Аудиокарта M-Audio Revolution 7.1: поговорим о революции

Вступление


Общеизвестно, что альтернатива революции – эволюционный путь развития, а он, в противоположности революционному, наследует накопленный годами опыт, выделяя все позитивное. Признаться, меня всегда пугали столь громкие названия в именах изделий, как "революция" или "переворот", подсознательно вызывая образы крушения стереотипов с последующей расчисткой площадок "бульдозерными" средствами. Безусловно, любая революция привлекает обещаниями быстрого прогресса, однако всегда на первом плане присутствует главный ее недостаток – высокая цена ошибки. Сегодня мы поговорим о "революции" с точки зрения компании M-Audio, которая, завершая прошлый год, объявила о выпуске аудиокарты нового поколения, назвав ее не иначе, как Revolution 7.1. Чем она интересна, и насколько высока окажется цена ошибки – об этом наше дальнейшее повествование.
Как следует из названия, Revolution 7.1 являет собой восьмиканальную звуковую карту. Ее отличительными чертами являются профессиональное качество звука и ориентированность на самого широкого потребителя. В первую очередь новинка предназначается для тех пользователей, которые задались целью создания домашнего DVD-театра на базе ПК. В других случаях аудиокарте можно доверить воспроизведение музыки, озвучивание компьютерных игр с эффектами окружения, а также запись и микширование собственных композиций. В общем, в лице Revolution 7.1 можно усмотреть очередного конкурента самой популярной на сегодняшний день аудиокарте Creative Audigy2. Вопрос в том, чем же новинка сможет подкупить сердца искушенных пользователей или даже обратить сторонников Creative "в свою веру", веру в Revolution?

Революция: первый взгляд




Retail-упаковка M-Audio Revolution 7.1

Начну с того, что продукция компании M-Audio (известной ранее как Midiman), в первую очередь хорошо известна профессиональным музыкантам, начинавшим свою творческую деятельность с относительно недорогих решений. Несомненно, это обстоятельство позволяет говорить о том, что новая потребительская аудиокарта "спустилась" к нам из сферы профессиональных решений (в противоположности картам Creative, начинавшим свое восхождение с сектора low-end). Так что как-то подсознательно за заведомо высокое качество Revolution в музыке можно быть спокойным. А что же на счет игр? С этой стороны лагерь революционеров поддерживается стандартами A3D, EAX и Sensaura. Интересно, что поддержка DirectSound обеспечивается программно на уровне динамических библиотек Sensaura, а EAX ограничен версиями 1.0 и 2.0 (так что забудьте о EAX Advanced HD). Уже только этот факт свидетельствует не в пользу Revolution, а на чашу весов Creative поставлена массивная гиря, достичь баланса с которой будет, мягко скажем, трудновато.
Аудиокарта базируется на новейшей версии аудиоконтроллера Envy24 (ICE1724HT) и оснащена высококачественными (192 кГц / 24 бит) цифро-аналоговыми преобразователями от AKM, гарантирующими высокую точность и чистоту звучания на всех выходах аудиокарты. Таким образом, что доселе было прерогативой аудиофилов, теперь доступно широким массам (типичный признак революции, не так ли?). Так насколько же Revolution 7.1 может одновременно соперничать с аудиокартой класса high-end и с чисто геймерской картой типа Audigy2? Давайте выясним, рассмотрев сначала ее главные особенности.

Особенности революции:

Воспроизведение аудио с качеством 24 бит/192 кГц;
Воспроизведение и запись в режиме 24 бит/96 кГц;
Поддержка любых конфигураций акустики (от стереосистем и наушников до 7.1);
Поддержка Dolby Digital 5.1 (AC3), Dolby Pro Logic, DTS и других мультиканальных форматов;
Объемное звучание с технологиями SRS TruSurround II и SRS Circle Surround II от SRS Labs;
Поддержка частот сэмплирования с MME драйверами: 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 кГц;
Поддержка следующих форматов вывода: 24 бит Linear PCM; 16 бит Linear PCM; 16 бит AC-3, Dolby Pro Logic или DTS (через коаксиальный разъем);
Поддержка всех популярных медиа-плееров, включая Windows Media 9;
Коаксиальный (RCA) S-PDIF выход;
Аналоговые разъемы для активных АС;
Динамический диапазон 106 дБ;
Соотношение сигнал-шум 107 дБ;
THD+N –90 дБ.

