Современные интегрированные аудиорешения (часть вторая)

Введение


После выхода первой части рассказа об интегрированных аудиорешениях стало ясно, что данная тема интересует многих пользователей (вероятно, моим коллегам, пишущим обзоры по материнским платам, следует более подробно останавливаться на рассмотрении аудиоподсистем). Хочу выразить признательность тем читателям, которые прислали мне свои отзывы и предложения по электронной почте. Отчасти благодаря обратной связи родились некоторые главы второй части повествования.

Сегодня речь пойдет:

о разнице в редакциях спецификации AC'97 и подробном освещении новой технологии Jack Sensing с рассмотрением ее работы на примере кодека от Analog Devices;

о попытках VIA привнести в системные платы восьмиканальный звук с новой версией аудиоконтроллера Envy24PT и собственным кодеком VT1616;

о семье шестиканальных кодеков от Realtek, с рассмотрением новейшей версии программного обеспечения.

Исследования Microsoft: Plug&Play для аналоговых аудиоустройств


Все гениальное должно быть просто! Наверное, именно такой лозунг висел на стене тестовой лаборатории Microsoft, указывая инженерам-электронщикам на то, что их проблема решается гораздо легче, чем они на самом деле думают. Задача, которую поставило им руководство, звучала примерно так: найти решение для идентификации подключаемых аналоговых аудиоустройств персональным компьютером.
В самом деле, те устройства, которые подключаются к персональному компьютеру посредством цифровых интерфейсов, таких как USB или FireWire, могут достаточно просто предоставить информацию о себе и своих характеристиках операционной системе. Если с цифровой периферией все давно и достаточно ясно, то аналоговые аудиоустройства (головные телефоны, акустические системы и микрофоны) типично подключаются непосредственно к аудиокодеку, не имея возможности (или даже способности) для передачи своих характеристик по аналоговому интерфейсу.
В персональных компьютерах, являясь частью материнской платы, большинство кодеков соответствует спецификации AC'97 (т.е. свойства всех без исключения AC'97-кодеков практически совпадают и регламентируются соответствующей спецификацией). Интерфейс такого кодека подразумевает прямое обслуживание входных и выходных аудиоразъемов. Таким образом, без включения дополнительной схемы опознавания информация о подключенном аудиоустройстве, как, впрочем, и сам процесс подключения/отключения, останется тайной для операционной системы. Вот именно такая схема и появилась в новой редакции 2.3 спецификации AC'97.
Тем, кому интересно просмотреть спецификацию AC'97 в первоисточнике, а также подробней узнать о разнице редакций 2.2 и 2.3 могут перейти по приведенной ссылке.
Как я говорил выше, сегодня пока фактически невозможно осуществить автоматическое конфигурирование и контроль аналогового аудиоустройства операционной системой. Однако в ближайшем будущем может стать возможной, по крайней мере, программная категоризация подключенного периферийного аудиоустройства посредством ввода новых правил в спецификацию AC'97 вместе с внедрением соответствующего им (правилам) нового аппаратного обеспечения. Тестовая лаборатория Microsoft провела ряд экспериментов с целью изучения возможных путей для классификации или группировки различных типов аналоговых аудиоустройств (микрофонов, головных телефонов и акустических систем), основанных на выявлении их отличительных черт. Если бы такое уникальное свойство было бы найдено, то тогда для операционной системы стало бы возможным использовать эту информацию для конфигурирования аудиопортов относительно типа конкретного устройства. Вдобавок, помимо определения назначения аудиопорта (будет ли "вход" использоваться как "выход", или наоборот), автоматически подстраивался бы коэффициент усиления для него, а также, возможно, производилось бы включение/выключение функции эхоподавления. В своих экспериментах инженеры Microsoft сфокусировали свое внимание на измерении импеданса электрических контуров аудиопериферии. Именно данный параметр помог в дальнейшем составить идентификационную таблицу классов, а также оформить рекомендации фирмам-производителям компьютерных аудиоустройств.
Позволю вкратце напомнить Вам курс физики. Импеданс – это один из важных параметров, использующийся для передачи характера электронных контуров, компонентов и материалов, использованных для создания этих компонентов. Импеданс (Z), как правило, определяется как полное сопротивление устройства или электрического контура току. Полное сопротивление синусоидальному току выражается отношением действующего напряжения (U) к действующему току (I) в этой цепи:


