Театр высокого разрешения: Auzen X-Fi HomeTheater HD и Auzen OPAMPs

Автор: GReY
Дата: 07.05.2010
Все фото статьи
Введение

Вот как бывает, стоит лишь заикнуться о бесконечных переносах даты начала продаж анонсированной более года назад Auzen X-Fi HomeTheater, как они тут же заканчиваются. Сначала на официальном сайте производителя появилась новость о возможности предварительного заказа этой звуковой карты, одновременно стартовала программа апгрейда для владельцев X-Fi Prelude 7.1 и X-Meridian 7.1, а в начале сентября 2009 года начались и розничные продажи долгожданного продукта. Признаюсь, после тщательного изучения Auzen X-Fi Forte 7.1 у меня были серьёзные сомнения в необходимости тестирования практически такой же карты, но с возможностью вывода звука через HDMI. Как оказалось, сомнения были напрасными.

Чем уникальна новая звуковая Auzen X-Fi HomeTheater HD с официальной ценой 250 долларов США и кому она адресована? Стоит ли владельцам Auzen X-Fi Prelude 7.1, заплатившим немалые деньги за удовольствие слушать любимую музыку в высоком качестве, сдавать свою звуковую карту по программе апгрейда фактически за бесценок (50 долларов)? На эти вопросы мы постараемся найти ответ в сегодняшнем обзоре, а тестирование звука в форматах высокого разрешения (Dolby® TrueHD, DTS-HD Master Audio) оставим до лучших времён. Но сказать несколько слов о том, ради чего это звуковая карта создавалась, всё же необходимо.
Всемирный заговор и безопасный путь

С развитием цифровых источников, таких как DVD и SACD, на смену распространённому соединению SCART пришёл гораздо более компактный цифровой интерфейс HDMI, изначально рассчитанный на передачу картинки с разрешением 1920*1080 точек и частотой обновления 60 Гц совместно с восьмиканальным звуковым потоком максимально возможного качества (192 кГц 24 бита). На протяжении многих лет мультимедийный интерфейс высокой четкости отвоёвывал себе место под солнцем, проникая во всё большее количество устройств, так или иначе связанных с передачей звука или изображения. С появлением новых спецификаций перспективный интерфейс постепенно добрался до игровых приставок и персональных компьютеров, но лишь осенью 2009 года мы получили возможность воспроизводить Blu-ray диски на компьютере без потери качества.

Ещё на стадии разработки стандарта Blu-ray disk члены ассоциации уделили максимум внимания технологиям защиты от копирования и договорились обеспечить максимальные меры безопасности на всём пути прохождения информации, от её носителя до устройств отображения. Так, содержимое диска шифруется с помощью AACS, а для передачи цифрового потока на другое устройство используется протокол HDCP. Если хотя бы одно устройство в цепочке передачи данных не поддерживает HDCP, то есть не гарантирует защиты от копирования, то передача информации блокируется или принудительно снижается до уровня обычного DVD качество изображения и звука. Однако, когда диск воспроизводится не сугубо аппаратным проигрывателем, а компьютером, в выстроенной системе защиты возникает брешь в виде операционной системы и множества работающих в ней программ. До появления Windows Vista не существовало гарантий отсутствия программного перехвата защищённой информации, а значит отсутствовала и возможность воспроизведения Blu-ray в полном качестве, даже несмотря на появление поддержки HDCP в дисплеях и видеоадаптерах.

Microsoft не стала мириться с подобной дискриминацией и внедрила в свои операционные системы шифрованный канал передачи данных в видеоадаптеры и звуковые устройства, названный PAVP (защищенный аудио-видео путь). При соответствующей поддержке программного обеспечения (проигрыватель дисков, драйверы устройства) защищенное содержимое бережно доставляется до конечного оборудования, которое производит расшифровку потока и передаёт данные в надёжные руки HDCP. По утверждению Intel, одной из первых внедривших PAVP в свои наборы микросхем интегрированной графики, технология не только обеспечивает защиту информации, но и уменьшает загрузку центрального процессора за счет полного переноса декодирования HD видео в графический адаптер. Но нас больше интересует звуковая составляющая данной технологии, не так ли?


Первое время ни одно из звуковых устройств для компьютера не было совместимо с PAVP, даже наборы системной логики от Intel, давно умеющие передавать по HDMI многоканальный звук с частотой 192 кГц, тогда как большинство дискретных видеоадаптеров с HDMI выходом и вовсе ограничивались способностями уже устаревшего SPDIF.

Auzentech раньше других, ещё летом 2008 года анонсировала возможность воспроизведения с компьютера звука в форматах высокого разрешения, однако потеряла целый год, доводя свой продукт до ума. За это время аналогичный функционал успели предложить ASUS, AMD, Realtek и VIA, так что первенство было безвозвратно утеряно. Но возможности звуковой карты не ограничиваются умением воспроизводить Blu-ray диски, не так ли?
Особенности, спецификации, конструкция

Изначально данная звуковая карта носила название HomeTheater 7.1, но так случилось, что главный конкурент не только выпустил свой аналогичный продукт более чем на год раньше, но и нарек его говорящим за себя названием. ASUS Xonar HDAV1.3 умеет обрабатывать видео и передавать аудиоданные в форматах высокого разрешения, и как мне кажется, любой взрослый человек на подсознательном уровне воспримет буквосочетание HDAV как High Definition Audio Video — настолько за последние годы примелькались соответствующие буквы. А вот название, изначально выбранное Auzentech, ничего подобного покупателям не говорило, поэтому заурядные цифры 7.1 в названии уступили место буквам HD, подчеркивающим наличие у HomeTheater HDMI соединения и способность работать со звуком высокого разрешения.

