Обзор процессора Pentium G3258: антикризисный вариант

Автор: Gavric
Дата: 22.12.2014
Все фото статьи

Введение


Дёшево и сердито – это именно та формула, реализацию которой хотят увидеть потребители во всех без исключения продуктах, включая, естественно, и компьютерные компоненты. Разгон же как явление позволяет приблизить свойства комплектующих к желаемому идеалу. Поэтому те процессоры, модули памяти и видеокарты, которые допускают разгон до рубежей, максимально отодвинутых от паспортных параметров, становятся если не хитами продаж, то, по крайней мере, прославленными продуктами в среде энтузиастов персональных компьютеров. Например, если взять процессорный рынок, то, пожалуй, наиболее легендарным CPU за всю его историю является Celeron 300A образца 1998 года. При помощи несложных манипуляций он позволял полуторакратный разгон по тактовой частоте и по производительности становился близким аналогом Pentium III 450 МГц, который на тот момент был самым быстрым и дорогостоящим процессором для десктопов. В этой достопамятной истории особенно важно то, что оверклокинг позволял существенно сэкономить при приобретении процессора, но при этом все равно получить производительность самого высокого класса. Надо сказать, что с тех пор сменилось несколько поколений процессоров, и всё это время Intel старалась больше не делать таких «ошибок». Разгон если и допускался, то уже не в таких масштабах, а возможности преобразования бюджетных CPU в процессоры высокого класса всячески ограничивались. Однако в честь 20-летнего юбилея торговой марки Pentium компания Intel решилась на небольшой флешбек и выпустила экспериментальный 72-долларовый Pentium Anniversary Edition, представляющий собой бюджетный и свободно разгоняемый двухъядерный процессор, построенный на базе актуальной микроархитектуры Haswell.


Можно было бы ожидать, что такой продукт получит традиционный для CPU с разблокированными множителями модельный номер с индексом K на конце, как это было, например, когда в 2009 году Intel выпустила Pentium E6500K. Однако, вероятно, в целях конспирации новинке был присвоен номер обычного вида – G3258. Тем не менее, процессор, скрывающийся в прайс-листах под именем Pentium G3258, представляет собой тот самый Pentium Anniversary Edition – дешёвый Haswell, способный на значительный разгон.

Конечно, нужно понимать, что сделать из Pentium G3258 высокопроизводительный процессор вряд ли получится даже у самого удачливого оверклокера. Сегодня модельный ряд Pentium включает в себя недорогие двухъядерные процессоры и, по сути, является продолжением линейки Celeron. У процессоров Pentium лишь чуть выше тактовые частоты, объём L3-кэша составляет 3 Мбайт, а не 2 Мбайт, и кроме того, у некоторых моделей есть официальная поддержка DDR3-1600. Старшие же Haswell, относящиеся к сериям Core i5 и i7, имеют по четыре ядра в дополнение к которым может поддерживаться технология Hyper-Threading, графическое ядро класса GT2 и кэш-память третьего уровня объёмом до 8 Мбайт – всего этого у Pentium нет и в помине. Таким образом, Pentium Anniversary Edition – это вариант для желающих сэкономить при построении сравнительно недорого компьютера. И если речь идёт о высокопроизводительных системах, то о Pentium G3258 можно даже и не задумываться.

Однако это вовсе не значит, что Pentium G3258 – неинтересный процессор. Напротив, существует по меньшей мере три распространённые сферы применения, в которых юбилейный Pentium может вписаться более чем удачно. Во-первых, Pentium G3258 очень недорог, но при этом предоставляет огромное поле для экспериментов. Поэтому такой CPU может стать отличной стартовой моделью для начинающих оверклокеров, которые хотят почувствовать дух оверклокинга, не рискуя при этом значительными капиталовложениями. Во-вторых, он может стать неплохом вариантом в качестве первого процессора при поэтапном построении высокопроизводительной системы, проводимом в условиях невозможности крупных одномоментных трат. И в-третьих, Pentium G3258 может оказаться очень востребованным в среде геймеров – любителей сетевых баталий. Игры вроде World of Tanks или Dota 2 не требуют высокой процессорной мощности и двухъядерного процессора для них более чем достаточно. Благодаря этому игровые системы на базе разогнанного Pentium Anniversary Edition могут оказаться одним из лучших вариантов для сетевого гейминга не только с точки зрения сочетания цены и производительности, но и даже без оглядки на стоимость. Для Intel же симпатии всех перечисленных указанных категорий потребителей весьма кстати, так как экономные энтузиасты, начинающие оверклокеры и онлайн-геймеры, единожды «подсев» на платформу LGA 1150, вполне вероятно, захотят её модернизировать дальше и впоследствии приобретут ещё один, уже более дорогой, процессор компании.

