Краткий обзор компьютерной промышленности за 2003 год

Автор: Алек©ей
Дата: 25.02.2004
Все фото статьи

Вместо предисловия



Этот, уже ставший традиционным, обзор событий минувшего года хотелось бы начать со слов, невинной шалостью автора немного заимствованных у давно известного в широких кругах писателя Михаила Лермонтова и его романа «Герой нашего времени».

Во всякой статье предисловие есть первая и в то же самое время последняя вещь: оно служит либо объяснением цели сочинения, либо оправданием и ответом на критику. Посему и мне не пристало отступать от этой давно заведенной традиции и объявить читателю назначение моего сочинения: постараться отметить среди событий, имевших место последние двенадцать месяцев, важные, знаковые моменты в компьютерной промышленности, и исходя из этого попытаться сделать выводы и дать некоторые, пусть и ошибочные, прогнозы на период времени такой большой, какой только возможно.

Пытливый и постоянный читатель сайта помнит, что прежние годы являли собой предтече новой эры с новыми рынками и, отчасти, новыми игроками на них. И если тогда контуры этого образования лишь слабо угадывались, то в минувшем году более явственно стали видны некоторые её очертания.

Но, прежде чем приступить к описанию событий дней минувших, хотел бы напомнить про один долгожданный и выстраданный момент, который рано или поздно должен был произойти в компьютерной промышленности: переход на новую шину обмена данных, коей в качестве земной инкарнации была выбрана PCI Express. Именно это событие призвано стать той чертой, которая бы отделила скопом все компьютеры старого поколения от поколения нового. Не является секретом то, что через три-четыре года облик персонального компьютера будет радикально отличаться от того, что мы имеем сейчас. Именно тогда произойдут все основные схватки за право первообладания территории, и межвидовые из них будут как всегда самые жестокие.

Нет, в 2003 году не произошло массового перехода на PCI Express, это удел и главная интрига года текущего, но поведенческий аспект участников рынка во многом определялся именно этим моментом. Отсюда и закономерные, ожидаемые разочарования, крушение робких надежд подготовленных всем ходом последнего десятилетия.

Одним из таких разочарований стало отсутствие у лидеров графического сектора рынка сил и воли, направленных на демонстрацию нам чего-нибудь более мощного и заманчивого, чем прежде. Лидер визуальных процессоров, наделавшая в 2002 году много шума - 3DLabs/Creative, вместо нового прорыва ограничивалась разговорами про OpenGL. Канадская Matrox поддержала-таки четвертый монитор видеоплатой Parhelia HR256 и убаюкивала нас весь год своей колыбельной про то, что скоро, очень скоро настанет лучший день. Уже изрядно притомившая всех VIA/S3 Graphics своими разговорами про DeltaChrome, наконец-то довела его до магазинного прилавка. Остатки графического подразделения SiS вкупе с тем, что осталось в Trident, сорганизовавшись в компанию XGI Technology, сумели-таки ударить себя пяткой в грудь и заявить о своих притязаниях на третье место в графическом секторе. Слова, слова ... Сама же SiS, сказав бывшим коллегам своё «фу», склонила голову перед ATI в надежде на то, что последняя сделает ей графическое интегрированное ядро. ATI и Nvidia слегка покусывали друг друга весь год в части создания технологий кинематографического рендеринга, визуальных эффектов и графики в реальном времени. Дело, конечно, нужное и важное. Но как бы там не рулила Nvidia в сериалах Дятлоws на Ren-TV и комплексах обработки видео, получаемого с марсоходов, технические специалисты крупных кинематографических студий при создании таких блокбастеров как «Властелин колец», «Скуби-Ду», «Человек-паук» и некоторых других выбирали графические процессоры серии Fire FL от ATI. Напомню, что в графических лидерах у нас ходит ещё и Intel ... но графика его по-прежнему интегрированная.

