E3 Expo 2005: Свежее железо для игровых фанатов

Автор: Rat
Дата: 24.05.2005
Все фото статьи

Введение


Технологическая игровая выставка E3 Expo 2005, проходившая на днях в городском выставочном Центре Лос-Анджелеса, позволила мне познакомиться с самыми последними технологическими новинками, самые интересные из которых попадут в наш сегодняшний рассказ. Несомненно, речь пойдет о свежих игровых разработках с самыми новыми графическими возможностями для настольных ПК, мобильных телефонов и игровых консолей.

Sapphire и новое жидко-металлическое охлаждение


В нашей новостной ленте мы уже рассказывали о технологии жидко-металлического охлаждения Blizzard, представленной совсем недавно компанией Sapphire. Полагаю, что не помешает добавить к этому несколько дополнительных подробностей.

Вот так выглядит карта-монстр с жидкой галлиевой смесью внутри трубок охлаждения:




Инженерный образец Sapphire RADEON X850XT Blizzard

Как видите, карта оснащена двумя вентиляторами, скорость вращения которых контролируется термодиодами ATI и в зависимости от температуры VPU снижается или повышается. Впрочем, по словам представителей Sapphire, такая система охлаждения на инженерном образце применена исключительно из соображений избыточности. В розницу подобные платы пойдут с одним вентилятором, а в перспективе рассматривается и вовсе создание варианта с пассивным охлаждением. Кстати, 12 В разъема для питания вентиляторов вы также не встретите у массовых продуктов, ожидается, что они будут заменены на 5 В разъемы.

Несмотря на впечатление громоздкости и массивности карты, выполненной в 2-слотовом дизайне, конструкция достаточно легкая и в перспективе вполне может быть выпущена в однослотовом дизайне, особенно, в случае применения пассивной системы охлаждения.

Первые образцы этой интересной карты, позволяющей добиться впечатляющих результатов (снижение температуры чипа на 8-12oC по сравнению с конкурентами), появятся ближе к третьему кварталу, а розница увидит эти карты уже в августе 2005.


Полагаю, что любители разгона с нетерпением жаждут заполучить эту новинку в свои руки. Можно понять их чувства, поскольку представители Sapphire поделились со мной некоторыми своими захватывающими дух планами. Например, они планируют заставить работать свои карты RADEON X850XT на тактовой частоте 650 МГц без каких-либо поднятий напряжений. Согласитесь, впечатляющие задумки.

Что касается примерного ожидаемого уровня цен, можно отметить, что сама по себе система охлаждения будет стоить порядка $40-$60. Добавьте к этому цену карты на базе RADEON X850 и получите примерный ответ на столь волнующий вопрос.

В целом можно говорить о возникновении ситуации, когда системы с водяным охлаждением наконец-то заполучили себе серьезного конкурента: относительно недорогого, простого в инсталляции, потенциально бесшумного и высоко эффективного - именно таковы первые впечатления от новой системы охлаждения производства NanoCoolers.

Наряду с привычными графическими картами Sapphire также продемонстрировала некоторые… коробочки. :-) Знаете ли вы, что Sapphire - близкий партнер ATI, является не только производителем графики, но также планирует начало поставок новых системных плат с поддержкой нескольких графических карт (MVPU) для обоих платформ - Intel и AMD? На стенде демонстрировалась плата на базе чипсета RADEON Xpress 200P (правда, не в работе) с выше описанной графической картой RADEON Blizzard. Материнская плата будет выпускаться на PCB серебристого цвета, а ее спецификации таковы:


Работающие образцы MVPU плат с чипсетами ATI для платформ на процессорах Intel и AMD ожидаются в рамках июньской выставки Computex, надеюсь, что именно тогда появится возможность рассказать о них подробнее.

Кстати, возможно кому-то будет интересен тот факт, что Sapphire энергично внедряется на рынок мультимедийных продуктов. Очень скоро мы станем свидетелями появления первых MP3 плееров, USB приводов и множества других аксессуаров под маркой Sapphire. Думаю, многое мы узнаем уже на выставке Computex.

ABIT: Крутые геймеры выбирают Fatal1ty


Если вспомнить мой прошлогодний репортаж с выставки E3, именно тогда на стенде ABIT состоялся первый помпезный анонс Fatal1ty. В этот раз весь стенд с Fatal1ty был посвящен играм, где вы запросто могли столкнуться нос к носу с такими легендами геймерского мира как, например, Джонатан Уэндел (Jonathan "Fatal1ty" Wendel).