Впрочем, прежде чем вешать на Pentium G3258 какие-то ярлыки, давайте познакомимся с практическими тестами этого процессора. К сожалению, несмотря на то, что датой его официального анонса является 2 июня текущего года, в тестовую лабораторию компании «Ф-центр» он попал только сейчас. Но это не умаляет важности такого тестирования, особенно в сложившейся экономической ситуации, когда рублёвые цены на компьютерные комплектующие обновляют свои максимумы чуть ли не ежедневно.

Подробнее о Pentium G3258


Если оверклокерские процессоры в сериях Core i7 и Core i5 венчают соответствующие линейки, выступая самыми дорогими предложениями своих классов, то с разблокированным Pentium G3258 дело обстоит совсем иначе. Он как бы подпирает модельный ряд Pentium поколения Haswell Refresh снизу, занимая в нём место лишь над самыми младшими и устаревшими модификациями. В то время как частоты современных Pentium доходят до 3,5 ГГц, паспортная частота Pentium G3258 установлена в 3,2 ГГц. По всем же остальным спецификациям дешёвый оверклокерский процессор полностью соответствует своим собратьям: он имеет двухъядерный дизайн, лишён поддержки виртуальной многоядерности Hyper-Threading и не имеет технологии авторазгона Turbo Boost. Размер его кэш-памяти третьего уровня урезан до 3 Мбайт, а графическое ядро имеет архитектуру GT1, то есть обладает всего 10 исполнительными графическими устройствами, обеспечивающими лишь зачаточный уровень 3D-производительности.


Подробнее получить представление о характеристиках Pentium G3258 в сравнении с другими актуальными представителями линейки можно из приведённой ниже таблицы:


Юбилейный Pentium G3258 полностью идентичен младшему в линейке обычному процессору Pentium G3250, отличаясь от него только разблокированным множителем и немножко более высокой ценой. Из-за этого Pentium G3258 не только имеет сравнительно небольшую даже для Pentium паспортную частоту, но и официально совместим лишь с медленной DDR3-1333 памятью. Но, к счастью, на практике это мало что значит. Частоту нетрудно повысить разгоном, ведь множитель у Pentium G3258 не зафиксирован. Что же касается памяти, то даже обычные младшие Pentium вполне нормально работают со скоростными модулями DDR3 SDRAM, так что оверклокерский Pentium G3258 способен функционировать с быстрой DDR3-памятью и подавно. Например, мы не встретили никаких препятствий при тестировании нашего образца Pentium G3258 с DDR3-2133, прекрасно работал он и при установке частоты памяти в режиме DDR3-2400. Таким образом, в умелых руках Pentium G3258 легко превратится в старшую модель в семействе. Впрочем, по формальным признакам представителям семейства Core i3 он всё равно будет уступать, так как в Core i3 добавляется поддержка технологии Hyper-Threading, которой в Pentium нет. Помимо этого в Pentium G3258, как, кстати, и во всех остальных представителях этой серии, отключена поддержка современных наборов расширений инструкций. Под нож пошли как векторные AVX и AVX2, так и криптографические AES-команды, что может негативно сказываться во многих ресурсоёмких приложениях, в первую очередь предназначенных для обработки мультимедийного контента.


Впрочем, за возможность разгона мы готовы простить Pentium G3258 многое. Особенно если учесть, что Intel не просто подготовила такой процессор с разблокированным множителем, но и специально озаботилась тем, чтобы для него нашлись и подходящие недорогие платформы. Так, компания разрешила производителям системных плат открывать для этого CPU оверклокерские опции на дешёвых материнках, в том числе и на тех, которые основываются на младших чипсетах восьмого поколения, например, на H81, H87 или B85. Средства для разгона на таких платах могут быть добавлены простым обновлением прошивки, поэтому при подборе для новинки подходящей недорогой материнской платы стоит сверяться с последними редакциями списков поддерживаемых процессоров и с тем, какие нововведения предлагаются в последних версиях BIOS.

Все двухъядерные процессоры Pentium официально рассчитаны на 53-ваттный тепловой пакет, но в реальности их потребление и тепловыделение примерно вдвое меньше. Поэтому Pentium G3258 может представлять интерес не только как дешёвый объект для оверклокерских экспериментов, но и как основа для медиацентра или HTPC. В этом случае немаловажным фактором может стать и то, что в нём сохранена полная поддержка технологии Quick Sync, реализующей быстрое и малозатратное декодирование и кодирование видео в распространённых форматах аппаратными средствами графического ядра.