где r и x активное и реактивное сопротивления.
Итак, инженеры Microsoft провели тестирование большого списка различных аудиоустройств, после чего смогли составить классификационную таблицу. В каждой категории, будь то микрофоны, акустические системы или головные телефоны, было протестировано по десять устройств на предмет выявления характеристик импеданса. Устройства тестировались в частотном диапазоне от 40 до 20000 Гц. Для тех устройств, в которые были включены собственные схемы регулировки громкости, тестирование проводилось на их максимальных значениях, дабы исключить влияние на измерение импеданса.
Понятно, что для каждого аудиоустройства характер импеданса будет иметь явные различия (они хорошо заметны на приведенных ниже диаграммах). Таким образом, для каждого класса периферийных аудиоустройств можно определить диапазон импедансов. Ниже Вы увидите диаграммы некоторых аудиоустройств, принимавших участие в тестировании Microsoft:

Диаграмма импеданса микрофона Telex M-40
Диаграмма импеданса головных телефонов Plantronics Audio 40
Диаграмма импеданса пассивных колонок CTX-55
Диаграмма импеданса активных колонок Labtec LCS-2414

Данные, показывающие разброс минимальных и максимальных значений импеданса для каждого из протестированных устройств, были сведены в график, опубликованный в официальном бюллетене Microsoft:


На основе полученных данных, были сформулированы рекомендации компании Microsoft производителям аудиопериферии. При разработке оборудования должны учитываться (видимо для сертификации WHQL) следующие критерии импеданса:

Микрофоны – от 400 Ом до 1500 Ом;
Активные колонки – от 3000 Ом до 12000 Ом;
Пассивные колонки – от 4 Ом до 16 Ом;
Головные телефоны – от 32 Ом до 100 Ом.

Официальный документ, включающий методику тестирования, анализ данных, а также план классификации и систематизации аналоговой аудиопериферии, можно найти на сайте компании Microsoft. Дабы интересующиеся диалап-пользователи не заплутали в дебрях технической библиотеки Microsoft, тратя тем самым свое драгоценное время, привожу прямую ссылку на документ: Analog Audio Classification Using Device Impedance Characteristics (объем саморазворачивающегося файла-архива – 1.4 Мбайт).
Технология (или дополнительная схема в блоке аудиокодека), согласно которой операционная система смогла конфигурировать аудиопорты, получила название Jack Sensing. Теперь она является частью спецификации AC'97 rev.2.3 и рекомендована производителям аудиокодеков. Ниже мы сможем увидеть, как это работает на практике.

Analog Devices AD1985: ребенок "крутых" родителей


Мировой производитель полупроводников компания Analog Devices, Inc (ADI) давно специализируется и на производстве AC'97-кодеков для системных плат и звуковых карт. Компания плотно сотрудничает с такими грандами, как Intel и Microsoft, а также с рядом других фирм электронной индустрии. Практически сразу же после выхода в свет новой редакции 2.3 спецификации AC'97, Analog Devices не только успела выпустить соответствующий аудиокодек, но и предоставила для него полностью функциональное программное обеспечение, с демонстрацией в работе технологии Jack sensing. Но начну по порядку.
Кодек AD1985 разрабатывался компанией Analog Devices специально для южных мостов Intel ICH4 и ICH5. Вероятно, именно по этой причине его распространение ограничится временем, покуда выпускаются материнские платы с соответствующими южными мостами.


Аудиокодек AD1985 поддерживает технологию Jack sensing

Кодек AD1985 являет собой конгломерат передовых наработок как в области аппаратных, так и программных решений, объединяя предприятия, принадлежащие различным отраслям. Если аппаратную начинку кодека разрабатывает Analog Devices, то программное обеспечение для него поставляется под торговой маркой SoundMAX. Замечу, однако, что SoundMAX является торговой маркой компании Analog Devices и была зарегистрирована в рамках Integrated Audio Group в результате стратегического сотрудничества между Intel и ADI. Давайте рассмотрим аппаратную начинку кодека, а затем перейдем к оценке возможностей программного обеспечения для него.
В числе главных аппаратных особенностей AD1985 можно выделить следующее:

Шестиканальный ЦАП для 5.1 Surround;
Разрешение 20 бит для всех внутренних ЦАП;
Динамический диапазон 90 дБ;
Встроенный усилитель для головных телефонов;
Интегрированный параметрический эквалайзер;
Выбираемый микрофонный вход со стереофоническим предусилителем;
Система фазовой автоподстройки частоты;
Система автоматического распознавания подключений (Jack sensing).



