чем-то подобном. Это была настоящая революция производительных сил, захватившая определенную часть Европы и Америки.
В 1984 году Psion выпустила модифицированную версию, получившую название Psion Organizer II. За многие годы существования этого органайзера было выпущено немало его модификаций, а так же дополнительных устройств, таких как принтеры и сканеры штрих-кодов - весьма полезная штука для работы на складе и не только.
Начало 90-х не принесло Psion большого успеха. Попытка выйти на рынок лаптопов, как в девичестве называли ноутбуки, с серией Psion MC закончилась самым грандиозным провалом в истории компании по причине слишком высокой стоимости изделия. Ни сенсорный дисплей, ни графический интерфейс, ни многие другие "навороты" оказались тогда банально не востребованы.
В первой половине 90-х Psion сделала попытки вернуть утраченные позиции и приступила к выпуску мобильных терминалов Workabout и наладонников Psion Series 3 и Psion Siena, которые, надо признать, пользовались спросом и в основном благодаря надежной и нетребовательной к ресурсам операционной системе SIBO. С середины 90-х годов компания приступила к разработке более совершенной 32-х разрядной операционной системы EPOC, которая стала использоваться в новых наладонниках, использующих процессоры на архитектуре ARM, а впоследствии и процессорах от Intel с интегрированными контроллерами видео- и аудио- подсистем. Новые наладонники поддерживали клавиатуру и сенсорный экран, некоторые из них – мышь и сенсорную панель.
Чуть позже EPOC была использована в Psion Series 5, Psion Series 7, Psion Revo и других.
В июне 1998 года развитие ОС EPOC было передано коммерческой компании Symbian, созданной по инициативе Psion при поддержке заинтересованных компаний. Сегодня держателями акций компании являются Ericsson, Nokia, Panasonic, Psion, Samsung, Siemens и Sony Ericsson.
Усилия, приложенные к Яблоку, выразилась в Ньютонах
В отличие от консервативной Европы с её сильными традициями образования, американскому обывателю нужны простые и понятные слоганы, назойливо насаждаемые средствами массовой информации и оттого хорошо усваиваемые.
Именно так в 1978 году родился термин "персональный цифровой секретарь", придуманный и запатентованный Джефом Раскиным, создателем проекта компьютера Макинтош в компании Стива Джобса Apple.
Ходит легенда, что сам термин родился в голове Раскина, когда тот погожим воскресным днем прилег отдохнуть после чашечки хорошего чёрного кофе. ""Пиннокио" - это как-то не очень" - размышлял Джеф – "отдает деревенщиной и никакой респектабельности… "Секретарь" - хм, неплохо. Но это не просто секретарь. Это… это цифровой секретарь! И чтобы не делиться ни с кем секретарем он должен быть персональным! Да, персональный цифровой секретарь!"
Цифровой секретарь от Apple создавался долго, мучительно, но упорно. Практически всё приходилось делать с нуля. Порой делать и снова переделывать. И только в 1992 году в Лас-Вегасе на традиционном Шоу потребительской электроники исполнительный директор Apple Джон Скалли придал огласке планы компании по созданию таких устройств и объяснил собравшимся простым и доходчивым языком для чего эти устройства нужны. Немного позже в том же году на аналогичном шоу в Чикаго он продемонстрировал первое такое устройство Newton MessagePad. Не станем утверждать, что первая часть в названии устройства - есть дань уважения англичанину Исааку Ньютону - известному матершиннику Королевской академии наук, находивший повод для ругани и безо всяких розовых кофточек - но прообразы этого устройства, более похожие на современные концепции планшетных ПК, вызывали поначалу неоднозначную реакцию. Как бы там ни было, но именно диковинка Newton MessagePad оказалась прообразом всех современных наладонников: в нем впервые стал использоваться процессор на базе архитектуры ARM, впервые был применен рукописный ввод информации, а также впервые наладонники обрели название Personal Digital Assistant (PDA), закрепившееся за устройствами подобного рода на долгие годы вперед.
И пусть он был ещё далек от совершенства, немного неотесан и неуклюж, но презентация Джона Скалли с демонстрацией распознавания рукописного ввода информации сделала свое дело: привлечено внимание к устройству как к интересной и возможно выгодной концепции, оно стало у всех на слуху, а сама Apple выдвинулась в авангард движения разработчиков таких устройств.
