Вступление
Пожалуй, сегодня не сыщется уже ни одного человека, который усомнился бы в общей тенденциозности ускорения научно-технического прогресса. Однако бурное развитие высоких технологий делает весьма проблематичным для нас с вами – своевременный апгрейд компьютера, а для производителей – такую же своевременную модернизацию производства. Угнаться за модой становится не только затруднительно, но и накладно. Но одно дело тратить свои кровно-заработанные на ультра-мега-супер-медный процессор, отдачу от которого можно ощутить практически немедленно, а другое – на сомнительное удовольствие от улучшения звукового тракта ПК.
В принципе, если с процессорами, в эволюционном плане, все ясно (достаточно взглянуть на
roadmap немногочисленных компаний-производителей), то пути развития звуковых карт угадать подчас просто невозможно. Подумайте сами, ведь за какие-то десять-двенадцать лет аудиокарты прошли путь от простеньких однооктавных четырехбитных хрипелок, до сложнейших многоканальных средств, оснащенных собственными сигнальными процессорами. Сегодня нам кажется, что аудиокарты достигли всех высот, каких только могли достичь, а на самом деле мы видим лишь надводную часть айсберга. Главные открытия еще впереди.
Звуковые решения VIA Technologies
Чтобы выиграть соревнования по стрельбе, совсем не обязательно уметь хорошо стрелять. Достаточно сделать ставку на того, кто уже давно овладел этим искусством, и флаг с твоим гербом вскоре восславят летописцы. Именно такой способ достижения цели является самым легким и самым дешевым.
Представьте, жила-была компания
IC Ensemble, начало деятельности которой датировано 1998 годом. Уже в 1999 году ею был разработан мультиканальный аудиоконтроллер ICE 1712 Envy24, практически сразу же нашедший применение во многих профессиональных звуковых картах начального уровня (например, в таких как Hoontech ST Audio DSP 24, Midiman Audiophile 2496, Terratec EWX 24/96 и пр.). Далее, в результате совместной работы VIA и IC Ensemble, на выставке CeBit’99 была представлена новая серия продуктов VIA, с интеграцией современных аудиотехнологий (тогда был представлен южный мост VT82C686A). После успеха стало ясно: VIA положила глаз на IC Ensemble, что вскоре (в ноябре 2000 года) подтвердилось приобретением этой компании. В результате, VIA не только получила филиал, специализирующийся на разработках высокопроизводительных сигнальных аудиопроцессоров и полупроводников смешанного типа, но и смогла заявить о себе, как о “поднимателе планки качества звука для ПК”. Флагом ее лагеря стала торговая марка Envy24. Более того, удачно выбранная маркетинговая политика VIA в области звуковых решений для ПК, популяризовала эту торговую марку на рынке SOHO. В этом плане можно сказать, что VIA, ранее неизвестная в сфере звуковых карт, выиграла эти “соревнования по стрельбе”. В прошлом году компания вышла на рынок с усовершенствованными версиями аудиоконтроллера Envy24. Первый вариант – Envy24HT, предназначается для звуковых карт PCI, а второй – Envy24PT, для интеграции в системные платы. Надо заметить, что ICE 1724 (именно такую маркировку имеет новый чип) лишь незначительно отличается от ICE 1712 (кстати, если визуально сравнить блок-диаграммы этих контроллеров, то отличий не найти). Главные отличия – обновленный контроллер обеспечивает поддержку восьмиканальных систем и может работать в режиме 192 кГц / 24-бит.
Вскоре после объявления Envy24HT, желание использовать его в своих продуктах изъявили две компании: TerraTec и M-Audio (ранее известная как Midiman). Обе компании хорошо известны как производители высококачественных аудиокарт, и уже давно успешно сотрудничают с VIA. Сегодня мы рассмотрим главного представителя линейки аудиокарт TerraTec – Aureon 7.1 Space, анонс которой состоялся в конце 2002 года.
Компания TerraTec давно переросла из чисто немецкого предприятия по выпуску звуковых карт в одного из крупнейших европейских производителей различной мультимедийной продукции. Приоритетным направлением деятельности TerraTec остается производство высококачественных аудиокарт и разработка сопутствующих технологий, таких, например, как EWS Technology и 4G Sound. В последнее время компания уделяет большое внимание потребительскому мультимедийному сектору, выпуская аудиокарты, нацеленные на массового пользователя.