Блок-диаграмма аудиокодека AD1985

На блок-диаграмме кодека я бы выделил появление дополнительной схемы, именуемой Analog Mixing Control Jack Sense, благодаря которой операционная система идентифицирует подключенное аналоговое аудиоустройство. Если Вас интересует детальная информация по AD1985 в виде PDF-файла, то ее можно найти на сайте Analog Devices.
Одной из первых фирм-производителей системных плат, взявшей на вооружение аудиокодек AD1985, стала компания ASUS. Но почему выбор пал именно на AD1985? Дело в том, что ASUS решила создать линейку материнских плат с интегрированной в них технологией "Искусственного Разума" – Artificial Intelligence (AI). Из-за того, что кодек от Analog Devices поддерживает технологию автоматического распознавания подключения аудиоустройств, что, несомненно, является интеллектуальной функцией, ASUS заявила название для аудиоподсистемы материнской платы не иначе, как Artificial Intelligence Audio (AI-Audio). Любой производитель склонен преувеличивать достоинства своих изделий и приукрашивать их описания. На сайте ASUS сообщается, что материнские платы серии AI используют первый в мире интеллектуальный аудиокодек AD1985, но не будем забывать, что поддержка Jack sensing реализована и в некоторых новых кодеках других производителей. Например, шестиканальные кодеки Realtek ALC655 и ALC658 данную технологию также поддерживают, однако я пока их не рассматриваю.
Материнская плата ASUS P4P800, которую я решил рассмотреть сегодня в качестве "носителя" кодека от Analog Devices, базируется на наборе микросхем Intel 865PE. Ее интегрированная аудиоподсистема построена на базе южного моста Intel ICH5R с AC'97-кодеком AD1985. Интересно, что ссылка на данную плату приводится на первой страничке сайта SoundMAX, что, на мой взгляд, подчеркивает ее аутентичность.


Панель разъемов системной платы ASUS P4P800

В числе прочих драйверов с прилагаемого в комплекте поставки компакт-диска устанавливается программное обеспечение SoundMAX 4 XL, необходимое для работы интегрированного аудио. Дружественный и переработанный пользовательский интерфейс SoundMAX одинаково рассчитан как для геймера, так и для музыканта или аудиофила. Постараюсь перечислить все главные особенности SoundMAX:

Программная поддержка AC'97 "кэмплайэнт" аудиокодеков, работающих в связке с интегрированными в основные чипсеты аудиоконтроллерами;
Автоматическое определение подключения акустической системы или микрофона к соответствующим гнездам при помощи функции AudioESP (Audio Enumeration and Sensing Process) (только для кодека AD1985);
Визуальный помощник подключений и предварительных настроек аудиопериферии AudioWizard;
Полностью переработанный UI (интерфейс пользователя);
Соответствие требованиям современных спецификаций;
Драйвер сертифицирован WHQL (Windows Hardware Qualification Laboratory) – лабораторией по сертификации аппаратных средств для работы в ОС Windows;
Локализация программного обеспечния на 20 языков (!!!) (включая русский).

AudioESP обеспечивает поддержку функции Jack sensing и доступна (пока) только для самого последнего кодека AD1985 от Analog Devices. Функция решает ряд проблем, связанных с ошибочным подключением аудиопериферии к компьютеру, и сообщает пользователю о возможном несоответствии. Как это выглядит на практике Вы увидите на следующих скриншотах:


В случае ошибочности подключения, рекомендуется переподключить
разъем согласно его цветовой маркировке



В случае правильного подключения, мастер установки скажет,
что все Ok!

Помощник AudioWizard, которого мы также видим в новом SoundMAX 4 XL, позволяет пользователю скорейшим образом установить и настроить его аудиопериферию. Переработанный интерфейс предоставляет пользователю виртуальный центр управления и инструментальную панель, где можно достаточно просто подстроить и осуществить контроль параметров аудиосистемы ПК.


Помощник AudioWizard проделает с Вами шаги установки
и настройки аудиопериферии

Драйвер SoundMAX 4 XL для ОС Microsoft Windows продолжает поддерживать интегрированный DLS2 MIDI синтезатор с музыкальными банками XG от Yamaha DLS. Кроме того, в драйвер внедрена система шумоподавления PureAudio и поддержка ряда алгоритмов пространственного звучания Sensaura 5.1 Virtual Theater, а также всех наиболее важных игровых API, включая A3D, EAX, I3DL2 и Microsoft DirectX.
Фирменная инструментальная панель, заменяющая стандартную, поделена на три секции: секцию воспроизведения, записи и секцию настройки параметров.


