Корпуса Zalman GS1000 и Z-Machine GT1000

Автор: SV
Дата: 27.10.2008
Все фото статьи

Введение


Компания Zalman достаточно хорошо известна на рынке компьютерных комплектующих, в основном как производитель систем охлаждения, причем не только всевозможных кулеров для процессоров и видеокарт, но и водяных систем охлаждения. Несколько лет назад именно кулеры Zalman сделали эту марку известной, поскольку являлись одновременно достаточно тихими и весьма эффективными. Да что далеко ходить, наша тестовая платформа для корпусов как раз и включает один из кулеров Zalman – процессорный CNPS9500 AT. Впрочем, не кулерами едиными… Практически вся продукция этой компании весьма интересна и любопытна: стереомонитор Trimon ZM-M220W, многоканальные наушники ZM-RS6F, блоки питания (например очень тихий и мощный ZM850-HP), – все они являются весьма яркими представителями устройств своего класса.

Темой же текущей статьи являются корпуса Zalman. Некоторое время назад у нас уже была на тестах одна модель этой компании – HD160XT, но она предназначалась для сборки HTPC, домашнего кинотеатра. Сегодня же мы рассмотрим пару корпусов, являющихся более привычными «настольными башнями».

Zalman GS1000


Начнем, пожалуй, с Zalman GS1000 – большого, даже, пожалуй, огромного корпуса типоразмера Full Tower. Существуют два варианта корпуса – полностью черный, попавший к нам на тесты, и черно-серый, так называемый «титановый».


Внешний вид корпуса весьма строг, но при этом далек от классической формы «большой прямоугольный ящик». Именно прямые углы и пали жертвой дизайнеров – их заменили весьма аккуратные скругления.


За счет этих скруглений корпус прибрел даже некоторую изящность форм, насколько этот термин вообще применим к корпусам таких габаритов. Кстати, выполнены углы весьма интересно – боковые панели как бы заходят внутрь передней панели. Получилось необычно и весьма привлекательно на вид.

Такой дизайн стал возможен благодаря тому, что в корпусе органически сочетаются сталь, пластик и алюминий – из стали выполнено основное шасси, пластиковыми сделана часть внешних деталей (например, верхняя панель и внешние обводы передней), боковые же стенки выполнены из анодированного алюминия с характерной финишной обработкой в виде линейной текстуры. Пожалуй, несколько неудачным является лишь сочетание глянцевого пластика и текстурированного алюминия – стоило либо все делать глянцевым, либо все матовым.


Корпус явно планируется устанавливать на пол – об этом свидетельствует не только отсутствие прозрачного окна в боковой крышке, но и расположение кнопки питания в самой верхней части передней панели. Вокруг кнопки – кольцевой светодиод индикатора питания. К сожалению, кнопка «Reset» на корпусе отсутствует.


Не нашлось на передней панели и места для разъемов – они переехали на переднюю часть верхней панели, где скрываются под сдвижной крышкой. Впрочем, для напольного корпуса это является только достоинством – не приходится нагибаться, достаточно лишь протянуть руку.


Набор разъемов привычен – два аудиопорта, два USB и один порт IEEE 1394. Жаль, что компания Zalman решила обойтись без набирающего популярность eSATA – его востребованность вряд ли ниже, чем у разъема FireWire. К сожалению, разъемы USB расположены слишком близко друг к другу – вставить в них одновременно два широких устройства не получится. А ведь ничто не мешало разнести их, допустим, по краям.


Верхняя панель сама по себе представляет интерес, особенно выступающий кожух в ее задней части, под которым скрываются вентиляционные отверстия. По габаритам кожуха можно предположить, что под ним расположены как минимум два 120-мм вентилятора – настолько он велик.