Технические характеристики
Технические характеристики
| TerraTec Aureon 7.1 Space
|
---|
Совместимость | DirectSound / 3D A3D 1.0 EAX 1.0/2.0 MacroFX EnvironmentFX MultiDrive ZoomFX I3DL2 PC2001 PCI 2.1/2.2 PCI Bus Power Management Specification 1.0
|
Цифровое аудио | Запись 24 бит / 96 кГц Воспроизведение 24 бит / 192 кГц* Расширенное полнодуплексное стерео для воспроизведения и записи Запись и воспроизведение всех аудиоисточников MultiDrive MacroFX EnviromentFX ZoomFX
|
Аудиомикшер | Индивидуальный контроль уровней для всех аудиоисточников
|
Внешние разъемы | Цифровой оптический выход (44.1 кГц / 48 кГц / 96 кГц / 192 кГц* (TOS link)) Цифровой оптический вход (44.1 кГц / 48 кГц / 96 кГц (TOS link)) 4 линейных выхода mini-jack (24 бит / 96 кГц) Микрофонный вход mini-jack, моно (24 бит / 96 кГц)
|
Внутренние разъемы | Два раздельных входа CD Audio, стерео (MPC3) Aux In, стерео (MPC3)
|
Поддерживаемые ОС | Windows 98 SE / Me Windows 2000 / XP |
* Для восьмиканального воспроизведения требуется Windows XP. Другие ОС обеспечивают поддержку лишь 6 каналов. Для воспроизведения со 192 кГц требуется Windows XP с установленным SP1.
Комплект поставки С аудиокартой TerraTec SoundSystem Aureon 7.1 Space в комплект поставки входят:
Установочный компакт-диск с набором ПО от сторонних производителей;
Оптический кабель (1.0 m);
Краткое руководство по установке.
Главные особенности Aureon 7.1 Space Aureon 7.1 Space от немецкой компании TerraTec представляет собой новое поколение восьмиканальных аудиокарт. С помощью этой звуковой карты возможна цифровая запись с параметрами 24 бит / 96 кГц и воспроизведение с 24 бит /192 кГц при низком соотношении сигнал-шум –100 дБ. В плате подобрана великолепная элементная база, за счет которой достигается звук профессионального качества. Вот главные особенности Aureon 7.1 Space:
Воспроизведение аудио в режиме 24 бит/192 кГц;
Воспроизведение и запись в режиме 24 бит/96 кГц;
Поддержка вывода звука на акустические системы 7.1;
Два оптических и шесть внешних аналоговых разъемов;
Поддержка алгоритмов трехмерного позиционирования звука A3D, EAX и Sensaura;
Соотношение сигнал/шум (SNR) не более 100 дБ.
Минимальные системные требования:
Процессор Intel Pentium III или AMD K6 500MHz или выше;
64 Мбайт системной памяти;
50 Мбайт свободного места на жестком диске;
Наушники или активные акустические системы;
Привод компакт-дисков.
Дизайн платы
Плата Aureon 7.1 Space выполнена из темного стеклотекстолита. По габаритам она короче Audigy сантиметра на полтора и практически идентична DMX 6 Fire. На позолоченную заднюю планку вынесено шесть разъемов mini-jack и два оптических гнезда. На самой плате можно найти две десятиконтактные площадки, которые, как может показаться, предназначены для подключения модулей расширения, однако производителем не предусматривается для Aureon никаких дочерних плат, а эти площадки предназначены для технологических целей. Вообще, надо заметить, документация производителя скудна на описания технических нюансов (не упоминается, в частности, что Aureon базируется на Envy24HT – безобразие какое!), из-за чего я решил подробно изучить аппаратную начинку Aureon.
Сердцем Aureon 7.1 Space является многоканальный аудиоконтроллер VIA Envy24HT (он же ICE1724), который обеспечивает поддержку двенадцати входных и двенадцати выходных каналов (десять приходится на аналоговые и два – на цифровые). В чип интегрирован мощный цифровой микшер высокого разрешения (при учете обработки 20-и каналов).
Помимо чисто музыкальной направленности (поддержки MIDI и GPIO), контроллер обслуживает игровой порт джойстика, который, надо заметить, является наследием прошлого (с учетом того, что производители современных игровых манипуляторов отдают предпочтение USB). Кроме того, на ICE1724 возложена функция согласования с шиной PCI.
Функциональная схема аудиоконтроллера Envy24HT Блок-диаграмма контроллера, приведенная на сайте VIA, упрощена и не позволяет судить о внедрении в структуру Envy24HT каких-то новых узлов. Более того, диаграмма аналогична схеме контроллера ICE 1712, производимого IC Ensemble с 1999 года (когда об “аудиорешениях VIA” еще никто ничего не слышал). Кстати, посмотреть подробную информацию по Envy24HT можно на сайте
VIA Technologies. А это подробная схема контроллера Envy24 ICE 1712 Функции эффект-процессора возложены на цифровой 96 кГц аудиоинтерфейсный приемник CS8415A-CS от компании Cirrus Logic. Этот чип принимает и декодирует один из семи каналов с аудиоданными в соответствии с определенными интерфейсными стандартами (SPDIF, AES3 и др.).