В первый день выставки E3 турнир по Counter Strike состоялся именно здесь. Несмотря на уверенные прогнозы, команда 3D заняла только второе место, а победа досталась менее известной команде, но многообещающей команде Complexity. Второй день был посвящен турниру WarCraft. Победители обоих турниров примут участие в ACON 5 и будут сражаться за звание лучших из лучших. Удачи, парни!

Несомненно, представители ABIT находились на этом стенде, хотя, найти их в этой шумящей толпе было нелегко. :) Конечно же, они демонстрировали свои успешные платы серии Fatal1ty, включая ABIT Fatal1ty AN8 на базе чипсета NVIDIA nForce4 Ultra.

По поводу новых решений разработки ABIT хотелось бы отметить, что начиная с серии на чипсете i955X, компания намерена поставлять системные платы без активных систем охлаждения. Новые платы на базе nForce4 также будут появляться в рознице в версиях без вентиляторов, взамен которых будут применяться трубчатые системы охлаждения. Не секрет, что некоторым геймерам не по душе шум серии Fatal1ty, и платы с пассивным охлаждением, несомненно, будут с радостью восприняты этими потребителями.

VIA: на пороге лицензионных войн


Похоже, компанию VIA вновь ожидают лицензионные войны. Несомненно, об этом вы уже слышали в новостях, а на выставке вопрос высветился со всей очевидностью.

Поскольку E3 является преимущественно игровым шоу, внимание здесь в первую очередь фокусируется на решениях для комфортного и приятного времяпровождения за играми. Разумеется, наибольшее внимание привлекают недорогие решения для mainstream-сектора. Компании ATI и NVIDIA традиционно соперничают друг с другом, играя мускулатурой и показывая решения с двумя графическими картами для high-end рынка настольных ПК, а VIA этот момент почти упустила. Тем не менее, на выставке E3 компания VIA демонстрировала две работающих системы под платформы Intel и AMD со сдвоенными графическими картами. Что наиболее интересно отметить, одна система работала с двумя видеокартами ATI, вторая - с двумя картами NVIDIA. Познакомимся с ними поближе.

Первая система построена на базе чипсета VIA PT880 Pro и оснащена двумя картами на чипах ATI. Если вы помните последние публикации в новостях, грядущая мульти-VPU технология от ATI вполне вероятно будет названа CrossFire. Представители VIA заявляют, что смогут предложить лучшую массовую альтернативу для ATI MVPU поскольку заявлена работа любых комбинаций PCI Express и AGP 8x графических карт в системах на базе VIA PT880 Pro. Также заявлена идеальная поддержка до 4 мониторов, а новые версии чипсетов будут также работать с 2-ядерными процессорами Intel. В настоящее время новые чипсеты проходят процесс валидации, но очень скоро VIA сможет предложить свой PT894 с поддержкой PCI Express и Pro версию с поддержкой двух PCI Express графических карт.


Плата на базе VIA PT880 Pro с двумя картами ATI:
AGP + PCI Express

Вторая из показанных систем на стенде VIA была выполнена на базе платформы AMD Athlon 64 с использованием чипсета VIA K8T890 Pro. Плата работала с графической системой SLI на базе двух карт NVIDIA GeForce 6600 GT.


Плата на базе VIA K8T890 Pro с двумя картами
NVIDIA GeForce 6600GT SLI

Никто не спорит, что решения класса SLI - продукт нишевой, высокопроизводительный, тем не менее, в VIA полагают, что смогут помочь NVIDIA обеспечить перекрытие mainstream и даже low-mainstream секторов рынка. Размышления строятся на том, что достаточно недешевая плата на базе nForce4 в сочетании с комплектом SLI вынуждают делать значительные затраты. VIA уверена в том, что если ей удастся договориться c NVIDIA, на рынке будут востребованы менее дорогие альтернативы SLI. Показательно, что они планируют снизить цену своих "SLI"-решений ниже отметки $120, что действительно впечатляет. Что интересно, у VIA есть множество единомышленников в этом вопросе: наряду с ASUS и Gigabyte идею поддерживает ряд компаний второго эшелона.

Полагаю что в дни выставки Computex мне удастся узнать больше подробностей о перспективах развития этих платформ и коль скоро они появятся в рознице.