Экономичность Pentium G3258 подкрепляется его сравнительно низким напряжением питания. В то время как у старших LGA 1150 процессоров номинальное напряжение нередко превышает 1,2 или даже 1,25 В, полученный нами на тесты экземпляр Pentium G3258 имел рабочее напряжение на уровне 1,03-1,04 В. Отсюда ясно, что нагрев и высокое энергопотребление, которое мы отмечали у четырёхъядерных Haswell, – это совсем не про рассматриваемый CPU.

Очевидно, что стабильно работать такой процессор может на платах с самым простым конвертером питания, а для его охлаждения не нужны никакие высокопроизводительные кулеры. Это же даёт основания надеяться, что разгоняться такой CPU сможет довольно неплохо.

Кстати, несмотря на то, что Pentium Anniversary Edition был анонсирован одновременно с Devil’s Canyon, никаких особых свойств от них он не перенял. Под крышкой Pentium G3258 используется самый обычный термоматериал – именно такой, который вызывает нарекания оверклокеров, использующих процессоры семейств Core i5 и Core i7. Обычным образом выполнена и схема питания – в ней нет никаких дополнительных конденсаторов. Тем не менее, для процессора класса Pentium, который имеет сравнительно невысокое тепловыделение и энергопотребление, всё это и не особенно-то нужно. Убедиться в этом на практике проще простого, достаточно посмотреть на то, как Pentium G3258 ведёт себя в разгоне.

Разгон


Как известно, существует по меньшей мере восемь различных конфигураций процессорного кристалла, которые можно встретить внутри представителей поколения Haswell. В процессорах Pentium используется 22-нм полупроводниковый кристалл с площадью порядка 100 мм2, что примерно на 45 процентов меньше площади кристалла, применяемого в настольных версиях Core i5 и Core i7. В кристалле Haswell для процессоров Pentium имеется лишь два ядра, 3 Мбайт кэш-памяти и графика GT1. То есть, на полупроводниковом уровне Pentium G3258 заметно проще оверклокерских Core i7 и Core i5. А это значит, что даже с теоретических позиций он имеет лучший потенциал для разгона. При увеличении частот оверклокерских четырёхъядерных процессоров Haswell обычно мы быстро сталкиваемся с перегревом, который, в конечном итоге, и ограничивает разгон. С Pentium G3258 таких проблем возникать не должно.

Всё это вполне подтвердилось и на практике. Повысив напряжение питания нашего экземпляра Pentium G3258 до 1,375 В, нам удалось добиться его стабильного функционирования при частоте 4,7 ГГц. Рабочие температуры ядер во время тестирования на стабильность при этом оставались во вполне допустимых рамках и не превышали 85 градусов даже несмотря на то, что для охлаждения мы использовали односекционный башенный кулер среднего класса Noctua NH-U14S.

Напомним, процессоры семейства Pentium не поддерживают векторные инструкции AVX и AVX2, которые особенно сильно разогревают современные процессоры. Это – ещё одна причина, по которой Pentium G3258 способен стабильно и без перегрева работать на более высоких, нежели оверклокерсие Core i5 и Core i7, частотах.


Кстати, разогнать Pentium G3258 вполне возможно и сильнее, для этого лишь потребуется задействовать более высокое напряжение питания. Однако мы не советуем поступать таким образом, если речь идёт о длительной эксплуатации процессора – чрезмерное завышение напряжения может вызвать деградацию полупроводникового кристалла и необратимое снижение его частотного потенциала или даже выход из строя. Конечно, утратить в процессе экспериментов 72-долларовый процессор не так обидно, как Core i5 или Core i7, но в любом случае, рисковать стоит лишь в том случае, если Pentium G3258 был приобретён вами для опытов изначально.

Однако не стоит думать, что если не сдерживать себя в увеличении напряжения Pentium G3258, этот процессор можно разогнать до заоблачных высот. Ради эксперимента мы решили проверить, какой частоты можно достичь, если повысить напряжение питания до 1,5 В, и смогли добиться стабильности лишь при 4,8 ГГц, что всего на 100 МГц лучше «безопасного» результата. Максимальная же температура ядер при этом достигала уже 96 градусов, что явно указывает на достигнутый «потолок» частоты, по крайней мере, при использовании воздушного охлаждения.

