Обзор корпусов среднего ценового диапазона: Ascot, Gigabyte и Raidmax

Автор: SV
Дата: 27.08.2008
Все фото статьи

Введение


Пожалуй, именно средний ценовой диапазон является наиболее сложным для производителей корпусов. С одной стороны, стоимость корпуса еще не настолько высока, чтобы привлекать покупателя всеми мыслимыми достоинствами и "улучшениями" – ведь надо удержаться в не столь уж и широком диапазоне цен до трех тысяч рублей (а желательно и ниже, ведь большинство покупателей ищет корпус подешевле). При этом, надо еще установить и сколько-нибудь приличный блок питания – сложившийся рынок корпусов таков, что на нем принято предлагать в основном модели с установленными в них блоками питания, без оных у нас пока поставляются в основном только весьма дорогие корпуса. С другой стороны, позиционирование в среднем ценовом диапазоне уже не позволяет экономить на всем, чем можно – покупатель абсолютно точно не оценит необработанных краев шасси, совсем уж дешевого пластика, малой толщины стенок и полного отсутствия вентиляторов, поскольку вполне обосновано рассчитывает получить приличный корпус за разумные деньги.

Ну что ж, давайте посмотрим, что нового нам предлагается в данной ценовой категории под марками Ascot, Gigabyte и Raidmax.

Ascot 6XR8 / 6XR8-PE


Думаю, что корпуса Ascot известны большинству наших читателей: продукция компании HEC/Compucase весьма давно и прочно утвердилась на российском рынке. Если сравнительно недорогие корпуса серии не приобрели большой популярности, то корпуса серии 6АR стали в некотором роде легендой, за которой вот уже несколько лет тянется слава этаких эталонов качественных корпусов за разумные деньги. Чтобы не быть голословным: более трех лет назад мы уже отмечали корпуса этой серии как одни из лучших.


Сегодня же мы предлагаем вашему вниманию корпуса из новой серии 6X, а именно 6XR8 и 6XR-PE. Впрочем, подробно мы рассмотрим только первый, поскольку второй представляет собой лишь незначительную "вариацию на тему" – да и цена его в комплектации с 600-Вт блоком питания уже никак не попадает в средний диапазон.


Внешний вид у данной модели предельно строгий и функциональный, без особых "украшательств". Впрочем, назвать его невзрачным нельзя: переднюю панель удачно украшает хромированная полоса чуть ниже центра, отделяя пятидюймовые отсеки в верхней части от мелкой сетчатой решетки в нижней. За последней вполне ожидаемо скрывается 120-мм вентилятор с трехконтактным разъемом питания и термодатчиком на достаточно длинном проводе. Последний, кстати, будет вполне логично разместить в корзине для жестких дисков.


Все разъемы, индикаторы и кнопка включения аккуратно разместились в самой верхней части передней панели – если вы привыкли ставить системный блок под стол, то такое расположение наверняка придется вам по вкусу. Здесь же, кстати, разместился и единственный 3,5-дюймовый внешний отсек – пользоваться установленным в него картоводом или дисководом (если, конечно, вы вообще ещё пользуетесь дискетами...) будет, опять же, довольно удобно.

Набор на передней панели вполне стандартный: два светодиодных индикатора, два аудиоразъема под микрофон и наушники, два порта USB и один порт FireWire. Кнопку "Power" заметить несложно, а вот кнопка "Reset", столь необходимая в случае зависания компьютера (надеемся, что это будет происходить у вас как можно реже) выполнена настолько маленькой, что ее легко спутать с расположенным рядом светодиодом индикации работы жестких дисков (конечно же, основным отличием является то, что она не светится). С одной стороны, нажать ее пальцем получится только у людей с очень длинными ногтями, а с другой – такие размеры обеспечивают хорошую защиту от случайного нажатия.



Боковые панели фиксируется двумя удобными защелками, доставшимися корпусам новой серии в наследство от предшественников, причем верхняя снабжена еще и миниатюрным замком с ключом.


Помимо этого, боковые панели фиксируются еще и двумя винтами с накаткой. Кстати, диаметр резьбы чуть больше диаметра стержня винтов, а диаметр отверстия в панели чуть меньше внешнего диаметра резьбы. В результате после откручивания винты не выпадают, а остаются висеть на панели – очень удобное решение, уменьшающее шансы их потерять.


Предусмотрено и два вентиляционных отверстия на левой боковой панели. Нижнее выполнено перфорацией в форме прямоугольника и расположено напротив плат расширения и видеокарт (что именно окажется напротив, зависит от расположения разъемов на вашей материнской плате). Верхнее, расположенное напротив процессора, прикрыто снаружи декоративной пластиковой решеткой и предусматривает возможность установки 80-мм вентилятора.


Изначально с обратной стороны верхнего отверстия на боковой стенке установлен пластиковый диффузор, позволяющий отбирать воздух ближе к процессорному вентилятору. Напомню, что эффективность подобной конструкции, судя по нашим предыдущим тестам, весьма невелика и наблюдается лишь при использовании небольших кулеров, схожих по конструкции с "коробочными" и втягивающими воздух сверху. При установке же тихих больших кулеров диффузор придется снять.


