Windows 7 (32-bit/64-bit): 2GB против 4GB RAM в играх

Вступление


Без долгих сентенций о принципах работы аппаратного обеспечения, я хотел бы поделиться с вами результатами тестирования на платформе Windows 7 - готовящейся к выходу новой операционной системы от Microsoft (в настоящее время доступной в виде beta-версии). Без сомнения, этот материал станет ещё одной каплей в море аналогичных исследований других информационных ресурсов, поэтому наша задача - лишь внести свою лепту в формирование у вас более-менее объективной картины.

Задача была проста - проверить производительность трёх конфигураций: с объёмом ОЗУ 2 Гигабайта - одна планка памяти (одноканальный режим); с ОЗУ 2 Гигабайта - две планки памяти объёмом 1 Гигабайт (двухканальный режим) и, наконец, 4 Гигабайта - две планки памяти по 2 Гигабайта (двухканальный режим).

Естественно, все прочие параметры памяти оставались неизменными (о них читайте далее в конфигурации системы) - менялся только объём ОЗУ и режим работы: двухканальный или одноканальный. Кроме того, было интересно взглянуть на разницу в производительности при идентичных конфигурациях между платформами Windows 7 32-bit и Windows 7 64-bit.

Конфигурация системы и набор тестов



Материнская плата: Intel D975XBX2 (чипсет i975X).

Процессор: Intel Core 2 Duo E6750 (2.66 ГГц).

Видеокарта: ATI Radeon HD3870 512 Мбайт GDDR4 (частоты чипа/памяти: 770 МГц / 2250 МГц). Драйверы - beta-релиз ATI Catalyst для Windows 7, версии 8.15.0010.0.163.

ОЗУ: модули памяти Samsung; характеристики всех трёх конфигураций покажут следующие скриншоты:

Конфигурация 2 Гигабайта single channel



Конфигурация 2 Гигабайта dual channel



Конфигурация 4 Гигабайта dual channel


Всё оборудование работало в штатном режиме, без "разгона".


Теперь представим наши тестовые инструменты:

3DMark Vantage версии 1.0.1: известнейший тестовый пакет от Futuremark Corporation. Использует технологии DirectX10.

Crysis: высокотехнологичный шутер от первого лица, творение студии Crytek. Базируется на графическом "движке" CryEngine 2, использующем API DirectX10.

FarCry 2: шутер от первого лица от студии Ubisoft Montreal, построенный на базе "движка" Dunia (API DirectX10), поддерживающего работу с многоядерными процессорами.

Call of Juarez: шутер от первого лица, от польской студии Techland. Графический "движок" использует наложение карт нормалей, рендеринг теней при помощи карт теней высокого разрешения, различные эффекты при помощи систем частиц, поддерживает HDR рендеринг. Также использует API DirectX10.

"Морской Охотник": тактический симулятор, стратегия и action - в одном флаконе. Разработчик - внутренняя студия компании "Акелла". Переработанный и усовершенствованный графический "движок" STORM 3 базируется на API DirectX10 (HDR-освещение и тому подобные приятные изыски) и может похвастаться оптимизацией под двухъядерные процессоры.

The Last Remnant: ролевая игра от известной студии Square Enix (создатель легендарных серий Dragon Quest и Final Fantasy). Базируется на "движке" Unreal Engine 3 (поддерживает HDR, попиксельное освещение, динамические тени, shader model 4, геометрические шейдеры и т.д.).

X3: Terran Conflict: космический торговый и боевой симулятор от немецкой студии Egosoft. Графика не может похвастаться передовыми спецэффектами, но вполне соответствует текущим запросам игровой индустрии (базируется на API DirectX9).


3DMark Vantage


Настройки тестов: Multisample count=1; Texture filtering=Optimal; Texture quality=High; Shadow shader quality=High; Shadow resolution quality=High; Shader quality=High; Post Processinc Scale=1:2. Прогонялись все тесты из состава пакета, в итоге получались два результата - один характеризовал производительность CPU, другой - GPU.