Впрочем, даже та частота 4,7 ГГц, стабильности на которой нам удалось достичь без слишком сильного завышения напряжения, выше номинальной на целых 47 процентов. И это – очень достойный результат разгона по современным меркам. Подобной масштабируемости у процессоров мы не видели уже очень давно, и, значит, Intel преподнесла отличный подарок энтузиастам. Причём, оценить этот подарок можно ещё выше, если вспомнить о том, что для разгона нового бюджетного интеловского процессора можно беспрепятственно использовать и очень доступные по цене материнки, и недорогие системы охлаждения.

Как мы тестировали


Совершенно очевидно, что тестировать Pentium G3258 представляет интерес как в номинальном режиме, так и при разгоне – получившаяся производительность будет сильно различаться. Поэтому для сравнения с героем сегодняшнего обзора мы выбрали очень представительную компанию соперников. В неё попали: старший представитель линейки Pentium, два Core i3 – старшая и средняя модели, а также четырёхъядерный процессор класса Core i5.

Не забыли мы и про конкурентов Pentium G3258, которые есть в ассортименте компании AMD. Если смотреть среди APU, то аналогичную Pentium G3258 стоимость имеют двухъядерные процессоры класса A6, но их производительность печальна настолько, что противопоставлять их Pentium заведомо нет никакого смысла. Зато среди имеющихся в магазинах вариантов Socket FM2-процессоров можно обнаружить дешёвые Athlon X4, которые не имеют встроенной графики, но зато обладают четырьмя вычислительными ядрами. По своей цене они также сопоставимы с Pentium G3258, и именно такой процессор мы взяли для сравнения. Им оказался Athlon X4 860K, идентичный по своим «процессорным» характеристикам A10-7850K.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядел следующим образом:

Процессоры:

AMD Athlon X4 860K (Kaveri, 4 ядра, 3,7-4,0 ГГц, 2x2 Мбайт L2);
Intel Core i5-4690K (Haswell Refresh, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3);
Intel Core i3-4370 (Haswell Refresh, 2 ядра + HT, 3,8 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 4 Мбайт L3);
Intel Core i3-4160 (Haswell Refresh, 2 ядра + HT, 3,6 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3);
Intel Pentium G3460 (Haswell Refresh, 2 ядра, 3,5 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3);
Intel Pentium G3258 (Haswell Refresh, 2 ядра, 3,2 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3).

Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
Материнские платы:

ASUS A88X-PRO (Socket FM2+, AMD A88X);
ASUS Z97-Pro (LGA1150, Intel Z97).

Память: 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 (4 Гбайт/256-бит GDDR5, 1127-1216/7012 МГц).
Дисковая подсистема: Crucial M550 512 GB (CT512M550SSD1).
Блок питания: Seasonic Platinum SS-760XP2 (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Professional x64 with Update с использованием следующего комплекта драйверов:

Intel Chipset Driver 10.0.17;
Intel Management Engine Driver 10.0.0.1204;
Intel Rapid Storage Technology 13.2.4.1000;
NVIDIA GeForce 344.75 Driver.

Процессоры, допускающие разгон, тестировались дважды — не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, достижимом с применяемым нами воздушным охлаждением:

AMD Athlon X4 860K при разгоне до 4,5 ГГц с напряжением 1,45 В;
Intel Pentium G3258 при разгоне до 4,7 ГГц с напряжением 1,375 В.

Производительность



Общая производительность

Для оценки производительности процессоров в общеупотребительных задачах мы традиционно используем тестовый пакет Bapco SYSmark, моделирующий работу пользователя в реальных распространённых современных офисных программах и приложениях для создания и обработки цифрового контента. Идея теста очень проста: он выдаёт единственную метрику, характеризующую средневзвешенную скорость компьютера при повседневном использовании. Недавно этот бенчмарк в очередной раз обновился, и теперь мы задействуем самую последнюю версию – SYSmark 2014.


Процессоры Pentium, обладающие всего двумя вычислительными ядрами без поддержки Hyper-Threading по современным меркам кажутся достаточно медленными CPU. Если не брать во внимание возможность разгона, то отставание Pentium G3258 от процессоров класса Core i3 составляет порядка 20-25 процентов, а Core i5 опережает Pentium G3258 более чем на 60 процентов. Иными словами, разница между современными бюджетными процессорами и их собратьями, относящимися к среднему классу, достаточно велика. Тем не менее, Pentium G3258 медленным назвать всё-таки невозможно. Например, он выдаёт более высокий результат, чем может обеспечить четырёхъядерный процессор AMD Athlon X4 860K как в номинальном режиме, так и на повышенной частоте 4,5 ГГц.