Задняя панель также далека от стандартного внешнего вида. Во-первых, в соответствии с современными тенденциями, блок питания располагается в нижней части корпуса, в результате чего разъемы материнской платы и слоты расширения сдвинуты вверх. Во-вторых, на заднюю панель выходят вентиляционные отверстия вышеупомянутого кожуха. Завершает композицию 120-мм вентилятор производства Zalman (забегая вперед, сразу скажу, что в обоих корпусах используются только «родные» вентиляторы: 120-мм ZM-F3 и 92-мм ZM-F2) и решетка на оставшемся кусочке пространства. Ах, да – в верхней части расположены два обрезиненных отверстия для шлангов к внешнему радиатору водяной системы охлаждения, если Вы захотите таковую установить.

Обратите внимание, что для удобства сборки боковые крышки заканчиваются солидными ручками, за которые их удобно снимать. Не забыли и про винты: они выполнены подпружиненными и имеют головку с накаткой – так что для снятия боковых стенок не потребуется отвертка, а винты не потеряются.


Непривычный внешний вид у этого корпуса имеют даже ножки – вернее сказать, подставки. Да, корпус надо устанавливать на две пластиковые подставки, переднюю и заднюю.


Конечно, можно обойтись и без подставок, но с ними корпус более устойчив, а главное – они обеспечивают доступ воздуха к вентиляционным отверстиям, занимающим большую часть днища корпуса.


Устанавливать подставки достаточно неудобно – для это приходится одной рукой удерживать корпус в приподнятом состоянии (неважно, лежит он на боку или стоит вертикально), а другой надевать подставки и сдвигать их, надежно сцепляя их с корпусом. Но наградой вам будет то, что корпус в итоге можно поднимать за подставки – там есть подходящие прорези. Правда, класть его набок становится очень неудобно, так что мы рекомендуем вам либо собирать корпус в стоячем виде, либо надевать подставки в последнюю очередь.


Ну вот, наконец, и внутреннее пространство. Шасси весьма основательное, из достаточно толстой стали, все возможные острые края закруглены. Сразу обращает на себя внимание крепление устройств в пятидюймовые отсеки, выполненное на подпружиненных винтах с накаткой – как минимум здесь отвертка также не нужна. А вот материнскую плату придется устанавливать по старинке, на шестигранные столбики, и прикручивать винтами. Кстати, о материнской плате – обратите внимание, насколько большое пространство ей полагается. Этот корпус изначально рассчитан на комфортную установку не только стандартных плат ATX-формата, но и удлиненных E-ATX, часто используемых в качестве серверных платформ. То есть в Zalman GS1000 можно уверенно собирать мощную рабочую станцию с двумя процессорами.


В нижней части боковой стенки предусмотрены отверстия для прокладки проводов под материнской платой, для более комфортной укладки всевозможных шлейфов. Радует глаз забота о мелочах – края отверстий закрыты пластиком, так что провода не перетрутся. Конечно, пространства для проводов не бог как весть как много по толщине, зато достаточно по площади. В любом случае, это гораздо удобнее, чем собирать их в пучки внутри основного объема корпуса.

Но вернемся в основную часть корпуса. В его верхней части, под кожухом, действительно скрываются два посадочных места под 120-мм вентиляторы. Правда, изначально вентилятор установлен только на одном из них.

Оба вентилятора имеют трехконтактные разъемы питания от материнской платы. Честно говоря, это не очень удобно: обычно в верхней части платы есть только один такой разъем, так что провод второго вентилятора приходится тянуть через весь корпус, при этом длины провода недостаточно, чтобы спрятать его за стенку.


Нижняя часть корпуса, в которой располагается блок питания, отделена от верхней лишь весьма небольшой перегородкой – никакого разделения объема корпуса на два, как мы видели в продукции Antec, нет и в помине.

Вентиляционные отверстия в днище корпуса предназначены для установки 120-мм вентиляторов. Об этом явно свидетельствуют характерные наплывы с резьбой в соответствующих местах. Если центральный вентилятор имеет определенную ценность – он будет охлаждать видеокарту, то ставить вентилятор под блок питания – занятие весьма бестолковое: у него все равно не будет достаточно свободного пространства для воздушного потока.