Комплект поставки:

PCI-карта Revolution 7.1;
Установочный компакт-диск с драйвером и сопутствующим пакетом ПО;
Дополнительные компакт-диски с бонусным ПО;
Руководство пользователя.

Площадь революции (дизайн платы)




В сравнение с Audigy2 габариты платы Revolution 7.1 намного меньше, а основное отличие от большинства потребительских аудиокарт – отсутствие внутренних вспомогательных аудиоразъемов для подключения таких устройств, как CD или DVD-приводов. Лично я ничуть не беспокоюсь на счет наличия этих разъемов, однако многие пользователи могут усмотреть в этом некоторое ограничение возможностей.
Абсолютно все разъемы находятся на планке платы, можно сказать, с минимальным расстоянием друг от друга. Однако, глядя на набор внешних входных и выходных разъемов, замечаешь, что у Revolution отсутствует цифровой вход, в то время как выход все же есть. По этой причине записывающие способности карты становятся несколько излишними. Вообще, отсутствие цифрового входа представляется мне особенно досадным, если учесть тот факт, что сегодня даже многие материнские платы оснащаются как цифровым выходом, так и входом. Понимаю, что все полезное место на планке платы занято, и какой-то дополнительный разъем просто физически не смог бы там уместиться, однако место можно было бы найти на самой плате, а в комплект поставки включить дополнительную вставку с соответствующим разъемом. Кроме всего прочего, у Revolution 7.1 отсутствует MIDI-порт, которому, наверное, также не нашлось места (интересно, что поддержка MIDI у аудиоконтроллера Envy24 есть, но она в данном случае не была востребована M-Audio).


Абсолютно все разъемы подключения сосредоточены на планке платы

На планке платы есть следующие разъемы:

Digital Out;
Mic In;
Line In;
Front Speakers (Headphones);
Center / Subwoofer;
Rear Speakers;
Surround Center.

Заполнив все полезное место на задней планке платы разъемами, и образовав таким образом некоторый дефицит подключений, производитель пошел на другой непрактичный ход, объединив гнездо фронтального выхода с выходом наушников. Таким образом, для подсоединения наушников необходимо будет предварительно отсоединить штекер фронтальной пары колонок, а также постараться не запутаться в беспорядке подходящих к плате проводов (особенно это будет трудно сделать, если системный блок стоит на полу). Но и это еще не все. Посудите сами, коль Revolution 7.1 по идее хочется считать качественной аудиокартой, способной усладить слух любого меломана, то и наушники к ней хотелось бы подключить не "каплеобразные", а профессионального назначения. Известно, что многие классные наушники выпускаются со штекером типа jack (6,3 мм), а для стыковки с разъемом mini-jack (3,5 мм) к ним в комплекте идет специальный переходник, который на планке платы (ввиду своих габаритов) никак не поместится, если рядом с гнездом фронтального выхода будут присутствовать другие штекеры. Так что отсоединить, в этом случае, придется и их. Теперь давайте рассмотрим электронную "начинку" Revolution 7.1.
Вообще, "революция" никогда бы не состоялась, если бы не давнее сотрудничество компании M-Audio и VIA, которое началось еще с серии звуковых карт Delta Pro (те карты оснащались мультиканальными аудиоконтроллерами ICE 1712 Envy24). В прошлом году VIA вышла на рынок с усовершенствованными версиями аудиоконтроллера Envy24 ICE 1724 (в первом варианте – Envy24HT, который предназначается для звуковых карт PCI, а втором – Envy24PT, для интеграции в системные платы). Новый чип лишь незначительно отличается от прежней версии (добавлена поддержка восьмиканальных систем, а также работа в режиме 192 кГц / 24-бит) и наследует все его хорошие черты. Можно вспомнить, что именно на ICE 1712 базировались многие звуковые карты профессионального уровня. Т.к. серию Delta Pro компания M-Audio может не без основания назвать успешной, то вскоре после объявления Envy24HT она изъявила желание использовать новый чип в своих продуктах. Так родилась "революция", анонс которой состоялся в декабре 2002 года.