Впрочем, главное свойство Pentium G3258, ради которого и было затеяно данное тестирование, это – возможность разгона. Но и с его учётом, к сожалению, мы не видим никаких особенно оптимистичных показателей производительности. При увеличении тактовой частоты почти в полтора раза Pentium G3258 по своему результату в SYSmark 2014 приближается к двухъядерному Core i3-4370 с поддержкой Hyper-Threading. Четырёхъядерный же Core i5 для него остаётся в недосягаемости. Иными словами, оверклокинг позволяет увеличить средневзвешенную производительность Pentium G3258 примерно на 30 процентов, но это не переводит его в другую весовую категорию. Двухъядерник остаётся лишь конкурентом для других двухъядерников и не более того.

Более глубокое понимание результатов SYSmark 2014 способно дать знакомство с оценками производительности, получаемое в различных сценариях использования системы. Сценарий Office Productivity моделирует типичную офисную работу: подготовку текстов, обработку электронных таблиц, работу с электронной почтой и посещение Интернет-сайтов. Сценарий задействует следующий набор приложений: Adobe Acrobat XI Pro, Google Chrome 32, Microsoft Excel 2013, Microsoft OneNote 2013, Microsoft Outlook 2013, Microsoft PowerPoint 2013, Microsoft Word 2013, WinZip Pro 17.5 Pro.


В сценарии Media Creation моделируется создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео. Для этой цели применяются популярные пакеты Adobe Photoshop CS6 Extended, Adobe Premiere Pro CS6 и Trimble SketchUp Pro 2013.


Сценарий Data/Financial Analysis посвящён статистическому анализу и прогнозированию инвестиций на основе некой финансовой модели. В сценарии используются большие объёмы численных данных и два приложения Microsoft Excel 2013 и WinZip Pro 17.5 Pro.


В зависимости от того, насколько хорошо распараллеливается тот или иной тип процессорной нагрузки, отставание Pentium G3258 от Core i5-4690K может варьироваться от 25 до 50 процентов. И это означает, что в некоторых ситуациях разогнанный Pentium G3258 может оказаться быстрее старшего Core i5. В нашем случае такую картину можно наблюдать в сценарии, моделирующем обычную офисную активность, при которой нагрузка носит преимущественно однопоточный характер. Однако как только речь заходит о применениях, в которых важна высокая вычислительная производительность, например о создании мультимедийного контента или о статистическом анализе данных, то даже работающий на частоте 4,7 ГГц процессор Pentium G3258 сразу оказывается на подобающем ему месте. Оверклокеры могут рассматривать этот процессор как более дешёвую альтернативу для Core i3, но не более того. К тому же в некоторых случаях, в частности, при финансовых расчётах, Core i3 благодаря поддержке технологии Hyper-Threading и новых наборов векторных инструкций, отсутствующих в Pentium, демонстрируют более высокое быстродействие.

Попутно отметим, что конкурирующий с Pentium G3258 четырёхъядерный (по формальным признакам) Athlon X4 860K бороться с ним не может ни при одном варианте пользовательской активности. Процессор AMD не только существенно проигрывает новому Pentium при разгоне, но и уступает ему при работе в номинальном состоянии. Иными словами, бюджетные двухъядерные Haswell предлагают в среднем лучший уровень производительности, нежели четырёхъядерные носители микроархитектуры Steamroller.

Игровая производительность

Как известно, производительность платформ, оснащенных производительными процессорами, в подавляющем большинстве современных игр определяется мощностью графической подсистемы. Именно поэтому при тестировании процессоров мы выбираем наиболее процессорозависимые игры, а измерение количества кадров выполняем дважды. Первым проходом тесты проводятся без включения сглаживания и с установкой далеко не самых высоких разрешений. Такие настройки позволяют оценить, насколько хорошо проявляют себя процессоры с игровой нагрузкой в принципе, а значит, позволяют строить догадки о том, как будут вести себя тестируемые вычислительные платформы в будущем, когда на рынке появятся более быстрые варианты графических ускорителей. Второй проход выполняется с реалистичными установками – при выборе FullHD-разрешения и максимального уровня полноэкранного сглаживания. На наш взгляд такие результаты не менее интересны, так как они отвечают на часто задаваемый вопрос о том, какой уровень игровой производительности могут обеспечить процессоры прямо сейчас – в современных условиях.

