Введение
Dimicandum!
В моём почтовом ящике постоянно встречаются письма начинающих авторов с вопросами "Как стать таким же популярным автором?".
Ответ на вопрос "Как стать популярным" очень прост - надо больше писать, и делать это хорошо. Так как до идеи "
писать больше" каждый автор, даже самый начинающий, рано или поздно доходит сам, то я решил подробно расписать вторую часть волшебной формулы. Именно в ней следует искать философский камень популярности. Только хорошими статьями создаётся положительная репутация автора и, наоборот, одна неудачная статья может поставить крест на его репутации...
Что же отличает хорошую статью от плохой? В этой статье автор попробует описать собственное видение этой проблемы, на собственном (и не только) примере.
Советы общего порядка: Темы статей
Когда б вы знали, из какого сора
Растут статьи, не ведая стыда...
Итак, начнём так сказать, аb incunabulis...
Хорошая статья начинается с поиска хорошей темы. Редкий талант может сделать блестящую статью из всего, что предложит ему редактор или спонсор. Автор, который хочет добиться популярности, должен ежедневно бороздить просторы интернета, воспринимая кончиками вибрисс малейшие оттенки настроения масс. Любые проблески идей заносятся в большую амбарную книгу и тщательно классифицируются. Если по какой-либо из идей накапливается "критическая масса" заинтересованных читателей - это повод взять тему в разработку.
Также довольно эффективным способом поиска интересных тем является штудирование материалов конкурентов. Для этого я скупаю все компьютерные журналы и читаю их до одурения. Цель такого чтения - не одурманивание сознания (для этого существует масса недорогих домашних рецептов), а поиск ошибок!
Да, да, именно на ошибках конкурентов можно построить статью, которая станет популярной. Противопоставление идей - всегда интрига, а читатели любят, когда их интригуют по мелочам... ;)
Второе условие - статья должна "созреть". Не надо начинать писать статью, не будучи уверенным в том, что тебе не удастся написать её за один присест.
Отсюда мораль -
нужно ждать вдохновения.
Советы общего порядка: Вдохновение
"Плесну в стакан на четверть вдохновенья..."
Видные теоретики творческого процесса до сих пор спорят о том, можно ли (допустимо ли) торопить Вдохновение, или нужно смиренно ждать его прихода. Автор является стойким сторонником первого метода - в нашем суматошном мире нельзя сидеть сложа руки и ждать милостей от природы.
Для того, чтобы гарантировать появление у себя Вдохновения в рабочее время следующего дня автор пользуется неоднократно проверенным способом.
За 8-10 часов до часа X, то есть после 23-00 вечера предыдущего дня автор принимает на почки некоторое количество слабоалкогольной нефильтрованной жидкости с запахом солода и хмеля. Вкупе с игнорированием совета "не читать на ночь сайтов с трёхколоночным дизайном" это гарантирует, что утром автор будет страдать головной болью. Именно это позволяет на следующий день создать гениальную статью, переложив её с больной головы автора на здоровую голову читателя.
Экспериментально подтверждено, что именно в тот момент, когда головная боль начинает уходить, а туман в сознании - рассеиваться, в голову автора приходят самые правильные мысли. Всё, о чём ты думал на протяжении недели, моментально кристаллизуется в безупречные формулировки.
Поэтому первое, что нужно сделать по приходу на работу (после обязательной демонстрации окружающим и, в обязательном порядке, начальству своего внешнего вида: - красные глаза, синяки под глазами и выражение лица "Сейчас оно накатит, долгожданное вдохновение. Не спугните!". Иначе начальство/коллеги непременно попытаются спихнуть на вас какой-нибудь очередной геморрой) -
принять допинг!
Правильный выбор допинга категорически помогает достичь нужного душевного состояния. Новости можно писать под пиво. Статья же требует более серьёзного к себе отношения! Автор предпочитает Бордо из района O'Medoc урожая 1998 года - недорогое и приятное красненькое, или, если предстоит написать серьёзный аналитический материал, - коньяки или абсент.