Как хорошо видно на блок-диаграмме, на входе устройства стоит мультиплексор, обеспечивающий последовательный опрос семи аудиоканалов. Таким образом, за такт приемником обрабатываются данные одного из каналов выбранного мультиплексором, после чего они направляются для последующей обработки. На этой стадии в данные могут быть добавлены дополнительные аудиоэффекты. CS8415A используется не только в звуковых картах, но и AVR-, CD-R-, DAT-, DVD-, MD-устройствах.
Аудиоконтроллер ICE1724 работает в связке с высокопроизводительным восьмиканальным аудиокодеком WM8770IFT от компании Wolfson, обслуживающим все внешние аналоговые входы и выходы платы (перед каждым аналоговым выходом установлен сдвоенный операционный усилитель серии 4580). Вот некоторые главные характеристики WM8770IFT:
106 дБ SNR ('A' weighted @ 48 кГц) ЦАП;
102 дБ SNR ('A' weighted @ 48 кГц) АЦП;
Частота сэмплирования по тракту ЦАП: 8 кГц – 192 кГц;
Частота сэмплирования по тракту АЦП: 8 кГц – 96 кГц;
Восемь стереофонических входных АЦП с аналоговой настройкой усиления в диапазоне от +19 дБ до –12 дБ с шагом 1 дБ.
Восьмиканальный аудиокодек WM8770IFT с аналоговой регулировкой громкости Блок-диаграмма аудиокодека WM8770IFT Четыре стерео 24-бит ЦАП используются с цифровыми интерполяционными фильтрами, осуществляющими выборку с запасом по частоте дискретизации (oversampling). Поддерживается цифровой аудиовход с разрядностью данных 16 – 32 бит и частотой сэмплирования в диапазоне от 8 до 192 кГц. Каждый цифровой канал имеет независимое управление громкостью, а набор входных мультиплекоров позволяет производить выборку по трем внешним аналоговым входам.
Аудиоинтерфейс кодека поддерживает I2S и формат данных DSP. Управление осуществляется через трехпроводный последовательный интерфейс, включая выборку каналов, регулировку громкости, устранение высокочастотных составляющих (de-emphasis) и управление питанием.
Использование такого новейшего и мощного кодека, как WM8770IFT в аудиокарте класса SOHO позволяет говорить о том, что общие требования для современных домашних мультимедийных устройств стали гораздо выше. Интересно, что эти микросхемы также используются в hi-fi-автомагнитолах и аудио-визуальных системах.
Мир цифровой электроники держится на трех китах, трех типах базовых устройств: микропроцессорах, памяти и логики. Микропроцессоры выполняют программные инструкции для осуществления широкого рода задач, микросхемы памяти хранят различную информацию, а на логические устройства возлагается обеспечение интерфейсных функций между этими устройствами. В качестве комплексного программируемого логического устройства в Aureon 7.1 Space используется современная и высокопроизводительная CPLD-микросхема XC9536XL от компании Xilinx. Устройство содержит ячейки постоянной памяти на основе технологии Fast FLASH, которые обслуживает интегрированный программируемый контроллер. Микропрограмма в чип заносится на этапе производства, поэтому в непосредственной близости от этой микросхемы есть десятиконтактная площадка с нанесенным на обратную сторону платы обозначением “System Port”.
Всего лишь несколько лет назад один такой чип стоил порядка $150 и оперировал частотами до 40 МГц, сейчас же, за счет развития технологий производства, его себестоимость упала до $10, а частоты поднялись до 400 МГц. Интересно, что если раньше CPLD-микросхемы применялись в основном в военных бортовых компьютерах, то сегодня эти устройства широко используются в мобильных телефонах, системах навигации и в аудиокартах с названием Aureon.
Внутренний аналоговый аудиовход AUX обслуживает отдельный кодек SigmaTel STAC9744T. Надо заметить, эта серия кодеков уже снята с производства (вернее, “недоступна для новых разработок” - NOT AVAILABLE FOR NEW DESIGNS, что практически одно и то же).
Блок-диаграмма кодека приведена выше. На аппаратном уровне STAC9744T поддерживает следующие частоты сэмплирования: 48 кГц, 44.1 кГц, 22.05 кГц, 16 кГц, 11.025 кГц и 8 кГц; дополнительные частоты доступны на уровне аудиодрайвера. Цифровой интерфейс кодека общается с AC’97-контроллером через пятипроводный AC-Link. Т.к. STAC9744 был разработан давно и главным образом для поддержки двухканального аудио, в Aureon ему отводится второстепенная функция. Интересно, что в некоторых звуковых картах этот кодек использовался для воспроизведения потоков Dolby Digital, а работа в многоканальной конфигурации достигалась простым увеличением этих кодеков, либо использованием в качестве первого кодека какого-нибудь из четырехканальных (9704/07/21/23).