Похоже, что винты с накаткой являются характерной чертой этого корпуса – ими крепятся даже заглушки на слотах расширения. С одной стороны, решение удобное, но вот только воспользоваться им в данном случае смогут не все, а лишь люди с тонкими пальцами. Отдельно несколько удивило то, что эти винты были настолько туго затянуты, что открутить их пальцами оказалось невозможно, пришлось брать в руки отвертку. Понятно, что это сделано для предотвращения самопроизвольного откручивания винтов в процессе транспортировки корпуса, но, как говорится в анекдоте, осадочек остался.


С блоком питания все не так просто: сперва к нему надо прикрепить специальную рамку, которая позволяет расположить блок вверх ногами, что весьма полезно для моделей с 120-мм или 140-мм вентилятором...


...Зато потом его можно просто вкатить в корпус по специальным направляющим с пластиковыми колесиками. Фиксируется же блок прикручиванием рамки к корпусу, и здесь мы снова встречаем вездесущие винты с накаткой.


Стойка для накопителей состоит из трех частей. В верхней находятся пятидюймовые отсеки, а средняя и нижняя предназначены для жестких дисков, причем нижняя еще и представляет собой полностью обособленную корзину.


Пятидюймовые отсеки закрываются весьма нестандартными крышками, крепящимися к корпусу теми же винтами, что держат собственно устройства. Удобно, что тут еще сказать – ничего не надо ни выламывать, ни выковыривать.


Не забыты и внешние 3,5-дюймовые устройства – для них в комплект поставки входят двое салазок, к которым можно крепить устройства как за боковые, так и за нижнюю грань.


Доступ к жестким дискам осуществляется через две откидывающиеся крышки, расположенные на передней панели корпуса. За ними скрываются два отдельных отсека, в каждом из которых есть по трое салазок для жестких дисков. Удобно, конечно, но вот для вентиляторов в такой конструкции места не нашлось.




Салазки весьма интересные. Диск в них крепится четырьмя гладкими штырями, достаточно плотно входящими в отверстия с винтовой нарезкой в дисках. Эти штырьки в салазках держатся на резиновых подушечках, снижающих передачу вибраций между корпусом и дисками. Сама конструкция полуразборная – одна из стенок двигается при помощи небольших плоских рычажков на нижней плоскости салазок. Всю эту довольно сложную конструкцию пришлось делать для того, чтобы диск можно было разместить внутри салазок, а потом, сдвинув стенки салазок обратно, надежно закрепить его без участия винтов. Звучит достаточно сложно, но на практике оказывается весьма удобно. Для тех же, кто сильно беспокоится о креплении дисков (или кому предстоит далеко везти собранный корпус), в салазках предусмотрено отверстие для дополнительного винтового крепления диска.

Чтобы вытащить салазки из корпуса, необходимо одновременно сдавить выступы на передней части и потянуть за ручку. Данная операция как раз не очень удобна, и спасает лишь то, что усилие сдавливания требуется весьма небольшое.


Уделим немного дополнительного внимания нижнему отсеку – как несложно увидеть, в нем действительно расположена полноценная корзина для трех SATA-дисков.


При этом в днище под корзиной снова видны вентиляционные отверстия, причем с точками для установки очередного 120-мм вентилятора. Вот только вентилятор сюда не влезает никак даже при отсутствии нижнего диска – мешают боковые пластиковые направляющие для салазок. Похоже, что то ли шасси изначально вообще не планировалось использовать вместе с такой корзиной, то ли разработчики немного недоглядели.


Владельцы старых, но мошных и хороших блоков питания наверняка порадуются тому, что для питания корзины с SATA-дисками используются PATA-разъемы. Причем на три диска – два разъема.