Затем нужно немедленно надеть наушники - это необходимо для полной изоляции от внешних раздражителей и концентрации на собственном мироощущении. После того, как к Вам вернётся ощущение полного контроля над собственным телом и, главное, мыслями, нужно подключить себя к источнику ритмичных колебаний, работающему в аудиодиапазоне. Иначе говоря, нужно включить плейер с заранее отобранной музыкой. Готовясь к работе над новой темой нужно подобрать соответствующий набор мелодий.
Правильная музыка - обязательное условие чёткости работы ваших указательных пальцев. Ритм, ритм и еще раз ритм. 120 ударов в минуту - оптимальный ритм. Раньше я стучал по клавишам в темпе 200 символов в минуту, но... теперь я нашёл свой ритм:
"Меня зовут Шнур,
Меня зовут Шнур,
Я приду к тебе во снах,
Mon amour..."
Советы общего порядка: Начало статьи
Для того, чтобы настроить читателя на нужный лад и дать ему с самого начала прочувствовать, что нижеследующий текст принадлежит перу истинного мастера, совершенно необходимо начать обзор стихами.
Использование отрывков всем известных авторов из школьной программы является признаком дурного тона (Mauvais ton, как говорят у нас в деревне...). Чем загадочнее будет автор (читай, "чем зарубежнее") - тем лучше.
В идеале, конечно, стихи должны принадлежать Вашему гениальному перу. Главное условие - не придерживаться основных правил стихосложения, иначе Вас могут обвинить в академичности, а нет
большего оскорбления для настоящего поэта... Если Вы в детстве мало читали или не в ладах со стихосложением, используйте экзотические стихотворные размеры типа гекзаметра.
Ритмика данного размера подобрана под промежуток времени между набеганием на берег морских волн, так что стихотворные фразы получаются настолько длинными, что уже нет необходимости придерживаться такого рудимента, как рифмы. За время, пока читатель осилит фразу, он уже забудет, на чём закончилась предыдущая. ;)
Если же писать длинные фразы для Вас - проблема, пользуйтесь универсальными глагольными рифмами "любить-забыть", "прочесть - не счесть", "не могу - могу".
После стихов нам требуется вновь настроить читателя на деловой лад. Лучше всего это удаётся при помощи приведения списка предыдущих Ваших материалов по этой теме. Чем длиннее будет список, тем лучше, иначе читатель сможет просто "перепрыгнуть" его глазами. Идеальный, проверенный временем размер списка - два экрана в разрешении 1280x1024. Именно при такой длине списка достигается максимальный ClickRate...
НО! При клике на ссылку искомый материал должен открыться в этом же окне, в каком был Ваш обзор. Это вынудит читателя, когда он в полной мере насладился прочитанным, нажать кнопку Back в браузере и принести Вам
еще один хит на статью (по секрету скажу, что некоторые ушлые редакторы ставят гонорар автора в зависимость от посещаемости его статей).
Итак, список материалов
должен быть длинным. Так что не стесняйтесь и включайте в него все материалы, мало-мальски подходящие по теме... Клики, как говорится, не пахнут. ;)
Советы общего порядка: Методика тестирования
Difficile est proprie communia dicere
Раздел, посвящённый методике тестирования, в принципе, можно считать "проходным", потому что большинство читателей его просто пролистывают. Ну и пусть их...
Тот, кто не читает методику тестирования, в результате, после прочтения статьи значительно больше усвоит из неё полезной информации! Данный эффект основан на том простом физическом принципе, что объём пустого места в голове читателя ограничен, и потому не стоит забивать его той информацией, которая не понадобится для понимания сути и самого цимеса статьи...
Чтобы не тратить Ваше драгоценное время на написание методики для каждой статьи, нужно написать её один раз (ну, хорошо, один раз в год...) и потом просто копировать её из статьи в статью всем известным методом (Ctrl-A; Ctrl-C; Ctrl-V).