Инструментальная панель SoundMAX

Однако больше всего настроек можно найти в окне "предпочтений" (Preferences), которое поделено на четыре тематические закладки: General, Listening Environment, MIDI Music Synthesizer и Microphone. Давайте посмотрим, насколько широк ряд настроек, предоставляемый пользователю данной панелью.


Панель предпочтений SoundMAX


General

Основные секции закладки General отвечают за назначение устройств воспроизведения и записи, которые будут отображены в инструментальной панели. Именно в этом окне активируется функция AudioESP, которую можно настроить на обнаружение новых аудиоустройств при запуске (Detect New Device on Startup), отображение сообщения об их отключении (Show Disconnection Messages), либо задействовать автоматическое конфигурирование акустических систем (Change Speaker Configuration Automatically). Кроме этого, в закладке General устанавливаются цифровые форматы AC3 и PCM для оптического выхода, задается настройка вывода панели, а также ее цвета (можно выбрать черный, либо белый цвет инструментальной панели).

Listening Environment

В разделе Listening Environment производится конфигурирование акустики. Как видно на скриншоте, в случае выбора стереосистемы, становятся активными два пункта локализации динамиков. Функция Close Together оптимизирует звук для колоночек портативного компьютера, а также для встроенных в монитор динамиков (либо для динамиков, находящихся перед монитором). Функция Far Apart оптимизирует звук для удаленных динамиков, либо для динамиков бытового аудиоцентра. Чуть ниже становится активной функция библиотеки Sensaura Virtual Theatre Surround, которая осуществляет виртуализацию мультиканального контента на пару колонок. К сожалению, Virtual Theatre Surround работает с головными телефонами только после платного апгрейда (интересно, покупает ли кто-то дополнительные библиотеки Sensaura?). Из библиотек Sensaura в этом окне доступна еще Virtual Ear (также в стандартном варианте). Для приобретения расширенной версии пользователю предлагается посетить сайт Sensaura.


Расширенные библиотеки Sensaura распространяются только за отдельную плату

Лично по моему мнению, все библиотеки Sensaura давно уже пора сделать условно бесплатными, предоставив право платить за нас фирмам-производителям. Полагаю, что такой вариант был бы вполне возможен.
Кроме перечисленных функций в данном окне можно выбрать модель звукового окружения EAX для применения к прослушиваемой композиции. В играх библиотеки EAX активируется автоматически, по запросу от игры.


Для проверки пространственности звучания можно
воспользоваться этим тестом


MIDI Music Synthesizer

Раздел MIDI Music Synthesizer предназначен для выбора типа звуковых библиотек для воспроизведения MIDI-файлов.


Загрузчик DLS

Синтезатор SoundMAX может проигрывать MIDI-файлы, с использованием загружаемых DLS-банков. Для этого предлагается воспользоваться специальным программным загрузчиком "DLS Loader".

Microphone

Видимо отчасти по той причине, что разработчики программного обеспечения SoundMAX согласились разместить в панели управления рекламу фирмы ANDREA, которая специализируется на выпуске микрофонов и наушников, в закладке Microphone мы видим возможность выбора помимо стандартного микрофона и наушников, специальную гарнитуру Superbeam Microphone. Замечу, что Analog Devices пошла на этот шаг скорее по той причине, чтобы предоставить пользователям, работающим с программами по распознаванию речи, возможность использования специально разработанных для этого средств. ANDREA привнесла в SoundMAX собственные технологии шумоподавления (Noise Reduction), которые работают не только с фирменной аудиопериферией, но и со стандартными микрофонами.


На мой взгляд, программное обеспечение SoundMAX 4 XL сделано весьма добротно и заслуживает всяческих похвал. К чести разработчика, обновление версий драйвера происходит достаточно часто, что говорит о хорошей работе службы техподдержки.
Ну а следующим мы рассмотрим кодек VIA VT1616, работающий в связке с аудиоконтроллером VT1720. Однако в отличие от AD1985, AC'97-кодек от VIA соответствует лишь предыдущей версии спецификации (2.2) и, по этой причине, не обеспечивает поддержки технологии Jack Sensing.

