Auzen X-Fi Bravura 7.1: бравада или...

Автор: GReY
Дата: 28.12.2010
Все фото статьи
Введение

Ещё четыре года назад марки Auzen совсем не существовало, а сейчас модельный ряд компании насчитывает девять звуковых карт, три из которых увидели свет всего в течение года, с января 2009 по январь 2010. X-Fi Forte 7.1 и X-Fi HomeTheater 7.1 мы уже тщательно исследовали в предыдущих обзорах, теперь настала пора и третьей сестрицы — X-Fi Bravura 7.1. На первый взгляд, эта звуковая карта представляет собой ещё одну комбинацию слагаемых, уже виденных у предшественниц, однако на самом деле всё оказалось намного сложнее.
Сначала разоблачение

Считаю необходимым начать обзор с пояснения, что буквы X-Fi в названии рассматриваемой сегодня звуковой карты не имеет никакого отношения к звуковому процессору CA20K, в честь которого когда-то появилась данная аббревиатура. Заявленный в пресс-релизах и технических характеристиках аудиопроцессор Creative X-Fi Native PCI Express на поверку оказался аудиоконтроллером для шины PCI Express, первоначально ставшим основой недорогой звуковой карты Sound Blaster PCI Express X-Fi Xtreme Audio, позиционируемой Creative для музыки и фильмов отдельно от игровой продукции. У маркетологов Auzentech на сей счет иное мнение: для музыки хороши почти все звуковые карты Auzen, для фильмов лучше всех HomeTheater, а Forte чем-то уступает трём другим картам. В играх же Bravura удостоилась трёх звёзд из пяти возможных, тогда как звуковые карты Auzen на полноценном аудиопроцессоре X-Fi почему-то заслуживают лишь четыре «звезды». Разве для игр уже придумали что-то лучше?


В предыдущем нашем обзоре, а также на тыльной стороне коробки карты вы можете видеть несколько иную классификацию из того же источника. Лёгким движением руки маркетолога Bravura стала более привлекательной для кино и приблизилась к полноценным X-Fi в играх. Такие метаморфозы прямо-таки обязывают меня тщательнее проверить всё на практике, ведь обещания производителей нередко расходятся с реальностью. Так, Prelude, Forte и HomeTheater, протестированные нами, трудно назвать одинаковыми по звучанию музыки, несмотря на одинаковое количество «звёзд» и почти полную визуальную идентичность аналоговых трактов двух последних карт. Bravura также на них очень похожа, если судить по используемым компонентам, но как она будет звучать, заранее предполагать бессмысленно.

Но вернёмся к чипам. В технических характеристиках Bravura указано, что карта основана на «Creative X-Fi Native PCI Express audio processor». Точно такой же аудиопроцессор заявлен для X-Fi Forte и HomeTheater, однако на самом деле Bravura построена на другой микросхеме. На странице продукта сказано, что аудиопроцессор находится с обратной стороны платы, но по фотографиям ниже вы можете видеть, что это не так. Быть может, между этими двумя микросхемы нет никакой разницы и я напрасно поднимаю пыль? К сожалению, разница между ними огромна.

Как CA20K2 является дополненным CA20K1, так CA0110 представляет собой серьёзно доработанный чип CA0111, которому привили мост PCI Express-PCI и HDA-контроллер, совместимый с UAA (универсальной аудио архитектурой), добавили возможность воспроизведения звука с частотой 44,1 кГц и пятый стереовыход с независимым тактированием. Но аудиопроцессора в нём как не было, так и нет, поэтому у Auzen X-Fi Bravura отсутствуют многие возможности, к которым мы привыкли по предыдущим продуктам Auzentech и Creative, а вся обработка звука производится драйвером. Практически таким же, который Creative предлагает производителям материнских плат по программе X-Fi Motherboard.

Таким образом, главная разница между материнской платой с драйвером X-Fi и отдельной звуковой картой на чипе CA0110 сводится к независимому от основной (многоканальной) части выходу на наушники и качеству реализации аналогового тракта. Давайте посмотрим, что в этом плане может предложить Auzen Bravura.
Упаковка и комплектация

В отличие от Auzen X-Fi HomeTheater HD, чья упаковка содержала в себе два отдельных ящичка, Bravura поставляется в обычной для Auzen коробке.


Помимо звуковой карты в ней находятся:

Компакт-диск с драйверами и руководством пользователя;
Инструкция по установке;
Оптический кабель длиной 3 метра;
Адаптер TOSLINK;
3,5-мм адаптер для наушников;
Наклейки на корпус компьютера.



Комплект поставки стандартен для Auzentech и достаточен для большинства покупателей.
Технические особенности

Характеристики и ключевые особенности Auzen X-Fi Bravura 7.1 доходчиво изложены на сайте производителя, поэтому я воздержусь от бездумного копирования, но остановлюсь на отдельных, заслуживающих внимания моментах.





По набору функций, комплектующим и фирменным технологиям Bravura предельно близка к двум другим звуковым картам Auzentech, X-Fi Forte и HomeTheater. Здесь также используется симметричная система формирования питания, есть два микрофонных усилителя с независимыми преобразователями и отдельный выход для наушников. Сходство с Forte усиливает присутствие на плате цифроаналогового преобразователя AK4396 для усилителя наушников, но именно здесь начинаются различия. В Forte выход наушников дублировал линейный выход фронтального канала, делая отдельный преобразователь в определённой степени рудиментом, который убрали в HomeTheater. Но теперь он вернулся с важной миссией — обеспечить независимую от линейного выхода работу усилителя наушников.

Сам усилитель также претерпел изменения. Если раньше сигнал на него поступал с фильтра низких частот фронтального выхода, то сейчас усилитель наушников сам является частью фильтра. Аналогичное решение мы уже встречали в ASUS Xonar Essence STX. В остальном это всё та же схема на двухканальном усилителе с буфером из восьми транзисторов, но, будто услышав мои рассуждения о слабости его питания в Auzen X-Fi HomeTheater, инженеры установили в преобразователе питания четыре конденсатора с полимерным электролитом вместо двух алюминиевых, а также добавили три толстых печатных проводника в самом усилителе, предположительно для лучшего отвода тепла от транзисторов. Помогло ли это, узнаем немного позже.

В фильтре усилителя наушников Bravura, в отличие от предшественников и собственных линейных выходов, применены более качественные конденсаторы — металлизированный пропилен FKP2 производства WIMA. Операционный усилитель, отвечающий за работу выхода наушников, наконец-то можно заменить без пайки, что не может не радовать. К слову, в усилителе наушников не распаяны четыре транзистора, а на обратной стороне платы обнаружилось пустующее место под ещё один операционный усилитель. Возможно, изначально предполагалось отделить усилитель наушников от фильтра ЦАП.

Выход на наушники порадует владельцев продукции, которая оснащается разъёмом 6,3 мм вместо 3,5 мм с адаптером, как это принято у других производителей. Не считая профессиональных звуковых устройств, такие наушники до сих пор можно было подключить только к ASUS Xonar Essence, а владельцы других звуковых карт были вынуждены применять неуклюжий переходник или дополнительно приобретать внешний усилитель.

Судя по таблице совместимости с операционными усилителями, схемотехника фильтров линейных выходов претерпела какие-то изменения по сравнению с предыдущими моделями Auzentech. Официально, Bravura совместима с декомпенсированными операционными усилителями OPA637 лишь условно, в отличие от других звуковых карт линейки X-Fi, но наше тестирование не выявило каких-нибудь проблем, и эти операционные усилители можно использовать на Auzen Bravura, если вас не пугает их цена.

Архитектура входов осталась неизменной, за исключением иной системы переключения режима работы микрофонного усилителя: вместо перемычки использован электронный селектор, работа которого подробно расписана на странице продукта во вкладке «How To». Этот же блок управления заведует режимом работы ЦАП выхода наушников, позволяя включать плавный спад АЧХ и понижать максимальный выходной уровень сигнала, причем режимы выхода наушников и линейных выходов меняются синхронно, но по разным правилам. Непонятно, зачем нужно было городить такой огород из труднодоступных микропереключателей и невидимых при взгляде сверху светодиодов, гораздо практичнее было бы реализовать управление данными функциями программно.
Тестовая система и описание соперников

Карты испытывалась на следующей системе:

Материнская плата ASUS A8R-MVP (чипсет Radeon Xpress 200);
Процессор AMD dual core Opteron 165 @ 2,7 ГГц;
Оперативная память Corsair CMXP-3200XL 2 ГБ;
Видеокарта Gainward Bliss 9800GTX;
Жёсткие диски SATA Samsung SpinPoint S250 и Hitachi DeskStar T7K250;
Дисководы Plextor Premium и BENQ DW1640;
Блок питания OCZ StealthXstream 2 600 Вт;
Звуковой интерфейс E-MU 1820;
Усилитель наушников C.E.C. HD53-R80;
Наушники Grado SR 325i.

Для сравнения с Auzen X-Fi Bravura я взял не только давно изученные Auzen X-Fi Prelude 7.1 и ASUS Xonar D2, но и незаслуженно обделённую вниманием Creative PCI Express X-Fi Xtreme Audio на таком же аудиоконтроллере CA0110, что используется в Auzen Bravura.


PCI Express Xtreme Audio использует цифро-аналоговые преобразователи Asahi Kasei вместо привычной по другим звуковым картам Creative продукции Cirrus Logic: восьмиканальный AK4359 (106 дБ DR, -94 дБ THD) обслуживает линейные выходы, а стереофонический AK4388 (104 дБ DR, -90 дБ THD) — выход наушников. Преобразователи остальных участников сегодняшнего тестирования обладают более высокими характеристиками; к примеру, за линейные выходы Bravura отвечает восьмиканальный CS4382A (110 дБ DR, -100 дБ THD), а выход наушников обслуживается стереофоническим AK4396 (117 дБ DR, -99 дБ THD).