Чем отличаются конкурирующие звуковые карты этих двух производителей? За ответом на этот вопрос я попытался обратиться к разделу сравнений на сайте Auzentech, но тщетно — сколько-нибудь новых звуковых карт ASUS там не оказалось, хотя ассортимент Auzentech представлен полностью. Зато там обнаружилась занятная таблица, согласно которой целых четыре карты Auzen одинаково хороши для музыки, но удивительным образом не равны в кино.


Оставим эти пропагандистские сравнения на совести маркетологов Auzen и попытаемся разобраться в ситуации самостоятельно, внимательно изучив саму карту и её заявленные возможности.


Как я уже упоминал ранее, в функциональном плане HomeTheater HD практически не отличается от Forte 7.1, то есть реализует такие же возможности и использует те же самые фирменные технологии, но дополнена разъёмами HDMI и набором микросхем для обработки цифрового аудио/видео потока. Карта выросла в высоту до предельно возможной величины, и это позволило сделать компоновку аналоговой части более рациональной. В частности, теперь ничто не мешает устанавливать адаптеры с парой операционных усилителей в металлическом корпусе TO-99.


С платы исчез цифро-аналоговый преобразователь AK4396, а у CS4382 теперь задействованы все четыре стереовыхода. Как говорится, невелика потеря — в Auzen Forte 7.1 эти два преобразователя было практически невозможно отличить на слух. С другой стороны, Auzen Prelude 7.1 звучала заметно качественнее Auzen Forte 7.1, несмотря на одинаковость ЦАП, поэтому не будем торопиться с выводами.

Других изменений в электронике и драйверах мне обнаружить не удалось, ну разве что к поддержке микрофонов с балансным подключением и возможности одновременной записи двух микрофонов добавилась теоретическая способность записывать аудиосигнал с HDMI входа. Теоретическая потому, что я не имел возможности проверить её на практике.

Умеет ли записывать звук с HDMI ASUS HDAV1.3 мне также доподлинно неизвестно, но по работе с микрофонами ASUS однозначно уступает последним картам Auzen — этот момент был освещён в обзоре Auzen X-Fi Forte 7.1. Зато у Xonar есть не только цифровой выход, но и вход. Auzen может противопоставить отдельный выход с усилителем для наушников, а ASUS предлагает возможность улучшения качества видео. Стоп... не лучше ли составить сводную таблицу возможностей этих двух аудиокарт?


Каждый выбирает по себе — отдать предпочтение одной из этих карт можно лишь исходя из требуемой функциональности, а цена вопроса тут отходит на второй план. Так, Auzen X-Fi HomeTheater HD на текущий момент немного дешевле ASUS Xonar HDAV1.3 Deluxe, также предоставляющей многоканальный аналоговый выход, но для проигрывания BlueRay-дисков и вывода звука высокого разрешения по HDMI к ней нужно докупить лицензию на Power DVD Ultra (90 долларов даже с учетом скидки), тогда как ASUS предоставляет своим покупателям бесплатную версию проигрывателя ArcSoft TotalMedia Theatre. К тому же, HDAV1.3 без платы расширения H6 стоит примерно на 50 долларов меньше, а Slim версия дешевле уже на целую сотню. Данная разновидность Xonar HDAV совсем лишена аналоговых входов и выходов на задней панели (но поддерживает разъёмы Front Audio на корпусе компьютера), поэтому лучше всего подходит тем киноманам, которые обладают серьёзной стационарной аудиосистемой и не требуют от компьютера предельно качественного звука в наушниках, тогда как для Auzen наушники — один из козырей.


К уже знакомому по Auzen Forte 7.1 набору входов и выходов в HomeTheater HD добавились два HDMI-разъёма, один из которых принимает сигнал с видеокарты, а другой передаёт его дальше c «подмешанным» к картинке звуком. На аудиокарте также присутствует внутренний вход HDMI c разъёмом под гибкий шлейф наподобие тех, что используются для соединения видеокарт в тандемы SLI/Crossfire, но в документации сказано, что это задел на будущее.
Комплект поставки, тестовый стенд и установка





Коробка Auzen X-Fi HomeTheater HD состоит из двух отдельных «ящичков», в которые удобно расфасованы сама карта и её аксессуары, среди которых вы найдёте множество соединительных кабелей:

Двухметровый кабель HDMI-HDMI
Короткий DVI-HDMI кабель
Двухметровый оптический кабель с дополнительным RCA-TOSLINK адаптером
Аналоговый переходник с D-SUB на шесть гнёзд типа mini jack

Такой комплект следует признать удачным, и большинству пользователей не придётся докупать других проводов. И, надо заметить, две отдельные коробочки с общей «обёрткой» гораздо более удобны, чем картонные этажерки в высоких коробках прежних продуктов Auzentech.

