Foxconn умер? Да здравствует Fox… AFox!


Первое в мире эксклюзивное интервью с руководителем новой компании

На завершившейся 7 июня в столице Тайваня международной компьютерной выставке Computex 2008 в целом всё было скучно, чинно и спокойно (кроме, разве что, вечно снующих резидентов и неудобного размещения в удаленных друг от друга павильонах). И, возможно, даже не особо достойно внимания пытливого компьютерного энтузиаста. За исключением, пожалуй, одного – в кулуарах готовилась сенсация, и тайное стало явным под конец выставки.

Дело в том, что дела у производителя компьютерного оборудования № 1 в мире – Foxconn – в последнее время шли не так чтобы очень здорово. И это, видимо, уже ни для кого не секрет – конкуренты судачат об этом наперебой (на той же Computex, например), не так давно было уволено несколько высших руководителей компании, каналы продаж проседают и прочее, и прочее... Но в данном репортаже мы будем обсуждать все же не это. Попытки г-на Терри Гоу (Terry Gou), основателя и владельца Hon Hai Precision Industry Co. (компания, которой принадлежит бренд Foxconn), как-то исправить ситуацию привели к назначению на ключевые роли в Foxconn новых людей, которые, будучи отнюдь не новичками, а скорее «аксакалами» в ИТ-индустрии, возьми да и скажи, что, мол, вместо того, чтобы что-то реорганизовывать в старой компании, куда лучше взять да организовать с нуля новую компанию, использовав то лучшее, что есть у Foxconn и его производственной базы, но построив бизнес и продажи по-другому.


Сказано – сделано! В ультракороткие, беспрецедентные для индустрии сроки втайне (насколько это возможно) стала готовиться новая компания (инвестиции от Hon Hai), получившая название AFox – об истоках этого названия мы расскажем позднее. Фактически с момента «задумки» и одобрения ее владельцем Hon Hai до сего дня прошло чуть более месяца, за который были не только подготовлены к серийному производству новые продукты (пока что – только материнские платы и видеокарты), но и создана сплоченная команда профессионалов-единомышленников, продуманы каналы и стратегия продаж, выстроены конкретные планы (после знакомства с которыми хочется сказать – «наполеоновские») и многое другое. Команда во главе с руководителем и идейным вдохновителем новой компании AFox господином Тони Ляо (Tony Liao) заседала на скрытом от простых посетителей выставки этаже одного из павильонов, а продукты новой марки негласно демонстрировались «для своих» в дальнем уголке стенда одного из известных производителей, предвосхищая публичный запуск марки AFox в июне 2008 г.


В общем, не претендуя на полноту информации по данному вопросу, мы все же рискнем предложить читателю известные нам на данный момент факты касательно AFox, опираясь на главное – на эксклюзивное полуторачасовое интервью с самим Тони Ляо, которое он любезно согласился дать вашему корреспонденту. По нашим сведениям, это его первое в мире интервью журналистам (быть может, за исключением некоторых особо приближенных китайскоязычных) и фактически первое публичное проявление в новом качестве – руководителя и организатора новой компании, которая… Впрочем, об этом лучше спросить самого Тони, который оказался очень общительным человеком средних лет, воодушевленным своим новым проектом и собравшим вокруг себя таких же «фанатов» своего дела, как и он сам. И начал он без обиняков и лишней официальности – живым рассказом о том, кто он есть такой, откуда появился, чем занимался ранее.


Tony Liao


* * *
— Хочу начать с того, что AFox – это «Asian Fox» или «А Friend of Foxconn». Мы – друзья Foxconn, мы не соперники, но и не то же самое. Терри Гоу, CEO Foxconn, пригласил меня работать в Foxconn в конце апреля (2008 г.). Я обнаружил, что в компании есть вещи, которые нужно менять. Причем, в такой большой компании менять оказалось очень сложно, и, в конце концов, я пришел к выводу, что лучше создать новую компанию на основе возможностей Foxconn и в тесном взаимодействии с Foxconn.

Интересно, как я оказался в Foxconn. Моя жена получила докторскую степень по стратегическому менеджменту в тайваньском университете, затем работала в Стенфорде (США), учась у знаменитого экономиста Дэйвида Монтгомери, автора второй по значимости в мире экономической работы «First Mover Advantages», а после была сама профессором в университете Пекина. В августе 2007 года она была приглашена в Foxconn на одну из руководящих должностей (старший вице-президент). И хотя ее карьера выглядела весьма странно для руководителя Foxconn, Терри сделал ее своим помощником, а на новогодний вечер пригласил вместе со мной, там я и познакомился с Терри и чуть позднее был приглашен им работать в компанию. Но стал знаменитым я задолго до своего прихода в Foxconn.