При всём этом большинство компаний этого сектора рынка поддержали к концу года AGP8x@1(2)Гб/сек и DX9 в своих продуктах и продолжили работы по предоставлению пользователю большей гибкости в части работы с входными и выходными сигналами, а так же по интеграции всего этого хозяйства в одном чипе. Так, если раньше видеоплаты среднего уровня поддерживали выход на обычный монитор и выдавали телевизионный сигнал, то нынче платы должны поддерживать два монитора, два цифровых выхода DVI плюс один DTV при максимальном разрешении 2048х1536@85Гц. Не секрет, что большие разрешения позволяют получать не только более качественные изображения, но и накладывают некоторые требования к скорости работы с памятью, объемы которой достигли 128Мб (350МГц DDR-II) в основной продукции. Графический сектор ожидает перехода на PCI Express@4Гб/сек в течение текущего года, а также поддержку телевидения высокой четкости, 256Мб памяти (600МГц GDDR3) и DX10, переход на новые технологические нормы, при увеличении общего числа транзисторов до 200млн. штук в одном чипе.

Очевидно компании просто решили поберечь силы и не разбрасываться бисером перед ... нами, дорогими покупателями, приберегая всё лучшее на потом. Но как бы там ни было, к самым шустрым изделиям этого сектора можно по праву отнести Radeon 9800XT от ATI и GeForce FX 5950 Ultra от Nvidia.

На прошедший год никто не возлагал надежд на удвоение тактовых частот центральных процессоров. Немного испортила эти ожидания IBM, поднявшись с 1,25ГГц до 2ГГц. Компания осталась основным поставщиком 64-х битной «сердцевины яблочных компьютеров». 2ГГц PowerPC IBM 970 был продемонстрирован в одно- и двухпроцессорных компьютерах Apple вместе с DDR400 SDRAM, тремя слотами PCI Express, поддержкой Gigabit Ethernet, Firewire 800, несколькими портами USB 2.0 и другими интерфейсами ввода-вывода.

AMD, видимо воодушевленная военными амбициями американского истеблишмента, начала год с объявления войны Intel в рамках ловко сработанной пиар кампании проводимой под девизом «Intel как образец фальшивых инноваций» и заявлений о намерениях выбросить во все сегменты рынка свои 64-х битные процессоры. Основными моралистами и проповедниками в этом деле выступали председатель совета директоров компании AMD Джерри Сандерс и главный исполнительный директор Гектор Руиз. Характер и длительность этой кампании вынуждают остановиться на этом более подробно. Суть всех выступлений можно свести к одной банальной фразе: «кривые у Интел руки, и сама она никчемная совершенно».

В связи с этим беспрецедентным за последние несколько лет событием, уступающим лишь празднованию юбилея выхода в свет первого IBM PC, куда саму IBM пригласить забыли, хотелось бы сказать несколько слов. Говоря про Intel, AMD во многом перегибает палку. Сегодня, пожалуй, мало кто в промышленности усомнится в том, что за годы своего существования Intel привнесла очень и очень много в дело развития и становления технологий и стандартов. Без её стараний компьютерная промышленность была бы менее мощной и гибкой и, что особенно важно, гораздо, гораздо более дорогой. Но, как всякая крупная акционерная компания с вертикально-интегрированной структурой управления, Intel обречена занимать работой свои трудовые коллективы для получения дополнительной прибыли и покрытия издержек и вести такую техническую политику, которая бы отвечала целям и задачам акционеров. И эти цели и задачи, качество и направленность работы сотрудников Intel не всегда выгодны покупателю. И в этой части AMD права, если, конечно позабыть про «свой устав и чужой монастырь». Но как бы там ни было, Intel порой сознательно создает проблемы позволяющие акционерам получать дополнительную прибыль. Так, к примеру, когда шина PCI стала узким местом в производительности всей компьютерной системы в целом, поскольку уже не могла удовлетворять запросам новых видеоплат, Intel предложила AGP интерфейс вместо более гибкого высокоэффективного интерфейса, который мог бы использоваться для графики, контроллеров памяти и сетевых устройств. Такой подход в значительной мере замедлил развитие интерфейсов. Следующей попытке заменить PCI шиной InfiniBand была присуща та же проблема, которую имел AGP: она мало годилась в качестве универсальной шины и скорее подходила в качестве варианта для прикладных решений. Нельзя не отметить и тот факт, что Intel весьма неохотно занималась 64-х разрядным PCI, долгое время отказывалась лицензировать свои технологии другим компаниям, особенно конкурентам. И всячески использовала любые попытки нарушить их для возбуждения судебных дел.