Задняя панель корпуса весьма типична и мало чем выделяется среди множества схожих. С удовлетворением заметим, что система охлаждения осталась неизменной со времен серии 6AR: втягивающий 120-мм вентилятор на передней панели и точно такой же, оснащенный трехконтактным разъемом питания и выносным термодатчиком, но работающий на выдув, на задней.

Из непривычного хотелось бы отметить крепление заглушки для портов на материнской плате: в то время как на подавляющем большинстве корпусов ее надо либо выламывать, либо просто вытолкнуть, то здесь она крепится двумя винтами. Впрочем, поставляемую с материнской платой заглушку все равно придется ставить "враспорку".


Ну и завершая обзор внешнего вида, посмотрим на ножки. В данном корпусе они весьма невысокие и выполнены из достаточно жесткого пластика. Не то чтобы это причиняло серьезные неудобства, но более мягкие ножки, как, скажем, на корпусах Antec, несколько лучше демпфируют вибрацию при работе компьютера.


Ну вот мы и добрались до шасси корпуса. Выполнено оно весьма качественно, как и полагается корпусам такого уровня: толстое железо, аккуратно завальцованные края, подпружиненные проставки для боковых панелей, убирающие возможный дребезг и вибрацию. В то время как платы расширения и накопители крепятся без винтов, материнская плата устанавливается на привычные столбики и крепится самыми обычными винтами. Пожалуй, это и к лучшему – слишком уж часто новомодные системы безвинтового крепления оказываются неудобными.


Для большей жесткости, в углах шасси предусмотрены дополнительные уголки.


Как мы говорили чуть выше, крепление плат расширения выполнено безвинтовым – пластиковые защелки корпус получил в наследство от более ранних серий. В отличие от встречающихся иногда неудачных вариантов, это крепление нисколько не мешает установке двухслотовых видеокарт. Обратите внимание, между отверстиями слотов расположены подпружиненные проставки, обеспечивающие электрический контакт корпуса и скоб плат расширения.

Неподалеку на боковой стенке расположилась кнопка сигнализации о вторжении в корпус – в условиях организаций ее наличие может оказаться весьма полезной особенностью.


Крепление абсолютно всех накопителей выполнено безвинтовым: внешние отсеки оснащены довольно удобными пластиковыми защелками, а жесткие диски устанавливаются в съемную корзину. Впрочем, обо всем по порядку.


Для установки накопителей во внешние отсеки нам необходимо снять переднюю панель. Делается это весьма просто: нажать два фиксатора, расположенные снизу по бокам, и потянуть панель на себя и немного вниз.


Убираем, по необходимости, заглушки (кстати, в этой модели они потеряли свое винтовое крепление), и задвигаем внутрь устройства в соответствующие отсеки.


Любопытно выполнены заглушки отсеков: они не являются сплошными, а обтянуты снаружи мелкоячеистой сеткой, за которой расположен тонкий слой материала, похожего на поролон – противопылевой фильтр.


Напоминаю, что 3,5-дюймовый отсек у нас один и расположен он в самом верху. Выполнен он на той же общей стойке, что благоприятно сказывается на жесткости всего корпуса – это удалось сделать за счет того, что отсек смещен к левой боковой панели, а со стороны правой панели находится специальная металлическая проставка (в которой, кстати, проходят провода кнопки питания и индикаторов).



Само безвинтовое крепление реализовано весьма оригинально: если в большинстве случаев производители используют съемные кронштейны, то в данном случае крепление "намертво" установлено на отсеках. Чтобы закрепить диск, необходимо просто оттянуть одну сторону выступающей части кронштейна, завести накопитель внутрь так, чтобы совместились отверстия в нем и в отсеках, после чего отпустить кронштейн. Таким образом выступ на последнем надежно зафиксирует установленный накопитель. Система не бог весть какая сложная и, на удивление, удобная и достаточно надежная.


Что же касается жестких дисков, то они устанавливаются в отдельную корзину, которую можно выдвинуть целиком из корпуса. Что примечательно, корзина вытягивается не внутрь корпуса, в сторону плат расширения, а поперек – такой вариант гораздо удобнее, поскольку операциям с дисками не мешают установленные платы (как минимум, не приходится снимать видеокарту). Фиксируется корзина двумя винтами с накаткой.


Впрочем, всю корзину выдвигать нет никакой необходимости, поскольку жесткие диски в ней расположены в индивидуальных салазках, снабженных весьма удобной ручкой для извлечения из корзины: достаточно лишь слегка сдавить ручку по бокам, и салазки легко вынимаются.


Для крепления диска к салазкам винты также не требуются – жесткий диск фиксируется с двух сторон планками с двумя штырьками на каждой, причем непосредственно с диском контактируют в основном специальные силиконовые прокладки, уменьшающие передачу вибрации на корпус.