Сердце Revolution 7.1 – аудиоконтроллер VIA ICE1724 HT

Как и предыдущий чип, ICE 1724 поддерживает стандарты 3D-звука (A3D, EAX и Sensaura). К сожалению, несмотря на довольно качественные технические характеристики чипа, число аппаратных каналов DirectSound 3D ограничено 16. Это можно списать на то, что когда чип проектировался, он изначально предназначался вовсе не для озвучивания игр. Сравнивая архитектуры ICE 1712 и ICE 1724, какой-то сильной разницы можно не заметить, из чего напрашивается вывод, что VIA "поторапливала" свое вновь приобретенное подразделение по звуку ICEnsemble с выпуском Envy24HT, стремясь как можно побыстрее "застолбить" участок на рынке аудиокарт.
Аудиоконтроллер предполагает обслуживание аналогового порта джойстика, однако эта функция в Revolution не реализована. Впрочем, практически все современные игровые манипуляторы давно используют интерфейс USB для связи с компьютером.
Самая главная роль у любой аудиокарты возлагается на преобразователи. Только от них зависят показатели качества вывода звука на акустические системы и оцифровки входного сигнала, получаемого от какого-либо аудиоисточника. С этой стороны компания M-Audio выбрала для Revolution высококачественные АЦП и ЦАП от компании Asahi Kasei.
Аналоговые выходы обслуживают два ЦАП. Это шестиканальный ЦАП AKM AK4355 и стереофонический ЦАП AKM AK4381. Они имеют мультиразрядную архитектуру, работают в широком динамическом диапазоне с низким уровнем внеполосного шума. Кроме того, преобразователи оснащены дифференциальными фильтрами на коммутируемых конденсаторах (на блок-диаграмме они находятся на выходах и "зашифрованы" аббревиатурой SCF – Switched-Capacitor Filter), за счет чего отпадает необходимость во внешних разделительных конденсаторах. Преобразователи могут работать в режиме 192 кГц/24 бит, что идеально подходит для решения широкого ряда задач, включая воспроизведение формата DVD-Audio. Кодеки оснащены независимой цифровой поканальной системой управления громкостью с 256-ю дискретными шагами. Громкость варьируется линейно в диапазоне от 0 дБ до –48 дБ с шагом 0.5 дБ.

">
Шестиканальный ЦАП AKM AK4355


Блок-диаграмма AK4355

Частота сэмплирования: от 8 до 192 кГц, 24 бит
THD+N: -90 дБ
Динамический диапазон: 106 дБ


">
Стереофонический ЦАП AKM AK4381


Блок-диаграмма AK4381

Частота сэмплирования: от 8 до 192 кГц, 24 бит
THD+N: -94 дБ
Динамический диапазон: 108 дБ

Линейный вход Revolution обслуживает АЦП AKM AK5380, являющийся сравнительно недорогим решением для high-end-систем. Его работа с аудиоконтроллером Envy24 осуществляется посредством единственного последовательного выхода и не требует каких-либо дополнительных внешних элементов.

">
Стереофонический АЦП AKM AK5380


Блок-диаграмма AK5380

Частота сэмплирования: от 4 до 96 кГц, 24 бит
THD+N: -94 дБ
Динамический диапазон: 105 дБ

"Революционное" ПО


Минимальный комплект программного обеспечения, которого достаточно для обеспечения работоспособности Revolution, - это непосредственно сам драйвер с включенной в программу установки панелью управления. Инсталляцию с компакт-диска комплекта поставки я выполнил лишь для проформы, посмотрев, что именно производитель включил в список необходимого. Помимо установочного компакт-диска в комплект поставки входит диск с набором полезного ПО, а также компакт с игрой "Tony Hawk's Pro Skater 3". Я рассмотрю лишь собственное ПО.
Итак, сама панель управления оформлена в виде окна с пятью закладками. На главном плане присутствуют регулятор общего уровня громкости (Master Volume), а также иконки быстрой предустановки конфигурации акустической системы (QuickSwitch Settings). Другие функции в панели разнесены по тематическим закладкам.


Окно конфигурирования динамиков

Первая закладка Speaker Setup содержит ряд основных настроек параметров акустической системы. Здесь есть раздельный регулятор уровня громкости левого и правого фронтальных каналов. По умолчанию он работает как общий, выполняя функции фэйдера фронтальных и тыловых каналов (для раздельной регулировки нужно снять галочку с "Link Stereo Output Levels"). Отдельно для каждого из каналов задается удаленность сателлита от слушателя (эта функция реализована посредством задержки сигнала). Под схематическим окном, в котором отображается тип выбранной акустической системы, есть еще режимы Speaker Bass Management и Virtual 7.1, о назначении которых, я думаю, понятно и так.