Не прошло и года с момента презентации, и вот в 1993 году в Бостоне на MacWorld Expo было объявлено о начале поставок. И хотя Apple по-прежнему находилась впереди планеты всей, конкуренты в лице GRiD Systems и её подмастерий Tandy и Casio представили свою собственную совместную разработку Zoomer, а амбициозная General Magic – MagicCap – устройство уже в те годы посягнувшее на беспроводной коммуникационный сегмент рынка. Тогда же на арену таких устройств вышел и Microsoft со своим проектом WinPad, сразу прозванным убийцей всех "ньютоноподобных" устройств.
Впрочем, делать Microsoft тогда ничего особенного не пришлось. Сама судьба оказалась неблагосклонна к Newton MessagePad. В течение всех последующих с момента выпуска пяти лет продажи никогда не достигали намеченного уровня. И основная причина здесь заключалась в довольно высокой стоимости, достигавшей 800 долларов, а также неважное качество распознавания рукописного текста, сильно отличавшееся от рекламных демонстраций. Кроме того "новые" Newton MessagePad росли в размерах и цене, вопреки рыночным ожиданиям более компактного устройства по более низкой цене. И в довершение, обмен информацией между ним и персональным компьютером был слишком уж труден. Всё это подвигло Apple отказаться от развития этих устройств.
Несмотря на все эти недостатки, агрессивные пиар-кампании Newton MessagePad по сути основали рынок наладонников. А его последователи в лице Palm и Microsoft постарались извлечь из всей этой истории должные уроки.
Перехватывая пальму первенства…
Несмотря на то, что Newton MessagePad сильно продвинул общественные умы в сторону рынка наладонников, настоящий успех здесь собрало совсем другое устройство, вышедшее с некоторым опозданием после обласканного прессой и расхваленного на презентациях Newton MessagePad - это Palm Pilot - творение Джеффа Хокинса, выпускника Корнельского университета 1979 года, получившего там степень бакалавра естественных наук и электротехники.
История, связанная с его именем, полна событий, и если когда-нибудь цех кинематографистов задумает снять фильм о деятелях компьютерной промышленности, то Джефф Хокинс и его Palm непременно должны быть в списке первых претендентов, но обо всем по порядку.
Проработав после окончания университета три года в корпорации Intel, Джефф Хокинс покинул её, не видя там для себя никакой перспективы. Чуть позже он будет вспоминать, что это были три мучительных года, когда его заставляли быть маленьким "винтиком" в одной большой корпоративной машине. Остаться в ней означало полностью лишиться своего "я" и привитых с малолетства стараниями отца тяге к изобретательству, стремлении создавать что-то новое и необычное.
Надо заметить, что семья Хокинсов снискала себе славу конструкторов и изготовителей необычных плавучих судов на всём северном побережье Лонг-Айленда, небольшого острова неподалеку от Нью-Йорка, заселенного во времена колонизации голландцами. В одной из таких построек на воде Джефф Хокинс и провёл своё детство вместе с родителями. Умение работать с деревом, привитое с малолетства, не раз пригодилось ему впоследствии при создании прототипов устройств, о которых эта статья.
Но в то время не глупый и амбициозный парень нуждался в соответствующей рабочей обстановке, а Intel – в послушных и исполнительных инженерах. И Джефф Хокинс, как говорится, пришёлся "не ко двору". Как знать, быть может эта невостребованность впоследствии сыграла с Intel злую шутку, лишив её доли прибыли?
В 1982 году Джефф Хокинс нашел компанию GRiD Systems, полностью отвечавшую его интересам и амбициям, в которой сразу же приступил к работе над языком программирования GRiD Task, предназначенного для компьютеров, способных работать без клавиатуры. Работа так увлекла его, что достаточно быстро он буквально заболел идеей создания компьютера, взаимодействующего непосредственно с головным мозгом. Но навязчивая идея эта не нашла в компании должной поддержки и понимания. И это снова заставило Джеффа Хокинса искать себе новое место для приложения своих талантов.
В 1986 году Джефф Хокинс ушел из компании GRiD Systems, для того чтобы заняться изучением работы головного мозга и написанием диссертации в аспирантуре Калифорнийского университета в Беркли на факультете биофизики.