Кроме традиционной краткой иллюстрированной инструкции по установке на шести языках в коробку вложен небольшой проспект, повествующий об исключительной полезности PowerDVD 9 Ultra.

Поскольку сегодня мы не собираемся тестировать передачу многоканального звука высокого разрешения, доступную лишь под управлением Windows Vista/7, я посчитал возможным использовать старую операционную систему, в которой проводились все прежние тестирования.

Испытания звуковой карты проводились на компьютере следующей конфигурации:

Материнская плата ASUS A8R-MVP (чипсет Radeon Xpress 200),
Процессор AMD dual core Opteron 165 @ 2,7 ГГц,
Оперативная память Corsair CMXP-3200XL 2 ГБ,
Видеокарта Gainward Bliss 9800GTX,
Жёсткие диски SATA Samsung SpinPoint S250 и Hitachi DeskStar T7K250,
Дисководы Plextor Premium и BENQ DW1640,
Звуковая карта PCI ASUS Xonar D2,
Блок питания Rosewill Turbo Series RT550-135-BK,
Microsoft Windows XP SP3.

Установка программного обеспечения с комплектного диска ничем не отличалась от таковой на Auzen Forte, но была не совсем успешна — софт не увидел в системе совместимой звуковой карты. Установка заплатки с сайта Auzentech мгновенно исправила проблему и позволила приступить к тестированию, которое быстро выявило странную шумность аналогового выхода звуковой карты. Неужели брак? Нет, всего лишь включенный мониторинг FP_Microphone, из-за которого шум микрофонного входа прямиком транслировался на выход. Всё же встроенные усилители микрофона в этой звуковой карте не настолько качественны, чтобы полностью исключить шумы.

Настройки входов и выходов для каждого режима работы карты (Entertainment/Game/Audio Creation) запоминаются отдельно, поэтому не удивляйтесь, если вновь услышите змеиное шипение, перейдя, скажем, в игровой режим.

Под Windows XP программное обеспечение Auzen HomeTheater HD ничем не отличается от других продуктов на базе аудиопроцессора X-Fi. Так, на скриншоте ниже вы можете видеть консоль управления Auzen HomeTheater в режиме Audio Creation. Единственным заметным глазу отличием от консоли Auzen Forte является добавление четвёртого столбца под названием HDMI-In и источника записи с таким же названием в разделе Recorder.


Теоретически, каждая отдельная колонка в этом разделе означает возможность независимого использования входа (параллельно с остальными), но для ASIO вход HDMI пока не существует, поэтому остаётся надеяться на Windows Vista/7, которые «разбирают» звуковые карты на составляющие и позволяют пользоваться ими одновременно.

Input channels:
channel: 0 (Mix FL) — Int32LSB
channel: 1 (Mix FR) — Int32LSB
channel: 2 (Mix RL) — Int32LSB
channel: 3 (Mix RR) — Int32LSB
channel: 4 (Mix FC) — Int32LSB
channel: 5 (Mix LFE) — Int32LSB
channel: 6 (Mix RC or SL) — Int32LSB
channel: 7 (Mix RC or SR) — Int32LSB
channel: 8 (Line /Mic /Aux L) — Int32LSB
channel: 9 (Line /Mic /Aux R) — Int32LSB
channel: 10 (Digital-In L) — Int32LSB
channel: 11 (Digital-In R) — Int32LSB
channel: 12 (Mic In L) — Int32LSB
channel: 13 (Mic In R) — Int32LSB


Никаких других недоработок, ошибок или странностей мне обнаружить не удалось, всё работает как полагается. Для проверки работоспособности HDMI я соединил карту с телевизором комплектным кабелем и с удовольствием посмотрел пару фильмов. Без видео сигнала Auzen HomeTheater не будет выводить звук через HDMI, поэтому её обязательно нужно соединить с видеокартой, а в настройках последней активизировать второй дисплей хотя бы в режиме расширения рабочего стола.
Первые впечатления и немного теории

К тестированию качества звучания Auzen HomeTheater я подходил предвзято, если не сказать с опаской. Шутка ли, от жёсткого звука Auzen Forte у меня первое время болела голова, и, пусть постепенно «спецэффект» пошёл на убыль, воспоминания остались не из приятных. Согласитесь, музыка не должна вызывать головной боли? К превеликому моему удивлению, с HomeTheater ничего подобного не наблюдалось, её звучание было комфортным с самого начала, а изменение звука со временем (пресловутый прогрев) оказалось на несколько порядков менее выраженным. Примерно через месяц ежевечерней работы за компьютером я заметил, что звучание стало утонченнее, выросла детальность.

Второе знаковое отличие HomeTheater от Forte состоит в том, что с ней нормально звучат любые операционные усилители. Так было с Auzen X-Fi Prelude 7.1, с ASUS Xonar Essence STX, но не с Auzen X-Fi Forte 7.1, где штатный LME49720 показал себя плохо, а подменный OPA2132P — ещё хуже. В HomeTheater штатно установлен такой же операционный усилитель, как и в Forte, но даже с ним карта звучит хорошо, а с другими моделями — ещё лучше. Нельзя не отметить, что у неё отсутствует выраженный собственный голос, т.е. итоговое звучание по большей части определяется именно установленным операционным усилителем, поэтому предоставленные на тесты модули Auzentech оказались как нельзя кстати. Я провёл много месяцев, отслушивая разнообразную музыку с каждым из них и записывая впечатления. Работу осложняло то, что карта продолжала потихоньку «прогреваться», улучшая звучание, и оценки большинства операционных усилителей по окончании тестирования пришлось скорректировать.