Ниспадающее меню выбора модели акустической системы

Достаточно интересная задумка, которую попытался реализовать производитель – установка параметров сателлитов системы, с предложением задания частоты кроссовера. Разработчики драйвера предусмотрели данный набор предустановок для рядового пользователя, который ничего не слышал о кроссовере и даже затрудняется определить тип сателлитов его акустической системы. Пользователю остается лишь найти свою модель из обширного списка, а тип сателлитов и частота кроссовера будут установлены автоматически (согласитесь, это достаточно удобно!). Из производителей акустических систем в списке представлены Altec Lansing, Creative, Logitech и многие другие. Размер фронтальных сателлитов выбирается исходя из диаметра излучателя: Large (5'' и выше), Medium (от 3 до 5''), Small (меньше 3''), а также Cube и Flat Panel.


Установка параметров сабвуфера

При выборе сабвуфера в схематическом окне появляется ряд настроек для него. Здесь можно отрегулировать уровень сигнала LFE и задать инверсию фазы (развернуть на 180о). Кроме того, поставив галочку на Speaker Bass Management можно отрегулировать уровень низких частот (Bass Boost) и задать воспроизведение LFE-сигнала сателлитам. Как Вы видите на скриншоте, при выборе акустической системы из списка (в данном случае, это Creative Labs MegaWorks 510D), для каждой из ее компонент предлагаются заранее предустановленные параметры.


Окно микшера каналов

Микшер каналов выполнен с большой степенью детализации. Здесь предусмотрена раздельная настройка как динамиков окружения, так и сабвуфера. Для каждого канала не только предусмотрена функция приглушения (Mute), но и выделения (Solo). Жаль, что в этом окне производитель не предусмотрел функции совместной регулировки громкости (Link) для парных каналов.


Окно настройки пространственного звучания

В данной вкладке производится выборка режимов аудиоокружения. Первый режим – Sensaura/Game Mode, предназначается для игр. В отличие от аудиокарты Aureon, которая требовала перезагрузки компьютера каждый раз после активации/деактивации в панели управления режима Sensaura, Revolution 7.1 обходится лишь перезагрузкой самой панели управления, а это, согласитесь, не только не отнимает много времени, но и не портит нервную систему пользователя. Стоит заметить, что поддержка DirectSound / 3D реализована именно посредством библиотек Sensaura. В дальнейшем, при тестировании карточки в 3DMark 2003, только активация Sensaura/Game Mode позволила снять результаты, да и то лишь в режимах No Sounds и 24 Sounds (к сожалению, режим 60 Sounds не поддерживается). При выборе двух других пунктов меню в данной закладке 3DMark "пишет", что аудиокарта не поддерживает ни один из режимов тестовой главы Sound Tests.
И все же, коньком у Revolution 7.1 является не озвучивание игр, а воспроизведение музыки и DVD. Следующий пункт меню, No Surround Processing, отключает виртуальную обработку звука. Его предлагается использовать в тех случаях, когда воспроизводимый аудиоконтент изначально записан в мультиканальном формате, и виртуализация источников звука не требуется.
Последний пункт меню активирует технологии пространственного звучания от компании SRS Labs. Для выбранной в закладке Speaker Setup многоканальной акустической системы появляется опция SRS Circle Surround II, а для наушников или стереосистемы – SRS TruSurround XT.


Технология SRS Circle Surround II предназначена для воспроизведения стереофонического контента (аудио-CD, MP3 и пр.) на многоканальной акустической системе. Она открывает три алгоритма разложения стерео/моно сигнала на шесть и более колонок.


При выборе наушников, в закладке Surround Sound появляется SRS TruSurround XT

Технология SRS TruSurround XT предназначена для создания виртуального многоканального окружения через пару динамиков. Эта функция появляется в панели управления, когда пользователем выбрана стереосистема (Stereo), стереосистема с сабвуфером (Stereo with Subwoofer) или наушники (Headphones).
В случае активации технологий SRS становятся доступны функции SRS Dialog Clarity и SRS TruBass. Функция SRS Dialog Clarity предназначена для настройки "разборчивости" звучания, а комфортный уровень разборчивости устанавливается ползунком "Dialog Enhancement Level". Функция SRS TruBass выделяет бас из воспроизводимого аудиотрека и перебрасывает его частоты на сателлиты системы. Полагаю, что эта функция была бы полезна, прежде всего, в играх, где хочется ощутить рев ракетных двигателей или деформацию обшивки подводной лодки на большой глубине. Уровень воспроизводимого баса настраивается слайдером "TruBass Level".