Помимо рассмотренных выше чипов, в Aureon используются несколько микросхем простой логики. Это Philips 74HC4052D и Philips 74HC125D. Первый представляет собой высокоскоростной сдвоенный четырехканальный аналоговый мультиплексор/демультиплексор, а второй – цепочку четырех логических элементов “И”. Вообще, 74-я серия логики являет собой самое “долгоживущее” поколение полупроводников и производится где-то с конца 80-х годов (за это время оно пережило не одно поколение персональных компьютеров).
4G Sound
На всех коробках аудиокарт TerraTec можно заметить логотип 4G Sound, изображенный в виде красного человеческого уха со скромной подписью "hear the truth" (что можно перевести, как “прочисть уши”). 4G Sound – это имя технологии объемного звучания, которое расшифровывается просто: 4 Generation of Sound, или четвертое поколение звука (для ПК). Ну а смена поколений аудиокарт пришлась на 1998 год, практически сразу после появления первых дешевых аудиоконтроллеров, способных продуцировать звук с качеством 24/96. Если Вы хотите больше узнать, для чего нужно аудио столь высокого разрешения, рекомендую почитать статьи специалистов, выложенные в PDF-формате на сайте TerraTec:
Презентационная статья о поколении 4G;
Статья “What do 24 bit and 96 kHz achieve?”
Звуковые технологии Sensaura
Аудиокарты TerraTec, которые ориентированы для мультимедийного рынка, поддерживают технологию Sensaura. Данная технология разрабатывается одноименной компанией, которая уже больше двенадцати лет занимается составлением алгоритмов математического моделирования звукового окружения. Те аудиокарты, которые поддерживают Sensaura, можно узнать по логотипу, присутствующему на упаковочных коробках.
Ниже перечислен список функций технологии Sensaura:
Расширение Microsoft DirectSound 3D;
Sensaura 3D – решение для двухколоночных систем без потери функциональности;
Sensaura MultiDrive – полное позиционирование звука (горизонтальное и вертикальное) при использовании четырех и более динамиков;
Sensaura MacroFX – поддержка 3D-звука при положении источников в непосредственной близости от слушателя;
Sensaura Digital Ear – поддержка корректного вывода трехмерного звука через наушники;
Полная поддержка стандарта A3D (вер. 1.0);
Sensaura ZoomFX – (разработка технологии находится в стадии завершения) поддержка вывода звука формата Dolby Digital 5.1 через наушники.
Теперь чуть более подробно о каждой из перечисленных функций.
Sensaura MultiDrive. Этот подвид технологии Sensaura позволяет воспроизводить 3D-звук с использованием стандартного API DirectSound3D. Для этого был специально разработан алгоритм Transaural Cross-talk Cancellation (TCC). От стандартных алгоритмов CC TCC отличает лучшее воспроизведение низкочастотного звука. Пользователям дается возможность управлять работой TCC, настраивая звучание под себя. MultiDrive рассчитана на совместное использование с алгоритмами MacroFX и ZoomFX от Sensaura.
Sensaura MacroFX. С помощью MacroFX решается задача достоверности воспроизведения звука в непосредственной близости от слушателя. При задействовании сего алгоритма создается впечатление, что источник звука перемещается от колонок к голове слушателя и, может быть, оказывается внутри головы. Такой эффект достигается за счет точного моделирования распространения звуковой волны в трехмерном пространстве вокруг головы слушателя. При этом уделяется внимание управлению уровнями громкости и расчетам задержек по времени при восприятии ушами человека звуковых волн от одного источника звука (ITD – Interaural Time Delay).
Sensaura Digital Ear. В основе этого метода заложена математическая модель человеческого уха с изменяемыми параметрами (по принципу “нет одинаковых ушей”). Концепция математической модели заключается в том, что сложные резонансные и дифракционные эффекты, являющиеся неотъемлемой частью любой HRTF-функции, могут независимо изменяться. В результате создана дуплексная система, позволяющая изменять различные параметры в произвольном масштабе.
С компакт-диска Aureon можно установить демонстрационные программы Sensaura 3D, чтобы на практике узнать о реализации функций трехмерного окружения.
Программное обеспечение
Несмотря на то, что немецкая компания TerraTec уже давно представляет свою мультимедийную продукцию на российском рынке, справочные руководства и собственное программное обеспечение до сих пор поставляются без подобающей локализации.
“Родное” ПО TerraTec не так богато различными утилитами, как, к примеру, ПО Creative для Audigy2. Все, что нужно поставить пользователю на компьютер с компакт-диска – это драйвер и панель управления Aureon, в которой задаются настройки, отсутствующие в стандартном микшере каналов. Сама панель управления поделена на шесть функциональных разделов.