Результаты в FullHD-резрешении с максимальными настройками качества:














В первую очередь заметим, что мощности процессоров класса Pentium вполне хватает для того, чтобы получить достойную частоту кадров в современных играх при установке FullHD разрешений. Иными словами, недорогие геймерские системы оборудовать недорогими двухъядерными процессорами вполне допустимо. Однако всё-таки следует иметь в виду, что определённым узким местом такой процессор выступать всё-таки будет. Как видно по приведённым диаграммам, Pentium G3258 выдаёт более низкую игровую производительность, нежели Core i3 и Core i5. Причём, исправить это положение дел не всегда позволяет и разгон. Даже работающий на частоте 4,7 ГГц процессор Pentium может отставать от представителей класса Core i3, располагающих поддержкой технологии Hyper-Threading и потому представляющихся системе четырёхъядерными CPU.

К тому же, нужно иметь в виду и ещё одну важную тонкость. Разработчики современных игр постепенно переориентируются на игровые платформы, имеющиеся в игровых приставках последних поколений – PlayStation 4 и Xbox One. А эти консоли основываются на восьмиядерных процессорах разработки AMD. Это с одной стороны толкает игроделов на активное использование многопоточности, а с другой – может создавать препятствия для работы некоторых игр в системах с двухъядерными процессорами. Например, уже были зафиксированы проблемы с работоспособностью на системах, основанных на Intel Pentium, таких игр как Far Cry 4 и Dragon Age: Inquisition. Конечно, впоследствии все препятствия были устранены через патчи, но, тем не менее, указанный симптом кажется достаточно тревожным. Вполне возможно, что в перспективе процессоры класса Pentium могут стать проблемным компонентом для игровых систем. К слову, их собратья класса Core i3 работают с новыми играми без нареканий – их спасает технология Hyper-Threading.

Результаты при сниженном разрешении:














Потенциальная игровая производительность процессора Pentium G3258 даже при его разгоне до 4,7 ГГц оказывается в среднем хуже, чем у Core i3-4370. К сожалению, под торговой маркой Pentium сегодня продаются настолько примитивные процессоры, что даже разблокирование коэффициента умножения далеко не всегда позволяет им перебраться в более высокий класс. Работающий на частоте 3,8 ГГц процессор семейства Core i3 с точки зрения теоретического игрового быстродействия может выдать результаты, превышающие показатели разогнанного до упора Pentium G3258, на величину до 20 процентов. А это значит, что советовать дешёвую оверклокерскую новинку энтузиастам-геймерам можно лишь с той оговоркой, что бюджет на приобретение процессора ограничен стодолларовой суммой. Немного более дорогие Core i3, хоть и не имеют возможности разгона, в большинстве игр с точки зрения производительности окажутся как минимум не хуже.

Тем не менее, с помощью Pentium G3258 компания Intel смогла решить другую задачу — она создала отличный продукт для недорогих игровых сборок со внешней графикой, который однозначно превосходит любые имеющиеся варианты AMD. Заметно медленнее Pentium G3258 оказывается даже старший четырёхъядерный Athlon X4 с наиболее актуальном на сегодняшний день дизайном Kaveri, не говоря уже о других процессорах для Socket FM2+.

Тестирование в реальных играх завершают результаты популярного синтетического бенчмарка Futuremark 3DMark.






3DMark имеет эффективную оптимизацию под многопоточность, а потому подтверждает всё сказанное выше. Полуторакратный разгон не может перевести Pentium G3258 в число предложений более высокого класса и не делает его двухъядерником с высочайшей производительностью. И, похоже, именно по этой причине в качестве оверклокерского «юбилейного» процессора Intel выбрала именно представителя линейки Pentium, а не Core i3. Выход Pentium G3258 никоим образом не рушит сложившуюся в интеловском прайс-листе иерархию.

Тесты в приложениях

В Autodesk 3ds max 2015 мы тестируем скорость финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.


Тестирование производительности при обработке графических изображений происходит в Adobe Photoshop CC 2014. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.


По многочисленным просьбам фотолюбителей мы провели тестирование производительности в графической программе Adobe Photoshop Lightroom 5.6. Тестовый сценарий включает пост-обработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920x1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.


В Adobe Premiere Pro CC 2014 тестируется производительность при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.


Производительность при работе веб-сайтов и интернет-приложений, построенных с использованием современных технологий, измеряется нами в Internet Explorer 11. Для этого применяется специализированный тест WebXPRT 2013, реализующий на HTML5 и JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.


