Московский IDF - первый блин

Автор: Stranger
Дата: 10.10.2002
Все фото статьи

Введение


2 октября 2002 года Москва впервые имела честь принимать у себя одну из крупнейших конференций разработчиков аппаратного и программного обеспечения - Intel Developer Forum. В этой статье я хочу рассказать Вам о том, что происходило на форуме, а также поделиться впечатлениями от увиденного.
Мероприятие проходило в огромном здании Президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте. Хотя организаторы не удосужились поместить на нем какую-нибудь вывеску о проходящем мероприятии, найти его можно было без особого труда. И коль скоро речь зашла о месте проведения форума, я бы отметил, что выбор был не вполне удачен. От обилия внутренних коридоров, соединяющих залы, в которых собственно и проходил IDF, кружилась голова. И только сотрудники из числа обслуживающего персонала могли помочь посетителям окончательно не заблудиться в этом лабиринте, за что им отдельное спасибо. И еще одно соображение. Академичность места явно предполагала академичность предстоящего разговора. Так и случилось: большинство выступлений носили довольно общий характер.
После регистрации гостей пригласили в большой концертный зал, где и проходило основное действо. Зал оказался заполнен почти полностью, по моим наблюдениям, там присутствовало около 1000 человек, из них - более 200 журналистов, аккредитованных на форуме.

Выступление Крейга Барретта


"Гвоздем программы" форума стало выступление одного из руководителей Intel, главного исполнительного директора, Крейга Барретта. Официальные лица иностранных компаний такого уровня посещают Россию нечасто, поэтому его выступление было слушать особенно интересно. Барретт говорил в основном о высоких материях. Его доклад о пользе информационных технологий хоть и носил довольно отстраненный характер, но одновременно был призывом к действию. Как неоднократно заявлялось в преддверии форума, одной из его тем станет конвергенция компьютинга и телекоммуникаций. Каждый компьютер должен обладать коммуникационными возможностями, и каждое коммуникационное устройство должно уметь проводить вычисления. Результаты этой конвергенции видны даже невооруженным глазом. Так, например, развитие беспроводных локальных сетей стандарта IEEE 802.11a/b превращает любой наладонник или ноутбук в полноценное коммуникационное устройство, способное связать Вас с любой точкой земного шара. Этому способствует в том числе и развитие инфраструктуры, такой, как общественные точки доступа, которые располагаются в аэропортах офисных центрах и других местах скопления людей. С другой стороны архитектура разрабатываемых сейчас коммуникационных устройств имеет много общего с компьютерами. Например, в них начинают использовать такие же интерфейсы ввода-вывода, как и в ПК. Все это происходит на фоне увеличения доли "цифры" (IP, Voice over IP и др.) в структуре трафика, передаваемого по коммуникационным каналам.



Так как форум проходил в России, руководитель Intel рассказал о планах своей компании относительно нашей страны. Деятельность Intel у нас сводится к четырем направлениям:

Разработка ПО;
Поддержка образования;
Открытие исследовательских лабораторий;
Финансирование венчурных проектов.

Таким образом, главный ресурс, который здесь будет использовать компания Intel, - это интеллект. В ходе своего визита в Москву Крейг Барретт призвал российское правительство и бизнес вкладывать деньги в развитие информационных технологий, так как это направление станет одним из ключевых в течении многих последующих лет. У России есть огромные шансы вписаться в мировой рынок IT, благодаря тому, что мы можем сразу принять имеющиеся в мире стандарты и продолжить их развитие.
Чтобы не быть голословным, тут же на форуме было объявлено об открытии сразу четырех новых лабораторий компании, которые займутся коммуникационными и беспроводными технологиями. Те, кто следит за нашими новостями, уже могли об этом прочитать, для остальных даю ссылку.

Лекции и лабораторные работы


Конференции IDF всегда становятся громкими событиями, так как к их проведению часто приурочиваются объявления новых продуктов и технологий, что тут же активно начинает обсуждаться в прессе. Однако все же главная цель проведения этого мероприятия - не рассказать журналистам о своих новинках (для этого можно подобрать и другой момент), а подробнее познакомить посетителей (разработчиков железа и ПО) с новыми, но уже объявленными технологиями, которые станут широко распространены в ближайшие годы. На прошедшем в Москве форуме было проведено около 20 часов лекционных и лабораторных занятий. Лекции были разделены на 4 потока по направлениям: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, коммуникационные технологии и микроконтроллеры, общая тематика. В каждом потоке было прочитано по 5 лекций. Лабораторных работ было 3. Они касались повышения производительности разрабатываемых приложений при помощи средств, предлагаемых компанией Intel, а также портированию 32-битных приложений на 64-битные платформы.