Раздел Playback (Воспроизведение) Здесь индивидуально задаются уровни громкости для каждого из восьми динамиков, а также есть возможность отключить какой-либо из них. Регулировка громкости, как и баланс каналов, при помощи этих ползунков осуществляется крайне дискретно (на слух очень хорошо заметны эти ступеньки).
Раздел Sources (Источники) В этом разделе можно выставить различные уровни для источников звука, а с помощью фэйдеров осуществить их балансировку. Интересно, что при отключении какого-либо из источников воспроизведения кнопкой Mute, запись с него будет производиться в любом случае, если, конечно, он выбран в окне записи.
Раздел Record (Запись) Выбор источника для записи осуществляется в этом окне. Кнопка Mix позволяет одновременно записывать сигналы со всех аналоговых источников, микшируя их, в зависимости от установленных для каждого уровней записи.
Раздел Digital (Цифра)Следующее окно содержит набор установок для цифрового входа и выхода. Смена частоты сэмплирования, как правило, происходит автоматически, при получении запроса от приложения. В Aureon нет возможности “залочить” выбранную частоту (как, например, в DMX 6fire).
Из окна Digital можно перейти к определению размера буфера ASIO.
Раздел Speaker (Динамики) В этом окне осуществляется выбор конфигурации акустических систем. Отмечу, что при выборе наушников достаточно отчетливо раздается щелчок реле, выполняющего включение тракта предусилителя. Оно расположено на плате непосредственно перед разъемом линейного фронтального выхода.
В этом же разделе можно включить режим Sensaura, однако при этом придется произвести перезагрузку компьютера.
Раздел Misc (Разное) Здесь сообщается об установленных версиях драйвера и панели управления, а также об ОС и DirectX.
Меню выбора языка совершенно бесполезно по причине отсутствия в нем русского.
Кроме всего прочего, для панели управления можно переопределить цвета, если выбранная по умолчанию схема Вас не устраивает.
Помимо драйвера, панели управления и электронной документации на компакт-диске есть следующие программы:
Cyberlink PowerDVD [v.4.0] – проигрыватель DVD-дисков;
Emagic Logic Fun [v.4.8] – мощный MIDI-/Audio секвенсор;
MusicMatch Jukebox [v.7.1] – средство воспроизведения мультимедиа-файлов;
Steinberg Wavelab Lite [v.2.0] – программа цифрового редактирования аудиофайлов;
Sensaura 3D Player [v.1.55] – аудиоплеер Sensaura;
Sensaura Donuts [v.2.31] – демонстрационная программа;
Sensaura Athene [v.1.00.001] – демонстрационная программа;
Sensinfo [v.1.07.24] – информационная утилита.
Кроме этого, на диске можно найти с десяток различных демонстрационных программ, распространяемых по принципу shareware. Все они не имеют отношения к собственному ПО TerraTec, а по сему я оставлю их без внимания.
Акустика для Aureon 7.1 Space
В отличие от Creative Labs, заранее подготавливающей соответствующий комплект акустики для новой аудиокарты, TerraTec выпустила восьмиканальную звуковую карту Aureon 7.1 Space, так сказать, в “свободное плавание”. Т.е., на сегодняшний день на рынке не найдется ни одной мультимедийной акустической системы формата 7.1. Их просто не существует в природе. Производители акустики пока находятся в раздумьях и наблюдают за активностью продаж аудиокарт этой новой формации. Если все пойдет хорошо, то вскоре мы увидим и соответствующую акустику. Все зависит от нас с вами: если мы будем активно покупать подобные аудиокарты, то и восьмиканальные акустические системы не заставит себя долго ждать.
По большому счету, восьмиканальные системы нужны лишь для создания театрального эффекта при просмотре DVD-фильмов, тогда как для игрушек вполне достаточно шести- или даже пятиканальной акустики. Мутит воду все тот же Джордж Лукас. Более того, в прессу просочились некоторые интригующие сообщения, что в своем загородном доме Джордж Лукас уже смастерил прототип двенадцатиканальной акустической системы (формата 10.2)! Пока не сообщается о сроках ее серийного производства, но не удивлюсь, если новая система будет представлена на премьере очередного фильма “Звездных Войн”. Таким образом, вполне может статься, что формат 7.1 окажется еще более “проходящим”, чем формат 5.1. Вообще, парадоксальность ситуации состоит в том, что разделение аудиоисточников в музыкальной картине можно было бы реализовать математическим моделированием, а не банальным увеличением числа активных каналов. Однако разработка алгоритмов позиционирования более трудоемкое и кропотливое занятие. Кроме того, производящим компаниям заманчиво получить прибыль от продаж новых комплектов акустики.