К слову, собственно нагрев этой звуковой карты отказался ощутимо ниже, чем у низкопрофильной Forte, и обжечься об неё уже невозможно. Скорее всего это объясняется большой площадью печатной платы, слои металлизации которой по совместительству выполняют роль теплоотвода для преобразователя питания и усилителя наушников. Только из-за этого нагреваются все остальные электронные компоненты на плате, а тепло, как известно — главный ограничитель срока жизни электролитических конденсаторов, коих на плате вагон и маленькая тележка. Причем не выносливых «твердотельных», а самых обычных алюминиевых, да ещё и самой что ни на есть «гражданской» категории с допустимой температурой корпуса 85 градусов Цельсия, поэтому я даже боюсь предположить, как долго проработает Forte до начала высыхания электролита в конденсаторах. За HomeTheater в этом плане спокойнее, ведь у неё даже на самых горячих конденсаторах в преобразователе питания можно некоторое время безопасно держать палец.

С измерениями объективных характеристик возникла та же самая проблема, что и с Auzen X-Fi Forte 7.1 — повышенный уровень помех при измерении на внешнее устройство с аналого-цифровыми преобразователями высшего класса, который я склонен отнести на работу преобразователя питания (Balanced Power Generation System). Измерения же на собственный линейный вход звуковой карты ограничены качеством встроенного преобразователя WM8775 и не отличаются от результатов, полученных на Forte.

Подобное прослушивание требовало огромного количества времени и без учета вышеупомянутого изменения звучания со временем, вносившего свою погрешность, а учитывая широкий ассортимент доступных микросхем, задача могла стать совсем невыполнимой. Сравнение пары операционных усилителей занимает несколько часов, ведь мгновенная замена операционных усилителей невозможна, а долговременная звуковая память у человека несовершенна. Более того, нужно не только прослушать музыку разных жанров, поочередно меняя микросхемы, но и многократно перепроверить свои впечатления, ведь субъективное восприятие сильно зависит от самочувствия и настроения, да и усталость слуха ещё никто не отменял. Помогла смекалка.

Напомню, что тестирование Auzen Forte 7.1 не выявило серьёзной разницы между фронтальным выходом с цифроаналоговым преобразователем AK4396 и тыловыми/боковыми выходами с CS4382A, даже несмотря на разные операционные усилители. У Auzen HomeTheater HD все аналоговые выходы обслуживаются одним преобразователем CS4382A, поэтому отличие и вовсе сводится к невозможности лёгкой замены запаянных операционных усилителей NJM4580. Раз так, почему бы не выбрать тыловые каналы как точку отсчета?

В режиме Audio Creation чип X-Fi позволяет направить звук на любой из четырёх выходов или даже на все сразу, а переключение межблочного кабеля занимает от силы пару секунд. Тестировать стало гораздо легче и сравнение операционных усилителей ушло на второй виток, который тут же подкорректировал выставленные ранее оценки. Оказалось, что NJM4580 далеко не так плох, как о нём принято думать, он даёт корректное «отображение» (imaging в англоязычной среде), когда музыкальные инструменты стационарно располагаются на своих местах по ширине и глубине пресловутой звуковой сцены и воспринимаются связно с порождаемыми реверберациями. Выяснилось, что этим свойством могут похвастать далеко не все протестированные операционные усилители и, в первую очередь, это касается штатного LME49720 на фронтальном выходе.

Как же так, ведь по данным производителя LME49720 ничем не отличается от LM4562, который отличался прекрасным «отображением» в Auzen Prelude? Для прояснения ситуации я извлёк операционный усилитель из Prelude и установил его в HomeTheater. Перекрёстное сравнение трёх микросхем (третьей, как следует из сказанного ранее, была NJM4580) не оставило никаких сомнений: LME49720 явно отличается от LM4562, хотя определённое сходство звучания также прослеживается. Какой отсюда можно сделать вывод?

Однотипные микросхемы, произведённые в разное время и, возможно, на разных производственных линиях, могут иметь слышимые отличия. Наиболее вероятное объяснение этому феномену, на мой взгляд — различия в характеристиках входной ёмкости операционного усилителя. Обратите внимание, что National Semiconductor даже не упоминает ёмкость входов в документации на свои продукты. В пользу гипотезы говорит тот факт, что характерное «уплощение» звуковой сцены наблюдалось у операционных усилителей с полевыми транзисторами на входе, для которых фактор нелинейности входной ёмкости наиболее актуален, тогда как операционные усилители с входами на биполярных транзисторах (AD826, NE5532, NJM4580) оказались абсолютно неподвержены недугу. С искажениями от нелинейности входной ёмкости обыкновенно борются выравниванием импедансов, приложенных ко входам, но есть ли в звуковой карте предпосылки к возникновению их неравенства?
Топология выходных фильтров

Цифроаналоговые преобразователи кроме полезного звукового сигнала производят ультразвуковой шум широкого спектра, который создаёт дополнительную нагрузку на последующие каскады усиления и способен серьёзно ухудшить качество звучания, поэтому аналоговая часть любого цифрового устройства звуковоспроизведения обязательно содержит в себе выходной фильтр низких частот. Этот фильтр, иногда ещё называемый сглаживающим, обычно основан на операционном усилителе и во многом определяет итоговое звучание устройства, а при его создании приходится учитывать самые неожиданные нюансы.