Дальше - только последовательные интерфейсы


Основной лейтмотив прошедшего форума - повсеместный переход от параллельных интерфейсов к последовательным. Все началось с высокоскоростной шины USB, которая теперь доросла до второй версии. Однако на периферийных устройствах прогресс не остановился. Далее последовательные интерфейсы охватят и внутренние компоненты компьютера. В хронологическом порядке этот процесс будет выглядеть следующим образом:

Интерфейс Serial ATA - конец 2002 года;
Шина для внутренних устройств PCI Express - 2003 год;
Интерфейс Serial Attached SCSI - 2004 год;
Интерфейс Serial ATA II - 2004 год.

Как видно из приведенного списка, в первую очередь изменения коснутся дисковых накопителей. Первая версия стандарта Serial ATA уже сейчас предполагает скорость передачи данных 150 МБ/с, удобные кабельные разъемы и более тонкие кабели, чем имеющиеся шлейфы, длиной до 1 метра. Изменений в программном обеспечении не потребуется вообще. Для BIOS, а, следовательно, и для операционной системы устройство Serial ATA будет выглядеть как обычное IDE устройство. Некоторые изменения коснутся питания жестких дисков. Новые устройства будут использовать 5-ти контактный разъем вместо 4-х контактного, поэтому на первых порах будут использоваться переходники, но далее производители блоков питания учтут это изменение, и выпускаемые корпуса будут поставляться уже с 5-ти контактными кабелями питания. Стоимость дисков Serial ATA и соответсвующей инфраструктуры сравняется со стоимостью IDE-устройств, как только занимаемые ими рыночные доли станут одинаковы. В следующих версиях Serial ATA будет повышена пропускная способность - сначала до 300 МБ/с, затем до 600 МБ/с. Кроме того в новых версиях интерфейса будут реализованы некоторые дополнительные функции.
Следующим шагом станет внедрение шины PCI Express, ранее известной как 3GIO. С приходом PCI Express в персональном компьютере появятся устройства новых форм-факторов - модули расширения, однако прежние карты расширения, устанавливаемые в слоты, и миниатюрные PC-карты для ноутбуков не останутся забыты. Устройства PCI Express будут выпускаться с разной пропускной способностью. В зависимости от количества дорожек устройства будут выпускаться в следующих вариантах: x1, x2, x4, x8, x12, x16, x32. Первоначальная пропускная способность составит около 2.5 Гбит/с на дорожку в одном направлении. Дальнейшее развитие полупроводниковой технологии позволит довести этот показатель до 10 Гбит/с. В соответствии с этим будут выпускаться материнские платы со слотами расширения различного размера. При этом карты PCI Express будут совместимы "сверху вниз", то есть карта меньшего разъема может быть установлена в слот с большим или таким же разъемом, но не наоборот. Шина PCI Express придет на смену сегодняшним PCI и AGP. Первыми устройствами с их применением станут высокопроизводительные графические карты и сетевые адаптеры.
В 2004 году параллельный тип подключения начнет использоваться и в высокопроизводительных устройствах SCSI, технология будет носить название Serial Attached SCSI. В планах производителей довести пропускную способность таких устройств до 6 ГБ/с. В SASCSI также изменится форм-фактор коннектора, он станет совместим с Serial ATA. Диски Serial ATA можно будет использовать в хабах SASCSI, что даст дополнительные возможности по масштабированию систем и защите инвестиций. В будущем несколько изменится структура применения устройств SATA и SASCSI. Так, если сейчас для некоторых критичных приложений, требующих высокой пропускной способности устройств, используются диски SCSI, то после перехода на последовательные интерфейсы все эти задачи будет решать Serial ATA, он будет также использоваться вплоть до серверов среднего уровня. На долю Serial Attached SCSI будут приходиться только высокопроизводительные серверы и сетевые устройства хранения данных.