Поначалу исследовательский процесс захватил его без остатка, но довольно быстро он понял, что дело, за которое он взялся - изучение человеческого мышления - очень большой кусок пирога, на который не хватит и нескольких жизней. Разочарование сменило прежний энтузиазм, и уже спустя год с небольшим он вернулся в покинутую ранее GRiD Systems, но вернулся уже в качестве вице-президента, отвечающего за НИОКР, и не с пустыми руками, а с готовым программным обеспечением, способным распознавать рукописные символы, получившим название PalmPrint и лицензированной к тому времени GRiD Systems для своего проекта GRiDPad. Это, пожалуй, единственный сухой остаток от изучения процессов мышления, реализованный в программном коде.
Но упор компании на использование разработанных и изготовленных сторонними компаниями компонентов с целью сокращения собственных затрат и цикла разработки привел к тому, что устройство получилось слишком дорогим, порядка 2500 долларов в цене, довольно тяжелым и не слишком расторопным, как того всем бы хотелось. Покупателей оказалось немного, в основном корпоративные заказчики. И вскоре от самого GRiDPad-а остались лишь воспоминания.
Здесь надо заметить, что хотя Джефф Хокинс и вернулся в GRiD Systems, это был уже не тот GRiD Systems, что прежде. За время его отсутствия компанию купила широко известная в те годы на компьютерном рынке компания Tandy, с опаской относившаяся к инновациям и оттого не слишком разделявшая взгляды Джеффа Хокинса об относительно доступном портативном компьютере для широких народных масс. Представленный им в 1990 году новый проект Zoomer с рукописным вводом был встречен весьма прохладно. Самого же Джеффа Хокинса, вспоминая его увлечения головным мозгом, почитают за чудака.
Спустя год, удрученный таким положением дел, Джефф Хокинс во второй и в последний раз покинул GRiD Systems, начав жизнь безработного, полную массы свободного времени, растрачиваемого поначалу на бесконечные прогулки на свежем воздухе. Шло время. Всё чаще он стал уединяться в гараже, где продолжал работать над своими идеями. Именно там, из попавшего под руку куска пальмового дерева и родился прообраз будущего наладонника. Поэтому, когда в январе 1992 года Джефф Хокинс задумал открыть новую компанию, у него не возникло проблем с её названием - Palm Computing - отныне так стала называться его собственная компания, куда он чуть позже переманил 28 отличных инженеров из GRiD Systems. А ещё у него было Имя, имя с большой буквы в компьютерной промышленности - спасибо GRiD Systems за должность вице-президента - которое помогло ему собрать необходимые 1 млн. 300 тыс. долларов и начать работу. Часть средств он получил от Tandy за лицензию на использование PalmPrint, а часть средств было привлечено от венчурных фондов Брюсом Денлеви, председателем правления совета директоров компании GeoWorks, чья операционная система GEOS впоследствии была использована в Zoomer. Немного позже к проекту присоединились Casio, которая взяла на себя всё, что связано с производством, всё та же Tandy со своей сетью розничных магазинов RadioShack, а так же America-on-Line и Intuit.
Zoomer по тем временам обладал внушительным набором программного обеспечения. У него уже имелась упомянутая ранее система распознавания рукописного текста, пакет Palm Organizer включал адресную книгу PalmAddress, записную книжку PalmShedule, оповещающую о событиях, которые надо сделать, блокнот PalmNotes, систему проверки орфографии на 100000 слов, небольшой переводчик на 26 языков, под 1000 слов на язык, часы, калькулятор и некоторые другие возможности.
В октябре 1993 года Zoomer появился на свет (он также выпускался под названием Casio Z-7000, Tandy Z-PDA и GRiDPad 2390), но в первые месяцы продаж нашлось всего лишь несколько десятков тысяч технических фанатов, пожелавших купить это устройство, продаваемое за 700 долларов, после чего торговля замерла. Партнеры Джеффа Хокинса быстро потеряли всякий интерес и вышли из игры.
Не слишком успешны были в этом бизнесе и конкуренты Palm Computing в лице таких гигантов рынка как Apple, Sharp, HP и Toshiba, так же работающие на этом поприще.