Ну и в завершение не можем не поделиться забавным аксессуаром, поставляющимся с этим корпусом. Конечно, переходник с 8-контактного на 4-контактный разъем питания процессора кому-то может даже пригодиться (например, нам он позволил нарастить недостаточно длинный родной шлейф блока питания и дотянуться до разъема на плате по длинному пути «за стенкой»). Но вот зачем на нем два 4-контактных разъема, с возможностью объединения обратно в 8-контактный?..




Сборка корпуса проходит легко и приятно за счет огромного количества места внутри. Обратите внимание, насколько удобно и, можно сказать, эстетично удается разделаться с многочисленными проводами за счет того, что все лишние «хвосты» прячутся за стенкой с материнской платой. Опять же, длина корпуса гарантирует, что в него влезет любая, даже самая длинная видеокарта: пожалуй, на его основе будет весьма комфортно собирать станции для серьезной работой с графикой – никаких проблем не возникнет ни с двухпроцессорной материнской платой, ни с огромными профессиональными видеокартами, да и с местом для дисков все в порядке. Остался лишь один вопрос – а насколько эффективно охлаждение, ведь двум вытяжным вентиляторам необходимо создать достаточно солидным поток воздуха через все внутреннее пространство корпуса? Впрочем, это мы узнаем ниже.

Zalman Z-machine GT1000


Как и предыдущий корпус, Zalman Z-Machine GT1000 поставляется в двух вариантах: черный и «титановый». А вот размеры у него заметно меньше – это «всего лишь» обычная «башня», причем сделанная целиком из алюминия. В последнем, правда, изрядно сомневаешься, доставая его из коробки, поскольку масса корпуса составляет внушительные 12,5 кг. Разгадка проста – толщина всех алюминиевых деталей составляет от четырех до пяти миллиметров. С одной стороны, это придает корпусу необходимую высокую жесткость, в то время как алюминий сам по себе является мягким и пластичным материалом по сравнению со сталью. С другой стороны, это полностью ликвидировало такое преимущество алюминиевых корпусов как, малая масса, а ведь именно оно является, пожалуй, их единственным существенным достоинством. Так что высокую цену изготовления корпуса из алюминия в случае Z-Machine GT1000 способно оправдать лишь одно – характерный внешний вид. Корпус, фактически, можно досрочно записать в ту странную категорию, где внешний вид значит больше, чем разумное соотношение цены и качества.


Внешний же вид корпуса, несомненно, поражает сразу – небольшой, широкий (использованное в описании на сайте слово «slim» по отношению к этому корпусу кажется странной шуткой), приземистый, с очень странным видом сбоку. Ну что ж, как минимум функцию привлечения внимания он выполняет хорошо – корпус обладает очень запоминающимся и непривычным внешним видом, спутать его с другой моделью будет весьма сложно, а значит, дизайнеры компании Zalman могут гордиться проделанной работой.

Особенно впечатляют боковые двери. Именно двери – боковая панель представляет собой раскрывающиеся в две стороны «ставни» неравных размеров, поворачивающиеся вокруг вертикальной оси. Левая из них имеет прозрачное окно, открывающее вид на комплектующие, в то время как маленькая правая скрывает доступ к стойке накопителей. В закрытом состоянии двери удерживаются специально установленными на них магнитными защелками и четырьмя винтами с накаткой – по две на дверь. Тут, кстати, кроется маленький промах – винты царапают поверхность столь великолепного корпуса. Конечно, эти царапины сами винты и скрывают, но все же как-то обидно за корпус.

Задняя панель не являет собой ничего особенного – перед нами корпус явно стандартной компоновки, со ставшим сейчас практически обязательным для подавляющего большинства корпусов (кроме самых дешевых) 120-мм вытяжным вентилятором. А вот вторая боковая панель продолжает удивлять: мало того, что она также состоит из двух дверец, так они еще и удерживаются нетипичными для компьютеров винтами с внутренней шестигранной головкой под ключ. Впрочем, волноваться не о чем – ключ входит в комплект поставки корпуса.