Поскольку выставка E3 ориентирована на разработки для развлечений, здесь представлена не только игровая индустрия. В фокусе - мультимедийные центры, современные цифровые видео HDTV устройства от различных производителей. В портфолио VIA имеется несколько новинок, которые в ближайшее время будут представлены зрителям. Например, новый чипсет VIA K8M890 для медиа центров и домашних развлекательных систем.

ATI & NVIDIA: очередная дуэль на рынке мобильников


Конечно же, читатели ожидают горячих подробностей о грядущем чипе NVIDIA GF70 или MVPU от ATI. Мне посчастливилось быть свидетелем работы демо-системы на базе еще не представленного официально чипа R520, исходя из наличия работающих образцов можно предположить, что анонс состоится очень и очень скоро. Все, сказать по этому поводу сегодня, это то, что ребята работают над новинкой и в самое ближайшее время появится достаточно исчерпывающая информация о технологии.

Однако графика для настольных систем - далеко не единственное поле приложения усилий ведущих компаний. Рынок карманных устройств растет на глазах, и с этим нельзя не считаться. Оба лидера рынка графики не прочь отхватить себе кусочек покрупнее от этого рынка и сейчас активно продвигают свои 3D решения для мобильных телефонов, портативных игровых приставок и другой карманной электроники.

ATI представила первый мобильный телефон с 3D графикой. Первый прототип был показан компанией еще в дни выставки CES, в этот раз модель была более близка к серийному производству, нежели к образцу. Новый телефон LG оснащен графикой ATI ImageON и представляет собой серьезную заявку на рынок мобильных игровых устройств. Вот он:


Мобильник от LG с 3D графикой от ATI

На стенде можно было поиграть с новинкой и на практике ощутить присутствие активного гироскопического сенсора, позволяющего выполнять некоторые действия без прикасания к кнопкам управления.

NVIDIA также пытается не остаться в проигравших. Компания представила игровое решение Gizmondo, оснащенное 3D чипом 4500. Как говорят представители NVIDIA, новый чип позволяет получить реальную 3D картинку при скорости смены кадра порядка 30 fps и поддержке технологии энергосбережения Powermizer.


Игровая консоль Gizmondo с 3D чипом от NVIDIA

NVIDIA ожидает, что 3D чип 4500 получит широкое распространение в новых сотовых телефона. Скорее всего, новинки первыми появятся в Европе и Азии. Открытым вопросом пока что остается качество работы системы энергосбережения, ибо никому не захочется, чтобы батарея мобильника "выдохлась" во время какого-нибудь серьезного разговора. :)

Rambus: "Мы попали в PS3"


Нынешняя ситуация на рынке игровых консолей можно назвать близкой к "штормовой": за последние дни прозвучали три серьезнейших анонса от крупнейших производителей приставок. Центральным событием E3 стал анонс консоли Sony PlayStation 3, оснащенной не только графикой от NVIDIA, но также памятью XDR на базе технологий Rambus.

Уже сейчас технология Rambus XDR обеспечивает пропускную способность I/O до 100 ГБ/с, при этом производительность подсистемы памяти приставки - порядка 25 ГБ/с, что более чем достаточно для работы с любыми данными. Консоль Sony PlayStation 3 - именно то место, где технология high-speed памяти Rambus XDR нашла свое логичное применение. Производительность системы в целом такова, какой до сих пор еще не добивались коммерческие процессоры для потребительского рынка.

Производительный интерфейс образца Rambus позволил значительно расширить возможности системы, однако, это не сказалось значительным образом на габаритах чипа. Если взять суммарную площадь кристалла процессора и графического модуля в приставке PlayStation One за точку отсчета, то нынешний технологический уровень дал прирост всего лишь на 1/6 площади.

В дни выставки мне посчастливилось общаться со Стивеном Ву (Steven Woo) из Rambus, разговор велся о новациях на рынке игровых консолей. Стивен с удовлетворением отметил сложившуюся ситуацию, "Это - первое шоу, на котором мы можем твердо сказать - мы действительно приложили руку к PS3", отметил он.

AGEIA: Способы создать "Real World"



Можно сказать с уверенностью, что скоростная память с высокой производительностью востребована не только на рынке игровых консолей, но также в ПК, здесь также могут быть востребованы решения класса XDR. Возможно, вы уже читали что-то о новом процессоре AGEIA. Попробую рассказать об этой технологии немного подробнее.