Вопреки традициям выбраны и аналого-цифровые преобразователи — два стереофонических АЦП AK5358 с достаточно посредственными параметрами (около -100 дБ DR и -93 дБ THD в зависимости от частоты семплирования). Для сравнения, такими же параметрами обладает WM8782, отвечающий в Auzen Bravura и многих других продуктах Creative только за микрофонный вход с передней панели корпуса компьютера. Впрочем, WM8775 на линейных входах этих карт не многим лучше и значительно не дотягивает до характеристик аналоговых выходов.

Заканчивая обзор электроники, не могу обойти вниманием операционные усилители, используемые в звуковоспроизводящем тракте исследуемых звуковых плат.

В Auzen Bravura производитель применил три разные модели операционных усилителей и предусмотрел возможность их замены для всех пяти выходных каналов, благодаря чему владелец Auzen Bravura получает уникальную возможность самостоятельно оценить влияние операционных усилителей на звучание карты, не приобретая дополнительных микросхем. Изначально в усилителе наушников установлен LME49720NA, для центрального канала и сабвуфера применён NJM4580, а в остальных каналах используются NJM5532.

Creative более консервативна, поэтому все операционные усилители распаяны. Во фронтальном канале линейного выхода PCI Express Xtreme Audio и выходе наушников фронтальной панели корпуса трудятся NJM4556A, обладающие очень низкими искажениями даже при работе на нагрузку с сопротивлением 200 Ом, а на тыловых каналах установлен NJM4558, совсем не предназначенный для аудио.

В таблице ниже собраны основные характеристики упомянутых выше операционных усилителей, а также ещё одной родственной модели, которая встречалась в Creative X-Fi Elite Pro и некоторых моделях звуковых интерфейсов E-MU.


Данные по искажениям LME49720 получены в особых условиях, не позволяющих напрямую сопоставить их с измерениями New Japan Radio, но в большинстве случаев искажения этой микросхемы находятся ниже уровня 0,0001 %. Второе место однозначно занимает NJM4556A, обеспечивающий минимальный уровень искажений даже в более жёстких условиях, чем у всех остальных участников импровизированного турнира. Отрицательной стороной этого операционного усилителя является невысокое быстродействие, приводящее к резкому росту искажений на высоких частотах. Искажения NJM4580 на низких частотах достаточно малы, а на высоких он не так ограничен быстродействием, как NJM4556, поэтому выбор инженеров Auzentech для центрального канала и выхода на сабвуфер можно считать вполне обоснованным, тогда как оправданность применения NJM5532 для остальных линейных выходов вызывает определённые сомнения. Тестирование покажет, стоит ли менять этот операционный усилитель на что-нибудь другое.

Интересно, что целых четыре микросхемы производства New Japan Radio имеют практически идентичную схематику, но существенно различаются режимами работы каскадов. Так, в NJM4580 баланс потребляемых токов смещён в пользу входного каскада, а NJM4558 можно считать замедленным NJM4556 с ослабленным выходным каскадом. Малый рабочий ток этой микросхемы не проходит даром и ведёт к таким искажениям, что производитель постеснялся озвучить цифры. Получить хоть какое-то представление о порядке величин можно на примере NJM2068, построенного по той же схематике и противопоставляемого NJM4558 в части быстродействия и полосы усиления: заявленный типичный уровень искажений NJM2068 составляет 0,001 %, тогда как у менее быстрого NJM4580 он равен 0,0005 %.

Таким образом, уже сейчас можно констатировать, что тыловые каналы Creative PCI Express X-Fi Xtreme Audio уступают по качеству всех ингредиентов Auzen Bravura и остальным участникам сегодняшнего тестирования. Однако о фронтальном линейном выходе загодя ничего сказать нельзя. Только прослушивание покажет, чей выход лучше.
Установка и программное обеспечение

В отличие от предыдущих наших обзоров звуковых карт, тестирование Auzen X-Fi Bravura 7.1 было проведено под двумя операционными системами, классической Windows XP x32 и самой современной Windows 7 x64.

Под Windows XP драйвер с диска установился без проблем, однако качество звучания карты было далеко от обещаний производителя и серьёзно уступало звуковой карте Creative на том же аудиоконтроллере. Под Windows 7 драйвер с диска установился, но работать отказался, а скачанный с сайта Auzentech бета-драйвер заработал, но также не обеспечивал должного качества звука.

К счастью, звуковые карты на чипах Creative для шины PCI Express совместимы с интерфейсом Microsoft Unified Audio Architecture и стандартным драйвером Windows, который, как показало исследование, можно с успехом использовать для прослушивания музыки и любых других занятий, кроме игр.


Подробности об играх читайте в соответствующем разделе, а пока продолжим исследовать программное обеспечение Auzen/Creative.


Набор приложений не слишком богат, но в приведённом выше списке отсутствует ряд компонент, которые будут установлены в любом случае и появятся отдельными пунктами в меню «Удаление программ»: Auzentech Control Panel, Creative Sound Blaster Properties, Host OpenAL. Замечу, что Volume Panel по умолчанию не ставится, хотя он оказался незаменимым помощником в деле настройки звуковой карты под игры.

Изначально обещанный на февраль и позже перенесённый на второй квартал драйвер с поддержкой DTS Connect для Auzen Bravura в итоге был готов лишь в конце июля, и только для Windows Vista/Seven, хотя ещё в марте его обещали адаптировать для Windows XP. К августу для Bravura появилось сразу два драйвера, один с поддержкой DTS, а другой с WHQL-сертификацией. В дальнейшем тестировании использовался DTS драйвер для Windows 7 и WHQL драйвер для Windows XP. DTS Connect стал доступен пользователям Windows XP лишь в середине октября с обновлением драйвера до версии 1.40.

В последних версиях драйвера звучание Auzen Bravura пришло в норму, позволившую сравнивать карту с конкурентами, однако под Windows XP функциональность драйвера осталась крайне ограниченной: нет независимого управления громкостью наушников, нет OpenAL, не поддерживаются частоты семплирования 192 кГц и 44,1 кГц. А ведь 44,1 кГц наиболее актуальны для звуковой карты с претензией на качественное звучание музыки!

Под Windows 7 вышеперечисленные функции доступны, не хватает лишь ASIO. Звуковая карта видна операционной системе как три независимых устройства воспроизведения (Speakers, Headphones и S/PDIF), каждый со своим набором улучшений и частот дискретизации.




При использовании драйвера Microsoft High Definition Audio карта представлена теми же тремя устройствами и поддерживает полный набор частот дискретизации, а опции обработки звука даже превосходят средства, предоставляемые драйвером Creative за счёт возможности эквализации громкости с учётом акустики помещения. Подумать только, совсем недавно такую функцию предлагали сложные и дорогие аудиофильские или студийные аппараты, а теперь она доступна всем пользователям Windows...

После установки «родного» драйвера Creative X-Fi Xtreme Audio устройство «Наушники» у Xtreme Audio исчезает, тогда как Bravura по-прежнему остаётся разделенной, что вызывает определённые сложности, о которых ниже.

Разделение звуковой карты на два устройства позволяет задать для каждого из них свою громкость, и распространённые Auzentech материалы обещали дополнительный элемент управления в аудиоконсоли, который ранее использовался для регулирования громкости внешнего блока Creative X-Fi Elite Pro.


Установив программное обеспечение Auzen Bravura, я не обнаружил ничего подобного.


Таким образом, регулирование громкости наушников Auzen Bravura возможно только из панели управления Windows или через значок в системном трее, когда устройство «Наушники» выбрано в системе устройством воспроизведения по умолчанию.

В отличие от звуковых карт на полноценном аудиопроцессоре X-Fi, регулятор громкости обеих карт на аудиоконтроллере CA0110 меняет громкость не по логарифмическому закону, заставляя аккуратнее подбирать положение в нижней части шкалы и слабо меняя громкость во второй половине. Максимальный уровень выходного сигнала Auzen Bravura составляет три вольта против двух у звуковых карт других производителей, поэтому получение от неё нужной громкости оказывается почти так же неудобно, как от звуковых карт на аудиоконтроллерах C-Media, чей регулятор работает по линейному закону (50 % громкости соответствуют ослаблению выходного напряжения всего на 6 дБ). Эта особенность наиболее неприятна при подключении к Auzen Bravura наушников с высокой чувствительностью.

Программное обеспечение для карт на основе аудиоконтроллера CA0110 внешне копирует аудиоконсоль полноценных X-Fi в режиме Entertainment, но функциональность его уменьшилась: настройки акустики теперь производятся штатными средствами Windows, кнопки настроек наушников и цифрового выхода стали неактуальны из-за выделения соответствующих устройств в независимые. Осталась возможность принудительного включения реверберации EAX, настройки Crystalizer и объёмного звука CMSS-3D, а также переключения режима входных разъёмов.


Несмотря на знакомые названия фирменных технологий, эффекты объёмного звучания, реверберации и Crystalizer рассчитываются программно, отличаясь по возможностям и качеству от звуковых карт на полноценном аудиопроцессоре X-Fi. Например, технология CMSS-3D лишилась опций MacroFX и ElevationFilter.


Медлительность программного обеспечения Creative я отмечал чуть ли не в каждом обзоре звуковых карт Auzen, однако на этот раз программистам удалось превзойти самих себя. Если под Windows XP быстродействия тестового компьютера вполне хватало, чтобы не испытывать дискомфорта, то под Windows 7 x64 наблюдалось откровенное торможение: десятки секунд ожидания реакции на изменение настроек и полностью загруженное ядро одного из процессоров выглядят откровенным издевательством над пользователем. Аудиоконсоль и Audio Control Panel повисают на некоторое время даже при подключении к звуковой карте наушников!

Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать про программное обеспечение карты, пора переходить к прослушиваниям.
Слушаем музыку

Для воспроизведение музыки использовался плеер foobar2000 0.9.6.3. beta 2 с последними версиями плагинов вывода звука. Чтобы уравнять шансы Bravura, не поддерживающей ASIO ни под одной из операционных систем, для всех звуковых карт использовался одинаковый плагин, Kernel Streaming под Windows XP и WASAPI под Windows 7.

Я не стал использовать стандартный интерфейс вывода foobar2000 по нескольким причинам: в Windows 7 он предрасположен к программной обработке в недрах звуковой подсистемы Windows, а под Windows XP с испытуемыми звуковыми картами DirectSound звучит существенно тише, чем Kernel Streaming. Как выяснилось позже, для получения нормального уровня громкости нужно зайти в микшер и сдвинуть регулятор Wave на максимум. Могу предположить, что снижение громкости сделано для уменьшения искажений при наложении на сигнал спецэффектов. Кстати, под Windows XP спецэффекты не отключаются даже при выводе звука через Kernel Streaming, тогда как интерфейс WASAPI под Windows Vista/7 даёт дополнительные преимущества: можно не выключать CMSS3D при прослушивании музыки, можно не заботиться о соответствии частоты дискретизации воспроизводимого материала настройкам Windows. То есть, WASAPI избавляет от необходимости менять настройки звуковой карты и избежать лишнего общения с отчаянно тормозящим программным обеспечением. Это выгодно отличает звуковые карты на CA0110 от линейки ASUS Xonar, применяющих эффекты (в частности, алгоритмы объёмного звучания Dolby) при любом способе воспроизведения звука под любой версией Windows.

Как я уже упоминал в предыдущем разделе, под Windows XP поддерживаются только две частоты дискретизации, 48 и 96 кГц. Это значит, что музыка формата CDDA будет всегда подвергаться программной передискретизации, а подавляющее большинство фонотек состоит из записей, «сграбленных» с компакт-дисков. Да и многие современные игры выводят звук с частотой 44 кГц. К счастью, сегодня алгоритмы пересчета стали более качественными, нежели во времена Sound Blaster Live! и Audigy2, поэтому прослушивание музыки под Windows XP было достаточно комфортным на всех звуковых картах, участвующих в сегодняшнем тестировании, при условии установки для Bravura последней версии драйвера.

Основной объём тестирования состоялся под Windows 7 x64, где частота 44,1 кГц доступна как для выхода наушников, так и для линейных выходов, но доступна — ещё не значит полноценно поддерживается, что наглядно продемонстрировал встроенный звук SoundMax при измерениях в Rightmark Audio Analyzer. Обе звуковые карты на чипе CA0110 тоже оказались небезгрешны. Помните, в обзорах всех сортов ASUS Xonar регулярно упоминалось ухудшение соотношения сигнал/шум при работе карты на частоте 44,1 кГц? Так вот, оно не идёт ни в какое сравнение с ростом шума у Auzen X-Fi Bravura, который не просто слышен невооруженным ухом, но и откровенно мешает прослушиванию музыки при положении регулятора громкости ниже 40 %! Если для линейных выходов можно выставить громкость повыше и снизить её уже на усилителе, то для встроенного усилителя наушников такая шумность становится настоящей проблемой. Ни одна другая звуковая карта, побывавшая у нас на тестировании, не вела себя столь вызывающе. Избавиться от назойливого шипения, резко возникающего при начале воспроизведения музыки или запуске игры, можно только переключением карты на частоту, кратную 48 кГц, задействовав тем самым программный ресемплинг. В результате, под обеими операционными системами музыка будет программно пересчитываться в большую частоту дискретизации, что явно не соответствует обещаниям производителя об оптимальном воспроизведении аудио. Creative X-Fi Xtreme Audio демонстрирует такое же поведение, но её шипение почему-то менее раздражает.

Кроме специально отобранных аудиофильских записей с различных тестовых дисков, я прослушивал альбомы Nina Simone «A Single Woman», Roger Waters «Amused To Death», Judas Priest «Demolition» и многие другие. Все звуковые карты были переключены на частоту 44,1 кГц в панели управления Windows и собственном программном обеспечении (в случае ASUS Xonar). Auzen Prelude была переведена в режим Audio Creation с активированной опцией Bit-matched playback; у остальных звуковых карт просто отключалась любая обработка звука. Описание терминов, которыми я характеризую звучание, можно прочитать в предыдущем обзоре.

Сначала я сравнивал линейные выходы четырёх звуковых карт, поочерёдно подключая их к усилителю наушников C.E.C. HD53R-80. Поскольку во фронтальных каналах ASUS Xonar D2 и Auzen Prelude используются LM4562, для чистоты эксперимента я установил такой же операционный усилитель и в Auzen Bravura, однако прослушивание принесло крайне неожиданные результаты.

Во-первых, Bravura очень сильно шипит. Чтобы избавиться от слышимого шума на линейном выходе, нужно выставить громкость выше 50 % на звуковой карте и убавить её на усилителе.

Во-вторых, качество её звучания отнюдь не впечатляло: имея неплохие высокие частоты и динамику, она демонстрировала невнятный рыхлый бас, а звуку недоставало детальности (эхо/послезвучий).

Prelude играла мягче, натуральнее и комфортнее. Можно даже сказать, вольготнее: реверберации прослушивались дольше, контрабас не гудел, скрипки играли душевнее, голоса звучали нежнее.

D2 своеобразно строила сцену, бас был «жиже», высокие и средние мутнее, а вокал менее разборчив. Скрипки звучали противно, зато отлично передавались струнные и рояль, а на многоголосье не терялось разрешение.

XA уступала только в разрешении: вокал был не столь разборчив, высокие частоты расплывчатее и звонче, что может говорить о большем уровне искажений. Зато шипение по сравнению с Bravura не так давило на слух, рояль звучал внушительнее, контрабас — чётче и мощнее, а эхо затухало естественнее, хотя и слишком быстро.

Пусть недорогая XA уступала Bravura в разрешении, глубине звуковой сцены, проработке высоких частот и слышимости ревербераций, в большинстве случаев слушать её было комфортнее и интереснее.

Если расставлять звуковые карты в порядке убывания субъективного качества и комфортности звучания, то, в зависимости от музыкального произведения, получались следующие последовательности:

Prelude — Bravura — XA — D2
Prelude — XA — D2 — Bravura
D2 — Prelude — XA — Bravura
Prelude — XA — Bravura — D2
Prelude — Bravura — XA — D2

Столь обескураживающие результаты заставили меня заняться объективными измерениями и сравнением операционных усилителей, а вернувшись к сравнению звуковых карт спустя несколько недель, я обнаружил существенные улучшения звука с линейного выхода Bravura. Причиной изменений звучания Bravura со временем, скорее всего, являются блокирующие конденсаторы на её линейном выходе. Те самые зелёненькие Nichicon Muse, которые Auzen впервые применила в X-Fi Forte, а позже и на HomeTheater. Все три звуковые карты демонстрировали схожие симптомы: рост детальности и разрешения, улучшение тембров и качества баса. Похоже, этим неполярным электролитическим конденсаторам нужно много времени на «формовку», после которой они перестают портить звук. Так, звучание Bravura стало более ясным во всём частотном диапазоне, в нём появилось больше воздуха, звуковая сцена стала объёмнее, а инструменты — обособленнее, дыхание вокалистов и звон струн акустической гитары стали очень отчетливы и реалистичны. На низких частотах изменения были, пожалуй, наиболее значительны — они стали резче и насыщеннее, а из контрабаса пропала вата.

Измерения позволили выявить и причину неожиданно слабого выступления Xonar D2. Оказалось, что у этой карты иногда включается обработка сигнала наподобие той, что была замечена в нашем и некоторых других обзорах этой звуковой карты.


На этот раз ошибка не связана с ASIO и исчезает после смены формата данных для устройства воспроизведения в панели управления Windows. Подробнее вопрос настроек звуковых карт ASUS под Windows Vista/7 я буду исследовать в следующей статье, а сейчас продолжим рассказ про Auzen Bravura.

Финальное сравнение звуковых карт сместило Auzen Prelude с верхней ступени пьедестала.

Judas Priest

D2: чёткий звук, быстрый бас, неяркие высокие. Лишь объёмность звукового образа несколько противоестественна.
XA: акцент на бас. Звук «медленнее», глуховатый и неутомительный. Очень хорошее разрешение: правильная сцена, прозрачность, превосходная разборчивость отдельных голосов и инструментов. Бас чуть «мягковат».
Bravura: некомфортный звук из-за акцента на верха: низких частот меньше, приподнятая верхняя середина, шипящие высокие частоты. Сцена неглубока, от чего пострадала разборчивость.
Prelude: вроде всё есть и всего в меру, но звук глухой, бледный и неинтересный. Разборчивость ниже всех. В очередной раз приходится признать, что бас-гитары этой звуковой карте противопоказаны.

Nina Simone

D2: практически безупречно.
Prelude: менее объёмно, чуть менее детально, не так динамично, шепелявые верха.
XA: ближе к D2 по динамике, но мутнее высокие частоты и ниже разрешение, реверберации «забивают» вокал, ухудшая артикуляцию, и неестественно быстро гаснут.
Bravura: неплохое разрешение на средних частотах, но нет той завораживающей детальности, что есть у первых двух карт, голос, пианино и тарелки неприятны.