Windows 7 32-bit






Windows 7 64-bit




Выводы:

Windows 7 32-bit: В принципе, общая тенденция к улучшению производительности налицо, однако около 1% прироста - это смешно, и о серьёзном качественном сдвиге говорить не приходится.

Windows 7 64-bit: Улучшение производительности при переходе на двухканальную память в одном из тестов дало прирост примерно в 2%, но это, согласитесь, нам также совершенно не интересно. С другой стороны, позитивное влияние двухканального режима и возросшего объёма памяти, несомненно, прослеживается, пусть и совсем незначительное.

Crysis


Настройки тестов: все параметры графики выставлены на High. Аппаратное сглаживание (Anti-Aliasing) отключено. Время суток внутри игры для прогона записанного теста: 9 утра.

Windows 7 32-bit






Windows 7 64-bit




Выводы:

Windows 7 32-bit: На высоких разрешениях производительность, без сомнения, упирается в не такую мощную видеокарту. А вот примерно 4% прироста от использования дополнительных 2 Гигабайт ОЗУ при разрешении 800х600, где видеокарта не является узким местом - заметны невооружённым глазом.

Windows 7 64-bit: В целом игра работает под 64-разрядной версией Windows 7 чуть медленнее, чем под 32-разрядной, несмотря на запуск исполняемого файла, предназначенного именно для 64-bit платформы. Впрочем, именно здесь мы видим очень яркий пример, когда 4 Гигабайта ОЗУ в двухканальном режиме по сравнению с 2 Гигабайтами в одноканальном - способны принести дополнительные 4-5 кадров в секунду (разрешение 800х600)! То есть, речь идёт уже о почти 10%-ном приросте производительности...

FarCry 2


Использовался встроенный в игру бенчмарк, тестовый прогон: Ranch - Long. Настройки тестов: все параметры графики выставлены на High. Аппаратное сглаживание (Anti-Aliasing) отключено.

Windows 7 32-bit






Windows 7 64-bit




Выводы:

Windows 7 32-bit: Будучи современным продуктом, FarCry 2 чутко реагирует на отсутствие двуканального режима, но также заметен и небольшой прирост производительности после добавления 2 Гигабайт ОЗУ. Этой игре действительно не безразлично, что за память, какого объёма и в каком режиме у вас работает. Во всех трёх разрешениях мы видим существенный прирост производительности между одноканальной работой 2 Гигабайт и двухканальной 4 Гигабайт. Целых 6 кадров в секунду, или более 10%!

Windows 7 64-bit: А здесь прибавка двух Гигабайт памяти практически ничего не даёт, однако переход на двухканальный режим работы памяти в одном из тестов выдаёт увеличение производительности примерно на 7%.

Call of Juarez


В данном бенчмарке было разрешено лишь выставить качество теней. Я оставил там параметр Normal. И снова отказался от аппаратного сглаживания ввиду не такой мощной видеокарты. Кроме того, разрешение 800х600 в тестовом модуле не предусмотрено, так что приводим результаты исследований только в двух графических разрешениях...

Windows 7 32-bit





Windows 7 64-bit



Выводы:
Windows 7 32-bit и Windows 7 64-bit: Похоже, что Call of Juarez в наших тестах не слишком-то обращает внимание на то, сколько у вас памяти и в каком режиме она работает (даже 2 Гигабайта в одноканальном режиме - игре хватает выше крыши). Наблюдаемая разница в 1% производительности - это совсем не критично...

"Морской Охотник"


Эта игра уже вышла на рынок, и вы сможете оценить её по достоинству. Разработчики проделали огромный объём работ, и несмотря на то, что "Морской Охотник" давно уже "засиделся на стапелях", тем не менее, графика в игре выглядит очень здорово для своего игрового жанра. В бенчмарке - спартанские настройки (и снова отсутствие возможности выбрать разрешение 800х600), так что я отмечу лишь выбор API DirectX10 и отказ от Anti-Aliasing.