Беспроводный мир


Отдельно хотелось бы отметить беспроводные технологии, которые были представлены на IDF: IEEE 802.11a и 802.11b. Собственно нового о них ничего не было сказано, устройства, использующие их, уже вовсю продаются. Просто нельзя не заметить тот дух "беспроводности", который присутствовал на форуме. Все начиналось со стойки регистрации, где девушки бойко записывали имена участников на портативных компьютерах RoverBook с демонстративно установленными в них PC-картами WLAN от Intel. Далее в ходе своего доклада Крейг Баррет показал как здорово, находясь, например, в аэропорту, смотреть через Интернет видеозаписи расположенные на жестком диске своего домашнего настольного компьютера, находящегося на расстоянии тысяч километров.
Кроме того, в помещениях, где проходил форум была развернута беспроводная сеть, к которой мог подключиться любой обладатель ноутбука с беспроводной PC-картой или наладонника, поддерживающего беспроводное подключение. При этом Intel гарантировал полную безопасность подключения, что является большим подспорьем для новой технологии, успевшей наделать много шума из-за того, что к незащищенным компьютерным сетям мог подключиться практически кто угодно. Для этого нужно было всего лишь сесть с ноутбуком на скамейке рядом с офисом, где развернута беспроводная сеть. Сейчас же проблемы безопасности решены, и технология полностью готова к полномасштабному применению.
Еще один момент, который бы мне хотелось бы отметить - это практический отказ от использования технологии Bluetooth. На мой вопрос о ее перспективах представитель Intel, работающий на стенде, ответил, что у компании нет никаких планов по использованию и продвижению Bluetooth. Несмотря на недавнее лицензирование этой технологии VIA и включение поддержки Bluetooth в операционную систему Windows XP, этот стандарт выходит из орбиты цифровой вселенной Intel. Дело в том, что на практике Bluetooth больше подходит для использования в таких устройствах, как мобильные телефоны, но не в настольных платформах, что и не устраивает Intel. Однако это не означает, что компания настроена против "голубого зуба", ее отношение скорее нейтрально. Поэтому Bluetooth все равно будет применяться, но не станет широко распространенным стандартом.