Roger Waters

Bravura: самый объёмный, поразительно ясный, очень сочный звук, особенно струны. Отличная разборчивость и эшелонирование. Немного не хватает глубины, нижний регистр мягковат, а верха, напротив, жестковаты.
Prelude: лучшая детальность, очень хорошая стереопанорама, ясный, объёмный, но слишком мягкий звук.
D2: самые «вкусные» ударные, подчеркнуто объёмная звуковая сцена. Однако местами противная слуху муть, а Роджер немного шепелявит.
XA: отсутствие эшелонирования, низкая детальность, Роджер иногда шепелявит.

Как видите, раз на раз не приходится, и на одном материале звуковая карта может быть лучшей, а на другой вдруг оказаться худшей. Получается, что все четыре звуковые карты играют в одной лиге, среди них нет аутсайдеров, а качество звука во многом зависит от особенностей конкретной записи. Вот ещё показательный пример с парой аудиофильских треков.

Рояль

Bravura: наиболее богатый тембр инструмента, хорошая объёмность звукового образа.
D2: наиболее проработанный нижний регистр, ширина звукового образа.
Prelude: наиболее чёткая локализация посторонних звуков, глубина звукового образа.
XA: просто хорошо, чуть меньшая детальность.

Рояль + мужской вокал

D2: объём звукового образа, выразительность, детальность на высоких частотах и так называемый воздух.
Prelude: самый проникновенный вокал, но шепелявые сибилянты. Чуть ниже детальность и приглушённый инструмент.
XA: меньше воздуха, меньше выразительности, в остальном всё хорошо.
Bravura: лёгкое шипение разрушает атмосферу, не хватает выразительности и вокалу, и инструменту, в звуке чувствуется грязь.

Хочу напомнить, что музыка воспроизводилась через интерфейс WASAPI в связи с отсутствием у Bravura и XtremeAudio поддержки ASIO. Проведённое беглое сравнение различных интерфейсов показало, что Auzen Prelude через ASIO играет чётче и прозрачнее, что во многих случаях выводит её в лидеры.

Также следует учесть, что ASUS Xonar D2 был доработан — операционные усилители NJM2114 заменены на быстродействующие AD8066, что улучшило динамику и устранило неприятный окрас звука. Таким образом, Xonar выступил несколько лучше, чем должен был, но самостоятельное включение передискретизации в драйвере во многих случаях делает Xonar худшей звуковой картой этого обзора.

На таком уровне качества звучания становится важна любая мелочь, зачастую даже неочевидная.

Auzen X-Fi Bravura 7.1 показала себя не лучшим образом, если говорить о звуке линейного выхода. Даже после «прогрева» она нередко уступала вдвое более дешевой звуковой карте Creative на том же аудиоконтроллере. Впрочем, качественные компоненты позволяют ей в некоторых случаях опережать и более дорогие звуковые карты, но что-то всё же с ней неладно — Auzen HomeTheater HD при тех же компонентах аналогового тракта не имела замеченных у Bravura недостатков. К тому же, операционный усилитель LM4562 ей не очень подошёл: при неплохой сцене и бесподобно детальных средних частотах он звучал не просто бодро, но агрессивно.

Поиски оптимального операционного усилителя я совместил с тестами встроенного усилителя наушников Auzen Bravura, сравнивая качество его звучания с внешним усилителем C.E.C. HD53R-80, подключенным к её линейному выходу. Чтобы сравнение было честным, я ставил одинаковые операционные усилители в оба канала, пустив в ход все модели, которые нашёл в двух экземплярах. На этой стадии основным звуковым материалом был альбом Evanescence — Origin. Сравнение было длительным и наложилось на «прогрев» карты, постепенно улучшавший звучание её линейного выхода, но переслушивать заново все операционные усилители я не стал, ограничившись несколькими моделями.

LME49720NA

Выход для наушников предлагает более «тёмное» звучание, немного больше прозрачности и динамики. Эти небольшие улучшения в совокупности делают прослушивание музыки через собственный усилитель карты более увлекательным занятием, однако Judas Priest звучит разборчивее и яростнее через линейный выход с внешним усилителем, даже несмотря на то, что нижний регистр у встроенного усилителя мощнее и детальнее. А ведь в роке бас очень важен!

Чтобы понять, не является ли это слабостью встроенного усилителя, замеченной при тестировании Auzen X-Fi HomeTheater HD, я подключил внешний усилитель к выходу наушников, но разборчивости в звуке это не прибавило. Похоже, тут дело в особенностях выходного фильтра, ведь тот же ЦАП АК4396 на Auzen X-Fi Forte играл рок очень даже энергично.

В итоге, у линейного выхода меньше разрешение на спокойной музыке, но оно не уменьшается на тяжёлой музыке. Также замечу, что с этим операционным усилителем линейный выход утомляюще криклив.

Микросхемы неприятно удивили большим разбросом качества звука — только к одной из трёх проверенных у меня не возникло претензий, тогда как две других отличались мутью на высоких частотах и плоской звуковой сценой, причём в разной степени. Это объясняет негативные впечатления от LME49720 в обзорах Auzen Forte и Auzen HomeTheater. Оказалось, что удачный экземпляр звучит очень даже ровно и прозрачно.

LM6172IN

Отличается вязким басом и сглаженной динамикой на обоих выходах, а Evanescence и вовсе звучит «расхлябанно», то есть без должного напора и с нестабильной звуковой сценой. На линейном выходе как будто слышится больше деталей, но это может объясняться большим уровнем гармоник, поскольку выход наушников играет естественнее и более басовито. Так, рояль на линейном выходе звучит бестелесно, на выходе наушников удар в барабан слышен чётче, а последующее низкочастотное гудение насыщеннее. Вокал оба выхода передали примерно одинаково. Высокие частоты отличаются, но тут я не смог выявить явного лидера — на некоторых записях линейный выход казался правдивее.

В целом выход для наушников звучал объемнее и свободнее, с более наполненным нижним регистром.

NJM5532

Поначалу линейный выход звучал комфортнее, но проще и значительно менее интересно, чем выход наушников. После многомесячного «прогрева» карты предпочтения сместились в пользу линейного выхода, но звук всё равно остался далёким от идеала.

На выходе наушников звучит невыразительно, басу не хватает резкости, хотя макродинамика неплоха. На линейном выходе играет значительно веселее, баса может быть и меньше по количеству, но проработка низких частот хороша.

Один экземпляр искажал высокие частоты, плющил сцену, съедал низкие частоты и детальность. В звуке рояля с ним слышались искажения, саксофон раздражал, высокий вокал вызывал неприятие, а дождь был больше похож на град. Другой экземпляр играл объёмнее, ярче и красивее, лишь высокие частоты не радовали чёткостью.

NJM2114D

Веcьма энергичный, но какой-то сглаженный звук — панча нет, высокие частоты смягчены, детальность не поражает воображение, вокал совсем не «цепляет». Однако ничего не режет слух, что удивительно на фоне впечатлений от Creative X-Fi Elite Pro, где этот операционный усилитель установлен на фронтальном канале. Оказывается, при определённом стечении обстоятельств и NJM2114 может звучать комфортно, но ему не дано обыграть даже NJM5532.

Два экземпляра отличались буквально во всём: динамике, глубине низких частот, качестве высоких, объёму и чёткости звуковой сцены. Один операционный усилитель был явно удачнее второго, и в усилителе наушников звучал достаточно неплохо.

OPA2132P

На выходе наушников собранное и насыщенное звучание, но смазанные (без чёткой атаки) и неяркие высокие частоты. Детальность не самая лучшая, бас лишь обозначает своё присутствие, но не бьёт по ушам.

На линейном выходе звук в меру бодрый и с хорошей объемностью, вокал красив, в отличие от рояля. Бас мягкий, но его вполне достаточно, высокие звонче, но не отличаются четкостью и детальностью.

Здесь сложно отдать кому-то предпочтение: наушниковый выход играет чище и детальнее, а линейный объемнее, но в обоих случаях звук не слишком хорош. Уровень NJM5532 с чуть большей комфортностью.

OPA2228P

Не самый басовитый ОУ с весьма детальными высокими частотами и своеобразной звуковой сценой. Звук не похож на другие операционные усилители, местами неприятен, местами завораживает, но чем больше я его слушал, тем больше проникался. Неужели операционные усилители тоже могут прогреваться?

Различия между экземплярами замечены и у этого ОУ: один немного съедал динамику и низкие частоты, размазывал высокие, делая звук плоским и раздражающим. Второй звучал объёмнее, комфортнее, энергичнее, а удары в барабан и гром отличались нужной хлёсткостью.

Выход наушников с OPA2228P страдает сглаженностью, наподобие NJM2114, но отличается чёткостью деталей.
Линейный выход, напротив, радует объёмностью и полноценной динамикой, а отличия между двумя экземплярами на нём были менее заметны. Похоже, что у нас обнаружился первый достойный вариант для линейного выхода.

LT1364СN8

На линейном выходе даёт глубокую, но не широкую сцену, густой отлично проработанный бас, приличную середину и странные верха: на малых уровнях (дождь) они чисты и детальны, но резкие звуки (сибилянты или тарелки) срываются чуть ли не в свист.

В усилителе наушников этот операционный усилитель, к моему удивлению, прозвучал хуже: при чуть большей детальности, чем через внешний усилитель с линейного выхода, звук был беднее тембрально, с неглубокой сценой и выхолощенным басом.

Линейному выходу LT1364 добавляет прозрачности и «темноты», о которой я упоминал в начале этого сравнения. На роке различной степени тяжести линейный выход с LT1364 нередко переигрывает выход на наушники с LME49720.