Но, хотя бы один раз, написать методику надо, и, чем больше будет она по размеру, тем лучше! Ведь методика будет входить в каждую вашу следующую статью, напрямую влияя на её размер и, соответственно, ваши гонорары! Если Вы являетесь общепризнанным светилом в той теме, по которой пишете статью, то никаких затруднений у Вас написание методики наверняка не вызовет - я сам писал их неоднократно...
Сложнее всего писать методику по теме, в которой Вы ничего не понимаете... Но и здесь не нужно унывать, ведь интернет - большой. Есть старое мудрое правило: -"Используй то, что под рукой - бери, что написал другой!". Что самое интересное, актуальность этого правила с каждым годом только усиливается.
А, чтобы никто не догадался, что методика эта, как бы это выразиться поделикатнее, "не совсем Ваша", нужно просто изменить в ней пару формулировок и добавить один (максимум два) безумных теста, от которых Вы с гневом избавитесь через месяца два-три, когда читатели и конкуренты привыкнут к "Вашей" методике.
Еще один способ получить методику практически "нахаляву" - написать статью вообще без методики или опубликовать "Ваше понимание" методики тестирования устройства. Так как интернет - большой, то в нём всегда найдётся грамотный читатель, который поправит Вас в интеллигентной форме. Затем, немного улыбок плюс немного лести и еще немного денег (
не жалейте денег, они к Вам вернутся! (с) налоговая инспекция) и ничего не подозревающий читатель уже пишет методику за Вас!
Действительно, почему бы и не использовать неисчерпаемый источник разума "для своей пользы"? Пусть читатели потаскают для Вас каштаны из огня! Не всё ж им загребать жар Вашими руками...
Для того, чтобы Ваша методика тестирования выглядела (если не удаётся соответствовать, нужно хотя бы выглядеть) солидно, можно при описании стенда и использованного программного обеспечения в скобочках указывать стоимость каждого прибора. Чем больше цифры, тем большее уважение к Вам будут испытывать голоштанники и захребетники...
Советы общего порядка: Основной текст
Brevis esse laboro, obscurus fiо
Широко известны два метода создания шедевров - метод последовательного приближения и метод удаления лишнего.
Суть первого метода (метода Зураба Церетели) заключается в следующем - автор набрасывает "скелет" статьи в виде план-схемы. Сначала размечает самые крупные кости - разделы ("Введение", "Взяв в руки", "Тестируем", "Выводы"), потом в каждом разделе размещаются ключевые фразы и только затем оставшееся свободное место заливается быстротвердеющим потоком славословий.
Второй метод, иначе называемый метод Микеладжело, заключается в том, что сначала Вы направляете в файл весь поток Вашего сознания, нимало не заботясь о "пропорциях", а, затем, когда источник Вдохновения иссякнет, просто удаляете из статьи всё лишнее (аналогия основана на легендарной фразе Микеланджело о его способе создания скульптур "Я беру камень и отсекаю от него всё лишнее").
Текст в статье должен быть слитным. Абзацы - огромными. Предложения должны быть длинными - как у Льва Толстого. Ключевые фразы внутри абзаца надо обязательно выделять жирным шрифтом или курсивом.
Иначе пользователь не сможет отличить ключевую фразу от неключевой. Автор, например, курсивом выделяет те места, где читателю позволяется пополемизировать с ним. Выделение курсивом спорных утверждений значительно облегчает диалог с читателем, так как тому ясно дают понять, ГДЕ и с ЧЕМ ему можно спорить.
Больше цитат! Непроходим в интернете путь без латинского языка!
Давать советы по тексту статьи автор воздержится. Так как, во-первых, авторский стиль (та пропорция, в которой нужно смешивать полезную информацию и пустые славословия) должен быть уникальным и легко узнаваемым, и, во-вторых, автор не хотел бы выдавать свои фирменные наработки, из опасения оказаться погребённым под лавиной подделок от подражателей-борзописцев...