Закладка с регулятором входного уровня, выбора частоты сэмплирования и назначения размера ASIO-буфера

В этом разделе пользователь может настроить уровень входного сигнала. Интересно, что регулировка уровня линейного входа запараллелена с регулировкой уровня микрофона. Рядом с ползунками каналов есть индикаторы клиппинга. В правой части этой закладки производится настройка частоты сэмплирования (в большинстве случаев она выбирается автоматически, при запросе с приложения) и размера буфера ASIO.


Выбор размера буфера ASIO

Как и все профессиональные аудиокарты построенные на аудиоконтроллере Envy24 (как в новой, так и в прежней версии ICE1712), Revolution 7.1 поддерживает работу в Cubase. В данном разделе панели управления выставляется нужный размер буфера, который отвечает за изменение задержки в рабочем треке.


Информационное окно

В данном окне можно узнать о текущей версии установленных драйверов. На момент написания статьи и в тестировании использовалась версия контрольной панели 1.0.1.5 с драйвером версии 5.10.00.0036.

Тестирование


Испытания аудиокарты я поделил на несколько этапов. Первый этап – тестирование в играх, второй – снятие результатов в программе SpectraLAB, а третьим этапом идут мои субъективные впечатления от прослушивания. Тестирование проводилось на компьютере следующей конфигурации:

Системная плата Chaintech 6ATA4 (VIA Apollo Pro133A);
Процессор: Intel Pentium III 1000 МГц;
ОЗУ: 512 Мбайт SD RAM PC-133 Hyundai;
Видеокарта: ATI Radeon 9700 Pro;
Жесткий диск: Quantum Fireball AS40;
DVD-ROM: Creative PC-DVD Encore 12x;
Акустика: Creative MegaWorks 510D, Inspire 6700;
Операционная система: Windows XP Pro SP1.


Тестирование в Comanche 4 Demo

Как я отмечал выше, в драйвер Revolution 7.1 заложен ряд функций для трехмерного звукового окружения. Это режимы Sensaura и SRS Circle Surround II. Как известно, задействование подобных математических алгоритмов напрямую отражается на загрузке центрального процессора компьютера. В особенности это касается тех звуковых карт, которые не имеют собственного DSP. Соответственно, чем сложнее алгоритм позиционирования, тем меньше ресурсов остается другим процессам, параллельно выполняющимся на компьютере. Чтобы как-то "ощутить" падение производительности системы при использовании вышеупомянутых математических алгоритмов, я решил воспользоваться достаточно ресурсоемкой программой Comanche 4 Demo. Вот какие результаты у меня получились:


Понятно, что при таких невысоких средних значениях FPS, в отдельных особо динамичных сценах будет наблюдаться подтормаживание картинки. Впрочем, мне, наверное, уже пора призадуматься об апгрейде процессора в своем домашнем компьютере. Для полноты картины, давайте сравним результаты Revolution 7.1 в Comanche 4 с результатами других современных аудиокарт:


Результаты тестирования аудиокарт в Comanche 4 Demo:

  M-Audio Revolution 7.1 Creative Audigy2 Creative Audigy TerraTec Aureon 7.1 Space TerraTec DMX 6Fire 24/96
 Sounds Disabled 23.03 23.14 22.91 23.19 23.34
 With Sounds 17.48 22.83 22.06 15.82 20.65

Обратите внимание, звуковые карты от Creative практически не оказывают влияния на понижение производительности системы при прохождении сего теста со звуком. На основе полученных значений можно говорить о том, что в данном тесте непременно победят те аудиокарты, на борту которых есть собственный DSP. Ну а как обстоят дела в других игровых тестах?

Тестирование в Quake III Arena

Так уж повелось, что самой популярной игровой программой, с помощью которой оценивают производительность той или иной системы, является Quake. Самое интересное, что подтормаживаний давно не наблюдается даже на машинах не с самой мощной конфигурацией, а число FPS всегда превышает минимально допустимое значение.