Экспозиция


Неотъемлемой частью любого IDF является выставка последних достижений компьютерной техники и коммуникационного оборудования. Не стала исключением и московская сессия. Кроме самой компании Intel, на IDF было представлено еще 23 компании, однако сказать, что там были показаны действительно "последние достижения", довольно сложно. В основном в выставке участвовали российские производители оборудования и разработчики программного обеспечения: Эксимер, Luxoft, Rover Computers, iRU, K-Systems, LightNet Technologies, Клондайк Компьютерс, Kraftway и другие. Из иностранных компаний на IDF присутствовали Microsoft, представившая средства для разработчиков ПО, Fujitsu-Siemens, показавшая новый блейд-сервер PRIMERGY BX300, и NVIDIA, стенд которой был самым пустынным: несколькими компьютерами с графическими ускорителями никого не удивишь.
Наиболее интересной была экспозиция компании Intel. На ее стенде посетители смогли воочию увидеть новые RAID-контроллеры, поддерживающие интерфейс Serial ATA. Также была представлена система, работающая на процессоре с поддержкой технологии Hyper Threading. Для сравнения рядом стоял аналогичный компьютер, на котором поддержка HT была отключена. На компьютерах была запущена программа, отображающая движущуюся трехмерную сцену. Компьютер без HT демонстрировал 2.99 fps для картинки размером 300 х 300 точек, другая машина с включенной HT достигала 18.46 fps для такой же картинки. Нетрудно подсчитать, что рост производительности оказался более, чем шестикратным, поэтому в правдоподобность представленных тестов верилось с трудом. Для справки на экранах обоих компьютеров было открыто окно Windows Task Manager, в котором компьютер без HT показывал загрузку процессора на 25%, а объем занимаемой памяти - 62.3 МБ. Для другого компьютера эти показатели составили 50% и 95.7 МБ соответственно.
Технология Hyper Threading демонстрировалась и во время пленарных докладов Крейга Барретта. Там в качестве примеров были показаны офисные задачи: интенсивная работа офисных приложений на фоне упаковки большого почтового ящика и раскрытие альбома с фотографиями при одновременной работе антивирусного приложения в режиме сканирования. В обоих случаях процессор с Hyper Threading более, чем в два раза обгонял своего собрата, работающего с отключением этой технологии. Хотя примеры, подобранные Intel, были явно нетипичны и искусственны, преимущества новой технологии были показаны весьма наглядно. Напомню, что смысл HT заключается в том, что операционная система не поспевает за одним процессором, работающим на высокой тактовой частоте (в демонстрации использовался Pentium 4 3.06 МГц), новая технология позволяет создать из одного процессора два виртуальных, и операционная система думает, что работает с двумя процессорами, распределяя задачи между ними более эффективно. Отсюда и получаются более высокие показатели загруженности ядра.
В 2000 году компания Intel открыла в Нижнем Новгороде лабораторию по разработке программного обеспечения и теперь, спустя 2 года, продемонстрировала результаты ее трудов. Надо сказать, что наши специалисты, как обычно, оказались на высоте. На IDF они привезли технологии анализа, синтеза и передачи видеоинформации, или другими словами технологии компьютерного зрения. Разработка нижегородской лаборатории особенно полезна во время проведения видеоконференций. Изображение лица, снимаемое установленной веб-камерой, сегментируется на ключевые элементы: губы, глаза, нос. Компьютерная программа определяет изменения мимики лица, наклоны головы и передает по каналам связи только эту информацию. На другом конце провода она применяется к предварительно созданной компьютерной модели головы, которая в точности повторяет мимику и движения говорящего. Причем в качестве модели может выступать как Ваше собственное лицо, так и лицо любого другого человека. Для создания модели используются простые фотографии, на которых отмечаются контрольные точки, которые затем обсчитываются программой.
Другая технология, разработанная нижегородской лабораторией, связана с визуализацией трехмерных сцен. Российские разработчики показали, как при помощи обычной цифровой камеры, набора специального программного обеспечения и мощных компьютеров облегчить задачу создания видеороликов. В качестве примера было показано создание ролика "Гонки в Кремле". Для начала была смоделирована трехмерная сцена, которая была создана из обычных фотографий, сделанных на местности. Разработанное программное обеспечение позволяет из двумерных фотографий создать реалистичную трехмерную сцену, по которой можно перемещаться и рассматривать ее с разных углов. Далее представители лаборатории добавили в созданную сцену трехмерные движущиеся фигурки велосипедистов. Но в качестве изюминки одного из них сделали ни кем иным, как Крейгом Барреттом. Для этого предварительно была создана модель его головы. И вот результат: на фоне соборов Кремля идет велосипедная гонка, спортсмены пролетают друг за другом, камера приближается к одному из них, и тут на седле велосипеда мы видим исполнительного директора Intel, который поражает нас невероятными каскадерскими трюками. Публика оценила демонстрацию бурными овациями.
В рамках форума компания Intel представила программный пакет, использующий технологию Light Field Mapping, позволяющую формировать трехмерные изображения на основе цифровых фотографий и визуализировать созданные LFM-объекты. Компания предлагает этот пакет абсолютно бесплатно всем желающим, он распространяется с открытым исходным кодом и доступен для скачивания в Интернете. Таким образом, любой желающий может на основе уже разработанной программной базы создать свой собственный программный продукт, например, виртуальную веб-витрину или музей.

Заключение


Завершая статью, я бы хотел поделиться некоторыми соображениями относительно увиденного. С одной стороны проведение форума - это конечно здорово. Событий такого масштаба у нас в стране давно не было, а многие проходящие сейчас компьютерные выставки просто не делают погоды в мире IT. С другой же стороны не все так гладко. Как бы Intel не заявлял, что буква "I" в названии форума уже давно обозначает не название компании, а слово "industry" - отрасль, все же это конференция Intel. Почему-то ощущение того, что это большая промоушен-акция, не уходило ни на минуту. Intel предлагал разработчикам уже практические готовые решения, в том числе и референс-дизайны. Получается, что им дают в руки конструктор, из которого можно собрать много чего, но поменять сами детали невозможно. В таком случае кажется, что буква I обозначает и Intel, и industry, потому что эта компания подменяет собой всю отрасль. И это отнюдь не праздный разговор. Возьмите к примеру Bluetooth или RDRAM. Не поддержала их эта компания, и что? Пропадать разработкам?
Несомненно, технологии предложенные Intel, такие как Hyper Threading или платформа Banias, действительно являются классными разработками, но всегда нужно помнить, что есть альтернатива, и принимать только то, что действительно является лучшим, а не то, что тебе предлагают, будь то процессор, чипсет, память или любой другой компонент персонального компьютера.