К сожалению, два имеющихся у меня экземпляра сильно различаются качеством звука; неудачный выделяет верхнюю середину, заодно шепелявя высокие частоты и снижая детальность. Если в паре LM6172IN я до сих не смог однозначно выбрать лучший экземпляр, то с LT1364 даже не пришлось тщательно вслушиваться — с одним музыку хочется выключить сразу, а с другим её хочется слушать и слушать. Однако динамика лучше у первого экземпляра, и дождь он отыгрывает реалистичнее, тогда как у второго экземпляра высокие частоты как будто приглушены.

LT1361CN8

Экземпляры различались меньше: один звучал чище, глубже, басовитее, другой — агрессивнее и мутнее на высоких частотах.

Поначалу они больше нравились в усилителе наушников, отыгрывая многие композиции (например, Роджера Уотерса) объёмнее, стройнее и чище по сравнению с линейным выходом, где они звучали менее прозрачно. После прогрева карты ситуация в корне поменялась: на линейном выходе они обеспечивают очень энергичный и комфортный звук, с глубоким быстрым басом, приятными детальными высокими частотами и привлекательным вокалом, а в усилителе наушников им не хватало динамики и чёткости.

Итого, на линейном выходе мне больше всего понравились OPA2228P и LT1361CN8, тогда как в усилителе наушников больше пришлись по вкусу модели линейки LME. Например, сюда хорошо подошли LME49710, которые можно заказать у Auzentech. LME49710UA звучит очень объёмно и чётко, у него хороший бас и приятные высокие частоты. LME49710HA играет менее бодро, зато в измерениях он показал наилучший результат.

В усилителе наушников мне также понравился AD826, отличившийся очень динамичным и объёмным звучанием, но наибольшее впечатление, как и в случае с Auzen X-Fi HomeTheater, произвёл металлический OPA637SM. Столько деталей, воздуха и живости не смог показать ни один из испытанных операционных усилителей, включая его ближайшего родственника OPA637AU, который звучал более крикливо. Жаль только, что за эту радость нужно заплатить в два раза больше, чем за всю звуковую карту!

Но стоит ли вообще платить дополнительные деньги за дополнительные микросхемы? Складывается впечатление, что разница в субъективном качестве звучания между различными операционными усилителями не многим больше, чем между разными экземплярами одной модели! Возможно поэтому дорогие варианты микросхем, прошедшие дополнительный контроль и подгонку параметров, ценятся в среде аудифилов выше, чем их дешёвые собратья? Как бы то ни было, если вас не устраивает звучание Auzen Bravura спустя полгода после покупки, попробуйте переставить местами штатные микросхемы, и только убедившись, что услышали изменения к лучшему, смотрите в сторону покупных операционных усилителей.

Что касается качества звучания встроенного усилителя наушников, то я не смог найти у него слабостей. Даже с нагрузкой 32 Ом он не уступил дорогому внешнему усилителю C.E.C. HD53R-80 ни по чистоте звучания, ни по динамике и мощности — для наушников Grado SR 325i её было более, чем достаточно. И только навязчивое шипение при работе карты на частоте 44,1 кГц омрачало удовольствие от музыки. Для того, чтобы фоновый шум опустился ниже границы слышимости, нужны менее чувствительные наушники.

В заключение субъективного тестирования я проверил различные режимы выходов звуковой карты. Последовательное нажатие микропереключателя на плате меняет громкость звука на обоих выходах, а для усилителя наушников в трёх режимах из четырёх включается плавный спад высоких частот. На мой вкус, в режимах 2, 3 или 4 встроенный усилитель звучит более комфортно и естественно. Подробнее этот момент рассмотрен в главе «Измерения».
О звуке в играх

Не секрет, что с появлением Windows Vista, на корню зарубившей аппаратное ускорение DirectSound3D, всё больше новых игр не полагаются на возможности звуковых карт и производят расчет звука собственными силами. Например, Left 4 Dead и другие игры на обновлённом движке Valve Source «Orange box» выводят смикшированный для заданной конфигурации (наушники/2.0/4.0/5.1/7.1) звук, который ничем не отличается, скажем, от звука при воспроизведении DVD-диска. Эти игры звучат абсолютно одинаково и на встроенном звуке, и на самом дорогом Sound Blaster, если не брать в расчет разницу в качестве их аналоговых трактов, которую слышно в музыке. Напротив, большинство игр на основе Unreal Engine 3 задействуют OpenAL и используют программную эмуляцию, если звуковая карта OpenAL не поддерживает. В этом случае, как и при расчете звука самой игрой, наилучшее качество звука, спецэффектов и пространственного позиционирования достигается в самом честном с точки зрения звучания музыки режиме, то есть при отключенной обработке звука средствами звуковой карты.

Под Windows 7 все звуковые карты, участвующие в этом тестировании, поддерживают OpenAL в той или иной степени. Аппаратно его обрабатывает только Auzen Prelude, а остальные рассчитывают его программно на уровне драйверов операционной системы. Для Auzen Bravura и Creative Xtreme Audio устанавливается отдельный драйвер под названием «Host OpenAL», тогда как ASUS Xonar полагается на Generic Hardware путь драйвера OpenAL.

Ядро OpenAL, с 1999-го разрабатываемого под крылом Creative, предоставляет приложениям три вида устройств воспроизведения. Первое устройство, называемое «врожденным» (native), обращается напрямую к возможностям звуковой карты и обеспечивает наивысшее качество эффектов, поскольку накладывает их в трёхмерном пространстве и лишь после этого смешивает звуки для получения необходимого количества аудиоканалов. Второе устройство, называемое Generic Hardware, преобразовывает вызовы OpenAL к модели пространства DirectSound3D, позволяя задействовать возможности любых звуковых карт, предоставляющих аппаратное ускорение DirectSound3D. К сожалению, транслятор ограничивает количество доступных голосов (источников звука), а качество наложения эффектов уступает предыдущему варианту. К тому же, именно аппаратное ускорение DirectSound3D было выпилено из звуковой подсистемы Windows, заставив Creative изобрести Alchemy, а C-Media — Xear3D EX, переименованную ASUS в Gaming eXtentions (далее GX). Третий вид звукового устройства драйвера OpenAL представляет собой несложный звуковой движок, производящий все необходимые расчеты звука самостоятельно. Разумеется, делает он это очень упрощённо, я бы даже сказал схематично: звук рассчитывается для стереофонических громкоговорителей и в наушниках звучит неестественно, а расстояние до источника звука передаётся только громкостью, но не изменениями тембра.

У аудиоконтроллера CA0110 нет встроенного процессора эффектов, однако программисты не поленились написать для него «нативный» драйвер OpenAL, свободный от ограничений устройства Generic Hardware. Жаль только, что работает этот драйвер только под Windows Vista/Seven и лишь с избранными звуковыми картами — раздавать технологии бесплатно Creative не торопится. Равно как не спешат и программисты C-Media, начавшие писать аналогичный драйвер ещё в 2007-м году, да так и не доведшие его до работоспособного состояния. Звуковые карты ASUS до сих пор зависят от драйвера Generic Hardware, который существенно ограничивает их функциональность и работает только при активной функции GX, которая зачастую доставляет пользователям самые неожиданные проблемы. У меня не возникло никаких сложностей с драйверами версии 8.17.77 для Windows 7, однако форумы пестрят сообщениями о разнообразных странностях при активной функции GX. Тут следует помнить, что отключением GX под Windows Vista/Seven вы лишаете звуковую карту всех средств обработки трёхмерного звука в играх, кроме алгоритмов преобразования количества звуковых каналов.

Умения звуковых карт могут быть полезны и в играх, рассчитывающих звук самостоятельно, если в панели управления Windows указать, что устройство воспроизведения имеет 8 звуковых каналов, а в настройках звуковой карты выбрать истинную конфигурацию акустической системы. В этом случае игры смогут выводить звук в максимально возможном качестве, а звуковая карта будет преобразовывать его в нужный формат посредством фирменных технологий. Это особенно актуально при игре в наушниках, поскольку звуковые движки большинства игр не делает необходимую для наушников виртуализацию или делают её некачественно. То же самое можно сказать и про встроенную в Windows 7 библиотеку звуковых эффектов — все испытанные звуковые карты «готовят» звук для наушников гораздо более высокого качества.

В ранних версиях драйверов Bravura для Windows Vista/Seven CMSS-3D включался отдельно для Speakers и отдельно для Headphones, однако стандартные средства управления звуковой картой путались между этими двумя выходами. Галочка Enable X-Fi CMSS-3D в Audio Control Panel и Audio Console не отражала реального состояния этой технологии. Единственным надёжным способом управления CMSS-3D был клик правой кнопкой мышки на значке Volume Panel в трее, однако данное приложение нужно устанавливать самому.

Для получения правильного 3D-звука в ранних версиях драйверов было необходимо выбрать соответствующую конфигурацию акустики в Audio Control Panel.


В драйвере версии 1.40 данная настройка уже удалена, и выбор конфигурации акустики остался только при установке драйверов. Вполне возможно, что эта настройка теперь ни на что не влияет.

Разделение Bravura на два устройства в Windows Vista/Seven таит подводные камни; например, игры с собственным звуковым движком не будут выводить многоканальный звук на устройство «Наушники», поскольку для него нельзя изменить количество каналов. Следует также помнить, что CMSS-3D не будет работать, если в панели управления Windows отключить для звукового устройства расширения Sound Blaster.

Для проверки способностей звуковых карт я выбрал пару игр с выраженным окружающим звуком. Auzen Prelude переключалась в игровой режим с настройками по умолчанию, у остальных звуковых карт просто активировались функции обработки звука для наушников: CMSS-3D у Auzen Bravura, Dolby Headphone (далее DH) и GX у ASUS Xonar D2. Драйвер Xonar при включении DH позволяет также задействовать 7.1 Virtual Speaker Shifter (далее VSS), который существенно влияет на звучание в играх, поэтому Xonar дополнительно испытывался со включенным VSS. C давних пор в драйверах присутствует ошибка, приводящая к неправильному распределению звуков по виртуальным каналам, которая исправляется сбросом настроек VSS.