В обзоре Auzen Forte я уже упоминал загадочную фразу об улучшенной схемотехнике выходных фильтров. Цитирую её дословно: «Мы также тщательно проработали дизайн фильтров ЦАП, чтобы минимизировать фазовый сдвиг». Следующая далее фраза «конденсаторы на металлизированной плёнке, имеющие все достоинства плёночных конденсаторов и, кроме того, обладающие минимальной индуктивностью, используются в улучшенной схемотехнике фильтров. Они используются для фильтра ЦАП фронтального выхода», свидетельствует о том, что инженеры действительно размышляли над улучшением характеристик фильтра, но каких именно? И что вообще представляет собой этот фильтр? Заглянем в документацию на цифро-аналоговый преобразователь CS4382A.


Обратите внимание на странное разнообразие номиналов пассивных компонентов (резисторов и конденсаторов). В документации (стр. 9 здесь и стр. 12 здесь, например) по этому поводу говорится, что такая схема выравнивает нагрузку по переменному току для положительного и отрицательного дифференциальных выходов ЦАП. В более привычной схеме с одинаковыми номиналами резисторов нагрузка по переменному току оказывается несимметричной:


Можно предположить, что несимметричная нагрузка выходов ЦАП может сказаться на итоговом качестве звучания, но операционному усилителю предложенное решение на пользу явно не идёт.

Существуют и другие варианты построения фильтров. Схему одного из них я приводил в обзоре ASUS Xonar Essence STX, а рекомендация инженеров AKM представлена ниже.


Инженеры Auzentech могли и не воспользоваться рекомендованной схемой. По крайней мере, на плате возле выходных разъёмов установлено лишь по два электролитических конденсатора, а не четыре или шесть, как это следует из типовых схем, т.е. ко входам операционных усилителей оказывается приложено постоянное напряжение выходов преобразователей, что также может приводить к неожиданным изменениям звука.


Таким образом, причин для различного поведения операционных усилителей в разных звуковых картах может быть много, а я сейчас попробую ответить на вопрос, что лучше для Auzen HomeTheater.
Подбираем операционный усилитель

Сегодня у нас обширное меню — можно попробовать не только широко распространённые операционные усилители, уже испытывавшиеся в предыдущих статьях, но и целых семь модулей производства Auzentech. К сожалению, модуль с очень достойными операционными усилителями AD797 мне почему-то не прислали, зато вместо него прибыли LME49710, тогда ещё даже не упоминавшиеся на сайте.

Как обычно, прослушивание проводилось в наушниках Grado SR 325i с усилителем C.E.C. HD53R-80. Записи в форматах flac, ape и wav воспроизводились с помощью foobar2000 0.9.6.9 через плагин foo_out_asio 1.2.7, а музыкальные диски — с помощью проигрывателя дисков пакета PlexTools 2.36. Использовался самый разнообразный музыкальный материал, начиная от специальных «аудиофильских» записей и заканчивая интересными альбомами таких исполнителей, как Robert Plant (Manic Nirvana), Manfred Mann’s Earth Band (Nightingales And Bombers), Rainbow (Bent Out Of Shape), Queensryche (American Soldier), Evanescence (Anywhere But Home), Pinetop Perkins (Born In The Delta). Классическую музыку представляла Шахеризада Римского-Корсакова в исполнении Чикагского симфонического оркестра.

Чтобы вам было легче понять мои субъективные оценки, попробую пояснить термины, которые встретятся в описании.

Разрешение это способность с полной ясностью передать все звучащие в звуковой сцене объекты. Тракт с высоким разрешением «рисует» объекты на тёмном фоне, они не расплываются и не смешиваются друг с другом. Разрешение отсутствует при невозможности передачи расстояния до звучащего объекта.

Нехватка глубины против плоской сцены. В первом случае все объекты расположены слишком близко к слушателю, но разрешение не страдает, поскольку слышимое расстояние всё же различается. Во втором случае все объекты сливаются в стену звуков, и речи о разрешении уже быть не может.

Прозрачность — ещё одна составляющая высокого разрешения. Звуки и сопутствующие эхо не накладываются друг на друга, между источниками звука всегда есть кажущаяся прослойка воздуха.

Окрас, в частности вокала, это добавление к тембру неестественных или неприятных интонаций. Присутствие окраса часто вызывает желание выключить звук и никогда — сделать погромче.

Тональный баланс — восприятие совокупной громкости всех звучащих объектов на различных частотах. Сравнение тонального баланса при быстром переключении источников позволяет легко выявить наличие окраса, так как он выделяет определённый диапазон частот относительно других.