Для измерения быстродействия процессоров при компрессии информации мы пользуемся архиватором WinRAR 5.0, при помощи которого с максимальной степенью сжатия архивируем папку с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт.


Для оценки скорости перекодирования видео в формат H.264 используется тест x264 FHD Benchmark 1.0.1 (64bit), основанный на измерении времени кодирования кодером x264 исходного видео в формат MPEG-4/AVC с разрешением 1920x1080@50fps и настройками по умолчанию. Следует отметить, что результаты этого бенчмарка имеют огромное практическое значение, так как кодер x264 лежит в основе многочисленных популярных утилит для перекодирования, например, HandBrake, MeGUI, VirtualDub и проч. Мы периодически обновляем кодер, используемый для измерений производительности, и в данном тестировании приняла участие версия r2453, в которой реализована поддержка всех современных наборов инструкций, включая и AVX2.


Кроме того, мы добавили в список тестовых приложений и новый кодер x265, предназначенный для транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC, который является логическим продолжением H.264 и характеризуется более эффективными алгоритмами сжатия. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS Y4M-видеофайл, который перекодируется в формат H.265 с профилем medium. В этом тестировании принял участие релиз кодера версии 1.3.


В различных приложениях можно наблюдать три принципиально различных ситуации с производительностью. В тех задачах, которые создают преимущественно однопоточную нагрузку, например в интернет-приложениях, показатели производительности Pentium G3258 выглядят просто выдающимися. В разогнанном режиме, благодаря высокой тактовой частоте, этому процессору удаётся превзойти и Core i3, и Core i5, не говоря уже об Athlon X4.

В большинстве ресурсоёмких задач, активно использующих многопоточность, в том числе в Autodesk 3ds max 2015, в Adobe Photoshop CC 2014, в Adobe Photoshop Lightroom 5 и в Adobe Premiere Pro CC, скорость разогнанного до 4,7 ГГц Pentium G3258 уже не выглядит столь впечатляюще высокой, и от полноценного четырёхъядерного Core i5 он отстаёт. Однако представителям серии Core i3, в которую входят двухъядерные CPU с поддержкой Hyper-Threading, Pentium G3258 продолжает достойно противостоять. Если же учесть, что пара ядер процессоров AMD примерно соответствует одному интеловскому ядру с поддержкой Hyper-Threading, в таких приложениях разогнанный Pentium G3258 опережает и Athlon X4 860K, частота которого также повышена.

Но, к несчастью для Pentium, существует и третий тип приложений. В них серьёзно проявляется урезанность этого процессора в тех или иных аспектах, в результате чего разрыв между Pentium G3258 и CPU более высокого класса не компенсируется даже полуторакратным увеличением частоты выше номинала. В нашем случае примерами таких приложений выступает архиватор WinRAR, серьёзно выигрывающий как от Hyper-Threading, так и от больших объёмов кеш-памяти, а также видеокодеры x265 и x264, которые при своей работе могут задействовать векторные инструкции AVX и AVX2.

Энергопотребление


Ранее мы уже говорили, что процессоры Pentium отличаются очень хорошей экономичностью и потребляют существенно меньше своего расчётного тепловыделения в 53 Вт. Настало время проиллюстрировать это числами.

На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. В суммарный показатель автоматически включается и КПД самого блока питания, однако с учетом того, что используемая нами модель БП, Seasonic Platinum SS-760XP2, имеет сертификат 80 Plus Platinum, его влияние должно быть минимальным. Для правильной оценки энергопотребления мы активировали турборежим и все имеющиеся энергосберегающие технологии: C1E, C6 и Enhanced Intel SpeedStep.


В современных Pentium реализован полный комплект энергосберегающих технологий за исключением мало влияющего на общую картину состояния C7. Поэтому при отсутствии нагрузки их потребление падает до близких к нулю значений, а то, что мы видим на диаграмме выше, — это характеристики энергопотребления платформы.


При решении распространённой в реальной жизни многопоточной задачи по перекодированию видео кодером x265 нагрузка распараллеливается на все доступные ядра, а кроме того, активно задействуются векторные инструкции (там, где они доступны). Однако увеличение потребления в системе на базе Pentium G3258 по сравнению с состоянием покоя составляет лишь 24 Вт. Заметную прибавку к энергопотреблению можно увидеть только в случае разгона, при котором вместе с 48-процентным увеличением частоты мы более чем на треть увеличили и напряжение питания процессора. Надо заметить, что энергопотребление работающего на частоте 4,7 ГГц процессора Pentium G3258 оказывается выше, чем у любых Core i3. Если же учесть, что производительность рассматриваемого CPU растёт при увеличении его частоты не столь круто, можно заключить, что разгон заметно ухудшает показатели его энергоэффективности. Впрочем, настоящих энтузиастов такие мелочи никогда не останавливали.