Основное назначение процессора AGEIA PhysX его дизайнеры видят в предоставлении разработчикам программного обеспечения более широкого набора инструментов для передачи реалистичного движения и создания правдоподобного окружения в играх. Центральный процессор не в состоянии заменить функции GPU в современных системах, то же самое можно сказать и о назначении PhysX. Создание правдоподобных физических эффектов и реалистичной игровой атмосферы, где персонажи могут взаимодействовать с любым объектом является комплексной задачей и требует значительных ресурсов. Именно здесь применим процессор PhysX. Управление реальным геймплеем в современной игре может быть представлено своеобразным треугольником, где каждый компонент обладает своими уникальными функциями:


Три вершины треугольника фокусируются на решении следующих вопросов:

Физика игры, вносящая в процесс следующие функции:

Жесткую динамику тел
Конечный анализ элементов
Плавное движение тел
Плавность динамики
Имитацию волос
Имитацию одежды
Универсальную обработку столкновений


AI
Управление игрой

Появление графических карт с процессором PhysX ожидается в четвертом квартале текущего года. Первым производителем, высказавшим интерес к этой разработке, стала компания ASUS, Чип PhysX будет производиться с нормами 0.13 мкм техпроцесса, площадь ядра составит 182 кв. мм, при этом чип включает в себя 125 млн. транзисторов.

Говоря о дизайне конечных плат, обязательно стоит упомянуть о поддержке интерфейса PCI. Да, обычной шины PCI, и тому есть несколько маркетинговых и технологических причин. Далеко не все материнские платы поставляются с двумя слотами PCI Express, а раз уж вам понадобится графическая карта и "физическая карта", совсем не обязательно вводить второй слот PCI Express, когда для этого достаточно PCI. Даже если в вашем распоряжении имеются два слота PCI Express, они могут быть задействованы под SLI-конфигурацию или аналогичные решения с двумя видеокартами, что опять же не оставляет места для "физической карты" под слот PCI Express. И это лишь одна причина применения PCI. Хотя, рано или поздно такие карты будут представлены и под PCI Express в качестве более скоростных решений.

Вот так на практике выглядит "физическая карта":


Карта на базе PhysX с 128 МБ памяти GDDR3

На выставке была представлена демо-система с 2-ядерным процессором Intel на базе материнской платы ASUS, 1 ГБ памяти и графической платой PhysX. Некоторые интересные демки действительно смотрелись как "абсолютно реальный мир". Порой создается впечатление, что каждый объект этого виртуального мира действительно реален и обладает физическими параметрами, которые можно менять в результате взаимодействия с другими объектами. Все изменения в игровом мире происходят в реальном времени, то есть, пересчет физических параметров производится постоянно.

Сказать по правде, в какой-то момент ко мне пришло понимание того, сколько усилий тратится разработчиками игр для достижения "реальности". Играя в некоторые современные игры, вы ограничены заложенными в ней условиями. Например, после удара по стене не произойдет ничего, просто останетесь стоять лицом к этой стене. Можно стрелять в стену или бить по ней любым видом оружия– ничего не произойдет, поскольку стена нереальна, она не задумана "реальной" и потому не может быть разрушена. Свойства, передаваемые процессором PhysX, позволят разрушить эту стену дюдиной различных способов: расстрелять, въехать в нее на авто, раздолбить чем-нибудь тяжелым и так далее. а практике это означает возможность создания совершенно новых сценариев игр: узкие рамки игры разрушаются, и вам уже не обязательно следовать "правильным" путем, можно выбрать свой собственный. Это означает, что разработчики игр будут обязаны предвосхитить все возможные сценарии развития игры, развить их, чтобы вам не пришось попасть в пустоту. Таким образом, будут создаваться "настоящие" игровые миры, значительно больше и сложнее современных.

Ладно уж, оставим глубину физического уровня реальности в новых играх на совести разработчиков, особенно с учетом появления новой технологии от AGEIA. Кстати, среди разработчиков игр, уже заинтересовавшихся новыми аппаратными возможностями, такие известные имена как Epic Games, Ubisoft и множество других.

Карты на базе процессора AGEIA PhysX появятся в опытных партиях где-то в третьем квартале 2005 года, а массовые поставки ожидаются в четвертом квартале. Примерный уровень цен таких карт сейчас оценивается в диапазоне между $249 и $299.