Как бы то ни было, для слуховых тестов Aureon 7.1 Space я решил воспользоваться акустическими системами Megaworks 510D и Creative Inspire 6700. При прослушивании стереофонических музыкальных файлов, чтобы тыловые акустические каналы также принимали участие, необходимо включить режим Sensaura. Этот режим нужно активировать и в том случае, если хочешь насладиться эффектами окружения в играх, поддерживающих A3D или EAX, а при просмотре DVD-фильмов его лучше не использовать. При включении Sensaura заметно увеличение мощности сабвуфера. Подстройку “под себя” лучше сделать в панели управления Aureon, а не на самом сабвуфере. Баланс между фронтальными и тыловыми сателлитами осуществляется с помощью фэйдера панели управления, который представлен графически в виде сферы. Отмечу хорошую реализацию аудиоэффектов в играх. От Audigy2 у меня на компьютере осталась демонстрационная программа, которую я запустил с Aureon. Я приятно удивился, когда обнаружил, что абсолютно все эффекты окружения EAX корректно воспроизводятся аудиокартой TerraTec.
Тестирование
Конфигурация тестового компьютера:
Системная плата Chaintech 6ATA4 (VIA Apollo Pro133);
Процессор: Intel Pentium III 1000 МГц;
ОЗУ: 512 Мбайт SD RAM PC-133 Hyundai;
Видеокарта SiS Xabre 400 64 Мбайт;
Жесткий диск Quantum Fireball AS40;
DVD-ROM Creative PC-DVD Encore 12x;
Акустика: Creative MegaWorks 510D, Inspire 6700;
ОС Windows XP Pro SP1
Как было отмечено выше, Aureon 7.1 Space базируется на усовершенствованной версии аудиоконтроллера Envy24HT, поэтому в тестировании я решил сравнить Aureon c DMX 6fire, в основе которой используется ICE1712 Envy24. В отличие от звуковых карт Creative, которые изначально разрабатывались для нужд мультимедийного рынка с уклоном для профессионального использования, вышеназванные аудиокарты от TerraTec спустились к нам из профессиональной ниши. Впрочем, у Вас будет возможность сравнить Aureon с Audigy2 (
статью про Audigy2 Вы можете найти на нашем сайте). Как и в предыдущем тестировании, я решил воспользоваться программным пакетом SpectraLAB (v.4.32.17), который состоит из двух функциональных частей: генератора сигналов и аналитико-измерительной части. Перед началом испытаний отключались эффекты аудиоокружения, которые могли бы внести свои искажения.
Для определения соотношения сигнал/шум (SNR), коэффициента общих гармонических искажений (THD) и интермодуляционных искажений (IMD) программный звуковой генератор задавал тональные сигналы определенной формы. Для SNR и THD – килогерцовый тон, а для IMD – стандартный двухтоновый набор в области низких и высоких частот (LF = 250 Гц; HF = 8020 Гц).
Соотношение уровня полезного сигнала к общему уровню шума (сигнал/шум) вычисляется путем поиска в спектре частот пика, к которому затем подсчитывается общий уровень шумовых составляющих. Наибольшие значения SNR надо воспринимать как лучшие. Вычисления производит аналитическая часть программы, в реальном времени отображая текущие значения.
Коэффициент общих гармонических искажений представляет отношение гармонической мощности к фундаментальной и вычисляется путем поиска в спектре частот пика (или фундамента). По отношению к этому пику частотных гармоник и определяется сей коэффициент, тогда как при подсчете соотношения THD+N к пику частоты применяется значение уровня общего шума. Низкие процентные показатели этого значения говорят о лучшей чистоте звучания. THD всегда определяется при референсной частоте тестового сигнала 1 кГц.
Коэффициент интермодуляционных искажений отображает процент искажений вследствие смешения двух тонов. Типовое вычисление IMD происходит с использованием тональных сигналов 250 Гц и 8 020 Гц с погашением тона высокой частоты к низкочастотному на 12 дБ (соотношение 4:1). Чтобы не придавать значения случайным шумовым составляющим, подсчет IMD проводится с учетом серий тестов.
Спектрограммы аудиокарты TerraTec Aureon 7.1 Space: 44 100 Гц / 16 бит Определение IMD при 44 100 Гц / 16 бит 48 000 Гц / 16 бит Определение IMD при 48 000 Гц / 16 бит Спектрограммы аудиокарты TerraTec DMX 6fire: Перед Вами таблица с результатами тестирования. Судя по ней, можно говорить о высоком классе аудиокарты Aureon 7.1 Space, которая превзошла Audigy2 по всем параметрам, немного уступив более дорогостоящей DMX 6fire. Глядя на спектрограммы видно, что Aureon очень чисто воспроизводит звук, оставив уровень шума за отметкой –100 дБ. Низкий процент гармонических искажений свидетельствует о несущественных пиках гармоник (это также хорошо видно на спектрограммах). Замечу, что в слуховых тестах эта разница не ощущается, и говорить об однозначном превосходстве Aureon над Audigy2 я не собираюсь – есть еще такие факторы, как наличие и изобилие интересных функций в программном обеспечении аудиокарты, коих у Audigy2 намного больше. Тем более что обе аудиокарты нацелены на рядового потребителя, у которого несколько иная психология восприятия желаемой аудиокарты, нежели чем у человека, профессионально занимающегося музыкой.