Дело в том, что я отошел от дел 13 лет назад, в 1995 году. 25 лет назад я принимал участие в организации одной из компаний первого поколения тайваньских PC-компаний – ARC (American Research Corporation). Затем я ее покинул и вместе с Эдмундом Саном (Edmund Sun) мы в 1986 году основали компанию PCChips. Он был основателем компании Weitek [см. en.wikipedia.org/wiki/Weitek, www.weitek.com/textual/about/history.html], которая производила, в частности, сопроцессоры поколений 386 и 486, причем работавшие существенно быстрее аналогичных интеловских. Например, 3167 и 4167. То есть это были истинно высокие технологии. Многие компании использовали эти чипы. Компания C-Cube Microsystems [см. en.wikipedia.org/wiki/C-Cube], также основанная Эдмундом, производила первый в мире аппаратный компрессор-декомпрессор и ряд других чипов. Мы решили делать деньги на этих и других чипах, конкурируя с Intel. В частности, мы делали чипы для монохромных видеокарт, затем EGA и многих других. Кроме того, мы производили компьютерные («материнские») платы, причем фактически были единственной в мире компанией, кто делал такие платы на собственных (!) чипах, называя это No-Tech (по контрасту с Hi-Tech, которая относилась только к производству передовых чипов). Мы в нашей деятельности опережали ASUS на полтора месяца по запуску аналогичных продуктов и намного – по количеству выпускаемой продукции.

Но позднее мы разошлись с друзьями во взглядах на ведение бизнеса и я покинул его в 1995 году в возрасте 39 лет. Многие с тех пор предлагали мне снова начать свой бизнес, но я не хотел соперничать с друзьями, поэтому вернулся в карьеру только сейчас, в возрасте 52 лет, когда вот уже два года как компания моих друзей закрылась. И вы можете понять, почему с моей точки зрения бизнес материнских плат – это No-Tech, там просто нет высоких технологий, это, по сути, просто грамотная инженерная сборка, как бы иное ни утверждали современные лидеры вроде Asus и Gigabyte (хотя инженеры по применению у них сейчас лучшие). А вот делать 387-е чипы, более быстрые, чем у конкурентов, да еще на 20 % дешевле благодаря знаниям технологий – это действительно Hi-Tech. Вообще, R&D-хайтека на Тайване нет! Есть применение, инженеринг и продакшн-инженеринг. Ничего больше! Например, я в свое время заменил танталовые конденсаторы на платах на электролитические, хотя по спецификациям знаменитых IBM полагалось ставить первые, чтобы обеспечить, как минимум, 10-летний срок службы платы. Но дело в том, что я считал, что время службы такой материнской платы будет 3 года, и нет нужды тратить деньги зря. В результате этой и других новаций мы смогли снизить стоимость наших плат по сравнению с конкурентами до 20 %. Как я могу уважать ASUS? Назовите мне причину? Я превосходил их в инженеринге, в стратегии, в объемах производства, в бизнес-модели…

Я хорошо знаю, что такое маркетинг. Мои учителя – это, например, Бак Роджерс (Buck Rodgers), автор знаменитой книги «Путь IBM», проработавший много лет вице-президентом по корпоративному маркетингу IBM. И поэтому когда тайваньские маркетологи говорят, что знают маркетинг, мне смешно. Они стараются делать продукты похожими друг на друга, одинаковыми, и говорят, что это маркетинг. Но это не так. Продукты должны быть разными! Маркетинг – это когда покупатель доверяет продукту. Это вид религии. Вот это истинный маркетинг. У нас никогда не будет таких людей, как Стивен Джобс. Это вопрос ДНК и многих поколений. Мое правило – выполнять работу надо как можно быстрее. Если ты опередил конкурентов хотя бы на несколько дней – ты победитель. Иначе ты – проигравший.

Что сейчас стоит во главе концепции Foxconn – качество, минимизация стоимости, управляемость. Но взамен минимизации стоимости лучше использовать максимизацию дохода. Пример – лучше вложить больше денег на начальном этапе и сделать работу быстрее (и качественнее), а затем раньше выйти с ней на рынок и получить больше прибыли. Именно так мы разрабатывали платы в PCChips и были всегда первыми на рынке.