Prototype

Игра использует собственный звуковой движок достаточно неплохого качества, не имеет никаких настроек звука, кроме громкости и рассчитывает звук на столько каналов, сколько задано для звукового устройства в панели управления Windows.

В режиме 2.0 при отключенных технологиях объёмного звука, таких как CMSS-3D у Creative и Dolby Headphone у ASUS, присутствует лишь намёк на позиционирование «спереди-сзади», но абсолютно не передаётся расстояние до источника звука, а тональный баланс смещён в высокочастотную область: ощущается нехватка баса и ударного воздействия. Звук плоский и неинтересный, а дополнительная обработка средствами звуковой карты в этом режиме только вредит, добавляя искусственное эхо. Так, при включении CMSS на Bravura все звуки чуть отдаляются, но их локализация не становится лучше, а голос персонажа во вступительном ролике звучит так, будто он говорит в стеклянную банку. У Prelude в режиме Audio Creation с включением CMSS также появляется некоторое расстояние до источников звука, но портится и без того не лучшая атака. Играть при этом можно, но не очень приятно из-за гулкости, а звуков сзади не слышно — они все распределены спереди или по бокам, что производит довольно странное впечатление. Включение Dolby Headphone (далее DH) на Xonar также добавляет гулкость, локализация звуков в передней полусфере становится отчетливее, но пропадает даже намёк на позиционирование сзади, а звук становится слишком вялым и неинтересным. Активация Virtual Speaker Shifter (далее — VSS) исправляет эти недостатки, но не улучшает передачу расстояния. Низких частот становится много, а высокие частоты приглушаются и их уже не хватает.

Переключение звуковой карты на восемь каналов существенно увеличивает насыщенность звука в этой игре: улучшается атака и разборчивость, высокие частоты становятся звонче, прибавляется и низких частот. В целом получается очень похоже на описанный выше вариант DH+VSS, но с лучшими тембрами и большей детальностью, например между домами гуляет эхо от выстрелов.

Bravura с активированным CMSS превосходно отыграла вступительный ролик (разве что высокие частоты были какие-то скрипучие), однако звуку в самой игре катастрофически не хватало глубины, например гомон толпы слышен только по бокам. К тому же, фоновая музыка воспроизводилась с сильным хрипом; который на остальных звуковых картах был не так заметен.

Xonar с DH звучит объёмнее даже в игровом меню и нагнетает атмосферу жути с первых же звуков, ещё до появления меню. В ролике субъективно больше баса, но это объясняется приглушённостью остального частотного диапазона, а сам бас нерезкий, ватный. Игровой процесс не особо впечатляет: приглушаются высокие частоты, добавляется ощущение замкнутого пространства, съедается детальность, разборчивость и чёткость звуков оставляет желать лучшего. Зато эффект окружения хороший — позиционирование отдельных звуков в пространстве выраженное и расстояния до них передаются корректно. VSS возвращает утраченные детали и сочность звуков, добавляет объёма, отодвигая близкие звуки, но далёкие гасятся сильнее, чем нужно. Тем не менее, это самый интересный и пугающий вариант: низких частот много, звуки чёткие, ориентироваться на слух легко.

Prelude с CMSS уже во время «печатанья» текста при загрузке уровня подкупает прозрачностью высоких частот, недоступной двух другим звуковым картам. И в ролике, и при игре звуки ещё сочнее и детальнее чем у Bravura, а позиционирование не хуже, чем у Xonar. Разборчивость отдельных звуков просто поражает: они совершенно отчетливо слышны даже на большом расстоянии и хорошо локализуются, а множество голосов не сливаются в кашу.

В этой игре явную победу одержала Prelude, точнее полноценный аудиопроцессор X-Fi в игровом режиме (в других режимах результат явно хуже). Его младший брат в Bravura «на ура» справился лишь со вступительным роликом, а в самой игре показал нереалистичное звучание с плохой разборчивостью. Xonar в режиме DH+VSS зарабатывает второе место, однако переключение его на частоту 48 кГц в панели управления Windows и 192 кГц в ASUS Audio Center существенно прочищает высокие частоты и выводит Xonar на уровень Prelude.

Mirrors Edge

Достаточно старая, но от этого не менее увлекательная игра, предположительно использующая OpenAL. Соответственно, формированием нужного количества звуковых каналов занимается звуковая карта. Без включения CMSS-3D полностью отсутствует пространственное позиционирование источников звука и возникает головокружительно чувство, что ты очутился посреди оживлённой автострады. Из настроек звука есть только выбор между аппаратной поддержкой и программной эмуляцией.

Bravura

Обеспечивает не самое реалистичное позиционирование. Как и в Prototype, не хватает глубины, звуки слышатся ближе, чем нужно, а их слышимое положение при перемещениях и поворотах игрока нестабильно. В помещениях обильное громкое эхо, но даже на открытых пространствах присутствует лёгкое ощущение замкнутого пространства. Зудящий оттенок в звуке говорит о высоком уровне интермодуляционных искажений.

Prelude

На порядок более реалистичное звучание. Разительно отличаются высокие частоты: звон металлической сетки, шлепки ладоней по трубам и стенам, падающие капли воды — всё обращает на себя внимание сочностью и натуральностью. Расстояния передаются корректнее, но позиционирование звуков, на мой вкус, противоестественно чёткое, а музыкальное сопровождение неприятно «цыкает» внутри головы. Замеченные проблемы вряд ли связаны со звуковой картой: внутри помещений звуки улицы доносятся без должного затухания, однажды после автоматической загрузки контрольной точки я не услышал шума воды, зато ветер завыл с удвоенной энергией.

Xonar D2

Позиционирование практически такое же, как у Prelude, только изменение слышимой позиции объектов при поворотах головы более резкое и немного рваное, а звук более глухой и по качеству близок к Bravura. Сильнее шумит ветер. В помещениях нет ревербераций, некоторые звуки резко прерываются, при беге и ударах руками постоянно возникают странные призвуки. Xonar был бы лучше Bravura, если бы не чрезмерное количество «артефактов» в звуке.

К моему удивлению, выбор Generic Software в звуковых опциях игры не только устранил все недостатки Xonar, но и поднял реалистичность звучания на значительно более высокий уровень! Звук стал объёмнее, детальнее и значительно чище, особенно после переключения Xonar на частоту 48 кГц в панели управления Windows и собственном Audio Center. Не спешите смеяться и крутить пальцем у виска. Разумеется, я пробовал Generic Software на всех трёх звуковых картах и получил лишь ухудшение качества. Однако поведение Xonar отличается от Prelude и Bravura, позволяющих менять режим вывода звука прямо во время игры. Xonar реагировал на настройку лишь после выхода в операционную систему: если при запуске игры был выбран режим Hardware, то смена режима не даёт никаких перемен в звуке, если же заранее был установлен Generic Software, то...

Ветер шумит в ушах, собственное дыхание заводит, шаги и шорохи одежды и отчетливы, и ненавязчивы одновременно, а звуки вокруг ясны и идеально спозиционированы в полном соответствии с визуальным рядом. Эхо менее гулкое и, на мой вкус, более натуральное, чем у Prelude. Погружение в атмосферу игры удалось Xonar даже лучше, чем полноценному X-Fi в лице Prelude, однако дальнейшее противостояние X-Fi и Xonar в играх пусть останется темой будущих обзоров, а по героине сегодняшнего обзора уже можно делать вывод.

Auzen Bravura оказалась слаба в играх, поскольку программная реализация CMSS-3D серьёзно уступает по качеству не только одноимённой технологии звуковых карт с полноценным аудиопроцессором X-Fi, но и алгоритмам карт Xonar. Конечно, EAX 4 и OpenAL выгодно отличают её от обычного встроенного звука, однако материнские платы с технологией Creative X-Fi MB2 уже могут похвастаться поддержкой EAX 5 и более современными алгоритмами обработки звука THX TrueStudio Pro.
Измерения

Как и многие другие звуковые карты, Auzen X-Fi Bravura не обладает аналогоцифровым преобразователем достаточного качества, чтобы произвести измерение характеристик собственных выходов, поэтому в этом обзоре я впервые использовал для замеров профессиональный аудиоинтерфейс E-MU 1820. Я бы с удовольствием пустил его в дело и раньше, если бы с ним не конфликтовали звуковые карты Auzen X-Fi Forte и HomeTheater, основанные на аудиопроцессоре CA20K2. Bravura, будучи построенной на базе другого аудиоконтроллера, без малейших проблем заработала совместно и с E-MU 1820, и с Creative Xtreme Audio, и с Auzen Prelude, не говоря уже про ASUS Xonar D2. К моему удивлению, все эти звуковые карты под Windows 7 x64 согласились работать одновременно, и только Prelude периодически ссорилась с E-MU 1820 из-за ASIO, что не помешало мне в итоге обмерить и её.

Второе нововведение сегодняшнего обзора — проверка импульсного отклика, для чего на испытуемой звуковой карте воспроизводился прямоугольный сигнал с частотой дискретизации 44,1 кГц. Результат записывался в максимальном разрешении, на которое способен аудиоинтерфейс E-MU 1820, а именно 192 кГц 24 бит, что позволило отчетливо запечатлеть звон на фронтах сигнала.

На десерт я измерил качество подавления побочных продуктов цифроаналогового преобразования: ультразвукового шума и так называемого алиасинга — паразитного сигнала, образующегося за пределами половины частоты дискретизации. Для этого воспроизводился скользящий чистый тон, то есть синусоидальный сигнал с частотой от 20 Гц до 22 кГц.