Но, несмотря на такой прессинг со стороны AMD, Intel в ушедшем году смогла показать лучшие процессоры, наборы логики для них, а так же чипы для периферийных устройств. Процессор Р4 на 3,2ГГц и 800МГц шину, пожалуй, был в ушедшем году лучшим процессором в промышленности. Кроме того, Intel сообщила о своих намерениях выпустить процессорный чип с двумя ядрами, доведя их со временем до 16-ти.

Свой шаг сделала и VIA, доведя частоты процессоров С3 до 1,4ГГц и высказавшись довольно невнятно про свои планы на будущее. Среди успехов компании выход первого мобильного процессора Antaur с низким энергопотреблением, семейство платформ для встраиваемых решений.

Transmeta три года спустя после выпуска Crusoe (TM5800), наконец, выпустила свой процессор Astra (ТМ8000), спешно переименовав его в Efficeon. Новый процессор поддерживает пока ещё модную память DDR400 и шину HyperTransport, заимствованную у AMD. Интегрированный в процессор интерфейс AGP4x, взамен прежнего PCI, что был в Crusoe, обеспечивает более быстрый доступ к графической памяти, а шина LPC (Low Pin Count Bus Rev 1.0) специально предназначена для обслуживания флэш-памяти. Усовершенствования коснулись и архитектуры: добавлена полная структура систем команд Pentium 4, включая поддержку MMX, SSE и команд SSE2, но, к сожалению, пока без SSE3. В комплекте к процессору будет поставляться новая, шестая версия программного обеспечения для преобразования команд CMS (Code-morphing software), динамически преобразующая х86 инструкции в инструкции VLIW и, по мере необходимости, преобразующая х86 инструкции в несколько более простых операций, пригодных для параллельного исполнения. Новый Effecion работает с 256-ти разрядными инструкциями, что позволяет ему совершать до восьми 32-х разрядных операций за такт. Однако, рынок применения этого процессора всё-таки довольно узок и составляет мобильные решения для бизнеса, компьютеры начального уровня, тонкие сервера и аналогичные решения. Малые энергопотребление и нагрев делают его очень привлекательным для секторов рынка нуждающихся в таких решениях, например, для создания кластерных систем. Но всё это станет возможным лишь при надлежащем продвижении на рынок процессорного интерфейса.

Коротко подытоживая события в мире центральных процессоров, следует отметить лучшие из них в 2003 году. В секторе настольных процессоров ими стали: PowerPC 970 (G5) от IBM, Pentium 4 Extreme Edition от Intel и двухканальный Athlon 64 FX-51 от AMD, коим компания подкрепила свой пиар. Среди мобильных процессоров - мобильный Athlon 64 от AMD, Efficeon (TM8000) от Transmeta и разработанный с «нуля» Pentium M от Intel, о котором достаточно много говорилось на протяжении года и совсем ничего в этом обзоре. Лидерами сектора серверных процессоров стали Xeon MP и Itanium 2 от Intel, Power 5 от IBM с поддержкой четырехпроцессорности, Opteron 848 от AMD, рассчитанный на восьмипроцессорные системы, а также двухядерный UltraSparc IV от Sun.

В мире прикладных процессоров ситуация по части повышения частот выглядела куда динамичнее, напоминая порой старые добрые времена. Тактовые частоты для наладонников перешагнули 500МГц барьер и стремительно ринулись дальше. Наиболее заметными в этом секторе были S3C2410 от Samsung, XScale PXA260 от Intel, MiMagic 6 от NeoMagic, Nomadik STn8800 от STMicroelectronics, OMAP 1611 от Texas Instruments, Alchemy Au1100 от AMD и новый игрок на рынке GoForce 2150 от Nvidia, приготовленный на основе разработок компании MediaQ, которую Nvidia прикупила в конце лета. В числе «заметных» пытались засветиться и Bitboys Oy. Странно, что эти ребята ещё живы! В смысле как компания. Не дай бог пожелать того же самого этим славным финским парням, уже не первый год так успешно развлекающим всю промышленность своими обещаниями.

Ушедший год оказался весьма благоприятным для LCD-мониторов и плоских телевизоров, и это всё в основном благодаря двум факторам: во-первых, увеличению производства панелей на введенных ранее в строй фабриках пятого поколения в Китае, Корее, Японии и на Тайване и закономерному снижению цен на них, и, во-вторых, как это ни странно, военным действиям в Ираке и атипичной пневмонии.