Процесс сборки системного блока в этом корпусе прошел без особых приключений, но есть пара особенностей, которые хочется отметить. Во-первых, это очень уж короткие провода младшего из доступных блоков питания, сочетающиеся с недостаточным количеством разъемов, но об этом мы поговорим подробнее чуть дальше. Второй проблемой неожиданно стала корзина с жесткими дисками, а точнее, подключение питания и интерфейсных шлейфов к дискам. Как оказалось, ручки салазок весьма ощутимо мешаются при попытке сколько-нибудь аккуратно уложить провода. Это может стать весьма значительной проблемой, если вы собираетесь использовать блок питания с проводами в жесткой оплетке и с большими расстояниями между разъемами. Опять же, очень желательно, чтобы разъемы питания дисков были Т-образными – это ощутимо облегчит процесс укладки проводов. На фоне этого хочется очень сильно поблагодарить производителей дисков за практически завершившийся переход с интерфейсов PATA и SCSI на SATA и SAS – укладывать широкие шлейфы параллельных интерфейсов было бы очень сложно. Соответственно, если вы твердо планируете использовать накопители с этими уходящими в прошлое интерфейсами, то мы рекомендуем вам тщательно обдумать, уверены ли вы в правильности выбора корпуса.

Ну и в завершение рассказа об этой модели, как мы и обещали чуть выше, несколько слов об отличиях модели 6XR8-PE, то есть "Premium Edition".


Отличия эти по большей части косметические: на передней панели в 3,5-дюймовом отсеке теперь располагается картовод, входящий в комплект поставки. Картовод этот самый обыкновенный, с четырьмя слотами и одним дополнительным USB-разъемом. Впрочем, это мелочи, которые несложно повторить своими руками (подобный картовод стоит рублей 150–200), а вот более серьезным отличием является то, что вместо разъемов на передней панели перед нами теперь красуется логотип и надпись, напоминающая нам о том, что у нас немножко другая модель корпуса.


Сами же разъемы переехали на центр верхней панели корпуса и прикрыты аккуратной крышкой. Честно говоря, весьма спорное расположение: с одной стороны, стало чуть удобнее пользоваться разъемами, если корпус стоит на полу, а с другой – если корпус на столе, то разъемы придется либо искать на ощупь, либо вставать. Да и если корпус стоит достаточно глубоко под столом, то расположенные далеко от его переднего края разъемы оказываются труднодоступны. Более того, большинство пользователей обычно что-нибудь хранит на системном блоке: флэшки, различные бумаги, книги или инструкции, подключаемые по USB внешние накопители... а такое расположение разъемов съедает большую часть полезного пространства на системном блоке, не позволяя положить на него что-либо большое. Куда более интересный вариант схожего расположения мы наблюдали в Antec Nine Hundred: там разъемы сдвинуты к переднему краю корпуса, а за ними сделана удобная выемка для хранения всякой мелочевки.


Впрочем, некоторым утешением является то, что набор разъемов стал шире: к имевшимся ранее двум портам USB, двум аудиопортам и разъему FireWire добавился один порт eSATA. Очень приятное добавление быстрого внешнего интерфейса, жаль, что он доступен только в этой версии корпуса. Отметим, что новое расположение портов USB теперь позволяет вставить в них два широких устройства, зато вставить два толстых, напротив, стало невозможно. Что мешало разнести их друг от друга на лишний сантиметр при таком запасе места – непонятно.


Реализован набор внешних разъемов весьма просто: за счет прикрученной изнутри к верхней панели достаточно большой пластиковой плашки, из которой к материнской плате уходит пучок проводов.

Есть и еще одно отличие, заметить которое со стороны весьма сложно: система охлаждения корпуса получила третий 120-мм вентилятор, расположенный на специальной вставке, находящейся на месте трех нижних заглушек 5,25-дюймовых внешних слотов. В целом, улучшение охлаждения можно только поприветствовать, но смущает такое своеобразное расположение вентилятора. По сути, он гонит воздух лишь к материнской плате, несколько улучшая охлаждение памяти и процессора.

Корпус 6XR8 в нашу лабораторию попал с блоком питания Ascot Silent Pro A-450, корпус 6XR8-PE – с блоком Ascot Super Silent Pro Active A-600AP. Обзоры этих блоков Вы можете прочитать в отдельной статье.

Уточнить наличие и стоимость Ascot 6XR8 / 6XR8-PE

Gigabyte GZ-X3BPD / GZ-X4BPD / GZ-X5BPD


Если спросить "Какие устройства производит компания Gigabyte?" – то большинство сразу же сходу назовет материнские платы и видеокарты. Потом кто-то вспомнит оптические приводы, кто-то – блоки питания, а кто-то, возможно, назовет и корпуса. Да, у этой многопрофильной компании есть и корпуса – и сегодня один из них (а может быть и три, это как посмотреть) перед нами.



Серия корпусов Gigabyte GZ-X включает в себя шесть моделей. Сразу оговоримся, что корпуса Gigabyte, представленные в данном обзоре, стоят несколько меньше, чем конкуренты. Ну что ж, вот и посмотрим, за счет чего удалось снизить цену.

Мы не будем с уверенностью говорить за всю серию, но вынесенные в заголовок модели отличаются друг от друга настолько незначительно, что вполне достаточно будет описать один корпус, а для двух других лишь привести отличия. Итак, Gigabyte GZ-X3…


На вид корпус весьма неказист – этакая рабочая лошадка, схожая своим обликом со многими другими. Глазу попросту не за что зацепиться в облике корпуса – все настолько привычно, даже крышка с кнопкой, расположенная в верхнем отсеке и специально предназначенная для того, чтобы закрывать оптический привод, уже давным-давно не новинка. Корпус существует в трех вариантах расцветки: черный, белый и серебристый. Честно говоря, сложно отдать предпочтение какому-то из них – все три одинаково скучны на вид, хотя и не вызывают явно отрицательных эмоций.