По слуховым тестам Aureon 7.1 Space понравилась мне достоверной передачей тембров, а также по великолепной чистоте звучания. Благодаря хорошим акустическим системам, обеспечивающим необходимую широту стереопанорамы в условиях моей небольшой комнаты, а также фундаментальности низких частот, я смог насладиться отличным и четким позиционированием источников звука и стабильностью их восприятия при любой громкости. В общем-то, средствами микшера можно подстроить практически все, однако я не ловил себя на мысли, что пытаюсь избавиться от некого дискомфорта.
Основная загвоздка с Aureon 7.1 Space у меня состояла в том, что первое время карта отказывалась воспроизводить звук в некоторых игровых приложениях, особенно после активации режима Sensaura. Проблема решилась обновлением версии драйвера со странички службы технической поддержки (обновленная версия драйвера - 5.1.2600.11 от 10.02.03). Вот собственно и все.
Достоинства:
Великолепная чистота звучания;
Качественная аппаратная начинка платы;
Поддержка всех популярных API;
Наличие оптического цифрового входа и выхода;
Подробное электронное руководство и FAQ;
Хорошая служба техподдержки.
Недостатки:
Подключение дочерних плат и модулей расширения не предусмотрено;
Отсутствие комплексного цифрового гнезда;
Нерусифицированные описания и программная оболочка;
Невостребованность восьмиканальной аудиокарты в отсутствие соответствующей акустической системы.
Заключение
На мой взгляд, Aureon 7.1 Space составит достойную конкуренцию популярным аудиокартам Creative. Во всяком случае, тот пользователь, который желает приобрести звуковую карту без дополнительного коммутационного блока, наверняка обратит свое внимание на Aureon. Я полагаю, что сегодня нет особого смысла приобретать именно восьмиканальную аудиокарту, в надежде когда-нибудь прикупить к ней соответствующий комплект акустики. Другое дело, если Вы хотите обзавестись очень качественной и сравнительно недорогой картой, к которой дополнительный восьмой канал будет идти в придачу, как некий бонус. Вряд ли большинством из нас звуковая карта приобретается исключительно в целях создания театрального эффекта при просмотре DVD-фильмов. Главное все же – это прослушивание музыки на ПК, да озвучивание игровых программ.
Вообще, недалеко то время, когда мультимедийные звуковые карты PCI отойдут в прошлое, оставив свободный слот в компьютере лишь специализированным профессиональным аудиокартам. И это время настанет уже тогда, когда даже в самые обычные системные платы будет интегрироваться усовершенствованный аудиоконтроллер VIA Envy24PT, пришедший к нам из мира профессионального аудио.
Дополнение: об аудиокарте TerraTec DMX 6fire
Эта шестиканальная звуковая карта рассчитана на искушённого пользователя, которому приходится иметь дело с профессиональными программами обработки звука. Карта может работать с параметрами 24 бит / 96 кГц, она совместима со стандартными API объемного звучания и вполне годится для воспроизведения трехмерных аудиоэффектов в компьютерных играх. DMX 6fire поддерживает как DirectSound/3D, так и A3D, EAX и Sensaura. По словам разработчика, компании TerraTec, DMX 6fire создана на базе технологии EWX/EWS88, за счет чего обеспечивает высокое качество звука при соотношении сигнал/шум более 100 дБ. Карта поставляется с коммутационным модулем, который устанавливается в пятидюймовый отсек компьютера (наподобие модуля Creative Audigy Drive из комплекта Platinum). За счет этого модуля пользователю обеспечивается комфортность и широта подключений внешних аудиоустройств (аналоговые и цифровые устройства, MIDI-переферия, наушники, микрофон и пр.).
В комплект поставки с картой входят такие полезные программы, как: Cyberlink 6-channel PowerDVD, Algorithmix Sound Laundry TerraTec Edition, Steinberg WaveLab Lite Vers. 2.0, Musicmatch Jukebox, Emagic MicroLogic FUN.
Панель управления DMX 6fire
Панель управления поделена на четыре группы по функциональному назначению. В каждой производится настройка определенных свойств платы.