Оба эти события, так сильно будоражившие мир в начале года, делили всех людей на тех, у кого рождались ответные, естественные защитные реакции, кто нуждался в уходе от назойливой реальности, в отдалении от себя шокирующих сводок с фронта и нервирующих сообщений о росте числа заболевших, а также тех, кто хочет или нуждается быть в курсе всех событий. В таких ситуациях компьютерный монитор или телевизор являются чуть ли не идеальным средством решения всех проблем. И если Вы и Ваши домочадцы находитесь на разных «полюсах», то Вам никак не пройти мимо новой покупки.

Не секрет, что на фоне экономического роста у потенциальных покупателей становится больше денег, которые с радостью изымут у него производители LCD-мониторов, намеренно расставив в ушедшем году не одну ловушку на тех, для кого пришла пора обновить монитор или сменить ноутбук. Люди с радостью потратят свои кровно заработанные на покупку большого и с улучшенными свойствами устройства, которое так приятно упало в цене, и о котором так долго мечталось.

Следуя в авангарде описанных мною обстоятельств, производители систем на одном чипе: NEC, Philips, Zoran, ESS, ALi и, конечно, ATI предложили промышленности свои процессоры для этих сегментов рынка.

Органические (OLED) мониторы перешагнули, наконец, 10-ти сантиметровую диагональ, но, увы, из-за всё ещё остающихся проблем их область применения ограничена индикаторами для часов и кассовых аппаратов, информационными панелями и экранами сотовых телефонов, другими подобными устройствами. Основными игроками здесь теперь считаются Kodak, Sanyo, Pioneer, TDK, Samsung/Nec, RiTdisplay, Philips, Delta Opto, DuPont и Intel. Последней позарез нужны OLED-дисплеи под свои XScale.

Одним из растущих секторов стала беспроводная связь по протоколу WiFi, которая всё больше теснит классические сети, построенные на мириадах проводов.

Воспользовавшись некоторой передышкой, пока не начались главные сражения новой эры, Microsoft занялась латанием дыр в безопасности своих операционных систем, защитой от спама и повышением надежности своих продуктов.

Так, или примерно так, всё оно и обстояло.

Вместо заключения



В финансовом плане 2003 год для компьютерной промышленности в целом оказался лучше предыдущего. Небольшой подъём наблюдался почти во всех секторах. По предварительным оценкам итоговый рост составил около 4-5%, что не может не сказаться на положительной динамике в дальнейшем. Однако возврата к ситуации конца 90-х, когда лишь галопирующее развитие Интернета и решение «проблемы 2000 года» обеспечивали 13% рост, не предвидится. В ближайший период рост будет связан с увеличением потребления в Китае, странах Азии, в Центральной Европе и Южной Америке. Динамичный рост 90-х закончился, сейчас мы в седловине. Динамика последующего периода наступит не быстро. Компании должны подготовиться к переходу на новые литографические процессы и степени интеграции, а также достичь новых возможностей своих изделий, чтобы стать героями нового времени.

На фоне небольшого экономического подъёма стремительно росла пропасть между различными подходами в развитии компьютерных платформ, создавая при этом проблемы несовместимости. Увы, про модернизации, столь модные ранее, можно будет позабыть. Покупателям, которые срочно нуждаются в вычислительном друге, можно лишь посоветовать обратить свои взоры на «одноразовые» ПК, под коими я понимаю многочисленные баребон-системы, выпуск которых так заблаговременно начала промышленность в преддверии перехода на PCI Express. Остальным набраться терпения и держать уже имеющуюся технику в исправном состоянии. Ведь как знать, сможем ли мы увидеть устройства на PCI и AGP спустя каких-нибудь пару-тройку лет.

Возвращаясь к главному моралисту года - компании AMD, хотел бы процитировать слова Гектора Руиза: «Компьютерная промышленность в ближайшие годы будет существенно эволюционировать». И это правда. Место больших и безобразных мастодонтов займут многоядерные диплодоки, век которых будет, увы, не долог. Не такие мощные пока, но юркие прикладные процессоры будут плодиться и проникать во всевозможные устройства, представая пред нами во всё новом обличии. Сообщения на ниве нанотехнологий всё больше будут доминировать в парадных заголовках новостных лент до тех пор, пока «внизу всё ещё будет полно места». С этим и будет жить.