VIA VT1720 + VT1616: аппаратная мощь и программная нищета


Завершая прошлый год, компания VIA объявила о выходе усовершенствованного аудиоконтроллера Envy24PT (VT1720), предназначающегося для интеграции в материнские платы (о чипе, ориентированном для звуковых карт PCI – Envy24HT (он же VT1724), я рассказывал в прошлых статьях). Новый чип привносит в материнские платы поддержку восьмиканальных систем, а также работу в "аудиофильском" режиме 192 кГц / 24-бит. Если вспомнить, что "родительское" поколение, от которого берут свое начало новые чипы VIA, работало в профессиональных звуковых картах начального уровня, то в скором времени можно прогнозировать появление в драйвере аудиоконтроллера соответствующих функций. К сожалению, на сегодняшний день драйвер для Envy24PT не выдерживает никакой критики даже не в плане оформления панели управления, а в отсутствии реализации всех заложенных в аудиоконтроллер функций. Чуть позже мы вернемся к рассмотрению программного обеспечения.


VIA Envy24PT – "аудиофильское" сердце материнской платы

Аудиоподсистема рассматриваемой сегодня материнской платы Albatron PX865 PE Pro II базируется на Южном мосте ICH5, аудиоконтроллере VIA VT1720 и аудиокодеке VIA VT1616. В противовес данной плате, дабы мы с Вами могли ярче рассмотреть различия, взята практически аналогичная системная плата Albatron PX865 PE Pro. Цифровая часть ее аудиоподсистемы базируется только на Южном мосте ICH5, а аналоговая – на популярном шестиканальном аудиокодеке Realtek ALC650. Соответственно, панель управления кодека – непосредственно от Realtek (напомню, что в первой части статьи об интегрированном аудио ALC650 рассматривался как обслуживающая единица модуля аудиопроцессора nForce).


Intel 82801EB I/O Controller Hub 5 (он же южный мост ICH5) – главный
действующий персонаж интегрированного аудио на Альбатроне

Различия обеих материнских плат видны в оформлении панели разъемов.


Панель разъемов системной платы Albatron PX865 PE Pro II


Панель разъемов системной платы Albatron PX865 PE Pro

В качестве расширения возможностей интегрированной аудиоподсистемы в комплект поставки Albatron PX865 PE Pro II входит дополнительная планка с цифровыми и аналоговыми разъемами.


На планке присутствует микросхема CS8415A, играющая роль цифрового мультиплексора, распределяющего полученную по последовательному каналу связи информацию на ряд обслуживаемых разъемов.
Различий между аудиоконтроллерами Envy24HT и Envy24PT нет практически никаких – нюансы относятся только к схеме сопряжения с шиной PCI. Более того, подробной технической информации об этих микросхемах на сайте VIA не найти, поэтому пересказывать еще раз об одном и том же я не вижу смысла. А вот программное обеспечение VIA можно рассмотреть достаточно подробно.
Начну с того, что после инсталляции драйверов с прилагаемого в комплекте поставки Albatron PX865 PE Pro II компакт-диска никакой фирменной панели управления не появляется, а в панели задач "висит" все тот же стандартный значок "Volume Control". Пришлось идти на сайт технической поддержки VIA и докачивать с него комплект универсального "фэмили" драйвера с панелью управления Audio Deck. Вообще, факт отсутствия оного на компакт-диске Albatron меня несколько обескуражил, но, вероятно, сей драйвер появился позже, чем сама материнская плата. О том, что программисты VIA делали Audio Deck на скорую руку и в спешке, говорит хотя бы тот факт, что некоторые подписи панели оформлены как сокращения, а локализация затронула лишь китайский и английский языки.
На момент тестирования была доступна версия 1.30с от 25 августа 2003 г. Обновление можно найти на сайте.
Давайте рассмотрим панель управления Audio Deck поближе.


Панель управления Audio Deck


Сама панель поделена на шесть тематических закладок: PlayBack, Record, SPDIF, Speaker Config, Advanced Control и Information. Окно панели очень крупное (730х492 пикс.) и никак не масштабируется (в экранном разрешении 640х480 оно будет больше размеров основного окна!).