Настал час "разбора полетов". Анализ ситуации принёс неожиданные результаты: устройство неправильно позиционировано на рынке. Выяснилось, что добрая половина покупателей уже имела у себя компьютер и вовсе не стремилась менять его на какое-либо другое, пусть даже и миниатюрное изделие с аналогичными возможностями. Так из концепции "вместо ПК" родилась концепция "вместе с ПК". А это означало, что часть функций, которыми создатели изначально наделили Zoomer, оказалась попросту лишней, часть функций ещё предстояло обрести.
Воодушевленный новым видением концепции, Джефф Хокинс, уподобляясь легендарному Папе Карло, снова взялся за стамеску и полено...
Как это часто бывает в мире электроники, упрощение - есть суть нового устройства. Вот такой кургузой версией и оказался Zoomer II. И хотя в нем использовался более быстрый процессор, пользовательский интерфейс был сильно упрощён вместе с алгоритмом распознавания рукописного текста, сведшемся к системе специальных и интуитивно понятных символов, на изучение которой вполне достаточно четверти часа и получившей впоследствии название Graffiti. Существенной доработкой стала возможность подключения устройства к персональному компьютеру для обмена данными.
Но время оказалось безжалостным к Zoomer II. Casio наотрез отказалась от какого бы то ни было дальнейшего участия в проекте и, фактически, убило разработку.
Последующие полтора года стали весьма нелегкими для Palm Computing. Инвесторы требовали возврата денег, попытки найти нового производителя постоянно заканчивались ничем. Единственным выходом хоть как-то вернуть средства – стать компанией номер один, поставляющей программное обеспечение для всего рынка наладонников. Так в итоге и случилось. Пакет Graffiti начал поддерживать Apple Newton MessagePad и другие готовые на тот момент устройства.
Шло время, проект развивался. Palm Computing нашла в себе силы начать разработку собственной операционной системы Palm OS на основе лицензированного ядра и адаптацию под неё всего прикладного программного обеспечения. Большое внимание было уделено новой системе синхронизации с персональным компьютером, а также другим новшествам.
Словом, наработок было сделано немало, но проблема с производителем по-прежнему оставалась архиважнейшей и, как казалось, неразрешимой задачей. Кроме того, в Palm Computing наблюдался заметный дефицит разработчиков, способных полностью разработать устройство.
Помощь пришла оттуда, откуда не ждали. Довольно неожиданно местная фирма Palo Alto Design Group предложила помочь в разработке такого устройства и подрядилась сделать это практически с нуля и за весьма небольшие деньги, но за довольно приличные отчисления с будущей прибыли. Она же взяла на себя все хлопоты по выпуску первых 500 тысяч наладонников на заводе Flextronics в Сингапуре.
И вот в августе 1995 года после тяжелых и утомительных согласований и компромиссов, привлечения дополнительных партнеров устройства стоимостью 299 долларов увидели свет.
Не хватало лишь каких-то 5 миллионов долларов на производственные и маркетинговые нужды. И Palm Computing взялась за поиски средств и бесконечные переговоры.
После длительных и безуспешных встреч с представителями Motorola, Ericsson и Compaq, очередными кандидатами на роль инвестора, нашлась компания, которая резко повернула судьбу Palm Computing.
Мировой производитель модемов - U.S.Robotics - протянул руку помощи. Состоялось это благодаря стараниям энергичной и целеустремленной Донны Дубински - генерального менеджера и финансового директора Palm Computing, незаурядной личности, "пробатрачившей" долгое время в компании Apple и присоединившейся к Джеффу Хокинсу после разочарований от работы в ней.
Донна Дубински зашла в U.S.Robotics в поисках инвестиций в размере 5 млн. долларов. В итоге она получила их, а уже спустя две недели при согласовании некоторых формальностей она неожиданно для себя получила предложение о покупке Palm Computing за 44 млн. долларов и с обещаниями полной независимости и свободы действий. С одним лишь маленьким условием: Palm Computing должна была разорвать контракт с Flextronics и перевести всё производство в США. Согласиться на такое условие означало полностью порушить все намеченные сроки выхода Palm Pilot, поскольку мощности U.S.Robotics были попросту не готовы к такому технологическому сюрпризу. Но Донна Дубински оказалась мастером переговоров, и в результате разумного диалога был достигнут следующий компромисс: производство будет осуществляться в Сингапуре, а упаковка на предприятии U.S.Robotics в штате Юта. На том и порешили.