Результаты тестирования аудиокарт в Quake III Arena:

  M-Audio Revolution 7.1 Creative Audigy2 Creative Audigy TerraTec Aureon 7.1 Space TerraTec DMX 6Fire 24/96
 No Sounds 83.2 86.7 82 84.6 85.2
 With Sounds 58.4 69.5 67.2 49.9 65.3

Как видим, в Quake III Arena падение производительности не так заметно и существенно, как в Comanche 4 Demo. Хоть Revolution и не скатилась на самое последнее место, "уступив" его карте Aureon, но и каких-то выдающихся результатов не показала. С практической точки зрения минимальная разница в FPS между лидером и аутсайдером никак не отражается на степени получения удовлетворения от игры (если, конечно, ты не прожженный "квакер").
Можно было бы провести еще много тестирований в различных игровых программах, позволяющих интегрально оценить падение производительности системы, однако на Quake я решил ограничиться (и так все ясно). А вот следующий тест напрашивался сам собой…

Тестирование в 3DMark 2003

К чести разработчиков 3DMark, в новой версии популярного пакета они не поленились сделать главу, посвященную тестированию аудиоподсистемы компьютера. Тестовый этап подразумевает запуск игровой сцены воздушного боя, с итоговым подсчетом среднего значения FPS. Весь этап поделен на три режима: No Sounds, 24 Sounds и 60 Sounds. К сожалению, 3DMark 2003 обнаружил способности воспроизведения сцены с 60 источниками звука только в аудиокартах Creative. Вот как расположились участники тестирования:


Результаты тестирования аудиокарт в 3DMark 2003 (Sound Tests):

  M-Audio Revolution 7.1 Creative Audigy2 Creative Audigy TerraTec Aureon 7.1 Space TerraTec DMX 6Fire 24/96
 No Sounds 13.40 13.1 12.90 13 12.8
 24 Sounds 7.10 10.8 10.30 7.6 8.9
 60 Sounds Not Supported 8.9 8.60 Not Supported Not Supported

На моем компьютере Revolution 7.1 оказалась самой медленной аудиокартой по результатам прохождения теста с 24 источниками звука. Практически аналогичные результаты оказались и для Aureon 7.1 Space, которая, кстати, также базируется на аудиоконтроллере Envy24HT. Понятно, что столь незначительные расхождения в результатах можно отнести на некоторые различия в драйверах. Понятно и то, что чем мощнее будет системная конфигурация, тем менее заметны (да и не так критичны) будут расхождения в значениях FPS для той или иной аудиокарты.

Тестирование в SpectraLAB

Испытание Revolution 7.1 с использованием пакета SpectraLAB (v.4.32.17) проводилось в соответствии с методикой, изложенной в прошлых статьях. Снятые результаты относятся к цепи LineOut 1 - LineIn.

Спектрограммы Revolution 7.1:


44 100 Гц / 16 бит, тональный сигнал 1 кГц


44 100 Гц / 16 бит, определение IMD


48 000 Гц / 16 бит, тональный сигнал 1 кГц


48 000 Гц / 16 бит, определение IMD


Результаты тестирования в SpectraLAB

 Creative Audigy2TerraTec Aureon 7.1 SpaceM-Audio Revolution 7.1
  44 100 Гц / 16 бит 48 000 Гц / 16 бит 44 100 Гц / 16 бит 48 000 Гц / 16 бит 44 100 Гц / 16 бит 48 000 Гц / 16 бит
 SNR, дБ 90.114 90.322 93.13 93.071 99.697 98.146
 THD, % 0.00203 0.00422 0.00157 0.00194 0.00108 0.00127
 THD+N, % 0.00312 0.00384 0.00221 0.00222 0.00104 0.00124
 IMD, % 0.0202 0.0078 0.0044 0.0039 0.0015 0.0015

Снятые спектрограммы свидетельствуют о высоком классе Revolution 7.1, в чем заслуга, в первую очередь, качественных преобразователей. Общий уровень шума лежит за отметкой –110 дБ, и если бы не незначительные всплески гармонических частот, то результаты были бы еще лучше. Отмечу, что при пике амплитуды тестового сигнала 0 дБ каких-либо перегрузок не наблюдалось.
Для сравнения полученных результатов я привел в итоговой таблице данные аудиокарт Audigy2 и Aureon. Обратите внимание, Revolution 7.1 намного обошла своих конкурентов, продемонстрировав незаурядные характеристики.