Практически по центру передней панели, под единственным внешним 3,5-дюймовым отсеком, расположился блок кнопок и индикаторов. Набор весьма скромный, хотя и вполне достаточный: по самому центру находится большая серебристая кнопка питания, правее расположена маленькая кнопка сброса, а левее – единственный светодиод.


В самом низу передней панели расположился традиционный блок внешних разъемов. По бокам от двух портов USB разместились аудиоразъемы, а в правом углу – разъем FireWire. Честно говоря, такая компоновка, на наш взгляд, далеко не самая удачная. Во-первых, в USB-порты не вставишь одновременно два широких устройства – впрочем, это весьма типичная проблема. Во-вторых, подключить гарнитуру, у которой разъемы наушников и микрофона находятся на общем шнуре и разделены лишь на самом конце, будет несколько проблематично.


Боковые панели абсолютно стандартные, с винтовым креплением. Приятно, что в наличии оба вентиляционных отверстия: снабженное пластиковым диффузором верхнее (диффузор нам, как обычно, пришлось снять – он мешал установке кулера) и нижнее, улучшающее циркуляцию воздуха около видеокарт и плат расширения. При желании, на верхнее отверстие можно установить 80-мм вентилятор, но в комплекте его, естественно, нет – обычно такие вещи встречаются лишь в значительно более дорогих корпусах.


Задняя панель абсолютно стандартна. Единственный примечательный момент здесь – установленный 120-мм вентилятор с трехконтактным разъемом питания, являющийся единственным в системе. Да, именно единственным – сразу скажем, что вентилятора на передней панели нет. Впрочем, несколько утешает тот факт, что диаметр вентилятора не стал жертвой борьбы за снижение стоимости: зачастую вместо 120-мм вентиляторов производители ставят на заднюю панель 80-мм или 92-мм, хотя места хватает и для больших.


Раз уж зашел разговор про вентиляторы, то сразу расскажем и о весьма своеобразном аксессуаре, поставляемом вместе с корпусом. Им является разветвитель, предназначенный для подачи питания с одного разъема на материнской плате сразу на два вентилятора. Конечно, первому из вентиляторов в таком случае достаются лишь два провода, ответственных за питание, в то время как провод тахометра уходит лишь ко второму. Забегая вперед, скажем, что аксессуар оказался весьма к месту – на имеющемся вентиляторе провод настолько короткий, что подключить его к нашей материнской плате без удлинителя оказалось невозможно. Второй разъем, по всей видимости, предназначен для вентилятора на боковой панели, не входящего в комплект поставки.


Ножки у корпуса такие же, как и у рассмотренного выше Ascot 6XR8 – пластиковые, твердые.


Шасси также не радует дизайнерскими находками – точно такое же шасси можно увидеть во многих корпусах как данного ценового диапазона, так и в более дешевых. Правда, в отличие от последних, в данной модели оно не прогибается от легкого нажатия пальцем: хотя шасси и менее жесткое, чем в рассмотренном выше корпусе Ascot, но все же его жесткость вполне достаточная, чтобы не начать сразу беспокоиться о вибрации и дребезжании. Можно не опасаться и за возможность порезаться при сборке – все края обработаны.


Заглушки напротив слотов расширения откровенно огорчают – они одноразовые, поскольку, однажды выломав, вернуть их обратно можно лишь с помощью скотча или клея.


Зато в наличии безвинтовая система крепления плат расширения и видеокарт. Конструкция подкупает своей простотой: платы попросту поджимаются одной общей поворотной планкой. Думаю, несложно догадаться, что при замене одной платы все остальные сразу же лишаются опоры. С одной стороны, такая конструкция не мешает установить двухслотовую видеокарту, зато с другой… надежность подобного крепления не внушает особого доверия, а ведь современные видеокарты зачастую весьма тяжелые. Так что – лучше снимайте эту планку и применяйте старые добрые винты, благо отверстия для них в наличии.


На передней панели хорошо видно предусмотренное посадочное место для вентилятора: желающие заняться модернизацией могут установить 80-, 92- или 120-мм вентилятор. Прежде чем заняться установкой накопителей во внешние отсеки, вам придется выломать соответствующие заглушки (проще всего их выбить изнутри длинной отверткой).


Конструкция безвинтовой системы крепления накопителей, использованная в этом корпусе, максимально проста. Для трех типов накопителей (5-дюймовые, жесткие диски и картоводы или дисководы) используются три разных типа кронштейнов. Во всех случаях методика одинаковая: выступающие на кронштейнах штырьки вставляются в соответствующие отверстия в корпусе напротив отверстий, в которые обычно вкручиваются винты. После этого поворот ручки на кронштейне фиксирует устройство в отсеке.


На удивление, эта простая конструкция достаточно неплохо справляется со своим назначением – как оптический привод, так и жесткие диски оказались надежно закреплены. Огорчает только то, что в двух отсеках, предназначенных для картоводов или дисководов (напомню: у них отличается расположение отверстий для винтов, соответственно, используются и другие кронштейны), закрепить жесткие диски можно только винтами.

Кстати, забавный момент: в то время, как внешних отсеков у нас лишь один (если судить по крышкам на передней панели), то отсеков в стойке, предназначенных для установки картоводов – два. Что предполагается ставить во второй отсек – непонятно, поскольку другие устройства с подобным креплением нам неизвестны. Логичнее было бы все же поставить там шестое безвинтовое крепление для жесткого диска.