Кстати, обратите внимание, что корпус весьма глухой, по сравнению с «изрешеченными» вентиляционными отверстиями конкурентами конкурентами – в нем есть лишь вентиляционная решетка на передней панели, вентилятор (с решеткой, конечно же) на задней… и все. Ну разве что еще блок питания будет являться некоторым путем между внутренним объемом и окружающей средой. Никаких иных вентиляционных отверстий больше нет.


Но вернемся к передней панели. В ее центре, между солидной вентиляционной решеткой снизу и внешними отсеками сверху, расположились разъемы и кнопки управления. Набор фактически стандартный – кнопки питания и сброса, три индикатора, два аудиоразъема, два порта USB и один – FireWire. И снова USB-порты расположены очень близко друг к другу, так что воткнуть в них два широких устройства одновременно не удастся.

Хочется отдельно отметить очень удачное дизайнерское решение по вписыванию этих элементов в переднюю панель. За счет того, что кнопки сделаны блестящими, а все элементы вытянуты в линию, вдоль которой идет аккуратная выемка, смотрятся они как-то очень уместно и приятно. Кстати, кнопка сброса весьма невелика – нажать на нее случайно не получится, зато за счет окружающей выемки ей все же чуть легче пользоваться, чем большинством других столь же малых кнопок, обычно требующих нажатия карандашом или другим острым предметом, но никак не пальцем.


И даже ножки у этого корпуса выполнены так, чтобы участвовать в создании внешнего облика. Они стилизованы под бытовую аудио-видео аппаратуру: большого диаметра и высоты, с отделкой полированным металлом. Впрочем, это по большей части декорация: на самом деле корпус опирается на сравнительно небольшие квадратные резиновые накладки, расположенные внутри ножек.


Ну что ж, распахнем двери. За ними нашему взору предстают два отсека для накопителей, причем нижний предназначен для размещения жестких дисков поперек корпуса, а перед ним находятся два 92-мм вентилятора с подсветкой. Похоже, что именно этот отсек с двумя расположенными рядом вентиляторами и является виновником увеличенной, по сравнению с конкурентами, ширины корпуса. Крепление материнской платы вполне стандартное – на привычных столбиках с помощью винтов. Думаю, что говорить о качестве обработки излишне – все просто идеально. Естественно, что при такой толщине всех элементов (да, здесь все из толстого алюминия) жесткость любой части конструкции очень высокая.

Обратите внимание, насколько широко открывается левая створка – благодаря этому она нисколько не мешает в процессе сборки.


А вот заглушки напротив слотов расширения все же несколько выпадают из общего стиля – они самые обычные. Впрочем, их крепление выдержано в фирменном стиле – на винтах с накаткой.

Устройства в двух верхних пятидюймовых отсеках фиксируются при помощи уже установленных и намертво закрепленных на стойке подпружиненных винтов с накаткой, расположенных с обеих сторон. В принципе, можно попробовать при установке устройств в эти отсеки обойтись без открывания второй пары дверц и закрутить эти винты, изогнув руку внутри корпуса. Но вашему покорному слуге это не удалось, хотя у него достаточно длинные пальцы, так что подавляющему большинству пользователей все же придется воспользоваться специальным ключом и открыть все дверцы.

Остальным отсекам повезло меньше: устройства в них придется крепить при помощи самых обычных винтов. Точнее, не совсем обычных, а входящих в комплект специальных, удлиненных – сказывается высокая толщина алюминиевых стенок.


Перейдем теперь к жестким дискам. Начнем с двух весьма непривычных установочных мест для них – на дне корпуса. Для начала нам надо выкрутить из днища четыре специальных «столбика» для каждого диска.