Однако, начавшееся в феврале 1996 года производство принесло немало огорчений. Многие устройства имели дефект электрических контактов, не так безгрешен был и новый процессор DragonBall от Motorola, немало хлопот доставили и недоработки программного обеспечения. Производство было приостановлено до исправления недостатков, и уже спустя пару месяцев первые Pilot 1000 появились на прилавках магазинов.
Согласно расположению небесных светил, этот период стал поистине звездным в жизни наладонников Palm Computing. Слегка модернизированная прежняя разработка успешно продавалась вплоть до Рождества, за исключением лишь традиционно низких летних продаж, и в итоге прибыль, успех и место в двадцатке лучших продуктов года.
То был большой, если не сказать огромный успех. За ним последовал и второй с Pilot 5000, а затем с PalmPilot Personal и PalmPilot Professional. Оба последних устройства уже использовали 16-ти мегагерцовые процессоры от Motorola и PalmOS 2.0. Профессиональная версия уже была наделена способностью выходить в Интернет. И пусть этот доступ был ещё не полнофункциональным, это дало старт для создания первых новостных групп и первых специализирующихся на Palm сайтов.
Одним словом, тяжелый период метаний и проблем закончился, и начался новый, спокойный период, когда стало возможно всецело сосредоточиться на разработках, планомерно, шаг за шагом совершенствуя старое и внедряя новое. Стабильность положения компании обычно придает уверенности другим. Так случилось и в этот раз со сторонними разработчиками программного обеспечения, которые начали писать программы под PalmOS.
В декабре 1997 года Palm лицензировала PalmOS, создав тем самым условия для создания клонов. И процесс, что называется, "пошел". Интерес проявил IBM, довольно быстро выпустивший WorkPad PC Companion, разработчики промышленных терминалов, а также Qualcomm, возжелавший использовать PalmOS в своих смартфонах серии pdQ. Не прошла мимо и Sun Technologies, позарившись на технологию HotSync.
А потом случился 3Com, купивший U.S.Robotics с потрохами, т.е. даже с Palm Computing. Поначалу, мало что изменилось. Palm Computing продолжала выпускать новые и новые модели, добавляя в них новые возможности. Появившийся процессор DragonBall EZ позволил значительно увеличить скорость операций, возросли объемы памяти. И всё бы ничего, да не гладок, а тернист стал путь у 3Com, и как следствие её непоследовательной и непродуманной стратегии своего развития появились свои финансовые проблемы. 3Com начала мало-помалу вводить жесткие методы управления, требовать сокращения персонала и всячески вмешиваться в дела Palm Computing. В итоге Джефф Хокинс и Донна Дубински покинули компанию и создали новую под названием Handspring.
И вновь им на помощь пришел Брюс Денлеви, который нашел 3 млн. долларов у инвесторов новой формации, ориентированных на развитие интернет-технологий. Тогда же в команде появился и Эд Коллиган, давний друг Дубински, ставший в последствии президентом компании.
Настало время для новых разработок, и Джефф Хокинс снова взялся за стамеску и кусок древесины.
Новое устройство по его замыслу должно было стать многофункциональным и позволять через специальный разъем подключать к нему разнообразные модули, позволяющие с легкостью превращать его в аудиоплеер или цифровую камеру, пейджер или большой электронный словарь с помощью специальных модулей SpringBoard. HandSpring Visor - такое название получило новое устройство - появилось осенью 1999 года и приступило к конкурентной борьбе с устройствами Palm. С целью привлечения сторонних разработчиков, HandSpring отказалась брать плату за дополнительные модули. Но таковых оказалось немного.
Удача покинула эту команду, HandSpring Visor не пользовалось большим спросом, серия устройств-коммуникаторов Treo хотя и выглядела привлекательно, всё же не нашла должного отклика у покупателей, и вот, где-то в начале 2003 года, в компьютерных кругах начали ходить слухи о желании Palm Computing купить HandSpring.
К тому моменту 3Com уже отпустила Palm Computing на вольные хлеба, в ней сменилось несколько руководителей, но все они, увы, так и не смогли заменить Джеффа Хокинса и его команду.