Мы будем использовать R&D-возможности Foxconn, но мы не соперники, мы друзья, хотя мы разные компании. Мы будем развивать и графическое направление. Я знаю графический мир, поскольку мы разрабатывали такие решения. Я знаю многих важных людей в этом мире. Я начну с ATI с нашим партнером – компанией TUL. Затем привлечем Nvidia. Мы не будем делать чипов, но будем производить графические платформы для PC. Возможно, закажем дизайн чипов для этой платформы.

Я нанял старых, заслуженных людей в свою компанию. Им не надо представлять, кто я, они хорошо меня понимают и разделяют мой стиль управления. Многие из них имеют 20-летний опыт работы в отрасли, есть разработчики чипов из PCChips. Но есть и молодые энергичные профессионалы.

— Что случится в Foxconn? Вы же заберете у них часть R&D-персонала?

— Не обязательно. Мы будем совместно использовать некоторые ресурсы.

— Будете использовать тот же канал дистрибуции, тех же партнеров, покупателей?

— Нет, это у AFox будет полностью свое. Но мы друзья с Foxconn, мы будем дружить. Начиная с материнских плат и видеокарт, мы будем выпускать не только их. Со временем запустим Eee PC-совместимый Q-Book, ноутбуки, серверы, блоки питания и корпуса с кулерами. Но не говорите все это во всеуслышание, а то многие начнут нервничать. Подождите полгода – многое прояснится. Мы не будем вкладывать большие деньги в раскрутку новой марки материнских плат. Мы будем развивать канальный бизнес, не столько розничный. Новая марка сама завоюет себе имя. Но мы не хотим убивать соперников.

— Какие рынки для вас будут наиболее важными? Как насчет России?

— Важны все. Но американский и западноевропейский сейчас развиваются мало, чтобы проникнуть в канал там, нужно вложить большие деньги. Поэтому мы будем развивать все направления. Я строю глобальную компанию, в ней будут работать люди со всех континентов, не будет никаких расовых предпочтений (в отличие от многих компаний, где в руководстве превалируют жители тех стран, где находится штаб-квартира). В моей компании не будут доминировать китайцы или тайваньцы, как это имеет место для большинства наших компаний. Когда я отойду от дел, меня может сменить американец или немец, например.

— Поскольку вы будете использовать производственные мощности в континентальном Китае, вам потребуются связи среди тамошнего руководства.

— Да, мой шурин – эксперт в этих отношениях и очень известный человек. Мой ассистент – правнучка одного из важнейшных исторических деятелей Китая. Так что с этим у меня все в порядке, мы близки в этом с Foxconn.

— Имя вашей компании несколько двусмысленно («a fox» в переводе с английского – лиса, «хитрый лис»), вы не находите? Что будут думать люди, впервые его видящие? Не создаст ли это проблем с приятием новой марки?

— Имя нашей компании означает «Asian Fox» или «А Friend of Foxconn». Мы будем это подчеркивать и постепенно люди привыкнут. Сейчас же никто не думает, что IBM, например, могло бы означать «International Body Massage».

— Ваше первое образование – инженерное?

— Да, электрофизика. Но я ни дня не работал как инженер. Меня всегда больше привлекали продажи и маркетинг, управление. Наша карьера зачастую определяется родителями. Но я не хотел этому следовать, я всегда хотел делать то, что считал нужным.

— Спасибо за беседу. Мы желаем Вам успеха в Вашем начинании!

— Спасибо. Я не могу сейчас раскрыть многих деталей касательно AFox, но, поверьте, я всегда выполняю свои обещания. Вы увидите! Например, я бросил курить за день, хотя до этого курил по две пачки в день. Я не признаю авторитетов. Кстати, в июне я буду с визитом в Москве. В первый раз в жизни.

* * *


Что же касается участия компании TUL (Power Color) в продвижении на рынок продукции AFox, то, например, руководитель российского подразделения этой компании Илья Островский (на фото) в неформальной дружеской беседе вежливо отказался комментировать этот вопрос.


Хотя и Тони Ляо, и люди в его окружении, и демонстрация продуктов AFox на площадях стенда TUL подтверждают сей факт. А от лиц, приближенных к Тони Ляо, удалось узнать, что неофициально планируется со временем оставить компании Foxconn только корпуса, а все остальное производство перевести на компанию AFox, используя заводы Hon Hai. Так что будем ждать дальнейшего развития событий и, возможно, скорых официальных презентаций и объявлений.