Сборка системы проходит без каких-либо особых приключений, все вполне ожидаемо – в том числе и некоторые проблемы, связанные с укладкой проводов в корпусе. Все же, корпуса с местом для проводов за материнской платой гораздо более удобны, но они и стоят ощутимо дороже.

Ну и в завершение, несколько обещанных слов об отличиях двух других моделей.




По фотографиям несложно заметить, что Gigabyte GZ-X4BPD отличается от рассмотренной выше модели исключительно "косметикой", то передней панелью. Разъемы переехали в середину корпуса (так как корпуса подобного размера обычно стоят на полу, это можно только приветствовать), кнопки опустились пониже, на боковинах появились стильные вентиляционные щели – вот и все отличия. Эта версия хорошо подойдет в качестве корпуса для домашнего компьютера.


Что же касается Gigabyte GZ-X5BPD, то он очень близок по своему внешнему виду к Gigabyte GZ-X3BPD, но за счет того, что кнопка питания переехала ниже, в нем стало два внешних 3,5-дюймовых отсека. А поскольку шасси у всех одинаковое, то именно из-за этого, очевидно, мы и видели в предыдущих моделях "странный" внутренний отсек с креплением для внешних устройств.


Впрочем, есть и еще одно косметическое изменение: в этой модели расположенные на передней панели разъемы закрываются аккуратной откидывающейся крышкой. Впрочем, на набор разъемов и их расположение появление крышки никак не повлияло.

Корпуса Gigabyte в нашу лабораторию попали с блоками питания Delta Electronics GE-C400N-C1. Обзор этой модели Вы можете прочитать в отдельной статье.

Уточнить наличие и стоимость Gigabyte GZ-X3BPD / GZ-X4BPD / GZ-X5BPD

Raidmax Smilodon


Продукция компании Raidmax появилась на российском рынке недавно, однако уже успела заработать определенную популярность благодаря весьма нестандартному дизайну. Чаще всего в отношении корпусов этого производителя звучат такие эпитеты, как "революционный", "стильный", геймерский" и прочие столь излюбленные маркетинговыми отделами слова.


Сегодня же мы посмотрим, что на самом деле представляют собой корпуса этой фирмы на примере Smilodon, относящегося к серии "элитных" моделей Raidmax.


Ну что ж, как минимум, внешность у этого корпуса действительно несколько неординарная. Никаких запредельных полетов дизайнерской мысли в виде совсем уж нестандартных форм нет, но назвать Smilodon похожим на конкурентов язык вряд ли у кого повернется. В целом, облик хочется назвать агрессивным (забегая несколько вперед: а уж в работе, с подсветкой…) – именно такие корпуса предпочитают игроки, моддеры, да и, пожалуй, молодежь в целом.

Обратите внимание, на передней панели нет ни единого разъема или кнопки – все спрятано за дверцей, держащейся на магнитах. К сожалению, замка не предусмотрено, так что защита от маленьких детей, так любящих в самый неудачный момент нажимать на кнопочки, есть, но ее нельзя назвать надежной.


Дверца представляет собой, с технической точки зрения, металлическую сетку, натянутую на каркас. Выглядит это гораздо менее страшно, чем звучит – конструкция достаточно надежная и приятная на вид. Зато такое решение гарантирует нормальный приток воздуха в корпус и втягивающему 120-мм вентилятору, установленному за дверцей, не приходится всасывать воздух из щелей, создавая излишний шум турбулентными потоками.


Кнопки питания и сброса разместились рядом с двумя внешними 3,5-дюймовыми отсеками. Интересно, что каких-либо светодиодов не видно…



Обратите внимание на четыре провода в нижнем углу дверцы, идущих из корпуса – да, вот и нашлись светодиоды. Общая подсветка играет роль сигнализации о работе системного блока (логично, в общем-то), а красный светодиод индикации активности жесткого диска аккуратно пристроился на одной из поперечных планок на дверце.

Набор внешних разъемов, расположенных за дверцей, практически стандартен: два аудиоразъема окружены по бокам двумя портами USB. Весьма удачное решение: никто никому не мешает. Пожалуй, жаль только, что не нашлось места и желания установить разъемы eSATA и FireWire. Если взаимное расположение разъемов весьма удачно, то расположение всего блока за крышкой таковым не является: подключение любого устройства приводит к тому, что крышку закрыть невозможно. Не говоря уж о том, что для полноразмерного корпуса, обычно стоящего на полу, нижнее расположение разъемов – в принципе не лучшая идея...


Практически всю левую боковую панель занимает огромное пластиковое окно, на котором выполнены две стандартных вентиляционных решетки. Что удивляет, так это то, что в обоих из них уже установлены 80-мм вентиляторы. Правда, если верхний закреплен на самой панели, то нижний – на поперечной металлической планке внутри корпуса, вплотную подходящей к панели.


Задняя панель практически стандартная, с установленным на ней 120-мм вентилятором. Интригует странная волнообразная прорезь по всей панели, но обо всем чуть позже.