Советы общего порядка: Графика и диаграммы
Но вот чем автор с удовольствием поделится, так это ноу-хау (know how, как говорят у нас в village...) в части рисования диаграмм. Эта составная часть искусства создания настоящих статей по своей важности, пожалуй, превосходит все остальные. Как современные учёные по сохранившимся табличкам ронго-ронго пытаются воссоздать историю и культуру племени короткоухих, так и современные читатели, ничего доселе не знавшие о вас, по одному только виду диаграммы, выложенной в какой-нибудь форум, должны сразу оценить как глубину заложенной в неё автором мысли (сравнимую разве что с бездонностью космоса), так и экспрессию графической формы.
Что касается глубины, это решается очень просто - чем больше данных мы запихаем в диаграмму, тем лучше. Плевать на размеры. Если диаграмма не умещается на экране - это только плюс! Она не останется незамеченной и гарантированно привлечёт внимание всех, кто читает статью или форум.
Итак, вот как должна выглядеть идеальная диаграмма:
Ключевые особенности правильной диаграммы:
Диаграмма должна иметь короткое и ёмкое название, ничего не говорящее о содержимом диаграммы (это помогает сконцентрировать внимание пользователя на этом самом содержимом).
Использование различного вида заливок (для того, чтобы легко можно было отличить один столбец от другого).
Узоры двух соседних столбиков должны отличаться. Особенным шиком будет сочетание узоров "ёлочка" с разным направлением штриховки и шотландки с инверсным сочетанием цветов.
Использование градиентных заливок. Только начинающие авторы используют простую горизонтальную заливку. Настоящие профи предпочитают диагональную...
Относительная шкала - вот ключ к понимаю физического смысла результатов. Те, кто использует шкалу от нуля, грузят читателя лишней информацией, так как все различия между различными устройствами заметны только на самых кончиках столбиков!
Обязательно нужно сопровождать каждый столбик его "численным" значением. Причём, приводить результат нужно обязательно за внешней границей столбика и обязательно в вертикальной плоскости! Этот нехитрый приём помогает лучше запомнить цифру, так как чем сложнее было добыть информацию, тем лучше её человек запоминает - научно доказанный факт.
Точно так же (вертикально) нужно размещать надписи для каждого столбика - это позволяет прочно связать название столбика, его цветовое решение и результат у правой границы столбика.
В каждой диаграмме должна быть легенда. Даже если вы подписали каждый столбик, легенда в диаграмме должна быть! Даже у нашего президента есть легенда... Размещать легенду нужно каждый раз в новом месте внутри диаграммы, чтобы Вас не обвинили в схематичности и шаблонности.
Внутри диаграммы нужно использовать
минимум три шрифта. Один - для заголовка, второй - для названий столбиков и результатов, третий - для надписи на шкале.
Никогда не заполняйте тег ALT у картинок и диаграмм. Это отвлекает читателя от созерцания идеально сбалансированной картинки, ведь все браузеры выводят текст тега ALT по-разному. И, конечно, на заполнение тега не нужно тратить бесценное время автора. Всё, что он хотел сказать - написано на диаграмме.
Снабжайте диаграммы логотипами сайта, чтобы не дать пиратам удовольствия украсть бесценное полотно и подписать его своим логотипом. Идеальный вариант - ставить Ваше фирменное клише... Плевать, что размер картинки существенно возрастёт - зато всем сразу будет видно, кто автор и откуда картинку "позаимствовали".
Используйте только диаграммы, выполненные на Flash! Все настоящие авторы делают это каждый день! А некоторым удаётся сделать это два или даже три раза за день! Flash - идеальный формат! Его поддерживают все браузеры, он кросс-платформенный и т.п. Плюс "жадные дети" ((с) Гоблин) вынуждены будут отключить свои баннерорезки...
Никогда не оптимизируйте графику! Современные веб-сервера имеют встроенную систему потокового сжатия файлов, которая глючит на "оптимизированных" картинках, что ведёт к увеличению траффика!
При соблюдении вышеописанных правил можно быть уверенным в том, что вашу диаграмму читатель запомнит. А это, собственно, нам и нужно было.
Советы общего порядка: Выводы
Раздел "Выводы" в статье - самый важный, после, конечно, "Введения". Фактически, в разделе "Выводы" нужно вкратце пересказать всё содержимое статьи. Это помогает читателю вспомнить, о чём был обзор + зафиксировать в его сознании ключевые фразы, которые из-за обилия текста в теле обзора могли остаться незамеченными.
