Microsoft и антивирус

Автор: Ande
Дата: 19.06.2003
Все фото статьи

Лирическое отступление


В компьютерной индустрии есть хорошая традиция - каждая компания стремится выдать как можно больше пресс-релизов. Причем самих пресс-релизов в десятки раз больше, чем новых продуктов или новых услуг поставляемых компаниями. В большинстве своем информации в самих пресс-релизах практически нет, это либо повторение предыдущих новостей с новыми незначительными подробностями, либо выдача минимального объема сведений, да еще и строго определенными порциями. Компании всегда стремятся создать информационный повод, лишний раз напомнить про себя, про то, что компания жива и развивается на благо потребителя. Вот и появляются пресс-релизы, которые описывают, революционные изменения в компьютерном мире, что скоро наступят, и лишь надо совсем чуть-чуть подождать, и счастье придет. Отдел маркетинга любой компании стремиться переплюнуть всех своих конкурентов в описании всех тех благ, которые вот-вот свалятся на пользователя.

Подобная информация появляется ежедневно, к ней все уже привыкли, особого ажиотажа она не вызывает. Однако, есть ряд компаний, новости от которых всегда вызывают пристальное внимание общественности. Вроде бы обычная, даже можно сказать заурядная новость, вызывает пристальный интерес и глубокий анализ, ибо действительно можно пропустить важную веху в развитии всей компьютерной индустрии.

Зачем Microsoft антивирус?


10 июня 2003 компания Microsoft объявила о приобретении компании GeCad Software Srl., румынской компании, занимающейся разработкой антивирусного программного обеспечения. Эта покупка позволит компании Microsoft выпускать более защищенные и надежные продукты. Также вскользь упоминает забота о конечных пользователях (куда же без нее?), которые получат более защищенные и надежные продукты, и также упоминается скромная фраза, что текущая линейка продуктов развиваться не будет.
Прочитав эту новость, возникает три вопроса: будет ли у Microsoft свой антивирус, почему куплена именно эта, никому не известная, румынская компания и зачем вообще Microsoft антивирус?
Попробуем разобраться.
Читая сам пресс-релиз совершенно не ясно, собирается ли Microsoft выпускать Microsoft Antivirus или нет. Вообще, новость о том, что Microsoft собирается выпускать антивирусные средства, поначалу вызывает улыбку. Как можно конкурировать с такими китами рынка, как Norton Antivirus, McAffe, или AVP? Рынок антивирусных средств уже давно поделен и конкуренция на нем жесточайшая. Антивирус - это такая вещь, где очень важна репутация продукта, а репутация зарабатывается годами, и поэтому выход нового продукта на этот рынок очень трудно себе представить.

Но не надо забывать, Microsoft есть Microsoft. Эта компания как никто другой умеет стартовать со вторых или третьих позиций, а потом остаться в одиночестве на рынке. Множество примеров - тому подтверждение. Во времена, когда рынок полностью принадлежал Lotus 1-2-3, появился Excel, и где Lotus 1-2-3 сейчас? Кто-нибудь сейчас вспоминает о другом мега продукте - WordPerfect или хотя бы кто-нибудь его видел или работал на нем? А в свое время аналитики предсказывали, что Word не сумеет отобрать у WordPerfect более 10% рынка. А когда Microsoft заявил о выпуске нового продукта, под названием - Internet Explorer, это вызвало только смех, никто и поверить не мог, что Microsoft удастся продвинуть этот продукт. Больше всего веселья выход Internet Explorer’a вызвал у компании Netscape... И этот список еще можно долго продолжать.
Конечно, и у Microsoft были свои неудачи, сейчас никто уже и не помнит об операционной системе Xenix, в разработке которой активное участие принимала Microsoft, но которая совсем-совсем не продавалась.
Есть еще одна примета - Microsoft редко что разрабатывала сама, обычно Microsoft покупала какие-то наработки и на базе них выпускала свой продукт. Даже MS DOS, этого "конька-горбунка", что вывез Microsoft из неизвестности и превратил самую крупную софтверную компанию, в Microsoft’е тоже не писали с нуля, а ухитрились купить "…кое-какие наработки вместе с небольшим коллективом программистов...".

Таким образом, история повторяется, Microsoft опять купила "...кое-какие наработки вместе с небольшим коллективом программистов...", и опять готова выходить на, казалось бы, переполненный рынок.
Почему же Microsoft купила именно эту, никому не известную антивирусную компанию? На самом деле продукты линейки RAV Antivirus не так уж и не известны. В Европе RAV Antivirus известен как крепкий антивирусный середнячок, конечно, звезд с неба не хватает, но дело свое знает и весьма хорошо справляется с возложенными задачами. Конечно, в тестах Virus Bulletin оказывается в середине таблице, но все распространенные вирусы знает и умеет лечить. Невысокая цена и хорошая поддержка позволяют весьма не плохо существовать. Можно зайти на сайт http://www.ravantivirus.com (пока он не закрылся) и посмотреть весьма внушительный список клиентов, среди которых встречаются весьма громкие имена.