PlayBack

Закладка PlayBack отвечает за регулировку громкости компонентов акустической системы. Для каждого канала есть функция Mute ("приглушение"), а также некий пункт "St.Gang", задействование которого означает включение совместной регулировки парных каналов. Интересно, что основное значение слова "Gang" – "шайка", а объединение каналов для совместной регулировки обычно обозначается словом "Link". Кроме того, в панелях управления (вообще-то) не допускаются сокращения слов.
Обратите внимание, рядом с каждым из слайдеров предусмотрена линейка индикатора уровня сигнала, однако данная функция почему-то так и осталась нереализованной. Жаль.

Record

Закладка Record отвечает за регулировку усиления выбранного источника записи, список с которыми находится чуть правее от слайдеров. Кроме этого, в Record можно активировать некоторые расширенные функции. Это Remove Recording Noise и Enhance Mic Recording Sensitivity. Первая отвечает за подавление шума во время записи, а вторая – за переключение режимов чувствительности микрофона.

SPDIF

В секции SPDIF лишь два пункта. Первый, Enable Digital Output, – переключает вывод звука на цифровые разъемы, другой, Enable Hi Sampling Rates(96kHz), – включает режим сэмплирования 96 кГц.

Speaker Config

Конфигурирование акустической системы производится в этом окне. Заметьте, что быстрая выборка акустики может осуществляться из любой закладки, нажатием по соответствующему значку сверху. При выборе режима 5.1 (6 channel) становятся доступными функции DualMax для аппаратного даунмиксинга каналов "Downmix LFE/Center DAC to Front channel" и "Downmix Surround to Front channel" (функция DualMax реализована непосредственно в кодеке VT1616). Указывая мышкой на какой-либо компонент акустической системы, из выбранного сателлита можно услышать тестовый сигнал.

Advanced Control

Непонятно почему эта закладка называется Advanced Control, ведь никаких продвинутых функций отсюда не включается. Причислены к "Advanced" следующие пункты:

Enable Microsoft Speaker Icon on Taskbar: помещает стандартный значок микшера каналов в панель задач;
Load Control Panel at Microsoft Windows Start: осуществляет загрузку панели управления при старте операционной системы.

Из этой же закладки включается режим Sensaura 3DPA (Enable Sensaura 3D Positional Audio), а также функция воспроизведения стерео через мультиканальную акустику (Channel Extension (2Ch to Multi-Ch)). Замечу, при активации/деактивации режима Sensaura приходится каждый раз перезагружать компьютер, что неприятно.

Information

Здесь приводится информация о версиях драйвера с указанием имен файлов исходных библиотек.

Как мы смогли с Вами убедиться, панель управления Audio Deck сделана на скорую руку. У программистов на многое попросту не хватило времени. Хочется надеяться, что в скором времени все недочеты будут устранены.

Realtek ALC650 на Альбатроне: для тех, кто не хочет платить больше


Об этом кодеке я рассказывал в первой части статьи об интегрированном звуке. Однако тогда он использовался в системной плате ASUS A7N8X, построенной на чипсете nForce2 MCP-T с модулем аудиопроцессора. Понятно, что при таком раскладе панель управления кодеком от непосредственного производителя (Realtek) остается за кадром, а ее подменяет управляющая программа от NVIDIA. В этот раз кодек ALC650 используется на материнской плате Albatron PX865 Pro как самостоятельный элемент аудиоподсистемы, работая в паре с южным мостом ICH5.
Замечу для пользователей интегрированного звука на Realtek ALC650. На сайте производителя появилось очередное обновление от 2/09/2003 v.A3.49 объемом 6668 Кбайт (в него включен драйвер и панель управления). Настоятельно рекомендую скачать!
Для тех, кому интересно узнать о различиях в функциональных возможностях шестиканальных кодеков от Realtek, привожу следующую сравнительную таблицу (английский вариант доступен по адресу).

Сравнительная таблица шестиканальных AC'97-кодеков Realtek:











  ALC650 ALC655 ALC658
 Аппаратная спецификация   
 Число каналов 6 6 6
 Редакция AC'97 2.2 2.3 2.3
 Схема встроенного усилителя + + +
 АПЧ с кварцевой стабилизацией + + +
 Назначение S/PDIF In/Out In/Out In/Out
 Режим Double Rate Audio + + +
 GPIO + + +
 Цифровая аппаратная регулировка громкости   
 Функция выключения CD - + +
 Выбираемый коэф.усиления микрофона - + +
 Internal PC-Beep - + +
 Поддержка стереофонического микрофона - + +
 Цифровой эквалайзер S/W S/W S/W
 Обнаружение подключений + + +
 Система переназначения разъемов FlexJack - + +
 Технология Jack Sensing/Reporting - + +
 Аудиоразъемы для фронтальной панели (UAJ, Universal Audio Jack) - - +
 Программная спецификация   
 Поддержка ОСWindows 95/98/NT/ME/2000/XP, Linux, OS/2
 Поддержка чипсетовIntel/VIA/SiS/ALi/AMD/ATi/nVIDIA
 DS3D+
 EAX1.0/2.0
 A3D+
 I3DL2+
 HRTF 3D Positional Audio+
 Sensaura 3DPAОпционально
 Набор фирменных утилит+
 Программа Advanced Demo+
 Мультиязыковая поддержкаКитайский/Датский/Голландский/Португальский/ Английский/Французский/Немецкий/Итальянский/Японский/ Корейский/Португальский/Русский/Испанский/Швецкий

Об аппаратных особенностях Realtek ALC650 можно почитать в предыдущей статье об интегрированных аудиорешениях. Сегодня мы рассмотрим панель управления кодека от непосредственного производителя. Сама панель поделена на восемь тематических закладок.


Панель управления Realtek ALC650


Sound Effect

Закладка Sound Effect включает в себя элементы управления звукового окружения с возможностью выбора предустановок и тонкой подстройки их параметров.


В окне редактора особенностей окружения можно подстроить любые
параметры и сохранить их под уникальным названием

Из этой же закладки активируется функция Voice Cancellation, которая подавляет голосовые частоты в музыкальной композиции, поэтому предназначается преимущественно для караоке. Кроме этого, можно воспользоваться автоматической регулировкой уровня усиления (Auto Gain Control), для предотвращения нежелательных перегрузок и искажений во время прослушивания музыкальных файлов.

Equalizer

Во второй закладке находится десятиполосый графический эквалайзер с набором предустановок для различных музыкальных жанров. Пользователю оставлена возможность создания и записи своих пресетов.

Speaker Configuration

Выбор конфигурации акустической системы производится в этой закладке. По той причине, что ряд стандартных материнских плат не укомплектовывается планкой с дополнительными аудиоразъемами, расширенные функции по подключению тыловых пар сателлитов, центрального канала и сабвуфера делятся между тремя основными гнездами. Вспомним, что в стандартном варианте они предназначаются для подключения микрофона, стереосистемы и линейного разъема. На соответствующем скриншоте видно, что в случае выбора шестиканальной акустики, гнездо с синей маркировкой служит для тыловой пары сателлитов, а с красной – для центрального канала либо сабвуфера. Однако, даже в этом варианте, пользователь может кликнуть по утопленной кнопке и вернуть прежнее предназначение.

Speaker Test

Протестировать все компоненты акустической системы можно в данной закладке. Расположение мультиканальной акустики относительно рабочего места пользователя показано очень наглядно.

S/PDIF-In

Для цифрового аудиовхода, если он используется в конкретной модели материнской платы, можно задействовать мониторинг, который будет отслеживать его параметры в реальном времени.

S/PDIF-Out

Для цифрового аудиовыхода можно выбрать один из четырех режимов работы: No output, Output digital only, Output digital and analog и S/PDIF-In to S/PDIF-Out pass through mode.

HTRF Demo

Аудиовизуальная демонстрация эффектов аудиоокружения – своеобразное нововведение разработчика, появившееся в последней версии драйвера. Однако ничего, кроме посвящения пользователя в подробности трехмерного позиционирования аудиоэффектов, данная закладка не несет.

General

В последней закладке сообщается об установленных версиях драйвера, DirectX, аудиоконтроллера и непосредственно самого кодека (данная панель универсальна для всех шестиканальных кодеков Realtek). Чуть ниже находится меню выбора языка. К чести разработчиков данной панели управления мультиязыковая поддержка включает в себя все европейские языки, включая русский (однако мне привычней английские варианты как самой Windows, так и остальных программ).

Рассмотрев программное обеспечение от Realtek, можно отметить его хорошую проработку, а также наличие абсолютно всех функций, реализованных в схеме кодека. Весьма похвально, что Realtek старается держать марку солидного производителя, достаточно часто обновляя версии драйвера и оттачивая собственное программное обеспечение. Думаю, что в следующий раз я рассмотрю семиканальный кодек Realtek ALC850, соответствующий AC'97 2.3. Интересно, а как там реализована технология Jack sensing?


Далее: Современные интегрированные аудиорешения (часть вторая). Часть 2