Микродинамика — способность передать нюансы самых тихих звуков и разборчивость ревербераций. Например, потревоженная струна будет звучать всё тише, но её тембр должен оставаться неизменным вплоть до полного стихания звука.

Детальность, в отличие от микродинамики, ничего не говорит о натуральности тихих звуков. Некие призвуки могут быть явно слышны, но происхождение их не будет ясно.

В описании не раз встретится упоминание Queensryche, потому что музыка этой группы, комбинирующая жёсткие гитарные рифы со стереоэффектами, оказалась неожиданно тяжела для воспроизведения. Многие операционные усилители, успешно справившиеся с музыкой других жанров, на этом задании проявили те или иные артефакты, делающие прослушивание неприятным. И я бы мог списать это на плохое качество самой записи, если бы не успех отдельных микросхем, сыгравших её полноценно: изящно/дерзко/задумчиво в зависимости от контекста.

Цифра в скобках является обобщенной субъективной оценкой способностей операционного усилителя красиво играть музыку. Максимальная оценка — 5 баллов, и чтобы её заработать, операционный усилитель должен показать нечто выдающееся в одном «жанре» или универсальность, дарующую удовольствие от прослушивания самой разной музыки. Плюсы и минусы призваны добавить несколько градаций между хорошими и очень хорошими усилителями, поскольку в этом тестировании даже самый плохой операционный усилитель звучит не меньше, чем на «хорошо». Да, у всех есть слабые места, но они не настолько фатальны, чтобы полностью испортить музыку.

NJM4580 (4) небольшое искажение средних и высоких, сильнее всего портящее скрипки, пустоватый, но хлёсткий бас, отличная динамика и глубина *, а вот разрешение подкачало. Зато он хорошо справился с Queensryche.

LME49720NA (4+) детальнее, чистенькая середина, неглубокий бас и размытые высокие, плоская сцена с пропадающими реверберациями. Со встроенным усилителем сцена глубже, звук напористее, меньше окрас вокала, реалистичнее низы, но всё же CEC звучит богаче, особенно на рояле. Queensryche — хорошо.

LME49710MA (4+) в трёх словах — сочно, точно, масштабно. Ещё чище, выше разрешение и больше динамики, если не сказать агрессивности. Более четкие, но какие-то синтетические высокие частоты, скомканные эхо. Встроенный усилитель уступает внешнему по насыщенности баса, глубине и прозрачности сцены. Queensryche был бы очень хорош, если бы не патологическая звонкость высоких частот.

LME49710HA (5-) всё в порядке с эхо, звучит мягче, но менее объёмно и с окраской верхней середины. Отличная детальность на средних частотах, быстро спадающая до уровня 49720NA на высоких. На удивление басовит со встроенным усилителем, который даже немного превосходит внешний по микродинамике. Queensryche неплох.

LME49860 (5) исключительная детальность, в том числе и на высоких частотах, прекрасный вокал, богатое и неагрессивное звучание. Лишь бас немного подкачал — ему недостаёт твёрдости. Queensryche неплох, встроенный усилитель практически безупречен.

LM4562NA (4+) глубокий и довольно резкий нижний регистр на ударных, но бас-гитары смазываются. Высокое разрешение, чистая середина, но излишне акцентированные верха. Встроенный усилитель звучит напористее, иначе подчеркивает высокие частоты, выигрывает в прозрачности и реалистичности голосов, но уступает внешнему по качеству баса и глубине сцены. Queensryche — хорошо.

LM6172IN (5-) удивительно прозрачный звук, чистые высокие, превосходный вокал. Бас мягкий и его не в избытке **, со встроенным усилителем не хватает глубины и, немного, детальности, а с внешним — динамики, наблюдается некая вальяжность, из-за которой на Queensryche отсутствовал «нерв». Лучше всего подходит для джаза и прочих живых записей.

AD826 (5-) бодрое, но не агрессивное звучание с превосходным разрешением, свинцово-тяжелый, но детальный бас, относительно чистый верх. Однако — не самый реалистичный вокал, присутствуют небольшие искажения средних и высоких частот. Со встроенным усилителем их больше, но звук детальнее и чётче. Queensryche — хорошо.

AD823 (5-) бодро, собранно, прозрачно, всего в меру и всё на месте, но часто недостаёт глубины. Чистая серединка, но высокие сдобрены характерным «песочком», а со встроенным усилителем звук вообще какой-то гулкий и ненатуральный. Queensryche хорош.

AD8620 (4) высокое разрешение и детальность во всём диапазоне частот, но неглубокая и узкая сцена. хороший тональный баланс, реалистичный вокал, почти идеально чистые средние. С внешним усилителем верха шепелявые, как при перекосе магнитной головки, со встроенным звучит корректнее, но и искажений ощутимо больше. Временами чересчур агрессивен.

OPA627AU (4+) насыщенность обертонов, напор, но — гулкость, сниженное разрешение и пропавшие реверберации. Высокие отодвинуты, средние мутноваты на малой громкости и агрессивны на большой, зато Queensryche хорош. Тонально почти неотличим от 4580.

OPA627SM (4+) хорошее разрешение на средних, чистые, но размытые высокие, гулковатый бас и плоская сцена. Со встроенным усилителем теряется динамика, а с ней разрешение и чистота тембров. Может быть хорош для плохих записей.