В меню раздела Mixer производится подстройка уровней усиления сигналов с обозначением текущего значения в децибелах. Здесь же выбирается аудиоисточник для записи. Регуляторы оформлены с индикаторами сигнала, а регулировки производятся с дискретным шагом 0.1 дБ.
В разделе Surround задается тип используемой с аудиокартой акустической системы, устанавливаются уровни громкости для сателлитов и сабвуфера, а также активируется режим Sensaura.
При выборе Sensaura пользователь может воспользоваться фэйдером, с помощью которого подстроить панорамирование источников звучания. Надо заметить, что при активации Sensaura 3D установки в окне Settings панели управления для цифрового режима становятся неактивными.
В этом разделе в основном задаются установки для цифрового выхода. Отсюда же можно перейти к расширенным свойствам драйвера и задать настройки для работы в профессиональных аудиоприложениях (ASIO/GSIF).
Наконец, в разделе About можно узнать об установленной версии драйвера, операционной системы и DirectX. За исключением расширенной панели ASIO, панель управления DMX 6fire практически аналогична Aureon 7.1 Space.
Дизайн платы DMX 6fire
Плата DMX 6fire, также как и Aureon, выполнена из черного стеклотекстолита.
Карта базируется на мультиканальном универсальном аудиоконтроллере Envy24 (ICE1712), который может совместно работать с I2S-конверторами профессионального уровня, S/PDIF-трансиверами или AC-кодеками. В сам контроллер интегрирован цифровой микшер с высоким разрешением, который позволяет одновременно смешивать до 20 каналов. Этот аудиоконтроллер отвечает также за согласование с шиной PCI и за распределение аудиопотоков. ICE1712 работает в связке с цифровым аудиотрансивером CS8427 (Digital Audio Transceiver) от Cirrus Logic, оперирующем частотами дискретизации до 96 кГц с разрядностью 24 бит. Его динамический диапазон составляет 106 дБ. За вывод звука на аналоговые выходы отвечает AC97-кодек, построенный на микросхеме AK4524 от AKM Semiconductor. Непосредственно перед аналоговыми разъемами установлены малошумящие операционные усилители. Вообще, аппаратная связка ICE1712 с CS8427, а также наличие кодеков от AKM использовалась, если мне не изменяет память, в аудиокарте профессионального уровня Hoontech ST Audio DSP 24, с той лишь разницей, что функции трансивера там были поделены двумя микросхемами от той же Cirrus Logic (CS8427 применялся также в профессиональной аудиоплате Echo MIA). На аппаратном уровне DMX 6fire очень похожа на TerraTec EWX 24/96, однако оснастив такой профессиональной начинкой DMX 6fire, TerraTec почему-то не позаботилась о реализации в драйвере карты виртуальных аудиоканалов, как это делается в подавляющем большинстве профессиональных карт. Мультиклиентские функции для одновременной работы с несколькими аудиоприложениями в драйвер все же заложены. По сей причине, ориентация этой звуковой карты осталась для меня загадкой. То ли TerraTec нациливала карту для профессионалов, то ли для любителей – не совсем понятно. Ясно одно, имеющихся в распоряжении пользователя свойств платы не совсем достаточно для решения профессиональных задач, а для игр – более чем.
Коммутационный модуль
Для подключения модулей расширения на плате DMX 6fire есть три разъема. К одному из них подсоединяется шлейф от коммутационного модуля комплекта поставки. Внутри закрытого глухим металлическим кожухом модуля есть только лишь элементы согласования. Каких-либо дополнительных кодеков здесь не предусмотрено.
На лицевую панель модуля вынесены MIDI-вход и выход, два цифровых оптических гнезда, пара коаксиальных разъема, 6,3 мм jack-разъемы для подключения микрофона и наушников и три пары аналоговых RCA-разъемов для независимых аудиоисточников. Над гнездами наушников и микрофона есть свои регуляторы уровня усиления. Есть здесь и индикатор пика сигнала, сообщающий о перегрузках. Три дополнительных светодиода, расположенных возле оптических, коаксиальных и аналоговых гнезд, включаются при соответствующем выборе их из панели управления.
Резюме
Аудиокарту TerraTec DMX 6fire можно было бы считать противовесом (или неким эквивалентом) карте Creative Audigy Platinum с коммутационным модулем Live! Drive, однако по параметрам воспроизведения и записи звука, а также в части поддержи мультиклиентских функций, DMX 6fire превосходит Audigy. Карта (пока?) не поддерживает EAX 3.0, а посему не претендует стать выбором геймера-фаната. Кроме того, такая функция, как наличие ИК-порта и беспроводного пульта управления у Audigy наверняка склонит чашу весов рядового пользователя в пользу выбора карты от Creative. Об одном можно сказать точно: у нас появилась достойная альтернатива в виде DMX 6fire.