Удивляет и правая боковая панель: на ней также есть вентиляционные отверстия, за которыми угадывается третий 80-мм вентилятор (напомню, что они дополняют два 120-мм вентилятора: в корпусах такого уровня такое количество вентиляторов – большая редкость). Судя по расположению этого вентилятора, он гонит воздух в верхнюю часть 3,5-дюймовых отсеков.


Завершает внешний осмотр днище, а точнее – ножки на нем. Здесь все стандартно: привычный жесткий пластик.


Ну вот мы и добрались до, пожалуй, самого интересного в этом корпусе: его боковые панели не снимаются, а откидываются в стороны. Помните на видах сбоку ручки? Достаточно потянуть их за нижний край вверх, и вся боковая панель откидывается в сторону. В случае левой боковой панели это не приносит какого-либо особого комфорта – при операциях с комплектующими панель располагается ровно между вами и корпусом. Несколько спасает положение то, что откидывается она более чем на 90°, то есть можно положить корпус на бок (или поставить на край стола) и откинуть панель до максимума.


А вот что действительно сильно впечатляет, так это то, что и правая боковая панель откидывается точно так же, причем с частью задней панели, оставляя в массиве корпуса блок питания и вентилятор на задней панели. Таким образом, устанавливать материнскую плату становится очень и очень удобно, по сравнению со стандартными корпусами.

Само шасси хоть и весьма необычно, но выполнено на очень хорошем уровне: все грани аккуратно обработаны, жесткость всей конструкции сомнений не вызывает.


Пожалуй, больше всего впечатление о корпусе портят заглушки на задней панели: если банальное винтовое крепление не страшно (по старинке, зато надежно), то вот тот факт, что эти заглушки приходится выламывать, сразу отрицательно сказывается на имидже корпуса.


Ну что ж, пора разобраться с вентилятором на правой панели, поскольку решение весьма нестандартное и привлекающее внимание. Кстати о вентиляторах: все они имеют четырехконтактные разъемы питания, как у жестких дисков с интерфейсом PATA.


Честно говоря, эффективность данного вентилятора вызывает большие сомнения, и виной тому – его расположение. Дело в том, что охлаждает он, по существу, лишь верхнюю корзину для 3,5-дюймовых устройств, в которую устанавливаются внешние накопители (картовод или дисковод), практически не требующие охлаждения, и один жесткий диск. В некоторой степени он еще должен улучшить охлаждение материнской платы за счет того, что будет увеличивать идущий на нее поток воздуха. Стоит ли игра свеч – посмотрим в разделе тестирования.


Поперечная металлическая планка на левой стороне корпуса не только увеличивает жесткость конструкции (кстати, ее наличие – вполне логичный шаг, учитывающий снижение жесткости шасси из-за своеобразной конструкции) и является посадочным местом для одного из 80-мм вентиляторов, но еще и осуществляет поддержку плат расширения и видеокарт. Реализовано эта поддержка весьма просто: на планке есть три выдвигающихся внутрь стержня (от движения в обратном направлении их удерживает насечка на одном из ребер стержней) с мягкими подушечками на концах. Соответственно, после установки плат достаточно просто закрыть планку и выдвинуть необходимые стержни, уперев их в торцы карт. Поддержка не бог весть какая, но лишней не будет точно.


Ну что ж, пора рассказать и о креплении накопителей. Устройства в 5,25-дюймовых отсеках и в верхней корзине для 3,5-дюймовых накопителей крепятся безвинтовыми кронштейнами, очень схожими по конструкции с теми, что использовались в рассмотренном выше корпусе Gigabyte, так что подробно останавливаться на них не будем.


Крепящие планки практически те же самые – с двумя штырьками, заменяющими обычные винты, и поворотной центральной частью, ответственной за установку и снятие кронштейна.


В нижней передней части корпуса расположилась традиционная на первый взгляд корзина для жестких дисков, крепящаяся винтом с накаткой и кронштейном. А что это там такое синее под ней?


А это достаточно удобная коробочка, которую легко можно вытянуть за выступающий из-под корзины язычок.


В ней достаточно комфортно разместились направляющие для жестких дисков, одна (sic!) сменная заглушка для задней панели, пакетик с винтами и динамик, предназначенный для установки на материнские платы (если у тех, конечно, нет встроенного).


Но вернемся к корзине для жестких дисков. Вынимается она несколько непривычно (вот что у этого корпуса точно получается хорошо – так это удивлять нестандартными конструкциями): ее надо тянуть не внутрь корпуса, а на себя по дуге за край корзины. В принципе, устанавливать диски достаточно удобно, даже если просто повернуть корзину, как на фотографии выше.


Впрочем, ее можно извлечь и полностью. Правда, устанавливать ее обратно с жесткими дисками внутри несколько неудобно – приходится на ощупь совмещать направляющие.


Диски в корзину устанавливаются при помощи тех самых направляющих, которые мы видели в коробке. Все просто и достаточно удобно: на боковые поверхности диска крепим по направляющей, вставляя их выступающими штырьками в отверстия для винтов, после чего задвигаем получившуюся конструкцию в корзину.