Но есть еще кое-что. Дело в том, что основных успехов RAV Antivirus добился не на платформе Windows, а на Linux и Unix. Достаточно почитать рекомендации по антивирусной защите для почтовых серверов под Linux, там обязательно встретишь упоминание про RAV antivirus. Конечно, там можно встретить рекомендации про другие антивирусы, например, Антивирус Касперского, но цена их по сравнению с RAV Antivirus убивает всякий интерес. Поскольку сам Linux бесплатный, почтовый сервер тоже, то отдавать большие деньги за антивирусную защиту в таких условиях кажется странным. Достаточно сравнить цены Лаборатории Касперского и RAV Antivirus, чтобы понять, почему последний так популярен в мире Linux. Разумеется, что исчезновение одного из популярных антивирусов под Linux не может не радовать Microsoft.

Подведя итог можно сказать, что, поскольку цена румынской компании существенно меньше цены такой же американской компании, то Microsoft за небольшие деньги купила хороший продукт, хорошую команду, да еще и бросила камешек в огород Linux. Не правда ли удачная сделка?

Осталось разобраться только, зачем Microsoft вообще антивирус и что она с ним будет делать?
Что такое антивирус сегодня? Антивирус - это прежде всего онлайновая служба. Антивирус должен постоянно связываться с сервером разработчика и выкачивать оттуда обновления антивирусных баз. Это вполне естественное поведение любого антивируса. Microsoft очень хочется, чтобы люди свыклись с мыслью об постоянном онлайновом контакте с серверами Microsoft. Не для кого не секрет, что большинство пользователей не доверяет Microsoft. Людям постоянно кажется, что эта гигантская компания ежеминутно собирает досье на каждого из нас, что вся эта информация регулярно передается в Microsoft и там храниться в специальных базах данных. Некоторые аспекты такой боязни, конечно, объясняются тем, что Windows-то у многих - пиратский, не дай Бог "засветиться". Но в среде "лицензионщиков" встречаются такие пользователи, которые с подозрением относятся к тем же автоматическим обновлениям системы и фоновой закачкой тех же кодеков в Windows Media Player.

Компания Microsoft смотрит на опыт своего конкурента (а с некоторых пор и в некоторых областях - уже партнёра) в Америке - компанию AOL. AOL без всяких объяснений выдает сообщение "AOL обновляет систему; деньги с вашего счета сниматься не будут" и затем закачивает на машину пользователя все что захочет. А сами пользователи спокойно ждут, и ни у кого не возникает никаких вопросов и никто не жалуется. Сама же Microsoft вынуждена постоянно извиняться, постоянно сообщать - "Никакая информация не передается в Microsoft", и все равно пользователи недовольны и полны подозрений.

В этом случае антивирус будет играть важную роль, люди постепенно привыкнуть получать от Microsoft все возможные обновления, причем не только антивируса, но и системы и приложений. Конечно, это поможет сделать систему более устойчивой и надежной, ведь ни для кого не секрет, что основные проблемы возникают из-за вовремя не закрытых уязвимостей. Обновления будут распространяться быстрее, уязвимостей станет меньше, и Windows будет считаться более надежной системой, чем сейчас.
Также антивирус сможет помочь распространению других онлайновых технологий от Microsoft. Почти наверняка антивирус от Microsoft будет жестко привязан к Passport, и постепенно Passport будет рассматриваться как естественный выбор, и тогда конкурирующие технологии, такие как Sun ONE исчезнут. Вообще все это приведет расту популярности и доходности MSN, а если еще удасться потеснить AOL …
Если говорить о самом антивирусе, то конечно Microsoft как никто другой сумеет "поженить" с Windows. Если все приложения будут работать через антивирусное программное обеспечение, то количество вирусных эпидемий резко упадет, и Microsoft будет говорить о безопасной платформе для Интернет.
Но все это будет только в одном случае: если компания Microsoft сделает антивирус бесплатным и включает его как один из компонентов Windows.

Заключение


Подводя итоги можно сказать, что, возможно, нас ожидает действительно коренное изменение компьютерной отрасли. Если Microsoft действительно выпустит Microsoft Antivirus, сделает его бесплатным и включит в состав операционной системы, то множество компаний занимающиеся разработкой антивирусных средств просто исчезнут и Microsoft станет монополистом еще на одном сегменте рынка. Интересно, а как будет обновляться Microsoft Antivirus на наших, пиратских версиях Windows? Не станет ли это еще одним путем борьбы с пиратством?
А может не так все и страшно? Может Microsoft не будет выпускать свой антивирус? Не зря Microsoft объявило об организации Virus Information Alliance. Может действительно Microsoft будет использовать купленные технологии для совершенствования своих систем? Вопросов много, но ответов пока нет, есть только домыслы и рассуждения.
Поживем - увидим...

Помнится, когда Microsoft выпустила Photo Editor и Microsoft Publisher, кое-кто предрекал скорую битву между Microsoft и Adobe…