На следующей диаграмме приводится максимальное потребление при нагрузке, создаваемой 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX2, которая базируется на пакете Linpack, отличающемся непомерными энергетическими аппетитами.


Здесь процессоры, имеющие поддержку векторных инструкций AVX и AVX2, резко наращивают свои энергетические аппетиты. Но Pentium G3258 это не касается, а значит, системы на базе этого CPU могут довольствоваться достаточно простыми блоками питания. Даже полуторакратный разгон не заставляет этот процессор потреблять больше, чем старшие Core i3 и Core i5.

Выводы


Несмотря на изначальные ожидания, процессор Pentium G3258 оказался интересен совсем не тем, что в руках оверклокеров он может обеспечить высокую производительность по небольшой цене. Как показали тесты, на это он как раз неспособен. Разрыв в фундаментальных характеристиках между Pentium и представителями семейств Core i5 и Core i7 велик настолько, что преодолеть его невозможно даже полуторакратным увеличением рабочей частоты. А это означает, что формула «дёшево и сердито» в Pentium G3258 полноценного воплощения не нашла.

Тем не менее, мы не можем сказать, что Pentium G3258 нам совсем не понравился. Скорее наоборот, ведь это – прекрасный объект для экспериментов по разгону. Недорогой, но податливый, сравнительно холодный и экономичный и, самое главное, способный предложить отличный частотный потенциал даже на недорогих материнских платах и при использовании достаточно простых систем охлаждения. Благодаря такому сочетанию свойств по своей «разгонябельности» Pentium G3258 на голову превосходит представителей семейства Devil’s Canyon. Поэтому если через разгон вы хотите в первую очередь удовлетворить свою тягу к экспериментам над компьютерным оборудованием, а вопрос высокой производительности для вас второстепенен, то юбилейный Pentium G3258 – это отличный вариант.

Что же касается быстродействия, то, к сожалению, Pentium G3258 – сравнительно медленный CPU как в номинальном режиме, так и при разгоне. Да, в простых однопоточных задачах он способен на многое, но их количество стремительно уменьшается. Фактически, сегодня к приложениям, не способным получать кратный прирост производительности от многопоточности, относятся лишь простые офисные задачи и веб-браузеры. Большинство же творческих приложений, ориентированных не на потребление, а на создание и обработку контента, нуждаются в многоядерных CPU, и Pentium при работе с ними выглядит очень скромно. Более того, при решении подобных задач разогнанный Pentium G3258 зачастую отстаёт даже от двухъядерных Core i3, которые, в отличие от Pentium, обладают поддержкой технологии Hyper-Threading и прогрессивных векторных наборов инструкций.

Иными словами, в качестве юбилейного недорогого процессора с возможностями разгона мы бы с большей охотой приняли бы представителя серии Core i3. Однако Intel, очевидно, решала совсем другую задачу: компания стремилась выпустить какой-то продукт, который с одной стороны сможет порадовать энтузиастов, а с другой – не подорвёт продажи более дорогих предложений. И Pentium G3258 прекрасно с ней справляется. А заодно он и «поставил на место» бюджетные разгоняемые процессоры компании AMD, предлагаемые ей для платформы Socket FM2+, ведь Pentium G3258, вне всяких сомнений, превосходит по вычислительному быстродействию любые версии Kaveri.

В то же время Pentium G3258 - это не только своего рода «лабораторная крыса». Неплохо подойдёт Pentium G3258 и для полноценных недорогих игровых систем. Как показали наши тесты, хотя в ряде случаев он и сдерживает производительность графической подсистемы, происходит это не слишком часто, да и падение частоты кадров в конечном итоге оказывается не столь значительным. Опасность использования этого CPU в основе геймерской системы может таиться только в том, что некоторые новые игры могут быть несовместимы с двухъядерными процессорами вообще, но до настоящего момента все подобные проблемы успешно разрешались. Зато если говорить о популярных онлайн-играх, то для них разогнанный Pentium G3258 вообще может стать наилучшим выбором. Большинство сетевых проектов создают один или два вычислительных потока, и двухъядерник с высокой рабочей частотой будет в данном случае чуть ли не самым быстродействующим вариантом.