В ноябре того же, 2003 года, компания сменила название на PalmOne для того, чтобы символизировать "единую экономику Palm" и стремление к объединению с HandSpring в единую команду. К тому времени у Palm набралось уже много партнеров. Это и Sony со своей линейкой Clie, и HandEra, бывшая TRG, сделавшая немало инноваций в эти устройства, например, поддержку карт памяти Compact Flash и жесткий диск IBM MicroDrive, и Garmin, выпустивший наладонник iQue с интегрированным модулем GPS, и, конечно же, сама HandSpring.
Окончательное слияние произошло весной 2004 года, которому предшествовало выделение в самостоятельную компанию PalmSource подразделения программного обеспечения Palm Computing. И решение это стало стратегически правильным, поскольку на горизонте замаячили уже совсем другие времена в индустрии наладонников.
Маленький софт ищет себе подходящее жилище
До 1992 года, до того самого момента упомянутой ранее презентации Newton MessagePad, Microsoft вела собственные разработки портативного устройства под кодовым названием Pulsar на базе модных в ту пору пейджеров. Однако презентация Apple произвела настолько сильное впечатление на редмондовскую олигархию, что уже летом того же года, компания в спешном порядке приступила к разработке собственной концепции наладонников, названной WinPad. В 1994 году по решению топ-менеджеров компании оба проекта были объединены в один единственный под новым кодовым названием Pegasus. Этот проект в последствии стал широко известен как Windows CE.
Изначально, по замыслу создателей, Pulsar должен был использовать совершенно новую объектно-ориентированную операционную систему, непохожую ни на одну из существовавших на тот момент, в то время как WinPad задумывался как помощник для деловых людей и был основан на Windows 3.1. Но век Windows 3.1 был на исходе, да и желающих изучать новую, и вовсе не основную операционную систему от Microsoft по оценкам маркетологов компании набиралось не так уж и много, что не могло не сказаться негативно на предстоящих продажах.
В конечном счете, ни та, ни другая концепция не стали прообразом WinPad. Ему отвели роль сопровождения настольных компьютеров, работающих под управлением нового поколения Windows в качестве маленького помощника, работающего на ладонях рук и обменивающегося информацией с программами, запускаемыми на "старшем брате". Через некоторое время, эта концепция получила название PC Companion. Так Microsoft постаралась учесть ошибки и метания Apple и Palm Computing.
Операционная система этих устройств должна была находиться в компьютерном чипе, что исключало процесс загрузки, и позволяла работать с документами и электронными таблицами, просматривать сетевой контент, принимать электронную почту, записывать голос и слушать музыку.
Однако, своих ошибок Microsoft всё-таки избежать не удалось. В погоне за временем разработчики упустили вопрос совместимости. Чехарда с версиями операционных систем и прикладного программного обеспечения, полдюжины различающихся между собой аппаратных платформ и в сухом остатке полностью дезориентированный рынок. Менять что-либо было уже поздно, да и невозможно. Осень 1999 года презентацией Windows for Pocket раз и навсегда поставила крест на этой так и неразрешенной проблеме.
В 1998 году Microsoft представила ещё две новые концепции: Palm-size PC и Auto PC. Надо отметить, что первоначально Microsoft планировала назвать первое устройство Palm PC. Но Palm Computing возбудила иск о нарушении авторского права. Процесс был недолгим, и его результатом стало компромиссное решение в виде уже упомянутого названия - Palm-size PC, которое часто сокращалось до P/PC. Сегодня потомки этих устройств называются Pocket PC… Видимо Sharp не подсуетилась в своё время с одноименным названием своего инженерного калькулятора…
Palm-size PC, как и его собратья, не имел клавиатуры, ввод текста осуществлялся с помощью программы распознавания символов, вводимых стилусом или с клавиатуры на экране.
В феврале 1999 года Microsoft объявил о цветной версии P/PC, что потребовало изменений в операционной системе. Аппаратная часть сохранила прежние габаритные размеры, но использовала более быстрые процессоры и больше памяти. Цвет, несомненно, сделал устройства более привлекательными в глазах основной части потенциальных покупателей. Приём, впрочем, довольно избитый. Как тут не вспомнить племена дикарей по всему миру, умилявшихся когда-то блеску стекляшек и колористичности побрякушек, с радостью готовых отдать европейцами свои золотые поделки и даже территории.