OPA637AU (5-) мягкие и детальные верха со специфической «изморозью», легкий акцент на верхней середине, как бы добавляющий прозрачности. Своеобразная отодвинутая сцена, высокое разрешение, хороший драйв, хотя Queensryche прозвучал немного с ленцой. Возможно из-за не слишком насыщенного нижнего регистра.

OPA637SM (5) исключительно детально, превосходное разделение по планам, чистые верха. Звучание мягкое, иногда недостаточно «хлёсткое», есть небольшая окраска верхней середины с внешним усем, нерезкий бас со встроенным. Queensryche очень хорош.

OPA2132P (5-) очень детально и динамично, предельно ясная середина, четкий «деревянный» бас. Специфический акцент на высоких частотах и небольшая нехватка глубины, хотя объёмность ощущается в полной мере. Встроенный усилитель теряет в разрешении и добавляет окраски средним частотам. Очень хорошо подходит для классики, но на роке не слишком приятен.

NE5532P (4+) объёмно и бодро, хорошая прозрачность, но съеденные мельчайшие детали. Тяжёлый малодетальный бас, реалистичный вокал, характерная перенасыщенность высоких частот и грязь в интенсивных участках фонограммы. На удивление приятно звучит со встроенным усем: чуть приглушенная середина комфортна, но местами не так выразительна, как с другими операционными усилителями.

* Тыловые и боковые выходы немного отличались глубиной сцены и передачей высоких частот.
** Два экземпляра, купленные вместе, отличались тональным балансом и разрешением
.

Занимательные получились результаты, не правда ли? Победа эксклюзивному OPA637SM в металлическом панцире далась нелегко и была завоёвана лишь в последний момент, при прослушивании диска Перкинса. Примерно тогда же была снижена оценка усилителю LM4562, который поначалу претендовал на высший бал с маленьким минусом за акцентированные высокие частоты — оказалось, что он хорошо ведёт себя на концертных записях и классике, отдельных видах рока, но на многих альбомах с «обычной» музыкой всё же достаточно неприятен. Напомню, что в тесте принимал участие «старый» LM4562NA с маркировкой светло-серого цвета. Следует отметить, что на его оценку повлияла смена межблочного кабеля Monster Standard Interlink 200, с которым этот операционный усилитель буквально расцветает. Интересно также то, что LME49860, номинально отличающийся только допустимым напряжением питания, превзошёл по субъективному качеству звучания все остальные испытанные микросхемы этой линейки. Выходит, что наиболее дорогие варианты микросхем одной серии действительно обладают и лучшими звуковыми качествами?

Широко распространённый и рекомендуемый производителем для аудио применений NJM4580 неожиданно оказался близок к таким знаменитым приборам, как OPA627, и даже от сверхдорогого OPA637SM он отличался меньшим разрешением, бОльшими искажениям и неглубоким басом, но не тональностью или «отображением». Удивил и старичок NE5532, отличившийся жанровой универсальностью и достаточно высоким качеством звука на малой громкости, а со встроенным усилителем наушников он и вовсе продемонстрировал один из лучших результатов в тесте.

Интересно, что панелька для операционного усилителя на HomeTheater с честью выдержала десятки замен микросхем, тогда как аналогичная с виду панель Forte потеряла надёжность контакта после первой же установки модуля от Auzen, отличающегося цилиндрическими выводами относительно большого диаметра. После такого адаптера обычным микросхемам в DIP корпусе приходилось немного отгибать выводы, чтобы они крепче держались в гнезде за счет своей упругости.
Резюме по звучанию

Встроенный усилитель наушников по сравнению с Auzen Forte не претерпел никаких изменений, поэтому повторных измерений под нагрузкой я проводить не стал, но возможности послушать его тщательнее не упустил. Напомню, что этот усилитель состоит из двухканального операционного усилителя NJM4580 и восьми транзисторов, не содержит разделительных конденсаторов на выходе и отличается очень низкими искажениями даже на нагрузке 32 Ом. Однако в предыдущем обзоре мне не удалось полноценно изучить его звуковые качества из-за своеобразного, мягко говоря, звучания линейного выхода, с которого усилитель берёт сигнал. На этот раз ситуация благоприятствует — линейный выход играет замечательно и не является узким, а что демонстрирует усилитель?

В первый месяц после установки Auzen HomeTheater в компьютер и замены LME49720 на LM6172, хорошо проявившего себя в Auzen Forte, встроенный усилитель наушников откровенно уступал C.E.C. HD53R-80 по прозрачности и детальности. Однако за время тестирования ассортимента операционных усилителей он неожиданно «разыгрался» и даже сумел обойти C.E.C. почти по всем статьям: у него выше разрешение, меньше окрас вокала, детальнее высокие частоты и реалистичнее низы. Но всё это зачастую перечеркивалось одним важнейшим, как оказалось, параметром — динамикой.