Windows 7 32-bit





Windows 7 64-bit



Выводы:

Windows 7 32-bit: Наибольший прирост (чуть более 6%) от использования 4 Гигабайт в двухканальном режиме по сравнению с 2 Гигабайтами в одноканальном - виден в разрешении 1024х768, где производительность ещё не сильно ограничивается возможностями видеокарты.

Windows 7 64-bit: Примерно то же самое замечание справедливо и для 64-битной системы. И вновь отметим мизерное, но всё-таки заметное отставание в производительности 64-разрядной операционной системы по сравнению с Windows 7 32-bit.

The Last Remnant


Тестовый модуль со сценами из ролевой игры The Last Remnant поставляется без возможности настроек графики в интерфейсе. Вы выбираете только графическое разрешение (а также оконный или полноэкранный режим). В настройках драйверов аппаратное сглаживание отключено.

Windows 7 32-bit






Windows 7 64-bit




Выводы:

Windows 7 32-bit: Эта игра на "движке" Unreal Engine 3 остро реагирует только на наличие двухканального режима работы памяти. Сменив одну планку в 2 Гигабайта на две по одному Гигабайту (и перейдя на двухканальный режим) - мы получаем прирост производительности в 7% в разрешении 800х600.

Windows 7 64-bit: Примерно такая же картина и в 64-разрядной операционной системе, однако тут производительность от использования двухканальной памяти выросла уже на целых 10% в разрешении 800х600.

X3: Terran Conflict


В данном тестовом модуле снова нет возможности выставлять разрешение 800х600. В остальном - я использовал следующие настройки: Texture Quality=High; Shader Quality=High; Glow=Enabled. Для разгрузки видеокарты не включались дополнительные динамические источники света, дополнительные вариации расцветки космических кораблей и т.п. Аппаратное сглаживание также не использовалось.

Windows 7 32-bit





Windows 7 64-bit



Выводы:

Windows 7 32-bit и Windows 7 64-bit: У данного теста была достаточно высока погрешность измерений. Правда, мы всё же можем говорить о положительном влиянии большего объёма памяти и преимуществ двуканального режима. Другое дело - определение процентного соотношения (цифры "плясали", и даже приведённые усреднённые значения всё равно содержат погрешности). По личным ощущениям, можно говорить о приросте производительности при переходе на двухканальный режим в пределах 2-3%.

Выводы


Что ж, очевиден тот факт, что разные игры по-разному реагируют на изменение объёма ОЗУ и режима работы памяти (одноканальный/двухканальный). В общем случае большинство современных игр негативно относится к одноканальному режиму работы памяти. А вот рост производительности при добавлении 2 Гигабайт к уже установленным двум - ярко проявился только в Crysis. Уверен, уже в ближайшем будущем 4 Гигабайта ОЗУ будут востребованы компьютерными играми в полной мере. Правда, не забывайте, что реальный рост производительности от такого апгрейда вы ощутите только при наличии мощной видеокарты, которая не станет узким местом при вашей игре в выбранном графическом разрешении. Наши тесты показали, что при слабой видеокарте и попытке выжать из неё максимум (выставить наибольшее графическое разрешение), по ситуации на текущий момент - вы не ощутите преимуществ от использования 4 Гигабайт ОЗУ вместо двух.

Что касается различий в производительности Windows 7 32-bit и Windows 7 64 bit, то 32-разрядная операционная система показала чуть более лучшие результаты. Возможно, компьютерные игры ещё не так оптимизированы под 64-битную платформу, да и какие-то шероховатости в драйверах по-прежнему имеются. Тем не менее, разлёт в производительности на примере наших семи тестов уже сейчас очень мал, а в дальнейшем, уверен, будет неумолимо сокращаться. Пройдёт время, и уже 64-разрядные платформы начнут стабильно показывать лучшую производительность в компьютерных играх, которые будут оптимизированы должным образом и станут использовать преимущества большого объёма ОЗУ...