Также в разделе выводы нужно напомнить читателю, что автором была проведена гигантская работа для того, чтобы читатель мог прочитать этот обзор и, конечно, нужно тонко намекнуть читателю, что ради него автор готов на ещё большие жертвы...
Не лишним будет напомнить читателю, что информация, которую он почерпнул из обзора - чистой водки эксклюзив, и что на других сайтах обзоры подобного уровня искать бессмысленно.
А, чтобы читатель с нетерпением ожидал следующего Вашего обзора, нужно прямо и недвусмысленно намекать на наметившуюся интригу (если интриги нет, её надо придумать!). Довольно эффективным способом провоцирования аудитории является "сталкивание лбами" фанатов двух компаний-конкурентов. Для этого нужно в паре эмоционально окрашенных фраз высказаться о продуктах одной из компаний, обязательно противопоставив им продукты другой компании. Добавить пара намёков на возможные прогнозы развития ситуации и... Сахар, дрожжи, забурлило... ;)
Ещё одним способом сделать выводы к статье более запоминающимися - наградить протестированный продукт каким-либо знаком отличия. Например, если продукт не заслуживает награды за производительность или оригинальность технических решений, то его обязательно нужно похвалить за упаковку, мол, чертовски хорошо раскуривается...
Если же упаковка отсырела и совсем не хочет гореть, то такой продукт всё равно нужно наградить знаком "Протестировано нами". Пусть это несколько похоже на надпись на заборе "Здесь был Вася", но зато продукт с таким знаком на коробке работает значительно лучше, нежели тот же самый продукт, но в обычной "ненаграждённой" коробке - научно доказанный факт!
Да, я забыл сказать самое главное! Выводы к статье нужно писать сразу после того, как написан раздел с результатами тестов. Раздел же "Введение" нужно писать
в последнюю очередь, потому что нет никакого смысла вешать на стенку ружьё, которое у вас в финале не выстрелит! Только написав к статье выводы можно написать "Введение" так, чтобы читатель до самого финала не был уверен "кто же всё-таки убийца".
Характерная ошибка начинающих авторов - они разглашают выводы статьи прямо во вступлении. Это категорически неправильно! Особенно для сайтов, которые живут за счёт баннерной рекламы.
Как правило, они разбивают статью на множество маааленьких страничек, и, если поместить выводы в начале статьи, никто не будет читать такую статью до конца. Хотя и в таком случае можно бороться с хитрыми читателями, которые так и норовят сразу прочесть выводы. Главное оружие против подобных субьектов - отсутствие в статье оглавления! Странички статьи последовательно линкуются между собой, но прямой линк на "Выводы" делается только с предпоследней страницы.
Впрочем, это уже проблема не статьи, а вёрстки под баннерные сайты - тема для отдельного исследования.
Благодарности
Если железки на тестирование давала какая-нибудь компания, дистрибьютор или еще круче - рекламное агентство, то признаком хорошего тона (bon ton, как выражаются у нас в салонах-магазинах...) считается небольшой рекламный блок, обычно оформленный в виде "выражения благодарности".
Есть один тонкий момент - при выборе места для данного блока стоит учитывать "общий тон" раздела "Выводы". Если в разделе "Выводы" о продукте говорят в превосходных тонах, то размещение рекламного блока компании, предоставивший этот продукт на тесты, даёт нужный положительный эффект. Читатель "экстраполирует" положительные эмоции от продукта на компанию, предоставившую продукт. Мол, хорошим товаром торгуют, значит - "правильные" люди.
Если же в разделе "Выводы" содержится нелицеприятная оценка качества продукта (некоторые ресурсы даже считают за принцип обязательно сказать пару гадостей про каждый продукт, подчёркивая, таким образом, собственную независимость и неподкупность), то раздел «благодарности» лучше вынести в начало статьи.
Вот, собственно, и всё, что автор хотел рассказать о том,
КАК НАДО ПИСАТЬ СТАТЬИ...