Следующим шагом идет вкручивание этих столбиков в стандартные крепежные места на дисках. Каждый столбик имеет металлическую сердцевину, вокруг которой идет достаточно толстый слой мягкой резины.


После этого мы аккуратно кладем диск на смягчающие прокладки и вводим его внутрь корпуса, попадая столбиками в расположенные здесь же специальные проушины. После этого остается лишь закрыть замки на передних проушинах – и диск надежно закреплен.


Не менее любопытно и нестандартно, хотя и так же просто, осуществляется крепление дисков в нижней корзине передней стойки. Корзина представляет собой расположенные в четыре яруса комплекты из свободно вращающихся направляющих роликов, на которых располагаются диски, и по которым они вкатываются внутрь. Такие же ролики плотно поджимают каждый диск сверху, а по бокам тем же занимаются специальные маленькие ролики. Поскольку все они имеют весьма толстые внешние слои из мягкого материала (боковые имеют слои по всей длине, а верхние и нижние – по краям роликов), то в результате диск весьма плотно зажимается между двумя нижними, двумя верхними и двумя боковыми роликами.


Окончательно же фиксирует диск дополнительный передний ролик, перемещающийся в боковых прорезях. Поднимая ролик, мы открываем диску путь внутрь, а опуская – зажимаем диск намертво. К слову сказать, ролик при этом весьма заметно изгибается.


Если же вам необходимо максимально надежно зафиксировать винчестеры, то на торцах роликов предусмотрены специальные диски с прорезями. Довернув прорезь до отверстия в стойке и вкрутив в него располагающийся рядом винт с накаткой, вы полностью зафиксируете передний ролик – а соответственно, и жесткий диск.


В завершение хочется сказать несколько слов о входящей в комплект системе ZM-MC1 – так именуется расположенный слева на фотографии выше переходник питания. При помощи него вы можете подключить вентиляторы на передней панели либо к 12 В, либо к 5 В, просто выбрав необходимую пару разъемов на переходнике. А вот подключить те же самые вентиляторы напрямую к материнской плате вам вряд ли удастся – их провода слишком коротки, чтобы обогнуть корзину с жесткими дисками.




Установка комплектующих проходит без особых приключений. Как всегда в случае компактных корпусов, определенную проблему составляет аккуратная укладка шлейфов внутри корпуса, особенно в нижней части. В качестве отдельного характерного момента хочется упомянуть то, что порты на передней панели придется подключить до установки жестких дисков на дно корпуса – последние полностью перекрывают доступ к нижней части материнской платы. Впрочем, это вполне ожидаемая плата за возможность в столь компактном корпусе разместить столько жестких дисков. Столь же сложно будет в собранном корпусе добраться и к SATA-портам, которые традиционно на материнских платах располагаются в правом нижнем углу.


В Z-Machine оказались установлены вентиляторы с красной подсветкой, и внешний вид работающего в сумраке корпуса окончательно убедил нас, что привлекательный облик – это его основная характеристика.

Методика тестирования охлаждения


Тестирование производилось в закрытом и полностью собранном корпусе при постоянной внешней температуре 23°С, за поддержание которой отвечал кондиционер. Поскольку мы придерживаемся версии о том, что большинство пользователей предпочитает малошумные системные блоки, то управление оборотами вентилятора на процессоре и системных вентиляторов (если, конечно, они подключались через трехпиновый разъем к материнской плате) выставлялось в режим "Silence". Никаких изменений конфигурации воздушных потоков не проводилось.

В качестве тестового стенда был выбран следующий набор комплектующих:

материнская плата ASUS P5E;
процессор Core 2 Duo E6850;
кулер Zalman CNPS9500 AT;
четыре жестких диска Western Digital Raptor WD740GD;
видеокарта HIS IceQ3 Radeon HD 3870;
2 x 2 ГБ памяти DDR2 Patriot PDC24G6400LLK с частотой 800 МГц;
Операционная система Microsoft Windows XP Professional SP2.