Сборка корпуса проходит непривычно. С одной стороны, в него очень удобно устанавливать материнскую плату, видеокарту и карты расширения за счет того, что все это делается на откинутой правой боковой панели. Не менее удобно по той же причине устанавливать и накопители. А вот с другой стороны, достаточно серьезной проблемой становится подключение всевозможных разъемов. Подключить их при откинутой правой панели невозможно – банально не хватает длины проводов, при поднятой же панели места в корпусе становится очень мало. Из-за той же нехватки места неудобно и укладывать провода, тем более, что их достаточно много, ведь все вентиляторы необходимо подключить к блоку питания. В итоге, сборка корпуса занимает практически столько же времени, как и у описанного выше корпуса Gigabyte, имеющего привычный дизайн.


Наградой за все мучения при сборке становится очень приятная иллюминация: все установленные вентиляторы имеют подсветку, плюс на дверце светящиеся трубки использованы в трех перемычках и по левому краю. Вполне себе симпатичный ночник получился. А если говорить серьезно, то моддерам наверняка понравится, а вот тем, у кого компьютер работает круглые сутки – вряд ли.

Корпус Raidmax Smilodon в нашу лабораторию попал с блоком питания Raidmax KY-600ATX, обзор которого Вы можете прочитать в отдельной статье.

Уточнить наличие и стоимость Raidmax Smilodon


Методика тестирования охлаждения


Тестирование производилось в закрытом и полностью собранном корпусе при постоянной внешней температуре 23 °С, за поддержание которой отвечал кондиционер. Поскольку мы придерживаемся версии о том, что большинство пользователей предпочитает малошумные системные блоки, то управление оборотами вентилятора на процессоре и системных вентиляторов (если, конечно, они подключались к материнской плате) выставлялось в режим "Silence". Никаких изменений конфигурации воздушных потоков не проводилось.

В качестве тестового стенда был выбран следующий набор комплектующих:

материнская плата ASUS P5E;
процессор Core 2 Duo E6850;
кулер Zalman CNPS9500 AT;
четыре жестких диска Western Digital Raptor WD740GD;
видеокарта HIS Radeon HD 3870;
2 x 2 ГБ памяти DDR2 Patriot PDC24G6400LLK с частотой 800 МГц;
Операционная система Microsoft Windows XP Professional SP2.

Для снятия показания температур процессора применялась программа "ASUS PC Probe", поставляемая в комплекте с материнской платой. Температура жестких дисков измерялась с помощью программы "HDD Thermometer", а видеокарты – с помощью ее драйвера.
Тестирование проводилось в следующих режимах:

Idle – режим простоя компьютера;
IOMeter – на все жесткие диски одновременно запущен тест "Access time" из программы IOMeter, обеспечивающий максимальную нагрузку на диски;
Prime95 – запущена программа Prime95 в режиме "in-place large FFTs", обеспечивающем максимальную загрузку обоих ядер процессора;
3DMark06 – запущен 3DMark06 с разрешением 1280х1024 с максимально возможными настройками качества изображения.

Все показания температур снимались минимум через полчаса работы в соответствующем режиме и только после того, как их значения стабилизировались.

Оценка уровня шума проводилась только субъективным методом в процессе тестирования текущей конфигурации тестового стенда.

Результаты тестирования охлаждения


Для начала посмотрим результаты для каждого корпуса и оценим такой интересный момент, как качество охлаждения жестких дисков в зависимости от их размещения.


Нумерация жестких дисков идет сверху вниз. Хорошо видно, что два центральных диска охлаждаются чуть лучше остальных, но в целом все диски находятся в достаточно комфортных условиях и не требуют увеличения воздушного потока даже при максимальной нагрузке на них. Нормальное охлаждение получают и все остальные комплектующие, так что в целом охлаждение в данном корпусе представляет собой очень разумный вариант. Впрочем, это и неудивительно: схема с такой установкой двух 120-мм вентиляторов уже достаточно давно зарекомендовала себя в качестве наиболее практичной.

Что же касается шумности Ascot 6XR8, то она находится на ожидаемо низком уровне. Никаких вибраций никуда не передается, вентиляторы создают лишь негромкое гудение, которое отчетливо можно услышать, лишь вплотную приблизившись к корпусу, а основной тон задает стрекот головок используемых нами жестких дисков WD Raptor, которые далеко не самые тихие.


Нумерация дисков идет все также сверху вниз. Первый диск отделен от остальных одним пустым отсеком, остальные же идут подряд до дна корпуса. В целом, винчестеры получают достаточное охлаждение за счет потока воздуха, создаваемого вытяжным 120-мм вентилятором на задней панели, но вот расположенные вплотную нижние диски чувствуют себя несколько хуже, чем обладающие свободным пространством вокруг верхние.

В силу скромной системы охлаждения, шум от работающего системного блока минимален, и в нем снова основным источником шума являются жесткие диски. Приятно, что, несмотря на сравнительно невысокую стоимость корпуса, какого-либо дребезжания нами замечено не было.


Нумерация дисков идет по-прежнему сверху вниз. Поскольку у нас есть один отсек с охлаждением с левой стенки, то первый диск мы установили именно в него, остальные же разместились в нижней корзине.

Ну что ж, результаты тестирования явно показывают, что этот нестандартно расположенный вентилятор не просто так занимает место – охлаждаемый им жесткий диск на 4-5 градусов холоднее остальных. Корпус успешно справился с охлаждением всех компонентов – право слово, было бы странно, если бы при таком количестве вентиляторов мы бы наблюдали перегрев.