Пока играет спокойное вступление, либо звучит слабо-компрессированная живая запись, всё восхитительно. Как только начинается действие, будь то гитарно-ударный беспредел или форте рояля, не говоря уже про бурное проявление эмоций целым оркестром, у встроенного усилителя случается бессилие и C.E.C. производит куда более неизгладимое впечатление. Причина такого поведения лежит на поверхности — недостаточно энергоёмкий источник питания усилителя. Шутка ли, в арсенале усилителя C.E.C. полсотваттный трансформатор и много тысяч микрофарад сглаживающих ёмкостей, а у усилителя Auzen лишь малюсенькая катушка, два конденсатора по 470 мкФ и тонкие проводники печатной платы…

Печально, но потенциал разработанного Auzentech усилителя опять оказался нераскрыт полностью, и насладиться им в полной мере смогут лишь владельцы высокочувствительных наушников, которым для развития большого звукового давления не требуется большой мощности. Тем не менее, даже с низкоомными наушниками «бесплатный» усилитель Auzen HomeTheater звучит очень чисто, а это удаётся далеко не каждому внешнему усилителю. Он вносит очень мало собственных искажений, поэтому те операционные усилители, которые были лучшими с внешним усилителем, оказались лучше и со встроенным, но бывали и исключения, когда «характер» операционного усилителя неудачно накладывался на собственный «почерк» усилителя. Так, встроенный усилитель по сравнению с C.E.C. всегда демонстрировал меньшую насыщенность баса, поэтому ему больше подходят басовитые и детальные ОУ, такие как LME49860NA, LME49710HA.

Линейный выход по причине несовместимости драйвера Auzen HomeTheater с драйвером Auzen Prelude, сравнивался с фронтальным выходом звуковой карты ASUS Xonar D2, в котором пара операционных усилителей NJM2114 была заменена на AD8066. Эта доработка устранила неприятное окрашивание средних частот и добавила разрешения, но вывести карту на новый уровень звучания не смогла. Так, при одинаковых операционных усилителях (LM4562) Auzen HomeTheater HD демонстрировала меньше грязи на высоких частотах и, в некоторых случаях, даже в среднечастотном диапазоне. Также у Auzen оказался впечатляюще проработанный бас: на концерте Evanescence 2004 года с ней просто захватывает дух, тогда как у Xonar D2 бас недостаточно резок, если не сказать резиноподобен. При этом ASUS однозначно превосходит Auzen по динамике и немножко — по детальности и разрешению. Тем не менее, Auzen обеспечивает более целостный звуковой «пейзаж» и чаще вызывает погружение, отвлекая слушателя от дел и заставляя замереть вслушиваясь или даже неосознанно двигаться в такт музыке.

Замена LM4562 на LM6172 добавляет реалистичности высоким частотам, оживляет средние, но размывает низкие, тогда как замена на OPA2132P делает звук аналитичнее ценой облегчения нижнего регистра. OPA637 смог объединить разрешение OPA2132 с живостью LM6172 и сочностью LM4562, но какой ценой… Учитывая, что OPA637 работает в этой звуковой карте без малейших проблем, в ней обязательно стоит попробовать другой декомпенсированный операционный усилитель того же производителя — OPA2228P, который способен обеспечить ещё более высокое качество звучания за гораздо меньшие деньги, да ещё и не требует навыков пайки, поскольку выпускается в подходящем корпусе.

В заключение хочу отметить, что цифроаналоговый преобразователь CS4382A, применённый в этой звуковой карте, не является лучшим в производственной линейке Cirrus Logic, но оказался способен обеспечить очень высокое качество звучания. Рискну предположить, что таким качеством будут удовлетворены 9 из 10 потенциальных покупателей звуковой карты, а оставшемуся одному покупателю лучше обратить внимание на внешние устройства более высокой ценовой категории.
Заключение

За те полгода, что Auzen X-Fi HomeTheater HD проработала в моём компьютере, она не предоставила ни малейшего повода для разочарования и дарила исключительно положительные эмоции. Конечно, HDMI выход и возможность воспроизведения многоканального звука высокого разрешения уже перестали быть чем-то эксклюзивным, однако таким сочетанием качеств, которое предлагает Auzentech, не может похвастаться ни одна другая звуковая карта.

От главного конкурента — ASUS Xonar HDAV1.3 — карту отличает аудиопроцессор X-Fi, возможности которого в играх до сих непревзойденны. Карты Creative с аналогичным аудиопроцессором (кроме новейшей Titanium HD) существенно уступают по качеству звучания и, уж тем более, не способны передавать многоканальный звук через HDMI. Ни те, ни другие не предоставляют встроенного усилителя наушников с отдельным выходом и полупрофессионального микрофонного усилителя.

Разумеется, за удовольствие придётся немало заплатить: 250 долларов при покупке на сайте Auzentech за саму карту, 90 долларов за PowerDVD Ultra для просмотра Blu-ray дисков и ещё некоторую сумму за операционный усилитель, если нужно улучшить качество звучания аналоговых выходов. Таким образом, покупка Auzen X-Fi HomeTheater HD является наиболее оправданной для игроков, владеющих домашним кинотеатром с современным ресивером и качественной акустикой, в противном случае возможны варианты и дешевле.
Другие материалы по данной теме

Черный бархат: звуковая карта Auzen X-Fi Forte 7.1
Два в одном — звуковая карта ASUS Xonar Essence STX
Универсальный солдат: звуковая карта ASUS Xonar D2 PM