Но сначала посмотрим, что нам скажут привычные тесты в Rightmark Audio Analyzer Pro 6.2.3. Чтобы получить наиболее объективные показатели, в настройках звуковой карты отключались все эффекты, а также ставилась соответствующая воспроизводимому сигналу частота дискретизации в панели управления Windows (44,1 либо 48 кГц).


Из приведённых выше результатов следует, что встроенный аналогоцифровой преобразователь Auzen Bravura по всем характеристикам серьёзно уступает профессиональному аудиоинтерфейсу далеко не высшего уровня, но качество воспроизведедения сигнала с частотой дискретизации 44,1 кГц ещё хуже из-за чрезмерного уровня шума. Тем не менее, оба замера через E-MU 1820 демонстрируют превосходные показатели по шуму при частоте 44.1 кГц. Как это возможно?

Дело в том, что в один прекрасный момент, совпавший с началом измерений через E-MU 1820, Auzen Bravura начала качественно работать с таким сигналом при настройках частоты устройства в панели управления, отличных от 44.1 кГц. Воспроизведение сигнала через DirectSound давало такие прекрасные показатели, а воспроизведение через WASAPI привычно привносило избыточный шум. Удача кончилось так же неожиданно, как пришла: после некоторых событий, наиболее вероятным из которых является установка универсального драйвера ASIO4All, автомат частоты, позволяющий без искажений воспроизводить звуковой материал любого качества, работать перестал. Ниже представлены два графика, наиболее наглядно иллюстрирующие масштабы различий между режимами и выходами карты, а также характеристики линейного входа Auzen Bravura по сравнению с E-MU 1820.


Частотная характеристика Auzen Bravura


Интермодуляционные искажения Auzen Bravura

Как видите, выход на наушники Auzen Bravura обеспечивает близкие к идеальным показатели, превышающие возможности аналогоцифрового преобразователя E-MU 1820, не говоря уже о собственном линейном входе карты. Искажения линейного выхода, напротив, велики и легко фиксируются даже при измерении через собственный линейный вход, а искажения при несовпадении частот дискретизации воспроизводимого материала с настройкой звукового устройства в Windows 7 иначе как чудовищными не назовёшь. Что интересно, на слух искажения при настройке карты на 96 и, особенно 192 кГц для выхода наушников, слышны не так уж часто, зато придают стереопанораме объёмность, а голосам и инструментам специфическую кристальность, которая многим может понравиться.

Тем не менее, при удачном стечении обстоятельств наилучшее качество звука у карт на основе аудиоконтроллера Creative CA0110 получается при установке максимальной частоты дискретизации в панели управления Windows. Владельцам таких устройств будет полезно освоить нехитрую процедуру измерения с помощью RMAA, описанную в документации на официальном сайте, чтобы проверять правильность функционирования своей звуковой карты. При измерениях Auzen Bravura следует учесть, что максимальный уровень сигнала на всех выходах равен 3 В, а допустимый входной уровень, почему-то, составляет только 2 В. Инженеры Auzentech и раньше не придерживались общепринятого в компьютерной звуковой индустрии уровня 2 В, но до сих пор всегда перенастраивали и чувствительность линейного входа.

Пользуясь необычайной покладистостью E-MU 1820, согласившейся работать совместно со всеми участвующими в тестировании звуковыми картами и не страдающей проблемой земляных петель, приводящих у ухудшению измеряемых характеристик, я сумел получить недоступные ранее показатели Auzen X-Fi Prelude 7.1. Напомню, что её собственный линейный вход не обеспечивал должного качества, а при измерении через Creative X-Fi Elite Pro и ASUS Xonar D2 результаты получались не слишком хорошими.


Auzen Bravura не ударила в грязь лицом, если говорить о характеристиках выхода на наушники, однако искажения на линейном выходе значительно хуже, чем у других протестированных звуковых карт, включая Auzen Forte/HomeTheater с практически идентичной элементной базой. Хочется верить, что это не конструктивный просчёт, а банальный брак, хотя и в том, и в другом случае производителя похвалить не за что.

Выход наушников Bravura показал результаты, недоступные трём другим участникам сегодняшнего тестирования, однако в обзоре ASUS Xonar D2 мы видели, что при измерении через собственный линейный вход эта звуковая карта демонстрирует более высокие показатели по шуму и искажениям. Следовательно, очень близкие измеренные значения сразу у трёх протестированных сегодня звуковых карт объясняются особенностями их взаимодействия с входами E-MU 1820.


Частотная характеристика четырёх звуковых карт

При сравнении частотных характеристик обращает на себя внимание странная горбатость графика Auzen Prelude и волнистость графика Creative PCIe XtremeAudio. Последнее объясняется вполне документированной особенностью цифрового фильтра преобразователя AK4359, то с Prelude всё не так просто, и чуть позже мы ещё вернёмся к этому вопросу. Пока же можно отметить, что у Auzen Prelude обнаружился слишком ранний спад на низких частотах, которого нет у других звуковых карт. Раньше за ней такого греха не наблюдалось, а из сегодняшних участников эта карта является наиболее старой, поэтому можно предположить, что мы столкнулись с потерей ёмкости блокировочных электролитических конденсаторов вследствие старения. Интересно, что у ASUS Xonar D2 и Creative PCIe Xtreme Audio конденсаторов на линейных выходах не наблюдается, а их частотные характеристики в области низких частот практически совпадают. На высоких частотах наибольшую равномерность демонстрирует выход наушников Auzen Bravura.


Интермодуляционные искажения четырёх звуковых карт

Графики зависимости искажений от частоты показывают отсутствие аномалий, обычно вызываемых передискретизацией при несоответствии частот воспроизводимого материала настройкам звуковой карты. Таким образом, загадка случайно открытого «волшебного» режима работы Auzen Bravura остаётся неразгаданной: если это программная передискретизация, то её качество просто поражает. Плавный рост искажений с увеличением частоты вызван недостаточно высоким качеством входов E-MU 1820, который ограничил результаты Auzen Bravura. Ближе всех к её показателям оказалась Auzen Prelude, несмотря на проигрыш двум другим картам в уровне шума, который влияет на этот тест.

Посмотрим спектры гармоник всех четырёх звуковых карт.


Bravura Headphones out


Bravura Line out


Prelude


Xonar D2


PCIe Xtreme Audio

Характеры искажений двух выходов Auzen Bravura очень схожи, несмотря на разную схемотехнику и преобразователи, но их уровень на линейном выходе в десятки раз выше, чем на выходе наушников. Удивительно, что столь высокий уровень искажений мало заметен в музыке. Интересно также то, что улучшение звука со временем, заметное на слух, по измерениям вылилось в мизерное уменьшение уровня искажений, которое можно запросто списать на тепловой дрейф параметров и погрешность измерений.

Creative PCIe Xtreme Audio, напротив, преподнесла очень приятный сюрприз. Самая дешёвая звуковая карта этого обзора оказалась лучшей по уровню высших гармоник, уступив по уровню второй гармоники лишь Auzen Bravura, а по уровню третьей лишь ASUS Xonar D2. Стоит ли удивляться, что при субъективной экспертизе она сражалась на равных с дорогими и именитыми соперниками?

А теперь обещанные новые тесты. Ниже приведены «осциллограммы» прямоугольного сигнала, которые иллюстрируют работу цифровых и аналоговых фильтров тракта воспроизведения. Вклад фильтров на линейных входах E-MU крайне мал, поскольку запись велась с частотой 192 кГц, а входной аналоговый фильтр настроен на достаточно высокую частоту среза.


Линейный выход Bravura

Бросается в глаза плавное нарастание амплитуды сигнала на линейном выходе Auzen Bravura, отсутствующее у других звуковых карт. Обычно функция Mute реализуется с помощью полевых транзисторов или реле, но лишние компоненты ухудшают звучание, поэтому инженеры Auzentech выбрали какой-то нетривиальный способ вроде перевода ЦАП в спящий режим. Работа этого механизма отлично заметна на слух, когда Bravura настроена на частоту 44,1 кГц: как только какое-либо приложение (например, компьютерная игра) задействует звуковую карту, появляется слышимый шум, а в остальное время на выходах Bravura царит полная тишина.



PCIe Xtreme Audio



Prelude

Необычно выглядит и график Auzen Prelude. Судя по статье разработчиков дисковых плееров и ЦАП Ayre, создатели Auzen Prelude каким-то образом реализовали в ней минимально-фазовый фильтр. Это не является штатным режимом преобразователя AK4396, поскольку другие звуковые карты с этой микросхемой демонстрируют характерный для фильтра с линейной фазой предзвон (pre-ringing). У Prelude его нет вообще, зато послезвон (post-ringing) гораздо больше обычного по амплитуде и продолжительности. Немудрено, что она и звучит иначе, чем другие звуковые карты.

Фильтр линейного выхода Bravura ещё более необычен: предзвон сокращён до двух циклов, а не убран полностью. Так вот что подразумевалось под фразой «мы тщательно спроектировали фильтр ЦАП»! Интересно, что фильтр выхода наушников оптимизация не затронула, зато для него можно включить особый режим фильтрации.


Выход наушников Bravura в режимах Sharp filter и Smooth filter



Выход наушников Bravura в режиме Sharp filter



Выход наушников Bravura в режиме Smooth filter

В режиме Smooth filter полностью устраняется лишний звон, который многие считают врождённым недостатком дельта-сигма преобразователей. Как видите, архитектура преобразователя тут совсем не при чём — «красивый» импульсный отклик получается за счёт цифрового фильтра с медленным спадом, однако у этого фильтра есть один важный недостаток. Взгляните на качество фильтрации.