Что касается шумности, то Smilodon оказался ощутимо громче конкурентов. Проводя короткое субъективное исследование, мы выяснили, что виной тому не нестандартная конструкция корпуса, а 80-мм вентиляторы, установленные в нем. Естественно, что мы не могли отказать себя в эксперименте и провели еще один цикл тестирования, отключив все три 80-мм вентилятора (то есть, охлаждением занимались лишь пара "стодвадцаток").


Ну что ж, температура ожидаемо подросла, но ее значения не стали сколько-нибудь тревожащими. Даже жесткий диск вне корзины, лишенный "своего" вентилятора, не так уж и нагрелся – ему вполне хватило общего потока воздуха через корпус.

Зато шум сразу же пришел в норму, то есть упал до уровня, демонстрируемого конкурентами. Да, действительно, всему виной были 80-мм вентиляторы – так что их лучше либо снять совсем, либо заменить на более тихие. Кстати, несмотря не нестандартное шасси, никаких звуков, вызываемых им, мы не слышали – жесткость конструкции находится на заслуживающем уважения уровне.

В завершение сравним корпуса между собой. В качестве температур жестких дисков приведены данные самого холодного и самого горячего диска в корпусе.


В состоянии покоя за звание лучших с переменным успехом борются Ascot и Raidmax. Пока последний трудится во все свои пять вентиляторов – он чуть лучше справляется с охлаждением (но при этом и заметно шумнее), при отключении же 80-мм вентиляторов Raidmax сразу теряет свое небольшое преимущество.


При максимальной нагрузке на жесткие диски Raidmax способен продемонстрировать лучший результат за счет того, что один из дисков имеет "свой" вентилятор и много свободного места вокруг. При этом по "худшему" диску все три корпуса равны. Напомню, что для всех трех корпусов худшим стал диск около дна корпуса – вокруг него самый слабый поток как от двух вентиляторов, так и от одного. Любопытно, что имеющий всего один вентилятор Gigabyte держится, фактически, на равных с конкурентами. И еще один любопытный момент: в корпусе Ascot процессор имеет минимальную температуру, но при этом материнская плата – максимальную. Похоже, что виной тому причуды прохождения потоков, вызванные формой корпуса и укладкой проводов.


При максимальной нагрузке на процессор картина практически повторяется. Обратите внимание, насколько невысок выигрыш Raidmax от применения большого количества вентиляторов. Возможно, будь у нас менее мощный кулер на процессоре и видеокарта с тонкой, а не двухслотовой (выбрасывающей горячий воздух прочь из корпуса) системой охлаждения, его выигрыш был бы больше.


Пожалуй, самый важный режим – тестирование под нагрузкой, наиболее близкой к максимальной нагрузке на домашние компьютеры. И снова Raidmax чуть впереди по охлаждению всех компонентов, но его выигрыш, на наш взгляд, не стоит того шума, который он создает. При отключении же 80-мм вентиляторов он становится вровень с корпусом Gigabyte. И снова Ascot демонстрирует лучшее охлаждение процессора и жестких дисков, но при этом столько же проигрывает в охлаждении материнской платы и видеокарты.

В целом, все корпуса успешно справились с охлаждением при всех нагрузках.

Подведение итогов


Ну что ж, попробуем подвести итоги по каждому участнику.

Новая серия корпусов Ascot, похоже, присоединится к успешному шествию своих собратьев в наши дома и офисы. Ascot 6XR8 – очень неплохой корпус за свои деньги: приятный и "спокойный" внешний вид, надежное шасси, достаточно удачная эргономика, хорошее охлаждение, низкий уровень шума. Пожалуй, единственными сколько-нибудь заслуживающими внимания недостатками в нем являются лишь неудобства с подводкой и укладкой шлейфов жестких дисков, да комплектный 450-Вт блок питания с чрезмерно скромным набором разъемов. Версия 6XR8-PE поставляется с более интересным 600-Вт блоком, но и цена ее уже выходит за рамки среднего класса.

Корпуса Gigabyte серии GZ-X – пожалуй, весьма удачный компромисс между снижением цены и сохранением приемлемых потребительских характеристик. Да, они мало чем выделяются среди одноклассников, но при этом у них нет ни одного действительно слабого места, а цена является весьма демократичной. Чем не выбор для тех, чьи требования к корпусу останавливаются на уровне "лишь бы был нормальным"?

Raidmax Smilodon заметно отличается от остальных. Очень необычная конструкция, большое количество вентиляторов, весьма яркий, и я бы даже сказал, вызывающий внешний вид, – в общем, этому корпусу есть чем обратить на себя внимание. При этом, если копнуть поглубже, оказывается, что за охлаждение приходится расплачиваться повышенной шумностью, а необычность конструкции не столь уж и удобна, как это может показаться на первый взгляд (хотя и имеет свои явные плюсы). И это не говоря уж о качестве поставляемого с ним блока питания... В сухом же остатке мы имеем изделие для энтузиастов, которым нужен корпус с яркой, необычной внешностью и возможностью организации хорошего охлаждения.

Другие материалы по данной теме


Корпус Antec Three Hundred – достойное охлаждение за разумную сумму
Корпуса Antec: пять моделей на любой вкус
Новые корпуса среднего ценового диапазона от ASUS, Gigabyte и CoolerMaster – интересное пополнение в классе MiddleTower