Для снятия показания температур процессора применялась программа ASUS PC Probe, поставляемая в комплекте с материнской платой. Температура жестких дисков измерялась с помощью программы HDD Thermometer, а видеокарты – с помощью контрольной панели ее драйвера.

Тестирование проводилось в следующих режимах:

Idle – режим простоя компьютера;
IOMeter – на все жесткие диски одновременно запущен тест «Access time» из программы IOMeter, обеспечивающий максимальную нагрузку на диски;
Prime95 – запущена программа Prime95 в режиме «in-place large FFTs», обеспечивающем максимальную загрузку обоих ядер процессора;
3DMark06 – запущен 3DMark06 с разрешением 1280х1024 и максимально возможными настройками качества изображения.

Все показания температур снимались минимум через полчаса работы в соответствующем режиме, после того, как их значения стабилизировались.

Оценка уровня шума проводилась только субъективным методом в процессе тестирования описанной конфигурации тестового стенда.

Перед тем, как перейти непосредственно к тестированию, приведем основные характеристики участников:


Результаты тестирования


Для начала посмотрим результаты для каждого корпуса и оценим такой момент, как качество охлаждения жестких дисков в зависимости от их размещения.


Нумерация жестких дисков идет сверху вниз: первый диск расположен отдельно, в верхнем отсеке, остальные три полностью занимают нижний.

В то время как температуры процессора, видеокарты и материнской платы находятся во всех режимах на нормальном уровне и не вызывают тревоги, сказать то же самое о жестких дисках сложно. Конечно, ничего запредельно неприятного с ними не происходит, но все же 45-47 градусов – это многовато для современного корпуса и уже вполную приближается к черте 50 °C, за которую заходить весьма не рекомендуется, поскольку при высоких температурах значительно снижается надежность и долговечность дисков. Видимо, двух вентиляторов в тихом режиме все же недостаточно для создания потока воздуха, справляющегося с охлаждением дисков. Косвенно об этом говорит и весьма большая разница между диском, вольготно расположившимся в верхней корзине, с плотно расположенными тремя нижними. Понятно, что у первого диска значительно лучше обдув, что и вызывает такую разницу результатов. Весьма печальный результат, если честно, особенно с учетом того, что в GS1000 не предусмотрена установка вентиляторов напротив корзин с дисками. Владельцам корпуса придется выбирать менее греющиеся диски, ставить второй вытяжной вентилятор наверх и тщательно подбирать скорость вентиляторов для достижения комфортных условий работы винчестеров.

Что же касается шумности и вибрации, то тут все находится на достаточно привычном для современных качественных корпусов уровне – в нашей системе заметный шум создавали лишь головки дисков, в то время как вентиляторов и потока воздуха через вентиляционные отверстия практически не слышно.


Первые два диска расположены в передней корзине (нумерация сверху вниз), вторые два – на дне корпуса (нумерация спереди назад). Вентиляторы питаются от 5 В.

GT1000 значительно лучше справляется с охлаждением дисков – температура любого из них под нагрузкой меньше сорока градусов. Чуть тяжелее приходится лишь крайним дискам в корзине и второму диску на дне корпуса, который оказывается в глухом углу. А вот с охлаждением остальных компонентов дела обстоят несколько хуже, причем тяжелее всего видеокарте – ей явно не хватает вентиляционных отверстий в корпусе, откуда ее турбина могла бы брать холодный воздух, в результате чего GT1000 в данном вопросе проигрывает одноклассникам.

А не попробовать ли нам увеличить скорость втягивающих вентиляторов, переведя их на питание от 12 В, благо такая возможность есть?


Ну что ж, эффект вполне заметен: все компоненты снизили свою температуру на 2-4 градуса.