Сонограммы отражают спектральный состав сигнала: по горизонтали отложен момент времени, по вертикали — частота, а яркость точки отражает интенсивность сигнала на данной частоте.


Выход наушников Bravura в режима «Sharp filter» и «Smooth filter»

Сиреневое облако вверху, символизирующее ультразвуковой шум, во многом обусловлено характеристиками аналогоцифрового преобразователя E-MU 1820, но в режиме Smooth filter отчетливо видно, что оно ярче. Но это ещё полбеды, шум наверняка можно было сделать ниже, а вот избавиться от алиасинга (отражения полезного сигнала от частоты Найквиста), который и должен подавлять этот фильтр, побороть нельзя по определению. Вред алиасинга состоит в том, что он вызывает интермодуляции с «истинным» сигналом в последующем аналоговом тракте, ухудшая разборчивость звука. Впрочем, нужно очень сильно вглядываться или увеличивать контрастность картинки в графическом редакторе, чтобы разглядеть на сонограмме выхода наушников какие-либо паразитные линии, тогда как у линейного выхода они видны невооруженным глазом.


Линейные выходы Bravura и PCIe Xtreme Audio

Пурпурные линии, ответвляющиеся от жёлтой полосы на сонограмме линейного выходы Bravura, есть не что иное, как гармоники основного сигнала. Судя по сонограмме, особенно высок уровень третьей и пятой гармоник, и это согласуется с результатами, полученным в RMAA. Приглядевшись, можно различить бледную линию седьмой гармоники и сетку продуктов интермодуляций, которая незаметна у звуковой карты Creative, зато отчётливо видна у Auzen Prelude.


Prelude на громкости 100% и 75%

Нестандартная реализация фильтра Auzen Prelude неплохо подавляет алиасинг, но приводит к неожиданным артефактам, рождающимся либо в аналоговой части самой звуковой карты, либо в недрах E-MU 1820. С уменьшением уровня выходного сигнала проблемная полоса частот сужается, а артефакты из звукового диапазона перераспределяются как минимум до 100 кГц. Полученные данные объясняют странности Auzen Prelude, как то «жанровые» предпочтения и привередливость к межблочным кабелям. Ей не по нутру записи с составляющими выше 19 кГц, а большинство современных звукорежиссёров не утруждают себя фильтрацией записи перед оцифровкой. При воспроизведении такого материала на её выходе появляется помеха очень широкого спектра и значительной интенсивности.

Все остальные звуковые карты нечувствительны к ультразвуковым компонентам в записи, включая Auzen Bravura с таким же ЦАП AK4396 на выходе наушников и похожим по импульсному отклику фильтром линейного выхода с преобразователем CS4382A. Кстати, алиасинг преобразователь Cirrus Logic подавляет лучше, чем оба преобразователя Asahi Kasei.

В качестве последнего аккорда привожу результаты измерений операционных усилителей, которые можно приобрести у Auzentech.




Как видите, усилитель наушников Auzen X-Fi Bravura 7.1 настолько живо реагирует на замену операционных усилителей, что разница хорошо видна на измерениях, но я не исследовал повторяемость результатов, поэтому оставляю их без комментариев.
Послевкусие

Как здорово всё начиналось! Звуковая карта на качественных компонентах, с отличным усилителем наушников и аудиопроцессором X-Fi, и всё это за приемлемую цену менее 130 долларов… На поверку в бочке мёда оказалось столько дёгтя, что даже не знаешь, смеяться или плакать.

Технологические новации оказались бесполезны, а многие заявления производителя — мягко говоря, неправдой. У Bravura нет аудиопроцессора X-Fi, который мы уже привыкли видеть в звуковых картах Auzentech, а использованный вместо него чип не только не обеспечивает «лучшее разделение сигналов», как обещано производителем, но даже ухудшает соотношение сигнал-шум при прослушивании обычной музыки формата CDDA настолько, что пользоваться встроенным усилителем можно только с низкочувствительными наушниками. Если не переключать выходы карты в 44,1 кГц, то в звуке будет очень много искажений (пусть и достаточно интересных на слух), а шум при работе на этой частоте мешает оценить улучшенный даже по сравнению с Auzen X-Fi HomeTheater усилитель наушников и уникальную для звуковых карт возможность переключения режимов цифрового фильтра ЦАП. Есть надежда, что ситуация будет исправлена обновлением драйверов, ведь на короткое время мне удалось заставить карту воспроизводить сигнал с частотой семплирования 44,1 кГц без шума и искажений.

Программное обеспечение было настоящим бичом Auzen Bravura, но оно постепенно улучшается. Пусть страшная медлительность утилит под Windows 7 x64 ещё не иcправлена, зато они перестали путаться между двумя устройствами воспроизведения, которыми представлена звуковая карта. Разделение карты на два независимых устройства под Windows 7 и Vista позволяет менять громкость линейного выхода и наушников независимо друг от друга, и мне совершенно не понятно, что мешало сделать то же самое под Windows XP, ведь полупрофессиональные звуковые карты давным давно обучены этому трюку. Но лучше бы его не было и под Windows 7! Разделение приводит к невозможности переключения между наушниками и громкоговорителями без остановки воспроизведения, а иногда и перезапуска приложения. Для устройства «Наушники» невозможно форсировать количество звуковых каналов, что негативно сказывается на большинстве современных игр. Интересно, что Creative PCI Express X-Fi Xtreme Audio с таким же аудиоконтроллером после установки своего драйвера не разделяется на наушники и громкоговорители.

Ещё одна особенность, которую я предпочёл бы отключить, называется Jack Sensing. В каждом разъёме звуковой карты встроен дополнительный контакт, который определяет наличие штекера в разъёме, и Windows отключает устройства при вынимании штекера. Некоторые приложения, которым «посчастливилось» воспроизводить звук через отключившееся устройство, завершаются с ошибкой, а собственное программное обеспечение карты впадает в длительный ступор.

Под Windows XP Auzen Bravura едва ли более полезна, чем встроенный звук, поскольку лишена поддержки частоты 44,1 кГц, ASIO и OpenAL. Под Windows 7 и Vista ситуация гораздо менее удручающая — не хватает только ASIO. Однако частотой 44,1 кГц можно пользоваться только при установке громкости выше 40 %, а трёхмерный звук рассчитывается программно, в том числе и в играх, задействующих OpenAL. На современных мощных компьютерах это не приводит к падению плавности игры, но качество эффектов получается не лучше, чем у звуковых карт на чипах C-Media Oxygen с алгоритмами Dolby. Печально, но программное обеспечение Bravura не предлагает возможностей, которые на сегодняшний день доступны даже встроенному звуку материнских плат.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация с качеством продукции. Из четырех протестированных звуковых карт Auzentech не вызвала нареканий и полностью соответствовала заявлениям производителя только X-Fi HomeTheater, но её усилитель наушников не совсем уверенно работал с нагрузкой 32 Ом. У X-Fi Prelude хромало качество записи линейного входа, а X-Fi Forte подвела проблема с качеством звучания непонятной природы и сильнейший нагрев всей электроники, грозящий быстрым высыханием электролитических конденсаторов. В Bravura учтены ошибки предшественников: самые горячие конденсаторы заменены на твердотельные и увеличена их ёмкость, усилитель наушников усовершенствован и теперь ни в чём не уступает внешним устройствам, зато на линейном выходе появились искажения, которых не было у предыдущих протестированных устройств. Несмотря на все технологические изыски Auzentech, линейный выход Bravura по качеству звучания в некоторых случаях проигрывает почти вдвое более дешёвой Creative PCI Express X-Fi Xtreme Audio. Удивляет и долгий срок, который необходим Bravura для раскрытия своего потенциала. Если это связано с характеристиками электролитических конденсаторов, то их не помешало бы «потренировать» ещё на заводе.

Кому может пригодиться такая звуковая карта? В первую очередь, это владельцы наушников с низким импедансом, которые «не звучат» с другими звуковыми картами. В работе с наушниками Bravura способна дать фору ASUS Xonar Essence, не говоря уже о звуковых картах без усилителя наушников; нет сомнений, что она хорошо справится с любыми наушниками, но до исправления ситуации с шумом в режиме 44,1 кГц аудиофилам придётся пользоваться программным ресемплингом в плеерах WinAMP или foobar2000. Кроме того, многоканальный выход Auzen Bravura обладает достаточным качеством, чтобы не быть узким местом в домашнем кинотеатре. Наконец, кому-то могут понадобиться её продвинутые возможности по записи микрофонов, хотя отсутствие поддержки ASIO делает эту карту малопривлекательной для музыкантов.

Достоинства:

исключительное качество встроенного усилителя наушников, разъём 6,3 мм;
заменяемые операционные усилители, три разные модели в комплекте;
возможность выбора резкого или медленного спада для цифрового фильтра канала наушников;
гибкое конфигурирование микрофонного входа, одновременная запись двух микрофонов;
внутренний выход S/PDIF для соединения с видеокартой;
возможность работы в Windows 7/Vista без установки драйверов;
поддержка DTS Connect;
Crystalizer.

Недостатки:

сырое и медлительное под Windows 7 x64 программное обеспечение;
отсутствие поддержки ASIO;
Jack Sensing под Windows 7/Vista;
ограниченная функциональность под Windows XP, отсутствие OpenAL;
громкое шипение в режиме 44,1 кГц под Windows 7/Vista;
щелчки в правом канале при запуске и остановке воспроизведения.

Взвесьте все «за» и «против» и решите сами, иметь или не иметь.
Другие материалы по данной теме

Театр высокого разрешения: Auzen X-Fi HomeTheater HD и Auzen OPAMPs
Черный бархат: звуковая карта Auzen X-Fi Forte 7.1
Два в одном — звуковая карта ASUS Xonar Essence STX