Впечатления от прослушивания

Слуховая часть тестирования всегда носит субъективный характер, но, тем не менее, именно она вызывает наибольший интерес. Как я и ожидал, Revolution 7.1 несколько превзошла Audigy2 в плане воспроизведения музыки. Ее звучание можно охарактеризовать как более эмоциональное, с хорошей степенью разборчивости голосов. Даже при использовании алгоритмов от SRS Labs, не происходит какого-либо тембрального дисбаланса. Степень детализации музыкальной картины очень высока, и надо отдать должное хорошему динамическому диапазону. Прослушивание я проводил на профессиональных "ушах" Sony MDR-7506, которые мне любезно предоставил мой друг ди-джей (резидент клуба "Гараж"), а также на акустических системах Creative MegaWorks 510D и Creative Inspire 6.1 6700 (отдельное спасибо восточно-европейскому представительству компании Creative.
Субъективно оценивая звучание Revolution 7.1 в играх, проводя сравнения с Audigy2, отдаешь пальму первенства аудиокартам от Creative. В частности, Revolution проигрывает им в детализации музыкальной картины, гораздо хуже справляясь с позиционированием источников звучания. Ни коим образом это не является огрехой программистов, писавших драйвер для Revolution. Дело в том, что для игр Revolution использует алгоритмы Sensaura, которые, в сравнении с Creative EAX, никогда не выделялись уж очень высоким качеством озвучивания. Конечно, здесь можно долго рассуждать о том, что Revolution ориентировалась не для игр в первую очередь, а Sensaura является лишь дополнением к возможностям карты. Но для чего тогда ориентировалась Revolution? Чтобы удивить всех высочайшим качеством звучания при прослушивании музыки? Впрочем, для озвучивания игр карта вполне пригодна, но удовлетворит в этом лишь нетребовательного геймера.

Заключение


Вот и подошло к концу наше тестирование, и самое время расставить точки над "ё".
В играх Revolution 7.1 ровным счетом ничего не может противопоставить картам Creative. Поддержка морально устаревшей технологии Sensaura для такой качественной аудиокарты является слишком слабым утешением, а между тем, уже многие хитовые игры, такие, к примеру, как Hitman 2 или Splinter CELL, работают с EAX 3.0 (EAX Advanced HD). Конечно, в качестве компоненты DVD-театра на базе ПК M-Audio Revolution 7.1 станет, наверное, идеальным выбором, но в этом случае она оказывается для своего владельца уж слишком "узкопрофильной" аудиокартой.
Безусловно, Revolution 7.1 имеет великолепные показатели качества звучания, в чем я смог лично убедиться, а элементная база аудиокарты практически соответствует профессиональному уровню. Карта поддерживает ASIO и, казалось бы, способна удовлетворить запросам начинающих музыкантов, однако неоправданное отсутствие цифрового входа и MIDI-интерфейса, по моему мнению, отвратит от новинки большую категорию пользователей. Конечно, такой ход производителя, как лишение аудиокарты цифрового и MIDI-порта, отказ от внутренних (on-board) вспомогательных разъемов связан в первую очередь с уменьшением числа элементов платы, что в конечном итоге должно благоприятно сказаться на цене. Однако оправданностью цены новинка абсолютно не блещет. На данный момент ее можно приобрести за $115 (за границей она продается по цене $90, судя по результату запроса на www.pricewatch.com), тогда как стоимость Audigy2 в Retail-упаковке составляет $100. Если в случае с Revolution мы лишаемся всего вышеуказанного, то за меньшую цену на Audigy2 приобретаем еще и встроенный FireWire-контроллер, да и многое другое…
У любой революции должен быть свой знаменосец с высоко поднятым штандартом. В нашем случае, когда революция не касается свержения общественно-политического строя, знаменосцы, сиречь "носители штандартов", должны олицетворять собой разработчиков новых стандартов. Но… ничего подобного мы в этой "революции" не увидели. На поверку оказалось, что это всего лишь громкое слово в наименовании изделия, роль которого заключается в привлечении внимания потребителя. Чисто маркетинговая роль.

Достоинства:

Высококачественная элементная база;
Поддержка восьмиканальной акустики;
Отличные результаты в SpectraLAB;
Поддержка ASIO;
Информативная и удобная панель управления;
Хорошая служба технической поддержки.

Недостатки:

Неоправданность цены;
Бедное 3D в играх;
Поддержка DirectSound только посредством библиотек Sensaura;
Отсутствие цифрового входа;
Отсутствие внутренних вспомогательных разъемов;
Нет MIDI.