Правда, этот выигрыш теряет свое значение из-за резкого возрастания уровня шума. Даже на 5 В вентиляторы ощутимо шумели, а уж на 12 В они вполне способны посоревноваться с активно работающими головками четырех дисков. Причем это не шум двигателей вентиляторов, с ними-то как раз все в порядке, а шум потока воздуха, проходящего через переднюю решетку и попадающего в лабиринт из дисков и множества держащих их роликов. Хотя некоторый вклад в общий шум вносит и не самая удачная крыльчатка вентиляторов, но все же основным источник звука является именно сложный путь протекания воздуха. Так что мы рекомендуем использовать этот корпус только с тихоходными вентиляторами, аккуратно балансируя между качеством охлаждения дисков и шумностью системы в целом. Возможно, стоило бы еще чуть уменьшить скорость вентиляторов, но базовые возможности корпуса этого уже не позволяют – требуется либо замена вентиляторов, либо отдельный блок регулировки оборотов, умеющий снижать напряжение ниже 5 В.

С вибрациями же во всех случаях все в полном порядке: жесткий корпус и использованная система крепления дисков надежно их поглощают.

В завершение сравним корпуса между собой. В качестве температур винчестеров приведены данные самого холодного и самого горячего дисков в корпусе.


Несложно увидеть, что в состоянии покоя GT1000 чуть прохладнее своего большого собрата, даже с вентиляторами на 5 В. Особенно заметна разница на жестких дисках – разрыв в десять градусов на лучшем диске – это очень много.


Тот же разрыв сохраняется и при нагрузке на жесткие диски: если в GT1000 они находятся в комфортном диапазоне, то в GS1000 – на грани перегрева.


Сохраняется проигрыш GS1000 и при нагрузке на процессор: лишь видеокарта в нем оказалась чуть-чуть холоднее, чем в GT1000.


Под нагрузкой, схожей с максимальной для домашних компьютеров, GS1000 весьма удачно охлаждает видеокарту, даже лучше, чем GT1000 с вентиляторами, выведенными на полные обороты. Неплохо обстоят дела у GS1000 и с процессором. Но вот жесткие диски портят всю картину: 43 градуса на худшем диске – это несколько многовато, так что данный корпус крайне нежелательно использовать при максимальном заполнении дисками. Пожалуй, его судьба – мощные станции, не требующие при этом серьезной дисковой подсистемы.

Что же касается сравнения между собой результатов GT1000 при разных скоростях вентиляторов, то 3 градуса становятся тем выигрышем, который получает пользователь за потерю акустического комфорта. Стоит ли овчинка выделки? На наш взгляд, нет: корпус и при питании вентиляторов от пяти вольт весьма неплох.

Подведение итогов


Компания Zalman успешно подтвердила свое реноме создателей устройств, заметно выделяющихся на фоне конкурентов. Zalman GS1000 – отличный корпус с точки зрения сборки в нем мощной вычислительной системы. Поддержка плат формата E-ATX, возможность спрятать кабели, удобная работа с комплектующими – у этого корпуса хватает достоинств. Тем не менее, есть один случай, когда он проиграет конкурентам: из-за плохого охлаждения винчестеров собирать в нем многодисковые хранилища данных не стоит.

Zalman Z-Machine GT1000 потрясает своим внешним видом. Если вам нужен корпус, чтобы удивлять окружающих – он перед вами. Тем более, что в комплекте вы получите достаточно удобное внутреннее оснащение и возможность установки до шести жестких дисков. Он не настолько тих, чтобы назвать его абсолютно бесшумным, но все же, шумность находится на приемлемом уровне, в то время как качество охлаждения весьма неплохое. У этого корпуса, по сути, только один крупный недостаток – его цена. За красоту надо платить, и в данном случае эта плата настолько высока, что лишь немногие смогут ее себе позволить.

Другие материалы по данной теме:


Обзор корпусов среднего ценового диапазона: Ascot, Gigabyte и Raidmax
Корпус Antec Three Hundred – достойное охлаждение за разумную сумму
Корпуса Antec: пять моделей на любой вкус