Но борьба за цвет сильно увеличивала стоимость всего устройства. Поначалу определенные трудности создавали и различные типы жидкокристаллических дисплеев, имеющихся в то время на рынке - активные, пассивные, с подсветкой и без оной...
Ещё одной концепцией, родившейся в недрах Microsoft, стала концепция AutoPC. По мнению её создателей, она была призвана заменить автомагнитолы в автомобилях на устройства, использующие Windows, и выполнять команды подаваемые голосом. Встроенный приемник должен был принимать сводки о состоянии дорожного движения, прогноз погоды, новости, а так же электронную почту. Согласно замыслу, сердцем такого устройства стала бы Windows CE, позволяющая добавлять или удалять компоненты системы, получаемые "по воздуху".
Идея, несмотря на всю свою привлекательность, не нашла широкого отклика в сердцах автомобилистов, и Microsoft свернула работы в этом направлении. К тому же, распознавание голоса оказалось задачей на несколько порядков труднее, чем распознавание рукотворных каракуль.
Сегодня устройства подобного рода выведены в отдельный сегмент рынка, называемый телематикой, и продолжают развиваться другими компаниями с чуть меньшими амбициями по части сверхприбылей.
Осенью 1998 года Microsoft объявила о ещё одной концепции, названной Handheld PC Professional. Предполагалось, что эти устройства будут чуть больше по размерам в отличие от собратьев за счет наличия клавиатуры. Ровно два года спустя первые устройства такого рода появились в продаже.
Вопреки ожиданиям Microsoft, продажи этих устройств шли не шатко ни валко, основная часть покупателей приходилась на корпоративный рынок, рынок систем контроля и сбора информации и им подобным, где наличие клавиатуры давало преимущество. Впрочем, преимущество это было весьма спорное. Размеры этих наладонников были сопоставимы с субноутбуками. Так что думающему покупателю было из чего выбрать.
Следующим шагом в развитии этих юрких устройств стала концепция Pocket PC, прямая наследница всех черт устройств Palm-size PC. На этом шаге стали использоваться процессоры StrongARM от Intel, гораздо более мощные в отличие от, к примеру, процессора SH3 от Hitachi, и больше памяти. 32Мб RAM стало минимальным объемом памяти. Значительно возрос ресурс батарей, они стали более живучие, способные работать до 12 часов. Все устройства этой концепции оснащались уже цветным TFT дисплеем. И чехарда с типами дисплеев прежних годов канула в лету.
В апреле 2000 года первое устройство, названное Pocket PC 2000, появилось на свет. Чуть позже, в 2001 году немного обновленная версия получит название Pocket PC 2002, и заголовки новостных лент "железных" сайтов завалятся сообщениями обо все новых и новых производителях, поддержавших эту платформу.
Концепция Smart Phone, имевшая ранее кодовое название Stringer, комбинировала Pocket PC с мобильными телефонами и по форме походила на сам телефонный аппарат, утрачивая, однако, при этом часть функций Pocket PC, например, поддержку стилуса.
Концепция планшетных ПК - отдельная ветвь всё же наладонных устройств, представляющая собой полнофункциональный компьютер, работающий под управлением Windows XP Tablet PC Edition и запускающий весь спектр приложений под эту операционную систему. Всё, что его роднит со всеми этими устройствами – так это поддержка рукописного ввода и беспроводная связь. Динамика продаж последней пары лет, однако, не позволяет сегодня говорить, что эта концепция стала популярна. Проблем здесь две: цена – она всё ещё слишком высока, и распознавание речи – задача последующего десятилетия.
Заключение
Конечно, история развития и становления наладонников гораздо шире и объемнее, и упомянутые вехи - есть лишь лейтмотив большого творческого процесса, к которому причастны десятки компаний, сотни разработчиков, тысячи изобретений и бесчисленное множество других, пусть и менее заметных или известных историй, волей проведения оставшихся "за кадром". Не так много известно, к примеру, про разработки Sharp или Toshiba. Не всем разработкам суждено было выжить. Известно, к примеру, что разработка самого маленького наладонника весом в 40 грамм Xicom Rex была куплена Intel и в последствии "похоронена", так как не вписывалась в стратегию самой компании ...
Если бы не программы да электроника, то все эти устройства в известной мере можно считать за наследников глиняных табличек, известных ещё со времен фараонов, но то уже другая, совсем другая история.